Государственное регулирование в сфере культуры

Государственное регулирование в сфере культуры

Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использова­ние ряда рычагов:

Законодательство — создание правовых условий, норм, гарантий деятельности в сфере культуры учреждений различных форм соб­ственности и контроль исполнения действую­щих законов,

Собственность (учредительство) — созда­ние и деятельность собственной сети учрежде­ний культуры, учредителями которых высту­пают государственные органы.

Контроль и администрирование — деятельность государственных органов управления и контроля со сторо­ны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вневедомственный контроль (налоговая инспекция, пожар­ный и санитарный надзор и т. д.).

Культурная политика — выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

Финансирование — выделение средств из федерального и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» — программ и проектов.

Организационная поддержка организаций, проектов, программ.

Стимулирование — налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства.

Информация — информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов.

Конкретная конфигурация государственного регули­рования зависит от акцента на тех или иных рычагах.

Определяя целесообразные пределы и формы государ­ственного регулирования развития социально-культур­ной сферы, важно, избегая идеологических стереотипов, опираться на накопленный отечественный и зарубеж­ный опыт. Этот опыт показывает, что возможны четыре основные роли государства по отношению к культуре и искусству.

1. «Помощник» — когда государство все свое внима­ние концентрирует на поддержании и развитии разнооб­разия культурной деятельности в целом, а не каких-то отдельных стилей и направлений. Источники финанси­рования в данном случае оказываются разнообразными, а роль правительства состоит исключительно в поощре­нии этого разнообразия всеми силами. Классический пример США.

2. «Патрон» — когда государство концентрирует свое внимание больше на том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно поощряет художественное мастерство с помощью сти­пендий и более активно участвует в культурной жизни, чем «помощник». Типичный пример— Великобритания.

3. «Архитектор» — когда помощь культуре и искус­ству со стороны государства является частью его про­граммы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат скорее стандарты общества, чем про­фессиональные стандарты сфе­ры культуры. Сама же поддержка выражается исключи­тельно в долгосрочном прямом государственном финанси­ровании. Пример «архитектора» — Франция.

4. «Инженер» —государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятель­ности и художественного творчества. Например, оно под­держивает то искусство, которое отвечает его политиче­ским целям и стандартам. Пример — бывший СССР.

Разумеется, каждое из государств в той или иной степени играет каждую из указанных ролей. Речь может идти об акцентах на конкретном наборе механизмов и процедур, который с изрядной степенью условности и можно назвать «ролью». Более того, эти акценты могут смещаться в зависимости от экономической ситуации, политического положения. Однако в каждой стране, в силу традиций культурной и политической жизни, складыва­ется определенный характер и стиль государственного регулирования в сфере культуры, свойственный данно­му обществу.

Правовые условия поддержки и развития сферы куль­туры определяются соответствующими международными документами и отечественным законодательством.

К международным документам по вопросам культуры относятся:

· соответствующие позиции Устава ООН и ЮНЕСКО, Все­общей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6);

· конвенции ЮНЕСКО: Флорентийское соглашение 17.06.1950 г. — о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и последовавшие протоколы к соглашению; и т.д.

В этих документах культура понимается как опреде­ляющее условие реализации созидательного потенциала личности и общества, форма утверждения самобытности народа и основа духовного здоровья нации, гуманисти­ческий ориентир и критерий развития человека и циви­лизации. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и само­бытности. Вся совокупность явлений и продуктов матери­альной и духовной культуры народа составляет органич­ное единство, нарушение которого ведет к утрате гармо­ничной целостности всей национальной культуры.

Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обя­зательства перед прошлым, настоящим и будущим за со­хранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов -проживающих на его территории. Государствен­ная политика в сфере культуры должна строиться на ува­жении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в куль­турной жизни и творчестве. Государство обеспечивает ра­венство возможностей и условий культурного развития граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом нацио­нальных традиций, уровня политического и экономиче­ского развития общества.

Как гарант сохранения и развития культурного на­следия государство обязано:

1.рассматривать в качестве приоритетной задачи сохра­нение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям;

2.содействовать формированию у граждан интереса, люб­ви и уважения к культурному наследию своего наро­да, к культуре других народов;

3.обеспечивать художественное и эстетическое воспита­ние подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;

4. способствовать интеграции культурного потенциала

Как субъект власти и права государство обязано:

1. обеспечивать законодательную базу поддержки и раз­вития культурной жизни и принимать администра­тивные меры по неукоснительному соблюдению меж­дународных и государственных норм в области куль­туры;

2. создавать систему социальных, экономических и пра­вовых гарантий свободного творчества и профессио­нальной деятельности в сфере культуры;

3. не допускать ущемления права граждан пользоваться своим родным языком;

4.поддерживать негосударственные организации, способ­ствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и создавать реальные условия (включая налоговую политику) для развития благо­творительности в сфере культуры;

Читайте также:  Проблема бытия в философии Категории онтологии

Правовые рамки поддержки и развития сферы куль­туры определяются действующим законодательством. В российских условиях это прежде всего Гражданский и Налоговый кодексы, а также «Основы законодательства РФ о культуре», принятые 09.10.1992 г. Целый ряд ста­тей этого закона ликвидирует монополию государства на управление культурной жизнью.

Характеризуя организационно-экономические условия развития культурной жизни в России, можно констатиро­вать, что начиная с 1989 г. в них сложились и закреплены последовавшим законодательством и нормативными ак­тами три основных компонента:

1. Юридическая самостоятельность учреждений куль­туры. В качестве их учредителей могут выступать органы государственного управления, общественные организации, предприятия, трудовые коллективы, группы граждан.

2. Хозяйственная самостоятельность учреждений куль­туры, вытекающая из правовой. Учреждения культуры могут принимать любую модель хозяйствования, включая финансирование, материальное обеспечение и организацию заработной платы и экономического стимулирования (штат­ные ставки, бригадный и индивидуальный подряд и т. д.).

3. Развитие программного бюджетного финансирова­ния, переход в государственном бюджетном финансиро­вании от финансирования сети учреждений к финансиро­ванию деятельности учреждений вне зависимости от их формы собственности (система социального заказа).

Государственное управление сферой культуры осуще­ствляют органы государственной власти, соответствую­щие государственному устройству общества.

Высшим должностным лицом РФ, согласно действую­щей Конституции, является Президент, избираемый в РФ прямым голосованием граждан (т. е. получающий полно­мочия непосредственно от них) и наделенный одновременно рядом функций как законодательной, так и исполнитель­ной власти. Вопросы государственного управления сферой культуры затрагиваются в Указах Президента, его законо­дательных инициативах. Эти документы, подготавливаю­щие их анализы и экспертизы, осуществляют советники по вопросам культуры, работающие в аппарате Президента.

Высшим органом законодательной власти в РФ явля­ется Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации (образуемого из представителей законо­дательной и исполнительной власти субъектов федера­ции) и Государственной думы, состоящей из депутатов, избираемых прямым голосованием граждан (за конкрет­ных кандидатов и по партийным спискам). Основными функциями законодательной (представительной) власти является разработка и принятие законов, утверждение государственного бюджета и контроль за его исполнени­ем, формирование органов исполнительной власти. Все эти функции так или иначе касаются вопросов культуры и сферы культуры, а в некоторой своей части посвящены ей непосредственно. Проекты законов разрабатывает и принимает Государственная дума, затем они подлежат рассмотрению Советом Федерации и вступают в силу по­сле подписания Президентом. Для качественной подго­товки и экспертизы проектов законов и бюджета по куль­туре, оценке деятельности должностных лиц в Думе обра­зована депутатская Комиссия по культуре’ и историческому наследию. На свои заседания и слушания Комиссия при­глашает по мере необходимости экспертов и специали­стов, представителей общественности.

Высшим органом исполнительной власти в РФ явля­ется Правительство РФ, образуемое решениями Феде­рального собрания и Президента. Функциями исполнитель­ной власти является исполнение законов и утвержденного бюджета, а также текущее государственное управление соответствующими отраслями. Применительно к сфере культуры эти функции осуществляет Министерство куль- ^ туры РФ, возглавляемое министром культуры РФ. В струк­туре Министерства культуры действует ряд управлений — по отраслям культурной деятельности (музейное, библио­течное дело, концертная деятельность и т. д.) и функци­ям управления (финансирование, контроль и инспектиро­вание и т. д.). Кроме того, Министерство культуры осу­ществляет учредительские функции по отношению к государственным учреждениям культуры федерального значения (Большой театр, Эрмитаж, Русский музей, На­циональная библиотека и т, п.).

Та же структура органов государственной власти дей­ствует на уровне субъектов РФ: республик, краев, облас­тей. В каждой из них имеется высшее должностное лицо (президент или губернатор), законодательное собрание (или дума) и правительство (администрация). Они осуще­ствляют те же функции государственного регулирования, только применительно к масштабам данного субъекта фе­дерации (принимают и исполняют законы и бюджет, фор­мируют необходимые органы власти по отраслям и функ­циям управления), и при каждом органе законодательной власти формируются комиссии, занимающиеся вопроса­ми сферы культуры, а в состав органов исполнительной власти входят соответствующие министерства (комитеты, управления) культуры, которые, помимо прочего, осуще­ствляют руководство соответствующей сетью учреждений культуры.

На местном уровне (район, город) воспроизводится фак­тически та же схема: представительная власть (депутат­ский корпус) с соответствующими комиссиями, исполни­тельная власть (администрация) с соответствующими от­делами культуры.

Вопросы поддержки и развития сферы культуры за­трагивают функции и других органов государственного управления на всех уровнях от местного до федерального. Речь идет о. таких государственных службах, на которые возлагаются функции вневедомственного контроля: Гос­комимущество, Центральный банк, прокуратура, налого­вая инспекция, органы охраны порядка, санитарного над­зора, противопожарной безопасности и т. д.

Ради полноты картины государственного управления сферой культуры следует упомянуть третью (по отноше­нию к законодательной и исполнительной) ветвь государ­ственной власти — судебную, т. е. суды различного уров­ня (вплоть до федерального), в которых также приходит­ся иногда решать вопросы, относящиеся к сфере культуры.

Источник



Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Читайте также:  Задаешься вопросом кто должен

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Источник

Роль государства в сфере культуры

Государство принимает участие в осуществлении культурной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере культуры, являются:

■ финансирование ряда видов культурной деятельности;

■ осуществление определенных видов культурной деятельности в государственных организациях культуры;

■ регулирование условий осуществления некоторых видов культурной деятельности.

Финансирование. Историко-культурное наследие (памятники истории и культуры, музеи, архивы, библиотеки, народная культура) и такие виды исполнительского искусства, как театральное искусство, филармоническая музыка, во всем мире поддерживаются государством. Экранное искусство поддерживается за исключением США всеми теми государствами, которые хотят сохранения своего национального кинематографа. Почти в каждой стране существуют финансируемые государством средства массовой информации (телевизионные каналы и радиостанции). Различные формы государственной поддержки применяются в отдельных странах по отношению к деятельности в других секторах сферы культуры. В 1990 г. государственные расходы на поддержку художественного творчества и сохранение культурного наследия составляли в странах с развитой рыночной экономикой до 1% ВВП, в частности в Нидерландах – 0,6%, во Франции и Швеции – по 0,8%; в Финляндии – 0,9%*.

* По данным национальных докладов о культурной политике, представленных в Совет Европы.

Производство. Предоставление многих видов культурных благ осуществляется государственными организациями. Соотношение государственных и частных организаций варьируется по областям сферы культуры и отдельным странам. Везде государственный сектор превалирует в музейном, архивном и библиотечном деле. Почти во всех странах существуют государственные театры, клубные учреждения, радио- и телевещательные компании.

Регулирование.В сфере культуры государство редко устанавливает стандарты качества предоставляемых благ. Это обусловлено высокой степенью творческой составляющей в культурной деятельности. Предметом государственного регулирования в сфере культуры могут выступать:

■ материальные и квалификационные условия осуществления определенных видов деятельности;

■ отдельные характеристики производимых продуктов и предоставляемых услуг;

■ экономические условия осуществления культурной деятельности (цены, распределение дохода, уровень концентрации производства).

По отношению ко многим видам деятельности в сфере культуры государство устанавливает требования к материальным и квалификационным условиям их осуществления. Такие требования могут относиться к наличию помещений, оборудования, уровню профессиональной подготовки работников и т.п. Смысл установления подобных требований состоит в предупреждении нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, в обеспечении признаваемых нормальными в данном обществе условий потребления соответствующих видов благ, а также в обеспечении сохранности предметов, представляющих культурную ценность.

В качестве основного механизма выполнения устанавливаемых требований используется механизм лицензирования. Государство устанавливает разрешительный порядок получения права на осуществление некоторых видов деятельности в сфере культуры. Это, в частности, реставрационные работы, музейная деятельность, книгоиздание, публичный показ кино- и видеофильмов, радио- и телевещание и др. Лицензия выдается, если соискатель обладает помещениями, оборудованием, уровнем квалификации и т.п., удовлетворяющими установленным лицензионным требованиям.

Государство может регулировать отдельные характеристики культурных благ. В качестве оснований для такого регулирования используются ценностные представления. В тоталитарных государствах осуществляется жесткий контроль (цензура) содержания распространяемой информации и культурных благ. В демократических обществах свобода слова и свобода художественного творчества рассматриваются как важнейшие права их граждан. Закон запрещает государству вмешиваться в содержание деятельности создателей культурных и информационных продуктов. Вместе с тем демократические государства могут устанавливать определенные требования к структуре распространяемых культурных благ. Почти во всех странах запрещается или ограничивается распространение изданий и аудиовизуальной продукции, пропагандирующей секс и насилие. Другим примером является установление требований к структуре радио- и телевещания, которое практикуется во многих европейских странах в целях поддержки национальной культуры. Так, во Франции законом установлено, что в общем объеме музыкального радиовещания песни на французском языке должны составлять не менее 40%, из которых половина должна приходиться на «молодые таланты». В Венгрии государственное телевидение должно показывать 51% программ национального производства, в том числе 20% – кинофильмов, из которых 30% должны быть куплены у других производителей. На государственном радио не менее 30% времени музыкальных программ должно быть отведено венгерской музыке. В свою очередь, негосударственные телекомпании обязаны посвятить 20% объема вещания в год социально значимым программам. Таковыми считаются информационные передачи, программы в области культуры, науки, передачи для молодежи. В Польше телевизионные программы и фильмы польского производства должны составлять не менее 30% объема телевещания. Причем информационные передачи, спортивные трансляции, реклама, игры не включаются в эту квоту. 10% вещания должно быть обеспечено за счет продукции, созданной негосударственными производителями.

Предметом государственного регулирования выступают цены на услуги, предоставляемые государственными организациями культуры, в особенности получающими государственные субсидии. Регулирование цен производится с целью обеспечить доступность соответствующих услуг для различных категорий населения. Некоторые виды культурных благ могут предоставляться населению или его отдельным категориям (детям, инвалидам, пенсионерам) бесплатно. Так, во многих странах не взимается плата за пользование общественными библиотеками. В отдельных странах (например, в Великобритании, России, США) – за вход в определенные государственные музеи. Практикуется применение льготных цен для разных групп потребителей.

Читайте также:  Международная научно практическая конференция Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента номер XLVIII

Некоторые государства с рыночной экономикой регулируют распределение доходов негосударственных организаций культуры. Например, в Венгрии частные телекомпании должны направлять 6% доходов от рекламы на создание телефильмов, причем 30% из них должны быть сняты независимыми от телекомпании производителями. Это регулирование преследует цели поддержки развития национальной культуры, творческого многообразия, а также противодействия монополизации телевещания.

Некоторые страны активно осуществляют меры антимонопольного регулирования деятельности отдельных видов средств массовой информации. Например, в США регулируется степень концентрации на рынке телевещания. Каждая отдельная телевещательная компания может иметь в своей собственности передающие станции, охватывающие вещанием не более 35% населения страны.

Масштабы выполнения государством функций регулирования, финансирования, производства культурных благ различаются в применении к разным областям сферы культуры, разным странам и разным периодам времени. Для иллюстрации приведем типологию моделей систем массовой информации, характеризующихся разной степенью участия государства в их деятельности. Можно выделить пять таких моделей*:

Источник

Конституционное регулирование компетенции в РФ

Государственный суверенитет в деятельности органов государственной власти по реализации внутренних и внешних функций государства. Только через основные функции государственной власти суверенитет воплощается в жизнь, становится фактическим свойством власти. Для того, чтобы выполнить данные функции, государство должно обладать определенной компетенцией.

Компетенция — это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности.

По отношению к государству — это круг прав и обязанностей в определенных сферах общественных отношений. Компетенция государства может быть реализована не только через органы государства, но и через референдум и другие институты прямой демократии.

Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. Компетенция государственного органа по устоявшемуся в юридической науке мнению определяется через предметы ведения и полномочия. При этом предмет ведения государственного органа — это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено соответствующими нормативными актами к компетенции данного органа. Тогда как полномочия органа государственной власти включают в себя права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов и осуществления иных государственно-властных действий в определенной сфере общественных отношений. Баргондия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий В соответствии с Конституцией РФ 1993 года компетенция государственных органов Федерации и ее субъектов разграничивается на:

— исключительную компетенцию федеральных органов власти;

— совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов;

— исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации.

К исключительной компетенции федеральных органов власти относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы, требующие единого регулирования по всей стране (энергетическая, космическая системы, денежная система и др.), федеральная собственность и управление ею, установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют права вторгаться в исключительную компетенцию федеральных органов. Предметы совместного ведения в отличие от предметов находящихся в исключительном ведении Федерации, предполагают, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий. Исходя из смысла ст. 72 Конституции РФ предметы совместного ведения можно условно подразделить на несколько групп.

1. Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:

— обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам;

— защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

— защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

— установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Вопросы, регулирования экономики, социального и культурного развития:

— разграничение государственной собственности;

— установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

— общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

— охрана памятников истории и культуры;

— координация вопросов здравоохранения;

— защита семьи, материнства, отцовства и детства;

— социальная защита, включая социальное обеспечение.

3. Вопросы экологии и экологической безопасности:

— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

— природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

— особо охраняемые природные территории;

— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

4. Вопросы, деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы:

— кадры судебных и правоохранительных органов;

— административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Adblock
detector