ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД 

18+

 


      
 

 
БОГ ОСТАВИЛ ЧЕЛЯБИНСК - 3
 
УСМИРЕНИЕ ДЕПРЕССИЙ
 
   Опыт зарубежных стран в сфере развития депрессивных регионов даёт некий сдержанный оптимизм и векторы возможного развития. Если к тому будет политическая воля региональных властей и поддержка властей центральных.
  

Так, в Великобритании к депрессивным регионам относят старопромышленные районы с узкой специализацией (Северо-Восток Великобритании, Северная Ирландия, Уэльс, промышленные зоны Шотландии). Результатом деградации традиционных отраслей экономики (угледобыча, металлургия, текстильная промышленность) стал существенный рост безработицы.
   Депрессия в этих районах имела структурную природу, что выражалось в виде отсталости промышленной базы данных регионов и приводило к многочисленным проблемы при замещении депрессивных отраслей более современными и быстрорастущими отраслями (электроника, нефтехимия и т.д.). Основными индикаторами данного положения были: быстрый упадок (в сравнении с общенациональным уровнем) преобладающих традиционных отраслей; низкий уровень предпринимательской активности; высокий уровень безработицы; рост миграции из региона. Всё то, что мы видим сегодня в Челябинске.
   Первой инициативой по развития депрессивных регионов в Великобритании стало решение сформировать в 1929 году специального управления, основной задачей которого стало развитие проблемных регионов. Кроме того, начиная с 1930-х годов в Великобритании был принят ряд нормативных документов, направленных на обеспечение развития депрессивных регионов, которые существенно расширили стимулы для инвестирования, включая дополнительные субсидии на приобретение основных фондов, свободу в применении амортизационной политики, ограничения в размещении учреждений в развитых регионах, прямое планирование регионального развития и др.
   В настоящее время ключевую роль в региональном развитии Великобритании играет Министерство торговли и промышленности. В Челябинской области более пяти лет подобное министерство не существовало, возрождено только во второй половине 2019 года.
   Для преодоления депрессии в Германии, региональная политика направлена на укрепление роста экономически слабых регионов в целях обеспечения одинакового участия их в экономическом развитии страны. Для этих целей в 1969 году на национальном уровне был сформирован конституционный механизм согласования регионального развития между регионами (землями) Германии и федеральным уровнем, так называемая Система совместного решения задач (GA), направленная на совершенствование региональных экономических систем и формирование скоординированной политики развития регионов.
   Согласно данной системе в процесс выбора регионов, которым необходима помощь, территории группируются в порядке убывания по принципу регионального неравенства. Далее по ряду экономических показателей регионы ранжируются с целью определения территорий, которым необходима финансовая помощь. Результатом является подробный годовой план развития депрессивных регионов, в котором для каждого нуждающегося в поддержке региона определены меры и условия помощи, а также установлены приоритеты регионального развития на последующие три года.
   Роль федерального правительства в данной системе сводится к следующему: 1) оказание дополнительной помощи депрессивным регионам, не способным самостоятельно решить возникшие проблемы; 2) определение единой схемы реформирования и развития всех регионов; 3) создание системы помощи, которая бы исключала возникновение конкуренции между регионами.
   Начиная с 1985 года, в Германии применяется селективные (т.е. избирательные, применяемые по усмотрению общенациональных и местных регулирующих органов) инструменты регулирования регионального развития. Селективность региональной политики проявилась в росте удельного веса регионально ориентированной помощи, направленной на поддержку новых, а также мелких и средних фирм.
   Кроме того, после присоединения Восточной Германии была принята специальная программа «Подъем Востока». В рамках данной программы были определены суммы ежегодных отчислений и их целевое назначение для содействия развитию производства и повышения занятости данных территорий. Указанная программа включают в себя выделение субсидий как из федерального, так и из земельных бюджетов на развитие промышленности и инфраструктуры, что, в свою очередь, создает предпосылки для широкого развертывания инвестиционного процесса. Тем не менее, неспособность органов местного самоуправления новых восточных земель Германии эффективно распоряжаться поступающими финансовыми ресурсами стала причиной замедления темпов экономического развития данных территорий.
   Справедливо будет предположить, что подобная проблема может возникнуть и в российских территориях, в частности, в Челябинской области. Более того, попытка челябинских властей дать депрессивным территориям статус ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития) кончилась ничем: бизнес не поверил в искренность властей. В то же время, территории с мягкой налоговой нагрузкой в соседней Башкирии востребованы такими крупными предприятиями Челябинской области как ММК, ЧТПЗ и др.
   В Италии к депрессивным регионам относятся южные регионы, особенно Калабрия. Для региональной политики Италии характерно создание специальной структуры фондов, которые формируются с участием государства и бизнеса и средства которых направляются исключительно в депрессивные регионы. Для этих территорий характерны: низкий уровень урбанизации, индустриализации, экономико-социального развития, неблагополучная экологическая и криминогенная обстановка, политическая нестабильность. Тем не менее, несмотря на многочисленные денежные вливания, экономические диспропорции между итальянскими богатыми промышленными северными регионами и бедными аграрными южными (Сицилия, Сардиния) так и не исчезли: только у 40% жителей Калабрии есть работа, по сравнению с 65-70% в Ломбардии и Больцано.
   В Швеции депрессивными считаются города Гетеборг, Уддевалле, Ландскроне и Мальме, где размещается отрасль частных судостроительных верфей, и которые оказались на грани банкротства из-за высокой конкуренции, со стороны Японии и Китая. С 70 – 80-х гг. XX в. региональная политика Швеции, как и многих других скандинавских стран, направлена на развитие бизнеса в виде организации поддержки отдельных отраслей и на расширение социальной инфраструктуры, в том числе на совершенствование системы образования. Данная политика привела к тому, что в г. Гетеборг были налажены сборка автомобилей и производство шарикоподшипников, а на крупной верфи в Мальме строят подводные лодки, а также получило развитие производство сахара, пива, мыла и маргарина на базе использования местных сельскохозяйственных ресурсов и благодаря близости портов, удобных для сбыта продукции.
   Во Франции к депрессивным регионам относят ряд районов, на территории которых присутствуют старые угольные месторождения. Кроме того, быстрый научно-технический прогресс и соответствующие изменения экономической структуры привели к росту диспропорций в экономическом развитии регионов страны. Такие развитые в прошлом индустриальные регионы, как Лотарингия и Северный промышленный район быстро превратились в одни из самых кризисных регионов и требующих государственной поддержки.
   Вследствие структурных изменений экономика этих регионов, ориентированная на традиционные отрасли, оказалась неготовой к изменению спроса на рынке и к переходу к производству товаров потребления современного уровня. Общей проблемой депрессивных регионов Франции является нехватка местной рабочей силы. Возможно, именно эта проблема заставила правительство страны принять массу «чёрных рабочих рук», но станет ли это решением проблемы или создаст ещё большие проблемы – вопрос.
   Основой региональной политики в депрессивных регионах Франции является кредитование программ инфраструктурного развития, профессиональной переподготовки работников и социальной помощи. Примером такой программы являлся масштабный план реабилитации предприятий черной металлургии и угольных бассейнов на севере Франции. За десять лет реализации данной программы были созданы 10 тыс. новых предприятий.
   Стимулирующие меры заключались в повышении привлекательности и глобальной конкурентоспособности остальных территорий страны. Для этих целей использовались методы планирования, которые основывались на координации территориального и отраслевого развития регионов. В частности, наибольшую известность получила практика создания кластеров конкурентоспособности в депрессивных территориях страны.
   Применительно к России вообще и к Челябинской области, в частности, можно говорить о попытках развития производства товаров импортозамещения. Однако результаты этой работы, пущенной на самотёк, весьма скромны. Точно так же не стало драйвером развития создание кластеров. Например, «центр дизелестроения», формально созданный в Челябинске, никакого влияния на отрасль не оказал. Без морально-финансовой поддержки со стороны властей прорыва не произошло.
   В качестве других стимулирующих мер по развитию территорий во Франции широко применяются, как и во многих других государствах, дифференцированные налоговые ставки и налоговые льготы. Например, практикуются значительные налоговые льготы при создании или сохранении определенного количества рабочих мест. Кроме того, в качестве стимулирующей меры применяются различные социальные льготы. Проводится и активное информирование потенциальных инвесторов, в том числе большое внимание уделяется иностранным компаниям (для этих целей было создано отдельное агентство). Особое внимание стоит обратить на существующую во Франции практику предоставления региональных премий. В настоящее время она предоставляется компаниям промышленного сектора, которые создают или расширяют уже действующие производства на неблагополучных территориях. Кроме того, она может быть предоставлена на исследовательские проекты практически на всей территории Франции.
   Для получения региональной премии компаниям необходимо инвестировать свыше минимального установленного законом объема средств и создать определенное количество рабочих мест. В целом, французский опыт развития депрессивных регионов отличает нацеленность на выявление сильных сторон развития территории и, исходя из этого, определение конкретного набора инструментов для стимулирования развития данной территории.
   К депрессивным регионамСША относятся два пояса: территории от Флориды на Север до канадской границы; территории вдоль Западного побережья.
   В США региональная политика проводится специальными независимыми федеральными агентствами, которые занимаются реализацией федеральных программ (рассматриваются на федеральном уровне и финансируются из федерального бюджета) в соответствии с географической, территориальной и экономической дифференциацией регионов страны. В рамках данных программ устанавливаются приоритетные цели развития депрессивных регионов, определяется план мероприятий, максимально размеры ассигнований из федерального бюджета, а также устанавливаются права и обязанности органов, на которые возлагается руководство за реализацией принятых программ.
   В рамках региональной политики развития депрессивных регионов в США был принят ряд законов. Кроме того, для привлечения частного капитала в экономику региона штатам в США предоставляется право регулировать ставки местных налогов по разным отраслям, в том числе, и наиболее перспективным для местных условий. В основном, льготы при уплате местных налогов выражаются в снижении ставок этих налогов или их полной отмене на срок от 5 до 10 лет с начала деятельности компании в депрессивном регионе.
   Кливленд, Детройт, сталелитейный Питтсбург – прямые аналоги челябинских индустриальных городов. Не случайно, сам Челябинск называли «уральским Питтсбургом». Властям США понадобилось 30 лет на то, чтобы вернуть к жизни «коричневые земли», остановить бегство людей с данной территории, создать для них рабочие места и безопасные условия проживания.
   Следует отметить, что определённое участие в реализации программы «Возрождение», проходившей в три этапа, принимали и наши учёные, и выходцы из Челябинской области. Научная проработанность вопроса, его тщательное теоретическое обоснование и подготовка – залог успешности в практическом исполнении проекта.
   Региональная политика Канады нацелена на улучшение уровня жизни в регионах с высоким уровнем безработицы и низким экономическим ростом. Основной механизм – налоговые льготыдля предприятий в данных регионах.
   Началом региональной политики развития депрессивных регионов в Канаде считается 1960 год, когда был принят Закон о восстановлении и развитии сельского хозяйства. Итогом стала реализация ряда крупных промышленных проектов в сельских регионах Канады. Кроме того, в 1982 году в целях дальнейшего развития регионов было создано Министерство регионального и экономического развития.
   Челябинская область в данном контексте являет собой полную противоположность: сельская промышленность находится в полном упадке. Закрыты многие молочные и сыроваренные заводы, пивоваренные и ликёро-водочные заводы, спиртзаводы. Идеи по производству картофельных чипсов остались нереализованными. Деревообработка находится в основном на стадии лесозаготовительного цикла: продаётся сырьё, а не изделия. Та же ситуация и в других отраслях сельхозпромышленности.