Игра викторина по басням Крылова 5 класс

Игра викторина по басням Крылова, 5 класс

Викторина для школьников средних классов «Царство басни»

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом — это притча о соловье и ястребе, обращённая к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа.

Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру возвращались Гораций, Плутарх.

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном.

Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

«А ларчик просто открывался» (по басням Крылова)

1-й конкурс.

1. Какие басни Крылова вы знаете? Из какой басни эти строки:

Мартышка тут с досады и печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали. («Мартышка и очки».)

2. Как начинается басня «Ворона и Лисица»? («Уж сколько раз твердили миру. »)

3. В чём заключается главный смысл басни «Ворона и Лисица»? (Лесть гнусна, вредна.)

4. Из какой басни эти строчки: «Достали нот, баса, альта, две скрипки. »? («Квартет».)

5. Сколько животных было в квартете? Перечислите их. (4; Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка.)

6. Продолжи фразу: «По улицам слона водили. » («Как видно, напоказ».)

7. Для чего Моська напала на Слона? (Доказать, что она храбрая, и Слон её боится.)

8. Как Слон отнёсся к нападению Моськи? (Оставил это без внимания.)

9. Кому принадлежат следующие слова: «Ты всё пела? Это дело. »? (Муравей.)

10. Что было для Стрекозы готово в летнее время под каждым листиком? (И стол, и дом.)

11. Назовите героев басни «Свинья под Дубом». (Свинья, Дуб, Ворон.)

12. Какой вред наносила Свинья Дубу? (Корни портила.)

13. Как начинается басня Крылова «Лисица и виноград»? («Голодная кума Лиса залезла в сад. ».)

14. Почему Лисица не могла отведать винограда? (Он висел высоко.)

2-й конкурс.

Из каких басен И. А. Крылова взяты следующие цитаты?

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».)

2. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем,

А вот о том, как в баснях говорят. («Волк и Ягнёнок».)

3. Не оставь меня, кум милый,

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Накорми и обогрей. («Стрекоза и Муравей».)

4. Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно».)

5. Избави Бог и нас от этаких судей. («Осёл и Соловей».)

6. Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона! («Слон и Моська».)

7. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар».)

8. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. («Квартет».)

9. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Рак и Щука».)

3-й конкурс.

Вопросы по биографии и творчеству И. А. Крылова.

1. Где и когда родился И. А. Крылов? (1769 год, в Москве.)

2. Кем были его родители? (Дворяне, но обедневшие.)

3. В каком году были изданы первые басни Крылова? (1788 год.)

4. Сколько всего книг с баснями Крылова было издано? (8.)

Читайте также:  Тест с ответами на тему Финансовая политика и финансовый механизм

5. Что отразил в своих баснях Крылов? (Все человеческие пороки.)

6. С какими великими людьми своего времени был знаком Крылов?

7. Чему учат нас басни Крылова? (Честности, справедливости, трудолюбию.)

8. Почему Гоголь считал, что басни Крылова — «достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»? (Вопрос-рассуждение не предполагает одного ответа.)

9. Чем басни Крылова схожи с баснями Эзопа? (Сюжеты басен Крылова сходны с баснями Эзопа.)

10. Почему героями почти всех басен Крылова являются животные? (Приём аллегории острее и точно даёт возможность выразить суть.)

11. Какие профессии освоил Крылов за свою жизнь? (Переводчик, журналист.)

Источник



Викторина по басням И. А. Крылова

Сценарий викторины по басням И. А. Крылова «Не всё нам сказки сказывать, будем басней радовать» для детей подготовительной группы.

Цель. Обобщить знания детей о творчестве И. А. Крылова.

Задачи. Провести командный конкурс на знание басен И. А. Крылова; обобщить знания об особенностях басни как жанра; учить понимать язык басен, иносказательный смысл, мораль; пополнять и расширять словарный запас.

Развивать чуткость к мудрому слову, чувство юмора, творческие способности (выразительное чтение басен, инсценировка); активный познавательный интерес; умение работать в команде.

Воспитывать нравственные качества, интерес к родному языку, любовь и уважение к русской литературе, гордость за тех её деятелей, чьё творчество вошло в золотой фонд русской литературы.

Материалы.Слайды: портрет И. А. Крылова, памятник, герои басен, мультимедийный экран, декорации для инсценировки,коробка с предметами для конкурса.

Ход викторины.

С книжками мы все дружны, любой из нас читатель,

И, конечно, знаем мы, что пишет их писатель.

Мы с вами познакомились с таким жанром литературы, как басня. Скажите, что такое басня?

Басня — это маленькая поучительная история в которой содержится мораль. Героями басен чаще всего являются животные, но в их поступках высмеиваются недостатки людей.

Сегодня я приглашаю вас на игру — викторину по произведениям этого замечательного писателя баснописца. Крылов писал свои басни простым языком, который был понятен всем – и бедным, и богатым, и маленьким, и взрослым.

Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов, в результате которых мы определим лучших знатоков басен. А судить нас будет компетентное жюри. (представляю состав жюри). За каждый правильный ответ- 1 балл.

Делимся на на две команды: 1 команда- «Лисицы», 2 команда «Мартышки»(выбираем капитанов команд).

Поочередно задаю вопросы командам.

Правильные ответы появляются на экране.

«Что мы знаем о И. А. Крылове

1. В каком городе родился И. А. Крылов?

2. Где и кем работал больше тридцати лет?

3. Сколько басен написал?

4. Где установлен памятник И. А. Крылову?

«Знатоки басен».

Правильные ответы появляются на экране.

1. Герои какой басни любили сыр?

2. В какой басне герои спорили кому и как сидеть?

3. В какой басне на улице можно было встретить слона?

4. Герои какой басни не договорились в какую сторону тянуть воз?

5. Героиня какой басни всё лето пела?

6. Героиня какой басни к старости слаба глазами стала?

7. Героиня какой басни портила дерево, которое её кормило?

8. В какой басне героине не удалось полакомиться виноградом?

А теперь давайте немножко отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка «На полянке я сижу….»

На полянке я сижу, Сидим на корточках,руки на поясе.

Во все стороны гляжу! Поворачиваем голову в разные стороны

Сколько насекомых здесь! Встали, руки через верх разводим в стороны

Всех, пожалуй, и не счесть!

Вот пчела, а вот оса, Приседаем на каждое название

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза! Прыжки на месте

Все спешат, все трудятся Бег по кругу

Читайте также:  Тест с ответами М Булгаков 171 Собачье сердце 187

А она красуется! «Пружинка» с поворотами (красуемся)

Молодцы! Отдохнули? Продолжим….

«Конкурс капитанов»

Внимание! Коробка! (коробка с 4 предметами)

В этой коробке находятся предметы принадлежащие героям басен.

По очереди я буду доставать предмет из коробки. Ваша задача ответить кому принадлежал тот или иной предмет и из какой басни этот герой.

«Какому герою принадлежат эти слова?»

1.«Смотри,кума,чтобы не осрамиться: недаром говорится, что дело мастера боится»

(кот из басни «Щука и кот»)

2. «Всё про очки лишь мне налгали, а проку на волос нет в них» (мартышка из басни «Мартышка и очки»)

3. «Не оставь меня, кум милой, дай ты мне набраться силой…»

(стрекоза из басни «Стрекоза и муравей»)

4. «Вот то-то мне и духу придаёт, что я совсем без драки…»

(Моська из басни «Слон и Моська»)

5. «Хоть с виду он хорош, да зелен, тот час оскомину набьёшь»

(лиса из басни «Лиса и виноград»)

6. «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»

(обезьяна из басни «Обезьяна и зеркало»)

«Узнай по мимике и жестам»

От каждой команды мне нужен один ребенок. Я покажу ему картинку а он должен будет показать вам жестами и мимикой что нарисовано на этой картинке. Правильный ответ вы увидите на экране.

Молодцы и с этим заданием вы справились.

Давайте подведем итоги нашей викторины и узнаем какая команда победила. А пока жюри считает баллы набранные командами я предлагаю посмотреть театрализованную сценку И. А. Крылова

«Стрекоза и муравей» подготовленную нашими ребятами.

После просмотра итоги обьявляет жюри.

Прикреплённые файлы:

Дидактическая игра по басням И. А. Крылова «Преврати короткое слово в длинное и найди схему этого слова»Дидактическая игра по басням И. А. Крылова «Преврати короткое слово в длинное и найди схему этого слова» Задачи: 1. Познакомить детей с новым жанром художественной литературы – басней. 2 .Продолжать создавать иллюстрации к басням. 3 .Развивать.

Фотоотчет о литературной гостиной в подготовительной группе «В гостях у дедушки Крылова»Фотоотчет о литературной гостиной в подготовительной группе «В гостях у дедушки Крылова» Фотоотчет о литературной гостиной в подготовительной группе «В гостях у дедушки Крылова». Воспитать в детях привычку потребности к знаниям,.

Фотоотчет «Он баснями себя прославил… Юбилей И. А. Крылова в подготовительной к школе группе»Фотоотчет «Он баснями себя прославил… Юбилей И. А. Крылова в подготовительной к школе группе» «Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта — наша быль. И не забудут этой были, Пока.

Проект «Семейное чтение» по творчеству И. А. Крылова в подготовительной группеПроект «Семейное чтение» по творчеству И. А. Крылова в подготовительной группе Проект «Семейное чтение по творчеству И. А. Крылова» в подготовительной группе Аннотация проекта. Сегодня весь мир стоит перед проблемой.

Видеоотчет об участии учащихся начальных классов в конкурсе литературного чтения к 250-летию со дня рождения И. А. Крылова Видеоотчет конкурса литературного чтения, посвящённый 250-летию со дня рождения писателя и драматурга И. А. Крылова. Городской конкурс.

Викторина «Иван — Травник» 19 мая 2016 года Праздники на Руси всегда проходили интересно и весело. Современным россиянам приходится во многом заново учиться искусству.

Викторина «Мое тело»Викторина «Мое тело» Цели: Формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни Определить и закрепить полученные знания о строении.

Викторина «В страну Здоровья» Викторина «В страну Здоровья» (Представлена занимательная викторина по здоровьесбережению для старшей группы). Викторину можно использовать.

Источник

Викторина по басням Крылова (с ответами)

Викторина по басням КрыловаВикторины, как правило, состоят из нестандартных вопросов. И чем интереснее вопрос, тем ценнее ответ. Ответить на вопросы викторины по басням Ивана Андреевича Крылова – это отличный способ проверить свои знания по предмету, выяснить, где есть пробелы, и на что нужно обратить внимание.

И.А.Крылов — оригинальный басенных дел мастер, пользуется заслуженной любовью не только у своих соотечественников, но и у представителей других стран.

Викторина по басням И.А.Крылова содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Читайте также:  Тест на внимательность ищем кошку среди лиц людей за 4 секунды

1. Из какой басни пословица?
«Недаром говорится, что дело мастера боится».

«Вельможа и Философ»
«Щука и кот» +
«Булыжник и Алмаз»

2. Назовите три басни И.А.Крылова, в названии которых присутствует слово «лягушка»

Ответ: «Лягушка и Вол»
«Лягушка и Юпитер»
«Лягушки, просящие царя»

3. Как звали пастуха в басне И.А.Крылова «Пастух», который пас барских овец?

Игнат
Егор
Савва +

4. Какие «муравы» были в басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей?

Мягкие +
Жесткие
Шелковые

5. Продолжите фразу:

А ларчик просто.. открывался («Ларчик»),
Слона-то я и.. не приметил («Любопытный»)
Как белка.. в колесе («Белка»)

6. И.А.Крылов был ярым защитником просвещения. Об этом мы узнаём из его басен, обличающих невежество. Назовите эти басни.

Ответ: «Мартышка и Очки»,
«Петух и Жемчужное Зерно»
«Свинья под Дубом»

7. Из какой басни эта цитата?
«Когда почтен быть хочешь у людей –
С разбором заводи знакомства и друзей!»

«Разборчивая невеста»
«Совет мышей»
«Крестьянин и змея» +

8. Знаменитый баснописец Крылов резко высказывался против несправедливого «порядка», беззакония и насилия, творимого над крепостными крестьянами, народом. Об этом свидетельствуют его басни. Приведите примеры такого рода басен.

Ответ: «Волки и Овцы»
«Крестьяне и Река»
«Пестрые овцы»

9. Приведите примеры басен И.А.Крылова, в названии которых присутствуют растения.

Ответ: «Свинья под дубом»
«Лисица и виноград»
«Дуб и трость»

10. В этой басне именитый мастер с ядовитой иронией донес до нас образ царя, безжалостно расправляющегося с вольнодумцами. Баснописец разоблачил также притворство и лицемерие царской особы. При жизни И.А.Крылова басня напечатана не была. О каком царе, и о какой басне идёт речь?

Об Александре II, «Крестьянин и Змея»
О Николае I, «Мальчик и Змея»
Об Александре I, «Пестрые овцы» +

11. Какая кличка была у кота в басне Крылова «Кот и Повар»?

Мурзик
Васька +
Пушок

Составитель викторины: Ирис Ревю

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Викторина по басням Крылова

Викторина по басням Крылова

Викторина по басням Крылова рассчитана для детей 9-11 лет.

Все вопросы направлены на расширение и закрепление у детей знаний о баснях И. А. Крылова.

Цель: Проверить и закрепить знания детей об отечественной прозе и творчестве И.А. Крылова.

Задачи: • расширить кругозор; • развить сообразительность и логическое мышление; • проверить знания детей о творчестве И. А. Крылова. • воспитать любовь к чтению.

1. Какой птице бог послал кусочек сыра?

2. К кому зимою холодной приползла голодная Стрекоза?

3. Как звали собачку, которая лая на Слона, считала себя сильной?

4. Кто вызвался судить соловьиное пение?

5. Какое животное, почувствовав, что у него слабеет зрение, достало себе полдюжины очков и стало их примерять?

6. Какая птица говорила Петуху, что поет он лучше райской птички?

7. В каком направлении двигался Рак, когда с товарищами взялся везти воз с поклажей?

Б) подталкивал снизу;

В) пятился назад.

8. Кто не являлся участником знаменитого Квартета?

9. Где Обезьяна увидела образ с ужасными рожами, ужимками и прыжками?

10. Кого повстречал Ягненок у ручья, придя в жаркий день к нему напиться?

11. На какую мировую был согласен ловчий, поймав Волка в овчарне?

А) побить его батогами;

Б) снять шкуру с него долой;

В) отпустить восвояси.

(снять шкуру с него долой)

Читайте также

Сценарии детских праздников

Игровые программы для детей

Игры и конкурсы для детей

Викторины для детей с ответами

Викторины для широкой аудитории

Английский язык для детей

Праздники и поздравления

Развитие и воспитание детей

Красота и здоровый образ жизни

Семейный отдых с детьми

Свадебные аксессуары

Статьи

Сценарии зимних праздников

Сценарии новогодних утренников

Сценарии весенних праздников

Источник

Игра викторина по басням Крылова, 5 класс

Викторина для школьников средних классов «Царство басни»

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом — это притча о соловье и ястребе, обращённая к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа.

Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру возвращались Гораций, Плутарх.

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном.

Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

«А ларчик просто открывался» (по басням Крылова)

1-й конкурс.

1. Какие басни Крылова вы знаете? Из какой басни эти строки:

Мартышка тут с досады и печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали. («Мартышка и очки».)

2. Как начинается басня «Ворона и Лисица»? («Уж сколько раз твердили миру. »)

3. В чём заключается главный смысл басни «Ворона и Лисица»? (Лесть гнусна, вредна.)

4. Из какой басни эти строчки: «Достали нот, баса, альта, две скрипки. »? («Квартет».)

5. Сколько животных было в квартете? Перечислите их. (4; Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка.)

6. Продолжи фразу: «По улицам слона водили. » («Как видно, напоказ».)

7. Для чего Моська напала на Слона? (Доказать, что она храбрая, и Слон её боится.)

8. Как Слон отнёсся к нападению Моськи? (Оставил это без внимания.)

9. Кому принадлежат следующие слова: «Ты всё пела? Это дело. »? (Муравей.)

10. Что было для Стрекозы готово в летнее время под каждым листиком? (И стол, и дом.)

11. Назовите героев басни «Свинья под Дубом». (Свинья, Дуб, Ворон.)

12. Какой вред наносила Свинья Дубу? (Корни портила.)

13. Как начинается басня Крылова «Лисица и виноград»? («Голодная кума Лиса залезла в сад. ».)

14. Почему Лисица не могла отведать винограда? (Он висел высоко.)

2-й конкурс.

Из каких басен И. А. Крылова взяты следующие цитаты?

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».)

2. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем,

А вот о том, как в баснях говорят. («Волк и Ягнёнок».)

3. Не оставь меня, кум милый,

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Накорми и обогрей. («Стрекоза и Муравей».)

4. Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно».)

5. Избави Бог и нас от этаких судей. («Осёл и Соловей».)

6. Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона! («Слон и Моська».)

7. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар».)

8. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. («Квартет».)

9. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Рак и Щука».)

3-й конкурс.

Вопросы по биографии и творчеству И. А. Крылова.

1. Где и когда родился И. А. Крылов? (1769 год, в Москве.)

2. Кем были его родители? (Дворяне, но обедневшие.)

3. В каком году были изданы первые басни Крылова? (1788 год.)

4. Сколько всего книг с баснями Крылова было издано? (8.)

5. Что отразил в своих баснях Крылов? (Все человеческие пороки.)

6. С какими великими людьми своего времени был знаком Крылов?

7. Чему учат нас басни Крылова? (Честности, справедливости, трудолюбию.)

8. Почему Гоголь считал, что басни Крылова — «достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»? (Вопрос-рассуждение не предполагает одного ответа.)

9. Чем басни Крылова схожи с баснями Эзопа? (Сюжеты басен Крылова сходны с баснями Эзопа.)

10. Почему героями почти всех басен Крылова являются животные? (Приём аллегории острее и точно даёт возможность выразить суть.)

11. Какие профессии освоил Крылов за свою жизнь? (Переводчик, журналист.)

Источник

Литературная викторина "Басни И.А. Крылова". 5–6-й классы

портрет И. А. Крылова;
эпиграфы (на доске): «Крылов! Это имя нам дорого с детства» (В. И. Лебедев-Кумач) «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (И. А. Крылов) «Его басни переживут века!» (К. Н. Батюшков)

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки И.А. Крылова», как любовно его называет народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Разминка — словарная работа.

Задание: подобрать антонимы.

  • Доброта — жестокость, патриотизм — безразличие, нелюбовь к Родине, трудолюбие — лень, безделье; Скромность — гордость, высокомерие
  • Честность — лживость, враньё, хитрость, вежливость — грубость, неучтивость, ответственность — беззаботность, беспечность; жадность — щедрость
  • Смелость — трусость, робость, отзывчивость — равнодушие, безразличие, ум — глупость; дружелюбие — вражда.

Найди свою пару.

Задание: прослушав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

  1. А ларчик::просто открывался
  2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье
  3. Знать, она сильна::что лает на слона
  4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза
  5. Хоть видит око::да зуб неймёт
  6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться
  7. Наделала синица славы::а море не зажгла
  8. А Васька слушает::да ест
  9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь
  10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет
  11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать
  12. Сыр выпал. с ним была плутовка такова

Найди свою вещь.

Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

  1. Очки (несколько пар) — Мартышка («Мартышка и очки»)
  2. Ноты — Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка («Квартет»)
  3. Ларец (шкатулка с замочком) — Механик («Ларчик»)
  4. Сыр — Ворона («Ворона и Лисица»)
  5. Виноград — Лисица («Лисица и виноград»)
  6. Тарелка с ухой — Демьян («Демьянова уха»)
Читайте также:  Проверочная работа вариант 1 учени класса

Задание: нарисовать иллюстрацию к басне.

Игра со зрителями (одновременно).

Задание: в отрывке из басни Крылова «Дуб и трость» автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

Не только солнца я препятствую лучам,
Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,
Стою и твёрд и прям.
Как будто б ограждён ненарушимым миром.
Тебе всё бурей — мне всё кажется зефиром.
Хотя б уж ты в окружности росла,
Густою тению ветвей моих покрытой,
От непогод бы я быть мог твоей защитой;
Но вам в удел природа отвела
Брега бурливого Эолова владенья.
Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

Вопросы на засыпку.

Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.

  1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)
  2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)
  3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)
  4. На чём играла Мартышка в квартете? ( я — прима; 1-ая скрипка)
  5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)
  6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)
  7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)
  8. Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)
  9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)
  10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

Басни Ивана Андреевича Крылова написаны почти 200 лет назад, и неудивительно, что при всей их ясности и простоте, встречаются в них слова и выражения, непонятные современным детям.

Давайте попробуем разобраться, что означают, например, слова:

  1. Альт — музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Достали нот, баса, альта, две скрипки», басня «Квартет»).
  2. Бас — контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня «Квартет»).
  3. Квартет — ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. («А, все-таки, квартет нейдет на лад», басня «Квартет»).
  4. Лесть, льстить — угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:», басня «Ворона и Лисица»).
  5. Удручена — огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена», басня «Стрекоза и Муравей»).
  6. Неймет — не имеет («Хоть видит око, да зуб неймет», басня «Лисица и виноград»).
  7. Мурава — молодая трава. («До того ль , голубчик, было в мягких муравах у нас:», басня «Стрекоза и Муравей»).
  8. Овчарня — хлев (помещение) для овец. («Думая попасть в овчарню, попал на псарню», басня «Волк на псарне»).
  9. Плутовка, плут — ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах («С ним была плутовка такова», басня «Ворона и Лисица»).

Разминка — словарная работа.

Задание: подобрать антонимы.

  • доброта — жестокость
  • патриотизм — безразличие, нелюбовь к Родине
  • трудолюбие — лень, безделье
  • скромность — гордость, высокомерие.
  • честность — лживость, враньё, хитрость
  • вежливость — грубость, неучтивость
  • ответственность — беззаботность, беспечность
  • жадность — щедрость.
  • смелость — трусость, робость
  • отзывчивость — равнодушие, безразличие
  • ум — глупость
  • дружелюбие — вражда.

Найди свою пару.

Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

  1. А ларчик::просто открывался
  2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье
  3. Знать, она сильна::что лает на слона
  4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза
  5. Хоть видит око::да зуб неймёт
  6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться
  7. Наделала синица славы::а море не зажгла
  8. А Васька слушает::да ест
  9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь
  10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет
  11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать
  12. Сыр выпал. с ним была плутовка такова

Найди свою вещь.

Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

  1. Очки (несколько пар) — Мартышка («Мартышка и очки»)
  2. Ноты — Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка («Квартет»)
  3. Ларец (шкатулка с замочком) — Механик («Ларчик»)
  4. Сыр — Ворона («Ворона и Лисица»)
  5. Виноград — Лисица («Лисица и виноград»)
  6. Тарелка с ухой — Демьян («Демьянова уха»)

Игра со зрителями.

Задание: в отрывке из басни Крылова «Дуб и трость» автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву. (Ъ)

Источник

Викторина на тему «Басня» (с ответами)

Викторина на тему "Басня" (с ответами)«Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,
Был цензором назначен я,
На басни бы налег. Ох, басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами, над орлами!»
А.С Грибоедов

Вступительное слово к викторине

Предмет нашего разговора — басня. Басня относится к древнейшим литературным жанрам. Произведения такого рода передавали из уст в уста, переписывали набело, чтобы каждое последующее поколение не забывало о простых истинах, изложенных в них. С самого детства мы знаем о Вороне и Лисице, Слоне и Моське, других персонажах. А что такое басня? Сегодняшняя викторина посвящена этому интересному жанру.

Викторина на тему «Басня» содержит 15 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.

1. Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.

2. Человек, пишущий басни, именуется…
Ответ: баснописцем

3. Кто обычно является действующими лицами басни?
Ответ: Животные, наделённые человеческими качествами, растения, вещи

4. Каких известных людей, обращавшихся к жанру басни, вы знаете?
Ответ: Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг, Сумароков, Хемницер, Кантемир, Тредиаковский, Измайлов, Дмитриев, Крылов, Демьян Бедный, Михалков и другие

5. О каком баснописце идёт речь?

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей.

Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Ответ: об Иване Андреевиче Крылове

6. Что такое мораль басни?
Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни

7. Какова структура (композиция) басни?
Ответ: в самом общем случае — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда какая-либо составляющая может отсутствовать

8. Всегда ли есть мораль в басне?
Ответ: как правило, да. Но мораль не всегда может быть представлена в явном виде. Иногда, она читается «между строк», как бы «растворена» в басне.

Читайте также:  Что это за ошибка ERR_CONNECTION_TIMED_OUT и как переводится соответствующее сообщение

9. Какова основная цель басни?
Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

10. В басне, как правило, аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. А что такое аллегория?
Ответ: Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

11. Кто автор этих строк?

Я басню написал тем людям в назиданье,
Что вкруг начальства вьются без конца,
Готовые уже за указанье
Считать обычное чиханье
Вышестоящего лица.

Ответ: С.Михалков

12. Из каких басен И.А.Крылова эти фразы?

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»;
Ответ: «Квартет»

«Сыр выпал — с ним была плутовка такова»;
Ответ: «Ворона и Лисица»

«Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»;
Ответ: «Стрекоза и Муравей»

«С тех пор к Демьяну ни ногой»;
Ответ: «Демьянова уха»

«А Васька слушает, да ест»;
Ответ: «Кот и Повар»

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;
Ответ: «Кукушка и Петух»

«Когда ты вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было».
Ответ: «Свинья под Дубом».

13. Что такое олицетворение?
Ответ: Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.

14. Что такое «эзопов язык»?
Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.

15. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?
Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.

Составитель викторины: Ирис Ревю

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Викторина по басням Крылова с ответами. Для 5 класса

Викторина по басням Крылова с ответами. Для 5 класса

Все взрослые знают про Крылова и его поучительные басни, но мало кто сможет так взять и вспомнить хотя бы две три из них. Поэтому лучше учить всё в школе, потом в жизни всё может пригодиться. Но учить это одно, а запомнить совершенно другое. Новая викторина по басням Крылова поможет закрепить пройденный материал в 5 классе. Викторина с вопросами и ответами, чтобы ученикам было проще. Смотрите вопрос и играйте на классном часе или на уроках литературы.

1. В какой басне персонажи не смогли договориться между собой, оставив предмет своего спора на том же самом месте, где он и был?
a. Ворона и лисица
b. Лебедь, рак и щука
c. Волк и ягнёнок
(ответ: Лебедь, рак и щука)

2. Басня, в которой неожиданно сменяется время года для одной певуньи, не успевшей подготовиться к зиме.
a. Слон и Моська
b. Ворона и лисица
c. Стрекоза и муравей
(ответ: Стрекоза и муравей)

3. Эта басня никак не о храбрости некоторых, а о создании видимости этой самой храбрости, и когда размер – не имеет значения.
a. Волк и ягнёнок
b. Слон и Моська
c. Квартет
(Ответ: слон и Моська)

4. В какой басни говорится о том, что каждая вещь должна использоваться по предназначению, а не абы кабы?
a. Мартышка и очки
b. Зеркало и обезьяна
c. Петух и Жемчужное зерно
(ответ: Мартышка и очки)

5. В этой басни мораль такова, что не каждый хочет смеяться над собой, глядя на других.
a. Мартышка и очки
b. Зеркало и обезьяна
c. Петух и Жемчужное зерно
(ответ: Зеркало и обезьяна)

6. В какой басне еда передаётся из клюва в лапы?
a. Осёл и соловей
b. Петух и Жемчужное зерно
c. Ворона и лисица
(Ответ: ворона и лисица)

7. Басня о том, что не стоит завидовать чужому таланту, а лучше развивать свой.
a. Скворец
b. Осёл и соловей
c. Волк и ягнёнок
(ответ: скворец)

8. В этой басне как ни сядут персонажи, всё равно у них ничего не получится, а всё потому, что не стоит браться за то, к чему нет умения.
a. Лебедь, рак и щука
b. Квартет
c. Две собаки
(Ответ: Квартет)

9. Персонаж этой басни, не добравшись до еды, сетует на её невкусность, даже не попробовав на зуб.
a. Петух и жемчужное зерно
b. Ворона и лисица
c. Лисица и виноград
(Ответ: лисица и виноград)

10. Басня, в которой без вины виновным сделали, лишь за то, что «кое-кому» хотелось сильно кушать.
a. Волк и ягнёнок
b. Волк и кукушка
c. Волки и овцы
(Ответ: Волк и ягнёнок)

Источник



Викторина по басням Крылова 5 класс с ответами

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг Крылова.

Люблю, где случай есть, пороки

В викторине принимают участие две команды.

I. Слово о писателе, баснописце и драматурге И.А.Крылове.

245 лет прошло со дня рождения великого русского баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий 1. И.А.Крылов (1769 – 1844) родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Ведущий 2. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

Крылов написал 205 басен. Он любил Родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного их современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»

Читайте также:  Тест на внимательность ищем кошку среди лиц людей за 4 секунды

II. Викторина.

1. «Восстанови басню».

Участникам каждой команды предлагаются карточки с рисунками, на которых изображены герои басен И.А.Крылова (командам предлагаются одинаковые карточки). Необходимо каждой карточке подобрать пару, чтобы восстановить название басни.

2. Узнайте басню по её началу.

1. Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться…

2. Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает…

3. У сильного всегда бессильный виноват…

4. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна: но только

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…

(1. «Ларчик». 2. «Волк и Журавль». 3. «Волк и Ягнёнок». 4. «Ворона и Лисица»).

3. «Чёрный ящик».

Участники команд достают из черного ящика карточки с изображением предметов. Нужно определить, из какой басни предмет.

Зеркало – «Зеркало и обезьяна»

Очки – «Мартышка и очки»

Жёлудь – «Свинья под Дубом»

Сыр – «Ворона и Лисица»

Жемчужина – «Петух и жемчужное зерно»

Виноград – «Лисица и виноград»

Листья – «Листы и корни»

4. «Конкурс капитанов».

Капитаны команд выбирают карточки с текстами басен с пропущенными словами. Необходимо восстановить текст, вписав пропущенные слова, и выразительно прочитать басню.

Зеркало и Обезьяна.

Мартышка, в Зеркале увидя__________свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!

Что это там за _______?

Какие у неё ужимки и ___________!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких_________пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть».

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» –

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин _______лишь попусту пропал.

Лебедь, Щука и Рак.

Когда в _________согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с _________воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из_______ лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в _________,

Рак пятится назад, а Щука тянет в ________.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там.

5. Кто из героев басен Крылова: Ответы:

1. В жаркий день зашёл к ручью напиться? 1. Ягнёнок из басни «Волк

2. Сидит, прижавшись в угол задом? 2. Волк из басни «Волк на

3. Увидевши Слона, ну на него метаться, 3. Моська из басни «Слон и

И лаять, и визжать, и рваться?

4. Вертит очками так и сяк: 4. Мартышка из басни

то к темю их при жмёт, «Мартышка и очки».

то их на хвост нанижет,

5. Защёлкал, засвистал на тысячу 5. Соловей из басни «Осёл и

ладов, тянул, переливался? Соловей».

6. Ударили в смычки, дерут, а толку нет? 6. Мартышка, Осёл, Козёл

из басни «Квартет».

7. Припав за уксусным бочонком, 7. Кот Васька из басни «Кот

Мурлыча и ворча, трудится над и Повар».

8. Лето красное пропела? 8. Стрекоза из басни

«Стрекоза и Муравей».

6. За 1 минуту дать правильный ответ.

  1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)
  2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)
  3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)
  4. На чём играла Мартышка в квартете? (я – прима; 1-ая скрипка)
  5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)
  6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)
  7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)
  8. Каков возраст Ягнёнка? (мне от роду нет году)
  9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)
  10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (пробившись попусту час целый)

7. Найди свою пару.

Задание: отыскать продолжение выражения.

  1. А ларчик…(просто открывался)
  2. Чтоб музыкантом быть… (так надобно уменье)
  3. Знать, она сильна… (что лает на слона)
  4. Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза)
  5. Хоть видит око… (да зуб неймёт)
  6. Чем кумушек считать трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться)
  7. Наделала синица славы… (а море не зажгла)
  8. А Васька слушает… (да ест)
  9. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь)
  10. Когда в товарищах согласья нет… (на лад их дело не пойдёт)
  11. Ты виноват уж тем… (что хочется мне кушать)
  12. Сыр выпал… (с ним была плутовка такова)

8. Отгадай центон.

Центон – это стихотворение, составленное из строк, собранных из различных произведений одного или нескольких авторов. Ниже приведён центон, составленный из басен И.А.Крылова. Участникам викторины предлагается назвать басни, из которых он составлен:

В июле, в самый зной, в полуденную пору,

Сыпучими песками в гору,

Из дальних странствий возвратясь,

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ –

Известно, что Слоны в диковинку у нас –

Так за Слоном толпы зевак ходили…

Какой-то Повар, грамотей,

С поварни побежал своей…

Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни,

Как вдруг из подворотни…

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет…

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

А выйдет из него не дело, только мука…

(1 – 2 строчки из басни «Муха и Дорожные»; 3 строчка из басни «Лжец»; 4 – 7 строчки из басни «Слон и Моська»; 8 – 9 строчки из басни «Кот и Повар»; 10 – 11 строчки из басни «Прохожие и Собаки»; 12 – 16 строчки из басни «Квартет»; 17 – 19 строчки из басни «Лебедь, Щука и Рак»).

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

III. Заключительное слово.

Поэт Батюшков писал о Крылове: «Это человек – загадка, и великая!» А великий критик В.Г.Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».

Источник

Adblock
detector