ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД 

18+

 


      
 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР - 3

промышленности, бизнеса и имиджа человека труда (даётся в сокращении)


ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ (СОБСТВЕННИКА)

    Как в спорте высоких достижений ориентир идёт на чемпионов, так и в предпринимательском сообществе важен пример лидеров рынка, флагманов регионального бизнеса.

     Ещё в первом десятилетии 21-го века имена таких южноуральских командиров производства как В.Ф. Рашников, А.М. Аристов, К.И. Струков, А.И. Комаров и А.А. Фёдоров произносились с неизменным уважением. Общество отдавало должное их предпринимательским талантам, давшим возможность сохранять рабочие места, пополнять бюджеты всех уровней, поддерживать социальные программы. Сегодня масс-медиа предлагают лишь считать деньги в их карманах. Как зарабатываются эти деньги и как они работают на развитие территории, налоговые отчисления, развитие предприятий промышленности, социальных фондов, общественное благо, ответов на эти вопросы общество не получает, да и интереса к этому никто не пробуждает.
     Как и почему произошла подобная трансформация?
    Дело в том, что пик приватизации и перераспределения промышленных ресурсов пришёлся на время руководства областью П.И. Сумина, который активно вмешивался в эти процессы, отстаивая региональные приоритеты. Не только местные, но и федеральные средства массовой информации рассказывали о совместной борьбе властей и бизнеса против иностранных транскорпораций, против захвата российской собственности нечистоплотными дельцами. Население вполне ясно представляло себе, что значит сохранение рабочих мест и наполнение бюджетов такими флагманами промышленности как ММК, Мечел, ЧТПЗ, Ариант. Сохранение работоспособности Челябинского угольного бассейна обозначалось как сохранение энергобезопасности региона (во многом, именно благодаря местному углю в Челябинской области удалось избежать ситуации Приморья, где зимой 2007 года сложилась критическая ситуация с отоплением). Создание крупных сельхозпредприятий увязывалось с продовольственной безопасностью.
    В то же время, были открыты двери для ответственных инвесторов. Так появились в области российско-американские, российско-германские и прочие предприятия с участием иностранного капитала.
     Все совместные усилия власти и бизнеса составляли промышленную политику региона, которая была близка и понятна населению. Все действия по реализации этой политики оценивались потребителем информации СМИ положительно. Эта же положительная оценка распространялась и на руководителей предприятий.
     Надо отметить, что и значение трудовых коллективов, профсоюзов в целом поддерживалось собственниками.
    Однако со временем данная практика сошла на нет.
    Во многом, сказалась инерция мышления руководителей (собственников), которые привыкли, что информационное обеспечение промышленной политики идёт, как бы само собой. Они перестали выделять деньги на поддержание имиджа предприятия, целиком и полностью положившись на свои пресс-службы. Однако сотрудники пресс-служб, как правило, не являясь квалифицированными журналистами, обращали внимание лишь на узкие сегменты деятельности предприятия, которые не были интересны широкому кругу читателей, радио- и телезрителей. Многие предприятия просто отказались от издания корпоративных СМИ.
    Показательно, что последняя платная публикация о профсоюзной организации ММК была опубликована в газете «Труд» в 2008 году.
    Газета «Челябинский рабочий», получив финансирование зарубежным грантом, принципиально отказалась от освещения трудовой жизни области, а в 2016г. вообще прекратила своё существование. Газета «Южноуральская панорама» не сумела достичь достаточного профессионального уровня, чтобы стать интересной читателю.
   Из областных изданий целенаправленно вела промышленную политику лишь газета «Промышленник», но после ухода из жизни П.И. Сумина, почвы для её деятельности практически не стало. Она работала лишь на предприятия-члены Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, но позднее и СПП не захотело вкладывать деньги в идеологическое обеспечение отсутствующей промышленной политики.
   Понятно, что данное решение было продиктовано конфликтной ситуацией между крупным бизнесом и властью. Губернатор М.В. Юревич заявил, что чёрная металлургия для региона больше не является приоритетным направлением. Именно им были ликвидированы и областное Министерство промышленности и Управление печати и средств массовой коммуникации. Губернатор Б.А. Дубровский практически не обращал внимания ни на реальный сектор экономики, ни на информационную политику, занимаясь, в большей степени, проблемами личного характера.
   Таким образом, общество лишилось информации о деятельности предприятий, о промышленности, о работе руководителей. На поверхность начали всплывать лишь «жареные факты». Скажем, успешная работа предприятия «Конар» нивелируется информацией о возбуждении в отношении его руководителя В. Бондаренко уголовного дела. Далее о ходе этого дела, либо о его прекращении информации нет.
   За эти восемь лет произошла смена поколений, и новым жителям области стало казаться, что отражение жизни производственных предприятий и их собственников в стилистике «жёлтой прессы», - это и есть их суть. Крупных бизнесменов южноуральцы стали воспринимать только через призму списка журнала «Форбс», балы, яхты, золотые унитазы и прочие атрибуты «красивой жизни». За обнародованной зарплатой К.И. Струкова в 6 млрд. рублей жители Челябинской области не увидели его налоговых отчислений в бюджеты и фонды соцстраха, которые позволяют Пластовскому району (где зарегистрировано ЮГК) содержать многие социальные объекты. К примеру, в г.Пласт функционирует ФОК и плавательный бассейн, а в сравнимом по масштабу г. Куса бассейн построен около 15 лет назад, но не вводится в строй из-за того, что власти не могут определиться с источником финансирования, датирования его работы. Крупный горно-лыжный центр «Евразия» принадлежит московским собственникам, часть его сотрудников – жители Златоуста. А муниципальный ГЛЦ обанкротился и развалился, т.к. не нашёл толкового собственника. Подобные «струковы» на местах – спасение территорий от депрессии и развала. Но население само об этом не догадывается, а до него данная информация не доводится.
    Во многом сами собственники, достигнув определённого финансового и политического веса, посчитали излишним продолжать пропагандировать свои производственные инновации, социальные инициативы, прекратили работать на поддержание своего положительного имиджа. Так, например, перед выборами в Госдуму РФ 2015 г. К.И. Струкову была предложена к изданию готовая книга о его роли в истории «Южуралзолота» и Челябинской угольной компании, которой создавался имидж «народного олигарха». Но он посчитал подобные затраты непроизводительными, заявив, что «золото в рекламе не нуждается». Это оказалось стратегической ошибкой. Струков депутатом Госдумы так и не стал, а общество видит в нём сегодня лишь владельца баснословного состояния, созданного на трупах шахтёров и их бессовестной эксплуатации. Не исключено, что подобные имиджи создаются и поддерживаются сознательно – конкурирующими субъектами предпринимательской деятельности.
    Пример Струкова тем более показателен, что, став собственником Челябинского угольного бассейна в 1997 году, он по совету П.И. Сумина создал газету «Город горняков», выходившую в Челябинске, Коркино, Копейске, Еманжелинске и Пласте. Затем оставил лишь газету для ЮГК – «Шахтёрские вести». Позднее совсем отказался от собственного средства массовой информации.
   О результатах подобной недооценки идеологического обеспечения деятельности его предприятия и его лично мы сказали выше.
    Да и сам Струков на одном из заседаний Законодательного Собрания Челябинской области выразил недовольство… общественным мнением, не позволившим строить в области новые производства (пусть даже экологически не безупречные, но экономически выгодные). Но сам он не обратил внимания на то, что его личный имидж изменился именно с момента прекращения его работы с этим самым общественным мнением.
    Между тем, история успеха данного предпринимателя и многих других лидеров южноуральского бизнеса могла бы стать вдохновляющим примером для общества, молодёжи. И все их усилия получали бы трактовку в иной плоскости, как пример ответственного служения стране, населению региона.
    Недоработка региональных властей в создании и поддержании положительного имиджа эффективных собственников сказывается не только в том, что бизнес не находит качественного освещения в областных СМИ, но и в том, что даже лидеры местного бизнеса не имеют серьёзных правительственных наград. А олигархи нуждаются в моральном поощрении не менее, чем простые рабочие. Правительственная оценка труда данного собственника имеет значение и для всего общества.