Anadolu Турция испытание Европейского союза Россией

Anadolu (Турция): испытание Европейского союза Россией

Москва считает, что ЕС нуждается в ней больше, нежели она — в ЕС. У автора на этот счет нет сомнений, более того, он уверен, что от санкций в отношении России страны Евросоюза страдают не меньше. Журналист подчеркивает, что раскол среди участников недавнего саммита из-за России только на руку Кремлю. И вот почему.

С точки зрения членов ЕС есть две разные России. Это различие проявилось и на саммите лидеров ЕС, который состоялся 24-25 июня.

Россия и русские всегда воспринимались европейскими странами как «иные». Когда князь Владимир принял христианство в 988 году и вошел в политическую и культурную сферу влияния Византии, русские отделились от остальной части Европы. Находясь под властью тюрко-исламского государства «Золотая Орда» (1242-1480), Россия еще больше отдалилась от Европы. В западных источниках Московская Русь изображалась как «восточное» государство. Хотя с реформами, инициированными Петром I в начале XVIII века, Россия начала вестернизироваться, ее не перестали считать «иной». Вместе с тем Россия в период после Петра I начала играть важную роль в истории Европы. Во время правления Александра I русские войска вошли в Париж, в конце Второй мировой войны — в Берлин. Россия несколько раз играла активную роль в переделе Европы, а во время холодной войны ей удалось привлечь на свою сторону часть Европы. С распадом Восточного блока и проведением Европейским союзом (ЕС) политики быстрого расширения в 2000-е годы Европа стала единым целым, что редко встречается в ее истории, и влияние Москвы в Европе подошло к концу.

Россию обеспокоило расширение ЕС так же, как расширение НАТО. Потому что Москва хотела, чтобы «вновь присоединившиеся к ЕС республики» и после холодной войны оставались в ее зоне влияния, служили буферной зоной между Россией и Европой. Когда братья-славяне тоже стали членами ЕС, Москва окончательно утратила свое влияние в Восточной Европе, где раньше была сильна. Более того, эта потеря имела не только аспекты, связанные с политикой и безопасностью, но и экономические аспекты. Расширение ЕС имело еще одну отрицательную сторону, которую Россия изначально даже не могла предвидеть. Новые члены ЕС, которые всего несколько лет назад отмечали 1 мая как «День труда», а теперь — как «День присоединения к ЕС», будучи в то же время членами НАТО и близкими союзниками США в регионе, стали апологетами более жесткой политики в отношении России в ЕС.

Первые годы членства стран Восточной Европы в Евросоюзе пришлись на период «романтических» отношений между Россией и Западом в силу борьбы с международным терроризмом. Однако особенно после попыток цветных революций на Украине отношения между Россией и ЕС снова начали ухудшаться. Бывшие союзники Москвы также были в авангарде политики Запада по демократизации постсоветского пространства. Польша взяла на себя важную роль в приведении прозападных политиков к власти на Украине и в Белоруссии, на территории которых раньше находились ее земли, а Румыния — в Молдове, с которой имеет исторические связи.

Как прибалтийские республики со значительной численностью русского населения (например, около 20% населения Эстонии и Латвии составляют русские), так и Польша и другие страны из числа исторических врагов России по-прежнему рассматривают Россию в качестве угрозы. По этой причине эти страны хотят, чтобы российское влияние в постсоветских республиках, расположенных между ними и Россией, таких как Украина, Белоруссия, Молдова, уменьшилось, чтобы эти республики поскорее интегрировались с Западом, прежде всего с ЕС, и отношения с Россией сохранялись на ограниченном уровне. В силу той же озабоченности эти антироссийски настроенные страны практически ведут гонку за размещение военных баз США и НАТО. Важную роль в этом играет тот факт, что Россия оснастила важными вооружениями Калининград, который находится посреди прибалтийских республик и не имеет сухопутной границы с Россией. Кроме того, между сторонами также существуют большие различия в интерпретации исторических событий, прежде всего Второй мировой войны.

От санкций страны ЕС страдают не меньше России

При этом отношения России со «старыми» европейскими странами находятся на другом уровне. Несмотря на дискомфорт Москвы по поводу расширения ЕС в начале 2000-х годов, между Россией, Германией и Францией было налажено тесное сотрудничество, стороны вместе пытались противостоять гегемонии США. Однако приход к власти Ангелы Меркель в Германии и Николя Саркози во Франции положил конец этому тройственному союзу. С вмешательством Москвы сначала в Грузию, а затем на Украину отношения России с ведущими странами ЕС тоже зашли в тупик. ЕС не смог оказать конкретную поддержку ни Грузии, ни Украине, однако решил вместе с США ввести многосторонние санкции против России.

Хотя ограничения, введенные ЕС против России, сохраняются и сегодня, отношения Россия — ЕС лучше, чем отношения Россия — США. Это имеет справедливые причины. Прежде всего страны ЕС — как старые, так и новые члены — являются крупными потребителями российского природного газа. Россия продает в Европу, включая Турцию, около 200 миллиардов кубометров природного газа в год. Важнейшие потребители России в Европе — Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция, Австрия. Наряду с маршрутами через Украину и Белоруссию, которые долгое время использовались для экспорта природного газа, Россия в последние годы претворила в жизнь такие проекты, как «Северный поток» и «Турецкий поток». Несмотря на санкции, введенные в отношении России, давление США на ЕС с целью уменьшения его зависимости от России в энергетической сфере и сопротивление некоторых стран ЕС этим энергетическим проектам, Кремль реализовал желаемые проекты, в том числе «Северный поток — 2».

Торговые отношения между Россией и ведущими странами Европы также имеют большое значение для сторон. Россия для этих стран является важным рынком, а ЕС — ведущим торговым партнером России. В 2013 году, до ухудшения отношений, объем торговли между Россией и ЕС составлял 417 миллиардов долларов, а в 2020 году — 219 миллиардов долларов. Иными словами, от санкций, введенных ЕС против России, страны Евросоюза страдают не меньше России. Тремя важнейшими торговыми партнерами России в ЕС являются Германия (41,9 миллиарда долларов), Нидерланды (28,6 миллиарда долларов) и Италия (20,2 миллиарда долларов). Более того, давние члены ЕС — в отличие от новых членов — воспринимают Россию в качестве важной буферной зоны в сфере безопасности и державы, которая играет активную роль на международной арене, прежде всего на Ближнем Востоке. Более того, значение России возрастает и перед лицом все более могущественного Китая.

Раскол на саммите ЕС из-за России

Как видно, с точки зрения членов ЕС есть две разные России. Это различие проявилось и на саммите лидеров ЕС, который состоялся 24-25 июня. На саммите канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон предложили провести встречу Россия — ЕС на уровне лидеров. В то время как Италия и Австрия поддержали эту инициативу, десять стран, прежде всего страны Восточной Европы, выступили против встречи с Россией. Предложение Меркель о проведении саммита с Россией, то, что страны Западной Европы поддержали это предложение, а страны Восточной Европы выступили против него, можно объяснить обобщенными выше динамиками.

Читайте также:  Северный Поток 2 ситуация на 8 июля В бой вступает Академик Черский

Давние члены ЕС полагают, что санкции, введенные с 2014 года, не дали желаемого результата, Москва не намерена делать шагов назад и введенные ограничения отрицательно сказываются на экономиках самих этих стран. С другой стороны, тот факт, что после отделения Великобритании от Евросоюза бремя ЕС легло на плечи Германии и Франции, также подталкивает Берлин и Париж к поиску новых путей выхода. Однако упомянутая инициатива Меркель встретила ожесточенное сопротивление со стороны стран Восточной Европы. В итоге на саммите не удалось принять решения относительно встречи ЕС — Россия, при этом было решено не отказываться от старых санкций и даже рассмотреть варианты новых ограничений.

С другой стороны, на саммите было условлено развивать сотрудничество с Россией по вопросам здравоохранения, климата, экологии и внешней политики (таким как ядерная программа Ирана, Сирия, Ливия). Хотя на этой встрече не был дан зеленый свет встрече ЕС — Россия, ведущие страны ЕС, судя по всему, продолжат, с одной стороны, вносить российскую тему в повестку дня организации, с другой — уделять приоритетное внимание потенциалу сотрудничества с Россией. Другими словами, такие страны, как Германия, Франция, Италия, будут стараться расширять свои двусторонние отношения с Россией.

Надо сказать, что с точки зрения Москвы итоги саммита не стали неожиданностью. Возможный саммит Россия — ЕС, вне всякого сомнения, может положить начало выходу России из изоляции, внести значительный вклад в российскую экономику. Но даже в нынешней ситуации для Кремля есть некоторые положительные стороны. В первую очередь в ЕС стали все чаще говорить о необходимости диалога с Россией. Во-вторых, акцент ЕС на развитии сотрудничества с Россией Москва интерпретирует как признание ее успехов на Ближнем Востоке и Кавказе в последние годы даже Евросоюзом. С этой точки зрения ЕС действительно нуждается в России больше, чем Россия нуждается в ЕС. Евросоюз, утрачивающий свое политическое влияние на международной арене, и Москвой стал восприниматься в качестве сателлита США. Еще один плюс нынешней ситуации для России — это планы таких стран, как Германия и Франция, сосредоточиться на общении с Россией в рамках двустороннего диалога. По сути такая ситуация еще больше ослабит ЕС. Подобно тому как трещины в НАТО играют на руку России, расхождения во мнениях внутри ЕС также в интересах Москвы.

Судя по всему, в предстоящий период отношения ЕС — Россия будут зависеть от многих факторов. Прежде всего это гармония внутри союза, динамика урегулирования проблемы на востоке Украины и усилия России в этом направлении, российско-американские отношения, потребность в России на Западе для противодействия Китаю. У России, пытавшейся стать частью Европы в 1990-е годы, давно нет такой цели в повестке дня, и теперь Москва видит себя отдельной и независимой державой. Кроме того, Россия считает, что ЕС нуждается в ней больше, нежели она — в ЕС. В этой связи Москва, хотя и выступает за диалог с ЕС, едва ли сделает шаги назад в вопросах, которые создают проблемы в отношениях с ЕС, и дает понять, что нормализация отношений с ЕС также находится в руках ЕС.

Источник

Восемь лет санкций против России. Главное

Восемь лет Россия находится под серьезными санкциями США и Евросоюза. Кто и за что попадал в списки, когда вводились санкции, как на это реагировали рубль и нефть, что происходило в это время в стране — в спецпроекте РБК

  • Масштабные санкции против России начали вводиться в апреле 2013 года из-за смерти российского аудитора Сергея Магнитского. На Западе считают, что его гибель в 2009 году связана с разоблачением коррупционных схем по возврату налогов, к которым могли бы быть причастны российские чиновники и силовики. «Закон Магнитского», изначально направленный против лиц, которые, по мнению американских властей, могли бы быть причастны к смерти аудитора, позднее стал действовать в отношении ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права как в России, так и во всем мире.
  • Наиболее масштабные санкции связаны с присоединением Крыма к России и событиями на востоке Украины. В «крымских» санкциях фигуранты списка обязательно как-то связаны с «аннексией и/или интеграцией Крыма». В случае с «восточно-украинскими» санкциями никакой связи с событиями в Донецке/Луганске может не быть — госкомпании наказываются просто потому, что они госкомпании, «олигархи» — за самую отдаленную связь с режимом.
  • Санкции за кибератаки были введены предшественником Трампа — Бараком Обамой — 1 апреля 2015 года. Они позволяют Министерству финансов США блокировать любые активы на территории страны лиц, подозреваемых в совершении кибератак.
  • 2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал федеральный закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Он накладывает дополнительные ограничения на Иран, КНДР и Россию.
  • Самые малые группы санкций в отношении России — это санкции за оказание поддержки правительствам Сирии и Венесуэлы, сделки с властями КНДР.
  • 27 августа 2018 года вступили в силу санкции, которые напрямую не затрагивают физических или юридических лиц. Они связаны с отравлением экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери. Был запрещен экспорт в Россию товаров и технологий, которые контролируются американскими регуляторами по критерию «Национальная безопасность» (это, например, авионика, подводные аппараты, некоторые газовые турбины, калибровочное оборудование и т.д.). Под исключение попали товары и технологии, необходимые для обеспечения безопасности гражданской пассажирской авиации. В январе 2019 года ЕС ввел первые санкции против физических лиц, причастных к отравлению Скрипалей.

Кто попал под санкции США и ЕС. Полные списки*

Список юридических лиц, подпавших под санкции

Список физических лиц, подпавших под санкции

Под какие ограничения попадают компании и физические лица из санкционных списков

  • Санкции можно разделить на блокирующие (в США это список SDN — Specially Designated Nationals) и секторальные (в США это список SSI — Sectoral Sanctions Identifications).
  • При попадании под блокирующие санкции активы физических лиц и компаний, как в США, так и в ЕС, блокируются. Запрещается вести какие-либо дела и сделки с ними. Физическим лицам, попавшим под санкции, запрещается въезд на территорию США и/или ЕС.
  • Действие секторальных санкций распространяется на конкретных лиц, ведущих деятельность в определенных секторах экономики, а также на компании, находящихся в собственности или под контролем таких лиц.
  • Активы компаний, включенных в секторальный список санкций, не замораживаются в отличие от списка SDN. В банковском секторе попадание в такой список не предполагает изоляции этих компаний от финансовой системы — речь идет только об ограничениях на предоставление нового финансирования компаниями США и ЕС. На практике это означает, что, например, попавшие под секторальные санкции банки не смогут привлекать займы у банков и инвесторов, будь то облигации или кредиты. При этом запрет не распространяется на долг сроком менее 14 дней (для санкций США) и 30 дней (для санкций ЕС).
  • В оборонном секторе для лиц и компаний, попавших под санкции США, введен запрет импорта и экспорта вооружений и сопутствующих материалов, товаров и услуг двойного назначения из/в Россию. Для включенных в санкционные списки ЕС установлен запрет на покупку, продажу, трансфер, экспорт оружия и боеприпасов в Россию лицами ЕС, а также запрет на экспорт товаров двойного назначения (товары, которые могут быть применены как в мирных целях, так и при создании оружия массового уничтожения) и технологий для военного использования.
  • В энергетическом секторе для лиц и компаний, попавших под санкции США, введен запрет экспорта в Россию товаров, услуг или технологий, связанных с разведкой и добычей нефти на Арктическом шельфе, глубоководной добычей, со сланцевыми проектами (энергетический сектор). Для включенных в санкционные списки ЕС введена процедура лицензирования сделок с Россией в отношении товаров и технологий, предназначенных для добычи и разведки нефти и других полезных ископаемых.
  • Отдельными правовыми актами могут быть предусмотрены исключения в виде ограничения действия санкций при осуществлении конкретных операций.
Читайте также:  Детский творческий конкурс Россия мой дом

Могут ли санкции быть отменены

  • Санкции США, введенные президентскими указами, отменяются так же президентскими указами. Президент Дональд Трамп почти за два года на посту отменил не один указ своего предшественника, однако именно указы о санкциях не тронул. Барак Обама принял шесть указов о санкциях, в том числе президентскими указами были введены санкции, связанные с событиями на Украине и российской киберактивностью.
  • Санкции, введенные по каждой из глав закона CAATSA, могут быть отменены, если президент решит, что для этого есть основания. То есть находящаяся под санкциями персона больше не участвует в признанных незаконными действиях и у президента есть данные, что этот человек не собирается в будущем вернуться к таким действиям. Однако по каждому своему решению президент должен будет направить соответствующее представление в профильные комитеты сената американского конгресса. Если там решение поддержат, санкции будут сняты.
  • Из всех санкционных пакетов могут быть исключения, если президент считает их необходимыми для национальной безопасности США. Это положение позволило в начале 2018 года посетить США находящимся в санкционном списке главе Службы внешней разведки Сергею Нарышкину, руководителю Главного управления Генштаба Вооруженных сил Игорю Коробову. В ближайшее время в США должен приехать глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, также находящийся под американскими санкциями.

* Почему имена людей дублируются в разных списках

Один и тот же человек может находиться сразу в нескольких санкционных списках. 108 физических лица одновременно попадают под ограничения ЕС и США. Кроме того, Соединенные Штаты также могут вносить одного и того же человека в список SDN на разных основаниях. Чаще всего это сочетание CYBER2 (кибератаки против США) и CAATSA.

* Почему одни и те же фамилии в списках написаны по-разному

Фигурантов санкционных списков могут перепутать с другими людьми из-за проблем с транслитерацией имен, так как проверка клиентов осуществляется компаниями и банками в автоматическом режиме. США во избежание подобных трудностей вносят в список SDN сразу несколько вариантов написания иноязычной фамилии, например Timchenko и Timtchenko.

* Исключают ли умерших из списков

ЕС удалил из своих санкционных списков 12 человек в связи с их кончиной. К примеру, это депутат Госдумы VI созыва Людмила Швецова (умерла в 2014 году), сенатор от Курской области Олег Пантелеев (умер в 2016-м) и экс-глава ЛНР Валерий Болотов (умер в 2017 году). Умерший 30 августа 2018 года депутат Госдумы Иосиф Кобзон был исключен из списка только 22 января 2019-го. Продлевая антироссийские ограничения в сентябре 2018 года, ЕС оставил в списке убитого 31 августа главу ДНР Александра Захарченко. Его могут исключить из перечня позже, когда ЕС убедится в том, что активы, заблокированные на территории Евросоюза, не будут кому-либо переданы.

* Попадает ли компания под санкции, если долей в ней владеет человек из санкционного списка

Американские санкции автоматически распространяются на все компании, в которых физическим и юридическим лицам из санкционного списка принадлежит хотя бы 50%. Активы всех таких фирм подлежат заморозке в американской юрисдикции, гражданам и компаниям США запрещено совершать с ними какие-либо сделки. Обязанность проверять, не попадает ли контрагент автоматом под санкции, лежит на самом бизнесе. Поэтому после введения санкций «олигархи» часто сокращают доли в компаниях до уровня чуть ниже 50%. Если лицо А находится в списке SDN и владеет 30% в компании X и лицо B находится в списке SDN и владеет 20% в компании X, то компания X автоматически попадает под санкции, даже если не числится в списке SDN.

* Могут ли санкции коснуться людей, которых ни в чем не обвиняют

От действующих в отношении России санкций могут пострадать не только люди и компании, внесенные в списки. В 2014 году был заблокирован денежный перевод россиянина Николая Кузнецова на сумму $616 тыс. Он хотел отправить деньги с личного вклада в Транскапиталбанке на счет своего отца в Мособлбанке, который был внесен в санкционный список США. Так как это была долларовая операция, она проводилась через американский банк Standard Chartered, который и заблокировал перевод. Деньги были разморожены лишь в 2017 году.

** Повлияли ли санкции на рейтинг президента Путина

Глава ВЦИОМа Валерий Федоров в октябре 2018 года говорил, что апрельские санкции в связи с «делом Скрипалей» «сработали на Путина». По его словам, они «были восприняты обществом как несправедливые, люди сплотились, чтобы поддержать лидера, потому что было все слишком нарочито, слишком очевидный несправедливый подход Запада». Это подтверждается и данными Левада-центра (признан Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента). «Санкции [снижают рейтинг] опосредованно, не напрямую, — заявил РБК эксперт Левада-центра Денис Волков, — они добавляются в общеэкономические проблемы; соответственно, становится сложно улучшать уровень жизни — рейтинг снижается». В марте 2018 года рейтинг Путина оценивался в 80%, в апреле — в 82%, дальнейшее снижение (с 79% в мае до 67% в июле) произошло после объявления о начале работы над пенсионной реформой в июне 2019 года. В ноябре 2018 года рейтинг одобрения деятельности Путина составлял 66%.

Источник

Дорого обошлось: Европа лишилась миллиардов из-за России

МОСКВА, 17 окт — РИА Новости, Наталья Дембинская. Пока европейские чиновники думают, не пора ли отменять санкции против России, экономисты подсчитывают убытки Евросоюза. Выяснилось, что больше всех пострадала Германия, теряющая от двусторонних ограничений почти по 700 миллионов долларов в месяц. А весь ЕС лишился многих миллиардов.

Допустимые потери?

Спустя год после введения санкций Международный валютный фонд утверждал, что российский ВВП сократится на девять процентов. В 2017-м схожие оценки звучали в Европарламенте: у Европы минус 0,1-0,5% ВВП, у России — восемь-десять процентов. В ООН представили несколько иную картину: Москва недосчиталась 55 миллиардов долларов, Запад — 100 миллиардов.

Экономисты Маттье Крозе из Линнаньского университета в Гонконге и Юлиан Хинц из Кильского института мировой экономики утверждают, что на Россию приходится чуть больше половины убытков от западных санкций — 2,2 миллиарда долларов в месяц.

Остальные 45 процентов на общую сумму 1,8 миллиарда делят между собой инициаторы ограничений. Эти данные приведены в исследовании под названием «Дружественный огонь: Влияние на торговлю санкций против России, а также ответных санкций».

Схему подсчета убытков Крозе и Хинца описал влиятельный научный журнал Economic Policy. Базой для сравнений послужили оценки того, как могла бы развиваться международная торговля без взаимных ограничений и при стабильной рыночной конъюнктуре.

Читайте также:  Конкурс на соискание премии Губернатора Московской области Мы рядом ради перемен

Разница между потенциальными торговыми потоками разных стран по всем категориям товаров с тем, что было на самом деле, и показала потери.

Выяснилось, что суммарный ежемесячный ущерб от санкций — четыре миллиарда долларов. Больше всего страдает Германия — 38%, 667 миллионов долларов.

Достается и французским компаниям. Как отмечается в исследовании Крозе и Хинца, экспорт в другие страны все равно не помог компенсировать убытки.

Кто кого

Санкции против Москвы инициировали в Вашингтоне — из-за воссоединения с Крымом и приписываемой России поддержки восстания на востоке Украины, которое началось зимой 2013-2014 годов. Евросоюз присоединился к американцам.

Сегодня антироссийские ограничения соблюдают 37 стран, включая США, Японию и весь Евросоюз. В частности, летом 2014-го США, Канада, ЕС, Норвегия и Австралия ввели санкции против важнейших отраслей экономики России — нефтедобывающей, энергетической, финансовой, а также предприятий оборонно-промышленного комплекса. Вскоре последовал зеркальный ответ Москвы: под ограничения попала продукция США, ЕС и ряда других стран.

В Берлине уже признавали, что Германия сильнее всех в Европе страдает от санкционной войны. Летом депутат бундестага Маркус Фронмайер, ссылаясь на специалистов Кильского университета, называл оценки, близкие к результатам Крозе и Хинца: 618 миллионов евро в месяц (7,4 миллиарда в год, 40% всех убытков ЕС).

Разногласия в ЕС по России усиливаются. Германия все активнее выступает за отмену ограничений. Так, в августе председатель комитета бундестага по экономике Клаус Эрнст призвал федеральное правительство выйти из режима санкций. «Если лекарство не действует, не имеет смысла продлевать срок его приема или увеличивать дозу», — подчеркнул он.

По данным Восточного комитета немецкой экономики, санкции ЕС против Москвы причинили значительно больше ущерба на востоке Германии, чем в западной части страны. С 2013-го по 2018 год торговый оборот восточногерманских земель с Россией сократился в среднем на 28,7 процента, в то время как на западе — на 17 процентов. Особенно пострадала Саксония, чьи фирмы потеряли 72,5 процента оборота с российскими партнерами. В Саксонии-Анхальт — 24 процента, в Бранденбурге — 20,4, в Тюрингии — 19,9.

«Санкции Москвы против Германии нам наносят наибольший ущерб, а именно — в области сельского хозяйства», — признался в сентябре глава партии «Христианско-демократический союз» (ХДС) в земле Тюрингия Майк Моринг.

Меняется и риторика Парижа. Еще в мае французский евродепутат Нади Морано заявил, что санкции «не оказали политического воздействия на Москву, но нанесли реальный вред европейским производителям».

А президент Франции назвал отчуждение России от Европы «глубокой стратегической ошибкой», поскольку Москва может помочь ЕС решить самые сложные глобальные проблемы — от Сирии до Северной Кореи. «Мы толкаем Россию либо в изоляцию, что создает напряжение, либо в союзничество с другими большими державами, такими как Китай. И это совсем не в наших интересах», — указал он.

Против ограничений и Рим. Премьер-министр Джузеппе Конте подчеркнул, что Италия продолжает «работать над снятием санкций» с России.

Как отмечает Reuters, подобные высказывания европейских политиков явно указывают на напряженность и раскол в блоке: «С группой возглавляемых Францией, относительно дружественных России союзников, таких как Италия, с одной стороны, и странами Балтии, Польшей и Румынией — с другой. Это, в свою очередь, может ослабить решимость правительств, поддерживаемых Западом, отстаивать «интересы Украины».

Источник



Санкции вместо встречи с Путиным: о чем не смогли договориться лидеры ЕС

Страны ЕС на саммите договорились ввести санкции против России, но разошлись во мнениях о необходимости проведения встречи с президентом России Владимиром Путиным.

На будущее — санкции

В Брюсселе 24-25 июня проходит саммит глав государств и правительств стран ЕС. По итогам первого дня было решено изучить возможности введения санкций для противодействия возможной будущей «вредоносной» деятельности России.

«С этой целью Европейский совет призвал Еврокомиссию и верховного представителя [ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля] представить возможности для дополнительных ограничительных мер, включая экономические», — отмечается в заявлении участников саммита.

Подчеркивается, что Россия должна «прекратить действия, направленные против членов ЕС и третьих стран».

Европейские лидеры также призвали Москву соблюдать минские договоренности и пообещали поддерживать «гражданское общество, правозащитные организации и независимые СМИ в России».

Не хватило храбрости

В то же время в союзе нет единодушия по поводу саммита России-ЕС. Канцлер Германии Ангела Меркель ранее призывала европейских коллег пригласить на переговоры российского президента Владимира Путина. Ее открыто поддержал только президент Франции Эммануэль Макрон: «Этот диалог нужен для стабильности европейского континента. Мы не можем оставаться только в противодействии России, учитывая, что несколько недель назад мы наблюдали за переговорами между президентом [США Джо] Байденом и президентом Путиным» (цитата по Bloomberg).

Порядка десяти стран союза не согласились с позицией Меркель и Макрона. В частности, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что откажется от участия в каких-либо переговорах с российским президентом. Его коллега из Эстонии Кая Каллас выразила удивление тем, что этот вопрос вообще стоит на повестке дня.

Меркель отметила, что на саммите ЕС дискуссия по этому вопросу была «очень обстоятельная и непростая».

«Мы еще раз определились, на каких условиях мы готовы работать и более тесно взаимодействовать с Россией. Сегодня соглашение о срочном проведении встречи достигнуто не было», — цитирует Меркель агентство Reuters. Она подчеркнула, что «надеялась на большую храбрость в этом вопросе со стороны европейских коллег».

Тем не менее страны ЕС выразили готовность к диалогу с Россией — но «избирательному». Как говорится в итоговом заявлении первого дня, члены ЕС поручили Еврокомиссии и главе европейской дипломатии Жозепу Боррелю «разработать конкретные возможности для этого для последующего обсуждения их с советом по таким темам, как климат и охрана окружающей среды, здравоохранение, отдельные вопросы внешней политики и политики безопасности, включая отношения с Ираном, Сирией и Ливией».

Москва готова к саммиту

В Совфеде инициативу Меркель о проведении саммита Россия-ЕС по аналогии со встречей Путина и его американского коллеги Джо Байдена поддерживают.

«Это неплохое предложение — встретиться, посмотреть друг другу в глаза, выяснить, что на самом деле происходит, какие мысли на самом деле у представителей ЕС. Хорошее предложение», — сказал «Газете.Ru» сенатор Сергей Цеков.

Он полагает, что такая встреча могла бы способствовать смягчению отношений Москвы и Брюсселя. Но неизвестно, в какой степени. По мнению сенатора, стороны могли бы обсудить снятие всех барьеров, ограничений, снижение агрессии со стороны таких структур, как НАТО.

С Цековым согласен член комитета Совета Федерации по международным делам Вадим Деньгин. По его словам, любые переговоры дадут определенные результаты как для властей, так и для российских экономических проектов.

«Больше всего страдает европейский бизнес, который завоевывал российский рынок в течение 50, может, даже 100 лет. И в один момент им говорят: «Вы больше там не работаете». Поэтому, конечно, все настроены на позитив», — обратил внимание парламентарий.

Если встреча состоится, считает Деньгин, она пройдет в конструктивной атмосфере. Франция и Германия заинтересованы в отношениях с Россией, как и большинство официальных лиц, отметил политик.

Источник