171 Карточки по теме 171 Спряжение глагола 187 4 класс 187

Карточка «Спряжение глаголов»

Карточка "Спряжение глаголов"

Спряжение – это _____________________________________________.

Если у глагола личные окончания _____________________________

_______________ , то это глагол 1-го спряжения.

Если у глагола личные окончания ______________________________

_______________ , то это глагол 2-го спряжения.

2. Определи спряжение глаголов и соедини их линиями.

лечат 1-е спряжение

скучаешь 2-е спряжение

3. Исправь ошибки, если они есть, в определении спряжения глаголов.

Шуршит – 1-е спр., строят – 2-е спр., засыпает – 1-е спр., поёт – 2-е спр., несут – 1-е спр., кричишь – 2-е спр., говорим – 1-е спр..

1. Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.

Если у глагола личные окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут

(-ют), то это глагол 1-го спряжения.

Если у глагола личные окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им,

-ите, -ат (-ят), то это глагол 2-го спряжения.

2. спит

рисует

засыпает

лечат 1-е спряжение

шуршит

скучаешь 2-е спряжение

благодарим

3. Шуршит – 2-е спр., строят – 2-е спр., засыпает – 1-е спр., поёт – 1-е спр., несут – 1-е спр., кричишь – 2-е спр., говорим – 2-е спр..

Оценивание результатов:

77 — 99% – отметка «4»;

50 — 76% – отметка «3»;

менее 50% – отметка «2».

Используемая литература:

1. Иванов, С.В. Русский язык 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вентана — Граф, 2013 г.- 176 [121-123] с.: ил.- 35000 экз. — ISBN — 978-5-360- 03285-4 (ч.1).

2. Ушакова, О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка 3 класс [Текст] / О.Д. Ушакова. — Санкт-Петербург : «Литера», 2009 г.- 64 [48] с.: ил.- 2000 экз. — ISBN — 978-5-94455-636-3.

Источник



Определение спряжения и личных окончаний глаголов + карточки-тренажеры #

Определение спряжения глаголов и написание их окончаний — сложная тема. Простая на первый взгляд, но детьми усваивается медленно. Отработать тему, попрактиковаться помогут карточки.

Спряжение — постоянный признак глагола. Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от личных окончаний.

I спряжение II спряжение
ед.ч мн.ч ед.ч мн.ч
1-е л. -у(-ю) —ем(-ём) -у(-ю) —им
2-е л. —ешь(-ёшь) —ете(-ёте) —ишь —ите
3-е л. —ет(-ёт) -ут(-ют)ит -ат(-ят)

Алгоритм определения спряжения глагола:

1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяем сразу по ударному гласному: бер[ёшь] — I спр, молч[и́шь] — II спр.

2. У глаголов-исключений спряжение определяем сразу:
брить, стелить — I спр.,
смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать — II спр.
Орфограмму обозначаем так:
бре[ е т] (бр и ть — I, искл.)

3. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу перед -/ть\ в неопределенной форме:
/и\ — II спр., любые другие суффиксы — I спр.
Орфограмму обозначаем так:
бо́р[ е т]ся (бор о ться — I спр.).

Первому пункту уделите особое внимание! Ребенок ленится или забывает определять, ударное окончание или безударное, и сразу ставит все в начальную форму. Но если окончание ударное, то н.ф. этого глагола только запутает. Пример: гниют, окончание ударное, буква ю — I спр. Но детки ставят в н.ф. — гнить. Перед ть — и, ошибочно пишут, что спряжение второе. Частая ошибка.

Карточки для определения спряжения глаголов и личных окончаний:

Вставьте пропущенные буквы, над всеми глаголами укажите время, спряжение. Выделите окончание.

П…ля опустели. Цв…ты исчезли. Ж…лтая тр..ва клонится к з…мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..леным к…вром. Корешки хлеба сохранятся невредимым. В…сной они выгл…нут на свет з..леными ст…бельками.

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи спряжение. Обозначь орфограмму.

Игорь пиш _т (писать, . ). Собака скреб_т ( . ).
Аня беж_т ( . ). Олег и Глеб перепиш _т (переписать, . ) статью.
Ребята чита _т (читать, . ). Текст прочита _т (прочитать, . ) Инна.
Мы смотр _м (смотреть, . ) фильм. Друзья не посмотр _т (посмотреть, . ) фильм.
Ты слыш _шь (слыш_ть, . ) шорохи? Ты часто слуша _шь (слушать, . ) радио?
Что вы реша _те (решать, . )?

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.

С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже наступа….т (________________ , . ) весна. Замира….шь (________________ , . ) от смутных предчувствий и улыба….шься (________________ , . ) без всякой причины. Такое же состояние пережива….т (________________ , . ) теперь и природа. Земля холодна, грязь хлюпа….т (________________ , .. .) под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце свет….т ( , . ) ярко и своими лучами купа….тся ( , . ) в лужах вместе с воробьями. Речка надува….тся (________________ , . ) и темне….т (________________ , . ). Она уже проснулась, скоро заревёт, понесёт свои бурные воды, погон….т ( ________________ , . ) лёд. Деревья голы, но уже живут, дыш. т ( ________________ , . ).

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.

Кабан — это дикая свинья. По виду он немного отлича….тся (________________ , . ) от домашней свиньи: облада….т (________________ , . ) более коротким и плотным телом. Дикий кабан вод….тся ( ________________ , . ) в широколиственных и смешанных лесах.
Он брод….т (________________ , . ) по лесам и похрюкива….т (________________ , . ) . Дубовые жёлуди подбира….т ( ________________ , . ) . Своим длинным рылом землю ро….т ( ________________ , . ). Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива….т (________________ , . ). Это он пищу ищ….т ( ________________ , . ).
Очень редко кабан напада….т ( ________________ , . ) на мелких и крупных животных, больных или раненых.

Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.

Вер_ш_ (________________спр.), леч_ш_ся (________________ спр.),
он зябн_т (________________ спр.), вы обижа_т_ (________________спр.),
он мороз_т (________________ спр.), вы беж_те (________________спр.),
они слыш_т (________________спр.), она купа_тся (________________спр.),
мечта_ш_ (________________спр.), дежур_ш_ (________________спр.),
оно свет_т (________________спр.), он гон_т (________________спр.),
они крич_т (________________спр.), они хохоч_т (________________спр.),
они уч_т (________________спр.), мы люб_м (________________спр.).

Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.

Читайте также:  Внешняя политика Екатерины 2 таблица

Догон_ш_ (________________ спр.), гре_ш_ся ( ________________спр.),
он смотр_т (________________спр.), вы броса_т_ (________________ спр.),
он глад_т (________________спр.), они бормоч_т ( ________________спр.),
они терп_т (________________спр.), она улыба_тся ( ________________спр.),
куша_ш_ (________________ спр.), вздыха_ш_ ( ________________спр.),
оно гре_т (________________ спр.), он стон_т ( ________________спр.),
он обид_т ( ________________спр.), он верт_т (________________ спр.),
она бле_т ( ________________спр.), они ненавид_т (________________ спр.),
они леч_т ( ________________ спр.), мы вер_м ( ________________спр.).

Готов_ш_ ( ________________ спр.), воз_ш_ся ( ________________спр.),
он слыш_т (________________ спр.), он ро_т ( ________________спр.),
вы руб_т_ (________________ спр.), он вид_т ( ________________спр.),
он кол_т (________________ спр.), они дремл_т ( ________________спр._),
они стел_т ( ________________спр.), она гоня_тся ( ________________спр.),
он верт_т ( ________________спр.), он завис_т (________________ спр.),
гон_ш_ ( ________________спр.), пряч_ш_ ( ________________спр.),
оно се_т ( ________________спр.), он держ_т ( ________________спр.),
они суш_т ( ________________спр.), мы гас_м ( ________________спр.).

От данных глаголов образуй и запиши форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.

Спр. ед. ч. мн. ч.
Работать — ____________________________________________________,
стелить — _____________________________________________________,
зреть — ________________________________________________________,
расцветать — ___________________________________________________,
сто́ить — _______________________________________________________,
таять — ________________________________________________________,
вертеть — _______________________________________________________,
кричать — _______________________________________________________,
дышать — _______________________________________________________,
решать — ______________________________________________________,
терпеть — _______________________________________________________,
ненавидеть — ____________________________________________________,
копить — _______________________________________________________,
смотреть — ____________________________________________________.

Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

Они пиш…т ручкой, мы черт….м , мы вис..м, они леч…т, наступа…т весна, вы обижа…те, вы реша …те, ты дежур…шь, мы дыш…м, ты не догон…шь, она маш…т рукой, ты ласка…шься, ты вздыха…шь, ты выуч…шь, друзья не посмотр …т, коты ворч. т, ты стира…шь, мы вер…м, вы готов…те, он подбира…т, они глад…т, мы вид…м, ты дыш…шь.

Кузнечики стрекоч…т в поле, ты гуля…шь, пиш…м в тетради, он рассыпа…т, жук бега…т по дорожке, вы груз…те, он дума…т на уроке, мы замороз…м, ты крас…шь, ярко свет…т солнце, мы се…м, он обид…лся, прыга…шь на улице, вы слыш…те, зна…те правило, смотр…т в окно, он верт…ся, они вид…т, игра…м в мяч, ты бре…шь.

Трава зелене…т в лесу, она держ…тся, он пиш…т в тетради, она полива…т цветы, ты жале…шь, земля чернее…т в поле, мы вид…м, корм…т птиц, она завис…т, они ход…т в школу, ты посмотр…шь, дети ищ…т одежду, дела…шь уроки, замеча…шь ошибку, ветер гон…т стаю туч, она стон…т от боли, маш…т рукой, встрет…ш.. друга, ты жале…шь.

Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени , измените порядок следования предложений, чтобы получился связный рассказ. Определите спряжение и лицо глаголов.

На улице ……… лютый мороз. Вдруг ты …….. тоненький стук. Метель ……… дорожки. Синичка ……….. по снежку. Ты …….. в тепле и ………… уроки. Через стекло на тебя ……… глазки-бусинки. Бедняжка совсем ……….. . За оконной рамой ты ………. птичку. Ты быстро …….. окно и ……. крылатую гостью в тёплую комнату.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные окончания в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.

Из пословицы слов не выкин…шь.
Что посе…шь, то и пожнёшь.
Слезами горю не помож…шь.
Одной рукой и узла не завяж…шь.
Правды не спряч…шь.
Разговором сыт не буд…шь, если хлеба не добуд…шь.
На час опозда…шь – годом не наверста…шь.
Ласковым словом и камень растоп…шь.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.

Сам не зна…шь, где найдёш…, где потеря…шь.
Как налад…шь, так и поед…шь.
Неправдой свет пройдёшь, да назад не ворот…шься.
Не попробу…шь горького, не узна…шь сладкого.
Днём раньше посе…шь, неделькой позже пожнёш….
Дальше полож…шь, ближе возьмёш… .
Глубже вспаш…шь – буд…шь с хлебом зимой.

Вставьте буквы И или Е в окончания глаголов. Выделите окончания. Определите спряжение.

Замяука…т Нервнича…т
Угоща…т Беле…т
Запуга…т Зала…т
Искупа…т Провожа…т
Вис. т Порт…шь
Окружа…т Развлека…т
Запута…т Зиму…т
Желте…т Дикту…т
Марину…т Голода…т
Залива…т Добре…т
Строга…т Рыщ…те
Барабан…м Надкус…м
Выброс…м Верт…м
Готов…м Молч. т
Глад…шь Услыш…шь
Леч…шь Свет…шь
Молв…шь Скос…шь
Рыбач…те Причал…те
Выполн…те Застав…те
Люб…те Загон…те
Приземл…тесь Обнаруж…те

Определи спряжение глаголов. Обозначь орфограмму.

Для этого необходимо проспрягать глагол и определить спряжение по алгоритму.

Видеть, решать, брить, сидеть, стелить, знать, шить, копать, вертеть, бить, ломать, строить, загадывать, вспоминать, лепить, молчать, смотреть, бежать, надеть, сеять, сиять, пойти, выполнить, помогать, слышать, везти.

Определите спряжение глаголов

Бить, свить, жить, полить, выпить, прошить.

Примечание для преподавателя. Обратите внимание ребенка на то, что в этих глаголах спряжение определяется по личному окончанию (оно ударное), а не по начальной форме глагола. Если ребенок определил по начальной форме, что это 2-е спряжение, а не 1-е, напомните ему, что глаголы бить, вить, жить, лить, пить, шить и все глаголы, которые от них образованы с помощью приставок, не имеют глагольного суффикса -и- (буква и входит в корень).

Источник

«Карточки по теме «Спряжение глагола» 4 класс»

Задание 1. Вставьте буквы И или Е в окончания глаголов. Выделите окончания. Определите спряжение.
Кабан — это дикая свинья. По виду он немного отлича….тся от домашней свиньи: облада….т более коротким и плотным телом. Дикий кабан вод….тся в широколиственных и смешанных лесах.
Он брод….т по лесам и похрюкива….т. Дубовые жёлуди подбира….т. Своим длинным рылом землю ро….т. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива….т. Это он пищу ищ….т.
Очень редко кабан напада….т на мелких и крупных животных, больных или раненых.
Задание 2. Выполните морфологический разбор глагола из последнего предложения.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Карточка №4 по теме «Спряжение глаголов».
10 (+1) глаголов. 4 класс.
Задание 1. Выполняйте задание в тетради.
Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени, измените порядок следования предложений, чтобы получился связный рассказ. Определите спряжение и лицо глаголов.
На улице ……… лютый мороз. Вдруг ты …….. тоненький стук. Метель ……… дорожки. Синичка ……….. по снежку. Ты …….. в тепле и ………… уроки. Через стекло на тебя ……… глазки-бусинки. Бедняжка совсем ……….. . За оконной рамой ты ………. птичку. Ты быстро …….. окно и ……. крылатую гостью в тёплую комнату.
Задание 2. Выполните морфологический разбор глаголов из последнего предложения.

Читайте также:  Определяем налоговое резидентство в 2020 году

Источник

Урок-зачет по теме "Спряжение глагола". 4-й класс

дифференцированный контроль знаний, проверка умения учащихся:

  • писать безударные личные окончания глаголов;
  • правильно обосновывать написание безударных окончаний;
  • определять у глаголов спряжение, лицо, число, время;
  • правильно писать суффиксы глаголов в прошедшем времени.
  • зачетные материалы в трех вариантах по степени сложности;
  • карточки с дополнительными упражнениями каждого уровня;
  • опорные карточки и таблицы для учащихся первого уровня.

Работа ведется по зачетным карточкам, дифференцированным по уровню сложности, исходя из индивидуальной нормы или относительной успешности каждого ученика.

Ребята, выбравшие материал II-го и III-го уровня, работают в парах. Ученики III-го уровня принимают теоретическую часть зачета у учеников II-го уровня, консультируя отвечающего по вопросу, на который он ответил неверно или затруднился ответить. Далее приступают к выполнению практической части, каждый по своим карточкам.

Ученики, выбравшие материал I-го уровня, сдают устную часть зачета учителю.

Отработав основной зачетный материал, ученик может взять дополнительные упражнения, которые так же, как и зачетные карточки имеют разную степень сложности. Какого уровня взять дополнительную карточку ученик также определяет сам.

Зачет по теме “Глагол” I уровень.

I. Ответь на вопросы:

1) Глаголы в каком спряжении имеют окончания -ем; -ет; -ете; -ут (-ют)

а) в I спр. б) во II спр.

2) Глаголы в каком спряжении имеют окончания: -им; -ит; -ите; -ат (-ят)

а) в I спр. б) во II спр.

3) Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

а) по лицам и числам;
б) по родам;
в) по числам.

4) Как определить спряжение глагола?

а) по имени существительному, с которым оно связано;
б) по неопределенной форме;

5) Как узнать, какой суффикс пишется у глаголов прошедшего времени перед суффиксом “Л”

а) поставить в неопределенную форму;
б) изменить по числу;
в) проспрягать.

II. Подчеркни глаголы I спряжения:

полоть, крыть, бросить, бросать, купить, считать, надеть, стрелять, учить, любить, украшать, украсить

III. Подчеркни глаголы-исключения. Сверху укажи спряжения.

Вращать, вертеть, ударить, ударять, обидеть, стелить, крутить, лепить, брить, гнать, рвать, держать, мазать, видеть, обещать, душить, ненавидеть.

IV. Вставь окончания, укажи спряжения.

Мы уч…м, вы груз…те, они ход…т, ты слома…шь, они чист…т, ты жале…шь, мы се…м, вы слыш…те, они вид…т, ты бре…шь, он гон…т, он завис…т, мы зева…м, они кол…т, мы замороз…м, он сине…т, они готов…т.

V. Вставь нужный суффикс

выуч…л, плак…л, удар…л, покрас…л, кле…л, раста…л, исправ…л, стро…л, увид…л, слыш…л, обид…л, законч. л, насып…л, выслед…л, пад…л, нач…л.

VI. Проспрягай глаголы:

_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Зачет по теме “Глагол” 2 уровень.

I. Ответь на вопрос

1) Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?___________________
2) В каком времени глаголы изменяются по родам?____________________________
3) Какие глаголы относятся ко второму спряжению?_________________________
4) Какие глаголы относятся к первому спряжению?___________________________
________________________________________________________________________
5) Назови глаголы-исключения II спряжения:_________________________________
_________________________________________________________________________
6) Назови глаголы-исключения, которые относятся к I спряжению______________
________________________________________________________________________
7) Какой суффикс пишется у глаголов прошедшего времени перед суффиксом “Л”?
_______________________________________________________________________

II. Укажи спряжения глаголов:

копать; крутить; рисовать; ходить; бродить; знать; таять; колоть; лепить; задеть; убирать; выводить; кружить; летать; мазать.

III. Найди глаголы-исключения, подчеркни, укажи спряжения

смотреть; строить; терпеть; сушить; полоть; выскочить; увидеть; гнать; обидеть; сеять; чесать; вертеть; крошить; держать; прятать; паять; играть; бороться; видеть; топтать; зависеть; кроить; слышать; будить; вытерпеть; прогнать; шептать; дышать; мочить; платить; услышать; посмотреть.

IV. Вставь окончания, укажи спряжения. Подчеркни глаголы будущего времени.

Зимой солнце свет…т, но не гре…т. Мама свяж…т тебе теплый свитер. Легкий ветерок круж…т и верт…т в воздухе последние снежинки. Весной солнышко пригре…т жарче, растоп…т снега, согре…т землю, разбуд…т все живое. Мы часто ход…м в наш парк, гуля…м по липовым аллеям, брод…м по извилистым дорожкам.

V. Вставь нужный суффикс прошедшего времени.

С неба сып…л моросящий дождик. Ве…л легкий ветерок. Туман та…л над полем. Я двиг..лся в сторону леса. Где-то ла…ла собака. Под ногами хлюп…ла вода. Она скле…ла опавшие листья. Послыш…лся крик ночной птицы. Вдалеке я увид…л огонек. Нач…лся сильный дождь.

VI. Проспрягай глаголы:

_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Зачет по теме “Глагол” 3 уровень.

I. Зачеркни неправильное высказывание:

– Глаголы в прошедшем и настоящем времени изменяются по лицам.
– Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам.
– Все глаголы изменяются по лицам.
– Все глаголы изменяются по родам.
– Глаголы прошедшего времени изменяются по родам
– Глаголы настоящего времени изменяются по родам.
– Глаголы бывают I, II и III спряжения.
– Глаголы бывают I и II спряжения.

II. Выбери верное утверждение:

  1. В предложении глагол чаще является главным членом.
  2. В предложении глагол чаще является второстепенным членом.
  3. Глагол не имеет формы настоящего времени, если отвечает на вопрос
    – что делать?
    – что сделать?

III. Укажи, в каких словах пишется окончание -ем

перебира…м, слыш…м, се…м, усво…м, вид…м, гон…м, бре…м, стел…м, гуля…м, смотр…м, копа…м, гоня…м, перебира…м, стреля…м.

IV. В каких глаголах пишется суффикс –и?

кле…л, ла…л? увид…л, успоко…л, раста…л, спор…л? помн…л.

V. В каких словах пишется “Ь”?

доч…, борщ…, леч…, грач…, без задач…, береч…, печ…

VI. В каких случаях верно определено спряжение?

Глядят – I, решать – I , услышать – II , бросать II, видеть – I , ненавидеть – II , вертеть – I , замечать – I , крушить – II , любят – I , стелить – II , чуять – II , шагать – I.

VII. Укажи, в каких случаях верно определено время глагола.

Зеленел – пр вр; работает – б вр; нарисует – б вр; встречает – н вр; дремать – б вр.

VIII. Укажи, в каких словах пишется гласная “Е” в окончании

Уч…шь, чист…шь, шага…шь, счита. шь, бре…шь, держ…шь, стел…шь, зашива…шь, черт…шь, игра…шь, мо…шь, реж…шь, вар…шь, име…шь, бел…шь, ро…шь, дыш…шь, раду…шься, удивля…шься, ход…шь.

IX. Образуй глаголы из других частей речи, поставь их во 2 лицо множественного числа, определи спряжение, выдели окончание.

Красный – 3) Восход –
Молодой – 4) Бег –

X. Вставь пропущенные буквы:

Мы ненавид…м мороз. Он щипл…т и куса…т нос и уши, заставля…т надевать теплые вещи, гон…т с улицы домой. Сильный холод держ…т нас в квартире. Мы подход…м к окну, грустно смотр…м в него и вид…м, как метель намета…т сугробы. Мы слыш…м вой сердитого ветра. Но многое в нашей жизни завис…т от нас. Мы зна…м, что мож…м привыкнуть к холодам. Мы закаля…м свое тело. Для этого принима…м холодный душ, а потом растира…м тело до красноты.

Читайте также:  Самый высокий активный вулкан Евразии

XI. Проспрягай глаголы:

_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Дополнительные карточки для индивидуальной работы I, II и III уровней сложности к зачету по теме “Спряжение глаголов”

Илья Щукин (выходить) из школьного подъезда, (сбегать) по лестнице и (шагать) по улице домой. Осенний ветер (срывать) с веток пожелтевшие листья, (крутить) и (вертеть) их в воздухе. Осень (вступать) в свои права и солнце уже не так (греть) землю. Скоро (наступить) зима.

II (1) Поставь глаголы в 1 лицо мн.ч. Выдели окончания, определи спряжение.

Наступить – наступать. Вылавливать – выловить. Поступить – поступать. Расширять – расширить. Брить – сбривать. Нарушить – нарушать. Ронять – уронить. Наполнять – наполнить. Оплачивать – оплатить.

III (1) Поставь глаголы во 2 лицо ед.ч. Выдели окончания, определи спряжение.

Смотреть и видеть. Вздыхать и дышать. Отрубить – не приставить. Начертить и нарисовать. Сеять и веять. Слушать и слышать. Брить и ровнять. Сказать – не воротить. Напилить и наколоть. Вертеть и гнать. Держать и включать. Умываться и смотреться.

(Наступать) хорошая погода. Мартовское небо (голубеть). Солнце ярче (светить). И жарче (греть). На солнечной стороне (таять) снег. С крыши (свисать) длинная сосулька. Воробей (чирикать) и казаться нарядным. Молодая галка (искать) место для гнезда. Все (радоваться) весне.

II (2) Поставь глаголы в 1 лицо мн.ч. Выдели окончания, определи спряжение.

Дополнить – дополнять. Украшать – украсить. Обидеть – обижать. Навещать – навестить. Укрощать – укротить. Освещать – осветить. Изменять – изменить. Укусить – кусать. Держать – удерживать. Строить – копать.

III (2) Поставь глаголы во 2 лицо ед.ч. Выдели окончания, определи спряжение.

Стелить и застилать. Обидеть и терпеть. Ненавидеть и любить. Закрутить и закручивать. Зависеть и зависнуть. Веять и реять. Не учить и не знать. Утащить и таскать. Трудиться и работать. Гнаться за модой. Видеться с другом. Пошутить и не обидеть.

Илья Щукин (выходить) из школьного подъезда, (сбегать) по лестнице и (шагать) по улице домой. Осенний ветер (срывать) с веток пожелтевшие листья, (крутить) и (вертеть) их в воздухе. Осень (вступать) в свои права и солнце уже не так (греть) землю. Скоро (наступить) зима.

II (1) Поставь глаголы в 1 лицо мн.ч. Выдели окончания, определи спряжение.

Наступить – наступать. Вылавливать – выловить. Поступить – поступать. Расширять – расширить. Брить – сбривать. Нарушить – нарушать. Ронять – уронить. Наполнять – наполнить. Оплачивать – оплатить.

III (1) Поставь глаголы во 2 лицо ед.ч. Выдели окончания, определи спряжение.

Смотреть и видеть. Вздыхать и дышать. Отрубить – не приставить. Начертить и нарисовать. Сеять и веять. Слушать и слышать. Брить и ровнять. Сказать – не воротить. Напилить и наколоть. Вертеть и гнать. Держать и включать. Умываться и смотреться.

(Наступать) хорошая погода. Мартовское небо (голубеть). Солнце ярче (светить). И жарче (греть). На солнечной стороне (таять) снег. С крыши (свисать) длинная сосулька. Воробей (чирикать) и казаться нарядным. Молодая галка (искать) место для гнезда. Все (радоваться) весне.

II (2) Поставь глаголы в 1 лицо мн.ч. Выдели окончания, определи спряжение.

Дополнить – дополнять. Украшать – украсить. Обидеть – обижать. Навещать – навестить. Укрощать – укротить. Освещать – осветить. Изменять – изменить. Укусить – кусать. Держать – удерживать. Строить – копать.

III (2) Поставь глаголы во 2 лицо ед.ч. Выдели окончания, определи спряжение.

Стелить и застилать. Обидеть и терпеть. Ненавидеть и любить. Закрутить и закручивать. Зависеть и зависнуть. Веять и реять. Не учить и не знать. Утащить и таскать. Трудиться и работать. Гнаться за модой. Видеться с другом. Пошутить и не обидеть.

Источник

Карточка «Спряжение глаголов»

Карточка "Спряжение глаголов"

Спряжение – это _____________________________________________.

Если у глагола личные окончания _____________________________

_______________ , то это глагол 1-го спряжения.

Если у глагола личные окончания ______________________________

_______________ , то это глагол 2-го спряжения.

2. Определи спряжение глаголов и соедини их линиями.

лечат 1-е спряжение

скучаешь 2-е спряжение

3. Исправь ошибки, если они есть, в определении спряжения глаголов.

Шуршит – 1-е спр., строят – 2-е спр., засыпает – 1-е спр., поёт – 2-е спр., несут – 1-е спр., кричишь – 2-е спр., говорим – 1-е спр..

1. Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.

Если у глагола личные окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут

(-ют), то это глагол 1-го спряжения.

Если у глагола личные окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им,

-ите, -ат (-ят), то это глагол 2-го спряжения.

2. спит

рисует

засыпает

лечат 1-е спряжение

шуршит

скучаешь 2-е спряжение

благодарим

3. Шуршит – 2-е спр., строят – 2-е спр., засыпает – 1-е спр., поёт – 1-е спр., несут – 1-е спр., кричишь – 2-е спр., говорим – 2-е спр..

Оценивание результатов:

77 — 99% – отметка «4»;

50 — 76% – отметка «3»;

менее 50% – отметка «2».

Используемая литература:

1. Иванов, С.В. Русский язык 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Вентана — Граф, 2013 г.- 176 [121-123] с.: ил.- 35000 экз. — ISBN — 978-5-360- 03285-4 (ч.1).

2. Ушакова, О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка 3 класс [Текст] / О.Д. Ушакова. — Санкт-Петербург : «Литера», 2009 г.- 64 [48] с.: ил.- 2000 экз. — ISBN — 978-5-94455-636-3.

Источник

Adblock
detector