ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД 

18+

 


      
 



Когда снесут Любовь и Память?

В Челябинске готовят к уничтожению памятники культурно-исторического наследия.


Челябинск – город особенный. И достопримечательности в нём особенные.


Представьте себе: идёт война. Где-то на реке Волге герои-красноармейцы отражают атаки фашистских танков. А через две тысячи километров оттуда идёт огромная стройка – создаётся в чистом поле Челябинский металлургический завод. И строит его тоже армия. Но не простая, а трудовая.


Немцы Поволжья, огульно признанные гулаговской паранойей потенциальными предателями Родины, согнаны за колючую проволоку, в землянки и бараки. За фасадом «трудармии» особо не скрывалась суть концентрационного лагеря. И именно «русские немцы» составили её костяк.


Автор этих строк ещё помнит берёзы, сквозь белую кору которых проступали чёрные иглы колючей проволоки, ещё помнит белёные известью бараки…. Сегодня нет ни тех берёз, ни тех бараков. Но оставалась надпись, выдавленная арматуриной в бетонном основании моста через реку Миасс: «Строила бригада Бауэра». Это – знак качества не только профессионализма, но и – души. Знак ответственности зодчих в фуфайках перед будущими поколениями.


Завод полыхнул огненными печами, выбросил в морозный воздух первые клубы чёрного дыма. Металл пошёл! Этот металл, переливаясь в танки и снаряды, дошёл, дополз, долетел до Берлина. Победное знамя взвилось над Рейхстагом!


В то же время в Челябинске собрали вкруг толковых немцев дали невиданный доселе приказ: строить жилые дома!


Это был просто приказ. Без проектов, смет и прочей архитектурно-строительной мишуры. Не выполнишь – пополнишь немецкое кладбище на окраине Металлургического района. Вот такая была первая достопримечательность «столицы металлургии».


А потом появилась другая – «квартал Любви».


По воспоминаниям очевидцев, проекты домов сперва просто набросали на тетрадных листочках, копируя из своей памяти дома своих отцов и дедов в далёкой Германии, памятной не чёрными свастиками, а кукольными домиками с яркими цветами на подоконниках.


Кроме «открыточной» внешности, дома эти получили европейскую планировку, которая не предполагала, что, например, кухня и столовая могут размещаться в одном помещении. Нельзя, считалось завшивленными трудармейцами, вкушать пищу там же, где её готовили: не гигиенично, не эстетично, не практично.


Так и строили: на свой лад, со своим пониманием. С ответственностью перед будущими поколениями.


Понятно, что первыми жителями этих новостроек стали генералы концлагеря и металлургического гиганта. Но радовали они и простую публику.


Война отступила, дав импульс новым надеждам. Весне чувств. Любви.


Но, где влюблённым парочкам романтично погулять в чумазом районе?


И все шли сюда, фланируя вдоль невиданных домов с диковинными для местных широт фасадами…. В маленьких сквериках перед каждым домом стояли скамеечки. Счастливый девичий смех и звоны поцелуев влетали в сводчатые окна из красного кирпича.


Сегодня в официальных экскурсионных маршрутах по Челябинску среди иных достопримечательностей так и значится: «квартал Любви» в Металлургическом районе.


Но скоро его может не стать. Исчезнет. Растворится в чиновничьем равнодушии и коммерческой алчности.


Помните, кто застрелил Пушкина? Тот, кто «дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что́ он руку поднимал!». Этот извечный чиновничий приём, который был применён челябинскими чиновниками, описал краса и гордость Пензенской губернии Михаил Лермонтов.


По странной иронии судьбы роль «иноземного убийцы поэзии» приняла на себя его землячка.


В Челябинск была приглашена эксперт из Пензы, которая ничтоже сумняшеся


признала 13 городских объектов не достойными быть в списке памятников культурно-исторического наследия. В том числе – и ансамбль немецких домов на улице Социалистической.


Обоснование: «Архитектурный декор объектов ансамбля достаточно скромен, облик здания имеет исключительно утилитарный характер. Мемориальная ценность элементов застройки в отношении данного ансамбля отсутствует. Обнаружить не удалось, что в жилых домах жили люди, имевшие заслуги перед Отечеством или связанные с важными историческими событиями».


Вот она платная логика: картинка про Джоконду – это просто старый холст с примитивными красками; Эйфелева башня – груда холодного металла; а лермонтовские Тарханы – это ничего не стоящий новодел. Всё это годится лишь под снос.


Как вам такой подход?


Не замечается то, что подобного архитектурного решения больше нет нигде в России, отвергается и мемориальная ценность памятника архитектуры. По мнению Александра Дьячкова, главного архитектора проектно-реставрационного бюро «Челябинскгражданпроект», «по материалам, по приемам строительства много похожих зданий можно увидеть и в Германии, и в Дании, и в Швеции», но, судя по всему, стиль застройки все же больше тяготеет к классической голландской архитектуре.


«Жилая застройка ул. Социалистической, олицетворяет собой не только память о трудовом подвиге советских немцев и их вкладе в Победу, но и память о самой Победе, давшей возможность людям вернуться к радостям мирной жизни», - пишут возмущённые жители Металлургического района в социальных сетях. И рассылают протестные письма во все инстанции.


Все понимают: не архитектурно-исторические особенности водили рукой «эксперта», а примитивные деньги. Очередной бестолковый застройщик положил глаз на участок земли в центре района. И ему надо-то просто смести с этого участка какие-то домишки.


Против хитростей коррумпированных чиновников вновь восстали простые горожане, вновь люди доброй воли отстаивают общечеловеческие ценности. Это тоже - особенность Челябинска, плохая реальность.


Потому Любовь и Память остаются сегодня под угрозой.

Владислав ПИСАНОВ