21 вопрос из телепередачи Умники и умницы оказавшийся не по зубам участникам программы

21 вопрос из телепередачи «Умники и умницы», оказавшийся не по зубам участникам программы

«Умницы и умники» — одна из старейших интеллектуальных передач на отечественном телевидении. Ее первый выпуск вышел на экраны 29 ноября 1992 года, а за время существования телевикторины десятки талантливых школьников смогли стать студентами МГИМО. Чтобы получить шанс на поступление, участникам приходится отвечать на сложные вопросы из разных областей гуманитарных знаний, и некоторые из них могут поставить в тупик даже людей с высшим образованием.

Тема «Поэты и писатели» Вопрос: Письма Пушкина к женщинам не менее поэтичны, чем его стихи и поэмы. Вот, например, письмо к Анне Керн: «Если вы приедете, я вам обещаю быть очень любезным. В понедельник я буду весел, во вторник буду восторжен, в среду — нежен, в четверг — игрив, в пятницу, в субботу и воскресенье. » Каким Пушкин обещает быть в пятницу, субботу и воскресенье?

Вопрос: Когда в апреле 1824 года умер Байрон, многие русские поэты скорбели. А Пушкин говорил, что рад его смерти. Как он это объяснял?

Вопрос: В детстве маленький Миша Лермонтов иногда обзывал свою бабушку, бросался на слуг с палкой, с ножом — что под руку попадало. Когда это с Мишей случалось?

Вопрос: Где-то в 30-х годах XIX столетия Бальзак со своим близким приятелем Леоном Гозланом часами бродили по Парижу и внимательно вчитывались в вывески различных заведений. С какой стати?

Вопрос: В 1861 году Виктор Гюго приехал в Ватерлоо, чтобы осмотреть место сражения. Его возлюбленная, Жюльетта, повсюду следовала за ним и собирала васильки, маргаритки и маки, делая из них кокарды. Почему именно эти цветы собирала спутница Гюго?

Вопрос: Ги де Мопассан любил повторять: «Если утром вы проснулись в хорошем настроении, вышли на улицу и мимо вас пробегает миловидный мальчуган. » Что и почему нам советует сделать Ги де Мопассан?

Вопрос: Всему миру известно крылатое шекспировское выражение: «Весь мир — театр». Рассказывают, что современник Шекспира Бен Джонсон как-то ехидно заметил: если все актеры, то каким образом находятся зрители этой игры? Что ответил Шекспир своему коллеге?

Ответ: «… в пятницу, в субботу и воскресенье — каким вам угодно. И всю неделю у ваших ног».

Ответ: «Я рад его смерти как высокому предмету для поэзии», — заявил Пушкин.

Ответ: Когда по приказанию бабушки кого-нибудь из крепостных вели наказывать.

Ответ: Искали имя для главного героя романа. Бальзак считал, что имя ни в коем случае нельзя выдумывать. Оно должно «реально существовать в городе» и «должно подходить герою, как десна к зубу».

Ответ: Эти цветы, соответственно, имеют синий, белый и красный цвета — такие же, как на национальном флаге Франции.

Ответ: «Погладьте его по головке — может быть, это ваш сын».

Ответ: Все люди — и актеры, и зрители в одно и то же время.

Тема «Художники» Вопрос: Свой шедевр «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» Леонардо называл «убыточной работой»: ничего, дескать, не заработал и много денег израсходовал. На что были потрачены немалые деньги?

Вопрос: В 1906 году Пикассо написал портрет Гертруды Стайн. Почти все, знавшие эту знаменитую американку и видевшие портрет, говорили: Гертруда на картине совсем не похожа на себя. Что отвечал критикам Пабло Пикассо?

Вопрос: Почему Эдгар Дега и Эдуард Мане работали с профессиональными натурщиками, а Клод Моне и Огюст Ренуар чаще просили позировать кого-нибудь из своих друзей или знакомых?

Вопрос: В некоторые годы Ренуар в своей квартире тщательно спиливал острые углы у столов и комодов. Зачем?

Вопрос: В 1897 году Федор Шаляпин пел в опере Римского-Корсакова «Псковитянка» партию Ивана Грозного. И чуть ли не перед каждым выходом на сцену торжественно восклицал: «Великое спасибо Репину!» За что певец благодарил художника?

Вопрос: Александр Андреевич Иванов (1806–1858) дружил с Гоголем. Но, к сожалению, не оставил нам его портрета. Некоторые, однако, утверждают: вы просто смотреть не умеете, есть Гоголь у Иванова. Где? В каком наряде изображен?

Вопрос: «Сидит ворона на снегу и крыло отставила. » Или вот еще: «Днем на фоне белой рубахи — пламенник свечи. » Два образа, которые захватили воображение Василия Ивановича Сурикова. Какие две знаменитые картины восходят к этим образам?

Ответ: Чтобы Мона Лиза улыбалась во время сеансов, Леонардо постоянно нанимал музыкантов и шутов.

Ответ: «Пустяки! В конце концов она станет такой, какой я ее изобразил». Через много лет все стали восхищаться поразительным сходством Гертруды Стайн с ее портретом.

Ответ: Дега и Эдуард Мане были в состоянии заплатить натурщикам, а у Ренуара и Клода Моне на них не было денег.

Ответ: Острые углы могли поранить нежную кожу его маленьких детей, когда те только начинали бегать по комнатам.

Ответ: За образ Ивана Грозного с картины «Иван Грозный и сын его Иван», которым он вдохновлялся при подготовке партии.

Ответ: На картине «Явление Христа народу» так называемый «ближайший к Христу» в хламиде бруснично-кирпичного цвета… очень похож на Гоголя.

Ответ: «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни» соответственно.

Тема «Композиторы» Вопрос: По поводу одного произведения, сочиненного Чайковским в 1876 году, критика писала, что музыка, «за исключением некоторых удачных пассажей, поистине монотонна и скучна». Какую вещь ругали всезнающие критики?

Вопрос: Один человек решил сделать Моцарта своим «святым покровителем», добавив имя Амадей к другим именам, полученным им при крещении. Как звали этого страстного поклонника Моцарта?

Вопрос: Фридрих Великий прекрасно играл на флейте. Чаще всего исполнял сонаты собственного сочинения. Но однажды, когда прусский король собрался играть, ему подали список приехавших в столицу. Фридрих просиял от счастья и стал наигрывать: си-бемоль, ля, до, си… Кто приехал? Почему король стал наигрывать именно эти ноты?

Вопрос: Однажды друг Моцарта застал великого композитора и его жену в самом разгаре пляски посреди комнаты. Почему они танцевали? Подсказка: дело было зимой.

Вопрос: Бетховен часто менял квартиры. Иногда его просто выгоняли хозяева из-за жалоб жильцов, живших этажом ниже. Что делал Бетховен?

Вопрос: Делиб — это французский композитор. А «Сильвия»… Я, право, даже не знаю, что это — балет или опера. Но вот, представляете себе, нашелся умник, который утверждал, что «Сильвия» Делиба во сто раз лучше «Лебединого озера» П. И. Чайковского. Как звали этого оригинала?

Вопрос: Некоторые музыкальные произведения исчезают бесследно. Рихард Вагнер, например, написал увертюру к опере «Христофор Колумб». Отправил ее в Лондон. Там ее забраковали и отослали обратно. Но Вагнер не смог ее получить. Почему?

Ответ: Так они отзывались о балете «Лебединое озеро».

Ответ: Писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Ответ: Четыре ноты в латинской записи выглядят так: B — A — C — H — Бах! Разумеется, концерт был отменен. То есть вместо короля стал играть Бах.

Ответ: Была зима, кончились дрова, денег давно не было… Моцарт и Констанца танцевали, чтобы согреться.

Ответ: Напряженное сочинение музыки вызывало у Бетховена прилив крови к голове. Он сбрасывал с себя одежду и обливался холодной водой. На нижнем этаже с потолка шел «дождь».

Источник

Абитуриенту МГИМО 2021

Широко известная в России и за ее пределами Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников (ТГОШ) «Умницы и умники» проводится ежегодно, начиная с 1991/92 учебного года. Партнерами в организации и проведении Олимпиады являются МГИМО МИД России и АО "Первый канал«(Студия Юрия Вяземского «Образ-ТВ»). Олимпиада проводится по профилю «гуманитарные и социальные науки», который соответствует таким направлениям высшего образования, как «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Журналистика», «Политология», «Реклама и связи с общественностью».

Олимпиада в форме популярного телевизионного конкурса проводится среди одаренных, талантливых старшеклассников, эрудитов в области отечественной и всемирной истории, отечественной и зарубежной литературы, современных обществоведческих наук. Для того чтобы стать победителем Олимпиады, необходимы глубокая и разносторонняя общеобразовательная подготовка, широкая эрудиция, начитанность и высокая культура участника Олимпиады.

Олимпиада стартует в сентябре и заканчивается в апреле текущего учебного года. Каждое субботнее утро, начиная с октября и до начала июля, в эфир выходит передача Первого канала «Умницы и умники», освещающая основные этапы и туры Олимпиады, включая четвертьфиналы, полуфиналы и финал.

Предварительная регистрация и отбор для участия в Олимпиаде начинается с середины марта текущего календарного года. Претенденты на участие в новом сезоне ТГОШ, который стартует в сентябре, из числа учащихся немосковских школ присылают на адрес студии Юрия Вяземского «» письма со своими резюме и ответами на вопросы, которые задаются телезрителям программы «Умницы и умники». Сроки предварительного отбора и регистрации иногородних школьников (как правило, учащихся 10 или 9 класса) — с середины марта до середины июня. Московские школьники (9–10 классы) проходят предварительный отбор для участия в новом сезоне ТГОШ в форме собеседования в студии Юрия Вяземского (ул. Академика Королева, 12, Москва, 127427), как правило, по заявкам московских школ, в период с 1 мая по 1 июня текущего календарного года. Прошедшие отбор приглашаются Студией для участия в программах ТГОШ с началом нового учебного года и нового сезона Олимпиады с 1 сентября.

Читайте также:  Викторина quot В мире танца quot

За годы своего существования в телеэфире олимпиадная телепрограмма была удостоена четырех премий ТЭФИ. В работе жюри ТГОШ регулярно принимают участие видные государственные и общественные деятели, выдающиеся ученые, дипломаты, спортсмены, деятели культуры и журналисты. В 2007 году жюри финального тура Олимпиады возглавил Дмитрий Анатольевич Медведев, в 2009 году в качестве высокого гостя телепрограммы в работе жюри участвовал , руководитель аппарата Правительства РФ, нынешний мэр Москвы , в 2010 году — Министр образования и науки РФ , в 2011 — Министр иностранных дел России , в 2012 и 2013 — министры культуры РФ, многие другие высокопоставленные лица. Бессменным председателем организационного комитета Олимпиады является ректор МГИМО академик РАН .

По результатам многоэтапного интеллектуального телевизионного соревнования жюри и оргкомитет Олимпиады определяют победителей и призеров ТГОШ, которые при поступлении на профильные направления подготовки бакалавров МГИМО пользуются льготами и преимуществами.
Льготы победителям и призерам финала ТГОШ устанавливаются Правилами приема в МГИМО МИД России.

Благодаря Олимпиаде, проводимой в форме популярного телеконкурса, в МГИМО поступило большое количество эрудированных, разносторонне подготовленных абитуриентов — представителей учащейся молодежи из различных регионов России и стран СНГ.

Новости ТГОШ и полезная информация об Олимпиаде размещаются на сайте «Умники и умницы».

Источник

Интеллектуальная игра "Умники и Умницы"

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» в игровой форме обобщает знания учащихся о литературе и филологии, о разных странах на основе их достопримечательностей, культуры, традиций, об интересных вещах вокруг нас и используется в качестве основного материала для проведения игры в средних и старших классах общеобразовательных школ или на первом курсе учреждений среднего профессионального образования.

Материалы к игре можно использовать, как для индивидуального, так и для командного конкурса.

Презентации построены на общеизвестных и не совсем известных фактах, а также выполнены на основе популярной телевизионной игры «Умники и умницы». Игра состоит из двух раундов, где в каждой презентации содержится по 27 слайдов и игра со зрителями, в которой содержится 22 слайда.

Благодаря подобной игре происходит обобщение и углубление знаний учащихся в области гуманитарных наук, что непременно способствует расширению кругозора учащихся.

Цель викторины: обобщение и расширение знаний учащихся по филологии и иностранному языку.

Задачи:

  • образовательные: повторить изученный ранее материал;
  • воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения;
  • развивающие:
    • развивать у учащихся умение использовать полученные знания на практике;
    • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
    • стимулировать у учащихся интерес к изучению иностранного языка и культуры других стран;
    • расширять кругозор учащихся;
    • сформировать навыки общения и работы в команде.

    Оборудование: компьютер/ ноутбук, мультимедийный плеер, экран, настольные звонки.

    Правила игры:

    • Игра состоит из двух раундов, в которых по пять категорий по пять вопросов в каждой. Раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы.
    • Перед началом игры проводится жеребьёвка и определяется порядок выбора категории и вопросов участниками или командами.
    • Представление жюри. (Ведущий игры).
    • Представление команд мальчиков («умников») и девочек («умниц»). (Ведущий игры).
    • Обращение к болельщикам. (Ведущий игры).
    • Первый раунд интеллектуальной игры (Презентация).

    Вопросы по следующим темам:

    1. Страны мира
    2. В гостях у сказки
    3. Вещи вокруг нас
    4. Достопримечательности
    5. Литературные омонимы
    6. Игра со зрителями.
    7. Второй раунд интеллектуальной игры. (Презентация).

    Вопросы по следующим темам:

    1. Старая добрая Англия
    2. Памятники
    3. Литература + математика
    4. Литература
    5. Традиции

    Подведение итогов игры и вручение подарков. (Председатель жюри)

    Поздравление команд-участниц интеллектуальной игры. (Ведущий игры).

    УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

    Основным требованием к участникам игры является не только успешная учеба, но и способность логически мыслить, быстро принимать решение, работать в команде.

    Командам было дано задание: подготовиться к различным предметным конкурсам и викторинам.

    Задания для двух раундов игры подбирались с учетом общего уровня подготовки участников команд. Использовались различные виды номинаций, подбирались вопросы по гуманитарным дисциплинам, включались вопросы предметных и юмористических викторин, широко использовался наглядный материал, и, конечно же, широко использовались современные компьютерные технологии.

    Оценки за различные виды номинаций подсчитываются ведущим и жюри конкурса, а также ассистентами. Команды сами выбирают номинацию и вопрос, который оценивается в баллах. Оценки выставляются за правильные ответы на вопросы игры, на подготовку ответа отводится не более 30 секунд. Если команда не дает правильный ответ на вопрос, то ответ может дать команда соперников. Соответственно команда, давшая правильный ответ, выбирает следующий вопрос. Правильные ответы фиксируются в оценочных листах, которые находятся у членов жюри и ведущего.

    По окончании конкурса лучшая команда награждается членами жюри. Отмечаются лучшие участники двух команд, а также их болельщики.

    СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ «УМНИЦЫ И УМНИКИ»

    Игра проводится в актовом зале колледжа. В качестве зрителей приглашаются все студенты 1 курса.

    Сцена оформлена плакатами и воздушными шарами. До начала конкурса в зале звучит музыка. Справа от сцены стоит длинный стол для членов жюри. На столе табели подсчета баллов для каждого члена жюри.

    Для команд приготовлены столы с бумагой и ручками для каждого члена команды.

    Продолжительность конкурса около 60 минут.

    Ведущий конкурса объявляет о его начале. Команды приглашаются и занимают свои места за приготовленными столами. Ведущий представляет членов жюри и объявляет критерии, по которым жюри оценивает выступления команд.

    После этого ведущий представляет команды участников: команду девочек и команду мальчиков (в каждой команде по 4 человека). Команды выступают по очереди, а члены жюри заносят баллы в табели подсчета баллов. В конце игры Председатель жюри объявляет результат.

    Ведущий объявляет начало первого раунда игры. На экране Презентация с вопросами для команд. В этом раунде 5 категорий.

    «Умники и умницы» 1-й раунд

    СТРАНЫ МИРА

    1. На флаге какого государства изображен медицинский крест? Швейцария
    2. Какая страна похожа по форме на женский сапожок? Италия
    3. Какую южноамериканскую страну считают родиной кофе? Бразилия
    4. Какая страна по своей площади почти совпадает с площадью планеты Плутон? Россия
    5. Какую европейскую страну называют самым большим островом? Великобритания

    В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

    1. Болтливость этой сказочной героини чуть не привела к гибели её бабушку? Красная шапочка
    2. Этот сказочный персонаж использовал в качестве волшебной палочки свою бороду? Старик Хоттабыч
    3. Сказочная красавица с необычным цветом волос, которая любила всех воспитывать? Мальвина
    4. Сказка, рассказывающая о девочке, собирающей цветы в зимнем лесу? Двенадцать месяцев
    5. Представитель отряда пресмыкающихся, которая подарила Буратино пропуск в светлое будущее? Черепаха

    ВЕЩИ ВОКРУГ НАС

    1. Какую вещь принято дарить ребенку, когда у него прорежется первый зубик? Серебряную ложку
    2. Какой предмет из мельчайших остатков древней жизни скелетов морских животных можно увидеть в школьном классе? Мел
    3. Какой предмет является «рабочим инструментом путешественников», который часто можно увидеть на стенах кабинетов и в бардачке машины? Географическая карта
    4. Какой предмет впервые начали делать во времена Петра Первого в городе Шуя, этот же предмет изображен и на гербе этого города? Мыло
    5. Какой предмет как средство передвижения используют в своей работе курьеры, служащие аэропортов, менеджеры в супермаркетах, рабочие крупных цехов и даже экскурсоводы в музеях? Роликовые коньки

    ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

    1. Эта металлическая башня была построена в 1889 году в центре европейской столицы и носит имя своего конструктора? Эйфелева башня
    2. Эта скульптура была подарена Францией в 1876 году ко Всемирной выставке к столетию со Дня Независимости Америки? Статуя Свободы
    3. Эта скульптура высечена из монолитной известковой скалы в форме животного с человеческим лицом является самой древней скульптурой на Земле? Сфинкс
    4. Это дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива, славящийся своей системой фонтанов? Петергоф
    5. Висячий мост, соединяющий через пролив северную и южную часть округа Марин в США? Золотые ворота

    ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОМОНИМЫ

    1. Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта? Произведение
    2. Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга? Переплет
    3. Не только тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания, но и род литературных произведений? Драма
    4. Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа? Гипербола
    5. Не только яркое представление, зрелище, но и английский писатель, лауреат Нобелевской премии 1925 года? Шоу Бернард

    Игра со зрителями

    1. Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? Львиный зев
    2. Кто адресовал свое письмо «на деревню дедушке»? Ванька Жуков
    3.Какой «камень» грызут студенты? Гранит
    4. Какой цветок был много веков символом французских королей? Лилия
    5. Как называется порода больших собак, а также остров, принадлежащий Канаде? Ньюфаундленд
    6. Как звали арапа Петра Великого? Ибрагим Ганнибал
    7. В какой стране кошка является священным животным? Египет
    8. Какой предмет домашнего обихода сбежал от Федоры? Посуда
    9. Какой цветок имеет всего один лепесток? Калла
    10. Как называется награда американской киноакадемии? Оскар
    11. Как в Англии называют полицейских? Бобби
    12. Какой единственный штат США расположен на острове? Гавайи
    13. Как зовут иностранного экскурсовода, которого недолюбливают поляки? Иван Сусанин
    14. Как зовут единственную женщину в мире, которая может путешествовать по всему миру без паспорта? Елизавета II
    15. Лист какого дерева изображен на флаге Канады? Клен
    16. Столица Австралии? Канберра
    17. Соревнования по какому виду спорта проводятся в Уимблдоне? По теннису
    18. Как зовут принцессу – возлюбленную Аладдина из диснеевского мультфильма? Жасмин
    19. Как называют специалиста по раскрытию преступлений и литературное произведение? Детектив
    20. В какое время традиционно пьют чай в Англии? В 17.00

    «Умники и умницы» 2-й раунд

    СТАРАЯ ДОБРАЯ АНГЛИЯ

    1. Как римляне назвали Великобританию, впервые увидев её? Туманный Альбион
    2. Какое животное изображено на гербе Уэльса? Дракон
    3. Чай – традиционный английский напиток. А с чем обычно пьют чай англичане? С молоком
    4. Что представляет собой национальный музыкальный инструмент Шотландии? Волынка
    5. Чем наполнен мешок, на котором сидит лорд-канцлер в палате лордов Британского парламента? Шерстью овец

    ПАМЯТНИКИ

    1. Кто из русских ученых настоял на установке памятника собаке в 1935 году в саду Института экспериментальной медицины? Иван Петрович Павлов
    2. 25 января 2000 года в Санкт-Петербурге установлен памятник «Хорошему коту» в благодарность за помощь после блокады Ленинграда. Какую помощь оказали кошки блокадникам? Уничтожали разносчиков инфекции крыс
    3. Кому был воздвигнут памятник в честь 300-летия российского флота в центре Москвы, автором которого стал Зураб Церетели? Петру I
    4. Как называют памятник, установленный в Санкт-Петербурге в 1782 году, благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина? Медный Всадник
    5. Громадный памятник этой вещице украшает центр Филадельфии в США. Любой человек, знакомый с бытовым процессом стирки, сразу же назовет этот предмет. Что это? Бельевая прищепка

    Литература + математика

    1. Какую линию можно найти в литературном произведении? Сюжетная линия
    2. Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа? Повесть
    3. Какие книги написал профессор математики, логик Чарльз Лютвидж Доджсон, он же Льюис Кэррол? «Алиса в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье»
    4. Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»? А.С.Пушкину
    5. По подсчётам учёных, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово? Любовь

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Какие три карты, обладали магическим действием в «Пиковой даме»? Тройка, семерка, туз
    2. Герой романа — юноша, который сохраняет свою молодость, тогда как его портрет стареет. Как называется это произведение? Портрет Дориана Грея
    3. В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» Ромео носит фамилию Монтекки. Как фамилия Джульетты? Капулетти
    4. Какой английский писатель родился в Стратфорде на Эйвоне? Уильям Шекспир
    5. Русский поэт Александр Александрович Блок писал:
    «В кабаках, в переулках, в извивах,
    В электрическом сне наяву. »
    Что Блок подразумевал под «электрическим сном наяву»? Кинематограф

    ЗАИМСТВОВАНО ИЗ АНГЛИЙСКОГО

    1. Вид варенья, где фрукты или ягоды давят, чтобы добиться желеобразной консистенции? Джем (to jam – давить)
    2. Маленькая дамская сумочка, которую носят в руках? Клатч (to clutch – схватить, сжать)
    3. Вид верхней одежды, толстовка с капюшоном? Худи (a hood – капюшон)
    4. Физические упражнения для достижения хорошей внешней формы? Фитнес (fitness – выносливость, физическая форма)
    5. Вид сухого хрустящего печенья, которое легко ломается? Крекер
    (to crack – ломать)

    По окончании 2 раунда жюри подсчитывает количество баллов, полученных командами, а председатель жюри объявляет команду-победителя игры «Умники и умницы», а также поздравляет команды, называет лучших игроков команд. Ведущий объявляет окончание игры.

    Источник

    Как я играла в "Умницы и Умники"

    Прочитала пост http://pikabu.ru/story/umnitsyi_i_umniki_4680148 и решила рассказать, как я участвовала в той же передаче.

    Дело было в 1999 году и я очень хотела поступить в МГИМО. Лавры Коллонтай не давали мне покоя, я грезила дипломатической карьерой и согласна была представлять родину хоть в Сомали. Но девочке из провинциального городка с плоховатым «школьным» английским до МГИМО было как до луны. однако каждую субботу я прилипала к телевизору, чтобы поглядеть на тех, кто может попасть в вуз мечты. Участники передачи казались мне какими-то гениями, они знали все на свете; куда уж мне, думала я.

    Так бы я и не рискнула написать в телепередачу, если бы не мама. Мол, говорит, что ты теряешь? Напишешь — можешь попасть, а не напишешь, точно никакого шанса.
    Тогда, для того чтобы попасть на передачу, нужно было написать письмо либо с ответом на какой-то неразгаданный в игре вопрос, либо на какую-нибудь свободную тему, которую в конце объявлял с загадочной улыбкой Вяземский. Мне приглянулась тема «В какую эпоху вы бы хотели жить?» и расписалась я на 14 страниц убористым почерком. Как наверное проклинала меня ассистентка ЮрПалыча, читая мою писанину. А я так красиво рассказывала, что мол и рыцарские времена хороши, и будущее манит, да вот только жить лучше в свое время.

    Время шло, ответа не было, мы и забили, видимо, решили, не получилось. Как вдруг, когда мы всей семьей были в поездке, до нас с трудом дозвонилась бабушка. Оказывается, мне прислали телеграмму, с тем, что я должна приехать в Останкино на собеседование, а я-то и не знаю. Хорошо, что работница почты оказалась бабушкиной знакомой и нашла ее, хотя она жила по совсем другому адресу (люблю маленькие города, хотя давно живу в Москве).

    Итак, мы рванули в Москву (как кстати пришелся отпуск у родителей), чудом успели в нужный день. Собеседование было странным. Все провинциалы собрались в зале, нам всем задавали один вопрос: в какой день хотите играть? С чего-то струхнув, я ответила, что во второй, и больше вопросов мне не задавали.

    А у москвичей, говорят, был кошмар и ужас: собеседование шло на английском языке и был серьезный такой отсев. У нас отсева не было, приехал — значит, участвуешь.

    Я не зря так разделяю москвичей и провинциалов, это не какой-то мой снобизм говорит, вовсе нет (куда там))). Дело в том, что вплоть до финала — это два разных потока, и только в финальной игре они встречаются. И задания у них разные: например, у жителей Москвы с первого же четверть-финала первое задание — на английском, тогда как провинцию так не терзают.

    Ну, вернусь к собеседованию. Нам объявили темы. Так как на носу был двухтысячный год, христианские темы играли важную роль в игре, на них был определенный упор. Темой одного четверть-финала было «Рим и Иудея при жизни Христа», второго — «Франция при четырех Людовиках». И все. Кроме этих коротких фраз больше нам ничего не сообщили, ищите, что хотите, готовьтесь, как можете.

    И я упоролась в подготовку. Я поселилась в паре библиотек и штудировала всю литературу по теме. У меня были две большие тетради (до сих пор где-то хранятся), в которые я выписывала всю информацию по своей системе. Дело в том, что в «УиУ» не спрашивают «нормальные» вопросы, ну там, то, что тебе нужно учить в школе. Все эти политические взгляды, войны, экономические кризисы — все это совершенно не интересно зрителю телепередачи. А интересны факты, исторические анекдоты, какие-то мелкие ситуевинки. И вот именно эти ситуевинки я выискивала из книг, выписывала, и зубрила на переменах. А вечером снова в библиотеку.

    На подготовку выделили что-то около месяца или полутора, уже не помню. Я учила все, что могла, днем и ночью, углубляясь все же в политическую жизнь. Иосиф Флавий стал моим вечерним чтивом, а Новый завет я знала почти наизусть. Франция тоже открылась политической стороной. А перед поездкой на передачу мама сунула мне в руки какую-то дурацкую книжку про французских художников и посоветовала прочитать. Я ее, уже немного опухнув, куда-то закинула, но перед этим проглядела оглавление — список фамилий. Это я не просто так рассказываю, позже это окажется важным.

    Сами съемки были для меня тоже удивительны. Во-первых, огромный зал, где происходит передача, на самом деле малюсенький. Во-вторых, дорожки, на которых стоят участники — адово нагреваются. Я была в девчачьих туфлях, и не могла ровно стоять, подпрыгивала все время как идиот. На полуфинал, кстати, я уже предусмотрительно пошла в ботинках на толстой подошве. В-третьих, сам процесс: сочетание съемочных особенностей: несколько раз повторяемых для хорошего кадра фраз, ракурсов, некоторого позерства на камеру; с совершенно натуральным соревнованием, где никто никому подсказывать не будет и все по-настоящему.

    Особенно интересна была атмосфера между участниками. Мне это немного напомнило конкурс красоты какой-нибудь американский, где красотки все такие друзья с одной стороны, но и толченого стекла тебе насыпать горазды. Несколько моих ближайших друзей остались с тех самых пор — но при этом, я помню, как друзья становились противниками, как только начиналась игра.

    Я хорошо знала религиозную тему, и средненько — Францию, продула на дорожке, и снова села в зале, собирая «Ордена». Не знаю, как сейчас, но тогда участники в зале могли отвечать на вопросы, не раскрытые теми, кто стоит на дорожке, и за правильный ответ получали орден, который потом давал возможность победы. Так вот, в полуфинал вышли 6 победителей с дорожек, и три победителя по орденам. Но вот беда, у восьми человек оказалось одинаковое количество орденов. И тогда атташе по культуре России во Франции (или наоборот, не помню), предложил провести доп.конкурс. Мол, вот вам, дорогие участники, бумага с ручкой, и вот вам одна минута, давайте-ка напишите столько французских живописцев, сколько вспомните.
    О, мама, мама! Как же ты оказалась мудра, подумала я и начала строчить. Мозг, казалось выключался, но десяток фамилий я из себя вымучала. Но вот одного художника никак не могла вспомнить, заклинила, вроде как Рено. Выручил меня плохой почерк — французский атташе прочитал, строго посмотрел на меня, и спросил: «Вы наверное написали Ренуар?». Конечно-конечно, закивала я, и — ура! — с преимуществом в одного этого Рено прошла в полуфинал.

    Полуфинал уже был гонкой на выживание. Тема: Великие христианские святые. Я перестала ходить в школу и проводила дни напролет в сектантской иеговистской библиотеки. По-моему они забоялись меня вербовать, хотя пару раз приглашали на собрания. Но мне было не до них. Я в общем-то не из христианской семьи, мамка с папой совершенно советские люди, но с южными корнями, так что для меня все эти святые были вообще чужды и непонятны. До начала УиУ все мое знакомство с Библией состояло в чтении легенд Ветхого завета в микрокнижках в Мурзилке. А тут — сядь, да выучи все про святых.
    Осложняло ситуацию то, что было непонятно, какие: католические или православные? Старинные или современные? Я учила сегодня про Франциска Ассизского, завтра про Серафима Саровского, потом про Иоанна Богослова, а на следующий день про Ксению Питерскую. Да, прошло 16 лет, но куча информации еще сохранилась в моей голове.

    Конечно, в итоге играли по православным святым, и. я выиграла с испугавшей и даже расстроившей меня легкостью. В первом же туре я попала на короткую, красную, дорожку, ответила на два вопроса, и — вуаля, я уже сижу на кресле победителя. Самое смешное, что я с него пыталась подсказывать, оказалось, что я на голову опережаю по знаниям о всем этом христианском мифе всех крещеных.

    В общем, в результате в полуфинале среди победивших были два мусульманина, два атеиста, буддист и сатанист. Потом, обсуждая, мы решили, что мы просто подошли к этому вопросу с научной точки зрения, взяли и выучили — как выучили бы китайский, родословную французских королей или строение МКС, а не положились на «ну это-то я зна-аю».

    Финал я продула. Началась подготовка к экзаменам, меня жутко гнобила администрация школы за прогулы (директриса считала меня нефором и хамлом, а тут это хамло каждую неделю на телеэкране), и я не подготовилась нормально. Да и тема вышла сложная: «Политики 20-го века». Кто как, а я учила Сталина, Черчилля, Рузвельта. А вопросы оказались про Тито, Чаушеску и Франко, про которых я ничего не знала. Кроме того, конкуренция была жестче — финал мы играли с москвичами, а они были теми еще зубрами. Но это было не так уж и обидно (вру, ужасно обидно до сих пор!), зато конкурс дал потрясающий опыт и навык.

    Самое обидное, что запись именно нашего года в архивах Останкино пропала. Потом, как то, встретившись с друзьями с конкурса, мы пытались, уже большие и со связями, ее добыть — но не вышло. Так и даже дочке не могу показать, как мамка с важным видом в телевизоре стояла.

    А в МГИМО я поступила. Через два года, правда, и на другой факультет, обломав зубы и поняв, что дипломатическая карьера — такая же детская мечта, как стать водителем трамвая.

    А! Вот еще, хотела напоследок сказать. У нас в гримерке (там была гримерка, да-да), сложилась сама собой песня:

    «А не спеши ты нас хоронить
    А у нас еще здесь дела.

    У нас на пузе висят ордена,

    Да и просто хотим победить.

    А не спеши ты домой отправлять,
    А это никогда не поздно успеть.
    А лучше дай нам здесь доиграть,
    А лучше дай нам в вуз поступить.

    А не спеши ты нас не любить,
    А не считай победы по дням.
    Если нам сегодня здесь не победить,
    То кто же завтра поступит меня.»

    Источник

    

    Умницы и умники 12+

    Его жизнь во многом посвящена детям, но при этом сам себя называет плохим отцом и дедом, потому что очень много работает. Широкой аудитории Юрий Вяземский известен как автор и ведущий программы «Умницы и умники», выходящей в эфир уже 29 лет.

    Увлеченность работой — это наследственное. Отец Юрия Павловича, известный врач-физиолог Павел Симонов, всегда был занят и первую серьезную беседу с сыном провел только в 14 лет. Дед Вяземского, знаменитый историк, придерживался римской системы воспитания и считал, что мальчиком должны заниматься женщины до того момента, пока он не станет взрослым. Этой же системы придерживается и Юрий Павлович.

    Юрий Павлович требователен к себе и к окружающим. В тот момент, когда мама, папа и сестра жили в Москве, маленького Юру воспитывала бабушка в Санкт-Петербурге. Он успешно окончил музыкальную школу, но бросил ее, чтобы поступить в МГИМО. Окончив МГИМО, он поступил в Щукинское училище, но затем предпочел аспирантуру МГИМО. Он мог бы быть актером, музыкантом, спортсменом, но все бросил ради образования.

    Зритель увидит Юрия Павловича во всех его ипостасях: ведущего, в том числе в закулисье программы; писателя в его рабочем кабинете; деда в общении со своими внучками. Зритель увидит его в качестве преподавателя МГИМО и даже в качестве спортсмена. Везде и всегда его окружают дети, которых любит он и которые боготворят его.

    Также через фильм проходят истории двух финалистов программы «Умницы и умники»: Екатерины Зайцевой из села Красногвардейское Республики Адыгея и Сергея Пестова из Москвы.

    Источник