ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД 

18+

 


      
 

 
Нам любые дороги дороги
 
Теневое правительство Челябинской области рекомендует реализовывать инфраструктурные проекты….

 
     6,35 триллиона рублей выделено Правительством России на реализацию инфраструктурных проектов, заложенных ещё в Майских Указах Президента РФ В.В. Путина. Перспектива поучаствовать в освоении этих средств Челябинской областью стала предметом рассмотрения промышленно-экономического блока Теневого правительства региона.
    

   Отмечено, что на сайте Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области есть отсылки на Указы Президента РФ о коррупции, о справках, о вакансиях, однако нет даже упоминания об Указе, о Послании Президента РФ В.В. Путина, легших в основу общегосударственного проекта «Безопасные качественные дороги». Между тем, данная проблема является для региона сверх актуальной.
     Напомним: В.В. Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Перед правительством РФ была поставлена задача достижения девяти национальных целей развития страны. Для реализации этой программы Правительству РФ тем же Указом было поручено разработать (либо скорректировать уже существующие) 12 нацпроектов по направлениям. Одно из них - безопасные и качественные автомобильные дороги.
     Большое внимание в данном Указе Президента от 7 мая 2018 года уделено вопросам пространственного развития России. В.В. Путин поручил утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Среди поставленных целей - развитие транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг» для перевозки грузов, в том числе за счет маршрута «Европа - Западный Китай»
     Также указано на необходимость развития транспортных коммуникаций между регионами, в том числе - авиаперевозки.
     На данный момент глобальная инфраструктурная государственная программа на федеральном уровне окончательно не сформирована. Челябинская область ещё может успеть в неё попасть, предоставив проекты, имеющие важное межрегиональное и межгосударственное значение как для субъектов Российской Федерации, так и для соседних стран.
     Вначале рассмотрим тему развития автомобильной инфраструктуры. Указ не только ставит ориентиры, но и рассказывает, как этого можно добиться, используя инфраструктурную ипотеку, создавая механизмы экономического стимулирования, внедрения новых технических требований и т.д.
     В настоящее время Челябинская область реализует проект «Безопасные качественные дороги» исключительно в плане ремонта городских дорог, даже не заявляясь на решение инфраструктурных проблем.
   Между тем, существует ряд «точек», способных стать такой точкой роста в данной отрасли, в данном хозяйственном механизме.
    Рассмотрим их по степени приоритетности.

 
Точка №1. Наиболее проблемной на данный момент для региона и в плане коммуникации Европа-Азия является трасса М5, пролегающая через хребет Уреньга Уральских гор.
    Именно эта дорога даёт наибольшую статистику аварий, причём, с наибольшими человеческими жертвами. Страдают и грузы. В определённое время федеральная трасса становится вовсе непроезжей. Движение на узких горных участках останавливается.
    Между тем, проекты реконструкции магистрали протяженностью 150 км от границы с Башкирией до Миасса готовы и прошли государственную экспертизу. Их реализация в ценах прошлого года составляет 70 млрд. рублей. Создание на территории Челябинской области современной межконтинентальной трассы могло бы стать очень заметным инфраструктурным проектом, связывающим европейский центр России с его северными районами и республикой Казахстан, дальше – Монголия, Китай и т.д.
    В пользу приоритетности данного направления говорит и то, что наряду с федеральным бюджетом, активное участие в реализации проекта реконструкции М5 могут принять и сами субъекты Федерации – Челябинская области и Республика Башкортостан.
    Кроме того, проект просматривает частно-государственное партнёрство. Так на участке Миасс–Башкирия трассы М5 предусмотрено создание дополнительной дороги, которая может появиться в результате объединения существующих мелких дорог районного значения на участке Миасс-Сатка. Существует уже проект на 68 километров четырёх полосной трассы, которая рассматривается как альтернативная основной платная дорога и вполне может стать точкой притяжения частных инвесторов. Кроме того, данный участок позволит разгрузить наиболее опасные участки горного перевала.
Завершая тему качественного автомобильного соединения Европы и Азии, Челябинской области и Башкирии, можно обратить внимание на трассу Р316 «Магнитогорск–Стерлитамак». С 2016 года существует проект создания платной дороги на 170 километров при ширине - 6 метров. Цена вопроса - порядка 12 млрд. рублей.
Это направление интересно для южных районов области, для улучшения транзита из Казахстана в центральную часть России, однако пока потребность довольно низка. Возвращение к этой теме возможно при решении всей дорожной цепочки: «Челябинск-Южноуральск» - «Южноуральск-Магнитогорск», где значительная часть трассы требует расширения с двух до четырёх, а в идеале – до шести полос.

 
Точка №2. Трасса М36 «Челябинск-Троицк» имеет протяжённость 140 км. До г. Еманжелинск (51 км) – 4 полосы движения. Далее – две.
     Развитию данной трассы помешало прекращение отношений Челябинск–Казахстан (Китай) в период губернатора М.В. Юревича. Его безграмотная международная политика привела к изоляции региона, торгово-промышленные потоки партнёров по ШОС пошли через другие направления. Не сумел исправить положение и преемник Юревича губернатор Б.А. Дубровский.
     Созданный на территории Увельского района торгово-логистический комплекс «Южноуральский», на открытии которого присутствовал президент В.В. Путин и который рассматривался в качестве базовой точки торгово-экономического сотрудничества, таким образом, оказался невостребованным. Кроме того, мощности ТЛК не соотносятся с малой пропускной способностью автомобильной дороги.
Между тем, данное направление – равнинное, не представляется сложным расширение трассы в обе стороны, т.к. населённых пунктов, строений, непосредственно примыкающих к трассе нет.
     Более того, удешевить проект может участие частного инвестора в виде группы компаний «Ариант», имеющей интересы в районе Еманжелинска, Красногорска, Южноуральска, Увельского района. В то же время, собственники «Арианта» (А.М. Аристов, Ю.В. Антипов) являются собственниками Челябинского электрометаллургического комбината. ЧЭМК – один из главных загрязнителей экологии Челябинска. В том числе, отрицательное влияние на экологию города оказывают отвалы комбината, накопленные с 30-х годов прошлого столетия. Используя тело отвалов в качестве первичной насыпи для расширения трассы, можно решить сразу две проблемы: дорожно-строительную и экологическую.
     Проблемой для расширения дороги может стать только деятельность Томинского ГОКа, проложившего (в проекте) пульпопровод до Коркинского угольного разреза через федеральную трассу М36.

 
Точка №3. Трасса «Челябинск – Курган». Это то направление, которое связывает центральную Россию с Тюменской областью, ХМАО, ЯНАО.
    Трасса сжатая, равнинная. Но ввиду экономической слабости Курганской области и слабой заинтересованности со стороны Челябинской области магистраль развития не получила. Перспективно имеет значительный потенциал при развитии евразийских отношений. Загрузка высокая, но не напряжённая. Хотя рост транспортного потока увеличивается ежегодно.
     В целях федерального бюджетного финансирования имеет значение «северное направление», на важность которого указал президент В.В. Путин.

 
Точка №4. Трасса «Челябинск–Екатеринбург». Самый спорный объект. В минувшие годы трасса была неплохо отстроена со стороны обоих субъектов Федерации, но сегодня приходит в упадок, особенно проблемные участки – в Свердловской области.
     Важность данной трассы обусловлена статусом Екатеринбурга как главного города (столицы) Урала. Именно здесь находится полпред Президента РФ, представительство Генпрокуратуры, посольства и консульства иностранных государств и проч. Немалое значение имеет мощный аэропорт «Кольцово».
Можно сказать, что данная автомобильная трасса – трасса «белых воротничков», руководителей, которые едут «по делам» или на отдых. Это путь туристических маршрутов в Свердловскую область и Пермский край. Большого народно-хозяйственного значения для Челябинской области она не имеет даже в агломерации Большой Урал. Подтверждение тому – полный отказ РЖД от сообщения «Челябинск-Екатеринбург» из-за низкого уровня заполняемости железнодорожных составов пассажирами и грузами.
     Строительство ВСМ способствовало бы лишь некоторому оттоку рабочей силы из Челябинской в Свердловскую область, что сегодня сдерживается относительной сложностью пути, когда автомобилист тратит на дорогу до 2,5 часов.
     Приведение данной трассы в вид, отвечающий современным требованиям – это вопрос скорее престижа двух российских регионов, чем вопрос экономики.

 

 
    Экономический блок Теневого Правительства Челябинской области рекомендует данный обзор для обсуждения общественностью и властями региона.

 
По всем вопросам обращаться к уполномоченному по внешним связям – Писанов Владислав Леонидович (8-351-90-86-413), в Фейсбуке – Влад Писанов https://www.facebook.com/vlad.pisanov

 
Приём в ТП ЧО продолжается по всем направлениям. Если вы хотите получить Положение и Анкету – также обращайтесь. Имена участников данного экспертного сообщества раскрываются только ими самими или с их прямого согласия.
В ближайшее время готовятся обзоры по проблемам здравоохранения и культуры.