ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД 

18+

 


      
 


Райских двориков не будет

Вопреки некоторым ожиданиям, предложение Алексея Текслера не обострит выборы….

Напомним, что Челябинск 8 сентября выберет себе 170 районных депутатов: по 25 человек в каждом районе, только в маленьком Центральном – 20. Из этих избранных районных депутатов будут выдвинуты депутаты городские. Депутаты города выдвигают из своих рядов председателя Челябинской городской Думы (сегодня это Станислав Мошаров), они же, совместно с представителями губернатора, утверждают и Главу города (Владимир Елистратов).

Такова суть муниципальной реформы, проходящей у нас в Челябинске.

Но сегодня, благодаря заявлению врио губернатора области А.Л. Текслера, что районные депутаты доживают последнюю пятилетку, тема эта приняла характер широкой общественной дискуссии.

С одной стороны, инициатива нового главы региона – это то, чего ждали демократически настроенные челябинцы. Это были именно их митинговые лозунги о прямых выборах главы города и городских депутатов. Многие считали, что многочисленное районное звено – излишне.

С другой стороны, та же общественность брюзжит: почему бы не ликвидировать институт районных Советов депутатов прямо сейчас, чтобы 8 сентября избрать «прямую» городскую Думу?

Есть, наверное, и третья сторона, которой держался всегда Ходжа Насреддин: за 5 лет либо ишак помрёт, либо шах, либо он сам. Так что, подобного рода «перспективные» заявления имеют статус «договора о намерениях», не более того.

Заявление же #Текслера (если не брать во внимание предвыборную риторику) довольно неожиданно в том плане, что муниципальная реформа в Челябинске признана успешной и будет рекомендована для распространения на другие города страны. Об этом шла речь на круглом столе комитета Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению, где докладчиком выступал депутат Госдумы РФ Анатолий Литовченко.

Он подчеркнул, что в результате пяти лет реформы у жителей города стало больше возможностей для влияния на процессы, происходящие в городе, а власти могут эффективнее реализовывать свои полномочия. И это – не пустые слова. На самом деле, федеральные деньги, направленные на внутренние муниципальные запросы активизировали и население, и депутатов. Не поручусь за точность, но на дебатах «Единой России» прозвучала такая цифра: две трети кандидатов, выдвигающихся в депутаты районных Советов – представители управляющих компаний.

Таким образом, деньги, направляемые федерацией на наши дворы и общественные пространства (скверы и парки) стимулировали общественно-политическую активность. Актив органов территориального самоуправления волей-неволей стал работать с депутатом. Наглядные результаты этой работы так вдохновили людей, что даже катастрофичное повышение уровня софинансирования проекта (с 3 процентов до 20%) не отпугнул собственников многоквартирных домов, желающих себе райских двориков.

Важности ради замечу, что председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы РФ Алексей Диденко подчеркнул, что южноуральская столица стала пионером внедрения реформы. Опыт Челябинска даст другим городам возможность выполнить задачи, которые поставил Президент – власть должна стать ближе к народу.

Можно сказать, что так подспудно вернулся лозунг «Вся власть Советам!». И, как бы ни пугала некоторых кумачёвость этого призыва, программа «Городская среда» наглядно показала: деньги расходуются, как надо, положительный результат – на лицо.

Более того, стали раздаваться голоса, призывающие и уборку снега, и уборку мусора и прочие коммунальные проблемы передать на районный уровен, где всё прозрачнее и… где меньше соблазнов украсть. Ведь и раньше, в кумачёвые времена, именно районные власти отвечали за порядок на вверенной территории. Тогда, если какой коллапс и случался, то локально, а устранялся без истерик, в рабочем порядке.

Видимо, из этих соображений внёс Алексей Текслер на суд законодателей ещё одну инициативу: «Предлагаю увеличить норматив отчисления районам Челябинска по земельному налогу с 3 до 30%, что даст им до 400 миллионов рублей в год и даст стимул для улучшения собираемости налогов». По его словам, эти деньги нужны внутригородским округам для создания новых благоустроенных территорий и поддержания уже созданных.Некоторые политолухи даже заговорили о том, что данное предложение «обострит» борьбу на выборах.

Спешу разочаровать: не обострит. Тут есть один секретный нюанс.

Давайте сперва подумаем: кто же станет распоряжаться этими деньгами? Районные чиновники? Депутаты? Жители? Ответов на эти вопросы сегодня нет, а именно они определят будущность муниципальной реформы.

Но есть другой вопрос, уже решённый на уровне Правительства России: федеральные деньги на благоустройство дворов выделяться больше не будут. Программа «Городская среда» продолжит работу лишь в отношении общественных пространств.

Уточню: в этом году те дворы, что успели оформить все документы, ещё попадают в программу благоустройства, остальные – пролетают. Получается, что представителям управляющих компаний теперь драться не за что.

Ассоциация ТОС Челябинской области обеспокоена этими обстоятельствами и выступает против исключения дворовых территорий из программы «Городская среда», но как заверил заместитель главы Минстроя РФ Никита Стасишин на заседании Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации РФ: «Эта позиция консолидированная - Правительства и Министерства». В этом году остатки финансирования – да, на будущий год – нет. Так что, если какие-то кандидаты во власть скажут избирателям, что благоустройство дворов продолжится, это, скорее всего, будет неправдой. А, коли денег не будет, то и бороться – не за что.

Рай на земле и в своём дворе придётся производить за свой счёт.

Владислав ПИСАНОВ

На фото: праздник двора по случаю завершения благоустройства по программе «Городская среда». Счастливчики.