ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД 

18+

 


      
 

 
КОНЦЕПЦИЯ. ЧАСТЬ V.
 
Концепция развития кооперации на территории Челябинской области -5. Зарубежный опыт развития и поддержки кооперации

 

Анализ зарубежного опыта показал, что экономика любой территории располагает высоким потенциалом для развития кооперации. Наиболее распространенными видами производственной кооперации являются: аутсорсинг, франчайзинг, субконтрактинг. Наибольшее распространение на Западе получила субконтрактация («промышленное партнерство», «делегированное производства»). Субконтрактинг – способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором (заказчиком) и субконтракторами (поставщиками). Субконтрактация является одним из слагаемых, обеспечивающих высокие темпы экономического развития в малом и среднем бизнесе в таких странах, как Япония, США, Германия, Франция, Италия, Испания, Турция. В построении отношений кооперации выделяют две модели субконтрактинга, которые получили название американской и японской.
 
Американская модель основана на взаимодействии большого числа заказчиков и исполнителей. Критерий отбора субконтракторов – низкая цена. Отношения между заказчиком и исполнителем строятся в рамках одного конкретного заказа и не рассчитаны на долгосрочную перспективу. Широкое предложение со стороны исполнителей позволяет заказчику выбрать наилучший вариант для исполнения своего заказа. Так, для предприятий американского автомобилестроения 2/3 комплектующих поставляются в рамках договоров подряда. На аутсорсинг выносятся производства агрегатов ходовой части автомобилей, бамперов, упаковка, механообработка. Американская модель представляет собой горизонтальную структуру, включающую одного крупного заказчика и круг малых предприятий, выполняющих конечные производственные операции, детали, услуги по его заказам.
 
Японская модель характеризуется ранжированием предприятий-субконтракторов в зависимости от наличия производственных мощностей и уровня технологии. В Японии сложилась многоуровневая система субконтрактации: контрактор передает заказ нескольким субконтракторам, которые в свою очередь сотрудничают с субконтракторами более низкого уровня. Крупное японское автомобилестроительное предприятие работает в среднем с 300-400 субконтракторами. С субконтракторами первого уровня устанавливаются прямые долгосрочные отношения. Критериями отбора субконтракторов служат не цена, а качество, техническая совместимость изделий, надежность партнеров. Особенностью является то, что заказчик регулярно контактирует с исполнителем, предоставляет техническую, технологическую, финансовую помощь. Японская модель имеет пирамидальную структуру, характеризующуюся наличием у одного предприятия-заказчика разветвленной сети субподрядчиков, которые в свою очередь, предоставляют заказы другим предприятиям.
 
Анализируя две представленные модели промышленной кооперации, эксперты пришли к выводу, что вторая модель субконтрактных отношений эффективнее.
 
В Европе применяется смешанная модель промышленного субконтрактинга, характеризующаяся сочетанием вертикальных (предметно - ориентированных) и горизонтальных (технологически-ориентированных) секторов рынка.
 
Интересен опыт Испании в развитии субконтрактных отношений. С середины 70-х гг. 20 в. в Испании основным механизмом преодоления экономического кризиса было обеспечение загрузки испанских промышленных предприятий производственными заказами крупных транснациональных компаний (преимущественно автомобильных). На начальном этапе деятельности была сформирована база данных предприятий-субконтракторов, содержащая информацию о выпускаемой продукции и производственных возможностях испанских фирм. Важным этапом развития системы субконтрактации в Испании стало участие предприятий-субконтракторов в выставках, направленных на установление контрактов с заказчиками, партнерских взаимоотношений.
 
В 70-х годах прошлого столетия за рубежом получила развитие новая стратегия управления производством, заключающаяся в выделении сопутствующих производств в качестве самостоятельного бизнеса – аутсорсинг. Малые предприятия в новом качестве вошли в производственную структуру крупных корпораций, которые используют их рыночную гибкость, динамизм, инновационные возможности. К данной форме кооперации крупные компании прибегают также в условиях кризиса, т.е. падения объемов реализации, накопления задолженностей, неплатежей. Выделение «непрофильных» активов на аутсорсинг позволяет сохранить компанию, сократить издержки, связанные с поддержанием в жизнеспособном состоянии подразделений, не покрывающих свои расходы. Использование данных механизмов стало условием промышленного роста Японии, Италии, Франции, Турции.

Разработка Теневого правительства Челябинской области.
Продолжение следует