ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД 

18+

 


      
 

 
ДЕТСТВО ЯЗЫКА. ВВЕДЕНИЕ

Мы начинаем публикацию серии материалов по истории человеческой речи, о том, что делает нас людьми….

Дорогой друг! Ты, конечно, прекрасно знаешь, что ничего не бывает сразу, что всё на свете рождается, развивается, взрослеет. Так и речь человеческая, наш язык, на котором мы говорим сейчас, когда-то начал жить в совершенно младенческом состоянии. Это трудно себе представить, но тогда не было даже такого родного и тёплого слова как «мама», а буква «р» не была морокой для мальчиков и девочек, так как её не просто существовало. Тогда многих звуков ещё не было!

Вы знаете, что есть такая наука – археология. Учёные ищут материальные свидетельства прошлого: каменные топоры, глиняные горшки, бронзовые наконечники стрел, создавая картину быта древних людей. Не меньше свидетельств, как говорят учёные, - артефактов ушедших эпох - содержит наша речь. Наш язык сохранил сквозь тысячелетия и пространства весь мир, окружающий древнейшего человека, он сберёг даже эмоции охотников на мамонтов, бережно запечатлел все перипетии своего взросления.

И сейчас мы с вами отправимся в этот удивительный, полный неожиданностей мир АРХЕОЛИНГВИСТИКИ.

Конечно, первобытный человек не сидел за партой. Он изучал Природу во взаимодействии с нею, но, прежде всего, он изучал самого себя. Ему всё было интересно: как живут его органы, как они действуют, он видел в них что-то похожее с внешним миром…. Так рождалось то понимание, которым хотелось поделиться с собратьями по племени, по роду….

Стоп! Вот мы и «попались» на современное слово – «род», которое увело историческую науку в некие «родоплеменные» дебри. На самом деле, основным признаком опознавания «свой» или «чужой» было не какое-либо кровное родство, а умение понимать друг друга.

Мы знаем по истории, что в древнейшие времена люди жили, словно дикие звери, стаями. Не было у них крепких семей, постоянных жилищ. Кочевали люди в поисках пищи, расходились, вслед за пасущимися стадами и сходились, чтобы вместе поохотиться на большое животное. Дети росли в этих первобытных «стаях» на радость всем, толком не зная: кто у них папа, а кто – мама, кто кому родной брат или сестра, а кто - двоюродный. Потому, встречая чужака, они определяли в первую очередь: понимают ли они речь друг друга. В ту пору это были, хотя и осмысленные, но очень примитивные звуки.

По представлениям древних, эти звуки, эту «речь» производил рот. То есть, в первобытном обществе на основе языка сложился признак общности: если один человек понимает другого, то у них один рот. Ротовое «родство» в те времена было важнее родового. Но, точнее сказать, это был не рот, а лот. Звук «Р» (как и многие другие звуки) для тяжёлых челюстей, массивных зубов, толстого языка и неповоротливых губ древнейших людей был недоступен. Многих детей и в наши дни водят к логопедам, чтобы научиться произносить этот самый молодой в нашей речи звук, ещё не вошедший в речевые гены homo sapiens до наших дней. Но нынешняя человеческая речь – это отзвуки лот-языка.



Тайны древнего губошлёпа

ГУБЫ… Они были очень примитивны у первочеловека и не могли воспроизвести, например, такие звонкие звуки как «Г» и «Б». В те изначальные времена это были не губы, а КУПЫ. Если прислушаться, то мы и сейчас не слишком стараемся выводить звонкие звуки в обычной речи, так и слышится: «Купы накасила!».

Человек заметил, что главная функция губ (куп) - закрывать рот, заКУПоривать его. Видите, словно археолог снимает вековые напластования почв, добывая из-под слоя земли старинную вещь, так мы видим внутри современных слов спрятанные старинные слова и смыслы.

Мы встречаемся с этими «первобытными» словами на каждом шагу, не замечая этого. Вот, например, нам кажется, что слово «купе» иностранное, возможно – французское. На самом же деле его смысл нам вполне понятен – отделять, также - закупоривать. Заходя в вагон поезда, мы как бы отделяемся от остальных пассажиров в своём купе. Делая поКУПку, мы также отделяем часть товара, отнимая для себя от общего. Возможно, для этого вырезали и КУПон на скидку. Поищите ещё слова с корнем «КУПО» и увидите, что все они имеют сходные смыслы. И все эти смыслы нам вполне понятны.

Но мы уже знаем, что за многие тысячелетия человек менялся внешне. Расширялось и его пространство в познании мира. Ему не хватало тех примитивных древних звуков, которые он уже освоил. На помощь себе он создавал новые звуки. К примеру, тихие звуки «к» и «п» человек преобразил в звонкие «г» и «б».

Так появились ГУБЫ. Звучание изменилось, но семантическое (смысловое) наполнение данного широкого понятия осталось прежним.

Раньше, письменные свидетельства сохранились о 15-16 веках, в России административное деление было не на области и районы, как сейчас, а на губы. Да, губа при царе Иване III Васильевича – это отдельная территория, по сути - частное от общего. Позднее Пётр I «расширил» слово по моде того времени – губерния. Управлять ими стали уже не губные старосты, а губернаторы. Но суть термина не изменилась. И мы ясно видим, что слово это абсолютно русское, славянское, нам вполне понятное.

Была ещё такая забавная должность: губной целовальник. Нет-нет, это не то, что вы подумали! Этот человек отвечал за финансовые, денежные, вопросы своей территории, своей губы. В том, что он не станет воровать, он крест целовал, перед Богом клялся.

А в русской армии прошлых веков «губой» называли даже солдатскую тюрьму, так и говорили: «посадили на губу», то есть – в камеру, «купировали» человека. Некоторые толкователи, преклоняющиеся перед всем иностранным, пытаются убедить, что это слово русские воины переделали из немецкого «гауптвахта», но, уверяю вас, что великий русский язык вполне справлялся своим арсеналом. «Посадить на губу» - значит закрыть, отделить, лишить свободы.

Можете себе представить, с каких незапамятных времён сохранились названия заливов – Обская Губа, Онежская Губа, Двинская Губа…. Это места, где реки и моря ограничивались сушей с разных сторон, «купировались», и древним мореплавателям удобно было устраивать стоянки в этих тихих заводях, закрытых от ветров и бурь.

Заглядывая, в далёкое прошлое с помощью археолингвистики, мы можем понять даже, каким был самый первый способ… убийства! Человек человеку просто закрывал рот, сжимал ему губы и…, не давая вздохнуть, губил противника. Убить - это и значит «купировать» дыхание, губить. В данном случае первый согласный звук «г» просто потерялся на пути из прошлого в современность.

У древних людей практически не было слов, начинающихся на гласный звук. И, если его нет вначале слова, то он «выпал», слово стало общепонятным и без него.

Дело ещё в том, что гласные были, главным образом, связующими звуками, позволяющими… дышать, делать вдохи и выдохи, произнося первые слова-фразы. Именно потому школьники до сих пор делают так много ошибок в правописании гласных, что создателям языка было неважно – какой «дыхательный звук» употребить. Но это - их маленькая тайна, которую они раскрыли только перед тобой!

(Продолжение следует)