2 3 Программно методологические вопросы статистического наблюдения

Статистика: конспект лекций.

2.3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

Одной из важнейших задач, которую необходимо решить при подготовке статистического наблюдения, является определение цели, объекта и единицы наблюдения.

Целы практически любого статистического наблюдения – получение достоверной информации о явлениях и процессах общественной жизни, с тем чтобы выявить взаимосвязи факторов, оценить масштабы явления и закономерности его развития. Исходя из задач наблюдения, определяются его программа и формы организации. Кроме цели следует установить объект наблюдения, т. е. определить, что именно подлежит наблюдению.

Объектом наблюдения называется совокупность общественных явлений или процессов, подлежащих исследованию. Объектом наблюдения может быть совокупность учреждений (кредитные, образовательные и т. п.), население, физические объекты (здания, транспорт, техника). При установлении объекта наблюдения важно строго и точно определить границы изучаемой совокупности. Для этого необходимо четко установить существенные признаки, по которым определяют: включать объект в совокупность или нет. Например, прежде чем проводить обследование медицинских учреждений на предмет оснащенности современным оборудованием, следует определить категорию, ведомственную и территориальную принадлежность подлежащих обследованию клиник. Определяя объект наблюдения, необходимо указать единицу наблюдения и единицу совокупности.

Единицей наблюдения является составной элемент объекта наблюдения, представляющий собой источник информации, т. е. единица наблюдения является носителем признаков, подлежащих регистрации. В зависимости от конкретных задач статистического наблюдения это может быть домашнее хозяйство или человек, например учащийся, предприятие сельского хозяйства или завод. Единицы наблюдения называют отчетными единицами, если они представляют статистическую отчетность в статистические органы.

Единица совокупности – это составной элемент объекта наблюдения, от которого поступают сведения о единице наблюдения, т. е. единица совокупности служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации в процессе наблюдения. Например, при переписи лесных насаждений единицей совокупности будет дерево, так как оно обладает признаками, подлежащими регистрации (возраст, породный состав и т. п.), в то время как само лесное хозяйство, в котором ведется обследование, выступает единицей наблюдения.

Каждое явление или процесс общественной жизни обладает множеством признаков, но получить информацию обо всех невозможно, да и не все из них представляют интерес для исследователя, поэтому при подготовке наблюдения следует решить вопрос о том, какие признаки будут подлежать регистрации в соответствии с целями и задачами наблюдения. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программой статистического наблюдения называют совокупность вопросов, ответы на которые в процессе наблюдения и должны составить статистические сведения. Разработка программы наблюдения – очень важная и ответственная задача, и от того, насколько правильно она будет выполнена, зависит успех проведения наблюдения. При разработке программы наблюдения необходимо учитывать ряд предъявляемых к ней требований:

• программа должна по возможности содержать только те признаки, которые необходимы и значения которых будут использованы для проведения дальнейшего анализа или в контрольных целях. Стремясь к полноте сведений, обеспечивающих получение доброкачественных материалов, следует ограничить объем собираемой информации, чтобы получить достоверный материал для анализа;

• вопросы программы должны быть сформулированы четко, чтобы исключить неправильную их трактовку и не допустить искажение смысла собираемой информации;

• при разработке программы наблюдения желательно выстроить логичную последовательность вопросов; однотипные вопросы или признаки, характеризующие какую-либо одну сторону явления, следует объединять в один раздел;

• программа наблюдения должна содержать контрольные вопросы для проверки и корректировки регистрируемых сведений.

Для проведения наблюдения необходим определенный инструментарий: формуляры и инструкции. Статистический формуляр – специальный документ единого образца, в котором фиксируются ответы на вопросы программы. В зависимости от конкретного содержания проводимого наблюдения формуляр может называться формой статистической отчетности, переписным или опросным листом, картой, карточкой, анкетой или бланком. Различают два вида формуляров: карточный и списочный. Формуляр-карточка, или индивидуальный формуляр, предназначен для отражения сведений об одной единице статистической совокупности, а списочный формуляр содержит сведения о нескольких единицах совокупности. Неотъемлемыми и обязательными элементами статистического формуляра являются титульная, адресная и содержательная части. В титулыной части указывается наименование статистического наблюдения и органа, который утвердил этот формуляр, сроки представления формуляра и некоторая другая информация. В адресной части указываются реквизиты отчитывающейся единицы наблюдения. Основная, содержателыная, часть формуляра обычно выглядит в форме таблицы, которая содержит наименование, коды и значения показателей.

Заполнение статистического формуляра происходит в соответствии с инструкцией. Инструкция содержит указания о порядке проведения наблюдения, методические указания и разъяснения по заполнению формуляра. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется либо в виде брошюры, либо помещается на обратной стороне формуляра. Кроме того, за необходимыми разъяснениями можно обратиться к специалистам, ответственным за проведение наблюдения, в органы, которые его проводят.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени наблюдения и месте его проведения. Выбор места проведения наблюдения зависит от цели наблюдения. Выбор времени наблюдения связан с определением критического момента (даты) либо интервала времени и определение срока (периода) наблюдения. Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, к которому приурочены регистрируемые в процессе наблюдения сведения. Сроком наблюдения определяется период, в течение которого должна осуществляться регистрация сведений об изучаемом явлении, т. е. интервал времени, в течение которого заполняются формуляры. Обычно срок наблюдения должен быть не слишком удален от критического момента наблюдения, чтобы можно было воспроизвести состояние объекта на тот момент.

Источник

Основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения является разработка плана его проведения, который содержит формулировку и решение программно-методологических и организационных вопросов.

Установление цели и задач является исходным этапом при организации и проведении любого статистического наблюдения, а следовательно, и статистического исследования в целом. Цель проводимого статистического наблюдения должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто. В целом конечной целью любого статистического наблюдения является получение достоверной и научно обоснованной информации о состоянии и закономерностях развития реальных социально-экономических явлений и процессов. Но это общее требование всегда имеет воплощение в виде конкретно обозначенной цели. Она определяет прямые предметные задачи наблюдения, которые также должны быть квалифицированно и строго сформулированы. Задачи статистического наблюдения предопределяют программу и организационные формы его проведения. В соответствии с целями и задачами определяются объект и единица статистического наблюдения.

Объект статистического наблюдения — это совокупность социально-экономических явлений и процессов, которая подвергается статистическому наблюдению. Объектом наблюдения может быть, например, народонаселение страны, группа коммерческих банков, совокупность страховых компаний, финансово-промышленных групп и т.д.

Для успешного проведения статистического наблюдения большое значение имеет точное и научно обоснованное определение объекта наблюдения, т. е. конкретной совокупности явлений или процессов, их границ и направления изучения.

Выделение объекта статистического наблюдения, определение его границ предполагает, что из всей совокупности существенных признаков, характеризующих обследуемый объект, выделяются те из них, которые отличают его от других, сходных или близких с ним по характеру объектов.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов — единиц наблюдения. Определяя объект наблюдения, важно четко определить единицу статистического наблюдения и единицу статистической совокупности.

Единица статистического наблюдения — это первичный, составной элемент объекта статистического наблюдения, который является носителем регистрируемых при наблюдении признаков. В качестве единицы наблюдения могут выступать банк, страховая компания, финансово-промышленная группа, высшее учебное заведение, профсоюз и т. д. в зависимости от того, какой объект обследуется. Определение единицы наблюдения должно содержать указание ее основных отличительных признаков. Единицы наблюдения называются отчетными единицами.

Отчетная единица — это единица статистического наблюдения, от которой поступают отчетные данные по утвержденным для нее в установленном порядке формам. Так, в системе статистической отчетности в строительстве отчетными единицами являются проектные и строительно-монтажные организации.

Единица статистической совокупности — это отдельно взятый первичный, составной элемент статистической совокупности, который служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при проведении статистического наблюдения. Единица совокупности — это то, что при проведении статистического наблюдения подвергается обследованию.

Читайте также:  Обобщающий кроссворд по междисциплинарному курсу ПМ 03 МДК 03 02 Очистные сооружения

Единицы совокупности и единицы наблюдения могут совпадать. Если, скажем, необходимо определить объем строительно-монтажных работ, то единицей совокупности и единицей наблюдения в обоих случаях будет строительно-монтажная организация.

Единицы наблюдения и состоящий из них объект наблюдения в целом обладает множеством характерных черт, специфических особенностей, различных свойств, называемых в статистике признаками, которые невозможно учесть полностью в одном исследовании. Поэтому при организации статистического наблюдения важен отбор из всей совокупности признаков только тех, которые являются существенными и информативными для характеристики изучаемого объекта. Именно эти признаки регистрируются в процессе наблюдения. Таким образом, исходя из конкретного содержания объекта, цели и конкретных задач предпринимаемого статистического исследования разрабатывается программа статистического наблюдения.

Программа статистического наблюдения — это перечень признаков единицы наблюдения, регистрируемых в процессе проведения статистического наблюдения. В практическом выражении программа наблюдения представляет перечень наиболее значимых в практическом и теоретическом аспекте вопросов, на которые должны быть получены ответы от каждой единицы наблюдения.

Разработка программы наблюдения является одной из самых важных теоретических и практических проблем статистического наблюдения, предполагающих знание экономических, социальных и статистических основ и специфики изучаемых явлений и процессов. От качества разработки программы зависят результаты статистического наблюдения и статистического исследования в целом, его ценность для решения социально-экономических задач, его пригодность для выработки конкретных производственных и управленческих предложений.

Программа статистического наблюдения должна строиться с учетом следующих требований, предъявляемых к ее разработке. Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, процесс, их тип, основные черты, специфические особенности и свойства, которые будут использованы при разработке материалов статистического наблюдения. Программа наблюдения не должна включать второстепенные или косвенные вопросы, так как в многообразии малозначимой информации может потеряться главное и существенное в изучаемом явлении или процессе. Программа наблюдения должна включать только те признаки, которые являются отличительными для всех единиц изучаемой совокупности. От качества программы зависят полнота и достоверность сведений, получаемых в ходе статистического наблюдения. При этом необходимо учитывать и контролировать количество вопросов программы. Если отсутствуют уверенность и предпосылки в получении полных и достоверных данных по широкой программе, то лучше ограничить объем собираемых сведений, чтобы получить небольшой, но достоверный статистический материал. Вопросы программы наблюдения должны быть сформулированы четко, кратко и ясно, без допущения двусмысленности их толкования. Программа наблюдения должна содержать только те вопросы, на которые реально можно получить объективные и достаточно точные ответы. В программу наблюдения целесообразно включать вопросы контрольного характера, чтобы ответы на одни из них могли использоваться для контроля ответов на другие. Например, для выяснения времени работы строительной фирмы на рынке в исследовании может быть поставлено два вопроса: о дате создания фирмы и о числе лет работы фирмы. Вопросы в программе наблюдения должны быть изложены в логической последовательности, а не в хаотичном порядке.

Для проведения наблюдения в каждом конкретном случае разрабатывается инструментарий статистического наблюдения, который включает в себя формуляр и инструкцию.

Формуляр статистического наблюдения — это специальный документ, в котором регистрируются ответы на вопросы программы наблюдения.

В зависимости от конкретного содержания и специфических особенностей проводимого статистического наблюдения формуляр наблюдения может иметь различные формы выражения и наименования: бланк, переписной лист, опросный лист, форма отчетности, анкета и т.д. В статистике различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (формуляр-карточка) и списочную (формуляр-список). Индивидуальный формуляр (формуляр-карточка) — это формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения только об одной единице наблюдения. Списочный формуляр (формуляр-список) — это формуляр, предназначенный для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Примером списочной системы формуляров служат переписные листы переписи населения страны, каждый из которых предназначается для регистрации нескольких лиц и характеризующих их признаков.

Для обеспечения единообразного толкования вопросов программы наблюдения и облегчения их понимания в статистических формулярах может быть дан статистический подсказ, который выражается либо в перечислении возможных ответов на вопросы, либо в указании методики или способа расчета того или иного показателя. Статистический подсказ — это перечень возможных ответов на поставленный вопрос. Например, при обследовании строительных компаний города после вопроса о величине рентабельности в скобках необходимо указать методику расчета рентабельности как отношение прибыли к себестоимости работ.

С целью обеспечения более полного и правильного процесса организации и проведения наблюдения к программе статистического наблюдения составляется подробная инструкция. Статистическая инструкция — это документ, разъясняющий вопросы программы статистического наблюдения, порядок заполнения статистического формуляра и частично планово-организационные вопросы. В инструкции отражаются цели и задачи наблюдения, сведения об объекте и единицах наблюдения, о времени и сроках проведения наблюдения, об оформлении результатов и сроков их представления в соответствующие организации. В инструкции, так же как и в формуляре наблюдения, но в более развернутом виде, могут быть представлены толкование того или иного вопроса программы, примерные ответы на вопросы, типичные случаи заполнения формуляров ит.д. Инструкция статистического наблюдения должна быть составлена кратко, просто и ясно.

Источник

Програмно-методологические и организационные

К программно-методологическим вопросам относятся: установление цели и задач наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, разработка программы наблюдения.

Установление цели и задач исследования является исходным пунктом любого статистического исследования. Цель наблюдения должна быть сформулирована четко, с указанием конкретных задач, стоящих перед данным наблюдением.

Объектом наблюдения называется совокупность единиц изучаемого явления, подлежащих исследованию. Объектом наблюдения может быть высшее учебное заведение, студенческая группа, отрасль промышленности ( совокупность предприятий ) и т.д.

При установлении объекта наблюдения следует строго и четко определить границы изучаемой совокупности (ценз – значение признака, которое ограничивает объект наблюдения). Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации: наличное ( фактически находящееся в данной местности в момент переписи ) или постоянное ( постоянно проживающее в данной местности ).

Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу изучаемой совокупности и единицу наблюдения.

Единицей наблюдения является первичный составной элемент объекта наблюдения, представляющий собой источник информации. В зависимости от задач исследования в качестве единицы наблюдения могут выступать: учебное заведение, промышленное предприятие, семья, человек и т.д.

Единицей совокупности называется составной элемент объекта наблюдения, который служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации в процессе наблюдения. Например, при проведении замера знаний в высших учебных заведениях единицей совокупности будет отдельный студент, так как признаки регистрируемые при этом обследовании ( число правильно выполненных заданий, время выполнения заданий, количество набранных баллов ) относятся не к учебному заведению, а к каждому студенту.

Исходя из содержания объекта, цели и задач статистического исследования разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы по каждой единице наблюдения. Разработка программы наблюдения — одна из наиболее важных и ответственных задач. От того, насколько правильно разработана программа, зависит общий успех проведения наблюдения. Поэтому при разработке программы к ее содержанию предъявляется ряд требований :

— программа должна по возможности содержать только те признаки, которые представляют интерес и будут использованы при разработке материалов наблюдения ;

— вопросы программы наблюдения должны быть четкими и предельно ясными, не допускающими разных толкований;

— программа наблюдения должна быть по возможности построена так, чтобы ответы на одни вопросы могли использоваться для контроля ответов на другие.

Организационные вопросы плана статистического наблюдения включают в себя решение таких моментов, как установление места, времени и сроков наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдений, и обучение кадров, размножение и рассылка формуляров, установление сроков сдачи материалов, определение вида, формы и способа наблюдения.

Читайте также:  Вопросы маме про жизнь

Среди организационных вопросов важное значение имеет точное установление времени, к которому относятся регистрируемые сведения. Различают объективное и субъективное время наблюдения.

Объективным временем наблюдения называется время, к которому относятся регистрируемые сведения, а субъективное время наблюдения ( срок наблюдения ) — период, в течение которого производится регистрация сведений об изучаемом явлении. Момент времени, к которому приурочены регистрируемые в процессе наблюдения сведения, называют критическим моментом наблюдения. Так, например, перепись населения Украины 2001г. проводилась с 5 по 14 декабря ( субъективное время ), а критическим моментом, к которому приурочены все данные переписи — 12 часов в ночь с 4 на 5 декабря.

Организационные формы, виды и способы

Наблюдения

Как отмечалось выше, одним из организационных вопросов любого статистического наблюдения является определение вида, формы и способа наблюдения.

Виды статистического наблюдения можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени охвата элементов совокупности различают сплошное (полное) и несплошное (частичное) наблюдение.

При сплошном наблюдении обследованию подвергаются все единицы изучаемой совокупности. Например, при переписи 1989г. регистрации по основной программе подлежало все без исключения население страны.

При несплошном наблюдении обследованию подвергается только определенная часть изучаемой совокупности. В свою очередь, несплошное наблюдение подразделяется на выборочное, наблюдение основного массива, монографическое, мониторинг.

Выборочным называют наблюдение части единиц исследуемой совокупности, выделенной методом случайного отбора. Этому виду обследования будет посвящена тема 10.

Наблюдение основного массива охватывает собой обследование определенных, наиболее существенных по значимости изучаемых признаков единиц совокупности. В качестве примера можно назвать обследование 15-20% акционеров, владеющих 85-90% всех акций компании.

Для монографического наблюдения характерно глубокое и всестороннее обследование лишь отдельных единиц совокупности, обладающих какими-либо специфическими особенностями.

Мониторинг –это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием определенной среды. Например, мониторинг аукционов по продаже недвижимости, мониторинг итогов валютных торгов и др.

2. В зависимости от временного фактора наблюдения может быть непрерывным и прерывным.

Непрерывное ( текущее ) наблюдение осуществляется путем непрерывной регистрации фактов по мере их возникновения ( регистрации актов гражданского состояния : рождения и смерти, браки и разводы , ежедневная регистрация курса валют и т.д.).

Прерывноенаблюдение проводится либо регулярно через определенные промежутки времени ( периодическое наблюдение ), либо нерегулярно, однократно, по мере надобности (единовременное наблюдение ). Примером периодического наблюдения является учет успеваемости студентов по данным экзаменационной сессии. Примерами единовременных наблюдений могут быть : изучение мнения покупателей о качестве товаров, изучение мнения избирателей о программах кандидатов в период выборной кампании и др.

3. В зависимости от источника получения первичных данных различают наблюдение непосредственное, документальное и опрос.

Непосредственное наблюдение осуществляется путем фиксации фактов, лично установленных регистраторами в результате осмотра, подсчета признака изучаемого явления. Примером непосредственного наблюдения являются : регистрация цен и объема реализации товара на рынках, инвентаризация остатков товарно-материальных ценностей на складе.

Документальное наблюдение основано на использование в качестве источника информации данных различных документов первичного учета предприятий, учреждений и организаций. Примером такого наблюдения является использование органами государственной статистики вторых экземпляров актов гражданского состояния для получения сведений о естественном движении населения.

Опрос базируется на получении данных в форме ответов опрашиваемых лиц. Такой вид наблюдения характерен для переписей населения, проведения различных социологических обследований и опросов общественного мнения .

В статистической практике применяются следующие способы наблюдения: отчетный, экспедиционный, саморегистрации, анкетный.

Отчетный — наиболее распространенный способ получения статистических данных. Этот способ заключается в предоставлении всеми предприятиями, учреждениями и организациями отчетов по определенной форме и в установленные сроки .

Приэкспедиционном способе к каждой единице наблюдения посылаются специальные лица , называемые счетчиками или регистраторами , которые в специальных формулярах фиксируют сведенияо наблюдаемом явлении. Такой способ наблюдения применяется при переписи населения.

При саморегистрации cчетчики осуществляют раздачу и сбор опросных листов, инструктаж и контроль по правильности их заполнения, но соответствующие документы заполняют сами опрашиваемые. Примером такого наблюдения может быть получение сведений по специально разработанной программе о социальных последствиях на приватизированных предприятиях.

При анкетном наблюдении определенному кругу лиц рассылаются ( или публикуются в периодической печати ) специальные анкеты с просьбой заполнить и прислать обратно. Анкетное наблюдение основано на принципах добровольности и обычно на анонимном заполнении анкет. Этот способ наблюдения применяется в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные результаты. Например, при изучении своевременности доставки почты, популярности отдельных периодических изданий.

Все многообразие видов и способов статистического наблюдения осуществляется посредством трех организационных форм: отчетности, специально организованного наблюдения и реестров.

Отчетность — это такая организационная форма, при которой сведения поступают в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам. Отчетность как форма наблюдения имеет свои преимущества, вытекающие из ее особенностей: обязательность представления и документально обоснованная и юридически подтвержденная достоверность. Виды статистической отчетности различаются по степени охвата объектов наблюдения, периодичности и способу представления, порядку прохождения.

Специально организованное статистическое наблюдение представлять собой сбор сведений посредством переписей и всякого рода обследований. Примером специально организованного статистического наблюдения могут быть : перепись населения, обследование бюджетов семей рабочих, служащих и крестьян, всякого рода социологические обследования.

Реестр – это список (перечень) единиц совокупности с указанием необходимых признаков, которые постоянно обновляются (реестр населения, реестр предприятий и организаций и др.) .

Источник

Статистическое наблюдение

Статистическое наблюдение представляет собой научно организованную регистрацию значений признаков у единиц, образующих статистическую совокупность.

Проведение статистического наблюдения предполагает следующие основные этапы:

  • проведение мероприятий по подготовке наблюдения;
  • непосредственно сбор первичных данных;
  • контроль собранной информации.

Первый этап включает решение программно-методологических вопросов и организационную подготовку наблюдения.

Программно-методологические вопросы охватывают:

  • постановку цели и задач конкретного наблюдения;
  • определение объекта наблюдения;
  • указание единицы наблюдения и отчетной единицы;
  • отбор исследуемых признаков и разработку программы наблюдения;
  • выбор методов проведения наблюдения.

Проведение статистического наблюдения начинается с формулировки цели обследования.

Цель обследования — характеристика той информации, которую хотят получить в ходе наблюдения. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи наблюдения, которые более детально определяют характер собираемых данных.

Продемонстрируем, как правильно формулировать цель и задачи наблюдения на примере выдержки из Методологических положений по статистике Госкомстата России:

Цель обследования — определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России.

  • изучение мнения населения о динамике общей экономической ситуации;
  • изучение мнения населения о динамике личного материального положения;
  • изучение мнения населения о рынках товаров и услуг и сбережений;
  • расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий;
  • исследование потребительского поведения и потребительских предпочтений населения;
  • анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения».

Объект наблюдения — это исследуемая статистическая совокупность, точно ограниченная для последующего сбора сведений. Набор признаков, с помощью которых ограничивается статистическая совокупность и конкретизируется объект наблюдения называется цензом.

В приведенном примере объектом обследования является население России в возрасте от 16 лет и старше (сказать просто «население» было бы неверно, следует точно указать границы совокупности, в данном случае: территория — Россия, возраст — 16 лет и старше).

Помимо совокупности физических лиц объект наблюдения может состоять и из совокупности юридических лиц или общественных образований.

В некоторых случаях определение объекта наблюдения сопровождается значительными трудностями. Так, не всегда совокупность, из которой проводится отбор единиц, соответствует изучаемой совокупности. Например, если опрос проводится по телефону, данные о респондентах (опрашиваемых), не имеющих телефона, не будут получены. Другой пример: при обследованиях домашних хозяйств объектом наблюдения являются все домашние хозяйства России, но органам статистики не удается обследовать самые богатые домохозяйства (богатые слои общества, относящиеся к правящей и криминальной элите) и лиц без определенного места жительства (домохозяйства бездомных).

Читайте также:  1 Зачем создавать научный журнал

С определением объекта наблюдения тесно связано определение единицы наблюдения, принимая за нее единичный элемент, как непосредственный носитель информации о тех признаках, изучение которых является целью обследования. Например, если объект наблюдения — совокупность товарных бирж России, то единицей наблюдения будет товарная биржа, имеющая официальную регистрацию на ее территории.

Отчетная единица — это субъект, от которого непосредственно получают статистические сведения о единице наблюдения. В одних случаях единица наблюдения и отчетная единица совпадают, например, при проведении переписей населения, а в других — нет. При проведении обследований бюджетов домашних хозяйств единицей наблюдения является домашнее хозяйство, а отчетной единицей — лица в возрасте от 15 до 72 лет — члены этого домашнего хозяйства.

Центральным методологическим вопросом, решаемым на стадии подготовки статистического обследования, является составление программы наблюдения. Она представляет собой перечень признаков, значения которых будут регистрироваться в ходе наблюдения у отдельных единиц совокупности. На основе отобранных признаков формулируют вопросы, которые заносятся в определенный статистический формуляр (форму отчетности, анкету или опросный лист ), где и фиксируются первичные сведения. Для каждой единицы наблюдения предназначен отдельный бланк (или анкета).

При подготовке программы наблюдения руководствуются следующими принципами:

Источник



3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения

Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких как установление целей и задач наблюдения разработка программ наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, выбор вида и способа наблюдения.

Целью наблюдения является получение основного результата статистического исследования.

Для того чтобы организовать статистическое наблюдение, необходимо точно установить объект наблюдения.

Совокупности единиц, о которых должны быть собраны статистические данные, называют объектами статистического наблюдения. Прежде чем производить статистическое обследование деятельности организации, необходимо определить отличительные черты и важнейшие признаки изучаемого объекта.

Первичный элемент объекта статистического наблюдения являющийся носителем определенных признаков, называют единицей наблюдения, а первичную ячейку, от которой будут в дальнейшем получены статистические сведения, называют единицей совокупности.

Требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения:

1) программа наблюдения должна содержать все основные для нее признаки, черты, характеризующие те явления и процессы, которые будут в дальнейшем использованы в разработке материалов статистического наблюдения;

2) все контрольные вопросы, входящие в программу наблюдения, должны быть кратко, но четко сформулированы;

3) степень полноты и достоверность полученных в ходе статистического наблюдения данных зависят от качества программы;

4) вопросы, рассматриваемые в данной программе, должны быть изложены в логической последовательности.

Статистические формуляры – это специализированные документы определенной формы, которые предназначены для учета и отчетности. В формуляре статистического наблюдения содержатся перечень вопросов программы и места для записи ответов на них. Данный формуляр состоит из: титульной части, которая включает в себя наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего, дату и наименование органа, утвердившего данный формуляр; адресная часть формуляра должна содержать запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения, их соподчиненность.

Формуляр имеет различные формы выражения и наименования: переписной лист, бланк, опросный лист, форма отчетности, анкета и т. д.

К системам статистического формуляра относятся: индивидуальный формуляр, предназначенный для регистрации ответов на вопросы программы наблюдения, но только по одной единице наблюдения; списочный формуляр предназначен для регистрации в нем же ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Для того чтобы единообразно толковались вопросы, содержащиеся в формулярах, может быть дан статистический подсказ. Статистический подсказ – перечень возможных ответов на поставленные вопросы. К статистическим формулярам составляется инструкция – это документ, в который входят разъяснения и указания по программе статистического наблюдения, а также в нем отражают цели и задачи наблюдения, сведения об объекте и единицах наблюдения, сроки и время проведения наблюдения. Инструкция должна быть составлена просто, кратко и ясно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

8. Способы статистического наблюдения

8. Способы статистического наблюдения Способами получения статистической информа–ции являются документальный способ наблюдения; способ непосредственного наблюдения: опрос.Документальное наблюдение основано на исполь–зовании в качестве источника информации данных

9. Формы статистического наблюдения

9. Формы статистического наблюдения В теории статистики рассматриваются и формы статистического наблюдения: отчетность; специально организованное статистическое наблюдение; реги–стры.Статистическая отчетность – основная форма статистического наблюдения, которая

11. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения

11. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения Для успешной подготовки и проведения стати–стического наблюдения должны быть решены и во–просы его организационного обеспечения. Это дела–ется при составлении

2. Виды и способы статистического наблюдения

2. Виды и способы статистического наблюдения Статистическое наблюдение представляет собой процесс, который с точки зрения его организации может иметь разнообразные способы, формы и виды проведения. Задачей общей теории статистики является определение сущности

3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения Одной из важнейших задач, которую необходимо решить при подготовке статистического наблюдения, является определение цели, объекта и единицы наблюдения.Целью практически любого статистического

4. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения

4. Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения должны быть решены и вопросы его организационного обеспечения. Это делается при составлении организационного

6. Организация статистического наблюдения

6. Организация статистического наблюдения Начальным этапом статистического исследования является статистическое наблюдение.В процессе статистического наблюдения формируется оснавная информация, которая является основной для статистического

7. Формы статистического наблюдения

7. Формы статистического наблюдения Статистическое наблюдение различается по организационным формам, видам, источникам сведений и способам их собирания.К основным организационным формам статистического наблюдения относят: отчетность и специально организованное

8. Виды и способы статистического наблюдения

8. Виды и способы статистического наблюдения Рассмотрим следующие виды статистического наблюдения:1) если обследованию подвергается абсолютно все единицы изучаемой совокупности явлений и процессов, то это сплошное статистическое наблюдение;2) если обследованию

9. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

9. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких

10. Организационные вопросы статистического наблюдения

10. Организационные вопросы статистического наблюдения Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения необходимо решить про-грамно – методологические, организационные вопросы для реализации которых нужно составить организационный план

11. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения

11. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.Любое статистическое наблюдение предполагает получение данных, которые будут

1. Организация статистического наблюдения

1. Организация статистического наблюдения Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких

4. Организационные вопросы статистического наблюдения

4. Организационные вопросы статистического наблюдения Организационный план – это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.Точность – это уровень соответствия значения какого–либо признака или

Источник