Мастер-класс "Реализация ФГОС: итоги мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования"
Стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного образования. ФГОС НОО определяет развитие системы оценки качества образования как одну из основных задач образовательной политики. В рамках реализации ФГОС НОО проводится мониторинг качества предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.
Функции мониторинга
В ходе реализации ФГОС НОО мониторинг как средство повышения качества образования выполняет следующие функции:
- контрольно-диагностическую — получение достоверной и объективной информации о степени освоения учащимися ООП НОО;
- корректирующую — выявление и классификация проблем в учебной деятельности, выяснение причин ее неуспешности, анализ и дальнейшая корректировка педагогической деятельности;
- коммуникативно-информационную — обеспечение обратной связи между участниками мониторинга;
- управленческую — принятие управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа;
- прогностическую — накопление информации об успешности образовательной деятельности начальной школы, позволяющей выстраивать прогнозы образовательных эффектов от реализации современных целей образования.
Цель мониторинга:
- обеспечить на этапе контроля достижения учащимися планируемых результатов ООП НОО
- определить уровень качества начального образования обучающихся 1-4 классов в свете реализации ФГОС НОО
Задачи:
- Соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом и повышенном уровне;
- Эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;
- Уровень сформированности универсальных учебных действий.
ФГОС: требования к результатам освоения ООП НОО
Требования, соответствующие современным представлениям об обобщённой структуре личности и деятельности человека, характеризующие: Интеллектуальную сферу человека, ценностно-этическую, трудовую, коммуникативную, эстетическую, физическую сферу человека.
Критериями оценивания
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Этапы мониторинга
Мониторинг качества результатов организуется на основе диагностических методов по этапам:
- 1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс, начало учебного года во 2 классе)
- 2 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)
- 3 этап – промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения: контрольно-диагностическая работа)
- 4 этап — итоговая диагностика (в конце 4 класса: ВПР и метапредметная работа).
Формы представления образовательных результатов
- ЭЖ успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок – комментарий учителя);
- тексты итоговых комплексных и контрольно-диагностических работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио;
- результаты психолого-педагогических исследований.
Система мониторинга результатов освоения ООП НОО
Существуют внешняя и внутренняя оценка качества результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.
Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей.
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом.
Особенности системы оценки образовательных результатов начальной школы в условиях введения ФГОС:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
- включение обучающихся в активную контрольно-оценочную деятельность;
- оценкауспешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений учащихся;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младших школьников;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
Результаты освоения ООП НОО: предметные результаты
Внутренний и внешний контроль в % (2-4 классы)
Результаты освоения ООП НОО: предметные результаты
Вывод: младшие школьники продемонстрировали предметные результаты, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Выявления индивидуальных достижений учащихся в формировании метапредметных результатов: 1-4 класс. Вывод по классу.
Вывод: первоклассники научились работать с текстом, находить в тексте нужную информацию и удерживать учебную задачу в предложенных заданиях.
Вывод: второклассники научились пониманию текстовой информации и обобщению, анализу и моделированию, умению проводить простейшую классификацию.
Вывод: третьеклассники научились выделять необходимую информацию из текста, проводить интерпретацию информации и её анализ, структурирование и нахождение эффективных способов решения задач.
Вывод: четвероклассники показали умение ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях, грамотно применять их в решении учебных проблемных ситуациях.
Результаты освоения ООП НОО: метапредметные результаты
Вывод: младшие школьники продемонстрировали метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Реализация ФГОС
внеурочная деятельность: духовно-нравственное воспитание младших школьников
- Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру»
- Международная интернет-олимпиада «Эрудиты планеты»
- Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада
- «Наше наследие»
- Общероссийская олимпиада по Основам православной культуре
- Региональный интеллектуальный марафон среди младших школьников (АСОУ)
- Региональный конкурс по обществознанию «Права человека глазами ребёнка»
- Региональная экологическая акция Наше Подмосковье: «Посади своё дерево»
- Муниципальный экологический фестиваль «День Земли»
Реализация ФГОС: проектно-исследовательская деятельность
Вывод: младшие школьники продемонстрировали личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Диссеминация опыта: Готовимся к уроку по ФГОС
В рамках подготовки педагогического совета педагогами начальной школы были даны открытые уроки, в которых приняли участие и учителя начальной школы. Педагоги поделились своим опытом работы в рамках реализации ФГОС.
На что мы должны ориентироваться, когда мы готовимся к уроку по ФГОС:
- Реализовать поставленные цели урока.
- Продумать организацию урока: его тип, структуру, логическую последовательность, дозировку во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
- Продумать, каким образом мы сможем обеспечить мотивацию изучения учебного материала?
- Соответствие урока требованиям ФГОС: ориентация на новые образовательные результаты, нацеленность деятельности на формирование предметных и метапредметных результатов (УУД) обучающихся, использование современных технологий успешного обучения (проектная, исследовательская, ИКТ и др.).
- Содержание урока: научная правильность освещения материала на уроке, соответствие содержания урока требованиям программы, связь теории с практикой, межпредметные связи.
- Методика проведения урока: актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Использование инновационного опыта (применение результатов творческой деятельности). Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. Целесообразность использования средств обучения в соответствии с темой, этапом обучения. Использование интерактивной доски, ИКТ. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки урока.Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
- Психологические основы урока: учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.
Реализация ФГОС НОО
Хочется отметить, что учителя начальной школы активно участвуют в реализации программы ФГОС. Мониторинг результатов освоения ООП НОО показал, что учителя начальной школы активно:
1. Используют различные технологии успешного обучения: личностно- ориентированную, системно-деятельностную, игровую, проектно-исследовательскую, ИКТ и другие технологии.
- Ориентируются на новые образовательные результаты, нацеливают свою деятельности на формирование предметных и метапредметных и личностных результатов обучающихся.
- Применяют различные методы, приёмы и формы работы.
Таким образом, система оценивания, направленная на получение информации, позволяет учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.
Источник
«Внутришкольный мониторинг оценки образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО»
Каждой образовательной организации интересна и значима его оценка со стороны, место, отводимое ему внешними потребителями. В связи с этим возникает острая необходимость в способности, во-первых, самостоятельно и объективно оценивать качество образования, предоставляемого учебным заведением, а во-вторых, — управлять изменением этого качества. Решение таких задач требует разработки внутришкольной системы оценки, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги.
Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, вносить требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образования.
В Федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятие качество образования рассматривается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Поэтому для администрации школы образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки, ведь именно выпускник и его результаты: предметные, метапредметные, личностные, является главным продуктом производства школы. Причем эти результаты еще не являются конечным показателем качества выпускника. Дальнейшая востребованность, конкурентноспособность – вот те индикаторы, по которым можно судить о качестве работы школы.
Для реализации внутришкольной системы оценки качества образования на уровне основной школы в летний период была разработана, принята Управляющим Советом и утверждена следующая нормативно-правовая документация:
Основная образовательная программа основного общего образования,
Положение о внутришкольном мониторинге качества образования МАОУ СШ №3
в условиях реализации ФГОС ООО.
Положение о системе оценки образовательных достижений обучающихся МАОУ СШ №3.
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся и переводе их в следующий класс по итогам учебного года.
Положение о портфолио обучающихся основного уровня образования в условиях реализации ФГОС ООО.
Положение об итоговом индивидуальном проекте.
В соответствии с Основной образовательной программой, Положением о системе оценки образовательных достижений обучающихся МАОУ СШ №3: система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутришкольная система оценки качества образования на уровне основной школы включает в себя:
–внутреннюю оценку планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования (стартовое, текущее, промежуточное итоговое оценивание);
–внутреннюю накопленную оценку индивидуальных образовательных достижений в форме портфолио;
–программу мониторинга развития универсальных учебных действий и ИКТ – компетентности;
–алгоритм оценки индивидуальной динамики образовательных достижений учащихся в течение года с 5 по 8 класс.
К внешним процедурам относятся:
государственная итоговая аттестация,
независимая оценка качества образования;
мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
В основе системы оценки планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования МАОУ СШ №3 лежит совокупность подходов:
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Уровневый подход служит основой для организации индивидуальной работы с учащимися и обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых выделены уровни: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём
оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;
использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.).
В соответствии с основной образовательной программой МАОУ СШ №3, на основании Положения о внутришкольном мониторинге качества образования МАОУ СШ №3 в условиях реализации ФГОС ООО администрацией школы был разработан план-график внутришкольного мониторинга образовательных результатов обучающихся 5 –х классов, который включает 4 линии мониторинга:
Психологический мониторинг уровня развития УУД обучающихся 5 классов (разработанный на основе единого муниципального мониторинга), который оцениваетличностные УУД по следующим критериям:
Смыслообразование (мотивация учебной деятельности)
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.
Оценка личностных УУД используется тест «Вербальная диагностика самооценки личности» и методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, методика выявления уровня нравственно-этической ориентации (наблюдение).
Регулятивные УУД, оценивается:
Умение учится и способность к организации своей деятельности:
Познавательные УУД, оцениваются:
Универсальные логические действия
Для оценки познавательных УУД используется ряд методик: «Определение сходства и различия понятий» (4й субтест методики ГИТ), «Числовые ряды», «Аналогии», «Символы» и др.
Коммуникативные УУД, оценка осуществляется по следующим критериям:
Коммуникация как общение
Коммуникация как кооперация
Коммуникация как условие интериоризации
Для оценки коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в 5 классе используется метод наблюдения, оценку производят учителя –предметники и педагог-психолог.
Мониторинг проектных/метапредметных компетентностейобучающихся 5-х классов осуществляется через проектно-дифференцированное обучение, которое реализуется за счёт учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом и предметом оценки проектных/метапредметных результатов являются:
Способность учащихся проектировать деятельность.
Способность организовать и регулировать проектную деятельность.
Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности.
Способность коммуникативных действий в проектной деятельности.
Оценка проектных компетентностей осуществляется с помощью наблюдения и стандартизированных работ.
Мониторинг воспитания и социализации обучающихся 5 классов
Оценка личностных результатов в школе происходит и через методическое сопровождение деятельности классного руководителя и включает следующие показатели оценки:
Ценностные ориентации школьников, личностный рост.
Доля занятых учащихся в системе дополнительного образования.
Социальная активность обучающегося, включая участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, поступление выпускников в учебные заведения и др.).
Степень удовлетворенности обучающихся и родителей работой ОУ.
Выявление образовательных потребностей.
Мониторинг предметных результатов обучающихся
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга, который включает:
Единые мониторинговые работы по математике, русскому языку, английскому языку;
Единые мониторинговые работы по математика, английский язык, география; информатика (проводится в форме он-лайн тестирования);
Единые мониторинговые работы по английскому языку (письменная речь), информатика (тест);
Единые мониторинговые работы по географии, английскому языку, русскому языку (изложение);
Годовое тестирование: русский язык, литература, английский язык, информатика, всеобщая история, биология, география, ИЗО, музыка, физкультура, ОБЖ, технология, математика.
В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся и переводе их в следующий класс по итогам учебного года, по решению Педагогического совета в рамках промежуточной аттестации на уровне административного контроля будет проводиться комплексная стандартизированная работа на межпредметной основе. Комплексная работа объединяет тематические блоки из четырех содержательных областей: математика, русский язык, естествознание и обществознание. Также обучающиеся будут защищать групповой проект, данные виды работ позволят оценить не только владение предметным содержанием, но и уровень сформированности универсальных учебных действий.
Таким образом, мы рассмотрели одну из составляющей системы внутришкольного мониторинга – оценку качества образовательных результатов.
Но, при этом необходимо помнить, что высокие результаты качества образования можно достичь, при комплексном внутришкольном мониторинге, который включает взаимосвязь между условиями, процессом и результатами мониторинговой деятельности и может быть использован в качестве средства управления качеством образования в любом образовательном учреждении. К этим составляющим относятся:
Качество условий (ресурсов). В понятие «ресурсы» мы включаем различные факторы, влияющие на качество образовательного процесса. Наиболее важными ресурсами школы, которые мы оцениваем, являются: кадровые, материально-технические, информационно-методические, финансово-экономические.
•Профессиональные достижения (конкурсы, самосовершенствование)
Всего 36 педагогических работников, из них административных – 4 человека: директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, заместитель директора по информатизации; 0,5 ставки занимает педагог-психолог, 0,5 ставки преподаватель-организатор ОБЖ; 0,5 ставки социальный педагог; совместителей — 2, в отпуске 1 человек.
•Заслуженный учитель РФ – 1 человек,
•«Почетный работник общего образования РФ» — 1 человек,
•«Отличники народного просвещения» — 2 человека,
•Грамоты Министерства образования и науки РФ — 5 человек,
•Грамотой Министерства образования Нижегородской области -5 человек.
Из 32 педагогических работника имеют высшее образование, 3 педагога — среднее профессиональное образование, получают высшее образование. Из 32 педагогических работника высшую квалификационную категорию имеют 10 человек (двое из которых совместители), первую – 20,, соответствие занимаемой должности — 2, не имеют категории 4 педагога (молодые специалист, проработавшие менее 1 года).
Возраст педагогов: менее 25 лет — 5 человек, 26-35 лет – 2 человека, 36-45 лет — 8 человек, 46-55 лет – 5 человека, 55 и старше -12 человек.
Стаж педагогов: менее 2 лет — 4 человека, от 2 до 5 лет –3 человека, от 5 до 10 лет –1 человека, от 10 до 15 лет – 2 человека, от 16 до 20 лет – 5 человек, от 21 и более – 17 человек. Средний возраст педагогов в коллективе составляет 47 лет.
Материально-технические ресурсы включают:
•Обеспечение кабинетов средствами обучения, в том числе компьютерами
•Обеспеченность учебно-методической литературой
•Доступ в Интернет
•Разработка авторских программ (Имеется по экономике
•Разработка методических и дидактических материалов
•Обобщение и распространение передового опыта
•Обеспечение условий безопасности
•Внедрение новой системы оплаты труда
Санитарно — гигиенические условия.
Для организации образовательного процесса и проведения внеурочной деятельности школа располагает необходимой материально-технической базой. Занятия по заявленным образовательным программам проводятся в 31 учебных кабинетах, двух мастерских.
Два кабинет технологии для девочек – 98,6 кв.м, мастерские – 136,5 кв.м. Общая площадь этих кабинетов – 235,1 кв.м.
— Спортивный зал общей площадью 270,7 кв.м
— Актовый зал общей площадью 185,7 кв.м. на 150 посадочных мест.
— Конференц-зал общей площадью 64 кв. м., рассчитанный на 30-45 человек с интерактивным комплексом.
Библиотека с читальным залом занимает помещение общей площадью 50,1 м2, складское помещение для учебников – 44,9м2.
Фонд учебной литературы составляют 13397 экземпляров учебников и учебных пособий. Все 100% обучающихся обеспечены учебниками.
Для организации питания учащихся в школе имеется столовая с обеденным залом (97,7 кв. м.) на 140 посадочных мест.
Для обеспечения медицинского обслуживания школа располагает медицинским кабинетом, прививочным, соответствующим санитарным правилам.
Информационно-образовательная среда.
Общее количество компьютеров на начало 2015-2016 учебного года составляет 40 шт., в том числе два компьютерных класса, все они подключены к сети Интернет. Оснащенность учреждения компьютерным оборудованием в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса составляет 80%. В 7 кабинетах имеются интерактивные доски.
Отображение образовательного процесса в информационной среде (Dnevnik. ru): размещаются домашние задания (текстовая формулировка, видеофильм для анализа, географическая карта); результаты выполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; осуществляется методическая поддержка учителей (интернет-школа, интернет-ИПК, мультимедиаколлекция). Также имеется сайт школы http://maouschool53.ucoz.ru/.
Анализ качества образовательного процесса осуществляется по следующим позициям:
•Эффективность образовательных программ (Имеются: Основная образовательная программа, рабочие программы по всем учебным предметам 5-9 классы учебного плана, соответствующие ФГОС ООО с включением технологии проектно-дифференцированного обучения).
•Эффективность учебного плана
•Уровень преемственности учебных программ
•Организация профильного обучения
•Индивидуальная работа с мотивированными детьми
•Качество проведения уроков
•Четкость выполнения учебного плана и программ
•Дозировка домашнего задания и др.
Специально созданной службы мониторинга в нашей школе нет. Все мониторинговые процедуры разделены между членами администрации. При необходимости в постоянную группу добавляются другие представители школы или родительской общественности. Виды мониторинга и состав постоянной группы, проводящей его, представлены в таблице.
Источник
Аналитическая справка по результатам мониторинга усвоения ООП
Цель мониторинга: Изучение результатов усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.
Работа с детьми велась в соответствии с «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103»Заводского района г. Саратова.
В работе с детьми использовались следующие технологии:
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.
Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 3 года 2 месяца
Всего детей в группе: 13 человек
Диагностируемые дети: 8 человек
Мальчиков: 4 человека
Девочек: 4 человека
Количество недиагностируемых детей: 5 детей, которые не посещает ДОУ более 3 месяцев.
Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по следующему направлению:
• педагогический мониторинг уровня освоения ООП в группе (через реализацию образовательных областей);
Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.
Анализ результатов итогового мониторинга в области освоения детьми основной общеобразовательной программы позволяет отметить наиболее высокие результаты детей в освоении следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (12,5% — высокий уровень освоения, «Познавательное развитие» (62,5% — средний уровень освоения, «Речевое развитие» (62,5% — средний уровень освоения) и «Художественно-эстетическое развитие» (62,5% — средний уровень освоения).
Наиболее низкие показатели отмечаются в освоении образовательной области «Физическое развитие» (50% — средний уровень, что вероятно объясняется недостаточным включением в планирование деятельности.
Эффективной была работа по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (12,5% детей имеют высокий уровень). Высокие показатели являются результатом особого внимания педагогов к организации сюжетно-ролевой игры, (создана развивающая среда, разработаны перспективные планы); тщательного продумывания как перспективного, так и календарного планирования данной области. Дети принимают участие в коллективных играх, соблюдают правила добрых взаимоотношений, хорошо ориентируются в помещении группы и на участке, соблюдают элементарные гигиенические навыки, правила поведения за столом, знают и соблюдают элементарные правила безопасного поведения в помещении.
Однако 37,5% детей имеют средний уровень освоения данной образовательной области: имеют недостаточное представление о своем прошлом (не умел ходить, говорить и т. д., о происшедших с ним изменениях (умеет вести себя за столом, рисовать, танцевать, знает вежливые слова). Не всегда соблюдает элементарные правила поведения в природе, а так же правила безопасного поведения на дороге. Не имеют представления об опасности предметов бытовой техники.
Рекомендовано:
• Включение в планирование тематических бесед, посвященных теме «Роль человека в жизни природы», «Я расту».
• Пополнить картотеку демонстрационного материала, а также включить в планирование беседы, посвященные теме «Электроприборы и их назначение».
• Разработать консультацию для родителей на тему «Правила безопасного поведения на дороге».
Анализ уровня сформированности ОО «Познавательное развитие» — ФЭМП.
Знания, умения и навыки в области элементарных математических представлений соответствуют достаточному уровню: 62,5% детей имеют средний уровень и 37,5% детей — низкий уровень.
Дети знакомы с миром природы (знают и называют насекомых, домашних животных, птиц, рыб, фрукты, овощи, а также знакомы с ближним окружением. Умеют подбирать предметы по цвету и величине; собирают пирамидку, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета, картинку из 4-6 частей. Умеют различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», понимают вопрос «Сколько?». Различают круг, квадрат, треугольник. На эффективность работы повлияли следующие факторы: проведение непосредственно образовательной деятельности, использование дидактических игр.
Однако дети в меньшей степени выполняют практические познавательные действия при эксперименте. Имеют недостаточно представлений о свойствах воды, песка и снега. Не всегда правильно определяют пространственные направления от себя, различают правую и левую руку. Затрудняются определять материалы, из которых сделаны предметы, определяют их свойства, качества. Не всегда правильно уравнивают неравные группы предметов, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один предмет.
Рекомендовано:
• Развивать интерес детей к самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами, ставить опыты).
• Дать родителям рекомендации по формированию целостной картины мира.
По результатам мониторинга у 62,5% детей выявлен средний уровень освоения образовательной области «Речевое развитие». Умеют поддержать разговор во время рассматривания предметов, картины, иллюстраций. Делятся своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. Рассматривают иллюстрированные издания детских книг, проявляют интерес к ним.
У 37,5% детей выявлен низкий уровень освоения программы. Дети затрудняются различать и называть существенные детали и части предметов, особенности поверхности, качества. Не всегда правильно употребляют форму множественного числа существительных в Р. п. Затрудняются согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Рекомендовано:
• Включение в планирование деятельности коммуникативных игр и упражнений при организации НО.
• Использование пальчиковой и артикуляционной гимнастики в режимных моментах
По результатам мониторинга у 62,5% детей выявлен средний уровень освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (37,5% — низкий уровень). Дети умеют изображать простые предметы, рисовать простые линии, знают названия основных цветов, имеют представления об оттенках, у них сформированы приемы лепки (умеют раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы, сплющивать шар); выкладывают на листе бумаги готовые детали, составляя изображение, аккуратно пользуются клеем.
Большинство детей не умеют правильно держать, карандаш, кисть, ритмично наносят линии, штрихи, мазки, пятна. Дети не всегда различают и называют основные строительные детали. В ДОУ созданы условия для успешной работы в данном виде деятельности: создание обстановки эмоционального благополучия, создание и обновление предметно-развивающей среды, вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов, использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей.
Рекомендовано:
• Проводить индивидуальную работу с детьми, направленную на формирование умений правильно держать карандаш, кисть, фломастер.
• Включать в планирование дидактических игр по конструированию (анализу образцов постройки, преобразования постройки в соответствии с заданием взрослого).
По результатам мониторинга у 50% детей выявлен высокий уровень освоения образовательной области «Физическое развитие». В группе отмечается у большинства детей сформированность основных движений и потребность в двигательной активности. Следует отметить большой интерес детей к физическим упражнениям и играм. Регулярные занятия физической культурой, ежедневная утренняя гимнастика способствуют укреплению физических сил. Дети выполняют команды, ходят и бегают, сохраняя равновесие и направление, могут перемещаться на четвереньках, в том числе по ограниченной поверхности. Они так же приучены к опрятности, самостоятельно устраняют непорядок в одежде, соблюдают правила поведения за столом, пользуются столовыми приборами. Могут рассказать о необходимости той или иной культурно – гигиенической процедуры.
• Продолжать укреплять и охранять здоровье детей.
• Создавать условия закаливания организма.
• Формировать основные движения.
Вывод:Проанализировав итоги мониторинга, можно сделать следующие выводы. Одаренных детей в данной возрастной группе выявлено не было, при этом 2,5% детей имеют высокий уровень освоения программы. Преимущественно у детей выявлен средний уровень освоения программы (57,5%). В процессе мониторинга и наблюдения за детьми низкий уровень выявлен у 40%.
Аналитическая справка по результатам обследования развития физических качеств Аналитическая справка по результатам обследования развития физических качеств Физ. инструктор: Альбекова В. В. Аналитическая справка по результатам.
Аналитическая справка по итогам мониторинга инструктора по ФК на начало 2019–2020 гг Аналитическая справка по итогам мониторинга инструктора по ФК на 15.09.2019 Цель мониторинга – исследовать уровень освоения знаний, умений.
Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга детей средней группы Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по основным образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное.
Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга образовательного процесса на 2018–2019 учебный год Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга образовательного процесса и детского развития на 2018-2019 учебный год во второй.
Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы на конец 2018-2019 учебного.
Аналитическая справка по результатам мониторинга в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края Аналитическая.
Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй младшей группе на начало 2018–2019 учебного года Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй младшей группе на начало 2018-2019 учебного года. В группе: 20 детей Продиагностировано:.
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга подготовительной группы за 2018–2019 учебный год Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга подготовительной группы «Лучики» за 2018-2019учебный год. Воспитатели:.
Аналитическая справка по результатам мониторинга в средней группе Воспитательно-образовательный процесс в средней группе выстроен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Источник
Мониторинг качества результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов
материал на тему
Цель Программы – обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов гимназии.
Задачи Программы:
ü оценка качества результатов освоения учащимися 1-11 классов основной образовательной программы по следующим дисциплинам: русский язык, литература, литературное чтение, окружающий мир, математика, информатика и ИКТ, физика, химия, биология, история, обществознание, право, география, английский язык; установление соответствия показателей качества требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ГОС;
ü осуществление отбора, адаптации и проектирования оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве результатов освоения основной образовательной программы;
ü создание и развитие технологии осуществления мониторинговых процедур, предполагающей непрерывный контроль уровня подготовки обучающихся;
ü формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;
ü методическое сопровождение педагогов в процессе осуществления мониторинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_monitoringa.doc | 404.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Обоснование актуальности.
Чтобы иметь будущее,
нужно быть готовым
сделать что-то новое
Стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В этой связи возникает необходимость формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в каждом общеобразовательном учреждении.
Федеральная и региональная целевые программы развития образования определяют развитие системы оценки качества образования как одну из основных задач образовательной политики. Приоритетным является обеспечение гарантии доступного качественного образования через развитие его содержания, технологий, форм, системы оценивания качества.
Однако требования нормативных документов вступают в противоречие с реально существующей ситуацией:
- между потребностью общества и государства в объективной и достоверной оценке качества образования, с одной стороны, и применяемыми в ОУ самостоятельными измерениями результатов обученности учащихся, с другой;
- между необходимостью оценки результатов достижения учащимися государственных образовательных стандартов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью КИМов на школьном уровне, их несоответствием современному компетентностному подходу к обучению, с другой;
- между необходимостью проведения системных мониторинговых исследований качества результатов учащихся на уровне ОУ как основы для принятия управленческих решений, с одной стороны, и существующей практикой внутригимназического контроля, построенной в большей степени на констатации фактов, с другой. Таким образом, актуализируется проблема отсутствия целостной внутригимназической системы мониторинга качества результатов освоения основной образовательной программы.
Все это и обусловило необходимость разработки программы «Мониторинг качества результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов МАОУ «Гимназия №1» (далее — Программа).
В рамках Программы проводится мониторинг качества предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начальной школы в 1-4 и 5-7-х классах, реализующих ФГОС.
Математика и русский язык выбраны для мониторинга как предметы, подлежащие обязательной государственной (итоговой) аттестации для учащихся 9-х, 11-х классов, в целях контроля за подготовкой к региональным экзаменам в 4-х, 7-х, 8-х классах, что делает актуальной информацию об уровне обученности учащихся.
Математика, кроме того, является профильным предметом в естественно-математических классах. Также профильными являются в нашем ОУ обществознание, право, литература (в социально-гуманитарных классах), физика, химия, биология (в естественно-математических классах).
Вместе с тем для проведения мониторинга в рамках данной Программы определены общеобразовательные предметы, экзамены по которым выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору.
Результаты сдачи ЕГЭ за три последних года размещены в диаграмме.
Средний балл по результатам сдачи экзаменов государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ за 2011-2013 гг.
Очевидна необходимость продолжения мониторинга по данному направлению.
2. Теоретическое обоснование Программы.
Нормативными основаниями для разработки данной Программы являются следующие документы:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02.2010 Пр-271);
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012г.;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (07.02.11 № 163-р);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (06.10.2009 № 373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (17.12.2010 № 1897);
- Государственный стандарт среднего общего образования
( 5 марта 2004 г. N 1089 );
- Программа развития МАОУ «Гимназия №1».
Теоретическими предпосылками разработки Программы стали работы, связанные с заявленной проблематикой:
- качество образования и управление им (М.М. Поташник);
- совершенствование управления образовательными системами (Т.Н. Шамова);
- особенности функционирования и развития систем управления качеством образования (Ю.А. Конаржевский, В.П. Панасюк).
Анализ теоретических положений позволил сформулировать ряд положений, имеющих значимость для данной Программы.
Мониторинг в Программе рассматривается как система мер по непрерывному отслеживанию качества результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-11 классов гимназии, их соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования ( ФГОС НОО), ФГОС ООО, государственных образовательных стандартов (ГОС).
В ходе реализации Программы мониторинг как средство повышения качества образования выполняет следующие функции :
- контрольно-диагностическую — получение достоверной и объективной информации о степени освоения учащимися основной образовательной программы;
- корректирующую — выявление и классификация проблем в учебной деятельности, выяснение причин ее неуспешности, анализ и дальнейшая корректировка педагогической деятельности;
- коммуникативно-информационную — обеспечение обратной связи между участниками мониторинга;
- управленческую — принятие управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа;
- прогностическую — накопление информации об успешности образовательной деятельности гимназии, позволяющей выстраивать прогнозы образовательных эффектов от реализации современных целей образования.
В основу проведения мониторинга по данной Программе положены следующие принципы:
- реалистичности требований, норм и показателей качества обученности, их социальной и личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества обученности;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
- доступности для различных групп потребителей информации о состоянии качества образования, соответствии результатов освоения основной образовательной программы учащихся требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ГОС;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества результатов освоения ООП.
К основным понятиям программы относятся следующие:
педагогический мониторинг — системы сбора, обработки, анализа, хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающей непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития. Педагогический мониторинг позволяет получить, упорядочить и систематизировать информацию об исследуемом процессе, поступающую из различных источников;
измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам;
качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и государственным требованиям и (или) потребностям заказчика образовательных услуг;
система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами внутришкольного управления, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования, принятие эффективных управленческих решений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы — включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Оптимальной документальной формой фиксации планируемых предметных результатов по годам обучения являются рабочие программы соответствующих учебных предметов, являющиеся составной частью основной образовательной программы в целом (С.Н. Кучер).
Что касается метапредметных результатов, то на ступени начального общего образования они зафиксированы в рамках межпредметной программы формирования универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.
Личностные результаты — это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Они зафиксированы в рамках программ:
- внеурочной деятельности;
- духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;
- формирования культуры здорового безопасного образа жизни.
Основанием для измерения результатов освоения основной образовательной программы учащимися 1-4-х классов являются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, учащимися 5а,5б — ФГОС ООО, 4-11 классов — государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Инструментарий мониторинга составляют следующие материалы:
— итоговые комплексные работы в 1-4 классах.
Методы сбора информации – тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ.
Источник