Дидактика как педагогическая теория обучения.
История педагогики свидетельствует о том, что долгое время наряду с термином «педагогика» в том же значении использовался и термин «дидактика». Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635), который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики».
Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.
В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.
Термин дидактика происходит от греч. “didactikos” — обучающий. В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактика – отрасль педагогики, изучающая вопросы теории образования и обучения. Предметом исследования дидактики являются цели, содержание, закономерности и принципы обучения. Определяя, что из накопленной человечеством культуры должно стать содержанием образования и характеристикой образованной личности, дидактика является теорией образования. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение новых знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся. Образование — та сторона воспитания, которая включает в себя систему культурных и научных ценностей, накопленных человечеством. Дидактика отвечает на вопросы: — чему учить — как учить — где учить — в каких организационных формах
Задачи дидактики на современном этапе:
1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности
2.Формирование познавательной активности и самостоятельности
3. Активизация общего уровня развития младших школьников
4. Развитие и формирование умственных способностей
5. Проблемный характер изложения учебного материала
6. Индивидуализация и дифференциация обучения
7. Демократизация и гуманизация обучения
8. Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся
9. Программирование и компьютеризация обучения
10. Работа с одарёнными детьми
11. Формирование личностных взаимоотношений, высокая культура общения.
Научные основы обучения.
Любой педагогический процесс опирается на научные основы обучения. Научные положения выступают как наиболее общие ориентиры, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии.
Философской основой технологий целостного педагогического процесса (как и современной отечественной педагогики в целом) является гуманизм (социально-ценностный комплекс взглядов, убеждений, идеалов).
Мировая педагогическая мысль развивалась в двух направлениях (авторитарном и гуманистическом), в основе которых — проблема отношения к природе человека. В собственно педагогическом аспекте это выражается прежде всего в рассмотрении двух педагогических явлений: любовь к детям как необходимое условие достижения поставленной цели; наказание как способ взаимодействия учителя и учащихся (воспитателя и воспитанника).
Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.
Гуманистическое направление в педагогике имеет свои корни в учениях мыслителей Древнего мира (М. Ф. Квинтилиан). Ярким примером развития гуманистической мысли является педагогическое сочинение французского просветителя XVIII в. Ж.Ж. Руссо “Эмиль, или О воспитании”. Ж.Ж. Руссо беспощадно критиковал тех, кто исходит в воспитании из признания человеческой слабости, из убеждения, что человек бессилен, если его не подчинить своей воле.
Гуманизм в педагогическом учении Ж.Ж. Руссо – это организация взаимодействия с ребенком на основе добрых с ним отношений без использования наказания как педагогического метода; любовь к детям при этом выступает главным средством обучения и воспитания. Содержанием такого педагогического процесса является гуманизм, выраженный у Ж. Ж. Руссо в таких добродетелях, как сочувствие и помощь другим, отзывчивость на добро. Гуманистические идеи Ж. Ж. Руссо были восприняты и развиты И. Г. Песталоцци (1746–1827), А. Дистервегом (1790–1866), Р. Штайнером (1861–1925) и др.
Мысль о том, что наказание – необходимый элемент педагогического процесса, была высказана в самом общем виде философом Древней Греции Платоном. Что касается практики, то еще до Платона спартанцы воспитывали своих детей при помощи жестоких наказаний.
Авторитарная педагогика предусматривает подчинение ребенка воле взрослого, авторитет которого беспрекословен. В XX в. идеи авторитарной педагогики широко реализовывались в странах с фашистским режимом, с культом “избранности” отдельных рас и народов.
Закономерности обучения.
Одной из своих функций дидактика как наука имеет познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление закономерностей дидактического учебно-воспитательного процесса, который рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны целостного процесса.
Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Общие закономерности охватывают своим действием всю систему. Частные (конкретные) закономерности охватывают своим действием отдельные компоненты (аспекты) системы. В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.
Общие закономерности процесса обучения
Принципы обучения.
Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
1. Принцип развивающего и воспитывающего обученияпредполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
2. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.
3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.
Требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
4. Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
5. Принцип доступноститребует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
6. Принцип наглядности– один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.
7. Принцип сознательности и активностиучащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.
8. Принцип прочности основан на прочности закрепления знаний в памяти учеников.
Функции обучения.
Можно выделить 3 основных функции обучения:
Ø Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.
Ø Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения — отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.
Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.
Ø Развивающая функция предполагает развитие личности в процессе обучения. Нередко можно встретить утверждение, что главной задачей обучения является вооружение учащихся суммой знаний, умений и навыков. На самом деле это не совсем так. Знания, умения и навыки чрезвычайно важны, но они не могут рассматриваться как самоцель. Знания, умения и навыки как, впрочем, и обучение в целом, являются средствами развития личности.
Существуют разные точки зрения на проблему взаимоотношения обучения и развития. Некоторые педагоги и психологи считают, что развитие ведет за собой обучение (Ж.Пиаже), другие полагают, что обучение ведет за собой развитие (Л.С.Выготский).
Л.С.Выготский выдвинул учение о двух зонах (уровнях) развития личности. «Зона актуального развития» означает имеющийся, уже достигнутый уровень мышления, памяти, воображения и т.п., «зона ближайшего развития» предполагает потенциальный уровень развития, который есть у каждого ученика. и которого можно достичь под руководством педагога. При определенных условиях «зона ближайшего развития» становится «зоной актуального развития» и перед учителем встает новая задача по приближению ученика к очередной «зоне ближайшего развития» и т.д.
Проблема мотивации учения
Факторы учебной мотивации. Она определяется:
§ образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
§ организацией образовательного процесса;
§ субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
§ субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
§ спецификой учебного предмета.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1) Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной
активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее
успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2) Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно
справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3) Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4) Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
5) Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно — психические нарушения.
Источник
Задачи и функции дидактики, её понятийный состав
Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Дидактику еще называют и теорией обучения.
Предметом дидактики является дидактическая деятельность, т. е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся.
Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач:
– установление целей и задач теории;
– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;
– обоснование принципов и правил обучения;
– определение содержания и форм организации обучения;
– разъяснение методов и средств обучения;
– характеристика материальных средств обучения.
Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, — обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение — процесс (сопроцесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются приобретенные.
Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
— Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности). Знания включают в себя: факты, представления, понятия, законы, закономерности, идей, теории.
— Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
— Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Обучение – средство развития и формирования личности, которое не сводится только к овладению знаниями, выработке практических умений и способов творческой деятельности.
В современной дидактике под термином «образование» понимают специальную сферу социальной жизни, уникальную систему, своеобразный социокультурный феномен, способствующий накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуальному развитию человека. Образование – овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-этической культуры, вследствие чего они приобретают определенный образ и индивидуальное своеобразие. Результатом является образованность — качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями.
Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Содержание (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (от лат. «forma»— внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.
Метод (от лат. «metodos» — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.
Результаты обучения – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Компонентами продукта обучения являются:
1) знания, умения, навыки; 2) мировоззрение личности; 3) кругозор и эрудиция; 4) качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); 5) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; 6) навыки самообразования; 7) активность; 8) работоспособность (умственная и физическая) личности; 9) воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.); 10) профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.
Основные дидактические концепции.
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами.
Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование.
Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.
Можно выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические концепции:
1) традиционная (Я. А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);
2) педоцентрическая (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай);
3) современная дидактическая система (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).
Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.
В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.
Дидактика Гербарта характеризуется такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания.
Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность – ассоциация – система – метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.
К началу XX в. рождаются новые подходы. Традиционная система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка, за то, что данная система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.
В основе педоцентрической концепции – деятельность ребенка, главная роль отводится учению.
Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание».
Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения.
Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, гуманистическая психология (К. Роджерс, когнитивная психология (Брунер, педагогическая технология и педагогика сотрудничества.
Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.
Фотоотчет об участии в семинаре «Особенности дошкольной дидактики» 10 октября я — Анисимова Марина Генриховна музыкальный руководитель МБДОУ № 200 г. Чебоксары, приняла участие в авторском семинаре Кравцовой.
Число «10» и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел Старшая группа «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
Конспект занятия «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием» Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел. Программное.
Функции педагога-психолога в детском саду Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к.
Конспект родительского собрания «Работа психолога и его функции в ДОУ» «Здравствуйте. Я педагог-психолог (ФИО, место работы, о себе кратко, Сегодня мы с вами поговорим кто такой педагог-психолог и о его роли.
Конспект занятия по ФЭМП «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи» в подготовительной группе Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе, «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим.
Кроссворд «Понятийный аппарат педагогики» В кроссворде представлены основные понятия педагогики. Кроссворд «Понятийный аппарат педагогики» По горизонтали: 3. Умения, доведенные.
Реферат «Взаимосвязь ручной функции и речи» Реферат На тему: «Взаимосвязь ручной функции и речи» Выполнила: Чечулина З. Е. Курган 2019 г План 1. Взаимосвязь речи и ручной.
Содержание планово-прогностической функции управления старшего воспитателя 1. Содержание методической работы старшего воспитателя Важнейшей управленческой функцией старшего воспитателя детского сада является функция.
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования. Речь – форма общения, опосредованная языком. Виды речи. Речь включает в себя.
Источник
Определение, предмет и задачи дидактики
В данной статье мы рассмотрим, что такое дидактика, каково ее основное содержание, а также какие цели она ставит перед собой. Для начала сформулируем основное определение.
Дидактика в педагогике – это ее определенная область, которая изучает основы обучения и его содержание с теоретической точки зрения.
Один из наиболее известных чешских педагогов А.Коменский предлагал рассматривать дидактику как особую систему научного знания. Он является автором масштабного труда «Великая дидактика», в котором была предложена универсальная теория обучения всех и всему. Это произведение называют ключевым в дидактике, поскольку в нем были впервые сформулированы главные подходы к обучению и принципы образовательной деятельности, широко применяемые и в современной педагогике. Также в историю дидактики внесли заметный вклад и другие зарубежные и отечественные педагоги – А. Дистервег, К. Ушинский, И. Гербарт, И. Песталоцци.
Существует общая теория познания, называемая гносеологией. Она образует методологическую основу дидактики. Также дидактическое знание имеет связи с психологией (общей, возрастной, педагогической), информатикой, социологией, разделом физиологии, изучающим высшую нервную деятельность и др. Из этого следует, что у дидактики имеются психологические, социокультурные и информационные основы.
Нормативные документы и образовательные стандарты определяют, каким будет содержание обучения, именно на основе дидактических стандартов. Образовательный и обучающий процессы, связанные также с воспитательной деятельностью, составляют не только предмет изучения дидактики, но и органическую часть воспитания. Любое общество имеет целью передачу накопленного ранее опыта, навыков, умений и знаний подрастающему поколению и желает, чтобы эта передача осуществлялась качественно. Образование и обучение направлены на одну цель – освоение и запоминание потомками опыта наших предков, следовательно, дидактика – это теория обучения в самом общем смысле этого слова.
Предмет дидактики – это также совокупность закономерных связей, возникающих между деятельностью обучающегося и обучаемого, а также связей между различными компонентами, составляющими процесс обучения.
Сегодня принято считать, что дидактика изучает суть процессов образования и обучения. Следовательно, все содержание образования, зафиксированное в программах, учебных планах, пособиях в сочетании со средствами и методами обучения, определяет воспитательную роль всего процесса, поэтому важно создавать новые организационные формы и условия, которые будут благоприятствовать активному творчеству учеников, их физическому и нравственному развитию. Важно отметить, что общая дидактика направлена на изучение закономерностей обучения и образования, но не особенностей обучения конкретным предметам и дисциплинам. Эти задачи решает частная дидактика, также называемая предметной.
Многие известные специалисты-дидактики считали, что предметом дидактики является связь учения с преподаванием, их единство, а также те условия, необходимые для того, чтобы образовательный процесс протекал эффективно.
Какие задачи решает дидактика
Дидактическая наука – одна из наиболее разработанных научных отраслей, что объясняется одновременно ее теоретическим и нормативно-прикладным характером. Однако в течение всей истории образования дидактика была нужна для того, чтобы определить, что именно следует включить в программу образования новых поколений, как найти новые способы, чтобы передать потомкам навыки и знания, а также раскрыть закономерности и свойства данного процесса.
Все известно, что обучение неотделимо от воспитания как с умственной, так и с нравственной точки зрения. Значит, мы можем считать дидактику не только образовательной теорией, но и теорией воспитания.
В таком случае основная дидактическая задача – это формирование мировоззрения учеников.
Важнейшими целями дидактики является изучение общих законов обучения, а также формулировка на их основе правил и принципов образовательного процесса. Кроме того, она определяет задачи обучения, прорабатывает вопрос о том, в каких методах и формах оно должно осуществляться, как его лучше организовать. Иначе говоря, дидактика помогает нам ответить на вопрос, как именно нужно учить. Примером решения такой задачи может стать внедрение разных педагогических технологий в учебную практику.
Поскольку дидактика, как мы уже говорили выше, определяет, каким будет содержание обучения, знание ее правил и принципов необходимо для разработки учебных программ, образовательных стандартов и учебно-методических комплексов. Иными словами, дидактика также дает ответ на вопрос, чему именно следует обучать. Она глубоко исследует различные вопросы, связанные с изучением методологии образования, формирует основные принципы, по которым средства обучения создаются и применяются, занимается обобщением и анализом передового педагогического опыта, применением новаций и инноваций в образовательном процессе.
Основные категории дидактики
В рамках дидактики как науки можно выделить несколько важнейших категорий.
Во-первых, это обучение, которое является целенаправленным, специально организованным процессом взаимодействия учителя и учеников, в результате которого происходит усвоение конкретной системы знаний, деятельности, приемов мышления, а также системы отношения к самим себе и миру вокруг. В качестве закономерности обучения выступает совокупность связей, которые являются общими и объективно необходимыми, между компонентами обучения и иными дидактическими явлениями, обеспечивающими их развитие и функционирование.
Во-вторых, это преподавание, которое выступает в качестве управления учебной деятельностью обучающихся, а также всесторонней помощи им в процессе усвоения знаний и построении отношения к себе и окружающему миру, формировании основных способов мышления.
Принципами обучения называют его руководящие, главные положения, определяющие основные требования к содержанию и функционированию учебного процесса.
Учебная деятельность (некоторые специалисты предпочитают термин «учение») – это деятельность обучающихся, характеризующаяся целенаправленным познавательным характером, т.е. она нацелена на получение знаний, освоение новых типов мышления и отношения к миру и самому себе.
Основные функции дидактики
Дидактика выполняет множество различных функций, среди которых:
- развивающая (формирование и развитие психологических качеств личности, их целенаправленное изменение);
- воспитательная (создание связи между знаниями и отношениями, причем отношение может быть, как к себе и другим людям, так и к другим объектам мира);
- обучающая (способствование передаче знания, навыков, умений во время активного развития личности).
Существует понятие типичного дидактического факта, который относится не только к работе учителя, деятельности учащегося, результатам учебного процесса. С его помощью можно установить существование определенной закономерности, которая, в свою очередь, проявляется в трех действиях:
- раскрытие принципиально важных зависимостей между поведением учителя и условиями обучения;
- раскрытие зависимости между поведением учеников и теми изменениями, которые являются плодом работы учителя;
- раскрытие зависимости между поведением учеников и их собственной деятельностью.
Значение дидактики как науки
Дидактика вовсе не умозрительная, чисто описательная наука; она раскрывает причины глубоких дидактических явлений и исследует их закономерности, выявляет предпосылки и создает условия для выполнения утилитарной функции, определяет нормы работы учащихся и учителей. В целом можно сказать, что она имеет большую ценность по сравнению с теми нормами, которые устанавливаются субъективно, умозрительно или исходя из личного опыта.
Источник
Дидактика как отрасль педагогики, ее задачи и основные категории
1. 1.Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи. Становление и развитие дидактики.
2. 2.Общие категории дидактики.
3. 3.Дидактические и частные методики.
Рекомендуемая литература
1. 1.Подласый И. П. Педагогика М., 1999 12н. 1 с 292 – 297
2. 2.Сивашинская Е. Ф. Лекции по педагогике. Мн., 2007, с 91 – 95
3. 3.Харламов И Ф. Педагогика. Мн., 1998, с 131 – 136
Дидактика как отрасль педагогики, ее задачи и основные категории
Воспитание в его широком понимании включает в себя два взаимосвязанных процесса — обучение и формирование у учащихся социальных и духовных отношений.
Если органической частью воспитания в его широком смысле является обучение, то перед педагогикой встают вопросы: в чем состоит сущность этого процесса и как его нужно осуществлять? Теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие в педагогике особой научной дисциплины — дидактики.
Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий». Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—4635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом; как <<универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Большой вклад в разработку дидактики внесли Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушиинский, В. П. Острогорский, П. Ф. Каптерев. Немало сделали в этой области П, К Груздев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Н^А. Менчинская, Ю. К. Бабанский и др.
Поскольку образование формируемой личности происходит в процессе обучения, то дидактику зачастую определяют как теорию обучения и образования, подчеркивая тем самым, что она должна исследовать как теоретические основы обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности. Таким образом, дидактика — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики— закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. К основным проблемам, которые разрабатывает дидактика, относятся следующие:
— исследование научно – педагогических основ содержания образования;
— раскрытие сущности, закономерностей и принципов обучения;
— освещение закономерностей учебно-познавательной деятельности обучающихся;
— развитие методов обучения;
— совершенствование и обновление организационных форм учебной работы.
Задачи дидактики состоят в следующем: 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии и др.
Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют специфические особенности обучения по отдельным учебным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в то же время на результатах их исследований. Дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга.
Дидактика имеет категории и понятия, которые составляют ее каркас как науки. Она пользуется и категориями общей педагогики, например, «воспитание», «ученик», «учитель». Собственно дидактическими категориями, ставшими и общепедагогическими надо признать «образование», «учебный процесс». К понятиям дидактики относятся «обучение» и его составные части: «учение», «преподавание», цели обучения, содержание образования, дидактические процессы, методы обучения, средства обучения, формы обучения, закономерности и принципы обучения и др.
Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия (общения)4 учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие ребенка.
Преподавание — деятельность учителя в процессе обучения.
Учение — особым способом организованное познание; деятельность учащихся, направленная на овладение суммой ЗУНов, способов учебной и творческой деятельности.
Процессы учения и преподавания рассматриваются как единый процесс взаимодействия ученика и учителя.
Методика обучения учебному предмету — отрасль педагогической науки, которая представляет собой отдельную теорию обучения или отдельную дидактику.
Содержание образования – система научных ЗУНов, отнашений и опыта деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, нравственности, поведения, подготовки к общественной жизни и труду.
Дидактические принципы — это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Методы обучения — способы профессионального взаимодействия : учащихся для достижения целей обучения.
Формы организации обучения — способ организации процесса обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Наряду с другими отраслями педагогики, дидактика постоянно развивается. С одной стороны, она анализирует и обобщает реальный опыт учителей, имеющих заметные успехи в учебной работе, С другой — экспериментирует, выдвигает новые подходы в разных направлениях дидактики, например, опыт педагогов-новаторов 80-х гг., исследование развивающего обучения в разных вариантах, компьютеризация обучения и другие проблемы — все они обогащают дидактику.
Таким образом, дидактика — отрасль педагогики по теории образования и обучения. Она одновременно наука и теоретическая, и прикладная. Дидактика определяет цель и содержание образования и обучения, разрабатывает формы, методы и организацию учебной работы, общие принципы создания и использования дидактических средств. Дидактика изучает также законы, закономерности и тенденции учебного процесса, проблемы источников и методов исследования вопросов обучения и образования. Она имеет связь с другими науками: гносеологией, психологией, кибернетикой, социологией, историей педагогики и другими педагогическими науками.
Как и другие отрасли педагогики, дидактика постоянно развивается, совершенствуя и содержание образования, формы и методы, организацию учебной работы.
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения.Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.
Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.
Отсюдаполучаем краткое и емкое определение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога и реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение— упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие звенья взаимодействия:
Кратко напомним сущность некоторых других категорий, которые уже рассматривались в первой части.
Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления..
Знание — совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).
Умения— овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Источник