1 Язык и речь Формы речи Разновидности речи Типы речи Язык и речь Речь как процесс и результат

1. Язык и речь. Формы речи. Разновидности речи. Типы речи § Язык и речь. Речь как процесс и результат

Суспицына И.Н., Ворошилова М.Б., Дзюба Е.В., Ере­мина С.А., Попова Э.Ю., Руженцева Н.Б., Чудинов А.П. Русский язык. Культура речи. Риторика: Учебное пособие для студентов УрГПУ / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2008. – 194 с.
Данное учебное пособие адресовано студентам Уральского государственного педагогического университета, изучающим курсы «Русский язык и культура речи», «Культура речи. Риторика», «Риторика профессионального общения»; содержит материалы к практическим занятиям курсов по темам, соответствующим Государственному образовательному стандарту: Язык и речь; Формы речи; Разновидности речи; Типы речи; Взаимодей­ствие языка и общества; Норма и система языка; Язык, речь и коммуникация; Общение как вид человеческой деятельности; Этика общения и речевой этикет; Литературное редактирование текста.
Рецензенты:

Алабугина Ю.В., кандидат филологических наук, до­цент;

Цыганкова А.В., кандидат филологических наук, доцент.

Подписано в печать _______. Формат ________.

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.

Усл. печ. л. – ____. Тираж ___ экз. Заказ _____.

Оригинал макет отпечатан в отделе множительной техники

^ Уральского государственного педагогического университета

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

E-mail: uspu@uspu.ru
ISBN 5-7186-0261-1 © ГОУ ВПО «УрГПУ»

Тема 1. Язык и речь. Формы речи. Разновидности речи. Типы речи

§ 1. Язык и речь. Речь как процесс и результат………………….

§ 2. Формы речи (устная и письменная)…………………………..….

§ 3. Разновидности речи (диалогическая и монологическая)….….

§ 4. Функционально-смысловые типы речи (описание, рассуждение, повествование)………………………………………………………

Тема 2. Взаимодействие языка и общества………………………….

§ 1. Русский национальный язык и его подсистемы………………..

§ 2. Русский язык как государственный. Языковая политика……..

§ 3. Русский литературный язык как нормированный вари­ант общенародного русского языка, обслуживающий разнооб­разные культурные потребности народа……………………………………..….…

§ 5. Словари русского языка как источник информации по культуре речи. Принципы работы с ними…………………………………….

Тема 3. Норма и система языка….……..…..………………..………….

§ 3. Нормы словообразования……………………………………….

§ 4. Нормы словоупотребления. Точность речи…………..………..

§ 5. Фразеологические обороты. Языковые афоризмы……………

Тема 4. Язык, речь и коммуникация……………………………………

§ 1. Функциональные разновидности языка. Стилистическая норма

§ 3. Составление деловой документации………………..…………..

§ 4. Коммуникативные качества речи………………….….

§ 5. Богатство и информативность речи……………….……………..

Тема 5. Общение как вид человеческой деятельности. Этика общения и речевой этикет……………………..…………………………..

§ 1. Общение и его характеристика………….…. …….

Тема 5. Литературное редактирование текста. Типовые ошибки и правка дефектного текста………….…………………………..……….

Язык – важнейшее национальное достояние. Поэтому выпускники педагоги­ческого университета обязаны владеть современным русским литературным язы­ком в различных сферах его функционирования, в письменной и устной разно­видностях.

Программа курса «Русский язык и культура речи» составлена с учетом спе­цифики культуры речи как особой лингвистической дисциплины, приоритетами которой являются, во-первых, поддержка, защита и охрана русского языка, во-вторых, учет практических потребностей языковой личности в области текстопо­рождения и текстопонимания, в-третьих, пробуждение языкового самосознания и речевой рефлексии говорящих и пишущих.

Представляемый курс имеет четко выраженную профессионально практиче­скую направленность. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение бога­тыми коммуникативными, познавательными и эстетическими возможностями русского языка.

Основная цель данного курса – повысить уровень коммуникативной компе­тенции студентов, что предполагает умение использовать средства языка в раз­ных формах в типичных речевых ситуациях.

^ Задачи курса:

— дать представление о системе языка, его роли в обществе, соотношении языка и речи, о русском национальном языке и его подсистемах;

— сформировать у студентов коммуникативные навыки, которые должен иметь профессионал для успешной работы по своей специальности и каждый член общества для успешного общения в бытовой, правовой, научной, полити­ческой и социально-государственной сферах;

— повысить общую культуру студентов, уровень гуманитарной образованности и гу­манитарного мышления;

— способствовать формированию открытой для общения личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных ценностей.

Таким образом, программа курса «Русский язык и культура речи» ориентиро­ван на одновременное формирование у студентов трех видов компетенции: язы­ковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной – с акцентом на коммуника­тивной компетенции.
^ Тема 1. Язык и речь. Формы речи. Разновидности речи.

Типы речи
§ 1. Язык и речь. Речь как процесс и результат

Справка. Язык – это универсальная естественная система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъ­явлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Важнейшие функции языка: информативная, коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная, воздействующая, эстетическая, регулятивная.

^ Единицы языка Уровни Разделы
Звуки Фонетический Фонетика
Морфемы Морфемный или словообразо­вательный Морфемика
Слова Лексический Лексикология
Фразеологические единицы
Формы и классы слов Морфологический Морфология
Свободное словосочетание Синтаксический Синтаксис
Предложение
Текст

Речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира. Для планирования своих действий и пр. Под речью понимают как сам процесс (рече­вая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письмен­ные). Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. Она материальна, состоит из артикуляционных знаков, воспринимаемых чувст­вами. Речь конкретна, связана с объектами действительности, может оцени­ваться с точки зрения истинности. Она предназначена и устремлена к опреде­ленной цели, ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве. Она субъективна и индивидуальна.

Язык стремится к стабильности, он консервативен, например современный язык имеет возраст 200 лет (начиная с языка пушкинской эпохи), речь же стре­мится к изменениям, вольностям и отступлениям, что, конечно же, не позволяет ей сохранять консервативную форму. Язык подчиняется жесткой норме, речь же допускает отступления от неё, что позволяет нам со временем менять те или иные правила и даже корректировать некоторые единицы самого языка.

Язык служит стабилизации общества, сплачиванию народов и наций, речь способна отражать особенности каждого этапа развития социума, именно в речи появляются жаргоны, просторечия, новые слова, которые со временем могут стать фактом языка.

2) имеет уровневую организацию, вертикальное, виртуальное устройство

4) абстрактен, воспроизводим

7) отражает опыт коллектива

8) объективен и обязателен

9) независим от обстановки

10) статическое явление

2) линейна (горизонтальная последователь­ность слов)

3) отнесена к объектам действительности, может быть истинной или ложной)

4) конкретна, неповторима

7) отражает опыт индивидуума

8) субъективна и произвольна

9) ситуативно обусловлена

10) динамична, развертывается во времени и пространстве

Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, как слуша­ние, говорение, чтение, письмо. Эти виды речевой деятельности рассматри­ваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального об­щения. По характеру речевого общения речевая деятельность дифференциру­ется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение. К видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание. Письмо и чтение представляют собой более сложные виды речевой деятельности.

^ Структура говорения

1. Предварительная ориентировка. Говорящий должен уяснить цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей ау­дитории (образование, возраст, физическое и психологическое состояние слу­шателей и пр.).

2. Этап планирования. Говорящий продумывает по возможности содержание, построение и речевое оформление высказывания.

3. Осуществление деятельности, т.е. процесса говорения. Большую роль иг­рает жестово-мимический код.

4. Контроль осуществления деятельности. Самоконтроль осуществляется как в течение всего процесса говорения, так и после него.

Структура письма

1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий опреде­ляет, с какой целью, кому и что он будет писать.

2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным плани­рованием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные вырази­тельные языковые средства.

3. Осуществление деятельности, т.е. самого процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и про­межуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию чи­тающего на каждую фразу (он может эту реакцию лишь предугадать). Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Иначе он может быть неверно понят.

4. Контроль деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Пере­читывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.

^ Структура слушания

1. Ориентировочный этап. Слушающий должен осознать цели и задачи, ко­торые он должен решить в процессе слушания, т.е. осознать свое коммуника­тивное намерение.

2. Аналитико-синтетический этап. Слушающий одновременно анализирует воспринимаемое (устанавливает смысловые связи и отношения между звеньями текста) и, синтезируя, обобщая полученные результаты, постигает смысл вос­приятия. В процессе слушания могут быть составлены конспект, план, рабочие записи, сформулированы вопросы, замечания.

3. Этап систематизации услышанного. На этом этапе реализуется исполни­тельская (реакция на высказывание) и контрольная (оценка уровня и качества услышанного, коррекция своих выводов) фазы речевой деятельности.

Структура чтения

1. Этап предварительной ориентировки. Формируется или уточняется целе­вая установка, т.е. решаются вопросы для чего и зачем читать. В процессе чте­ния целевая установка может меняться.

2. Этап планирования деятельности. Он зависит от целевой установки, объ­ема текста, времени, отведенного на работу с текстом.

3. Этап осуществления деятельности. На этом этапе реализуется процесс смыслового восприятия текста. Понимание текста зависит от сложности его со­держания, структуры, стиля, графической подачи, определенной исходной базы данных и т.д.

4. Этап контроля. Анализируются результаты деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.
Задание 1. А. В каком аспекте и как понимается «язык» в определениях»? Б. С какими определениями из приведенных выше можно употреблять поня­тие «речь», а с какими нельзя и почему?

писателя, Пушкина; птиц, животных, человеческий, свиста, жестов, мими­ческий, пантомимы;

социальных и профессиональных групп: студентов, учителей, артистов;

естественный / искусственный (эсперанто, паскаль); живой / мертвый (латинский, старославянский);

международный, мировой, межнационального, межэтническоготобщения;

Спасти рукописи Баха

Хотя Иоганн Себастиан Бах редко бывал в Берлине, случилось так, что 80 процентов его наследия хранится не в Лейпциге, где он служил органистом в соборе, а в Государственной библиотеке немецкой столицы. И большинство из 13 216 нотных страниц находятся в плохом состоянии.

Бах пользовался самодельными чернилами из чернильных орешков, или галлов. Это наросты, возникающие на листьях деревьев (особенно ценились дубовые галлы), когда в ткань листа откладывает яичко особая мушка – галлица. Чтобы получить чернила, в экстракт из чернильных орешков добавляли раствор железного купороса. Содержащаяся в составе орешка галловая кислота дает с солями железа черный осадок, так что получались черные чернила. Однако со временем входящий в их состав железный купорос начинает разлагаться, выде­ляя серную кислоту, которая разъедает бумагу. От этого недуга страдают многие старинные рукописи.

Читайте также:  Государственное каз нное учреждение Республики Крым quot Центр оценки и мониторинга качества образования quot

Сейчас немецкие специалисты предлагают расщепить бумагу, сняв с нее по­верхностный слой с нотными знаками, а вместо старого нижнего слоя подклеить тончайшую японскую бумагу, устойчивую к действию кислоты. Решение пока не принято, но этот метод реставрации, разработанный еще в бывшей ГДР, уже успешно применяется в США и во Франции.
Задание 3. Прослушайте текст. Выявите ключевые моменты смысла. Постарайтесь его пересказать. Проанализируйте уровень своего слушания.

О пользе пешего хождения

Стив Берд и его коллеги с кафедры лечебной физкультуры медицинского колледжа в Кенте (Великобритания) доказали, что пешее хождение влияет на состав крови.

Они выбрали 56 добровольцев, ведущих сидячий образ жизни, и разделили их на четыре группы. Одна группа должна была предпринимать прогулку дли­тельностью 20-40 минут ежедневно, вторая – две прогулки по 10-15 минут, тре­тья – три по 5-10 минут. Четвертая группа сидела дома перед телевизором. Пе­ред началом опыта у всех измерили содержание в крови липопротеинов – со­единений белков с жиром, способствующих развитию атеросклероза.

Так продолжалось 18 недель, после чего анализ жиров крови повторили. У тех, кто гулял сравнительно долго, содержание самого вредного липопротеина упало на 50 миллиграммов, у «промежуточных» это падение было вдвое более скромным, а у тех, кто гулял три раза, но понемногу, содержание опасного веще­ства сократилось лишь на 10 миллиграммов. Так что дальние прогулки наиболее эффективны. У «сидячих» содержание липопротеинов осталось прежним.

Задание 4. Прослушайте текст. Напишите изложение.

Бывает так. Входит незнакомый человек в комнату, все видят его в первый раз. Здоровается, говорит обычные, как будто слова, пробудет недолго, уйдет, а все им очарованы: «Какой хороший человек!»

И всем снова хочется увидеть его. В чем секрет особого очарования нового знакомого? Я бы назвал его талантом общения. Он вовсе не играет роль милого и обаятельного человека. Он на самом деле таков, хотя, возможно, не родился ангелом. Но в детстве ему ни разу не позволили проявить дурные качества ха­рактера. И это умение быть ровным, доброжелательным, изящным вошло в плоть и кровь, стало второй натурой. Теперь для него просто невозможно бро­сить на кого-либо хмурый взгляд исподлобья, поморщиться, если кто-то не­удачно сострил, или демонстративно захлопнуть окно, если под ним разговари­вают люди. Он вежлив. Постоянная вежливость – это и есть талант общения. Причем понимать вежливость, мне думается, надо очень широко: это манера общения и с людьми, и с беззащитным зверьем, бережное отношение к каждому деревцу и цветку. Мелочей здесь нет. Если ребенка вовремя не научить пра­вильно сидеть за столом, не болтать ногами, не вмешиваться в разговоры взрослых – это значит упустить что-то очень важное в воспитании таланта об­щения (С. Михалков)

Источник

Какие есть основные виды речи и в чем их особенность?

Речь — самостоятельная деятельность, заключающаяся в последовательном логичном произношении звуков (если устная) или записи символов (если письменная) в коммуникации.

С ее помощью происходит коммуникация, взаимодействие людей друг с другом.

Также она является средством передачи информации, выражения собственных мыслей и чувственных переживаний.

Понятие о языке и речи в психологии: кратко

На первый взгляд, оба термина похожи, синонимичны. Но речь — целенаправленный процесс, который задействует язык в коммуникации.

Речь — приобретенный навык, который остается с человеком вне зависимости от языка, на котором он разговаривает.

Это способность выражать мысли, чувства, эмоции, логические доводы, а язык — это инструмент выражения, передачи информации.

Без языка речь невозможна. В то время как язык способен развиваться и эволюционировать самостоятельно до тех пор, пока на нем говорят.

Например, если человек воспитывался в стае диких животных и его речь не развита, язык все равно существует — на нем говорят другие люди.

Активная речь

В зависимости от роли слушателя может быть выделена активная и пассивная речь. Классификация речи в данном случае зависит от того, как ведет себя оппонент выступающего.

Тот, кто слушает, также прикладывает усилия, чтобы понять то, что ему говорят и какую мысль пытаются донести до него. Интересный факт: когда человек слушает, он дополнительно прокручивает все услышанное в голове. Благодаря этому сказанные слова циркулируют в сознании. Внешне это никак не проявляется. Причем слушатель может быть как активным, так и абсолютно равнодушным. На основании чего и проводится упомянутая классификация видов речи, выделяются ее активная и пассивная формы.

Активная речь бывает весьма спонтанной, она идет изнутри. В этом случае человек произносит вслух то, что ему приходит в голову.

Физиологические основы

Почему человек способен говорить членораздельно и понятийно, а животные — нет?

У человека, в сравнении с животными, в процессе эволюции предпосылками к формированию речи стали более подвижные губы и язык (как орган).

Полость рта увеличивалась, что позволило произносить множество звуков, обладающих уникальной тональностью, разница в которых уловима на слух.

Также у человек хорошо развита слуховая зона, которая позволяет понимать произносимые слова.

Ушная зона больше сама по себе (в сравнении с ближайшими к человеку животными — обезьянами), плюс в ней сосредоточены речевые центры. Они отвечают за четкое и острое восприятие звуков.

Речь как высшая психическая функция

Благодаря речи, человек может усваивать информацию из внешних источников. Она является одним из главных психических процессов, поскольку позволяет активно выстраивать коммуникацию между людьми. С ее помощью реализуются:

  1. Общение с окружающими людьми в повседневной жизни.
  2. Воспитание. Перенятие существующих в обществе правил и законов. Способность учится у других людей морали, вырабатывать личностные ценности.
  3. Познание. Возможность изучить историю планеты, понять устройство мира через естественные науки (биология, физика, химия).
  4. Передача информации и накопленного опыта через века. Возможность зафиксировать знания с помощью речи на физических носителях (бумага, аудио, видео).

Внутренняя речь

Внутренняя речь – это стержень мышления человека, его сознательной деятельности. Другими словами, это речь человека, которую, кроме него, никто не слышит. Иногда во время данного процесса наружу вырываются различные междометия или другие возгласы. Можно определить, что человек чем-то озадачен и внутри него ведется красноречивый диалог (монолог).

Примеры речей этого типа встречаются часто. Многие люди ведут внутренние диалоги, убеждая себя в чем-то, доказывая что-либо самому себе или просто поощряя за те или иные поступки.

Основные виды речи в психологии подразделяют на три группы: устная (диалог и монолог), внутренняя и письменная:

  1. Устная. Подразделяется на монологическую и диалогическую. Монолог ведется в формате публичного выступления перед большой аудиторией или длинная долгая речь в неформальной компании. Диалог предполагает наличие как минимум одного собеседника.
    Происходит прямой вербальный контакт — обмен сообщениями, а также анализ сказанного друг другом.
  2. Внутренняя. Произносится в голове человека. Бывает непосредственной (когда человек что-то обдумывает, разговаривает сам с собой) и осознанно проговариваемой — например, при чтении.
  3. Письменная. Фиксируется на физическом носителе (бумага, папирус и т.д.). имеет свои особенности. Позволяет обдумать высказывание, точнее выразить мысль с помощью эпитетов, знаков препинания. Направлена на большой круг людей, поскольку прочитать написанное может бесчисленное число людей. В свою очередь, письменную речь можно разделить на два процесса — написание и чтение.

Классификация видов речи.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутрен­нюю. Внешняя речь подразделяется на устную (диалогическую и мо­нологическую) и письменную.
Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Тематически направленный диалог называется беседой.

Целью беседы может быть выяснение уровня знаний, воздейс­твие на слушателей: убеждение, внушающее воздействие.

Монологическая речь. Разговор одного лица. Его особенности:

– он непрерывен (поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим);

– он должен быть последователен и доказателен;

– в нем должна правильно употребляться грамматика.

В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов. Ситуация взаимного общения сглаживает перечисленные недочеты.

– доклад и речь (выступление)

Развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, создало наиболее трудную форму монологической речи

– выступление перед микрофоном и телевизионной камерой.

Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.

Письменная речь.Письменная речь появилась позже устной и была связана с потребностью закрепить на более долгий срок, передать потомкам сведения о тех или иных событиях.

Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания. Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Письменная речь позволяет приобщиться к мировой культуре.

Внутренняя речь.Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговорившие и собственно внутреннюю речь. Внутренняя речь отличается по структуре от внешней речи тем, что она свернута, в ней опускается большинство вто ростепенных членов предложения.

Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестези­ческий, слуховой или зрительный образ. В отличие от собственно внутренней речи внутреннее прогова­ривание совпадает по структуре с внешней речью. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Дата добавления: 2015-08-08 ; ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Функции

Выделяют следующие психологические функции речи:

  1. Понятийная функция. Заключается в формировании понятий, определений. Совокупность звуков соединяется в слово, которое характеризует явление, предмет или процесс.
    Понятийная речь — одно из главных отличий человека от животных.
  2. Обобщающая функция. Если понятийная отвечает за название предметов, то обобщающая — за способность слова выражать несколько значений. Например, лук — один набор звуков и символов, но два обозначения — растение и оружие.
  3. Коммуникативная функция. Заключается в обмене информацией между людьми, позволяет людям общаться, распространять данные, договариваться.

Свойства

В психологии выделяют 4 ключевых свойства речи:

  1. Содержательность. Чем больше фактов, соответствующих действительности, чем больше конкретики и глубины в излагающейся информации, тем больше ее содержательность. Если же ничего полезного в данных нет, то такая речь называется пустой, поверхностной. В народе — треп, болтовня. Иногда информационное сообщение разбавляется словами паразитами, лишними выразительными оборотами, пространными заявлениями и отклонения от темы — содержит «воду». В таком случае речь — средней содержательности. На данное свойство влияет словарный запас и компетентность говорящего в теме сообщения. Чем большим количеством слов оперирует человек, тем точнее он может выразить мысль.
    Наиболее полезную информацию по вопросу может дать профессионал, который подкован теоретически и опробовал знания на практике.
  2. Понятийность. Если понятийность как функция дает представление о предмете, то понятийность как свойство — умение донести до собеседника информацию. Говорить на понятном ему языке. Чем больше знания человека в определенной сфере, тем выше понятийность сказанного. Например, у программисты знают специфическую терминологию, а люди непрофессиональные — нет. Для рядового обывателя жаргон программиста будет менее понятийной, поскольку знаний не хватает. Даже если программист будет излагать мысли ясно, последовательно и содержательно — коммуникация не сможет быть полностью успешной. Затрудняет понятийность и разное значение слов у разных людей. Для того же программиста «чайник» — мало понимающий в компьютерах пользователь, а для простого человека — прибор для нагревания воды.
  3. Выразительность. Определяется насыщенностью, эмоциональной окраской и умением человека расставлять акценты в предложении, выделять интонацией важные слова. Еще один параметр выразительности — отточенная дикция, когда слова проговариваются четко и понятно.
    Выразительность особенно ярко проявляется в диалоге.

Например, информационное сообщение «ФК Спартак разгромил питерский Зенит» передает суть события, но в устной речи может добавиться отношение человека к факту. Он может произнести новость с радостью или с грустью (если болел за «Зенит»). Сделать повествование насыщеннее можно несколькими способами: увеличение словарного запаса, использованием метафор, отсылок, иронии.

Речь: определение, функции, свойства, виды

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими.

Источник

Виды и формы речи

речевая деятельность определяется мотивами и целью, состоит из ведущего и фонового уровней, включает образ результата и регуляцию промежуточных этапов.

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:

1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учёта обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обощенности.

2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформления. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.

3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.(Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2001, С. 10-11).

Различают две формы речи:

Устная речь — это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.

Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).

Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин «звучащая речь».

Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд её специфических особенностей:

обилие незаконченных синтаксических построений (напр.: Ну вообще…созерцание… я могу и для друзей рисовать);

самоперебивы (В России ещё много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере);

повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше);

конструкции с именительным темы (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит);

подхваты (А — Мы тебя приглашаем… Б — завтра в театр).

Специфические особенности, вызванные неподготовленностью устной речи, указанные выше не являются речевыми ошибками, т.к. не мешают пониманию содержания речи, а некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развёрнутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов.

В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается её прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда — в неоправданном повторении одних и тех же слов.

Вторым из наиболее распространённых недостатков устной речи является её нерасчленённость (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без чёткого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчленённость, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечётким, содержание текста делается расплывчатым, неопределённым.

Письменная речь — это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.Видами речи являются:

говорение — отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

слушание — восприятие звуковых сигналов и их понимание;

письмо — использование видимых графических символов для передачи сообщения;

чтение — восприятие графических символов и их понимание.

Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи.

Для того, чтобы быть готовым поддерживать разговор на различные темы в публичном и частном общении, человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием в широком смысле слова, т.е. приобретать новые знания, причём не только по своей специальности, но и другие знания в области науки и искусства, представляющие общественный интерес, развивать самостоятельность мышления, пытаясь дать полученной из книг и газет информации собственную оценку, читать художественную литературу, для того чтобы глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.

Источник



Глава 1. Формы, типы и виды речи

Речь – это коммуникативный процесс создания, хранения, передачи и получения информации. Речевой единицей, в которой фиксируется информация, является текст. Текст отличается от языковых единиц (знаков и фигур) тем, что он не обладает лингвистической синтагматикой и парадигматикой. Любой текст является знаком предшествующей информации (информационной памяти), последующей информации (замысла) и той объективной и субъективной действительности, которую он в целом обозначает (мыслительного и предметного содержания). Отношение между этими тремя компонентами текста называются коннекцией. Коннекция отличается от ассоциации (синтагматики и парадигматики) прежде всего тем, что членение текста на части и соединение текстов, в свою очередь, также является текстом, оно не образует новой единицы (как это имеет место в системе языка).

Речь – процесс коммуникации, который осуществляется конкретным человеком. Выделяют две формы речи: устную и письменную.

Письменная форма вторична по отношению к устной, так как является её отображением. Но субстанции устной и письменной речи различны. Устная речь осуществляется в виде непрерывного звучания, существующего во времени. Как известно, любое мгновение времени делит устную речь на уже произнесённую и ещё не произнесённую. Таких мгновений речи, которые делят устную речь на две части, может быть бесчисленное множество, поэтому интервалы между этими мгновениями стремятся к нулю. Сама материальная субстанция устной речи никаких звуковых сегментов (звуков речи) не содержит. Дискретизация устной речи осуществляется благодаря сознательной (мыслительной) деятельности человека, в процессе которой непрерывная устная речь сегментируется и ассоциируется с какими-то лингвистическими и содержательными представлениями.

Содержательная информация в устной речи образуется непрерывно. У говорящего, как правило, нет возможности постоянно следить за организацией устной речи, поэтому устная речь принципиально неорганизованна в деталях, незавершенна и непостоянна. Все эти недостатки, как уже было сказано, компенсируются возможностью интонационного переструктурирования, дополнительных интервалов, поправок, переинтерпретаций, оговорок и т.д. Чтобы сделать устную речь более организованной (например, при публичных выступлениях), необходима предварительная подготовка, которая выражается в формировании мыслительного содержания, его планировании, подборе лингвистических средств для построения текста.

Письменная форма речи имеет пространственную природу. На письме буквы, слова и предложения выстраиваются линейно и сохраняются на бумаге. Письменную речь можно продумать, исправить и заново переписать, чего нельзя сделать с устной речью. Поэтому письменная речь более организована и нормирована.

Письменная речь играет важную роль в речевой культуре человечества, создании грамматик, словарей, классических текстов. Всё это связано с потребностями письменной речи. Мыслительная культура человечества – это, прежде всего, письменная культура. Именно в тексте выражается содержание, о котором мы можем сказать: истинно оно или ложно. Поэтому благодаря письменным текстам возникла и наука. Благодаря письменной речи модифицируется и изменяется устная речь.

Выделяется два основных типа устной и письменной форм речи: монолог и диалог.

Монолог – это речь, создаваемая одним участником коммуникации (коммуникантом) для фиксации определённого мыслительного содержания. Монолог обращён либо к самому себе (как адресанту) для запоминания определённого содержания, либо к какому – то другому коммуниканту (адресату), отделённому от говорящего временем или расстоянием. Сам монолог создаётся в результате внутренней мотивации самого коммуниканта без ориентации на непосредственную мотивацию окружающих.

Диалог – это общение двух лиц, делающих сообщение друг другу последовательно. Каждая предыдущая реплика в диалоге со стороны адресанта (I участника коммуникации) мотивирует последующее высказывание адресата (II участника диалогической коммуникации). Таким образом, тексты, создаваемые одним участником диалога, мотивируются текстами, создаваемыми другим участником диалога. Не случайно именно в диалоге употребляются такие лингвистические выражения, как вопросы и проблемные ситуации. Поэтому решение проблемной ситуации в монологе очень часто строится по структуре диалога.

Называют третий тип межиндивидуальной коммуникации – полилог (когда в общении участвуют несколько человек). Однако говорить одновременно нескольким людям нельзя, так как при этом нарушаются сами условия общения: восприятие информации коммуницирующими сторонами и реакция на информацию. Поэтому в реальном общении полилог разбивается на последовательные группы диалогов: коммуникант вначале общается с одним адресатом, потом со вторым, третьим и т.д. Возможно и хоровое произношение определённого текста несколькими людьми, но в этом случае хор выступает эквивалентом создателя монолога.

В речеведении выделяются следующие виды речи: говорение, слушание (аудирование), чтение и письмо.Говорение и слушание относятся к устным формам речи, а чтение и письмо – к письменным. Говорение и письмо считаются активными видами речи, а слушание и чтение (особенно чтение «про себя») – пассивными. Эта характеристика основана на наблюдении внешних сторон речи.

Специалисты по методике языка, следующие правилу: при освоении учебных действий нужно идти от простого к сложному, от лёгкого к трудному – приходили к выводу, что при изучении видов речи нужно идти от пассивных видов к активным, от письменных к устным (поскольку письменное можно фиксировать на бумаге, а устное только запоминать, а это сложнее). В связи с этим, рекомендовалась такая последовательность в изучении видов речи: чтение – слушание – письмо – говорение.

Однако изучение внутренних сторон видов речи даёт иную картину. К внутренним механизмам речи следует отнести

§ построение мыслительного содержания (для того чтобы

говорить, нужно знать, о чём говорить);

§ выбор языковых средств.

В наиболее строгом и полном виде эти механизмы представлены в говорении. В слушании данные механизмы подвергаются перестройке. Например, говорящий излагает то содержание, которое у него есть в уме. Он не строит это содержание в процессе изложения, он его репродуцирует. Слушающий должен соотносить предлагаемое ему в изложении мыслительное содержание с теми знаниями, которые содержатся у него в уме. При этом происходит переструктурирование этих знаний и преобразование их в новое знание. Этот процесс гораздо сложнее, чем процесс изложения уже имеющегося содержания. Говорящий в процессе изложения не занимается планированием его содержания, оно содержится уже в этом содержании. Слушающий должен построить мотивацию предлагаемой ему информации. Он должен постоянно предугадывать план последующего изложения, мотивационно осмысливать его. Пытаться понять, для чего ему нужно новое содержание. Предугадывание, таким образом, более сложный процесс, чем репродукция заранее произведённого планирования. Говорящий пользуется теми языковыми средствами, к которым он привык. А у слушающего существует свой типовой набор языковых средств, которым он пользовался раньше. Ему нужно в процессе восприятия переводить языковые средства говорящего (обучающего) и их содержание в свои языковые средства и их содержание. Этот процесс сложнее, чем процесс использования наиболее типичных для своей речи языковых средств. Таким образом, процесс слушания, с точки зрения внутренних механизмов речи, намного сложнее, чем процесс говорения.

Процесс чтения чем-то напоминает процесс слушания. Однако он значительно упрощает этот процесс. Во-первых, слушание, как и говорение, производится однократно, а прочитать текст можно несколько раз. Во-вторых, читающий может дополнительно осмыслить содержание читаемого привлечением дополнительной литературы, справочников и т.д. В-третьих, содержание читаемого и его план уже содержатся в воспринимаемом письменном тексте. Неясности в этом восприятии могут быть компенсированы с помощью дополнительных материалов. Наконец, своеобразие языка читаемого текста также может быть освоено повторным чтением справочников и словарей. В любом случае, чтение допускает возможность более медленного и повторного восприятия, иначе говоря, чтение для обучающегося гораздо более простой процесс, нежели слушание.

Письмо в целом напоминает говорение, но с помощью письменных знаков. Оно допускает многократное обдумывание содержания текста, его медленное производство, возможность исправлений и т.п. Однако в целом письменный текст, с точки зрения его внутренних механизмов, сложнее говорения. Письменный текст требует более четкой и строгой логики изложения, а значит и более основательного обдумывания содержания текста и его планирования. Что касается языка письменного текста, то он резко отличается от языка устной речи его нормированием, отбором и соотнесённостью с определённым стилем речи. Всё это делает письмо гораздо более сложным видом речи, чем говорение.

Анализ внутренних механизмов четырёх видов речи показывает, что в основе их всех лежат механизмы говорения, которые лишь перестраиваются в других видах речи. Другими словами, говорение выступает в качестве инварианта остальных видов речи, их контрольного механизма. Поэтому обучение нужно начинать с освоения процессов говорения, и говорением необходимо сопровождать всякий другой вид речи. Из этого следует вывод: все виды речи взаимосвязаны и дополняют друг друга, в процессе освоения одного вида речи нужно пользоваться другими видами речи. Только на завершающей стадии обучения, когда определённый вид речи доводится до совершенства, процесс освоения вида речи сопровождается использованием этого же вида речи.

Говорение как наиболее универсальный вид речи помогает контролировать любой другой вид речи. Проверить, правильно ли освоено содержание прослушанного текста, можно только с помощью рассказа обучаемого, то есть с помощью говорения. Проверить результаты чтения можно также с помощью говорения. В свою очередь, освоение написанного помогает более содержательно и логично построить говорение. А в целом, с дидактической (обучающей) точки зрения, самым простым видом речи является чтение, затем слушание, говорение и письмо.

Глава 2. Виды текстов

Повествование – это изложение временной последовательности событий. Оно может быть перспективным (то есть излагающим событие от начало до конца) и ретроспективным (излагающим события по их воспоминаниям). Событийность описывается, в основном, глаголами или отглагольными существительными, прилагательными и наречиями. Поэтому в повествовательных текстах достаточно много глаголов. Примером повествования может служить сообщение о надвигающей метели в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина:

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегла небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.

Текст изобилует глаголами, которые описывают последовательность смены событий: поскакал; поглядывал, бежали, становился, обратилось, подымалась, росла, облегла, пошел, повалил, завыл; сделалась, смешалось, исчезло.

Описание – это изложение объектов, их свойств, состояний или качеств. Описаниями довольно часто пользуются создатели художественных или научных текстов. Примером может служить описание портрета Обломова в одноимённом романе И.А.Гончарова:

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как- то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же, тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Текст изобилует прилагательными, описывающими внешность Ильи Ильича: ни румяный, ни смуглый, ни бледный, безразличный, матовому, белому, маленьких, пухлых, мягких, изнеженным.

А вот описание интерьера комнаты Обломова:

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного цвета, два дивана, обитые шелковой материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

В тексте множество существительных: комната, взгляда, бюро, цвета, дивана, материею, ширмы, в природе, птицами, плодами, занавесы, ковры, картин, бронза, фарфор, мелочей. Все эти существительные называют предметы, которые объединяет то, что они находятся в одной комнате.

Рассуждение – это изложение каких-то мыслей, которые связаны между собой логическими отношениями. В текстах – рассуждениях, как правило, содержатся сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами и союзными словами. В таком изложении (рассуждении) содержfтся обобщение, анализ, сопоставление и логические выводы. Образцовыми примерами рассуждений служат сентенции Л.Н.Толстого:

Все счастливые семьи похожи друг на друг, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Анна Каренина).

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как не обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною даже и в городе (Воскресение).

В этом тексте перечисление действий неразумных людей перекрывается общей сентенцией – гимном жизни.

Убеждение– текст, в котором излагается конечный вывод многочисленных опытов жизни и трудных размышлений. Текст – убеждение строится как последовательность образцовых классических утверждений, подводящих итог разбросанным жизненным замечаниям. Примером убеждения может служить классический текст из романа Н.Островского «Как закалялась сталь»:

Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему только один раз, и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: «Вся жизнь была отдана самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества!»

Источник