ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД

18+

 


          
 

 

  

 
 
ВИДЕОРЕЦЕПТЫ 
 Добрый Вече
р

Проверка математикой

Использование информационных технологий в изучении лексики современного русского языка….

Будучи стадным, а, значит, социализированным существом, первобытный человек испытал потребность в общении. Но его примитивный речевой аппарат мог выдавать лишь ограниченное количество звуков. Ожёг руку: «О!». Решил напугать: «А!». Выслеживая зверя, просит тишины: «Ш-ш-ш». Никогда, ударив нечаянно камнем по пальцу, даже самый-самый древний человек не выкрикивал: «Ш-ш-ш!». То есть, уже с первых моментов осмысления звуков человек стал наделять их значениями. И смысловой багаж естественно разрастался.

Антропологические изменения в теле и в расширении трудовых навыков вынудили вводить в свой лексический «рацион» всё новые и новые звуки. Сомкнул рот, получилось: «П». Провёл языком по ветке, слизывая сладкий сок, получилось длинное «Л». Прижал язык к губам, вот тебе «Т».

Стало общепризнанным, что«П» - это понятие плотности. «Л» - продолжительности.«Т» - примыкания. И вот уже, человек умелый, желая форсировать реку, создаёт из брёвен некое сооружение: ПЛОТ. В этом слове как бы зашифрована вся технология изготовления плавательного средства. Благодаря тому, что звуки в прачеловеческом обществе создаются одинаково, перволюди понимают друг друга и начинают передавать знания. Чему-то они учатся эмпирическим путём, «горьким» опытом, а иной, безопасный, опыт получают от других людей – «на ухо».Так зарождалась наука.

Но ведь теми же понятиями, что и ПЛОТ обладал иной способ переправы: реку местами можно было перейти по твёрдому плотному дну. Однако понятие ПЛОТ было уже «занято», пришлось прибегнуть к звуковой трансформации, но так, чтобы «первопонятие», обязательное для понимания, не потерялось. Простое озвончение тех же звуков позволило решить проблему: БРОД. Есть основание полагать, что длительное время эти понятия существовали совместно, «путаясь» носителями созданного ими же языка.

В этом отношении интересен топоним ПЛОТА, приведённый в статье академика О.Н.Трубачёва «Праславянское лексическое наследие и древнерусская лексика дописьменного периода» (О. Н. Трубачёв. «Труды по этимологии. Слово, история, культура».т. 1. М. 2004). Здесь перечислены топонимы: Старицкая Плота, Ржавая Плота, Долгая Плота, Сорочья Плота, Гнилая Плота и другие. Автор пишет: « … плот - «средство передвижения по воде», с дальнейшим родством с плыть, плыву, что в общем естественно для обозначения водного тока или русла». Справедливо предположить, что топонимы обозначили места постоянных переправ. Может быть, эти названия обозначали именно брод, где есть неглубокое твёрдое дно, а не плавучее средство? Тем не менее, мы получили логический факт: расширение семантики подкреплялось расширением фонетического ряда.

Раз уж мы плывём на плоту, возьмите слово БРЫЗГАТЬ и замените звонкие на глухие, получите ПЛЕСКАТЬ. Фонетика разная, а семантика схожая, не правда ли?В словах же КЛИК и КРИК явная замена Л на Р. «Стал он кликать золотую рыбку»А.С. Пушкин.

Современные учёные насчитывают в русском языке до 42-х фонем (http://juice-health.ru/archive/38-kompyuternyj-sintez-i-klonirovanie-rechi/109-sistema-fonem-russkogo-yazyka) , но в разговорной речи мы их не различаем.Они в нашем языковом сознании едины. Более того, есть «молодые» фонемы, к которым язык ещё не привык. Яркий пример – звук «р». Потому он и вызывает трудность у детей, что ещё «не записался» в генетический код носителей русского языка. Более полную картину могут дать логопеды, мы же конкретизируем, что первый фонемный ряд, давший толчок к появлению и развитию речи: пять гласных А, Е, И, О, У и семь согласных В, К, Л, Н, П, С, Т.

Вы уже заметили, что первые звуки были глухими, тихими. Иных рот древнейшего человека не мог воспроизвести физиологически.

Компактность инструментария способствовала тому, что язык легко усваивался и распространялся. Не следует забывать, что это был устный язык. Измерять его современной азбукой нельзя. Каждый звук имел своё значение. Словообразовательный процесс длился, возможно, тысячелетиями, прежде чем дошёл до нас.

Смыслообразующие звуки – это первоязык древних, отрывочный, несвязный, но уже средство коммуникации, взаимодействия. Мы можем констатировать то, что на каком-то этапе эволюции согласные стали взаимодействовать с гласными. Это продиктовал сам речевой аппарат: так удобнее говорить, не сбивая дыхание. Образовались пары из согласных и гласных. Это дало начало системообразующему процессу, ведущему ещё не к слову, а к понятию.

Би-звуковые конструкции стали настоящей унифицированной системой речи. Каждое сочетание уже несло новое, закреплённое за ним ЗНАЧЕНИЕ. Кроме того, сложение согласных и гласных – есть, своего рода порядок, ряд. И это стало базой для возникновения собственно слова.

Вот наглядный пример сотворения слова. Слог КО имеет смысл приближения (ко мне, к чему-либо), а слог ТО — означает отдаление (ТОЛЕ — даль, ТОЛЕНА — длина, долина, ТОЛО — доля, толика— долька). КО+ТО образуют КОТО — одновременное понятие приближения и отдаления. При замене К на Х, Т на Д — ХОДО, нынешнее слово ХОДЪ — ход. Таков эволюционный путь этого ходового слова. Первоначальный генотип КОТО вошёл во многие смысловые конструкции языка. Так, скажем, разделились понятия: НОГТИ – НО-КОТЕ — не ходить и КОГТИ – КО-КОТЕ — к ходьбе.

Слово ВОДА — ВО-ТО должно быть тоже одним из первых терминов жидкости. Слог ВО и сегодня имеет смысл вхождения, ТО — далеко, куда-то (ср. ТОнуть, где НУТЕ — принудительно, ТО-НО — дно).

Так из смыслообразующих слогов образовались семантические доминанты: НОСО, ТЕНО, ЛЕПО, КОТО, КОЛО, СУТО, ВОЛО, ЛОТО, КОНО, СОКО, ПУЛО, ЛОПЕ, СОТО, НУТО, КУЛО, НОВО и т.п. Все эти генотипы стали словообразующими, основой корневой системы.

Итак, мы подошли к рубежу, когда образовалось СЛОВО. Пришли к выводу, что вначале появились смыслсодержащие артикуляционные звуки - «эмбрионы» языка. Они стали его конструктивной семантической единицей, создав своего рода генный код речи. Слоговая система — следующий этап развития языка. Генотипы — предшественники слов. Слово — более позднее образование, устойчивое понятие, закрепившееся за предметом или явлением, но созданное на базе существующих древних понятий и созвучий.

Методом случайной выборки возьмём слова: СТОЛ, СТУЛ, ПЛОТ,СТЕПЬ, ТОЛК, СТУПА, ПЕСТ, ОКО, ЛОТОК, КОЛ, ЛОПАТА, ТЕЛО, ЛЕС, СОЛЬ, КУСТ, СЕЛ, ТОПНУТЬ, НОС, ТОПИТЬ, ТОНУТЬ, ПОЛЕ, СЕНО,СТУК,СТОН, КАТИТЬ,ПОСТ, СТЕНА, СОН, КУСАТЬ, СОК, ЛАПОТЬ, ТЕНЬ, СВЕТ, СУТЬ, ПЕЛЕНА, ПЕНЬ, ЛОПНУТЬ, КОЛОС, СТОПА,СТЕЛИТЬ,КОЛЕНО, ВОЛ, ВОЛОЧЬ, НОСИТЬ, ПУСКАТЬ, ТОПАТЬ, ТЕСАТЬ, ТЕСНО, НЕСТИ, СНАСТЬ, ЛОКОТЬ, СУК, КУЛАК,СЕТЬ, ПЛЕН, ЛЕТО, ВЕСНА, ОСЕНЬ, ПОТ, ЛОВ, ЛАВИНА, СЛОВО, СЛАВА,ЛУПИТЬ, ЛИПА, ЛИК, ЛИТЬ, ПИТЬ, ТУСКЛО,СЛЕП,ОКНО, КУСОК,ПУСКАТЬ, ПИЛА, ЛЕПИТЬ, ПОЛКА, ПОЛОК,КОТ, ПЛОТ, КУПИТЬ, КУПЕ, КОСИТЬ, ПОЛОТЬ,СЕВ, СПЕЛО, ПУТЬ, ВЕС, ВИСЕТЬ, ВКУС, НОВЬ, ВОЛК, ПОЛК, ВОСК, ВОСТОК, ПОТ, КОСИТЬ, ЛУК,НАВЕС, НАЛЕВО, НАПОЛНИТЬ, НАЛИВАТЬ, НАСТОЯТЬ, НАТИСК, НЕСТИ, НОСИЛКИ, НИКТО, НОВОСТЬ, ОКОЛО, ОПАСНО,ОСВОИТЬ, ОСНОВА,ОТПУСК, ОТТЕНОК, ПАНИКА, СЕСТЬ, СОВА, ТОЛПА, ПЕНА, СКОРОСТЬ, ТЕПЛО, ТКАТЬ, ЛЕТЕТЬ, ХОТЕТЬ, ПЛЕСНУТЬ, КУСАТЬ, СЕТЬ, ПУСКАТЬ, ЛЕПИТЬ ... и т.д. Все слова составлены из 12 (двенадцати) базовых звуков, и ими мы легко можем донести любую мысль. Например: «К осени накосить сена на сеновал». «Стол стоит в углу». «После сева поле стоит полоть».«На стене - лик». «Тускло светит луна в окне». «Колос поспел – успеть скосить». «Пень стоит на пути». Но, если мы всего дюжиной упорядоченных звуков можем общаться, то это уже средство коммуникации, то есть речь, язык. И почти все эти слова имеются (с некоторыми фонетическими и семантическими изменениями) в основных фондах всех славянских языков.

Получается, что внутри современного русского языка скрыт другой язык – древний, тот самый праязык, на котором говорили наши далёкие предки.

Однако любая гипотеза требует проверки.

Вычленить древнейшую лексику из современного языка без использования программных средств сложно. Помочь в решении данной проблемы взялись студенты-программисты кафедры прикладной математики и программирования Института естественных и точных наук ЮУрГУпод руководством зав. кафедрой, доктора физико-математических наук А.А. Замышляевой.

На данный момент сформирована электронная база слов современного языка, разработана программа для распознавания слов праязыка, в настоящее время идет тестирование и отладка программы. Авторы благодарны за организационную помощь в решении данной проблемы декану факультета Математики, механики и компьютерных технологий ЮУрГУ, доктору физико-математических наук, доценту А.В. Келлер.

Компьютерное исследование всей словарной базы современного русского языкана предмет распознавания базового слоя древней лексики (а именно это является конечной задачей!) даст не только статистические выкладки, но и более наглядно представит процесс эволюции языка. В дальнейшем можно будет с достаточной степенью достоверности говорить об «очерёдности» возникновения звуков, смысловых слогов, понятий, слов.

В свою очередь, математическая модель бытующего сегодня праязыка даст простор археолингвистике, изучающей быт людей через его отражение в языке. К примеру, слово КОРАБЛЬ. Не считая древних русских мореплавателями, М. Фасмер в своём словаре приписал «заимств.», но не смог объяснить: откуда окончание БЛЬ. Мы видим, что это изменённое и озвончённое понятие ПОЛЕ (море). КОЛО – вырубленное, выколоченное из дерева, КОРОБ. КОЛОПОЛО - короб для плавания по морю. Надо полагать, что первые суда были подобно ладье, выставленной в Историческом музее Москвы: из огромного цельного дерева вырублен корабль, а найден артефакт в Воронежской области, где были испокон верфи русского флота. А ВОДОПОЛЬЕ? ВОТО-ПОЛО-ТЕ.

Амногие ли наши русскоязычные современники, надевая очки, подразумевают слово «очи», явно находящееся в лексическом пласте архаичных слов! Подобных примеров — множество. А, скажем, ОКО и ОРАТЬ (пахать) в русском — глубокие архаизмы. Но те же ОКО, ОРА в болгарском — современные.

Иначе говоря, лингвистические исследования с использованием информационных технологий выводит нас на новый уровень сравнительно-исторического метода изучения языка, открывает дополнительные научные просторы в различных областях знаний.

Владислав Писанов

Леонид Писанов



Литература:

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. М., 2003.

Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л.1982.

Денчев С., Куманова А., Казански Н., Василев Н. Лингвистичен разрез. Aрианика. София. 2016. с.40

Джаксон Т.Н. Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. М. 2001.

Зализняк А.А. Лекции о берестяных грамотах. Интернет.

Куманова А., Н. Василев. Етимология и код на речта. Научный журнал Университета библиотековедения и информационных технологий № 9, София, 2011

Лосев А.Ф. Введение в историю языковых моделей. М., 2004.

Мейе А. Общеславянский язык. М., 2011.

Писанов Л.П., Писанов В.Л. Тайный код русской речи. Том 1. Генетика слова. Издание второе: переработанное и дополненное. Челябинск, 2011.

Писанов Л.П., Писанов В.Л. Тайный код русской речи. Том 2. Этимологический словарь. Челябинск, 2009.

Писанов Л.П., Писанов В.Л. Генезис слова или прямой путь к праязыку. Журнал «Интернаука».№ 8, Вопросы филологии. М.2016

Писанов В.Л. Этимология Библии в аспекте археолингвистики. «Gloriabibliosphrae». Научный сборник университета библиотекознания и информационных технологий, София, 2016, стр.779 .

Писанов Л.П. Эволюционная лингвистика. «Gloriabibliosphrae». Научный сборник университета библиотекознания и информационных технологий. София, 2016, с.789.

Старостин С.А. Труды по языкознанию. М. 2007.

Топоров В.Н. О некоторых теоретических основаниях этимологического анализа. Этимология. М., 1986.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 4 т. М., 1987.Фасмер М.«Этимологический словарь русского языка» ttps://vasmer.lexicography.online/к/корабль





На снимке: "Компьютер" древних греков, "Антикитерский механизм" © Фото: National Archaeological Museum, Athens, No. 15987


 
BVLGARI
 jewellery
  joaillerie
 
 
 
 
 
 

 

 счетчик посещений

 

Челябинска 

Магические рецепты для шикарных волос

Чего хочет Бог устами женщины

Зайка любит ёжика.

 с новостями

Радио
 
Яндекс.Метрика