Белая ромашка Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Белая ромашка». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Пропагандировать санитарно-гигиенические знания о болезни, его профилактика.

Материал: Белый картон; цветная бумага; клей; ножницы; шаблоны; простые карандаши.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение «Маленькое солнце»

Афанасия Афанасьевича Фета.

Маленькое солнце на моей ладошке, —

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки

«Белая ромашка». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, наше занятие приурочено к акции «Белая ромашка», которая проходит по всей России.

Белые цветы всегда считались символом чистоты, надежды и новой жизни.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, почему в нашей стране проходит акция «Белая ромашка».

Воспитатель: Садитесь поудобней, я вам расскажу, историю акции «Белая ромашка». Впервые «День Белого цветка» прошел в Санкт-Петербурге весной 1911 года!

Этот праздник, посвященный сбору средств на лечение больных туберкулезом и проведение профилактических мероприятий, состоялся по инициативе последнего русского императора, тратившего большие личные средства на дела милосердия. Небезразличные к здоровью общества волонтеры предлагали жителям городов купить цветы – живые или искусственные – по цене, которую назначал сам покупатель. Особенно много волонтеров было среди студентов. Они расходились по городу с небольшими бело-желтыми корзинами с букетами цветов. Организаторы особенно подчеркивали то, что ценен каждый пятачок. Прейскуранта на букеты не было – и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Тем, кто давал 5 рублей и более, вручали памятный значок. Деньги опускали в специальную кружку для пожертвований или жестяную запломбированную коробку

Светлая и добрая традиция проведения праздника Белого цветка была продолжена во многих уголках России и не прекращала существовать до конца 30-х годов прошлого столетия. А в начале 21 века, благодаря своей значимости, и переменам, произошедшим в сознании людей, возродилась вновь.

С 1998 года в России вновь возрождён Фонд Белой ромашки. Символом праздника, как и сто лет тому назад, стал белый цветок, который раздаётся всем участникам за добровольные пожертвования.

Организаторы акции призывают всех жителей России объединиться и подарить больным надежду на новую жизнь. Так же, как это было более века назад.

Воспитатель: Ребята, когда вы слушали рассказ, вам встречались такие слова как «акция», «волонтер», «милосердие», «сострадание», кто ни будь из вас, знает, что означают эти слова?

Воспитатель: Ребята, теперь в марте-апреле во многих регионах страны можно увидеть на улицах людей, продающих белые ромашки — настоящие или искусственные, в продажу также поступают товары, отмеченные знаком ромашки. Собранные в ходе акций деньги идут на закупку лекарств для больных. И в эти дни на улицах городов можно увидеть людей, продающих белые ромашки, а на прилавках — товары с символом акции.

Воспитатель: Сегодня ребята, мы с вами сделаем белые ромашки и отдадим волонтерам, которые будут продавать жителям нашего города. Все собранные средства будут переданы в Сургутский противотуберкулезный диспансер.

Практическая работа изготовление ромашки:

Обвести по шаблону круг и вырезать основу из картона. Вырезать ещё один такой же круг из бумаги жёлтого цвета. Это будет серединка ромашки.

Разметить на листе белой бумаги длинные полоски. Разрезать лист на полоски. Это будут лепестки ромашки.

Кончики каждой полоски соединить и склеить между собой, не перегибая при этом лепесток. Получившиеся лепестки аккуратно приклеить по краю круга — серединки.

Когда все лепестки будут приклеены, взять жёлтую круглую серединку и аккуратно приклеить её сверху, скрывая места соединений.

Теперь осталось прикрепить к цветку трубочку – стебелёк и приклеить к нему несколько зелёных листочков. Ромашка готова!

Воспитатель: Ребята целью акции было повышение информированности в вопросах профилактики и лечения болезни в нашем городе, а также сбор добровольных пожертвований для детей, находящихся на длительном лечении в противотуберкулезном диспансере.

Сегодня мы с вами наравне со взрослыми внесли небольшой вклад в благое и нужное для общества дела.

Итог занятия:

Что нового сегодня вы узнали?

Почему по всей России проходит акция «Белая ромашка?

Какие новые слова вы сегодня узнали?

Аппликация «Бабочки» в подготовительной группеАппликация «Бабочки» в подготовительной группе Программное содержание: 1) Совершенствовать умение создавать предметные изображения. Развивать чувство композиции (формирование умения.

Перспективный план по художественному творчеству (рисование) в старшей группе Перспективный план по художественному творчеству (рисование) в старшей группе на сентябрь Составила Оболенская И. А. Сентябрь НОД 1.«Яблоня.

Источник



Ромашка Блума: примеры вопросов в начальной школе

Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.

Содержание

Что такое Ромашка Блума

Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.

Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:

  1. Знание – простые вопросы;
  2. Понимание – уточняющие;
  3. Применение – практические;
  4. Анализ – интерпретационные;
  5. Синтез – творческие;
  6. Оценка – оценочные.

Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:

  • когнитивная («знаю»);
  • психомоторная («творю»);
  • аффективная («умею»).

Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.

Шесть лепестков – шесть вопросов

Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.

Простые вопросы

Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.

Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».

Уточняющие вопросы

С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.

Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:

  • «Вы имели ввиду, что …?»;
  • «То есть ты говоришь, что …?»;
  • «Можно ли считать, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».

Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.

Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.

Творческие вопросы

В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:

  • «Что могло бы измениться …?»;
  • «Придумай, что случится, если …?»;
  • «Какие события произойдут в рассказе после …?».

Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.

Практические вопросы

Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:

  • «Предложи, что можно сделать из …?»;
  • «Где еще можно использовать …?»;
  • «Где в жизни можно наблюдать такое явление?».
Читайте также:  Raquo Геополитика Афганистана и проблемы обеспечения региональной безопасности

Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.

Оценочные вопросы

Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».

  • «Поделись, как ты относишься к …?»;
  • «Почему это хорошо, а не плохо?»;
  • «Как определить, каким образом лучше поступить?».

Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.

Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»

Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.

Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.

Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.

Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:

Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?

Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?

Почему дед решил показаться лосихе из засады?
Почему дед не стал стрелять в лосей?

Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?

Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?

Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?

Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.

Когда вопросы-интерпретации актуальны?

Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.

Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.

Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.

Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума

В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).

При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Старайтесь использовать Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, ч/б рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в обычную таблицу, кубик Блума.
  2. Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию, включайте в них те, которые требуют привести примеры (Приведи примеры однокоренных слов к слову «вода»).
  3. Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и начать спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний.
  4. Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребенка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.
  5. Вопросы-интерпретации также используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать и он даст образовательный эффект (будет не просто тренировкой фантазии).
  6. Важно не только учить детей задавать и отвечать на вопросы, но и различать их типы. Можно предложить ученикам составить вопросы по Ромашке Блума или разделить уже готовые на группы. Но делать это стоит, когда они уже хорошо научились работать с этим приемом.

Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей

Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.

Прием Ромашка Блума эффективно решает все эти задачи: ребенок находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.

Шаблон Ромашки Блума

Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.

Заключение

Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.

Источник

Ромашка Блума, или ромашка вопросов

Таксономию Блума, кубик Блума учителя активно используют. На основе таксономии учебных целей творческий коллектив разработал Ромашку Блума. Идея интересная, можно поэкспериментировать! Вперёд!

Источники информации:

Автор статьи:Загашев Игорь, психолог.

Содержимое разработки

Ромашка Блума, или Ромашка вопросов.

Стратегия, приём, помогающий работать с информационной составляющей текстов. Этот прием формирует умение ставить различные вопросы к теме, систематизировать их.

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.

В начале изучения основ критического мышления, осенью 1997 года, мы, учитывая, что «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», решили сделать теоретические построения ученого более наглядными и привлекательными. Многие участники наших семинаров — педагоги-практики — не слишком хорошо относились к теории. Получившийся «цветок» мы и назвали «Ромашкой Блума». Но нас подстерегало разочарование: зачастую было сложно четко и однозначно определить, к какому типу — по таксономии Б. Блума — относится тот или иной вопрос. Кроме того многие учителя говорили: «Это все красиво, но для нас полезнее активное изучение практического материала».

Начался этап модификаций: уточнялись формулировки вопросов, придумывались различные способы использования на занятиях самой формы «ромашки». В результате нами была создана «Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума». Сам же перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс.

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

Читайте также:  Примеры вопросов которые задают на университетском интервью

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всехвозрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

Источник

Прием «Ромашка Блума»

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Рассмотрим шесть типов вопросов:

  1. Простые вопросы.
  2. Уточняющие вопросы.
  3. Вопросы-интерпретации.
  4. Оценивающие вопросы.
  5. Творческие вопросы.
  6. Практические вопросы.

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ

Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.

  1. 1.Спросите у ребят, что, по их мнению, означает это слово
  2. 2.Спросите, где можно узнать значение этого слова.
  3. 3.Попросите детей привести примеры словосочетаний, содержащих это слово.

УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов:

  • «То есть ты говоришь, что…?»
  • «Если я правильно понял, то …?»
  • «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»

Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.

  1. Повторяют сказанное слишком подробно и дословно. Слишком подробное уточнение может вызвать различную реакцию. У кого-то возникнет страх, а у кого-то раздражение.
  2. Некоторые задают не уточняющие, а наводящие вопросы. Их еще называют формирующими
  3. Некоторые просят уточнить то, что им полностью непонятно. Случайно «выхватив» какой-то отрывок информации, некоторые люди задают к нему уточняющий вопрос. Это лишняя трата времени. Если вы не поняли, что вам сказали, то либо вам ничего и не хотели сказать, либо вам следует попросить повторить сказанное еще раз
  4. Некоторые используют негативные мимику и жесты. Уточняя, мы проявляем интерес к точке зрения другого человека, подчеркиваем ее ценность для нас.

Необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.

ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.

Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.

  • «Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?»
  • «Как ты относишься к этому герою?»
  • «Что ты чувствуешь, решив эту задачу?»

КОГДА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.
  • Когда вы видите, что мимика и жесты учеников говорят об их желании что-то изменить в уроке (речь идет о мимике скуки, раздражения, возбуждения и т. д.).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ:

  1. Иногда учителя используют оценочные вопросы в пиковые моменты ученической активности. Этого не стоит делать. Активность не снизится, но ее знак может поменяться с плюса на минус.
  2. Нужно уметь распознавать невербальные сигналы, говорящие о чувствах учеников. Затем с помощью оценочных вопросов помочь детям осознать свои чувства.
  3. Не следует задавать формирующие оценочные вопросы. Цель вопросов-оценок состоит в осознании уже сформированных эмоциональных отношений, но не в формировании их.
  4. Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам. Мы уже не раз говорили о необходимости положительного внимания.
  5. Не следует (особенно в начальной школе) учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос.
  6. Не надо злоупотреблять оценочными вопросами. Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях.

ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы …», «Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?».Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.

Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».

При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.

КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ

Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше.

Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОПРОСОВ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

  • Задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы.
  • После своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу.
  • В течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций.
  • За один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов. Не стоит выпускать сразу весь пар — оставьте на потом

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: «Как можно применить …?», Что можно сделать из …?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.

Читайте также:  Интересные вопросы для любимого человека

Источник

Использование приема «Ромашка Блума»

Использование приема "Ромашка Блума"

Требования современного образования, обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип «учить не науке, а учить учиться«.

Такую задачу ставит технология развития критического мышления.

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Одна из задач технологии развития критического мышления – формирование навыков общения, навыков формулировки вопросов. Ведь общение людей невозможно без вопросов. В том потоке информации, в котором мы живём, необходимо научиться анализировать информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, формулировать вопросы и находить на них ответы.

К сожалению, на уроках чаще спрашиваем мы, и это большая проблема наших детей. Им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно. Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то узнать.

Умение формулировать вопросы, позволит нам формировать, в первую очередь, такие виды УУД, как познавательные и коммуникативные.

Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот прием называется «Ромашка Блума» или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета с детьми любого возраста.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

А нужно ли учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает учить детей задавать вопросы.

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, 6 лепестков – 6 вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы . «, «Что будет, если . «, «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. «.

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить . «, Что можно сделать из . «, «Где вы в обычной жизни можете наблюдать . «, «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Варианты использования «Ромашки Блума» на уроках

Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам учитель . Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

Вопросы формулируют сами учащиеся . Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

А сейчас я предлагаю вам опробовать данный прием. На экране появился текст, который мы сейчас обсудим. В углу ромашка, на которую можно ориентироваться при составлении вопросов. После прочтения текста мы попробуем составить вопросы всех типов и зададим их другим группам учителей. Всего у нас 3 группы.

Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.

Саня взял сучок и что – то написал на снегу.

Ваня посмотрел, прочитал:

— «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.

Ваня достал нож из портфеля и на стволе березы вырезал:«Ваня».

— Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.

— Ну и дурак! – сказал Саня.

-Да потому, что всю жизнь люди будут ходить мимо березы и говорить: «Вот дурак этот Ваня!» — объяснил Саня. (По С.А. Баруздину)

На примере текста учащимися были составлены такие вопросы:

Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие в рассказе?

Когда происходит действие в рассказе?

Каким описан зимний лес в рассказе?

2.Уточняющие.

Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?

Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

3.Интерпретационные.

Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

Почему Саня назвал Ваню «дураком»?

4.Творческие.

Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?

5.Практические.

Как бы вы поступили на месте Вани?

Как бы вы поступили на месте Сани?

6. Оценочные.

Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Кто из друзей был прав?

3. Кубик Блума (+практика с ним).

Когда вы с детьми уже освоили ромашку, можно перейти к кубику Блума.

Этот прием сложнее в том, что на придумывание вопроса отводится меньше времени. Но одновременно включается игровой момент, дух соперничества. Этот прием даже больше нравится детям.

Совет . Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для учеников начальной школы грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами педагога и реформатора школьной системы Джона Холта:

«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.

Источник