Что нужно знать о структуре познания?
Любая наука стремится постичь истину в изучаемой сфере жизни, приобрести точные знания о процессах и явлениях окружающего мира. Но при этом встает вопрос о сущности знания и о действительной роли науки в понимании мироустройства.
Проблема познаваемости
Вопрос о познаваемости мира есть одна из основополагающих проблем философии. Гносеология (от греческого «γνῶσις» – «знание») – раздел философии, изучающий осуществимость познания, его структуру, критерии истинности знания.
Существует две концепции в подходе к проблеме познания:
- Гностицизм – направление, утверждающее, что мир познаваем.
- Агностицизм – противоположная концепция, не допускающая возможность познания действительности.
Важные определения
Познание – это мыслительный процесс, включающий в себя приобретение знаний, их углубление и расширение. Это способность к постижению объективного мира.
В процессе познания участвуют два компонента: объект и субъект. Субъект – это личность или группа людей, нацеленная на изучение предмета или явления. Объект – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Объектами изучения могут служить предметы материального мира, социальные явления, сам человек.
Результатом процесса познания является полученное знание, то есть полная и достоверная информация о предмете.
Этапы познания
Чувственное познание – низшая ступень познания, когда истина обнаруживается при помощи органов чувств.
Формы чувственного этапа познания:
- ощущения (основано на тех знаниях, которые дают органы чувств);
- восприятие (целостный образ объекта);
- представление (обобщенный образ объекта, сохраняемый в памяти).
Рациональное познание – высшая ступень познания, которая основана на логике, оперировании идеальными образами, проникновении в суть объекта.
Формы рационального познания:
- понятие (отражает один или несколько признаков объекта);
- суждение (содержит утверждение или отрицание);
- умозаключение (вывод из нескольких суждений).
Факторы, влияющие на процесс познания:
- Интуиция. Способность постичь истину путем созерцания, а не логики.
- Чувства и эмоции. Влияют на установление интереса, являются мотивом к продолжению процесса познания.
Истина, ее свойства и критерии
Истина – объективное знание, которое соответствует изучаемому предмету, отражает его свойства и сущность.
Свойства истины:
- объективность – отражение действительности, которое не зависит от эмоций и мнений человека;
- относительность – недостаточность знания, связанная с уровнем научного развития общества;
- абсолютная истина – содержит исчерпывающую информацию об объекте, не подлежит опровержению.
Критерии истины подтверждают ее и позволяют отличить от заблуждения. К ним относятся:
- логичность;
- согласованность с фундаментальными знаниями, законами;
- использование на практике.
Практика – критерий истины
Практика – деятельность людей, преобразующая окружающий мир.
Формы практики:
- материальное производство (трудовая деятельность, изменение природы);
- социальное действие (реформы, война, переворот);
- научный эксперимент.
Функции практики:
- источник познания (науки возникли из практических потребностей);
- цель познания (знание нужно, чтобы использовать его в деятельности);
- основа познания (человек не умозрительно наблюдает мир, а изменяет его на практике);
- критерий истины (любая гипотеза проверяется практикой).
Научное и ненаучное познание
Ненаучное познание происходит на неосознанном уровне. Содержит такие способы познания, как вера, интуиция, озарение, остроумие. Ненаучное познание отражено в искусстве, религии, мифах, народном творчестве.
Научное познание основано на логических, математических методах.
К чертам научного познания относятся:
- наличие у каждой науки своего языка, системы терминов;
- употребление специальных методов;
- направленность на объективность;
- доказательность предположений;
- системность в изложении предмета науки;
- открытость критике.
Выделяют 2 уровня научного познания:
- Эмпирический (посредством опыта). Это наблюдение, описание, эксперимент.
- Теоретический (с помощью умозаключений, построений, вычислений). Это гипотеза, научная проблема, теория.
Существует 3 метода научного познания. Метод – это способ исследования, набор действий, который используют для постижения объекта.
- Эмпирические методы: наблюдение, измерение, эксперимент, классификация, сравнение, систематизация.
- Теоретические методы: от абстрактного к конкретному, математизация.
- Универсальные методы: анализ и синтез, аналогия, дедукция и индукция, моделирование.
Стремление к знаниям, потребность в них – это непременный атрибут прогресса человеческого общества. Накопленные различными науками знания становятся все обширнее. Современный человек имеет интеллектуальный багаж в 30 раз больше, чем у человека эпохи Возрождения.
Время ставит перед нами задачу уметь обрабатывать огромное количество информации и умело использовать ее. Поэтому для постиндустриального общества проблема усвоения знаний стоит особенно остро, а вопросы познания становятся более значимыми.
Источник
Формы познания: классификация, примеры, описание
Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,
Что такое познание?
Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.
Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:
- Субъект. Это тот, кто получает знание, прикладывая к этому определённые усилия. Любой человек, читающий книгу или статью в интернете, проводящий экспериментальные наблюдения или выполняющий теоретические расчёты, является в этот момент субъектом познания.
- Объект. Это то, на что направлена познавательная деятельность. К примеру, для читателей данной статьи объектом познания является само познание как понятие и явление.
- Мотив.Это фактор, вызывающий тягу к знанию, например, интерес. Мотив может быть практическим (желание получить высшее образование и обеспечить себе карьерные перспективы) или теоретическим (получение удовольствия непосредственно от процесса познания). Теоретическими мотивами человек руководствуется, например, читая статью о теории струн или строении вселенной. Этот процесс приносит удовольствие от познания, хоть и не даёт знаний, обладающих практической ценностью.
- Цель. Не следует путать цель и мотив. Целью познания является получение полных, точных и достоверных знаний о познаваемом объекте.
- Результат. Результатом познания является само знание. Стоит отметить, что результат иногда достигается даже без намеренного ведения познавательной деятельности. К примеру, ребёнок получает знания, когда впервые падает и расшибает колено, когда впервые обжигается, ранит палец или загоняет занозу. Он определенно не стремится к получению такого опыта, но знания он получает.
Формы познания
Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.
1. Чувственное познание
Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:
- Ощущение. Это процесс, происходящий в органах чувств под влиянием внешнего воздействия и позволяющий понимать определенные свойства познаваемого объекта или явления (форма, цвет, вкус, температура и прочее).
- Восприятие. Это интерпретация чувственных данных (ощущений), представляющая собой целостный образ предмета, процесса или явления.
- Представление. Это воспроизведённый образ предмета, процесса или явления, сформированный в воображении на основании имеющегося опыта и сохранившийся в памяти. Для возникновения представления не требуется воздействие на органы чувств в текущий момент времени.
Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.
При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.
2. Рациональное познание
Познание, построенное на последовательном рассуждении с соблюдением законов логики, называется рациональным. Оно осуществляется разумом, а не органами чувств (поэтому и своё название оно получило от латинского слова ratio, которое переводится как «разум» или «рассудок»). При этом используются такие методы как сравнение, измерение, уподобление и обобщение. Принято считать, что рациональное познание присуще только человеку, тогда как животные опираются исключительно на чувственное.
Формы рационального познания:
- Понятие. Это логически оформленная идея или мысль, определяющая объект, явление или свойство.
- Суждение. Это мысль, утверждающая или отрицающая определенные факты (например, наличие свойств у предмета).
- Умозаключение. Это суждение, сформированное на основании нескольких других суждений и несущее при этом новую информацию.
Рассмотрим несложный пример. «Человек» и «животное» – это понятия, определяющие конкретные объекты (или классы объектов), но не задающие их свойств. Такое свойство как потребность в пище также является понятием. Суждениями являются утверждения «Все животные нуждаются в пище» и «Человек – это животное». Из этих двух суждений можно вывести следующее умозаключение: «Человек нуждается в пище».
Существует три вида умозаключений:
- Индуктивное. Это умозаключение, которое строится по принципу «От частного к общему» (если некий признак присутствует у одного объекта, значит, он должен присутствовать и у всей группы).
- Дедуктивное. Это умозаключение по принципу «От общего к частному» (если признак присутствует у всей группы, он должен присутствовать и у отдельно взятого объекта).
- Трансдуктивное. Это перенос свойства от одного объекта к другому (или от одной группы к другой). Такие умозаключения свойственны детям, которые часто переносят свой скромный жизненный опыт на новые предметы, ожидая увидеть у них привычные свойства (например, если котёнок любит играть, то и кролик тоже должен любить).
Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.
Рациональному познанию свойственны следующие особенности:
- оно основывается на результатах чувственного познания;
- оно использует абстрактные и обобщенные образы;
- оно использует известные закономерности, связи и отношения.
Соотношение чувственного и рационального познания
В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:
- Эмпиризм. Данный подход основывается на утверждении, что единственным источником знаний является чувственное познание.
- Рационализм. Этот подход основывается на утверждении, что достоверные знания могут быть получены только путём рациональных рассуждений с соблюдением законов логики.
Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.
Виды познания
В современной философии выделяют 6 видов познания:
- Философское познание. Это нахождение объяснений различным явлениям окружающего мира посредством рассуждения.
- Научное познание. Это получение и систематизация достоверных знаний с применением доказательного подхода.
- Творческое (художественное) познание. Это познание окружающего мира через художественные образы. Творческое познание не ставит перед собой задачу обеспечивать достоверность знаний.
- Религиозное познание. Это привитие абсолютизированных идеалов, ценностей, моральных и нравственных принципов, которые должны приниматься как данность – без аргументов и доказательств.
- Мифологическое познание. Такой вид познания был актуален, когда человечеству было мало известно о законах природы. Тогда любые явления объяснялись действиями неких высших сил.
- Самопознание. Это осмысление самого себя, понимание своих психических и физических особенностей, поиск своего места в социуме. Данный процесс длится непрерывно в течение всей жизни.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).
Эмпирические методы:
- наблюдение – изучение объекта в его естественной среде без какого-либо влияния на происходящие процессы;
- измерение – получение численных характеристик наблюдаемого объекта путём сопоставления его свойств с эталонными значениями;
- эксперимент – намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;
- сравнение – сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов, которые уже были изучены ранее.
Теоретические методы:
- анализ – деление объекта на составляющие и подробное изучение;
- синтез – воссоздание целостной картины из отдельных деталей;
- сравнение – сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств;
- классификация – объединение изучаемых объектов в группы на основании наличия одинаковых свойств;
- конкретизация – более глубокое изучение определенных свойств;
- абстрагирование – изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других);
- систематизация – объединение накопленных знаний в систему, в которой четко прослеживаются взаимосвязи и закономерности;
- индукция – умозаключения, направленные от частного к общему;
- дедукция – умозаключения, направленные от общего к частному;
- идеализация – создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
- моделирование – создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
Заключение
Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.
Источник
3.1. Понятие познания
Познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.
Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая информация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уровень информации.
Выделяют два вида познания — чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью, или чувственным познанием. Исходным элементом чувственного познания выступает ощущение — реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств — зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Они воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совершается качественное изменение: ощущение переходит в сознание. Этот процесс называется чувственным восприятием.
Образ предмета означает возникновение его идеального отражения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъективный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога прежде всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение.
В ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с которыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму, цвет, близость предмета, его расположение в пространстве и т.д. и даем ему оценку.
Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Идеализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как одностороннюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, материальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях.
Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование сенсуализма (от лат. sensus — чувства). Действительно, сознание человека опирается на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представления о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов.
Ощущения дают нам самую первую форму образного отражения предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме. Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое. Восприятие — это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть простая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнообразных проявлений предмета, связанных с познавательной и практической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать восприятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представление о предметах. Таким образом Представление — это восприятие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его Целиком не ощущает.
В настоящее время благодаря развитию образования существует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. Большую роль в этом играет язык, и не только как средство передачи информации, но и как средство передачи знаний. В языке сформулированы конкретные понятия, которые изначально создают идеальный образ предмета. Следовательно, чувственное восприятие зависит и от языка, и от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. В то же время понятие есть результат исторического опыта человечества и отдельных социальных групп. Значимость понятий проявляется тогда, когда они соединяются с осознанием возможности их практического использования. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются и уточняются.
Понятия — это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них. Без понятий человеческое познание было бы невозможно. Если бы в ходе исторического процесса развития человеческого познания понятия не выработались и не закрепились, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь выражать отдельным словом каждое конкретное явление. Пользуясь понятиями, мы используем итоги многовекового практического опыта человечества. Рациональное познание—это необходимый этап познавательной деятельности, следующий за чувственным восприятием предмета. Человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей. На этапе рационального познания в познавательный процесс включаются не только чувства, но и разум, мышление. В ходе рационального познания приобретаются разнообразные знания.
В обыденной жизни мы сталкиваемся с реальными предметами, воспринимаемыми с помощью органов чувств. Но в то же время мы соотносим эти предметы с подобными им по виду, выделяем отличительные, характерные черты, отношения между объектами. При этом знание приобретает обобщенную форму и понятийное выражение. Все несущественное, второстепенное для данного отношения или предмета должно быть отброшено в сторону. Знания должны быть свободны и от чисто личных, индивидуальных моментов, они должны иметь объективное значение для множества людей. Такое отвлечение, сравнение и сопоставление предметов, выделение общего свойства, которое им присуще, называется абстрагированием, а результаты познания, получаемые в итоге, называются абстракциями. При абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных соотношений, фиксирует их действительное, независимое от своего сознания, существующее единство.
В процессе познания наряду с рациональными операциями осуществляются и нерациональные. Это не означает, что они несовместимы с рациональностью. Нерациональные операции не зависят от воли и сознания человека. Такими нерациональными операциями выступают творчество и интуиция.
Творчеством называется процесс принятия нестандартных решений. Платон называл творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. В христианстве творчество считалось высшим проявлением божественного в человеке. Кант видел в творчестве отличительную черту гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной. С точки зрения Канта, рациональная деятельность, например научная, — удел в лучшем случае, таланта, но подлинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, — всегда удел гения. Некоторые философы относили творчество к сфере бессознательного, признавали его несовместимость с рациональным познанием.
Механизмы творчества до сих пор изучены еще недостаточно. Тем не менее можно с определенностью сказать, что творчество представляет собой продукт биосоциальной эволюции человека. Способность к творчеству представляет собой систему взаимосвязанных операций, осуществляемых различными участками мозга. С их помощью вырабатываются чувственные образы и абстракции, осуществляется переработка информации, ее хранение в системе памяти, вызов хранимой информации из памяти, группировка и комбинирование различных образов и абстрактных знаний и т.д.
Особую роль в переработке информации играет память, т.е. хранение ранее полученной информации. Она включает оперативную память, постоянно используемую в познавательной и предметно-практической деятельности, краткосрочную память, которая через небольшие интервалы времени может быть задействована для решения часто повторяющихся однотипных задач, и долгосрочную память, хранящую информацию, которая может понадобиться через большие интервалы времени для решения относительно редко возникающих проблем.
Деятельность людей целесообразна. Для достижения определенной цели приходится решать ряд задач. Одни из них могут быть решены с помощью известных приемов, а другие требуют принятия нестандартных решений. В ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом, и необходимо творчество. Оно представляет собой механизм приспособления человека к изменчивому окружающему миру. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а выступает ее естественным и необходимым дополнением.
Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т.е. способностями к выработке новых приемов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке проблем. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, овладевая языком, нормами поведения и культурой, по существу, занимается творчеством. Но с точки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда есть новое для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в исторических масштабах.
Важнейший компонент творчества представляет интуиция. Древние мыслители рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Но механизм интуиции никто из них не пояснял.
Современная наука определила, что интуиция включает в себя ряд этапов:
1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти;
2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной за дачи;
3) четкое осознание задачи;
4) неожиданное для человека нахождение решения задачи.
Часто решение приходит тогда, когда человек занят совершенно другим делом или даже спит. Известно, что Менделеев увидел свою периодическую таблицу элементов во сне. Но этому предшествовала долгая упорная работа.
Процесс познания напрямую связан с так называемой право-левой асимметрией мозга; правое и левое полушария выполняют разные функции.
Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, вызывающую чувственные образы, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, формулирует и хранит рациональные правила.
Процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций, выполняемых этими полушариями. Если в случае болезни или травмы связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным.
Право-левая асимметрия мозга возникает в процессе воспитания и обучения и связана с практической деятельностью. Механизм интуиции связан с тем, что разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, осуществляемая отдельно левым и правым полушариями, объединяется, что приводит к получению искомого результата, который воспринимается как открытие.
Важнейшие элементы процесса познания — это объяснение и понимание. Они не могут существовать обособленно и должны дополнять друг друга.
Объяснение представляет собой переход от общих знаний к более конкретным. Оно устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о явлениях природы. Объяснение рассматривает факты, события, процессы, существовавшие в прошлом, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.
Теория познания различает следующие виды объяснения:
1) структурное объяснение, отвечающее на вопрос, как устроен объект;
2) функциональное объяснение, отвечающее на вопрос, как действует и функционирует объект;
3) причинное объяснение, отвечающее на вопрос, почему воз никло данное явление.
Причем одно и то же явление может объясняться с разных позиций в зависимости от теоретических взглядов.
Для понимания какого-либо явления его нужно объяснить. Но объяснение бывает понятным или непонятным.
Существует особая наука о понимании — герменевтика. В ней сформулированы основные положения процесса понимания. Чтобы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка. Но, с другой стороны, чтобы понять эти элементы текста, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила название «герменевтический круг».
Понимание — это длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому, проходя пять определенных этапов:
1) интерпретация — первоначальное приписывание информации смысла и значения;
2) реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения;
3) конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;
4) дивергенция —разъединение прежде единого смысла на от дельные части;
5) конверсия— качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.
Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.
Вопросы и задания
1. Что такое познание? Какие виды познания существуют?
2. В чем сходство и различие знания и информации? Приведите при меры ситуаций, когда информация становится знанием, а когда — нет.
3. Объясните понятия ощущения, восприятия, образа.
4. В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов?
5. Какова роль языка в процессе познания?
6. В чем состоит значение понятийного аппарата для передачи человеческого опыта?
7. Охарактеризуйте понятие творчества. Какую роль оно играет в процессе познания?
8. Что такое интуиция? Как протекает этот процесс?
9. Что такое объяснение? Каковы его этапы? В чем состоит взаимосвязь объяснения и понимания?
10. Прочитайте высказывание В.И.Ленина. «Для материалиста «фактически дан» внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, причем внешний мир объявляется «комплексом ощущений»».
Источник
Результаты процесса познания. Основные положения теории истины
Первая ступень – чувственное познание основано на 3 познавательных формах, ощущении, восприятии и представлении. Ощущение – это способность фиксировать отдельные свойства, качества окружающего мира. Наша психика устроена так, что в обычных ситуациях мы очень редко фиксируем одно ощущение, мы фиксируем комплекс ощущений. Восприятие – это фиксация комплексов ощущений. Представление – это способность человека по памяти воспроизводить воспринятое ранее. Воспроизводить без непосредственного чувственного контакта. Творческая способность развивается в раннем детстве. Особенность в том что оно яркое, эмоционально насыщенное, но у него есть недостаток, оно субъективное.
Вторая ступень — рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение. Оно построено на абстрактном мышлении (отвлечённое) от не существенного. Благодаря им, человек может фиксировать главное, существенное, отбрасывать то, что не нужно в данный момент. Недостаток в том, что оно может быть спекулятивным, может полностью отрываться от реальности. Мышление может давать сущность, а может вводить в заблуждение.
Третья ступень — практика играет в процессе познания особую роль. С одной стороны, это важнейший критерий истинности теоретического мышления. С другой стороны, практика это важнейший стимул познавательной деятельности, это то что заставляет человека познавать. Наконец, знания, которые получены, рано или поздно применяются на практике, это конечная цель познания.
На самом деле чувственные познания и рациональные познания отделяются чисто условно, на самом деле они переплетены. Органы чувств можно тренировать по рациональным методикам. С другой стороны, эмоциональное состояние влияет на возможности рационального мышления. Примеры синтеза: людям кажется, что они имеют дело только с собственным чувственным опытом, их ум обобщает результаты только то что с ними случилось. На самом деле человек сравнивает опыт свой с опытом других. В самом чувственном опыте существует некая абстракция.
Вывод: процесс познания представляет собой противоречивое единство чувственного и рационального, теории и практики. В процессе познания уметь разрешать возникающие здесь противоречия, затруднения между чувственным и рациональным.
Результатом процесса познания является новое знание о мире.
Структура знания неоднородна: 1)ложь, 2)дезинформация, 3) заблуждение, 4) истина.
Ложь – это умышленное искажение истины. Мотивы лжи сугубо социальны. Главный мотив лжи — страх. Исследование мотива лжи — это предмет, который надо разрабатывать в каждой науки. Ложь — это не всегда абсолютное извращение истины, это частичное искажение истины. Чаще всего мы имеем дело с полуправдой. Установить границу очень сложно. Именно это и должна делать каждая наука. Форма лжи: замалчивание информации и дозирование информации.
Дезинформация – это неумышленное представление истинного знания как ложного, а ложного как истинного. Умысла в дезинформации нет, это значит, что источник сам не подозревает что им пользуется и верит в то, что говорит, и организатор всегда выбирает такого источника, в которого все верят. Дезинформация проще лжи, потому что это изменение оценки. Почему она опаснее? Потому что это всегда манипуляция людьми.
Заблуждение – это не умышленное искажение истины. Это искажение, которое может вызываться стечением обстоятельств, объективной причиной, болезненным состоянием.
Истина – это особое состояние знаний, причём такое состояние, при котором содержание знаний соответствует действительности. Минус определения, его размытость понятия действительности; слово соответствие также размыто. Каковы критерии соответствия?
Можем ли мы обладать истиной? По каким критериям мы узнаём, что перед нами истина.
Есть разные концепции истины. Когерентная (формально-логическое доказательство) концепция, корреспондентная (истина то, что переводимо на язык опыта, наблюдения и эксперимента) концепция, прагматическая (истина это то, что полезно) концепция, марксистская (истина то, что подтверждается практикой) концепция, конвенциональная (истина то, в отношении чего согласны все члены сообщества) концепция.
Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.
Критерии истины:
- чувственный – знания проверяются опытным путем
- логический – знания можно получить от очевидных, принимаемых всеми положений
- практический – общественная практика
Аспекты истины:
- объективность – содержание полученных знаний является характеристикой объекта; истина не зависит от субъекта познания
- субъективность – истина зависит от воли субъекта
- относительность – человеческие знания не обладают полнотой, а потому остается необходимость дальнейшего познания и поиска истины
- абсолютность – то, что не подлежит пересмотру
Агностицизм – учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания окружающего мира.
Заблуждение – знание, не соответствующее действительности.
Источник