V Оценка цели и результата занятия
Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на 100.
- 85% — отлично,
- 84 — 65% — хорошо,
- 64 — 45% — удовлетворительно.
Характеристика урока
- Обозначена цель урока.
- Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности.
- Соответствие содержания учебного материала ТДЦ.
- МО обеспечили мотивацию деятельности.
- Сотрудничество учителя и учащихся.
- Контроль и самоконтроль.
- Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ.
- ФОПД обеспечили: сотрудничество между учащимися.
- Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ.
- ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ.
- Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект.
- Воспитательный аспект.
- Развивающий аспект.
Самоанализ урока учителем
- Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.
- Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.
- Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.
- Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).
Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.
Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу. Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые, ошибочные оценки.
Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.
При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок:
Источник
Учебный блог Сидоркиной Алены, ВШП
Раздел 1. Место оценивания в современном образовательном процессе
- перевести цели в измеряемые учебные результаты; определить необходимый для них уровень достижений;
- отобрать и содержание, и техники оценивания;
- выбрать и реализовать соответствующие методы обучения;
- провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.
Раздел 2. Формирующее оценивание: приёмы и возможности использования на уроках
- Основный принцип обратной связи: оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не неудачи.
- Показывать, что получилось хорошо.
- Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении).
- Давать рекомендации о необходимых исправлениях.
- Создавать возможность вносить исправления.
3. Какие методы самооценивания можно использовать в работе с учащимися? Проанализируйте предложенные методы с точки зрения их возможностей в развитии самостоятельности учащихся.
Методика «Карта самоотчёта» позволяет обучать самооцениванию как самых младших учеников, поскольку основана на использовании понятных детям простых символов, так и детей более старшего возраста. При использовании карты самоотчета применяются различные изображения лампочки, которые соответствуют трем возможным вариантам ответа учащихся на вопросы:
«Этого не было – лампочка не горит»;
«Это было иногда – лампочка горит»;
«Это было часто или всегда – лампочка горит очень ярко».
Источник
Анализ и самоанализ урока как средство повышения методического мастерства учителя
Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.
Именно на уроке учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание как анализу, так и самоанализу, как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.
Повышение квалификации учителя, во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег.
Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.
Анализ урока — разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим:
- для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания;
- внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы;
- как средство контроля и обучения учителя в работе;
- с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.
Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке.
Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд. ».
От умения анализировать не только свой собственный урок, урок коллеги, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать педагогическое мастерство, производительность педагогического труда.
Существует множество видов анализа и у каждого — своя цель.
1 — краткий (оценочный) анализ
— это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
2 — структурный (поэтапный) анализ —
это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
3 — системный анализ —
это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;
это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;
5 — структурно-временной анализ —
это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
6 — комбинированный анализ —
это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
7 — психологический анализ
это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
8 — дидактический анализ — (реализация принципов дидактики, отбор методов,
это анализ основных дидактических категорий приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
9 — аспектный анализ —
это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока: реализация учителем триединой задачи урока;
- использование развивающих методов на уроке;
- изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;
- пути развития познавательного интереса;
- формирование общеучебных методов и навыков у школьников;
- проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
- организация проблемного обучения на уроке и т.п.;
10 — комплексный анализ —
это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
Мы видим, что любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. Но самое главное — реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.
Формы разбора урока могут быть самыми разными.
Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:
а) самоанализ (сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет);
б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;
в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, воспитательный и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
Анализ – это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Чтобы воздействие на педагога со стороны руководителя и коллег было действенным и приносило положительные результаты, необходим глубокий анализ школьной практики и прежде всего урока как ведущей формы процесса обучения.
Легче анализировать урок, если перед посещением поставлены цели и под эти цели разработаны программы анализа. Существует несколько подходов к анализу урока, один из них «Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)». Он включает в себя:
- Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
а.Темы урока;
б. Цели урока;
в. Возможностей класса;
г. Возможностей самого учителя;
д. Учебно-материальной базы. - Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
- Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
- Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
- Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
- Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).
- Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)
- Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
Казалось бы, что об уроке уже все сказано, но развивающийся и изменяющийся мир вокруг нас требует и нашего развития, поиска новых решений в том, что уже давно избито и изучено. Но крайне редко урок анализируется с точки зрения здоровье-сберегающего аспекта, физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11% здоровых детей. А в нашей школе 39 учащихся это дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Анализ здоровье-сберегающего аспекта и физиолого-гигиенических позиций урока — один из наиболее актуальных аспектов в рамках ФГОС и в частности нашей школы.
Современный школьник России только в начальной школе посещает порядка четырех тысяч уроков. Именно от построения урока и особенностей учебного материала зависит формирование полноценной личности. На любом уроке мы не только обучаем, но и, обучая, воспитываем.
Талантливый педагог выстраивает урок не только с точки зрения донесения информации, но и включает в него воспитательные элементы, которые помогут не только в социализации его в обществе, но и в дальнейшем процессе самовоспитания и самопознания.
«Анализ воспитательной направленности урока».
И.Г. Песталоцци писал: “Воспитание и только воспитание — цель школы”. Эту мысль подтверждают и слова писателя А.Сент-Экзюпери: «Человек создает воспитание».
Именно воспитание признано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека)
Примерная схема анализа воспитательной направленности урока.
1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.
2. Дополнение учебного материала историческими фактами.
3. Формирование мировоззрения на уроке.
4. Формирование нравственных качеств личности.
5. Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.
6. Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.
7. Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.
8. Влияние личности учителя.
9. Характер деятельности и общения учащихся на уроке.
10. Резервы повышения воспитательных возможностей урока.
Наряду с анализом урока или его элементов крайне важно услышать самоанализ урока учителем, его оценку собственной педагогической деятельности.
Самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока. В.А.Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд. ».
Умение анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.
Рассмотрим самоанализ деятельности учителей русского языка, литературы (самоанализ уроков)
Памятка — алгоритм для самоанализа урока.
- Каков был замысел, план урока и почему?
- Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как был определен тип урока и почему?
- Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
- Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
- Почему была избрана именно такая структура урока?
- Обоснование хода урока, деятельность учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое содержание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?
- Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические
- Были ли отклонения от плана в ходе урока, если да, то почему?
- Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся? Самооценка урока.
- Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?
- Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?
Памятка самоанализа урока.
- Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся.
- Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Какова его форма?
- Какие задачи решались на уроке?
- Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?
- Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам знаний.
- Воспитание интереса к предмету.
- Как осуществлялся контроль за усвоением ЗУН?
- Характер, объем и дифференцированность домашнего задания.
- Владение учащимися общеучебными умениями навыками.
- Удовлетворенность учащихся.
- Соблюдение здоровьесберегающих требований к уроку.
Памятка учителю при анализе своего урока
Приучите себя к самоанализу урока.
Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:
1. Работа по формированию учебных навыков и умений:
- работа с книгой;
- использование справочников и словарей;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
- самостоятельная работа.
2. Сколько учащихся не справилось с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?
3. Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:
- не преобладали ли фронтальные опросы?
- как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?
- включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
- каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?
Если, согласно Ш.А. Амонашвили, ученик – это душа, ищущая свет, а учитель – носитель света, то Урок – это пространство и время, в которых происходит их слияние, единение.
Список литературы.
1. Алферов Ю., Курдюмова И., Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.
2. Анализ урока (психологический, педагогический и методический аспекты) Методическая разработка для учителей, методистов педагогической практики, студентов-практикантов дневного и заочного отделений. — Липецк, 1994, кафедра педагогики, кафедра профессиональной подготовки учителя труда.
3.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
4. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк, 2002.
5. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах (выпуск 8), Новокузнецк, 2005.
6. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч., № 1, 2000, с. 96-100.
Источник
V Оценка цели и результата занятия
Степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели учебного занятия.
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели в одно и то же время.
Степень обучающего воздействия занятия на развитие учащихся (чему и в какой степени научились).
Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятия).
Степень воздействия проведенного занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию)
15. Схема анализа урока
(По т.И. Шамовой и ю.И. Конаржевскому)
ТДЦ — триединая дидактическая цель;
МО — методы обучения;
СУМ — содержание учебного материла;
ФОПД — формы организации познавательной деятельности.
2 — реализовано полностью;
1 — реализовано частично;
0 — не реализовано.
Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на 100.
64 — 45% — удовлетворительно.
Характеристика урока
Обозначена цель урока.
Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности.
Соответствие содержания учебного материала ТДЦ.
МО обеспечили мотивацию деятельности.
Сотрудничество учителя и учащихся.
Контроль и самоконтроль.
Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ.
ФОПД обеспечили: сотрудничество между учащимися.
Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ.
ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ.
Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект.
16. Самоанализ урока учителем
Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.
Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.
Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.
Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).
Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.
Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу. Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые, ошибочные оценки.
Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.
При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок:
ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы;
отсутствие взаимосвязи между этапами урока;
перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий;
забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции;
при проведении урока в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих, а, прежде всего, обучать;
появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока;
недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.
Источник