Активные методы обучения и преподавания СТРАТЕГИЯ quot ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ quot

Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы» на уроках

Задумавшийся ученик

Обучение в школе в последние десятилетия направлено не на запоминание изложенных учителем фактов в готовом виде, а на осмысление той или иной информации. Поэтому всё большую актуальность приобретают педагогические приёмы, разработанные в рамках технологии критического мышления. В их число входит методика «Толстые и тонкие вопросы».

Содержание Свернуть

Понятие «толстых» и «тонких» вопросов и суть приёма

Ученики пишут

Сформулированные вопросы школьникам необходимо вписать в таблицу

«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:

Дайте три объяснения, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

Предположите, что будет, если… ?

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:

  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.

Американский учёный Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».

Использование техники на уроках в школе

Школьники разговаривают

После составления таблицы ученики работают в группах, задавая вопросы друг другу

«Толстые и тонкие вопросы» отлично вписываются в любой этап урока:

  • На стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.
  • На этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта).
  • В процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.

Приём может быть использован на уроках любого цикла. Работа с его применением строится в 3 этапа:

  • I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые». Причём в начальном звене малышам можно предлагать дополнять начало каждого вопроса, а вот в среднем и старшем ребятам следует учиться составлять их полностью.
  • II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.
  • III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача предподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составление таблицы может быть отдано на откуп детям.

Особенности работы с приёмом в начальном, среднем и старшем звене

С детьми разного возраста использование техники «Толстые и тонкие вопросы» имеет некоторые различия. Они связаны с количеством предлагаемых формулировок и работой над составлением таблицы. Что касается первого аспекта, то в начальном звене (таблицу можно начинать заполнять уже во 2 классе) рекомендуется не формулировать много «толстых» заданий, так как малышам ещё довольно трудно давать ответы на проблемные вопросы, требующие определённого жизненного опыта. Также в работе с учащимися 1–4 классов составление таблицы должно вестись вместе с учителем, а самостоятельное освоение вопросника возможно только на этапе создания «тонких» вопросов.

В среднем звене ребята должны сами формулировать проблемные вопросы, а вот ответы на них учителю следует корректировать. Педагог может назначать «специалистов» по вопросам разного характера, только обязательно следует учитывать то, что «тонкие» задания значительно проще составляются и не требуют аналитического подхода при ответе.

Старшеклассники на уроке

Старшеклассникам полагается работать над заданием без помощи учителя

В старших классах вся работа с таблицей становится самостоятельной. И задача учителя — направлять ход рассуждений в соответствии с целями урока.

Примеры использования

Литература

Как уже было сказано, приём «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на уроках любого цикла. Однако гуманитарные и естественные науки, предполагающие работу с текстом, открывают большие возможности для применения техники. Например, на уроке литературы при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» таблица может иметь такой вид:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто главный герой?

Что связывало Базарова с Аркадием?

Когда они познакомились?

Как звали возлюбленную главного героя?

Было ли чувство взаимным?

Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни?

Объясните, почему Базарова тяготили его родители?

Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым?

В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки?

Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе?

Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?

Русский язык

В процессе рассмотрения темы «Причастный и деепричастный оборот» дети могут проработать такой вопросник:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что обозначает причастие?

Что обозначает деепричастие?

Как отличить причастие от деепричастия?

Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?

Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?

Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми?

В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?

Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?

Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?

История

На уроке истории в рамках темы «Причины Второй мировой войны» ученики могут составить вопросник по такому образцу:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто руководил нападением на Польшу?

Что связывало политических руководителей Европы накануне войны?

Когда произошло первое нападение немецких войск на СССР?

Как звали главнокомандующего советских войск?

Было ли известно руководству СССР о готовящемся нападении?

Дайте три объяснения, почему была допущена война в Европе?

Объясните, почему нельзя было избежать такого способа разрешения конфликта?

Почему, как вы думаете, Сталин не прислушался к прогнозам аналитиков о намерениях Гитлера?

В чём различие подходов в подготовке солдат немецкой и советской армии?

Предположите, что было бы, если бы СССР проиграл войну?

Мог ли Жуков сократить человеческие потери?

Обществознание

«Толстые» и «тонкие» вопросы на уроках обществознания позволяют детям рассмотреть многоаспектность темы. Например, «Значение технического прогресса в жизни общества».

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое технический прогресс?

Когда человек начал понимать, что у прогресса есть отрицательные стороны?

Было ли возможным будущее человечества без технологий?

Дайте три объяснения, почему технологии прочно вошли в жизнь каждого человека?

Объясните, почему общество зависит от технологий?

В чём различие европейского и американского подхода к технологическому прогрессу?

Предположите, что будет с обществом, если технологии перестанут развиваться?

География

Для уроков географии приём «Толстые и тонкие вопросы» особенно удобен, так как позволяет глубже проанализировать те или иные природные явления. Так, при изучении темы «Мировые океаны и экологические проблемы» составление таблицы может стать основой для подготовки и написания проектных работ.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое океан?

Что связывает все океаны?

Когда они образовались?

Как называли океаны в древности?

Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации?

Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном?

Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях?

Почему нельзя пить воду из океана?

В чём различие Тихого и Индийского океанов?

Предположите, что будет, если океаны высохнут?

Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты?

Биология

На уроке биологии тема «Бактерии» может быть также рассмотрена при составлении таблицы вопросов:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Читайте также:  Глава 16 Столыпинская аграрная реформа

Что такое бактерии?

Когда впервые упоминаются бактерии?

Как звали учёных, которые занимались изучением строения бактерий?

Было ли возможным дальнейшее развитие человечества без изучения бактерий?

Дайте три объяснения, почему бактерии так важны для человека?

Объясните, почему бактерии являются живучими организмами?

Почему, как вы думаете, есть вредные бактерии?

Предположите, что будет, если бактерии исчезнут?

Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания.

Источник



Технологии критического мышления. Прием "Толстые и тонкие вопросы"
методическая разработка (2 класс) на тему

Силантьева Елена Владимировна

Технологии критического мышления. Прием «Толстые и тонкие вопросы. Выступление.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie.docx 27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления.

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Здравствуйте те, уважаемые коллеги! На своём мини мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приём ТРКМ «Тонкие и толстые вопросы».

Прием «Тонкие и толстые вопросы» довольно простой, но от этого не становится менее эффективным.

Я уверена, что вы знакомы с данным приемом. Для начала беседы, если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», то есть вероятность, что вопросы будут необдуманными и скороспелыми. Поэтому я обращусь к стратегии «Вопросительные слова», развивающей умение задавать вопросы. По сформулированным вами вопросам можно будет судить о том, что вы уже знаете об этом приеме и об основных направлениях изучения темы, которые вас интересуют.

Вашему вниманию предлагается таблица, состоящая из двух колонок, слова. В левой колонке записаны вопросительные слова, в правой колонке — понятия, связанные с изучаемой темой. Вам предлагается сформулировать вопросы, складывая по смыслу слова из двух колонок. 3 вопроса, на которые вы знаете ответ и 3, на которые хотели бы получить ответ.

работа в группах

«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг.

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

  • обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:

  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.
  • умения погружаться в текст;
  • способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
  • навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.

Тонкие вопросы Толстые вопросы

  • кто. дайте объяснение, почему.
  • что. почему вы думаете…
  • когда. почему вы считаете…
  • может. в чем разница…
  • будет. предположите, что будет, если…
  • мог ли. что, если…
  • как звали.
  • было ли.
  • согласны ли вы.
  • верно.

Сформулированные вопросы школьникам необходимо вписать в таблицу.

После составления таблицы ученики работают в парах, микрогруппах, задавая вопросы друг другу, выбирают самые интересные, которые можно задать всему классу.

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

  • на стадии вызова – это вопросы до изучения темы (вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы);
  • на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
  • при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
  • 1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
    2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
    3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.( Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.)

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов

  • После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
  • При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
  • В начале обучения детей младшего школьного возраста этому приему рекомендуется использовать его в соревновательной манере. Например, те, кто придумают наибольшее количество вопросов, или те, кто придумают самый смешной вопрос, получают жетон.
  • Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
  • Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
  • При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Репка ( тонкие вопросы )

  • Кто посадил репку?
  • Что выросло?
  • Когда можно убрать репку?
  • Может, стоит позвать внучку?
  • Согласны ли вы, что без мышки не справятся?
  • Верно ли тянули репку наши герои?

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Приставка и её роль в слове. Различие приставок и предлогов»

  • Что такое приставка?
  • Для чего нужна приставка?
  • Где пишется приставка в слове?
  • Как обозначается приставка?
  • Почему приставка так называется?
  • Чем приставка отличается от суффикса?
  • В чём отличие приставки от предлога?
  • Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?

Литературное чтение. Н.Носов «Огурцы»

На уроках литературного чтения – ответы на тонкие вопросы – опора на текст, ответы на толстые вопросы – постижение тайн текста.

Кто главный герой рассказа?

Что произошло с мальчиком?

Когда происходит действие рассказа?

Дайте объяснение, почему мама отправила мальчика обратно7

Почему вы думаете, что мальчик совершил плохой поступок?

Предположите. Что будет. Если мальчик не вернет огурцы?

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

Сформированное умение правильно задавать вопросы и отвечать на них развивает интеллект ученика, помогает дальнейшему самообразованию. Учит вести спор, аргументировано отстаивать позицию. Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится. Школьники обучаются самостоятельной работе над содержанием статьи, произведения. Чтение становится вдумчивым, осознанным.

Мысль в подарок. «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы»

  • · Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» Цель:обобщить и систематизиров.

Технологиии критического мышления. Тонкие и толстые вопросы.

Технологии критического мышления. Толстые и тонкие вопросы.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Источник

Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы

Педагоги всех уровней отмечают, что учащиеся и студенты не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты. Но ведь не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие же вопросы называют толстыми, а какие тонкими?

Зачем нужны вопросы?

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.

Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.

Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.

Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Но сначала — несколько советов о создании условий для задавания вопросов.

Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов

  • Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.
  • Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.
  • Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.
  • Вы можете поделиться своими проблемами у учащихся, но только настоящими, не выдуманными.
  • Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.
  • Дайте учащимся составить банк вопросов, направленный на изучение материала.

Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы

  • Стратегия «Вопросительные слова»

Учащиеся по просьбе учителя записывают в таблицу, состоящую из двух колонок, слова. В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10. После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.

Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются.

  • «Толстый и тонкий вопросы»

Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:

  • Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».
  • Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».

Прием используется в следующих обучающих ситуациях:

  • Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу.
  • При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.
  • Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной проработки.
  • «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума)

Шесть лепестков — шесть типов вопросов

  • Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
  • Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
  • Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
  • Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?

Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании

В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Активные методы обучения и преподавания. СТРАТЕГИЯ "ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

Толстые ?

Тонкие ?

  • дайте объяснение, почему.
  • почему вы думаете.
  • почему вы считаете.
  • в чем разница.
  • предположите, что будет, если.
  • что, если.
  • кто.
  • что.
  • когда.
  • может.
  • будет.
  • мог ли.
  • как звали.
  • было ли.
  • согласны ли вы.
  • верно ли.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

  • на стадии вызова — это вопросы до изучения темы;
  • на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
  • при размышлении — демонстрация пройденного.

Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап — учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».

2 этап — учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала «тонкие» вопросы, а потом «толстые».

3 этап — при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь — ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие — только один.

Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать — необходимо поощрять даже незначительные успехи.

При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому важно грамотно детей разделить на группы.

Источник

Тонкие и сложные вопросы

Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления (см. подробнее: Крылова О. Приёмы развития критического мышления. Электронное пособие).

По пословице, доброе начало полдела откачало. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — это то доброе начало, которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приёма «Верные и неверные утверждения». Мы предлагаем учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Для экономии времени можно раздать табличку с предположениями в распечатанном виде, чтобы учащиеся прямо в карточке могли делать соответствующие пометки и имели возможность оставить её у себя.

  • Коренные народы Ямала — самоеды, остяки, вогулы, остяко-самоеды, татары.
  • Коренные народы Ямала — ненцы, ханты, манси, селькупы, татары.
  • Численность коренных народов Ямала около 58 тысяч человек.
  • Численность пришлых народов на Ямале примерно в 6,5 раза больше численности коренных народов.
  • Коренные народы Ямала имеют близких родственников в Европе. Это финны, венгры, эстонцы, карелы, саамы.
  • Письменность у коренных народов Ямала появилась только в 30-х годах ХХ века.

После знакомства с текстом учебника спрашиваем: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?

Учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт или попросту угадывая.

Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность, которая не покидает учеников до конца урока.

  • Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников.
  • Островского называли “Колумбом Замоскворечья”.
  • Окончил филологический факультет Московского университета.
  • Служил секретарём в суде.
  • Никогда не отказывал себе в удовольствии “хвастнуть нездоровьем”.
  • По его пьесе снят фильм «Жестокий романс».
  • Писал о себе: “У русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия. И меценат, и защита”.
  • Сумма цифр и в годе рождения, и в годе смерти равна пяти.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебному фильму или учебной статье.

При изучении биографии можно использовать и приём прогнозирования. Так, на стадии вызова на уроке «Судьба А.С. Пушкина» учитель предлагает ученикам прочитать стихотворения Пушкина, расположенные не в хронологической последовательности (они должны быть в распечатанном виде, так как в сборниках обычно указывается, в каком году они были написаны): «Роза», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пора, мой друг, пора. », «Если жизнь тебя обманет…».

Затем следуют задания: 1) расположите эти стихотворения в хронологическом порядке и обоснуйте такую последовательность, назвав тему стихотворения, описав настроение лирического героя, его мироощущение; 2) предположите, какие испытания судьбы могли выпасть на долю поэта, написавшего эти стихотворения. Задание можно дополнить работой с портретами поэта, выполненными Вивьеном (1926), Соколовым (1836), Гейтманом (1822): к каждому стихотворению подберите тот портрет, который соответствует его настроению.

После высказывания учащимися прогнозов учитель сообщает правильную последовательность стихотворений и говорит о том, что каждое из них соответствует определённому этапу жизни Пушкина. Далее следует лекция об этих этапах или учащиеся самостоятельно знакомятся с ними по учебнику.

Ярким делает начало урока прогнозирование его темы или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям.

Проиллюстрируем это фрагментом урока «Пословицы северных народов» (литературное краеведение — третий урок курса). Учитель сообщает, что этот урок — знакомство с одним из жанров уникального северного фольклора, который ненцы называют И` нгудм`мэта вада`хара«.

  • В.Даль называл это “стоном и вздохом, плачем и рыданием” (записываются новые предположения или проводится корректировка ранее записанных);
  • “радостью и весельем” (ведётся запись, корректировка);
  • “цветом народного ума” (запись, корректировка);
  • оно есть в устном народном творчестве любого народа, потому что слово — цветочек, а оно — ягодка.

С каким же жанром народного творчества мы познакомимся? (Пословица.)

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём “толстых” и “тонких” вопросов. “Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица “толстых” и “тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).

Источник

Adblock
detector