Что такое знания умения и навыки

Навыки мотивы цель способности результаты знания

ГБОУ СОШ № 3, СП ЦДТ «Радуга»,

Предназначение школы в том, чтобы передать ученикам знания. Это утверждение на протяжении десятилетий казалось незыблемым и неоспоримым. Учителя проводили срезы знаний, оценивали их уровень. В тяжеловесной аббревиатуре ЗУН знания непоколебимо стояли впереди, уверенно оттеснив умения и навыки. И вдруг в требованиях к школе зазвучало слово «компетенции».

Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала. Изначально компетенции стали противопоставляться специальным профессиональным знаниям и умениям, то есть начали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой успешной профессиональной деятельности. Естественно, возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нем ведущее место. В чем причина такого интереса к компетенциям и придания им в современном образовании центрального места?

Мне кажется, что в первую очередь это связано с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления: развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Это приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Соответственно претерпели серьезные изменения и требования к сотрудникам: мало быть хорошим специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником. Место эффективно справляющегося со своими обязанностями исполнителя занимает образ работника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, умеющего работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям), по существу, и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом. Поэтому и компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

Что же такое компетентность?

В Глоссарии терминов Европейского фонда образования компетенция определяется как:

способность делать что-либо хорошо или эффективно; соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; способность выполнять особые трудовые функции.

То есть компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.

В этом определении можно усмотреть два подхода к содержанию понятия «компетенция» . С одной стороны, компетенции – это как бы личностные качества человека (характеристика человека), с другой – описание составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем.

Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляются основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависят от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.

Высокий уровень достижений говорит о том, что школьник уже способен учиться с помощью тестов, извлекая из них ту информацию, которая нужна для решения его собственной задачи. Низкий уровень компетентности говорит о том, что самостоятельно, без посторонней помощи, вооружившись лишь текстами, школьник ничему научиться не сумеет, даже если захочет. И если мы хотим, чтобы сегодняшние школьники помогли себе в развитии умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, то нам придется воспитывать иной, завтрашний тип сознания, справляющегося с противоречивостью и многоголосием современного мира. Компетентностный подход предлагает совершенно определенный путь образования человека, успешного на современном рынке труда. То есть надо воспитывать такое качество знаний и умений, которое связано прежде всего с гибкостью, широтой переноса и устойчивостью к противоречию и неопределенности.

Таким образом, диагностика достижений учащихся должна происходить на каждом уровне и во всех областях, относящихся к той или иной компетенции, начиная с пятого класса, ведь именно в этом возрасте формируется «профессиональный почерк» школьника.

В заключение мне хочется сказать, что тестирование в целом может вызвать методологическое недоверие и недовольство. Но в современном мире тесты – это такой же свершившийся факт, как, к примеру, двигатель внутреннего сгорания – тоже не бесспорно положительное, но неотвратимое достижение нашей цивилизации.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителя. Главной задачей педагога становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. А насколько успешным будет в самостоятельной жизни современный школьник, зависит, коллеги, от нас!

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Что такое знания, умения и навыки?

Почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?

Как знания, умения и навыки влияют на обучение и развитие ребенка и почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?

Основа основ: Знания. Умения. Навыки

К сожалению, далеко не все родители свободно ориентируются в педагогических понятиях. Даже больше – не все понимают, зачем это им вообще нужно. А зря. Неправильно думать, будто отдав ребенка в школу, вы скидываете с себя ответственность за его обучение. Вы – такой же учитель для него, как и школьные педагоги, даже более близкий, а зачастую и более авторитетный.

И зная хотя бы о базовых понятиях педагогики, вы сможете не только следить за развитием своего ребенка, но и помогать ему преодолевать трудности на пути обучения.

Для начала поговорим о самом понятии обучения и связанной с ним аббревиатурой, неясной большинству родителей – ЗУН. Что же скрывается за этими тремя буквами и почему о них говорят все педагоги?

Обучение и ЗУН – разбираемся с терминами

Не углубляясь в научную терминологию, можно сказать, что обучение – это процесс, направленный на усвоение учениками определенных знаний, умений и навыков. Вот и секрет аббревиатуры ЗУН – это и есть знания (З), умения (У) и навыки (Н).

Естественно, у обучения есть и более дальновидные цели: формирование мировоззренческих позиций, развитие умственных способностей и раскрытие потенциальных возможностей учеников. Но в самом начале – всегда ЗУН. С этим разобрались, но что же представляет собой каждый компонент по отдельности, как они связаны и что дают ребенку?

Что такое знания

Разные теоретики дают разные определения понятия «знание». Для одних это – воспроизведение определенных аспектов реальности, для других – отображение этой же реальности, для третьих – умение оперировать теоретическими обобщениями. Если по-простому, знание – это способность понимать, сохранять и воспроизводить определенные факты.

Приведем пример: когда ваш ребенок начинает изучать алфавит, он формирует именно знание о буквах, а затем – знание о том, что их можно складывать в слоги и слова.

Казалось бы, знания – это, безусловно, хорошо. Ребенок знает буквы, таблицу умножения и математические формулы. Но есть одна загвоздка, о которой говорит известное выражение – без практики теория мертва. Знания – отличный тренажер для мозга и инструмент познания окружающего мира, но сами по себе они еще не приносят видимой пользы. А чтобы приносили, они должны плавно переходить в… умения!

Список навыков и умений, которые необходимо прокачать каждому человеку

Освоение новых навыков просто необходимо, чтобы быть интересным и разносторонним человеком. Некоторые из них дают новые впечатления и опыт, а какие-то переходят в разряд любимых хобби или профессии. Список навыков, которые помогут достичь успеха в любой сфере, вы найдете в этой статье.

На отработку некоторых пунктов из перечня потребуется несколько часов, другие же займут несколько месяцев. Но знайте, что для освоения многих навыков на первоначальном уровне потребуется всего 15–20 часов осознанной практики.

Определение навыка

Для начала давайте разберемся в терминологии и узнаем, чем умения отличаются от навыков. В этой цепочке есть еще и третий участник – мастерство.

Навык – автоматическое сознательное действие, направленное на достижение определенной цели. Он вырабатывается постоянными упражнениями, практикой и старанием. Совершенствовать его можно бесконечно.

Умение – способность качественно, быстро и вовремя выполнять какое-то действие в разных условиях. Умение формируется на базе навыков, т. е. является как бы следующей ступенью.

Мастерство – достигнув его, человек способен совершать действия или работу с минимальными затратами времени и ресурсов. Чтобы достигнуть мастерства в любом деле, придется упорно трудиться и учиться.

Четко определить границу между этапами нельзя. Поэтому понять, на каком уровне вы сейчас находитесь, невозможно. Ни в одном деле нет высшей точки освоения, ведь совершенствоваться можно бесконечно.

Что точно нежелательно путать, так это навыки и привычки. Привычка – неосознанное автоматичное действие, которое формируется в результате многократного повторения. В определенный момент оно становится потребностью и нередко закрепляется без каких бы то ни было усилий со стороны человека.

Привычки бывают не только полезными, но и вредными. Они не имеют сознательной цели и часто непродуктивны. А навыки развивают и двигают вперед, они связаны с решением какой-либо задачи. Хотя одно не исключает другое, бывает, что навык основывается на полезных привычках.

Приведу пример. Рисование – чудесный навык, осваивать который стоит, даже если у вас нет таланта. Чтобы процесс обучения рисованию прошел легче, можно выработать некоторые привычки:

  • складывать в определенном порядке инструменты, чтобы настроиться на нужный лад;
  • носить с собой блокнот с карандашом и постоянно делать зарисовки;
  • каждый день добавлять к картине хотя бы пару штрихов.
Читайте также:  Результаты жеребьевки Лиги Европы

У каждого из навыков можно выделить поднавыки. То же рисование можно разделить на множество поднавыков: как держать карандаш и использовать вес линии, разные стили, штриховой и технический рисунок, скетчинг, портреты, пейзажи и т. д. Всегда начинайте изучение с базы и выделяйте то, что вам больше интересно.

Классификация

Человеческие навыки имеют несколько классификаций, но мы рассмотрим самую популярную. Согласно ей навыки делятся на три группы:

  1. Двигательные – способность к выполнению какого-то движения. Например, умение писать, танцевать, шить.
  2. Интеллектуальные – автоматизированные способы решения встречавшейся ранее умственной задачи. К примеру, счет в уме, планирование дел.
  3. Перцептивные – чувственное отражение свойств и характеристик ранее воспринимавшихся неоднократно предметов. Происходит восприятие объекта и его соотнесение с уже имеющейся информацией. Например, определение на глаз расстояния до объекта, чтение.

Также в современной профессиональной среде встречается деление на hard и soft skills:

  1. Hard skills (жесткие навыки) – профессиональные умения, которым можно обучиться и которые можно измерить разными способами (экзамены, тесты). Примеры: иностранный язык, вождение автомобиля, владение компьютером.
  2. Soft skills (мягкие навыки) – универсальные компетенции и личностные качества, трудно измеримые конкретными показателями. Они зависят от характера и нарабатываются с опытом. Например, способность работать в команде, красноречие, креативность, настойчивость.

Развивать необходимо каждую группу умений, тогда личность будет гармоничной и у вас получится достичь успеха во всех сферах жизни.

Самые полезные навыки, которые может развить человек

Перечень навыков, которые может развить человек, огромный. Глядя на это разнообразие, нападает бессилие, ведь жизни не хватит, чтобы все освоить. Но есть основные знания, которые будут решающими для становления человека и как личности, и как профессионала. С них стоит начать.

1. Умение учиться

Этот опыт станет самым важным на пути к совершенствованию самого себя. Чем сильнее развито это умение, тем быстрее усваивается новый материал. А значит, остальные навыки усвоить будет проще.

Чтобы учеба давалась легче, нужно изучить законы, по которым усваивается новая информация, разобраться в эффективных методиках и понять, как выбирать учителя для себя.

2. Проактивное мышление

Осознанный выбор реакций на раздражители. Человек понимает свои глубинные ценности, имеет жизненные принципы и свои реакции подчиняет им, независимо от условий и обстоятельств. Иначе говоря, он способен подчинить реакцию и выбирать, как воспринимать окружающий мир.

Кстати, Стивен Кови в знаменитом бестселлере “7 навыков высокоэффективных людей” посчитал проактивность главным навыком и поставил ее на первое место.

3. Критическое мышление

Позволяет анализировать все полученные данные, делать выводы и принимать решения на их основе, а не руководствуясь эмоциями. Такой человек почти всегда имеет собственное мнение и умеет отстаивать свою позицию, видит разные варианты развития ситуации и их зависимость от окружающей обстановки.

Критическое мышление все подвергает сомнению. Становятся видны несостыковки и противоречия, развивается способность видеть искаженную и неверно интерпретированную информацию.

4. Творческое мышление

Отлично дополнит критическое мышление, поскольку дает увидеть мир по-другому, расширить свои внутренние горизонты и найти альтернативные и неординарные решения. Иначе говоря, это открытость мышления и отказ от предубеждений.

Творческие задатки есть у каждого, но у кого-то они видны хорошо, а у кого-то забиты другими механизмами. Радует, что их можно стимулировать и тренировать, добиваясь при этом больших успехов.

5. Красноречие

Ораторское искусство пригодится не только для публичных выступлений, но и для простого общения с другими людьми. Грамотно построенная устная речь, внятная дикция и точно сформулированные и красиво выраженные мысли только украсят любого человека.

6. Эмпатия

Эмпатия – это сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность понять и посочувствовать. Навык необходим при построении отношений, поскольку помогает нам поставить себя на место другого человека и понять его позицию.

Это очень сложная работа, требующая больших затрат внутреннего ресурса. Но ее прокачка достигается при регулярном выполнении специальных упражнений.

7. Управление финансами

Это целый комплекс навыков, необходимых для грамотного управления деньгами. Они учат анализировать и вести учет доходов и расходов, находить бреши в бюджете, экономить и копить. Также финансовая грамотность подразумевает умение выбирать банковские продукты и кредиты, разбираться в налоговых вопросах и инвестициях.

8. Тайм-менеджмент

О тайм-менеджменте на нашем блоге есть отдельная статья. Там вы можете подробнее почитать, что это и как его освоить. Лишь кратко скажу, что это искусство управления временем, направленное на повышение эффективности его использования. Помогает определять цели, расставлять приоритеты, организовывать рабочее и личное время.

9. Постановка целей

Постановка целей входит в практику тайм-менеджмента. Но я выделю его в отдельный пункт, чтобы в процессе составления списка дел и организации рабочего времени целеполагание не затерялось. Именно оно создает основу эффективной деятельности, поскольку позволяет определить, куда вы движетесь и для чего предпринимаются все остальные шаги.

10. Умение отдыхать

Это абсолютно необходимый компонент жизни, без которого невозможно эффективно учиться и работать. Но делать это нужно правильно, чтобы не нанести организму еще больший вред, чем от трудовой деятельности.

Желательно узнать, как правильно проводить время в отпуске, как расслабиться после рабочего дня и как восстановить силы за 10 минут.

11. Навык формирования привычек

Мы уже говорили, что полезные привычки могут стать отличным подспорьем для формирования новых компетенций. Поэтому для начала научитесь закреплять хорошие привычки. Для этого есть методика, следование которой поможет пройти этап внедрения нововведений быстро и почти безболезненно.

И, конечно, попутно избавляйтесь от вредных привычек, которые мешают счастью и самосовершенствованию.

12. Медитация

Ее можно было бы отнести к одному из способов расслабления, но на самом деле медитация – это гораздо больше, чем просто отдых. Практика оздоравливает душу и тело, позволяет найти гармонию внутри себя и транслировать ее в мир. Освоив медитацию, редко кто отказывается от нее, потому что эффект действительно впечатляющий. Попробуйте.

13. Ведение переговоров

Умение вести переговоры – одно из ключевых в профессиональной деятельности. Успешный исход сделки больше зависит от того, насколько уверенно и убедительно вы излагаете высказывания. Даже суть доводов не так важна, как тон, манера держаться и расположение к собеседнику.

И не думайте, что переговоры актуальны только на работе. Убедить мужа, что вам просто необходимы те туфли, или договориться с трехлеткой уйти с детской площадки без истерики – тоже переговоры.

14. Компьютерные навыки

Они особенно полезны тем, чья работа связана с компьютером. Но и для домашних нужд тоже пригодятся. На ум приходят следующие навыки:

  • знание инструментов Word (Office, Excel, PowerPoint) поможет вам и доклад напечатать, и вести домашнюю бухгалтерию, и слайд-шоу из фотографий на мамин день рождения сделать;
  • печать вслепую значительно ускорит время, повысит качество набора текста и убережет глаза от перенапряжения;
  • горячие клавиши – вместо того, чтобы долго искать в меню команду, вы просто нажимаете пару кнопок и, вуаля, задача выполнена;
  • графические редакторы – будете красиво обрабатывать фотографии для семейного архива.

15. Писательское ремесло

Деловая переписка, посты для социальных сетей, да даже сообщение учительнице дочери нужно суметь написать грамотно и понятно. Кто знает, вдруг вы захотите издать книгу или сказку. Или, наоборот, овладение писательским искусством подтолкнет к тому, чтобы создать собственное произведение.

А уж если работа напрямую связана с текстами, например, копирайтинг, журналистика, коучинг, то это одна из ваших профессиональных компетенций.

Навыки, необходимые в повседневной жизни

Не буду лукавить: без любого из них можно обойтись. Но жить без этих умений, которые все же стоит качать каждому, сложнее, а в экстремальных ситуациях некоторые даже жизнь спасут.

1. Оказание первой медицинской помощи

От беды никто не застрахован. Так что лучше знать, как помочь себе, родным или незнакомцу в случае травмы. Практика показывает, что многие даже не в курсе, как правильно остановить кровь из носа или что выпить от высокой температуры.

2. Самооборона

Никто не знает, какие люди встретятся вам в жизни. Возможно, не у всех будут добрые намерения. Поэтому базовые приемы самообороны, правила пользования газовым баллончиком, электрошокером или пневматическим пистолетом позволят чувствовать себя увереннее.

3. Поведение в экстремальной ситуации

Жаль, что в школе урокам ОБЖ уделяется так мало внимания. Как подавить панику, как себя вести при пожаре, что делать, если вы тонете или провалились под лед, как выбраться из тонущей машины, как выжить в лесу – это нужно запечатать у себя в памяти. Тогда глядишь и трагедий с тонущими рыбаками и задохнувшимися в пожаре людьми будет меньше.

4. Воспитание детей

Глядя на некоторых родителей, кажутся разумными доводы, что разрешать рожать детей можно только людям, прошедшим специальное обучение. Ведь одеть, накормить и спать уложить недостаточно. Необходимо понимать, как общаться с ребенком и как воспитывать цельную, самодостаточную, психически здоровую личность.

Многие методы воспитания, которые работали у наших родителей и бабушек, сейчас неактуальны. Изменилось общество и положение индивида в нем, а значит, и воспитание нужно другое. Почитайте хотя бы книгу Людмилы Петрановской “Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка”.

5. Вождение

Про то, как удобно иметь автомобиль и сколько времени экономится, если есть свои колеса, рассказывать нет смысла. Но вот чему желательно уделить внимание, так это овладению навыками экстремального вождения. И не для того, чтобы почувствовать себя крутым гонщиком и ездить, не глядя по сторонам. А лишь для того, чтобы уметь выходить из сложных аварийных ситуаций, уверенно чувствовать себя на любой дороге и при плохой погоде.

6. Иностранные языки

Изучение и использование иностранных языков здорово тренирует мозги. Кроме того, этот навык пригодится в работе и путешествиях. Перед вами откроются новые грани в кинематографе и литературе, ведь смотреть и читать произведения в оригинале гораздо интереснее.

Наиболее универсальный язык – английский, но все больше желающих выучить китайский. Ведь он на сегодня самый распространенный в мире.

7. Кулинария

Умение вкусно готовить считается прерогативой женской половины человечества, хотя мужчины часто владеют этим ремеслом даже лучше. Не зря же большинство знаменитых шеф-поваров – это мужчины. Но кулинарные познания непременно пригодятся в жизни каждому, и пол здесь не играет роли.

Читайте также:  Глава пиратского флота королевы Елизаветы

8. Ведение домашнего хозяйства

Если у вас нет штата прислуги, то тонкости ведения домашнего хозяйства наверняка понадобятся. Правильная стирка одежды, секреты поддержания чистоты, цветоводство – это лишь малая часть того, что требуется знать, чтобы в доме царил уют и порядок.

9. Дизайн интерьера

Для тех, кто хочет выйти на новый уровень в деле обустройства своего дома. Дизайн интерьера – это не только про красоту, но и про удобство, и функциональность.

Продумать планировку и цветовую палитру, спланировать расстановку мебели, подобрать разные сценарии освещения – этому вполне реально научиться, потратив некоторое количество часов и усилий.

10. Основы стиля

Как бы это ни было печально, но нас встречают по одежке. Поэтому необходимо знать, как уместно одеваться для разных ситуаций и мероприятий, какие наряды подходят для вашего типа фигуры, как сочетать цвета в одежде и подбирать аксессуары. Вам не придется становиться стилистом, чтобы понять основы, которых будет достаточно для повседневной жизни. Мужчин это, кстати, тоже касается.

11. Косметология и визаж

Не нужно разбираться в тонкостях визажа и тратить ползарплаты на косметику, если вам это неинтересно. Подберите для себя несколько хороших средств и познакомьтесь с основными техниками макияжа.

Важнее научиться ухаживать за кожей. Хотя бы очищать, увлажнять и защищать от солнца. Это позволит избавиться от прыщей, пигментных пятен и других проблем, отсрочить появление морщин и даже сохранить здоровье.

12. Массаж

Такой навык значительно возвысит вас в глазах родных. Они будут выстраиваться в очередь, чтобы получить свою порцию релакса и расслабления после тяжелого дня.

Овладеть техникой массажа можно самому по видеоурокам и книгам, но лучше, конечно, пойти на курсы. Профессионал расскажет и покажет правильные приемы и техники.

13. Парикмахерское искусство

Подровнять кончики и челку, сделать укладку и прическу, подстричь сына и мужа вполне по силам даже начинающему мастеру. Это даст возможность избавиться от лишних хлопот по походу в парикмахерскую. Да и семейный бюджет сэкономит.

14. Фотографирование

Делать красивые фотографии любительского уровня не так уж сложно. Для этого не понадобится профессиональная камера и супердорогое оборудование. Решающее значение в удачных снимках имеет мастерство фотографа. Знание базовых правил и принципов уже значительно улучшит качество ваших снимков.

15. Шахматы

После выхода на экраны сериала “Ход королевы” этот интеллектуальный вид спорта переживает новый виток популярности. И этому можно только порадоваться, ведь шахматы отлично развивают оба полушария мозга, логику, абстрактное мышление, память, помогают тренировать внимательность и способность держать концентрацию.

Даже есть исследования, что пожилые люди, которые играют в шахматы, подвержены меньшему риску возникновения болезни Альцгеймера.

Заключение

Составьте для себя список навыков, которыми хотите овладеть, и смело беритесь за дело. Вычеркивайте из плана пункты, которые уже выполнены, и помечайте, какие умения собираетесь штурмовать в ближайшее время.

Сначала изучайте основы, а потом уже решайте, хотите ли вы тратить на это время или нет. Посвящайте занятиям хотя бы 15 минут каждый день. Уже через пару месяцев можете смело рассказать или продемонстрировать достижения окружению.

Какие навыки вы бы хотели освоить? Пишите в комментариях свои варианты полезных умений, которые стоит добавить в список.

Знания Умения Навыки и Способности

Чему мы (в смысле учителя, преподаватели, тренеры и пр.) учим? Как чему, Знаниям, Умениям, Навыкам (ЗУН). Это мантра звучит на всех уровнях обучения, включая и корпоративное обучение. Подразумевается, что процесс обучения – это процесс, направленный на усвоение обучаемым определенных ЗУНов (знаний, умений и навыков). Ученик, студент, слушатель должен Знать, Уметь, Владеть (навыком).

Если конкретней, то

  • знание – это усвоенные учащимся определенные факты, информация, которые учащийся понимает, помнит и может воспроизвести. Однако сами по себе знания не приносят видимой пользы. А чтобы приносили, знания должны переродиться в умение.
  • умение – это уровень владения знаниями в той степени, в которой их можно применять в практической деятельности. Однако это не все. Есть еще навыки.
  • навыки – это умения, доведенные до автоматизма. Как говорят в педагогической среде, навыки – это «выполнение целенаправленных действий, доведенных до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной, спортивной или учебной деятельности».

Пример, человек в начальной школе или даже раньше учит буковки, алфавит. На данном этапе он приобретает знания. Затем учит складывать буквы в слоги и слова, он приобретает новые знания. Когда он пытается читать, он уже применяет ранее полученные знания в практическом чтении. Т.е. приобретает умение. Когда же умение развито до такой степени, что чтение идет с листа без запинок и помарок, то это навык.

Кстати, сколько на это уходит времени? Около года. Иногда больше. Другой пример, изучение иностранного языка. Есть индивидуумы, которые схватывают достаточно быстро, а есть индивидуумы противоположного типа. В школе учит, потом в институте, потом раз в два года посещает курсы иностранного языка пред поездкой за границу, но до уровня освоения, который можно назвать устойчивым навыком и к сорока годам не дотягивает. Разве что «Сенька бери мяч» или «фэйсом по тэйблу».

Пример ближе к производственной деятельности. Курсы переподготовки по специальности, например, управление проектами. По-хорошему – 360 часов обучения, чаще всего – 72 часа. Однако управление проектами это только часть из того, что требуется современному управленцу. Программа МВА, по-хорошему. более 1000 часов (два года), некоторые поставщики такой услуги отводят на это дело год. Есть программы и короче, но это вообще суррогат, а не программы. Приносят они пользу? Какую-то приносят. Что они дают? Если хорошо поставлен процесс обучения, то ЗУН-ы в области управления. Диплом по программе МВА дает право занимать руководящие должности, в том числе первого руководителя компании.

Однако год или, тем долее два, для нынешнего времени слишком большое расточительство. Говорят, что период полураспада знаний сейчас составляет от полугода до двух лет, в зависимости от отрасли знаний. Это значит если Вы получили диплом два года тому назад, то 50% от полученного уже устарели.

ИТОГО 1: Когда мы учим ЗУН-ам, то мы учим не тому, что надо. Нет ЗУН-ы «никакой другой пользы, кроме вреда» не приносят. Во-первых, долго. Когда мы дошли от Знаний до Навыков они уже никому не нужны. Во-вторых, процесс трудоемкий. Сколько видов деятельности осуществляет человек? Тьма, не сосчитать. Причем каждый вид требует своих знаний, умений, навыков.

Посмотрите на рисунок

Это широко распространенный путь обучения. Обучение в данном случае процесс вытягивающий учащегося на новый уровень. Бывает, что вытягивают.

Учить надо способностям

В основе обучения ЗУН-ам лежат именно способности. Способности это характеристики индивидуума, которые возникают от рождения (их часто называют задатками) или развиваются в течении жизни на основе опыта и практики. Способность проявляется в том, насколько индивидуум быстро и основательно, легко и прочно осваивает виды деятельности.

Знания усваиваются, поскольку у человека есть (а есть далеко не у всех) способность воспринимать, запоминать, увязывать новые знания с имеющимся багажом знаний. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.

Умения появляются только тогда, когда есть способность адаптировать полученные знания к практической деятельности. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.

Наконец, навык появляется при наличии способности к воспроизводству умения реализовывать знания в различных ситуациях. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.

Нельзя сказать, что эти способности не развиваются у человека в нынешней системе образования. Однако они развиваются скорее не благодаря, а вопреки ей. Естественным путем. Как будет выглядеть процесс обучения, в случае если акцент переместить с ЗУН-ов на способности схематически показано на рисунке.

Человек обладающий способностями, всему научится сам. Он освоит любые навыки, если у него есть соответствующие способности. Вот почему надо учить не навыкам, а способностям к освоению этих навыком.

О каких способностях идет речь?

На этот счет нет единого мнения ни в академической среде, ни в бизнес среде. Наиболее вразумительную классификацию я нашел в публикации Deloitte почти годовой давности «Навыки меняются, но способности остаются»[1].

Способности врожденные и развитые

Врожденные способности – это те способности, с которыми мы все рождены – они являются частью нашей человечности. Эти врожденные способности могут включать любопытство, воображение, творчество, сочувствие и устойчивость и пр. Однако то, что мы рождены с ними, не означает, что эти возможности статичны. Они могут быть усилены в среде с правильными условиями. В среде, где работа не требует или не поощряет проявление этих способностей, а руководство даже наказывает за их проявление, они могут стать неактивными.

Развитые способности – это те, которые формируются и совершенствуются с течением времени. К ним относятся адаптивное и критическое мышление, командная работа, социальный интеллект и эмоциональный интеллект. У части человечества эти способности не получили должного развития, однако, большинство людей имеют потенциал для их развития. Обратите внимание, что это не исчерпывающий список возможных важных человеческих способностей, но он обеспечивает основу и направление к типам способностей, которые представляются наиболее значимыми.

Статья вообще-то о воспроизводстве рабочей силы. В ней говориться о том, что нацеленность на навыки рабочих была характерна для неспешного 20-го века, а сейчас потеряла свою ценность. Не выгодно обучать рабочих навыкам важным для текущего момента. Но мне представляется, что данный подход применим ко всем видам деятельности человека. Хотя набор способностей, естественно, может меняться.

Что бы успеть за изменениями в технологии предприятия вынуждены будут в разы увеличить инвестиции в обучение работников необходимым навыкам. Однако количество и разнообразие навыков, необходимых для обслуживания рынка, растет быстрее, чем существующие мощности по научению этим навыкам. В «нашей буче, боевой, кипучей» постоянно требуются все новые и новые навыки, которые обновляются все чаще и чаще. В результате важным становятся не сами навыки, а устойчивые человеческие способности, которые лежат в основе способности изучать, применять и эффективно адаптировать навыки к меняющейся ситуации.

ИТОГО 2: Обучать надо не навыкам, а способностям, а человек со способностями освоит необходимые навыки сам. Вывод не нов, но внедряется он медленнее чем того хотелось бы.

Если способности так важны, как их развивать?

Ответ прост. Постоянные человеческие способности, о которых мы говорим, присутствуют во всех нас, и они могут использоваться всеми. Кстати, способности не только обладают ключом к долгосрочной и постоянной актуальности, но и могут культивироваться без огромных капиталовложений. Думайте о способностях как о мускулах. Они есть у всех, хотя они могут атрофироваться из-за недостатка использования – и, как и в случае с мышцами, возможности быстро усиливаются, как только они начинают их использовать.

Читайте также:  Система рационализации рабочего места

Начало работы не должно означать создание большой программы обучения. Следует культивировать среду, в которой ценятся способности мыслить, генерировать идеи, не паниковать перед неопределенностью, проявлять эмпатию. Этот подход требует мужества, поскольку он требует от лидеров уверенности в том, что устойчивые человеческие способности действительно способствуют развитию навыков и ценности бизнеса.

В завершение пример из личной жизни. За душой я имею некий алгоритм развития мышления менеджеров. К примеру, см тут [2]. Не секрет, что определенная часть этой категории людей в бизнесе умеет исполнять, но не умеет думать. Несколько раз я предлагал уважаемым мною руководителям провести занятия с их работниками по развитию способности мыслить. К сожалению, получил вежливый отказ. Возможно я не те доводы приводил в порядке обоснования. Но, как мне представляется, это обусловлено ментальностью руководителя. Им импонируют работники, способности которых можно описать словами из песни В. Высоцкого: «Не надо думать с нами тот, кто все за нас решит».

Не стесняйтесь, делитесь своими соображениями в комментариях и кликайте на пиктограммы

6 комментариев. Оставить новый

Автор как-то вольно трактует работы Савельева, Юнга и определения способностей. Качественная реализация какой-либо способности зависит не только от объема но и от специфически сформированных нейронных ансамблей. И эти нейронные ансамбли специфичны для разных видов деятельности, что и отличает профи от любителя. И они МОГУТ увеличиваться. Если вы хреновый предприниматель – это не значит, что у вас какой-то там участок мозга слишком маленький. Это значит что у вас нет соответствующих ЗУН и не сформированы специфичные нейронные ансамбли ПО СРАВНЕНИЮ с успешным предпринимателем в какой-то определенной сфере деятельности. Тоже и со способностями: “врожденные” и “приобретенные” – это как сравнивать теплое и мягкое – принципиально разный базис.

Я не спорю, что в процессе обучения по жизни у человека возникают в голове разные нейронные связи, но тема публикации не об этом и я об этом не говорил. Но слова красивые.

Тоже и со способностями: «врожденные» и «приобретенные» — это как сравнивать теплое и мягкое — принципиально разный базис.

Коллега, пож. расшифруйте. Я не понял Ваше сопоставление. Врожденные способности и приобретенные способности, это действительно не одно и тоже. Это разные категории, но и то и другое есть способности.

Триада ЗУН — знание–умение–навык — одна из концепций советской педагогики.
Умение – владение практикой применения знания.
Вроде бы можно добавить ступеньку – “практика” – между знаниями и умениями.
А способности мне представляются как лестница в целом. Имея лестницу – способности (или попросту – задатки), – можно используя способности, обрести знания, перейти к практике, обрести умения, опять перейти к “много-много практики” и довести умения до автоматизма, что вроде бы и составит навык. Причем если лестница способностей не очень, то от умения до навыка будем много больше ступенек дрессировки умений, пока не получится навык.
Но умения без практики можно и забыть (равно как и знания), то с лестницы способностей можно и свалиться. Или спрыгнуть, если по ходу выясниться, что навык не нужен.
А нужен ли навык – это вроде как мотивация. Мотивацию можно приделать как силу – толкающую вверх по лестнице.
Вот – накреативил, однако… Звиняйте, если что не так

Алексей Васильевич, Вы правы абсолютно, говоря в этой статье, что учить надо способностям… Внесу лишь свою небольшую поправку в Ваше изложение, что надо не учить, а развивать заложенные в человеке природой способности, которые называют природным потенциалом человека. Именно природный потенциал определяет, чего человек сможет достичь в жизни и как высоко подняться в социальной иерархии…
.
Как узнать в чем заключается этот природный потенциал? Как увидеть этот потенциал, чтобы понять, что нужно развивать? Почему, человек часто достигая успеха в определенной области, затем получает профессиональное выгорание и полную потерю интереса к тому, чем так страстно ранее занимался? Как бороться с этим профессиональным выгоранием? Менять род деятельности или производить подстройку своей деятельности под потенциал своих способностей?
.
Чтобы ответить на все эти вопросы, есть пару «теориек», выражаясь слогом Достоевского… Вернее сказать исследования от двух ученых. Один – исследователь человеческого мозга профессор Савельев, другой – психолог Карл Юнг…
.
Профессор Савельев, который всю жизнь занимался изучение особенностей мозга, утверждает, что определенные способности человека определяются величиной определенных участков нашего мозга. Мозг растет до определенного возраста, пока растет голова человека. Именно, в этот период формируются и способности человека, тот самый природный потенциал. Когда мозг заканчивает свое формирование и рост его прекращается, он начинает деградировать. Чтобы эту деградацию предотвратить человеку нужно непрерывно нагружать свой мозг, снабжая его кровью а вместе с ней питательными веществами, которые помогают клеткам мозга непрерывно регенерироваться и строить новые нейронные связи и цепочки, взамен ослабленных или умерших… Клетки мозга обладают каннибализмом, поэтому в отсутствии достаточного кровоснабжения и питания, обусловленных нагрузкой на мозг, клетки начинают поедать друг друга… Чем сильнее мы нагружаем свой мозг, тем больше он получает питания от организма, тем быстрее регенерируется, выстраивая новые нейронные цепочки и связи между ними, которые помогают человеку запоминать и понять новую информацию, а вместе с отмиранием старых нейронных цепочек, из мозга стирается старая ненужная информация, которой человек долго не пользовался. Чем важней и нужней для человека информация, чем чаще он ее использует, пополняет думает о ней, тем больше новых нейронных цепочек регенерируется взамен старых для накопления нужной информации, уничтожая старую ненужную информацию. Именно, этим и обуславливается способность человека быстро забывать все ненужное, а иногда даже напрочь…
.
Все познается в сравнении… Если определенная часть мозга значительно больше у одного человека, чем у другого, то человек более способен к тем вещам, где определенные области мозга больше… Например, за способность сочинять стихи отвечает одна часть мозга, за способность красиво писать другая, а за способность управлять людьми третья, за способность к логике или математике четвертая и т.д. У одних эти области развиты равномерно, у других одна больше другая меньше, за счет чего одному удается хорошо руководить, но плохо разбираться в логике (математике), другому отлично писать стихи, но не быть способным создать собственный бизнес или стать предпринимателем…
.
Савельев утверждает, что изменить размеры областей мозга, после того как он сформировался невозможно, и можно лишь используя свои потенциальные способности, определяемые величиной всего мозга или его участками, поддерживать те области мозга, которые создают человеку конкурентное преимущество перед другими, являясь более крупными, активно заставляя работать именно их, то есть развивая (регенерируя нейронные цепочки) только этих более крупных областей мозга…
***
Другое открытие в области человеческих способностей сделал психолог Карла Юнг. Открытие Юнга полностью коррелирует с исследованиями особенностей мозга профессора Савельева. Исследуя своих пациентов, Юнг заметил, что все люди мыслят по разному, и по разному трактуют одни и те же события… На основе этих наблюдений, он ввел понятие базовых функций мышления. Каждая функция отвечает за определенные способности, с помощью которых человек строит свои взаимоотношения с другими людьми. Он также определил одну интересную закономерность проявления этих функций мышления, когда исследовал причины проявления психических расстройств человеческой также прямо или косвенно влияющих на здоровье человека…
.
Юнг определил, что каждый человек имеет как доминирующие функции мышления (восприятия), так и подавленные. Если человек будет развивать подавленные функции, то это неминуемо приедет его к психическому расстройству, болезни или даже смерти… Если человек будет развивать доминирующие функции, то обязательно добьется бОльшего успеха в обществе и займет высокое положение, то есть сделает более удачную карьеру…
.
Если сопоставить это с выводами Савельева, то если человек имеет более крупный участок мозга, отвечающий, например, за предпринимательство, то будет способен создать свой бизнес, если за руководство людьми, то из него получится хороший топ-менеджер, если за логику, то преуспеет в естественных науках, как физике или математике или аналитических прогнозах или преподавании… Однако, если логическая (аналитическая способность) функция у человека является доминирующей, а функция отвечающая за управление людьми подавленной, то ему лучше не создавать бизнес и не идти в руководители, ибо там его ждет полный провал, да вдобавок расстройство психики, болезни и даже смерть…
.
На основе этих данных легко понять почему наступает профессиональное или точнее эмоциональное выгорание. Если у человека хорошо развита часть мозга отвечающая за предпринимательство, творчество и изобретения, но плохо развита часть мозга отвечающая за администрирование, то с развитием своего бизнеса он будет получать огромное удовлетворение от использования творческих способностей. Однако, когда бизнес станет достаточно крупным, то вместо доминирующих творческих способностей, он будет вынужден использовать подваленную функцию администрирования, которая в итоге приедет неминуемо его сначала к эмоциональному выгоранию, а затем и к полной потере к тому, чем он занимался…
Вывод. Ицхак Адизес был абсолютно прав утверждая, что наиболее устойчивым типом менеджмента является команда лидеров с различным набором функций PAEI…