ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД 

18+

 


      
 


На голодном пайке. Информационном

Трудно себе такое представить в век глобальной информатизации, но информация – это то, чего сегодня остро не хватает южноуральскому бизнесу. К такому выводу пришли участники заседания правления Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области.

Оценивая нынешнее состояние экономики и промышленности Челябинской области, вице-президент СПП Александр Фёдоров отметил некоторый рост деловой активности. Правда, показатели растут пока в основном за счёт добычи полезных ископаемых. Оживления же на рынке грузоперевозок или роста потребления электроэнергии пока нет, что является показателем некоторого застоя. «Не растерять бы того, что имеем», - философично заметил в ходе заседания Александр Анатольевич, на предложения об инвестировании средств в иные сферы. Стоит заметить, что, возглавляемый им ЧТПЗ постоянно находится в инвестиционном процессе. И это не только яркие современные производства «белой металлургии», но и образовательные, и спортивные проекты. Он отметил, что предпринимателям предстоит ещё раз в этом году «подтянуть пояса», так как с 1 сентября грядёт очередное увеличение МРОТ.

Партнёр с огурцом

Впрочем, заседание было посвящено частно-государственному партнёрству. Если говорить прямо, то власти решили более подробно презентовать свои проекты местному бизнесу с тем, чтобы уговорить южноуральских предпринимателей вкладываться в эти проекты.

В качестве положительного примера государственно-частного партнёрства было приведено тепличное предприятие «Горное», построенное в Усть-Катаве. Данный агропромышленный парк представил коллегам другой вице-президент СПП Марк Лейвиков. Примечательно, что он сперва планировал создать такое предприятие в другом городе горнозаводской зоны, но… не нашёл общего языка с властями. А усть-катавцы олигарху-инвестору не отказали. Тут всё сошлось хорошо: недалеко от производственной площадки есть электроэнергия, газ, есть подъездные пути, есть и квалифицированный персонал из работников, сокращаемых с вагоностроительного завода. («Делали ракеты, теперь огурцы будут…», - с некоторой досадой проворчал Фёдоров). Да, в этом году теплично хозяйство, сделанное по аналогии с челябинским «Чурилово» даст первые овощи не только окрестностям Челябинской области, но и соседней Башкирии. По расчётам это будет 12% рынкаю Финансовую поддержку новое предприятие получило из Фонда развития моногородов. Проект обошёлся в 7,5 млрд. рублей.

Данный пример доказывает, что озвучиваемая ранее губернатором Б.А. Дубровским идея «закрытия» депрессивных территорий может найти иное решение. Хотя, конечно, не всем повезёт с инвестором. Отмечалось, что в области 16 моногородов, четыре из которых – ТОСЭР с нулевым налогообложением, а бизнес туда всё равно не идёт. Правда, прозвучало, что вроде бы какие-то импортные дядьки хотят восстановить «Уфалейникель» (по этому поводу уже М.Г. Лейвиком хмыкнул с сомнением).

Местное бизнес-сообщество не идёт и в крупные проекты. В такие, как строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) и гостиниц к саммиту ШОС-БРИКС.

Вице-губернатор Руслан Гаттаров пытался убедить промышленников в выгодности вложений, в перспективности данных проектов, их надёжности и доходности. Он признал, что «мы раньше мало работали с государственно-частным партнёрством в области, всё больше с московскими партнёрами, они на этом собаку съели». Руслан Усманович признал, что нынче обычные схемы не работают, так как у бюджета денег нет, у бизнеса – их тоже не густо.

«Дорожная революция» по-новому

Хотелось бы властям заключить концессионное соглашение с системным финансовым партнёром. РМК и ЧТПЗ скинулись в фонд ВСМ по 50 млн. руб., но это так – благотворительный взнос, дальше вкладываться пока не собираются. Тем более, что проект ещё и экспертизу не прошёл.

Ищут так же партнёра, готового перевести весь муниципальный автотранспорт на газомоторное топливо. «Новатэк» выразил заинтересованность, но того, кто это сделает руками, пока нет. Вспомнилось, что в 1942 году по настоятельной просьбе Челябинского обкома партии практически весь бензиновый автопарк предприятий региона был переведён на дровяное топливо. Переоборудовали – за 1 квартал. Нынче таких чудес не происходит.

Кстати, электротранспорт тоже ждёт своего инвестора. Надо реконструировать линии, рельсы, сами трамваи и троллейбусы ремонтировать. (Хоть из усть-катавских профессионалов комплексную целевую бригаду составляй).

Описывая новую «дорожную революцию», была названа платная автодорога Сатка-Миасс, за строительство которой берётся, кажется, московская компания УК «Платная дорога». Реализация этого проекта потребует 74 млрд. руб. Когда отобьются эти деньги – трудно сказать, даже, если брать по 2000 руб., как за трассу Москва-Питер. Южноуральские горцы не столь богаты.

А новый аэропорт будет строить московская же ООО «Новапорт» — компания, специализирующаяся на реализации комплексных программ развития аэропортов. Входит в группу компаний AEON Corporation. Правда, ещё не определён подрядчик строительства новой взлётно-посадочной полосы, которая должна будет соответствовать требованиям 3-й категории ICAO (такие в России только во Внуково, Шереметьево и Пулково). Старожилы Челябинска помнят, что ВПП высшего международного класса строила в челябинском аэропорту дочь губернатора В.П. Соловьёва в 1996 году. Наверное, она просто не знает, что и сейчас данная работа востребована.

Номер на 20 президентов

К саммитам ШОС-БРИКС, которые планируется принять в Челябинске в 2010 году надо построить целую инфраструктуру гостиниц и переговорных площадок, мест проведения многолюдных мероприятий. Ведь ожидается порядка 20 президентов разных стран. И с каждым – свита, пресса.

Центральным объектом саммита должен стать конгресс-холл на берегу Миасса (там сейчас расчищают место и прокладывают инженерные сети таджики). Но…

- …нам нужен партнёр, который разделит с нами риски, - заявил Гаттаров. Отметив, что стоимость проекта порядка 9 миллиардов рублей.

Он уверил собравшихся, что и после международного события все его объекты будут востребованы, гостиницы – заполнены. Ведь уже на будущий год запланировано около 100 крупномасштабных мероприятия с большим количеством гостей.

Однако присутствующего на заседании СПП Бориса Видгофа тут же спросили: «Насколько заполнен гостиничный фонд его предприятий?». Он честно признал: «Процентов на 40-45 в прошлом году, в этом – на 50-55». Так что реконструкция общежития ЮУрГУ в свете этого выглядит наиболее целесообразной, там хоть студенты потом поселятся, в приличных комнатах жить будут. Но это уже не совсем коммерческий проект.

А вот, скажем, создание многофункционального медицинского центра в Магнитогорске и другие медучреждения областные власти намерены иностранным фирмам. Если, конечно, не получится так, как с конгресс-холлом, который турки вроде бы взялись строить, да раздумали.

- Бизнес на нас реагирует не так, как хотелось бы, - посетовала заместитель министра экономического развития Ирина Акбашева, выступавшая здесь вместо своего ранее заявленного шефа Сергея Смольникова.

Впрочем, она доложила, что факты государственно-частного партнёрства в области всё-таки есть. В настоящее время заключено 88 концессионных соглашений, из которых 83 – в сфере коммунального хозяйства, 2 – в экологии, 1 – спорт….

Тут надо иметь ввиду, что проекты для ГЧП рассматриваются министерством регионального развития и профильными министерствами только в том случае, если их «стоимость» не менее 50 миллионов рублей. А замахнуться на такую сумму не всякий малый и средний бизнес может. Конечно, играет роль и то, что предприятия, входящие в холдинг «Синай-Групп», учреждённые в своё время губернатором Дубровским и руководимые его сыном, в данные проекты тоже не вкладываются, предпочитая более надёжную синицу в руках. Потому и бизнес так же осторожничает, мол, мы же не рыжие.

- Нет хороших инвестпроектов, нет якорных инвесторов, - сетует Гаттаров.

Выпавшие из Космоса

На заседании присутствовал человек, который, безусловно, войдёт в историю российского освоения Космоса, наш земляк, давний член СПП Сергей Лемешевский. Несколько лет он возглавлял Златоустовский машиностроительный завод.

Коллеги вручили ему знак «Почётный член Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области».

Сегодня Сергей Антонович - генеральный директор легендарного НПО им. С.А. Лавочкина. Это базовое предприятие ракетно-космического комплекса, флагман высоких технологий, прорывных решений. Он приоткрыл некоторые перспективы для Человечества. Например, уже в ближайшее время в космос нашими разгонными блоками будут выведены с четырёх космодромов на орбиту Земли 628 спутников Глобальной Сети. Это позволит обеспечить устойчивый приём интернета в любой точки нашего «шарика».

Разработаны новые лунные и марсианские программы. Пусть не без скрипа, но дело движется. Неудачи, даже субъективные, объективны. Сергей Антонович не утаил от коллег причину неудачного ноябрьского запуска ракеты-носителя «Союз-2.1б» производства самарского НКЦ «Прогресс» с разгонным блоком «Фрегат», изготовленным НПО им. С. А. Лавочкина. Дело, оказывается, вот в чём: программист заложил в программу разворот на 362 градуса, считая, что машина поймёт: поправка лишь на 2 градуса, а 360 – это нулевой разворот. Но компьютерный мозг такой тонкости не понял, начал разворот, включил мощные маршевые двигатели и… посланец Земли исчез по неизвестной траектории на необъятных просторах Вселенной. Что ж, опыт – сын ошибок трудных.

Лемешевский привёз с собой великолепный фильм о работе своего предприятия. Пять минут демонстрации умудрённые опытом члены СПП завороженно смотрели на экран. Какая работа! Какие деньги! Какие мозги! Люди изготавливают фантастику.

- Сергей Антонович, какова же в этой красоте доля Челябинской области? – спросил я Лемешевского.

- Нулевая, - был короткий ответ.

- Ведь вы же – наш, должны лоббировать интересы южноуральской промышленности….

- Я не вижу, кто из региона мог бы поставлять нам какие-то материалы или комплектующие. Может, с программным обеспечением что-то можно б было найти… Но – нет. Впрямую с челябинской промышленностью не работаем. Красноярцы – наши давние и проверенные партнёры, а, например, на космическую обсерваторию «Спектр» уникальный телескоп изготовили немцы, делали его 12 лет, потратив около 100 миллионов евро, но нам отдают бесплатно, лишь с условием, что мы поделимся информацией. Российская промышленность такого себе позволить не может.

Да уж, горькие слова, горькие оценки. Когда-то в каждом космическом запуске была доля Челябинской области. Даже до последнего времени, когда на производственном объединении «Полёт» делали систему навигации для «Бурана». Но нет более «Полёта», нет и других высокотехнологичных и наукоёмких производств. Вылетели мы из космической программы России, скатились ниже плинтуса.

Может, это должно стать главной идеей властей, а не саммиты и ВСМ с неясной перспективой и сомнительным экономическим эффектом?

Простые выводы

Впустую ли прошло заседание правления СПП Челябинской области? Нет.

Да, никто враз не сказал: мы готовы вкладываться, готовы инвестировать, готовы к государственно-частному партнёрству по широкому спектру предложенных проектов.

Но люди, составляющие основу экономики региона, всё же получили определённую информацию и о состоянии дел, и о возможностях. Ведь многие говорили: мы не знаем возможностей друг друга, технических, технологических, программных новинок соседних предприятий, не говоря уже о возможностях и потребностях страны.

Действительно, мал ещё опыт в формах взаимодействия с государством. Многие по инерции думают, что всё там строится на взятках и откатах. Но ситуация уже не та. Чиновники стали понимать, что, выдоив корову досуха, сливок не соберёшь. Сегодня надо думать над тем: как выводить региональную промышленность из «тихого кризиса». Тихий он просто потому, что все к нему уже привыкли, уже перестали кричать и стонать, смиренно ждут конца, сберегая последние силы.

Иные чиновники и обыватели снисходительно или даже враждебно относятся к опыту внутриобластной кооперации, проводимой в своё время администрацией губернатора П.И. Сумина. Считается, что это было волевое давление на экономику, что руководителей предприятий властными рычагами заставляли сруливать с рыночной дороги. Наверное, в какой-то мере это так. Так, да не так, не совсем так.

Сумин ехал на предприятие не один. С ним был руководитель «Промасс» Валерий Панов, директора других предприятий. Они знакомились с коллегами не на заседаниях, а в действующем производстве, обсуждали, находили контакты. Создавалась единая информационная база возможностей. Тогда активно работала, к примеру, газета «Уральские коммерческие ведомости» (предтеча газеты «Промышленник»), знакомя предпринимателей, создавая свой информационный банк. Пытались даже запустить некую компьютерную программу, содержащую весь спектр спроса и предложения в реальном секторе товаропроизводителей.

Сегодня ничего этого нет. Генералы производства – по уши в своих делах, в текучке, им некогда высматривать какие-то инвестпроекты, не досуг анализировать формы сотрудничества и проч. У них нет ИНФОРМАЦИИ.

Да что информации, даже министерства промышленности у нас нет. Власть как бы самоустранилась от процесса. Хорошо, если Р.У. Гаттаров, выходя с заседания, понял это, понял причину инвестиционной пассивности вверенных ему промышленников и предпринимателей Челябинской области.

Владислав ПИСАНОВ

P.S. В своё время СПП, Промасс, ММК и ЧТПЗ помогали финансово газете «Промышленник». Новый исполнительный директор СПП Павел Киселёв заметил, что, возможно, к этой практике сегодня следует вернуться. Мы тоже так думаем.