ПОРТАЛ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕМ ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД 

18+

 


      
 

 
В туризм – с голого места
 
Что нужно и что не нужно брать Челябинску, развивая туристическую отрасль….
 
Челябинску повезло. Повезло, как многим другим регионам, задумывающимся о развитии местного туризма. Но, это, конечно, в том случае, если они думают правильно.

Как не правильно - поясню на примере Кипра, извечной туристической державы. Но сперва отмечу, что россияне на самом деле умеют организовывать туризм по первому разряду, просто они об этом ещё не знают.
Итак, Кипр. Мне довелось быть там четверть века назад, побывал и ныне.
Что бросилось в глаза: Кипр, конечно, разбух на туристических харчах. Те окраинные пляжи, которые были уютными 25 лет назад, теперь - в центре городской застройки, утыканы гостиницами, магазинчиками, кафешками, зажаты пристанями. Скромная тогда Айа Напа и захолустный Протарас стали вальяжными дорогими курортами. Короче, жирку киприоты поднакопили. Нам бы так.
Однако, смею предположить, эти тучные годы сыграли с кипрским туризмом злую шутку: киприоты закостенели. Сегодня они занимаются этой отраслью по накатанному, скользят, как лыжи по воде. Но, катером тут - экономика, мировая экономика. И вот сей катер сбавил обороты, притормозил….
Что мы видим? Полупустые пляжи Кипра. Полупустые бары и магазины. А ведь это общемировая база отдыха! Русские, немцы, англичане, поляки и разные прочие шведы приезжают сюда со своими евро. А получают ли они, что хотят?
Самым неприятным явлением в туризме (что на Кипре, что в Израиле, что в Египте) уверенно назову этакое бытовое мошенничество. Например, могут не сказать, что данная услуга платна, навязать её и выклянчить деньги. Или втюхать втридорога товар, который повсеместно дешевле вдвое. Это – не туристический бизнес, это – мелкий криминал. Он ничем не лучше мелких краж гостиничных горничных. А обман и кражи обижают. А обиды помнятся. И это – одна из главных антимаркетинговых составляющих сегодняшнего состояния дел в туристической отрасли. Прямо скажем, это – антиреклама, убивающая интерес к поездкам за тридевять земель. Ничего общего с «турсервисом» это не имеет.
Вторая сходная проблема – раздутая дороговизна товаров и услуг в туристических центрах. Конечно, данный вид бизнеса предполагает сравнительно честные способы отъёма денег у отдыхающих, но сегодня данную политику следует пересматривать. Скажем, зачем навязывать туристу кофе за 3-4 евро, если он в «нетуристическом» кафе увидит его за 1? Или бутылочка вина из магазина «Метро» в некой якобы винодельческой деревушке продаётся в два – в три раза дороже…. Это тоже дополняет негативный образ туристического края. Создаётся впечатление, что находишься не в гостях, а в некой воровской шайке, которая на каждом шагу стремится тебя облапошить. Захочется ли кому-то вернуться в воровскую шайку? Посоветует ли он это сделать родным и знакомым?
Третья киприотская незадача: отсутствие… гастрономической экзотики. Всё-таки люди едут на сушу, со всех сторон окружённую морем, не для того, чтобы питаться гамбургерами, надоевшими дома. А, где же рыбное изобилие? Где крабы и гребешки? Где то традиционное мезе, которое расхваливается во всех рекламных путеводителях Кипра?
В лучшем случае вы получите «морскую смесь» из моллюсков, какими завалены российские супермаркеты. Или – дорадо, которая в Краснодарском крае считается чуть ли не бросовой рыбой. Ну, в лучшем случае, вы увидите в меню рыбу-саблю (в России её называют чехонь) или рыбу-иглу, но не факт, что на тарелке будет именно эта особь. Вот, по большому счёту, и всё!
Мне могут возразить: мол, не по тем ресторанам ходил, не там смотрел и т.п. Ходил и смотрел, как обычный, среднестатистический, турист. Если чего не увидел, так только по той простой причине, что мне этого не показали! А объять необъятное, как известно, невозможно.
Вывод из вышесказанного, на первый взгляд, может показаться странным, но спешить не надо. Подумайте, опершись на тезис, что и туристический бизнес требует перемен, требует подстройки под требования времени.
Так вот, чтобы вернуть на Кипр толпы туристов, надо… перевернуть всё с головы – на ноги. Конкретно говоря, цены в туристических регионах надо сделать гораздо ниже, чем в глубинных районах страны. Ведь, скажем, производство 10 лепёшек питы и, например, 15 – по себестоимости не слишком различается. Но питу по 2 евро купят 5-6 человек, а по 1 евро – все 15. А по 30 центов – 40 человек в очередь выстроится. Таким образом стимулируется производство. Стимулируется сельское хозяйство и другие смежные сферы.
Подобный пример грамотного отношения к запросам туристов я видел в России, в Мордовии. В небольшом селении Умёт, которое пересекает суматошная трасса М5, соединяющая Москву и Урал.
В начале 90-х местный колхоз погиб. Работы не стало. Крестьяне пошли на трассу продавать пирожки. Потом – шашлыки. Затем – пельмени, борщи, пловы и прочую вкуснятину, блюда всех народов. Знающие водители специально тянули на голодный желудок до этого места, чтобы покушать свежего, вкусного, недорогого.
И, что бы вы думали? Сельское хозяйство возродилось в этом селе, да и в окружающих тоже. Заработали свинофермы, проснулись хлеборобы, овощеводы…. Вся продукция, в полном объёме, уходит в придорожные кафе и столовые.
Это наглядный положительный пример «народного туризма». Без чиновников и инвесторов, исключительно на собственном энтузиазме и интуиции люди создали настоящий туристический объект гастрономического толка. Создали, что называется, по первому разряду. Они и сами не знают, какие они молодцы!
Тот же рецепт годится и для Кипра, и для России.
Турист – не дойная корова.
Туриста надо «облизывать».
Он с радостью должен расставаться с наличными, он должен умолять, чтобы у него взяли деньги, чтобы получить некую услугу или товар. И тогда, получив вожделенное, он будет счастлив. И всем вокруг расскажет: как он был счастлив
Креативность, комфортность и безопасность – вот главные инвесторы туристического бизнеса. На вопрос: хотели бы вы поехать в отпуск в Россию? Простые киприоты отвечали утвердительно: да, это могло бы быть интересно. «Почему же не едите?».
- Боимся.
Они боятся холода, недружественности и ещё чего-то невысказанного, чего боится человек в тёмной комнате.
Потому, регионы, размышляющие о развитии туризма, должны сделать ставку на решение именно этих проблем. Они сегодня в выигрышной ситуации потому, что знают, как не надо делать.
Потому можно и должно делать – как надо.

 

Владислав ПИСАНОВ