1 Зачем создавать научный журнал

Вопросы редактору научного журнала

Главная />Вузовские издательства />

М ы продолжаем обсуждение вопроса подготовки вузовских научных журналов, связанных с требованиями Минобрнауки России по включению периодических изданий в международные базы данных. В июльском номере «Университетской КНИГИ» наши авторы поделились своим опытом применения транслитерации на примере журнала «Актуальные проблемы экономики и права» Института экономики, управления и права (г. Казань). Взаимодействие автора, рецензента и редакции журнала в условиях соблюдения требований, необходимых для включения в международные базы данных, – ещё одна актуальная тема.

Остановимся на разъяснении некоторых вопросов, возникающих при работе с редакциями у авторов с момента выбора журнала, отправления статьи и до выхода её в свет.

Чаще всего они появляются:

  • у авторов при подаче материалов в журнал;
  • у редакторов, например при получении неполного комплекта документа;
  • у рецензентов, которые получают статьи, оформленные непривычно для российских учёных.

А разъяснения эти нужны, так как некоторые российские журналы начали вносить изменения в правила по оформлению статей в соответствии с требованиями, необходимыми для включения их в зарубежные базы данных. Цель этих преобразований – повысить требования к авторам при подаче рукописей в журнал и приблизить их к мировым стандартам. При этом авторам следует учитывать, что на первоначальном этапе не только им, но и коллективу журнала приходится преодолевать такие организационные трудности, как и реорганизация редакции, увеличение объёмов работы редактора, переводчика и т.д. Эта статья призвана помочь взаимодействию авторов, редакторов и рецензентов, сделать это общение взаимно приятным и полезным.

ВЫБОР ЖУРНАЛА

Итак, вы написали научную статью и вам необходимо её опубликовать. Для этого вы должны выбрать журнал – это очень важный этап процесса работы над статьёй. Выбор журнала необходимо начинать с просмотра сайтов научных журналов, в том числе электронных. Остановив свой выбор на каком-то журнале, необходимо внимательно изучить все требования редакции, просмотреть архив журнала, чтобы узнать, о чём пишут другие его авторы, и определить, соответствует ли ваша статья профилю журнала; поинтересоваться импакт-фактором, цитируемостью журнала (обычно приводится на титульной странице сайта научного издания).

Если вас всё устраивает, следующим этапом будет работа над оформлением статьи в соответствии с требованиями редакции научного журнала. Статья должна иметь научную ценность, а не быть написанной под конкретный журнал. Самое главное для автора – правильно определить цель написания статьи и задачи, которые будут решаться. Если это сделано, написание статьи для автора не будет проблемой.

СТРУКТУРА СТАТЬИ

Хочется немного остановиться на структуре научной статьи, а именно на том, какой она должна быть в соответствии с требованиями зарубежных журналов (или российских журналов, которые хотят соответствовать мировым стандартам).

Обязательными элементами научной статьи являются: УДК, ФИО автора; сведения об авторе (учёная степень, учёное звание, должность, профессия и место работы); заглавие статьи; аннотация; ключевые слова; пристатейный список литературы; если необходимо, сведения о продолжении или об окончании статьи; дата поступления материала в редакцию; знак охраны авторского права.

Форма приведения, последовательность и место расположения элементов издательского оформления статей определяются редакцией журнала, они должны быть единообразны во всех номерах.

Каждая статьи обязательно должна содержать следующие разделы: введение (цель и методы исследования), результаты исследования, выводы.

При необходимости (по желанию автора) возможна дополнительная рубрикация.

Так называемая вводная часть введения , с которой начинается статья, должна быть ориентирована на читателя и соответствовать целям журнала. Далее пишутся цель статьи (обязательно в такой форме: «Целью данной статьи является…») и задачи , которые необходимо решить для достижения цели: краткое освещение проблемы со ссылками на наиболее значимые публикации, формулирование необходимости проведения исследования. Во введении необходимо также описать методы исследования .

Результаты исследования. Научная статья должна отображать процесс исследования / последовательность рассуждений, в результате которых получены теоретические выводы. В научно-практической статье необходимо описать стадии и этапы экспериментов или опытов, промежуточные результаты и привести обоснование общего

вывода в виде физического или статистического объяснения. Их следует представлять в логической последовательности в тексте, таблицах и на рисунках. В тексте не следует повторять данные таблиц и рисунков, нужно говорить только об их сравнении.

В виде выводов нужно сформулировать результаты решения проблемы, указанной в заголовке и цели статьи. Сюда можно включить и рассуждения автора о результатах исследования. Заключение должно раскрывать не какую-то глобальную идею, а конкретную проблему, рассмотренную в статье.

Кстати, здесь можно обратить внимание авторов на наиболее часто встречающиеся в статьях ошибки:

  • несоблюдение требований журнала;
  • неправильно оформленный список литературы;
  • наличие грамматических ошибок (а это может сказаться на её оценке при рецензировании статьи);
  • значительное превышение установленного требованиями редакции журнала объёма статьи;
  • несоблюдение требования редакции о необходимости отправлять рисунки отдельным файлом в той программе, в которой они создаются.

Понятно, что исследователи хотят как можно быстрее опубликовать свои работы. Но это не должно отражаться на качестве представляемых статей. При подаче рукописи в редакцию, авторы должны выполнять все требования по оформлению и представлению работы, своевременно отвечать на вопросы редактора и рецензента.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕПИСКИ

После оформления статьи необходимо подготовить весь комплект сопроводительных документов, заархивировать его и отправить в редакцию. Это можно сделать двумя способами:

  • автоматически через форму на сайте;
  • написать письмо в редакцию (на электронный адрес, указанный на сайте в разделе «Контакты»).

Все этапы этого процесса так подробно нами описываются, потому что именно их выполнение показывает отношение автора к журналу, в который он обращается, и соответственно помогает работе редакции.

Отправляя письмо в редакцию, необходимо соблюдать определённые правила. Существует некий профессиональный этикет – свод правил переписки, принятый в работе между автором, редактором и рецензентом.

Анализ работы редакции нашего журнала показывает, что часто авторы статей, отправляя статью в редакцию, не пишут сопроводительное письмо. Нередко мы сталкиваемся с фразами: « Вы меня помните? Я звонил »; не прикрепляют сопроводительных документов; не подписывают письма и т.д. Или при звонке в редакцию, не представляясь, спрашивают: « А моя статья прошла рецензирование ?» Приходится просить представиться…

Кроме того, следует понимать, что положительный ответ редактора на письмо не означает согласие на публикацию.

Далее статья проходит обязательную процедуру рецензирования. Существует несколько вариантов проведения рецензирования:

  • слепое рецензирование, когда рецензент знает имя автора, а автор не знает имени рецензента (чёрный рецензент);
  • двойное слепое рецензирование, когда и автор, и рецензент не знают имён друг друга;
  • открытое рецензирование;
  • рецензирование, которое проводит главный редактор.

Наиболее желательным вариантом является второй – «двойное слепое рецензирование», так как позволяет избежать многих неприятных моментов, таких как, например, конфликт интересов автора и рецензента.

Редакция направляет рецензенту письмо следующего содержания: « Уважаемый…! Направляем Вам на рецензию материалы статьи «Разработка модели…». Просим дать заключение о соответствии содержания статьи профилю журнала и целесообразности её публикации в разделе «Экономические науки» журнала «Актуальные проблемы экономики и права»».

Сообщаем Вам, что редакция журнала в своей работе ориентируется на мировые стандарты и опыт работы зарубежных редакционных коллегий, поэтому в статье не указано имя автора, рецензирование в журнале двойное слепое (автор не знает рецензента, рецензент не знает автора). Слепое рецензирование используется для исключения неоднозначной характеристики статьи рецензентом.

Главный редактор …»

В письмо информация о слепом рецензировании нами была введена, так как учёные-гуманитарии оказались не готовы к тому, что не знают автора рецензируемой статьи. Были даже случаи, когда «обиженный» рецензент написал в строке «автор статьи»: «Имя твоё неизвестно, исследование может быть бессмертным» – или другой рецензент: «Рецензия на статью анонимного автора».

ПРИНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКЛОНИТЬ

При оценке статьи рецензент может: отклонить её; предложить автору доработать; рекомендовать к публикации.

В случае отклонения статьи редактор сообщает об этом автору в очень корректной форме, с указанием причин такого решения, и предлагает прислать другую статью.

Если необходимо доработать статью, автору отправляется письмо с общей оценкой статьи и замечаниями рецензента. Например:

« Сообщаем Вам, что материалы статьи «Региональные кластеры как…» прошли рецензирование, получена положительная рецензия с рекомендацией доработать статью.

1. В статье слабо представлены элементы научной новизны, неясно, что является личным вкладом автора, а что обобщено из других источников.

В целом материал соответствует требованиям, предъявляемым к научным изданиям. Рекомендовано к изданию с учётом изложенных пожеланий.

С уважением …»

Автор в ответ на полученное с замечаниями письмо должен поблагодарить рецензента за проведённую работу, а потом подробно расписать то, что он переработал, выделив в тексте исправленные места. При выполнении этих условий вопрос о размещении переработанной статьи в журнале может решиться без повторного рецензирования.

Ответ автора статьи на замечания может быть таким:

« Здравствуйте! Большое спасибо за рецензию! Статью я переработала с учётом всех указанных замечаний».

Ответы на замечания рецензента:

avtory

Если автор не согласен с замечаниями рецензента, он должен подробно расписать, с чем не согласен, объяснить, что, возможно, они придерживаются различных научных позиций и т.д. Это может помочь решить вопрос, и статья, вероятно, будет направлена другому рецензенту.

Если получена положительная рецензия, автор получает письмо с сообщением об этом с указанием номера журнала, в котором будет опубликована статья. Например:

« Добрый день…! На Вашу статью «К вопросу…» получена положительная рецензия. Статья принимается к публикации в № 3 – 2013 (сентябрь). С уважением …».

Кстати, если у автора в ближайшее время предполагается защита, а номер выходит позже рассылки автореферата, редакция может выдать справку с подтверждением публикации статьи и указанием номера журнала:

« Справка дана Иванову Ивану Ивановичу, доктору юридических наук, профессору кафедры уголовного права и криминологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, в том, что его статья «Методологические аспекты…» на основе положительной рецензии принята к публикации в разделе «Диалектика противодействия коррупции» журнала «Актуальные проблемы экономики и права» № 4, 2012 г. Регистрационный номер – 1219/12 от 15.10.2012.

Справка дана для предъявления по месту требования.

Главный редактор …»

Необходимо иметь в виду, что работа рецензента, как правило, является дополнительной нагрузкой и не оплачивается. За рубежом минимальный срок, в течение которого автор статьи должен просто ждать ответа редакции, два месяца. По истечении этого срока автор может очень вежливо написать в редакцию письмо с просьбой посмотреть, на какой стадии рецензирования находится его статья.

Опыт работы редакции нашего журнала показывает высокий уровень культуры авторов, который не зависит от того, начинающий это исследователь или известный учёный. Большинство приведённых цитат из писем это подтверждают. Но бывает и так, что аспирант принимает в штыки сделанные рецензентом замечания, а профессор – благодарит за проделанную работу, так как для него это – возможность улучшить статью.

Научно-исследовательская работа не стоит на месте, реформируются и периодические издания. Автор, работая с журналами, которые постоянно развиваются, также приобретает опыт, который в дальнейшем поможет ему при желании опубликоваться в зарубежных изданиях.

В настоящее время перед вузовскими научными журналами стоит важнейшая задача – привлекать больше зарубежных коллег с аналитическими материалами и научными статьями, достойно представлять работы российских учёных на высоком научном уровне, стать проектами, открытыми для мирового научного сообщества.

Читайте также:  Победительницы конкурсов красоты глупые ответы

1. ГОСТ Р 7.0.7 2009. Статьи в журналах и сборниках.

2. Редакционная подготовка научных журналов для включения в зарубежные индексы цитирования: методические рекомендации / авт.-сост. О.В. Кириллова. – М., 2012. – 68 с.

Авторы Гульназ Язкаровна ДАРЧИНОВА, директор издательства «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), ответственный секретарь научного журнала «Актуальные проблемы экономики и права»; Оксана Анатольевна АЙМУРЗАЕВА, технический редактор издательства «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань).

Источник



Как издать научный журнал?

Как издать научный журнал – частый вопрос в научных сообществах, заинтересованных в успешном развитии российской и международной науки. Именно через публикации ученые получают важную для их исследований информацию и делятся результатами собственных достижений.

Создание нового журнала – задача не из легких, она требует от будущего учредителя четкого понимания алгоритма действий и пошаговых решений, а также поддержки от специалистов в разных областях знаний.

Из статьи узнаете, зачем создавать научный журнал, какой формат предпочтительней, как нужно действовать и к чему готовиться.

1. Зачем создавать научный журнал?

Научное сообщество функционирует, а его участники взаимодействуют друг с другом через публикации. Ученые узнают информацию о новых технологиях, проводимых исследованиях, достижениях в различных областях знаний из научных журналов. Ни один исследователь не может быть профессионалом своего дела, если он не знакомится со свежими публикациями по тематикам своих и смежных дисциплин. С другой стороны, каждая опубликованная работа служит подтверждением того, что ученый провел новое исследование или сделал открытие.

Считается, что состояние мировой науки можно оценить по качеству статей, публикуемых в изданиях. С появлением научных журналов мировому сообществу удалось объединить разные группы специалистов и связать их схожими интересами и целями. Такое нововведение привело к резкому повышению коммуникаций между научными сотрудниками и способствовало росту знаний через упрощенный обмен информацией.

Многие авторитетные издания возникли в 20 веке. Раньше это были ценные источники знаний из разных областей науки, которые сегодня потеряли былую ценность и значимость. Все дело в старении и потере актуальности научных сообществ, которыми они были созданы. Потребность в новых прогрессивных и специализированных источниках информации приводит к необходимости создавать новые научные журналы, которые бы удовлетворяли запросы современных сообществ.

Есть и другая веская причина, чтобы издать научный журнал – искоренить привычку недобросовестных изданий наживаться на ученых, требуя с них определенную (часто немалую) плату за публикацию материала. У исследователей не остается выбора, особенно у соискателей, ведь публикация статей – одно из требований для защиты диссертации. А журналы, в свою очередь, пользуются этим, требуют вознаграждение за каждую статью. Даже несмотря на то, что по требованиям ВАК аспирантов должны публиковать бесплатно.

Чтобы не препятствовать развитию науки в нашей стране, необходимо создавать новые научные журналы, которые бы функционировали в интересах ученых, а не стремились к наживе. Издатели могли бы зарабатывать на рекламе и продаже ссылок, давая возможность авторам печататься бесплатно и размещая их труды в открытом доступе.

2. Электронный или бумажный – что лучше?

Если раньше все источники информации имели вид бумажных журналов и книг, то с развитием информационных технологий все более востребованными становятся электронные библиотеки. Мировое научное сообщество постепенно перебирается в Интернет, где обмен информацией между учеными осуществляется через специализированные группы, форумы, веб-порталы.

Прежде чем решить, какой научный журнал издать – бумажный или электронный, нужно учесть, что будет лучше для авторов и читателей. У каждого вида издания есть свои особенности. Электронный журнал предпочтительнее по многим причинам:

  1. Доступ к нужному материалу из любой точки мира, где есть компьютер и интернет.
  2. Хранить информацию в электронном виде надежно – она не потеряется и через сотню лет, достаточно сделать как можно больше копий.
  3. Удобство пользования – чтобы найти нужную информацию, не нужно перечитывать множество страниц, можно воспользоваться функцией поиска по ключевым запросам.
  4. Публикацию легко скопировать с одного носителя на другой, это быстро и бесплатно.
  5. Стоимость размещения статьи в электронном журнале существенно ниже, чем в бумажном, ведь издательство не тратит деньги на печать, тиражирование, рассылку.
  6. Скорость публикации – решение о размещении статьи принимается в течение пары дней, материалы доступны читателям сразу после публикации.
  7. Контроль качества достигается не только рецензированием, как в случае с бумажными носителями, но и проверками через различные онлайн-сервисы, а еще достоверную оценку качества и обратную связь обеспечивают отзывы и комментарии читателей.

Не так давно главным недостатком электронных научных журналов была сложность признания статуса публикаций, но сегодня и эта проблема решена. Электронные издания приравниваются к печатным по значимости, их включают в списки рецензируемых.

Что касается бумажных журналов, это более привычный для многих вариант. Такое издание можно взять с собой туда, где нет доступа к интернету, его можно перелистывать, делать пометки карандашом и отмечать важные мысли. В остальном бумажный носитель уступает электронному – стоимость публикации выше, сроки печати дольше, найти нужную информацию сложнее. Тем не менее, большинство бумажных журналов сегодня имеет официальные сайты, которые упрощают пользование источником и делают его более доступным.

Помимо этого можно издать научный журнал сразу в двух вариантах – печатном и электронном, чтобы удовлетворить потребности всех ученых.

3. Что нужно, чтобы иметь журнал?

К научным относят журналы в электронном или бумажном виде, статьи в которых проходят рецензирование перед публикацией. В соответствии с приказом Министерства науки и образования России, к научным изданиям предъявляют особые требования:

  • содержание – в печать идут статьи, результаты исследований, обзоры и другие труды ученых;
  • тщательный подбор рецензентов – материалы перед публикацией оценивают эксперты в той же области, что и научная работа, у рецензентов должны быть выпущены статьи на схожую тему в течение 3 лет до рецензирования;
  • один экземпляр каждого выпуска обязательно отправляется в ИТАР-ТАСС или «Информрегистр»;
  • обязательная регистрация в РИНЦ и в качестве СМИ, наличие международного стандартного номера ISSN;
  • состав редколлегии и редакционный совет – состоит из 8 и более человек, имеющих степень кандидата или доктора наук и внесших значительный вклад в развитие определенной области знаний.

Процесс получения серийного номера ISSN может длиться от трех до пяти недель. При этом для бумажной и электронной версии научного журнала необходимы разные индексы. Оптимальный вариант – подавать запрос на присвоение ISSN после выпуска хотя бы одного номера, так как перед принятием решения уполномоченный орган обычно проверяет издание.

Планируя издать научный журнал, также необходимо:

  1. Придумать уникальное название и продумать концепцию.
  2. Определиться с типом издания и периодичностью его выпуска.
  3. Выбрать формат – бумажный, электронный или оба вида.
  4. Собрать группу хороших специалистов с большим опытом – редколлегию, рецензентов, верстальщиков и других. В список рецензентов не могут входить представители редколлегии.
  5. Разработать Устав научного журнала.
  6. Определиться со спонсорами и организациями, которым будет выгодно поддерживать издание материально.
  7. Попасть в электронную научную библиотеку e-library (крайне желательно).
  8. Иметь в запасе готовых материалов на выпуск как минимум двух номеров.
  9. Поставить цель – со временем попасть в престижные международные базы данных, такие как Scopus и WoS.

Лучше заранее распределить обязанности между главным редактором и редколлегией – кто будет проставлять и перепроверять УДК, ББК, кто займется вычиткой статей и так далее.

В среднем на всю процедуру уходит порядка двух-трех месяцев. Пройдя первые организационные этапы, нужно позаботиться о создании официального сайта, для чего привлекают квалифицированного программиста. Важно тесно сотрудничать со специалистом, ставить четкие задачи, вводить в курс всех дел и говорить о своих целях, планах. Только так удастся создать полезный и хорошо функционирующий портал, не требующий участия программиста в дальнейшем.

4. Правила регистрации журнала в качестве СМИ

Одним из требований к изданию научного журнала является необходимость зарегистрировать его в качестве СМИ. Регистрация не потребуется в том случае, если не нужно, чтобы журнал входил в ВАК. Также она необязательна, если тираж печатного издания будет составлять менее 1000 единиц.

Чтобы зарегистрировать СМИ, нужно подать в Роскомнадзор:

  • копии документов, удостоверяющих личность и место прописки учредителя;
  • копии учредительных бумаг;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • для электронного журнала – копии документов, подтверждающих право пользования доменным именем сайта, с паспортными данными администратора;
  • для юрлиц – сведения о соучредителях.

Все копии документов должны быть заверены в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Если регистрируется журнал в электронном и бумажном виде, подготавливается пакет бумаг в двух экземплярах.

Подавая документы на регистрацию журнала в СМИ, необходимо уделить основное значение двум моментам – периодичности изданий и языку, на котором будут публиковаться статьи.

Министерство образования и науки России установило требование, что за два года должно выйти не менее 8 выпусков журнала. В связи с этим у владельцев издательства есть два варианта:

  • выпускать по 4 журнала в год;
  • выбрать другую периодичность, соблюдая требование о выпуске 8 журналов за 2 года.

Если в первом случае все понятно, то на втором варианте нужно остановиться. К примеру, за первый год существования издательство выпускает 3 журнала. Именно такую периодичность и стоит указать при подаче документов. Тогда на следующий год периодичность должна составлять не менее 5 выпусков, иначе требования Минобрнауки не будет выполнено.

Отправьте в ведомство, зарегистрировавшее журнал в качестве СМИ, уведомление об изменении периодичности, чтобы избежать вопросов со стороны Роскомнадзора.

Образец бланка Уведомления об изменениях приведен ниже на рисунке (Источник).

Помимо периодичности, в заявлении на регистрацию СМИ указывают язык научного журнала. Даже для русскоязычного издательства рекомендуется указывать русский и английский языки, так как к каждой статье необходимо писать ключевые слова и аннотацию на двух языках. А также на официальном журнале каждого сайта сведения об издательстве, главном редакторе и редколлегии, контактная и другая информация приводится и на русском, и на английском.

Упустив этот момент сразу, к нему придется возвращаться позже и проходить процедуру перерегистрации, то есть вносить изменения в реестр зарегистрированных СМИ. Для этого придется заново подготавливать пакет документов, оплачивать взносы.

Перед тем как отправить бумаги в Роскомнадзор, убедитесь в том, что все подготовлено правильно:

  1. Определены права и обязанности учредителя, редакторов.
  2. Указаны условия назначения и снятия с должности главного редактора.
  3. Определены финансовые взаимоотношения между учредителем и редакцией.
  4. Обозначены последствия в случае реорганизации, ликвидации или других изменений.
  5. Устав редакции утвержден редколлегией, что подтверждено подписанным протоколом собрания.
  6. На бумагах есть необходимые подписи и печати, есть сопроводительное письмо.

Заключение

Перед тем как издать научный журнал, необходимо пройти сложный и ответственный подготовительный процесс. Нужно четко понимать, с какой целью создается издание, кто будет его финансировать, как будет происходить взаимодействие между учеными. До подачи документов в Роскомнадзор следует определиться с названием журнала, составом его редколлегии и рецензентов, форматом издания, периодичностью и другими важными моментами.

Только при комплексной продуктивной работе можно достичь ожидаемого результата. Заручитесь поддержкой квалифицированных специалистов, чтобы избежать ошибок и издать научный журнал, который составит конкуренцию существующим авторитетным изданиям.

Источник

5 вопросов редакторам региональных медиа

На наших глазах привычные контуры профессии меняются все быстрее и заметнее. ЖУРНАЛИСТ решил расспросить редакторов региональных медиа, кем они себя ощущают и куда идут. Мы задали всего пять вопросов, ответить можно было на любой из них или на все. Интересно, что третий вопрос — о цеховой солидарности — был наименее популярным. Зато попытка определить, кто такой журналист сегодня, заинтересовала почти всех.

Читайте также:  Чем отличаются простые и сложные вопросы

— В чем вы видите свою задачу как журналист (редактор, продюсер) в 2021 году? Какая роль наиболее значима для вас — информировать, развлекать, просвещать, стоять на страже демократии?

Дмитрий Колезев, издатель It’s My City (Екатеринбург):

— Свою главную задачу я вижу в том, чтобы продолжать информировать нашу аудиторию о происходящем, максимально честно сообщая о новостях и рассказывая истории, поднимая общественно важные темы и указывая на злоупотребления. Собственно, тут с точки зрения внутренних установок ничего не меняется. Но меняется внешний мир. Делать перечисленное в России становится все сложнее — во многом потому, что у многих людей во власти иные взгляды на функции журналистики. Чем дальше, тем понятнее, что журналистика как элемент гражданского общества, как демократический институт, как контролер правительства и политиков нынешней политической элите не нужна. И правящая элита пытается такую журналистику отторгнуть. Наша главная задача, я думаю, сохранить профессию и приверженность профессиональным и этическим ценностям, несмотря на возрастающее давление.

Лилия Павлова, выпускающий редактор интернет-издания Chelny-biz.ru (Набережные Челны, Татарстан):

— Буквально на днях исполнилось 20 лет, как я пришла в журналистику (считаю с первых публикаций для поступления на журфак Казанского государственного университета). Безусловно, за это время восприятие профессии в обществе изменилось, причем в негативную сторону. В обывательском восприятии представитель медиа зачастую ассоциируется со скандалами. Для меня лично понятие «журналист» осталось незыблемым — ровно тем, которое было заложено на журфаке, со всеми функциями, задачами и ответственностью. Благо, я работаю в редакции, где у коллег такая же базовая подготовка, поэтому и ценности одни, и понимание задач общее — информировать, защищать интересы общества.

В свое время я писала дипломную работу на тему конкуренции в СМИ. Тогда прогнозировали, что конкурентов у журналиста станет больше. И вот сегодня его ответственное стремление к достоверности и объективности конкурирует с субъективностью блогеров и совершенно безответственным «народ же пишет» в соцсетях и мессенджерах.

Чего сегодня люди ждут от журналистов, медиа, других источников? При таком огромном выборе конкретный человек помимо собственно информации ищет подтверждения своей картины мира, своих убеждений. Если СМИ (спикер в соцсети) попадает в них, он воспринимается. Нет — листаем дальше.

Евгений Зиновьев, главный редактор газеты «Ревдинский рабочий»:

— Продолжать правдиво и непредвзято рассказывать людям о том, что происходит вокруг. Все остальное — не журналистика, а какие-то другие виды деятельности (не менее уважаемые и востребованные, но другие). В нашей профессии, по сути, меняются только задачи, связанные с упаковкой и распространением результата журналистского труда. Но это всего лишь гонка технологий, а суть-то остается прежней.

Все сложнее ответить на вопрос, кто такой журналист. У вас есть свое определение? Или слово «журналист» уже в принципе устарело?

Владислав Бадай, автор и журналист, телеканал «Каскад», Калининград:

— Журналист — человек, который профессионально занимается сбором, проверкой, обработкой и публикацией актуальной информации. Журналистика как профессия не умрет и не потеряет актуальности, пока в обществе есть запрос на информацию. Проблема в том, что журналистику иногда путают со сплетничеством и кликушеством, хотя это диаметрально противоположные вещи.

Светлана Писаренко, главный редактор газеты «Власть советов»:

— Место газеты на медиарынке во многом определяется ее авторитетом, доверием к ней со стороны читателей. С учетом этого выстраивается и наша редакционная политика.

Еще недавно главной функцией своего печатного СМИ мы считали информационную повестку. Она практически ушла в интернет — на наш официальный сайт и соцсети. В приоритете нашей работы — просветительская журналистика. Не знаю, почему профессиональное сообщество считает просветительство скучной темой, на ТВ ее отодвигают подальше от прайм-тайма, скептически настроены и газетчики.

Такой подход противоречит исходным традициям журналистской деятельности. Вспомним Ломоносова, который еще в своем трактате рекомендовал журналистам в обязанность внедрять знания. Поэтому на страницах нашей газеты 2021 года так много разных просветительских проектов. Они эксклюзивные, выстраданные, профессионально поданные читателю. Журналисты работают с архивами, едут в отдаленные станицы и хутора к носителям информации, ищут уникальные иллюстрации для хорошей визуализации материалов.

Наталья Туйгунова, главный редактор в DVOR.MEDIA:

— Наверное, роль журналиста сильно поменялась как за минувший год, так и за последние 10 лет в целом. Я думаю, что многие журналисты сейчас, выполняя свою работу, все чаще думают, «как не попасть». Как сделать качественный материал, хорошее расследование, и при этом не залететь на какие-то санкции. Ведь теперь ты запросто можешь быть обвинен в оскорблении чувств, в распространении фейков, в иноагентстве. В общем, хватает. Поэтому журналист сегодня — это не только человек с пером в руке, не просто писака или говорящая голова. Это думающая голова, причем в ста направлениях сразу.

Куда вы будете обращаться как журналист в трудной профессиональной ситуации — в профсоюз, к коллегам или правозащитным организациям? Доверяете ли вы этим институтам?

Юлия Белоусова, главный редактор газеты «Спировские известия»:

— В трудных профессиональных ситуациях в первую очередь обращалась к более опытным коллегам. Опыта взаимодействия с правозащитными организациями и профсоюзом не имею, хотя аналогом последнего можно считать Верхневолжскую ассоциацию периодической печати, членом которой является и наше издание. ВАППу доверяю, на личном примере знаю, что здесь всегда подскажут, проконсультируют, а если надо, то и заступятся, помогут отстоять права или интересы издания, редактора, журналиста.

Дмитрий Колезев, издатель It’s My City (Екатеринбург):

— Я буду обращаться в первую очередь к коллегам и в правозащитные организации. К Союзу журналистов России я отношусь скорее негативно, на мой взгляд, он больше защищает интересы власти, чем журналистов. К сожалению, я не вижу от СЖР активных шагов по защите прав журналистов. Почему они не выступают резко против попыток существенно ограничить права журналистов на митингах? Где их позиция по совершенно несправедливому приданию «Медузе» статуса иноагента?

Евгений Зиновьев, главный редактор газеты «Ревдинский рабочий»:

— Только к близким людям (среди которых есть и коллеги, да). Никто, кроме них, не поможет. Не знаю ни одного случая, когда бы Союз журналистов по-настоящему заступился за кого-то из коллег. Как правило, все заканчивается парой заявлений с выражением обеспокоенности. Правозащитники? Да, среди них есть прекрасные, бескомпромиссные и бесстрашные люди, которые с готовностью тебя обнимут, когда ты идешь на дно, даже утонут с тобой — но точно не вытащат. Не в то время и не в той стране мы живем, чтобы правозащитники реально выручали прессу. А вот по-настоящему близкие люди — они всегда будут рядом: и деньгами помогут, и выпьют с тобой, и за детьми присмотрят, пока ты с шилом в пятой точке ситуацию спасаешь.

Как вам кажется, что сегодня ожидают люди от журналистов, от медиа? Чего вы сами ожидаете от своей профессии?

Ксения Ахметжанова, шеф-редактор сайта spbdnevnik.ru:

— У меня «ВКонтакте» в друзьях есть мужчина по имени Юрий. Это петербуржец лет 35–40, семьянин. С Юрием я ни разу не встречалась, но для меня это очень ценный подписчик, потому что он — моя читательская аудитория. Лет 7 назад мы списались с ним, когда были поломки у самолета, улетавшего из «Пулково». Юрий тогда прислал мне ценные видео и фото, снятые из салона самолета. С тех пор он меня запомнил и пишет, когда хочет обратить внимание на ту или иную проблему. И пока есть такие, как Юрий, я не теряю веру в свою профессию. Потому что люди ждут от журналистов по-прежнему того же: внимания к их проблемам. В нашей стране власть слишком далека от народа, и соцсети не сильно сокращают эту пропасть. Журналист — тот, кто донесет твою проблему, придаст ей публичности и, может быть, поможет решить.

Из-за блогеров восприятие журналистики в глазах аудитории преломляется, порой приобретает уродливые черты. Кто-то ищет публичности ради хайпа, кто-то готов рассказать обо всем в блоге, но будет биться за приватность, если это просочится в СМИ. Но это все же частные случаи — людям по-прежнему нужны журналисты для информации, для обработки мнений, для того, чтобы достучаться до условной власти. И пока не изменится сам принцип отношения власти к соцсетям, пока реакция не будет частью желания выслужиться перед вышестоящими, ситуация будет такой: человек будет звонить в редакцию, писать в почту и говорить о том, что его волнует. Будет ли слушать его редакция, для которой сейчас получить трафик легче через те же блоги, — вопрос ее будущего.

Евгений Зиновьев, главный редактор газеты «Ревдинский рабочий»:

— Люди разные. Нельзя говорить однозначно. Кто-то ждет объективной и достоверной информации. Кто-то — поддержки своей позиции. Кто-то — защиты от произвола. Я от своей профессии, если честно, не ожидаю ничего. Занимаюсь ею, пока есть возможность, пока еще есть куда выползать из-под закручивающихся гаек. Живу и работаю по принципу «делай, что должно, и будь что будет». Думаю, мы довольно скоро придем к ситуации XIX века — когда доносить правду до читателя можно будет только через художественные инструменты: эзопов язык, иносказательность, басни всякие…

Какие качества журналиста сегодня важнее всего?

Максим Берштейн, главред МК-Карелия:

— Главные качества журналиста не меняются в зависимости от времени. Ни новые технологии, ни доступ к источникам глобального распространения информации не делают журналистом любого желающего. Есть профессиональные стандарты, писаные и неписаные законы профессии, этика. Готовность следовать им есть и будет одним из основных качеств журналиста.

Еще одно важное качество — беспристрастность. Крайне трудно оставаться беспристрастным в условиях сегодняшней действительности, и у многих не получается. В том числе и у меня. Но к этому нужно стремиться, иначе мы превращаемся в пропагандистов или контрпропагандистов, что, по сути, одно и то же.

Третье — умение анализировать. Возможно, вскоре роботизированные системы смогут отвечать на вопросы «что, где, когда», тем самым заменив репортеров. Но они никогда не ответят на вопрос «почему». Это остается за человеком, потому что зачастую замешано на интуиции.

Но главным, неотъемлемым качеством журналиста я считаю любопытство. Желание оказаться в центре событий, докопаться до сути, найти ответ. Если этого нет — вы не журналист, а работник СМИ.

Дмитрий Колезев, издатель It’s My City (Екатеринбург):

— Я думаю, что в 2021 году на первое место выходят упорство и смелость. Сегодня они нужны нам как никогда. Всему остальному можно и нужно учиться, а вот это должно быть в характере.

Источник

Работа редактора над научным изданием

Тематиканаучных изданий разнообразна настолько, насколько разнообразна сама наука. Она охватывает все направления естественных, общественных, технических и гуманитарных отраслей знания. Однако на практи­ке редактору приходится заниматься подготовкой изданий в пределах определенной научной отрасли или даже конкретной тематической группы.

Читайте также:  Управление памятью основные задачи механизмы

Знание редактором научной обстановки по профилю — необходимое условие для принятия решения, какую книгу нужно издавать. Успех работы во многом зависит от того, как часто редактор присутствует при рассмотре­нии научных вопросов на конференциях, симпозиумах и т.п., следит за выпуском научных изданий другими из­дательствами, просматривает специальные периодические издания, каталоги, библиографические и другие указа­тели. Все это позволяет редактору как можно ближе находиться в курсе научных событий и научного книгоизда­ния.

Редактор должен уметь сформировать круг рецензентов и консультантов,к которым он мог бы обра­щаться за информацией о новых направлениях в развитии данной науки. Это должны быть люди достаточно ква­лифицированные, способные оценить пригодность представленной рукописи к изданию. Рецензенты и консуль­танты представляют собой наиболее распространенный источник сведений о материалах для опубликования. Круг рецензентов и консультантов редактор со временем расширяет. Это объект его постоянных забот.

Каким быть конкретному изданию, определяется совокупностью факторов, с учетом которых формирует­ся концепцияиздания. При её разработке редактор принимает во внимание предмет содержания, целевой назна­чение, читательский адрес произведения и его замысел.

Работа редактора над концепцией научного издания направлена на то, чтобы сформулировать целостную информационную систему, состоящую из органически связанных между собой литературного произведения и аппарата издания. Реализация концепции издания, осуществляется редактором начиная с анализа оценки автор­ского оригинала произведения.

Редактор должен обратить внимание на актуальность темыи обоснованность её выбора. Актуальность темы определяется её научным и народно-хозяйственным значением, а также соответствием современному уров­ню и перспективам развития науки и производства.

Анализируя разработку темы, редактор пользуется общими критериями, применяемыми в теории и практике редактирования, учитывая при этом специфику научного произведения. Редактор оценивает научность, достоверность, обоснованность фактического материала, его репрезентативность, полноту; структуру произведе­ния, логику его построения, языково-стилистические качества, реализацию замысла (цели исследования), чтобы составить достаточно полное представление о целесообразности работы над подготовкой издания.

Содержательную основу научного произведения составляет фактический материал.Анализируя факти­ческий материал, редактор должен учитывать, что подлинная наука ничего не должна принимать на веру, она существует и развивается на почве достоверных фактов.

Поскольку одна из задач редактирования состоит в том, чтобы обеспечить гармоничное единство содер­жания и формы научного произведения, большое значение имеет анализ его структуры.Детальное изучение структуры, сознательное акцентирование внимание на этом аспекте анализа позволяют добиться ясности изложе­ния материала.

В принципе в научных произведениях, составляющих основу научных изданий (таких как научная моно­графия, статья, доклад), можно выделить три части: вводную, основную и заключительную.

Во вводной части обычно обосновывают актуальность темы и целесообразность её разработки, приводит­ся цель исследования, могут быть обозначены условия, в которых проведено исследование, изложен метод; дает­ся краткая характеристика и оценка результатов (новизна, теоретическая и практическая значимость); указывает­ся степень апробации и реализации результатов; отмечаются особенности исследования, изложения материала. Задача вводной части — подготовить читателя к восприятию произведения в целом, ориентировать его в материа­ле.

Основная часть имеет цель показать процесс исследования проблемы и разработки темы, пути получения результатов и сами результаты. Здесь приводятся постановки задач, их решения, необходимые описания и объяв­ления, доказательства и обоснования.

В заключительной части в соответствии с логикой исследования подводится итог работы, формулируются выводы, приводятся рекомендации, указываются возможные направления последующих научных исследований, чем подчеркивается непрерывность науки, её динамичность и постоянство развития.

Анализируя авторский оригинал произведения, редактор обязан оценить значимость его различных час­тей и соотношения между ними. Нужно убедиться, что текст не перегружен второстепенными материалами и особенно такими, которые представляют собой черновые, предварительные, рабочие варианты без необходимых обобщений и выводов. Одно из основных требований заключается в том, чтобы материал был изложен по четко­му плану.Важно установить, насколько логично деление основной части на разделы, главы, параграфы и абзацы.

Система рубрик является наглядной формой реализации внутренней структуры научного произведения. Однако не следует принимать без анализа рубрикацию, предложенную автором. Может случиться так, что предложенное им оглавление не во всем отражает содержание произведения.

Редактор оценивает целесообразность использования различных методов изложения.Обычно изложение ведется частного к общему — индуктивным методом рассуждения, либо от общего к частному — дедуктивным ме­тодом рассуждения. Метод изложения определяется природой предмета исследования, характером информации и читательским адресом. В научном произведении используются логический и исторический методы рассуждения. Первый дает возможность проследить ход авторского рассуждения. Исторический метод изложения позволяет показать процесс развития событий или явлений в их строгой, чаще всего хронологической последовательности.

Сочетание логического и исторического методов изложения содержания служит основой более сложных в познавательном отношении методов построения произведений научной литературы.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Метод спирали предполагает постепенное развертывание признаков анализируемого в произведении на­учной литературы предмета или явления.

Анализ терминологииотносится к одной из обязательных составляющих работы редактора над подго­товкой научного произведения к изданию. Важно не допустить ошибочного использования терминов и добиться точного и однозначного их употребления.

Большого внимания от редактора требует работа над такими формами отображения содержания, как таб­лицы, формулы, иллюстрации.В настоящее время они используются в научной книге чуть ли не в каждой от­расли науки. Умелая их обработка является одним из важнейших показателей культуры издания. Используемые нетекстовые средства должны органично вписываться в словесный текст произведения и быть с ним непосредст­венно связаны. От редактора требуется тщательная проверка и правильная обработка таблиц, формул и иллюст­раций; важно добиться наибольшей наглядности и доходчивости в их оформлении.

Неотъемлемой составной частью каждой научной книги является ее справочный аппарат.Он ориентирует читателя в содержании книги, обеспечивает удобство пользования ею, быстрое и безошибочное отыскание нуж­ных сведений.

Редактор принимает во внимание жанровою специфику произведения и вид издания, характер информации, область науки, к которой относится издание, сложившиеся в книгоиздании традиции, требования, стандарты, роль аппарата в работе с книгой, научной коммуникации и информационном поиске.

Выходные сведения,есть в любом издании. В научной книге на обороте титульного листа помещают ре­ферат или аннотацию. Реферат публикуется в изданиях по естеств. и технич. наукам, в нем приводится краткое изложение содержания произведения: предмет исследования, его цель, научно-информационная значимость. В аннотации, которая является элементом издания в области общественных наук, приводится краткая характери­стика содержания.

Научная книга не обходится без библиографического аппарата,к которому относятся библиографические ссылки и библиографические списки. Это объясняется тем, что каждое научное исследование обычно начинается и затем проводится на основе изучения предшествующих и современных научных достижений. Невниматель­ность при составлении описания могут стать причиной ошибок или неполноты необходимых сведений. Очевид­но, что в этих случаях читатель будет лишен возможности в случае необходимости лично обратиться к источни­ку .(Библиограф, ссылки целесообразно размещать таким образом, чтобы читателю было удобно и легко их ви­деть, не терять время на их поиск в процессе чтения. В науч. изданиях могут быть затекстовые библиографиче­ские списки, которые относятся к отдельным произведениям, входящим в издание (например, в сборник научных трудов), или к главам монографического произведения. Другим затекстовым библиографическим списком явля­ется список, помещаемый в конце моноиздания и относящийся к научной монографии. Такой список принято называть прикнижным. Библиографические списки могут быть информирующими, рекомендательными, допол­няющими, персональными («Библиографический список использованных источников»; «Библиографический спи­сок рекомендуемой литературы», «Библиографический список дополнительных источников»; «Список научных трудов академика П.Л. Капицы»). Списки формируют по алфавиту.

В научном издании элементы, которые вводят читателя в книгу, ориентируют в ней, поясняют ее значение. Это — предисловие и вступительная статья. Они предназначены для того, чтобы подготовить читателя к рацио­нальному использованию публикуемой научной информации и более глубокому ее освоению. Предисловие мо­жет представить автор, оно может быть написано редактором, издателем, в сборниках научных трудов — состави­телем. Оно должно быть_самостоятельным произведением, раскрывающим специфику этого издания. В преди­словии к сборнику дается характеристика составляющих его трудов, говорится о принципах его формирования, приводятся сведения об авторах. Если сборник продолжающийся, то предисловие публикуют, как правило, в пер­вом номере, в последующем он может иметь место при необходимости объяснить какие-либо изменения в планах выпуска сборника — скажем, изменения в тематическом профиле, структуре, составе редакционной коллегии.

Предисловие к_научной монографии содержит объяснение обусловленности ее издания, дает характеристику проблемы, цели ее разработки, особенностей метода исследования.

Вступительная статьяможет быть опубликована наряду с предисловием или независимо от него. Вступи­тельная статья освещает вопросы творчества ученого, его путь в науке, раскрывает научную значимость и исто­рию вопроса, проблемы, захватывает смежные научные вопросы. Она обычно является авторским произведением известного ученого, видного специалиста. В некоторых научных изданиях может быть опубликовано послесло­вие. Это относится в основном к переводным изданиям или к работам исторической тематики. Послесловие нуж­но, чтобы объяснить современное понимание научной проблемы, роль автора в изучении предмета исследования, особенности подходов и отечественных и зарубежных ученых.

Примечания и комментарии.Различие между ними в том, что примечания имеют объективно справочный характер, они дают краткую справку, ссылку на источник, приводят перевод иноязычного текста, сообщают ка­кой-либо дополнительный факт; комментарии предлагают толкование публикуемых текстов, выражают мнение составителя или редактора, их отношение к публикуемому материалу.

Указатели:предметные, именные, терминологические (указатели терминов), географических названий и др. Указатель -это средство, обеспечивающие навигацию, информационный поиск, ориентирование в тексте, удобство пользования книгой. Наиболее часто в научной книге используются предметные и именные указатели. Они могут быть раздельными или смешанными (комбинированными) и обычно строятся по алфавиту. Система­тические предметные указатели помещают в собраниях сочинений или в многотомных изданиях. Задача пред­метного указателя — представить основные вопросы содержания издания. В состав указателя включаются поня-тия, которые имеются непосредственно в тексте издания, а также те, которые установлены составителем согласно содержанию произведения. Для редактора может представить затруднение, какие — понятия относить к основным рубрикам и какие к подрубрикам. Общее правило заключается в том, что рубрика отражает основное понятие, подрубрика обозначает признак (особенность, деталь, сторону) предмета. Для наиболее удобного пользования указателем каждая отдельная рубрика должна содержать не более 25-30 ссылок на страницы. Когда число ссылок превышает указанные цифры, применяются подрубрики.

В научной книге целесообразно иметь списки таблиц, иллюстраций,что позволяет читателю использо­вать отдельные элементы издания самостоятельно, вне основного текста. Специфическими указателями являются содержание или оглавление— самые первые справочно-поисковые элементы в_составе аппарата издания. Со­держание употребляется в изданиях, состоящих из нескольких произведений, что характерно для сборников. Ог­лавление используется в монографических изданиях, в которых основу составляет одно произведение. В содер­жание (оглавление) следует включать все рубрики, не ограничиваясь только названиями разделов или глав, а в сборниках — заглавиями статей. Ввиду поисковой значимости содержания (оглавления) его целесообразно разме­щать в начале издания.

Приложенияпредставляют собой различного рода дополнительные или рабочие материалы, которые бы­вают необходимы для выполнения исследования. Это методики, расчеты, данные экспериментов, анкеты, норма­тивные документы, архивные материалы и т.п. Естественно, что в приложения следует включать только то, что требуется для подтверждения результатов, удостоверения их точности, достоверности, полноты. Приложения должны быть связаны с основным текстом ссылками и при необходимости пояснениями.

Источник