ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД

18+

 


          
 

 

  

 
 
ВИДЕОРЕЦЕПТЫ 
 Добрый Вече
р

Святыни встречаются
 
В руинах лежит уникальный Православный Храм, восстановить который – святой долг…
 

В этом году мы вспоминаем 100-летие революций 1917 года. Роковые события, разрушившие Российскую империю, собрали обильную кровавую жертву: миллионы загубленных жизней, миллионы искалеченных судеб. Огненные меты времени: убийство Царской семьи, крупномасштабная гражданская война, чудовищный террор. Гонения на Церковь, разграбление народных святынь и богатств, разрушение храмов и уничтожение верующих. «Белые платочки» выстояли Не обошла беда и наш родной Урал. Мы увидели «доказательства» своими глазами, проехав по старинным сёлам Каслинского района. Едва сели в автобус, наш гид Юлия Санпитер сообщила: - Сегодня мы посетим Воскресенское, Булзи и Огневское. Увидим возрождённый и восстанавливаемые храмы, окунемся в святой источник. Но для начала послушаем молитвенное правило… «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» – голос из динамиков звучит по-монашески спокойно, бесстрастно, отсекая все волнения. Дорога в Воскресенское пролетает незаметно. Погода отличная, солнышку радуемся, любуемся на весёлые полупрозрачные леса. Попутно узнаём историю села Воскресенское. Всё началось в 1749 году, во время горнозаводского освоениям Урала. Главным горный командир Урала и Сибири Никифор Герасимович Клеопин, отслужив верой-правдой около 25 лет, получил земли в окрестностях озера Синара и основал здесь своё Воскресенское имение. Построил господскую усадьбу и несколько домов, переселил из новгородских деревушек крепостных. В 30-40 саженях от господского дома возвели деревянную церковь в честь Воскресенья Христова. Церковный приход возник в 1751 году. Никифор Герасимович был набожным: сам не пропускал ни одной воскресной службы и от крестьян того же требовал.

В 1784 году Воскресенское заполучили Демидовы, крестьяне превратились в заводских крепостных, началась полоса железа и древесного угля. Демидовы владели Кыштымскими и Каслинскими заводами 57 лет. Богатейшие были люди, но за 25 лет в селе ничего не построили! «И кола не воткнули», как говаривали воскресенцы. В 1809 году промотавшийся Петр продал заводы и село купцу Льву Расторгуеву. При нём, уже в последние годы, начали строить каменную церковь в честь иконы «Знамение» Божией Матери. Автор проекта – известный архитектор М.П. Малахов – родом с Украины, с Черниговщины, учился в Академии художеств в Петербурге. Под его руководством построены наиболее ценные памятники архитектуры в Екатеринбурге и Каменск-Уральском. Очень впечатляющие.

Величественный получился храм в Воскресенском. Но в ХХ веке его стали грабить и разрушать, как и тысячи по России. Богатейший по иконостасу Знаменский храм служил людям больше века, но в 1948 году перестали звонить колокола. В неизвестном направлении, на 12 возах, вывезли всю церковную утварь и облачения. В здании устроили зернохранилище, потом оно стало бесхозным, не осталось ни полов, ни окон.

К счастью, веру в народе не уничтожили до конца. «Белые платочки» выстояли. В 1997 году Знаменскую церковь начали возрождать всем миром. Энтузиасты трудились бесплатно, помогали власти. Вскоре начались богослужения, потянулись люди. Несколько лет это была единственная церковь в округе, где ежедневно совершаются богослужения…

Великолепный храм классического стиля

И вот – мы видим это чудо преображения. Сверкающая белизной, ярко-голубыми куполами и блестящими крестами, Знаменская церковь видна издалека. Удивляет изысканная архитектура в стиле классицизма: ротонда, колонны, арки, портики, фронтоны... Непривычная роскошь для сельской местности. Многие детали декора окрашены в бирюзовый цвет. День солнечный, небо абсолютно ясное, и ощущение праздника словно витает вокруг. Он будто плывёт над землёй – воскрешённый красавец-храм Воскресенского.

А внутри ожидает ещё большее потрясение. Всё так ярко и празднично, словно сказочный островок. Литургия. Пожилой священник выходит из алтаря с кадилом, и воздух наполняется тонким благоуханием. Что-то родное, забытое касается души – радостное и окрыляющее. И ты вдруг ощущаешь себя ребёнком. И как в детстве, хочется крутить головой и всё рассматривать.

Особенно поражает обилие икон Богородицы. Самые известные образы сложены в «портрет», я подобного не видела. Семь рядов по вертикали, шесть – по горизонтали. Привлекают внимание большая «Державная» и «Курская Коренная», необычное распятие Спасителя в виде скульптуры, образ Николая Чудотворца, скорого помощника и любимца всея Руси. Верующие ставят свечи и молятся о помощи небесным покровителям.

А над головой, под куполом, звёздное небо, и струятся потоки света. Тут открываются Тайная Вечеря и Воскресенье Христа, образы святых евангелистов. Словно ветерок с дальнего берега, вспомнились любимые стихи Михаила Лермонтова: «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть». А знаете, о какой молитве идёт речь? Об архангельской, «Богородице Дева, радуйся!».

Какое необыкновенное, полётное приходит чувство! Хочется остаться и пожить в этом селе, приходить сюда по воскресеньям. Зачем он нужен, этот пыльный и суетливый город? Здесь так хорошо!

Алтарник Леонид Николаевич проводит для нас небольшой экскурс в историю. Храм начли строить в 1822 году, а освятили в 1835-м. Прежде на этом месте была деревянная церковь, но она сгорела дотла в 1814 году, во время крестного хода в соседнюю Знаменку. Уцелела лишь старинная икона Божьей Матери «Знамение», её брали с собой…

Сейчас сюда приезжают и жители Снежинска, он в пяти километрах от села. Настоятель храма – протоиерей Евгений Осипов, а благообразный батюшка, которого мы видели – иерей отец Владимир Малов. Бывший подводник, раньше был на страже рубежей Отечества, а теперь – живых человеческих душ, вверенных ему Господом. Через несколько дней ему исполнится 70 лет, прихожане поздравят его с большой любовью…

Когда мы вернулись в автобус, наш гид Юлия спросила: «Вы обратили внимание, какой это храм радостный, яркий, праздничный? А ведь росписи не канонические, их сделал обычный челябинский художник. Даже уезжать не хочется».

Чуть позже узнаю: историческую ценность Воскресенской церкви учёные признавали и в безбожные времена. Так, учёные Академии наук СССР в одном из отчётов писали: «Сколько еще бесценных памятников архитектуры до сих пор остается в неизвестности! Например, в 1979 г. в деревне Воскресенка Каслинского района Челябинской области одна из экспедиций Академии наук СССР обнаружила великолепный храм классического стиля, разрушающийся и бесхозный, между тем на всем Урале вряд ли найдется более десятка подобных сооружений…». Есть и другие отзывы специалистов: «Церковь с. Воскресенского отличается прекрасным соотношением масс, целостностью и гармоничностью и выполнена в лучших традициях русского классицизма»… «Великолепный образец церкви»… «Прекрасный храм – уникальное произведение архитектуры, образец классического стиля».

Радует, что храм общими усилиями восстановили. Теперь не повторить бы того, что было раньше. Оберегать и хранить, и передать потомкам.

«Всенародная стройка» в Булзи

Храм Покрова Божьей Матери в Булзи блистает ослепительной, сахарной белизной. Словно огромная прекрасная птица или величавый корабль на фоне синего неба. Ржаво-кирпичные, ещё не оштукатуренные ворота напоминают: недавно весь храм выглядел так же! Израненным и умирающим, словно человек с ободранной и обожжённой кожей. А опалили его вражда и ненависть, развязанная гонителями война, безумный вызов Богу.

Однопрестольная каменная Покровская церковь заложена в 1835 году, освящена в мае 1841 года. А в 1886-1894 годах пристроены боковые приделы в честь Сретения Господня (южный) и святых равноапостольных Константина и Елены (северный), возведена новая колокольня. Эта церковь –необычный для Южного Урала памятник архитектуры, с элементами неовизантийского стиля.В 30-е годы прошлого века церковь закрыли и разграбили. Сделали склад зерна, западный вход расширили для въезда автомобилей, внутреннее про­странство разделили на ярусы.

К счастью, люди опомнились. Безбожные власти ушли в прошлое, Россия вернулась к духовным традициям, стала возрождать храмы. В 2013 году в Покровской церкви начались восстановительные работы. По благословению прежнего владыки Феофана за дело взялась монахиня Феодосия (в прошлом – майор МЧС Ольга Новгородцева, пресс-секретарь ГУ МЧС по Челябинской области). Ныне она руководит маленькой монашеской общиной и восстановлением храма.

Матушка Феодосия похожа на солнышко: возле неё тепло и надёжно. Она и рассказывает, и показывает нам, как преобразилась церковь. Началось с того, что приехал с молодёжью отец Ярослав (Иванов), настоятель челябинского храма Сергия Радонежского. Поработали дружно, с энтузиазмом и молитвой, за один день вынесли из храма весь мусор. Вскоре стройка стала всенародной, люди стали приезжать на субботники, чтобы потрудиться в меру сил. Всем миром собирали средства на купола, кресты, окна и т.д.

И вот храм ожил и похорошел внутри и снаружи. В нём просторно и светло, стены гладенькие и белые: старых «ран» уже невидно. Появились большие кирпичные печи и небольшая звонница, самые главные иконы. В центре на аналое – Покрова Божьей Матери. Справа видна полустертая старинная фреска – это святитель Николай, так любимый на Руси.

Нам сказали, что её можно восстановить, – объясняет матушка Феодосия. – Были и другие фрески, но один бизнесмен решил сделать бабушкам подарок, помыл стены из шланга, и всё осыпалось. Храму этому уже 180 лет, здесь перебывали тысячи самых разных людей, многие приезжают потрудиться. Мы готовы всех принять и разместить, накормить, есть своя гостиница.

Речь матушки – словно ручеек в жаркий день, от неё хорошо на душе. Запомнился совет: каждый день обращаться за помощью к святым этого дня. Можно молиться своими словами. Неважно, что кого-то не знаешь. У Бога все живы, они нам – как старшие братья и сёстры. Святые своей жизнью и подвигами прославили Бога. Он их молитвы скорее услышит.…

Летом богослужения уже совершаются здесь, а остальное время года – в домовом храме монашеской общины. Сюда мы и направились из Покровской церкви. Домовой храм одноэтажный. Не велик, но уютен. Чувствуется, что создан с любовью. Едва входишь, видишь огромное Распятие, жуткие раны Христа. Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов в глубокой скорби. Всё так живо. Двух тысяч лет – словно не было.

Далее – молитвенный зал с новеньким, очень красивым иконостасом. Светло и чисто, дышится легко. Святые спокойно смотрят на нас, а мы – на них. Это не музей, здесь иная связь. Люди ставят свечи, кто-то молится. А потом идём в трапезную. На самом видном месте – красный угол с иконами, перед началом обеда звучит молитва. На столе всё по-деревенски: соленья, варенья, хлеб, ароматный грибной суп и гречневая каша с овощами. Очень вкусный постный обед, и усталости – как ни бывало. А потом все желающие задают вопросы.

Сестры монашеской общины готовы каждый день принять помощников для работы на строительстве храма и других хозяйственных забот. Для трудников есть возможность остаться на более длительный срок. Телефон монахини Феодосии (Новгородцевой) – 8 932 303 06 05. Адрес будущего монастыря: 456846, Челябинская обл., Каслинский район, с. Булзи, ул. Пролетарская, 15.


Когда стреляют в Спасителя – метят в народ

Третье село на нашем пути – Огневское или Огнево – одно из первых русских поселений в Челябинской области. Основано в 1701 году, названо по фамилии первопоселенца Огнева. Здесь мы посетили совершенно грандиозный храм Илии Пророка, ныне восстанавливаемый. Он построен в 1821-1827 годах, на месте деревянной церкви. В конце 19 века был расширен за счет боковых приделов: в честь великомучеников Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, позже приделы увеличили до алтаря.

После революции храм закрыли. Как рассказала нам местная учительница, безбожники стреляли прямо по крестам куполов. Когда кресты сняли для реставрации, внутри обнаружились ржавые гильзы, сразу рассыпавшиеся в труху. В одной из стен видна огромная брешь – возможно, от выстрела. И в Спасителя, похоже, стреляли. Добрый Пастырь с овечкой на руках встречает нас в притворе. Лик повреждён не то выстрелом, не то сильным ударом…Можно ли жить благополучно, если следы безбожия в нашей стране видны на каждом шагу? «Метили в коммунизм, а попали в Россию», – сказал писатель Александр Зиновьев однажды. Мне захотелось перефразировать: если стреляют в Спасителя, метят в народ. Если целятся в веру – попадают в народ.

До 70-х годов храм пророка Илии использовался под зернохранилище, затем опустел и стал разрушаться. Хорошо, что опомнились: в 90-е годы зарегистрирована православная община, храм объявили памятником архитектуры. Сейчас здесь идут восстановительные работы. Значительную часть здания оштукатурили, в 2015 году подняли купол со шпилем. Но работы ещё, как видится, море. Наверное, лет на десять, не меньше.

Вид разрушений, конечно, ужасает. А храм – удивительный! Поражает и масштабом, и большим количеством старинных фресок. Можно ли их восстановить – наверное, да. И они – великолепны! Вот плачущий блудный сын на коленях перед отцом. Тот простил, обнял и пытается поднять своё заблудшее чадо. Удивительный образ милосердного небесного Отца. Вот бедная вдовица жертвует на храм последние лепты – фарисеи надменно, с осуждением, смотрят ей вслед. Вот милосердный самарянин бережно ухаживает за путником, пострадавшим от разбойников. Сколько любви, милосердия и мудрости…Непостижимый «Спас Нерукотворный», Казанская икона Божьей Матери, вневременной полёт херувимов, спустившихся с небесных высот. Просто сердце плачет, когда видишь запущенной такую красоту!

А строили-то раньше как! Да, крепки были духом селяне, коль такие церкви возводили. Огромные лаги и доски такого обхвата, что диву даешься. Неужели в России были такие деревья? А сейчас вместо пола – огромные пустоты, можно ноги переломать. Говорят, тут машины проезжали, пока доски не сгнили…

- Кто хочет подняться на колокольню? – раздаётся звонкий голос. Ну как не пойти? Протискиваюсь в неудобный узкий лаз…И попадаю в кромешную темноту. Страшно – очень. Ничего не видно! Вверх ведёт винтовая лестница. Ступеньки высокие и узкие, возле одной стены сходят на нет. Малодушно жалею, что пошла. Несколько минут карабкаюсь во тьме, как сквозь вечность. «Держись за бревно», – советуют сверху. И вот, наконец, проблески света. Радость-то какая! Пара пролетов по деревянной лестнице – и свобода! Мы на колокольне. Открывается чудный вид на село и новенький купол храма. Нас только четверо, остальные не пошли. Ощущение – непередаваемое. Маленькая, но победа над собственным страхом.

Потом пошли в молельный дом, заказали «Неусыпаемую псалтырь» за близких. Говорят, это очень полезно и действенно. Удалось немного пообщаться с благочинным Каслинско-Снежинского округа Валерием Борисенко, который руководит восстановительными работами. Очень хороший, душевный батюшка, дал мне важные советы и передал поклон нашему настоятелю, протоиерею отцу Владимиру Воскресенскому. Оказалось, он тоже когда-то служил в челябинском Свято-Георгиевском храме.

Уже перед отъездом мы посетили святой источник, освящённый ранее митрополитом Никодимом. Деревянный домик, внутри – купель, а чуть подальше – родник. Окунулись немногие, зато святой водички набрали все. И вот, наконец, едем обратно в Челябинск. Переживаю шок от недавнего купания в ледяной воде и лопаюсь от впечатлений.

Россия возвращается к духовному свету

Позже пролистала в Интернете информацию об увиденных храмах, множество фотографий. Особенно врезались факты из истории Огневского. Некогда большое и богатое село, оно всё уменьшалось и уменьшалось. В 1926 году было 4343 жителя, сейчас – чуть более 800. В 60-е годы здесь создали мощный совхоз, успешно развивающийся. «Численность его работников превышала 800 человек…Количество его посевных площадей составляло 12 тысяч га; имелось 1,5 тысячи коров и 2 тысячи телят, свиней – 4 тысячи, овец – 1 тысяча». Активно строили и социальные учреждения. Пока местный храм, ясное дело, разрушался. А после Перестройки всё рухнуло, благосостояние улетучилось, хозяйство обанкротилась, работать стало негде. И как не вспомнить слова: «Без Меня не можете делать ничего»? Или же псалмопевца: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его».

Три храма, три села. Всем – досталось, а сколько их в бескрайней России? В том же Огневском было ещё четыре часовни: Успенская, Георгиевская, Пантелеимоновская, Преображенская. Где они сейчас?

В этом году мы пытаемся извлечь уроки столетия после 1917 года. Вспоминаем новомучеников и исповедников российских, пострадавших за веру. Если бы не их молитвы – что бы было с нами сейчас? Хорошо сказал об этом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда 13 мая 2017 года совершил литургию под открытым небом на Бутовском полигоне столицы:

«Сегодня настало время, когда мы должны доказать, что кровь мучеников Бутовских и всех иных не была напрасна. Мы должны открыть глаза всем, в первую очередь нашим соплеменникам, чтобы они поняли, какой путь ведет в бездну, в погибель. Очевидно, что духовное возрождение не могло бы произойти, если бы не подвиг новомучеников, их жертва, их святые молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей»…

Если честно, мне было тяжело взяться за этот материал. Терзала смутная тревога. Не отпускала боль. А что, если завтра всё повторится? Гонения на Церкви – они же не прекращаются не в одну эпоху. Прагматичным людям всегда удобнее без Бога, а многие люто ненавидят всё, что связано с верой. Этот морок окутал плотным саваном многие умы, особенно – молодежь.

Лишь бы не повторился кошмар, как сто лет назад. И это – забота каждого из нас. К единству нации призвал и наш президент Владимир Путин в Сретенском монастыре, на церемонии освящения нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

«Мы знаем, как хрупок гражданский мир, теперь мы это знаем, мы никогда не должны забывать об этом, не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны раскола, и именно поэтому наша общая обязанность— сделать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации»,— заявил глава РФ.

К сожалению, и сегодня, и во все времена в мире есть силы, заинтересованные в разрушении и уничтожении России. «А золотые купола кому-то черный глаз слепили», как пел Игорь Тальков. Но сначала враги всегда стараются разрушить основы духовной жизни. И тут, наверное, важно помнить самое главное. Мой знакомый, прихожанин Свято-Георгиевского храма сказал мне недавно: «Это очень хорошо, что храмы строят и восстанавливают. Но для христиан первично всё-таки Евангелие, главное – строить свою жизнь на его основе: жить по-евангельски»…Кстати, Евангелие уважают не только христиане, но и мусульмане России. Потому что оно учит любви к Богу и людям.

(Интересно, что нашу поездку в Каслинский район организовал депутат Госдумы РФ Владимир Бурматов. Это и удивило, и порадовало.) Столько лет власти в нашей стране боролись с Богом, но Бог победил! Теперь всё иначе. Россия потихоньку возвращается к духовному свету, как из мучительного и долгого Вавилонского плена.



Римма Галимханова

 
BVLGARI
 jewellery
  joaillerie
 
 
 
 
 
 

 

 счетчик посещений

 

Челябинска 

Магические рецепты для шикарных волос

Чего хочет Бог устами женщины

Зайка любит ёжика.

 с новостями

Радио
 
Яндекс.Метрика