ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД 

18+

 


      
 

Verification: 08f23aa3642b781f

Питтсбургом прирастём

Время от времени индустриальный Челябинск сравнивают то с Детройтом, то с Питтсбургом….

В середине ХХ века Детройт был главным центром машиностроения в США, продвигающим на государственном уровне программу дешёвых и общедоступных автомобилей. В Детройте работала великая автотройка (Ford, на котором был придуман конвейер, General Motors, Chrysler). В 50-х- годах численность населения составляла 1 млн. 850 тысяч человек. Город процветал, став одним из богатейших городов Северной Америки и одним из первых городов, где стала строиться сеть скоростных магистралей и транспортных развязок.

По понятным причинам ставка делалась исключительно на развитие частного автомобильного транспорта, в противовес системе общественного. Более того - автомобильные корпорации лоббировали ликвидацию трамвайных и троллейбусных линий. В этом ощущается определённая перекличка с нынешним Челябинском.

В Детройте отсутствовала единая целенаправленная политика по возрождению города, как, например, в Питтсбурге. Автомобильные компании «большой тройки» и другие представители давней «знати» в основном имели влияние в организации «Возрождение Детройта», а представители существовавшей на тот момент сферы услуг (банки, страхование, бытовые услуги, торговля) в основном действовали через «Региональную палату Детройта». Все эти организации пытались реализовать собственные экономические интересы, но никогда не разделяли общего видения относительно регионального развития. Ситуация во многом зеркальна с местным движением «За возрождение Урала» и, скажем, Союзом промышленников и предпринимателей Челябинской области. Это разнополярные структуры, направленные на решение непересекающихся уставных задач.

В США, правда, предпринимались некоторые попытки реурбанизации, заключавшиеся в основном в строительстве отдельных объектов. Осуществление этих проектов называли признаками возрождения города, однако, по сути, они были не более чем вспышками на общем фоне увядания и опустошения Детройта. Все эти проекты сопровождались разворовыванием средств из федеральных и региональных программ. (Оставим без комментариев). Таким образом, когда штаб-квартиры великой автотройки покинули город и кризис уже вступил в силу, и были необходимы срочные меры по реструктуризации, региональная коалиция преобразования (в отличие от Питтсбурга) так и не была сформирована.

Местные органы управления провели реструктуризацию без соглашения с бизнес-лидерами и представителями общественных организаций. При этом активно привлекавшиеся в Детройт мигранты из других штатов, как правило, низкоквалифицированные рабочие, потеряв своё место на конвейере, пополняли число безработных, ложась бременем на городскую казну и повышая уровень преступности.

Любой переход к постиндустриальной экономике предполагает повышение уровня человеческого капитала города! В Детройте был обратный процесс. За штаб-квартирами великой тройки город стали покидать врачи, банкиры, квалифицированные рабочие, средний управленческий персонал, преподаватели, ученые. Численность населения снизилась на 50% (951 тысяча человек - 2000 год). Из-за сокращения рабочих мест и снижения налоговых поступлений резко просел бюджет и увеличилась преступность.

Примечательно, что попытки реанимировать экономическую активность в городе путем строительства 43-этажного офисного здания «Коммерция- тауэр» и запуск в последующие годы трех казино в Детройте, закончилось крахом. (Ничего не напоминает?) Тренд увядания Детройта продолжился! По состоянию на 2007 г. почти каждый четвертый дом в Детройте пустовал. Там наблюдался самый высокий в США уровень преступности. Город из года в год попадал в число лидеров по уровню безработицы. Социальные проблемы также не решались. В результате в январе 2008 г. Детройт был признан журналом «Форбс» самым неблагополучным городом США.

Агломерация Детройта продемонстрировала во время рецессии 2008–2009 гг. наихудшие показатели безработицы, стоимости недвижимости и совокупного продукта. Однако с 2010 года актив жителей Детройта приступил к исследованию городской ситуации. К 2013 году был разработана и начала реализовываться стратегия «Детройт – город будущего» с участием населения города.

Возрождение города начали с развития делового центра. Снос старых зданий в центре и создание современной инфраструктуры увеличило стоимость недвижимости. С 2013 года была внедрена программа по изменению внешнего вида зданий, сносу устаревших зданий и строительству на их месте современных объектов недвижимости. Серьезная работа делается по установке современного освещения, позволившего сократить преступность в разы.

Значительно повысилась скорость отклика на вызов полиции, МЧС, скорой помощи. Некоторые банки списали значительные суммы задолженности Детройта. Город на пути к цели. Сегодня это - самый зеленый город США.

В то же время, основополагающим фактором успеха процесса городского восстановления сталелитейного, металлургического Питтсбурга стало формирование эффективной коалиции городских властей и местного бизнес-сообщества, причем на очень ранних этапах.

Местные власти Питтсбурга старались максимально использовать возможности частных инвестиций в развитие городской инфраструктуры и центральных районов города. Кроме того, доверительные отношения между властью и бизнесом стимулировали принятие решений, стратегически значимых для городского развития, но противоречащих краткосрочным интересам бизнеса (например, корпорации Питтсбурга не стали переносить свои штаб-квартиры в пригороды или другие города).

Даже усилия на то, чтобы поднять заштатную хоккейную команду «Питтсбург пингвигз» на мировой уровень – это всё в русле создания нового имиджа и повышения привлекательности города. Не случайно именно туда махнул из магнитогорского «Металлурга» Евгений Малкин, став звездой «пингвинов» и мира.

Думается, успех Питтсбурга связан прежде всего с тем, что власти города прочно встали на защиту позиций населения, принципиально дистанцировавшись от узкокорыстных интересов крупного бизнеса. В Челябинске этого пока не произошло. Скажем, антинародный и притянутый за уши проект Томинского ГОКа власти пытаются представить замечательной «архитектурой». В этой же струе и повышение цен на городской транспорт, и налоги, и прочие экономические «прелести», бьющие по карману рядовых граждан.

Таким образом, Челябинск в равной степени сейчас может повторить судьбу любого из этих американских городов. Всё зависит от властей и… избирателей.

Подготовил Георгий Токарь

Verification: 08f23aa3642b781f
 

Челябинска 

Магические рецепты для шикарных волос

Чего хочет Бог устами женщины

Зайка любит ёжика.

 с новостями

Информагентство "ДобрыйВечер74.рф" - лауреат Премии ОНФ "Правда и справедливость"
ИНФОРМАГЕНТСТВО "ДОБРЫЙВЕЧЕР74.РФ" - ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ОНФ "ПРАВДА И СПРАВЕДИВОСТЬ"
 
 
 
Яндекс.Метрика