Cписок международных организаций их институтов и структур занимающихся вопросами защиты прав человека

Cписок международных организаций, их институтов и структур, занимающихся вопросами защиты прав человека

К функциям Верховного комиссара относится сбор информации из различных источников, включая СМИ и НПО, о положении национальных меньшинств и подготовка соответствующих докладов для представления, в частности, Постоянному совету ОБСЕ. Комиссар не рассматривает нарушения прав в отношении отдельных лиц, принадлежащих к тому или иному национальному меньшинству.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ

The OSCE Office for Democratic Istitutions and Human Rights
Аleje Ujazdowskie, 19
00-557 Warsaw, Poland

II. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ)

Еurореаn Соurt оf Human Rights
Соunsil of Europe
Р-67075 Strasbourg Cedex, France

Суд рассматривает индивидуальные жалобы, связанные с нарушением
только тех прав, которые гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Протоколами к ней.

Определяющими условиями принятия жалобы к рассмотрению ЕСПЧ являются требования об исчерпании истцом всех внутригосударственных средств правовой защиты, а также непревышение шестимесячного срока с момента вынесения национальными судебными органами окончательного решения по делу.

III. Организация Объединенных Наций (ООН)

Верховный комиссар ООН по правам человека

Office of the UN High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland

Сообщение в Управление Верховного комиссара по правам человека может направить отдельное лицо или группа лиц, которые являются жертвами нарушений прав человека или обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. При этом сотрудники Управления в лице Отдела по петициям определяют «дальнейшее движение» сообщения.

В том случае, если речь идет о грубых, массовых и систематических нарушениях прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, такое сообщение будет направлено для рассмотрения в соответствии с т.н. конфиденциальной «Процедурой 1503».

Если же речь идет о единичном случае нарушения какого-либо из прав, гарантированных по Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания или Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, то такое сообщение направляется в секретариат соответствующего договорного органа (Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин), в функции которого входит осуществление контроля по данному конкретному договору.

Важнейшими условиями приемлемости сообщения для его последующего рассмотрения является требование об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты, а в случае договорных органов — и о признании государством-ответчиком компетенции договорного органа рассматривать соответствующие петиции.

Одним из основных органов ООН по правам человека является Совет ООН по правам человека (ранее — Комиссия ООН по правам человека), который посредством тематических специальных процедур (специальные докладчики, независимые эксперты, рабочие группы) контролирует исполнение государствами международных норм в области прав человека.

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Комитет по конвенциям и рекомендациям
Committee on Conventions and Recommendations
7, Рlace de Fontenoy
F-75352 Раris 07 SР, France

Отдельные лица, группы лиц и НПО могут направлять сообщения в ЮНЕСКО о нарушениях прав человека, если авторы этих сообщений сами стали жертвами таких нарушений или они считают, что обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. Информация должна касаться нарушений прав человека, которые относятся к компетенции ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры и информации, в частности права на образование, права свободно участвовать в культурной жизни, права на информацию, включая право на свободу убеждений и на свободное их выражение.

Нарушение должно носить индивидуальный характер и касаться одного лица или группы лиц (например, нескольких десятков учащихся одной школы), поскольку рассмотрение случаев массового и систематического нарушения прав человека не входит в компетенцию ЮНЕСКО и ее структур.

IV. Совет государств Балтийского моря (СГБМ)

Тhe СВSS Secretariat Stromsborg, Р.О. Вох 2010, 10311 Stockholm, Sweden

Сообщения о нарушении прав человека могут исходить от лица или
группы лиц, проживающих в государстве-члене СГБМ. Рассматриваются жалобы о нарушении конвенций ООН и Совета Европы по правам человека и других международно-правовых документов в этой сфере.

Источник

Вспомогательные органы ООН

Устав ООН — международный договор, учреждающий международную организацию ООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами (Австралия, Аргентина, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Украинская Советская Социалистическая Республика, Уругвай, Филиппинская Республика, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия и Южно-Африканский Союз) и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав.

Основные цели ООН сводятся к следующим:

1. Развивать дружественные отношения между народами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира

2. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать определенные меры для предотвращения нарушения мира.

3. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей

4. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии

Для достижения целей перечисленных выше необходимо соответствие с определенными принципами работы ООН:

1. Принцип суверенного равенства всех членов ООН

2. Принцип добросовестного выполнения всех обязательств содержащихся в Уставе ООН

3. Принцип в соответствии, с которым все спорные вопросы между участниками ООН должны решаться мирным путем

4. Принцип в соответствии, с которым все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций

5. Принцип в соответствии, с которым все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях.

6. Принцип в соответствии, с которым организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности

7. Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII. [Глава I ст. 1, 2]

Генеральная Ассамблея ООН

Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Полномочна обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных Уставом, и делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности ООН (См. Совет Безопасности ООН) по любым, за некоторыми исключениями, таким вопросам или делам. Уполномочена, в частности, рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности (в т. ч. принципы, определяющие разоружение, регулирование вооружений), обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности. Полномочия Г. А. ООН ограничены с учётом особых функций и полномочий Совета Безопасности, на который члены ООН возложили главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности: любой вопрос, относящийся к поддержанию международного мира и безопасности, по которому необходимо предпринять действия, передаётся Г. А. ООН Совету Безопасности до или после его обсуждения (Устав ООН, ст. 11).

Функции. Помимо регулярных сессий, Генеральная Ассамблея ведет работу через использование сложной структуры комитетов и региональных групп; это позволяет различным правительствам быть уверенными, что их интересы и приоритеты их регионов адекватно представлены в ООН. Эти группы принимают участие также в отборе государств, которые в соответствии с процедурой ротации должны будут войти в Совет Безопасности.

Читайте также:  Персонализируйте свои вопросы и ответы

Компетенция и порядок деятельности Генеральной Ассамблеи ООН.

Генеральная Ассамблея – совещательный представительный орган, в котором представлены все государства-члены ООН. Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Генеральная Ассамблея наделена рядом важных функций в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики.

Общая компетенция ГА: обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам-членам ООН или СБ по любым таким вопросам или делам; рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности (принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений); обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним. ГА организует исследования и делает рекомендации в целях «содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации».

ГА проводит ежегодные регулярные сессии (открываются в третий вторник сентября), а также специальные и спец чрезвычайные сессии. В ходе регулярной сессии проводятся заседания пленума ГА, Ген комитета, Комитета по проверке полномочий и семи главных комитетов: Первого (вопросы разоружения и безопасности), Специального политического (политические вопросы), Второго (экономические и финансовые вопросы), Третьего (социальные и гуманитарные вопросы), Четвертого (вопросы деколонизации), Пятого (административные и бюджетные вопросы) и т.д. Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Ген секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. По некоторым важным вопросам (выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, прием новых членов в ООН) ГА принимает обязательные решения. По остальным (в том числе связанным с поддержанием международного мира и безопасности) – резолюции и декларации, имеющие рекомендательный характер.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства — не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. [Глава IV: Генеральная Ассамблея (статьи 9–22)]

Совет Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН— постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.

В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

пять — от государств Африки и Азии;

один — от государств Восточной Европы;

два — от государств Латинской Америки;

два — от государств Западной Европы и других государств .

Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.

Полномочия. Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы. Статья 25 Устава ООН гласит: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Таким образом, решения СБ являются обязательными для всех государств, так как в настоящее время членами ООН являются практически все общепризнанные государства Земного шара. При этом все иные органы ООН могут выносить лишь рекомендательные решения.

На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.[ Глава V: Совет Безопасности (статьи 23–32)]

Прием новых членов в ООН

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, «прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием государств в члены Организации Объединенных Наций производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, прием в члены Организации «открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием государств в члены Организации Объединенных Наций производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. В сжатом виде эту процедуру можно представить так:

Государство направляет Генеральному секретарю заявление и письмо, в котором оно официально принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе.

Заявление рассматривается Советом Безопасности. Рекомендация о приеме считается принятой, если за нее проголосовали 9 из 15 членов Совета и при этом никто из 5 постоянных членов — Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Франция — не проголосовал против.

Если Совет выносит рекомендацию о приеме, она представляется на рассмотрение Генеральной Ассамблее. Для приема нового государства необходимо большинство в две трети голосов членов Ассамблеи.

Членство вступает в силу с даты принятия резолюции о приеме.

На каждой сессии Генеральная Ассамблея рассматривает полномочия всех представителей государств-членов, участвующих в работе сессии. При рассмотрении полномочий, которое, как правило, проводится сначала в Комитете по проверке полномочий в составе девяти членов, но может проводиться и в других случаях, может возникнуть вопрос о том, находится ли фактически у власти правительство, аккредитовавшее конкретного представителя. В конечном итоге решение принимается большинством голосов в Ассамблее. Следует отметить, что при обычной смене правительств, например в результате демократических выборов, никаких вопросов, связанных с полномочиями представителя соответствующего государства, не возникает.[ Глава II: Члены Организации (статьи 3–6)]

Вспомогательные органы ООН

Статья 29 Устава ООН гласит, что Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций. Это также отражено в правиле 28 временных правила процедуры Совета Безопасности.

Комитеты по борьбе с терроризмом

Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001)

Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540)

Комитеты по санкциям

Обзор деятельности всех комитетов по санкциям

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 751 (1992) по Сомали

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1267 (1999) по организации «Аль-Каида» и движению «Талибан» и связанным с ними лицам и организациям

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1518 (2003) [по Ираку]

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1521 (2003) по Либерии

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1533 (2004)

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1572 (2004) по Кот-д’Ивуару

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1591 (2005) по Судану

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1636 (2006) [по Ливану]

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1718 (2006)

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1737 (2006) [по Ирану]

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1970 (2011) по Ливии

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1988 (2011) по движению «Талибан» и связанным с ним лицам и организациям

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 2048 (2012) по Гвинее-Бисау

Контактный центр для приема просьб об исключении из перечня, учрежденный резолюцией 1730 (2006)

Постоянные комитеты и специальные органы

Комитет экспертов Совета Безопасности

Комитет по приему новых членов

Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений

Совет управляющих Компенсационной комиссии ООН

Рабочая группа по операциям по поддержанию мира

Специальная рабочая группа по предотвращению и разрешению конфликтов в Африке

Рабочая группа, учрежденная резолюцией 1566 (2004) (рассмотрение и представление Совету рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»)

Читайте также:  О чем спрашивали жители Алтайского края президента Путина и помогла ли им прямая линия

Рабочая группа по вопросу о детях и вооруженных конфликтах

Рабочая группа по документации и другим процедурным вопросам

Операции по поддержанию мира

Операции и миссии

Политические миссии и миссии по миростроительству

Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии — учрежден резолюцией 808 (1993) Совета Безопасности;

Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств — учрежден резолюцией 955 (1994) Совета Безопасности.

Источник

Права человека в мире

Система Организации Объединенных Наций по поощрению и защите прав человека состоит из двух главных типов структур: органов, созданных на основе Устава ООН и органов, созданных согласно международным соглашениям и договорам по правам человека.

Совет по правам человека является межправительственным органом в системе ООН, отвечающим за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека по всему миру и за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, а также подготовку соответствующих рекомендаций. В компетенцию Совета входит обсуждение всех тематических вопросов и ситуаций в области прав человека, которые требуют его внимания в течение всего года.

Адрес: Швейцария, CH-1211, Женева 10, Дворец Наций

Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) является координационным центром деятельности Организации Объединенных Наций в сфере защиты прав человека. Данный комиссариат был основан Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

Адрес: Швейцария, CH-1211, Женева 10, Дворец Наций

Офис Старшего Советника ООН по правам человека при системе ООН в Российской Федерации поддерживает партнерские отношения с государственными органами федерального и регионального уровня, учреждениями ООН, организациями гражданского общества, в том числе, неправительственными организациями, научно-исследовательскими центрами и другими учреждениями и организациями, заинтересованными в практической реализации Концептуальных рамок сотрудничества.

Адрес: Россия, 125009 Москва, Леонтьевский пер., 9

Тел./факс: 8 (495) 787-21-03

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, также называемое Агентством ООН по делам беженцев, было создано 14 декабря 1950 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В мандат Агентства входит координация международных усилий по защите беженцев и решение их проблем во всем мире. Основная цель Агентства – защита прав и благосостояния беженцев. Основной целью Агентства УВКБ ООН в России является поддержка и дополнение усилий правительства Российской Федерации по созданию справедливой и эффективной системы предоставления убежища в соответствии с международными стандартами, а также предотвращение и сокращение случаев безгражданства, осуществляемое во взаимодействии с правительственными и неправительственными партнерами.

Источник



Вспомогательные органы ООН

Понятие и правовой статус.Согласно ст. 7 Устава ООН все ор­ганы Организации подразделяются на две группы: главные и вспо­могательные органы. В отличие от главных органов в Уставе под­робно не раскрываются понятие и правовой статус вспомогательных органов. В нем лишь отмечается, что вспомогательные органы, когда окажутся необходимыми, могут учреждаться в соот­ветствии с Уставом ООН. Правомерность создания таких органов вытекает также из ст. 22, 29, 68 Устава ООН. Указанные статьи подчеркивают, что такие органы создаются главными органами для осуществления ими своих функций. Юридическим основани­ем для создания вспомогательных органов являются правила про­цедуры главных органов ООН.

По срокам действия вспомогательные органы объединяются в две группы: органы, созданные для выполнения какой-либо конкретной работы; органы, функционирующие в течение данной (одной) сессии главного органа.

Функции любого вспомогательного органа ООН носят ограни­ченный характер. Они выполняют строго очерченную их учреди­тельным актом работу. Деятельность этих органов полностью оп­ределяется главным органом, они находятся в полном подчинении и под исключительным контролем этого главного органа, указа­ния которого для них обязательны. Это означает, что главный ор­ган может отменить любое решение вспомогательного органа, изъять из его компетенции тот или иной вопрос, сам может рас­смотреть данный вопрос.

Разумеется, статус и значимость вспомогательных органов ООН не адекватны. Одни из них являются практически межпра­вительственными организациями, а другие — автономными меж­правительственными органами.

Ниже приводятся основные сведения о некоторых вспомога­тельных органах ООН.

Детский фонд ООН(ЮНИСЕФ). Учрежден Генеральной Ас­самблеей в соответствии с Резолюцией 57(1) от 11 декабря 1946 г. в качестве временной чрезвычайной программы «в целях охраны здоровья детей вообще и детей стран, ставших жертвами агрессии, в особенности» и действовал в качестве ее вспомогатель­ного органа, имея полуавтономный статус. Фонд стал действовать на постоянной основе после принятия 6 октября 1953 г. Резолю­ции Генеральной Ассамблеи 802 (VIII) от 20 ноября 1959 г.

Основной целью ЮНИСЕФ является улучшение условий жиз­ни детей и молодежи, независимо от их расовой принадлежности, религиозных и политических убеждений. Значимая часть помощи ЮНИСЕФ осуществляется путем предоставления медикаментов, различных предметов потребления, продуктов питания. Он также оказывает помощь правительствам в разработке планов и про­грамм по всестороннему удовлетворению потребностей детей. Важную роль играет такой вид помощи, как предоставление сти­пендий для подготовки из местного населения персонала и административных работников для центров здравоохранения и днев­ных центров по уходу за детьми.

При осуществлении этих мероприятий ЮНИСЕФ взаимодей­ствует с 38 национальными комитетами и более 180 неправитель­ственными организациями. ЮНИСЕФ оказывает поддержку в вы­полнении программ защиты ребенка в 161 стране, районах и тер­риториях.

Источниками финансирования ЮНИСЕФ являются добро­вольные взносы правительств как в общий фонд, так и на специ­альные цели; средства, поступающие от системы учреждений ООН; взносы общественных организаций, а также доходы от про­дажи открыток ЮНИСЕФ и некоторые другие.

Руководит ЮНИСЕФ Правление, состоящее из представите­лей 36 государств — членов ООН, которые избираются ЭКОСОС сроком на 3 года. Секретариат ЮНИСЕФ возглавляет Дирек­тор-исполнитель, который назначается Генеральным секретарем ООН. Штаб-квартира ЮНИСЕФ находится в Нью-Йорке. В сис­теме ЮНИСЕФ работает более 5600 человек.

В 1965 г. ЮНИСЕФ присуждена Нобелевская премия мира «За развитие отношений братства между народами».

Программа развития ООН (ПРООН).Учреждена Генеральной Ассамблеей на ее сессии в 1965 г. ПРООН является центральной программой в системе ООН по финансированию проектов эконо­мического и социального развития.

Основная цель ПРООН — содействие развивающимся странам в их усилиях по ускорению экономического и социального разви­тия путем оказания им помощи, увязываемой с их национальны­ми планами развития, первоочередными потребностями и целями, в деле достижения более высокого уровня экономического и со­циального благосостояния населения этих стран, а также путем соответствующих мер по оказанию им помощи в осуществлении программы действий по установлению Нового международного экономического порядка.

При оказании помощи развивающимся странам администра­ция ПРООН должна исходить из следующих утвержденных Гене­ральной Ассамблеей принципов: помощь оказывается только пра­вительствам, через их посредство, с их согласия или по их прось­бам. Соответствующее правительство по консультации ПРООН определяет вид и характер оказываемой стране помощи.

Через глобальную сеть, которая состоит из 136 представи­тельств, ПРООН осуществляет сотрудничество с правительствами, гражданскими организациями и частными лицами примерно 175 развивающихся стран и территорий. Для реализации проектов и программ, осуществляемых при ее поддержке, ПРООН привле­кает национальный технический потенциал развивающихся стран, а также экспертов из более чем 30 международных учреждений и неправительственных организаций.

Группа независимых консультантов ПРООН ежегодно готовит доклад о развитии людских ресурсов, который помогает междуна­родному сообществу разрабатывать новые практические и прагма­тические концепции, мероприятия и политические документы, направленные на оказание содействия развитию, ориентирован­ному на человека.

ПРООН играет роль главного координатора мероприятий в области развития, проводимых в рамках ООН. В частности, она распоряжается средствами фонда капитального развития ООН (ЮНКДФ), Программы добровольцев ООН (ДООН) и фонда ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ).

ПРООН финансируется за счет добровольных взносов госу­дарств.

Высшим органом ПРООН является Совет управляющих, со­стоящий из 36 представителей правительств, избираемых на трех­летний период. Он ежегодно собирается на свои сессии, представ­ляет ежегодный доклад о своей работе Генеральной Ассамблее че­рез экосос.

Высшим должностным лицом ПРООН является Администра­тор, назначаемый Генеральной Ассамблеей на трехлетний срок.

Официальными языками Совета управляющих являются анг­лийский, испанский, китайский, русский и французский, а его рабочими языками — английский, французский и испанский.

Штаб-квартира ПРООН находится в Нью-Йорке.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Учреж­дена на XIX сессии Генеральной Ассамблеи в качестве ее постоян­ного органа в 1964 г. Членом ЮНКТАД является 191 государство.

Основная цель ЮНКТАД — поощрение международной тор­говли в целях ускорения экономического развития, в частности, торговли между странами, а также между странами, имеющими различные социальные и экономические системы. В задачи ЮНКТАД входит разработка принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономиче­ского развития, а также координации политики правительств и международных организаций в области торговли.

Читайте также:  Беседы с родителями первоклассников на актуальные темы

Среди функций ЮНКТАД — политический анализ; проведе­ние обсуждений на межправительственном уровне, достижение консенсуса и проведение переговоров; осуществление текущего контроля, выполнение решений и принятие последующих мер; техническое сотрудничество.

Переговоры, проведенные под эгидой ЮНКТАД, привели ко многим позитивным результатам. В частности, в 1971 г. одобрено Соглашение о всеобщей системе преференций, благодаря которым к экспорту развивающихся стран стоимостью более 70 млн долл. на рынках большинства развитых стран применяется префе­ренциальный метод. В 1989 г. в рамках ЮНКТАД заключено Со­глашение о глобальной системе торговых преференций среди раз­вивающихся стран. Под эгидой ЮНКТАД разработаны и заключе­ны международные соглашения о поставке сырьевых товаров, в том числе какао, сахара, натурального каучука, джута, тропиче­ских пород древесины, олова, оливкового масла и пшеницы. В 1989 г. в рамках ЮНКТАД учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, призванный содействовать финансированию создания международных товарных запасов и поддерживать проведение ис­следований и разработок по отдельным сырьевым товарам.

ЮНКТАД внесла вклад в разработку и заключение ряда меж­дународных договоров по морскому транспорту, в частности Кон­венций о кодексе проведения линейных конференций (1974 г.), о международной перевозке грузов морем (1978 г.), о международ­ных смешанных перевозках грузов (1980 г.), об условиях регистра­ции судов (1986 г.) и о морском залоге и ипотеке (1993 г.).

Высшим органом ЮНКТАД является сессия, созываемая один раз в четыре года. Состоялось десять таких сессий. Исполнитель­ным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию. В него входит 138 государств. Он открыт для участия всех стран — членов ЮНКТАД. Совет проводит свои заседания два раза в год.

Генеральная Ассамблея возложила на секретариат ЮНКТАД ответственность за обеспечение деятельности двух межправитель­ственных органов: Комиссии по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссии по науке и тех­нике в целях развития.

Местопребывание секретариата ЮНКТАД — Женева.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Учреждена Генеральной Ассамблеей на XXI сес­сии в 1966 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. Она начала свою работу в 1968 г. Первоначально ЮНСИТРАЛ состояла из 29 госу­дарств-членов, представляющих различные географические регио­ны и основные правовые системы мира. На своей XXVIII сессии Генеральная Ассамблея расширила членский состав Комиссии до 36 членов. Члены Комиссии избираются на шестилетний срок. На своей L сессии Генеральная Ассамблея вновь подтвердила мандат ЮНСИТРАЛ как центрального правового органа в рамках систе­мы ООН в области права международной торговли на координа­цию правовой деятельности в этой области.

В число задач, порученных Генеральной Ассамблеей ЮНСИТРАЛ, входит: координация работы международных орга­низаций, занимающихся вопросами права международной торгов­ли, содействие более широкому участию государств в действующих международных конвенциях и разработка новых конвенций и других документов, относящихся к праву международной тор­говли. К функциям Комиссии относятся также подготовка кадров и оказание помощи в области права международной торговли пу­тем проведения симпозиумов, семинаров и консультаций на на­циональном и региональном уровнях. ЮНСИТРАЛ уделяет пре­имущественное внимание изучению и подготовке единообразных норм права в следующих областях: международная купля-продажа товаров, международные платежи, включая юридическое руковод­ство по переводу денежных средств с помощью ЭВМ, междуна­родный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок, бартерной торговли и поставок.

В рамках ЮНСИТРАЛ подготовлен ряд важных международ­ных конвенций, в том числе Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.), Конвенция ООН о перевозке грузов морем (1978 г.), Конвенция ООН о дого­ворах международной купли-продажи товаров (1980 г.), Конвен­ция ООН об ответственности операторов транспортных термина­лов в международной торговле (1991 г.), Конвенция о междуна­родных переводных векселях и международных простых векселях (1988 г.), Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (1995 г.), Конвенция ООН об уступках дебиторской задолженности в международной торговле (2001 г.).

Помимо конвенций ЮНСИТРАЛ разработала тексты типовых правил, широко применяемых в практике международной торгов­ли. Среди них Типовой закон о международном торговом арбитра­же (1985 г.), Типовой закон о международных кредитных перево­дах (1992 г.), Типовой закон о порядке заключения контрактов о купле-продаже товаров, выполнении строительных работ и пре­доставлении услуг (1994 г.), Правовое руководство по составлению международных контрактов на строительство промышленных объ­ектов (1987 г.), Правовое руководство по международным бартер­ным сделкам (1992 г.), Типовой закон ЮНСИТРАЛ по праву меж­дународной торговли об электронных подписях.

ЮНСИТРАЛ проводит ежегодные сессии попеременно в Нью-Йорке и Женеве.

Комиссия международного права (КМП).Генеральная Ассамб­лея 21 ноября 1947 г. одобрила Резолюцию 174 (II) об учрежде­нии КМП и утвердила Положение о ней. Членами КМП могут быть лица, удовлетворяющие «всем предъявляемым требованиям». Согласно Положению членами КМП должны быть лица «с при­знанным авторитетом в области международного права».

Генеральный секретарь составляет список выдвинутых прави­тельствами кандидатов в алфавитном порядке и представляет его для проведения выборов в Генеральную Ассамблею. Выборы про­водятся тайным голосованием. Среди членов Комиссии не может быть двух граждан одного и того же государства. КМП состоит из 34 членов. Члены Комиссии избираются на пять лет.

КМП является вспомогательным органом Генеральной Ас­самблеи. Комиссия призвана помочь ей в выполнении функций по поощрению прогрессивного развития международного права и его кодификации (п. 1 ст. 13 Устава ООН). Согласно ст. 15 По­ложения о КМП выражение «прогрессивное развитие междуна­родного права» для удобства употребляется в смысле подготовки проектов конвенции по тем вопросам, которые еще не регулиру­ются международным правом или по которым право еще недоста­точно развито в практике государств. Равным образом выражение «кодификация международного права» для удобства употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются об­ширная государственная практика, прецеденты и доктрина.

Согласно Положению КМП занимается преимущественно во­просами международного публичного права, но она может рас­сматривать и вопросы международного частного права.

Комиссия готовит свои проекты в форме статей и представляет на Генеральной Ассамблее с комментариями. КМП может реко­мендовать проект государствам — членам ООН с целью заключе­ния конвенции или созвать конференцию для заключения кон­венции.

КМП заслуженно пользуется репутацией ведущего мирового органа в области международного нормотворчества. На основе проектов, подготовленных ею, заключено около 20 многосторон­них конвенций (например, Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отно­шении договоров 1978 г.).

За 55 лет своего существования КМП превратилась в наиболее уважаемый международный орган в области кодификации и про­грессивного развития международного права.

Университет ООН (УООН).Учрежден на XXVII сессии Гене­ральной Ассамблеи в 1972 г. в качестве ее автономного органа (Ре­золюция 2951 от 11 декабря 1972 г.).

Представляя собой учебное заведение нового типа, Университет помогает укреплению международного научного сотрудничества в целях решения насущных глобальных проблем. От традиционных учебных университетов он отличается структурой и характером дея­тельности. У него нет собственных студентов, преподавательского состава и территории. УООН действует через глобальную сеть учеб­ных и научно-исследовательских учреждений, включая собствен­ные научно-исследовательские и учебные центры и программы, и привлекает к работе отдельных ученых для рассмотрения проблем глобального характера.

Первоочередными областями деятельности Университета яв­ляются: универсальные общечеловеческие ценности и глобальная ответственность; новые направления в мировой экономике; ра­циональные глобальные системы обеспечения жизни; достижения науки и техники; демографическая динамика и благосостояние людей. УООН стремится также укреплять научно-исследователь­ский и учебный потенциал в развивающихся странах.

Научно-исследовательские и учебные центры и программы Университета охватывают конкретные области исследований и подготовки. УООН осуществляет собственные исследования и подготовку специалистов и сотрудничает в этих областях с выс­шими учебными заведениями многих стран. Университет имеет следующие научно-исследовательские и учебные центры и про­граммы: Всемирный институт развития экономических исследова­ний (УООН/ВИДЕР, Хельсинки); Институт новых технологий (УООН/ТЕХ, Маастрихт); Международный институт программ­ных технологий (УООН/ИИСТ, Макао); Институт природных ре­сурсов Африки (УООН/ИНРА, Анкара); Институт перспективных исследований УООН для изучения отдельных глобальных вопро­сов в повестке для ООН и др.

Руководящим органом Университета является Совет Универси­тета, состоящий из 28 членов. Они назначаются совместно Гене­ральным секретарем ООН и Генеральным директором ЮНЕСКО сроком на 6 лет. Функции исполнительного органа выполняет Рек­тор УООН. Он назначается Генеральным секретарем ООН после консультаций с Генеральным директором ЮНЕСКО.

Источник