Имя существительное самостоятельная часть речи

На какие вопросы отвечает существительное?

Существительное как само­сто­я­тель­ная часть речи, обо­зна­ча­ю­щая пред­мет или лицо, отве­ча­ет на вопро­сы кто? что? В пред­ло­же­нии в роли допол­не­ния имя суще­стви­тель­ное отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Узнаем, на какие вопро­сы отве­ча­ет имя суще­стви­тель­ное в зави­си­мо­сти от кате­го­рии оду­шев­лён­но­сти, грам­ма­ти­че­ской фор­мы и син­так­си­че­ской роли в предложении.

Прежде вспом­ним, какая часть речи явля­ет­ся суще­стви­тель­ным в рус­ской грамматике.

Имя существительное — самостоятельная часть речи

Множество слов рус­ско­го язы­ка назы­ва­ют кон­крет­ные и абстракт­ные пред­ме­ты, людей, живот­ных, явле­ния дей­стви­тель­но­сти, дей­ствие, состояние:

  • зер­ка­ло
  • неж­ность
  • хозяй­ка
  • льви­ца
  • раду­га
  • рисо­ва­ние
  • дрё­ма

Вопросы к имени существительному

Важной грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей име­ни суще­стви­тель­но­го явля­ет­ся оду­шев­лён­ность или неоду­шев­лён­ность. В зави­си­мо­сти от этой кате­го­рии к сло­вам этой части речи в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа поста­вим вопрос кто? или что?

  • (кто?) чело­век, дирек­тор, тре­нер. уче­ни­ца, карась, лягуш­ка;
  • (что?) дверь, дождь, ряби­на, спо­кой­ствие, бег.

Существительное в этой началь­ной грам­ма­ти­че­ской фор­ме явля­ет­ся под­ле­жа­щим в предложении.

На каток (кто?) брат пошёл вечером.

Имя суще­стви­тель­ное может высту­пать в роли вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния дополнения.

Тогда оно име­ет фор­му кос­вен­ных паде­жей и отве­ча­ет на соот­вет­ству­ю­щие вопросы.

Существительное вопросы

Форма роди­тель­но­го паде­жа обо­зна­ча­ет отсут­ствие кого-либо или чего-то, часть от цело­го и пр. Существительное отве­ча­ет на вопро­сы кого? чего?

В фор­ме датель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ное обо­зна­ча­ет объект-адресат и отве­ча­ет на вопро­сы кому? чему?

В фор­ме вини­тель­но­го паде­жа имя суще­стви­тель­ное обо­зна­ча­ет объ­ект, на кото­рый непо­сред­ствен­но направ­ле­но дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы кого? что?

На полян­ке дети соби­ра­ют (что?) зем­ля­ни­ку .

В фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ное обо­зна­ча­ет род заня­тий чело­ве­ка, пред­мет как инстру­мент и отве­ча­ет на вопро­сы кем? чем?

В фор­ме пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­ное обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы о ком? о чём?

Девушка узна­ла (о чём?) об изме­не­нии расписания.

Вопросы к существительному как обстоятельству

Существительное в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них может высту­пать в роли вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ства. В зави­си­мо­сти от вида обсто­я­тель­ства имя суще­стви­тель­ное отве­ча­ет на вопросы:

Больной уснул толь­ко (когда?) под утро .

Туристы разо­жгли костёр (где?) на полян­ке .

Первый авто­бус он про­пу­стил (поче­му?) из-за опоз­да­ния .

Матвею пода­ри­ли каран­да­ши и крас­ки (с какой целью?) для рисо­ва­ния.

Она спра­ви­лась бы с этой про­бле­мой (при каком усло­вии?) при жела­нии .

Несмотря на д ождь , вла­дель­цы собак выгу­ли­ва­ют сво­их питомцев.

Вопреки про­гно­зу уста­но­ви­лась ясная погода.

Источник



Как правильно отвечать на вопросы

Почему люди не могут общаться? Автор The New York Times, писатель Джей Салливан уверен: из-за того, что каждый хочет говорить о себе. А чтобы вас услышали, нужно. уметь слушать. «Сноб» публикует отрывок из книги «Проще говоря: Как писать деловые письма, проводить презентации, общаться с коллегами и клиентами» (издательство «Альпина Паблишер») — о том, как реагировать, если вам задали вопрос, ответ на который вы не знаете

15 ноября 2018 14:28

Улучшить свои навыки общения — значит научиться еще больше присутствовать в моменте и быть еще полезнее для окружающих. Это особенно касается ответов на вопросы во время встречи или доклада. Когда человек задает вопрос, он приоткрывает вам нечто о себе, о своих мыслях и чувствах на заданную тему. Некоторым требуется немало решимости, чтобы выставить себя на всеобщее обозрение, задав вопрос во время выступления, на котором присутствует много людей. Они ставят себя в заведомо уязвимое положение, показывая, что чего-то не знают или не понимают. Отвечая уважительно и по делу, вы вносите большой вклад в свои взаимоотношения с аудиторией и с этим конкретным человеком.

А если вас спросят о чем-нибудь, чего вы не знаете?

Это то, чего мы все боимся, когда планируем выступать перед аудиторией или на встрече. Как мы можем подготовиться к любому сценарию? Никак не можем, поэтому даже не пытайтесь! Более того, если вы хорошо подготовились к презентации, скорее всего, у вас будут ответы на все возможные вопросы. То, что может застать вас врасплох, будет иметь лишь косвенное отношение к теме или требовать знания таких подробностей, на которые вы не рассчитывали. В любом из этих случаев аудитория, скорее всего, отнесется к вашему незнанию снисходительно.

Более того, во многих профессиях та ценность, которую вы привносите в обмен мнениями, не заключается в наличии у вас ответов на все вопросы. Ваша ценность в другом: вы понимаете ситуацию настолько хорошо, что можете задать правильные вопросы, а затем пойти и найти ответы. В то же время вы будете чувствовать себя увереннее, если вооружитесь несколькими приемами, чтобы эффективно отвечать на вопросы прямо на месте.

Вот четыре шага для ответа на вопросы:

  1. Выслушайте весь вопрос целиком.
  2. Выиграйте время на раздумье.
  3. Ответьте и подкрепите свою главную мысль.
  4. Пригласите задавать следующий вопрос.

В каждом из этих шагов сохраняйте зрительный контакт, а также такой язык тела, который говорит об открытости и заинтересованности. Рассмотрим каждый шаг подробно.

Выслушайте весь вопрос целиком

Невозможно правильно ответить на вопрос, если вы его неправильно услышали. Часто, слушая вопрос, мы слышим некое «волшебное слово», которые вызывает у нас конкретную реакцию. Это приводит к тому, что мы перестаем слушать и начинаем формулировать ответ или догадываться о мотиве говорящего. Если мы начали формулировать ответ, то автоматически перестали слушать вопрос. Если вопрос отклоняется от направления, которое мы себе додумали, то при ответе мы не попадем в цель. Возможно, вы дадите прекрасный ответ, но не на тот вопрос, который был задан. Выслушайте весь вопрос целиком. Совсем скоро у вас будет время подумать над хорошим ответом.

Выиграйте время на раздумье

Мы способны думать в десять раз быстрее, чем говорить. Это значит, что если вы скажете пару слов между вопросом и началом своего ответа, у вас будет в десять раз больше времени, чтобы подумать над качественным ответом.

Есть две основные техники того, как выиграть время на раздумье. В главе 4 мы обсуждали, как важно поддерживать зрительный контакт. Также мы говорили, что размышление — дело, требующее личного пространства. Трудно поддерживать зрительный контакт и одновременно думать. Однако, если вы отведете глаза, раздумывая над вопросом, может показаться, что вы избегаете взгляда вопрошавшего или просто придумываете ответ. Поэтому вам нужны простые приемы, почти что рефлексы, чтобы использовать их не задумываясь.

Прием 1: повторите или перефразируйте вопрос

Повторение или парафраз вопроса, который вы только что услышали, почти не требует затрат умственной энергии. Поэтому, делая это, вы способны сохранять зрительный контакт. Вы можете повторить вопрос целиком или частично или перефразировать его так, чтобы минимизировать отрицательную коннотацию. Что бы вы ни делали с вопросом, повторяйте его скорее в виде утверждения, чем в виде вопроса.

Вопрос: «Как у нас обстоят дела с графиком проекта?»

Полное повторение: «Как у нас обстоят дела с графиком проекта»

Частичное повторение: «График»

Вопрос с негативной коннотацией: «Насколько мы опаздываем по сравнению с графиком?»

Парафраз: «Временные рамки. Что у нас со сроками конкретных этапов?»

В обоих случаях вы приобрели несколько секунд на поиск наилучшего ответа. Пусть повторение или парафраз вопроса будут отдельным от ответа предложением. Мозг формулирует предложение целиком. Если вы сделаете повторение вопроса первой частью своего ответа, вы снижаете свою гибкость в самом ответе.

Вопрос: «Во сколько сегодня встреча?»

Менее удачный ответ использует повторение вопроса в качестве части ответа: «Встреча сегодня в 2 часа».

Вместо этого лучше повторить вопрос отдельным предложением. У вас будет больше гибкости в ответе.

Более удачно: «Сегодняшняя встреча. Мы начинаем позже, чем обычно, в 2 часа».

Прием 2: используйте «вводную фразу»

В данном случае вводная фраза означает любую группу слов, которая следует за вопросом, но перед ответом и характеризует или вопрошающего, или сам вопрос.

Типичные вводные фразы звучат так:

  • «Прекрасный вопрос».
  • «Интересная мысль».
  • «Я рад, что вы об этом спросили».

Более сложные вводные фразы включают в себя содержание вопроса:

  • «Замечательно, что вы беспокоитесь о сроках».
  • «В данном случае издержки — это ключевой элемент, о котором мы должны поговорить».

Если вы постоянно используете одну и ту же фразу, она звучит заученно и неискренне. Вот почему в вашем распоряжении должно быть несколько вариантов.

Также важно быть искренним. Со школьных лет мы знаем, что глупых вопросов не бывает. Но из опыта деловых встреч мы выносим, что на самом деле глупых вопросов предостаточно. Когда кто-нибудь задает глупый вопрос — чаще всего или не имеющий отношения к делу, или только что заданный другим участником встречи, — говорить, что это прекрасный вопрос, нельзя. Это прозвучит лицемерно. Вместо этого можно воспользоваться вводной фразой нейтрального характера.

  • «Давайте уделим этому несколько минут».
  • «Наверное, будет полезно поговорить об этом еще подробнее».

В обоих случаях вы не комментируете качество вопроса. Вы просто зарабатываете себе несколько секунд на поиск ответа. В таких ситуациях избегайте вводных фраз, которые можно воспринять как выговор.

  • «Как я только что говорил…»
  • «Еще раз, я думаю…»
  • «Ну, повторим уже сказанное…»

Многие думают, что подобные приемы — это способ тянуть время. Совершенно верно! Вы выигрываете несколько секунд, чтобы получше сформулировать ответ. При ответах на вопросы важна не скорость, а качество.

Что такое более качественный ответ? Часто нужно, чтобы в нем прозвучали другие местоимения. Помните: наша естественная склонность — эгоцентризм. Наши ответы обычно затрагивают нас или содержание нашей речи. Если у вас появится несколько мгновений, чтобы придумать лучший ответ, у вас больше шансов сформулировать фразу не о себе, а о слушателях.

Читайте также:  Давай встречаться Грамотное предложение чтоб завоевать девушку

Вопрос: «Почему для вас так важна эта инициатива?»

Эгоцентричный ответ: «Я неравнодушен к этой инициативе, поскольку она позволяет мне…».

Вводная фраза и ответ, сосредоточенный на аудитории: «Я рад, что вы подняли вопрос о приоритетах. Мы говорили о том, что вы хотите повысить эффективность своей группы. Если мы начнем работу над этой инициативой, у нас больше шансов добиться своей цели».

Важно знать, когда не следует брать время на раздумье

Даже в ответах на вопросы самое главное — ваши слушатели.

Как часто следует прибегать к приемам по выигрышу времени? Не каждый раз, но достаточно часто, чтобы это получалось легко и естественно. Вы будете выглядеть непринужденнее.

Когда не следует применять эти приемы? Иногда ответить на вопрос прямо бывает не просто уместно, но прямо-таки необходимо. Это особенно верно в ситуации, когда кто-нибудь задает «нападающий» вопрос.

Нападающий вопрос: «А вам не кажется, что с помощью подобного трюка вы просто обкрадываете своих клиентов?»

Прямой ответ: «Вовсе нет. Это предложение создает дополнительную ценность для клиентов».

Использование техники оттягивания ответа в ответ на нападение привело бы к потере авторитета.

Нападающий вопрос: «А вам не кажется, что вы просто обкрадываете своих клиентов с помощью подобного трюка?»

Неудачный ответ: «Мы обкрадываем клиентов? Спасибо, что спросили об этом. Давайте потратим несколько минут и обсудим, не обманываем ли мы своих клиентов».

Есть случаи, когда нужно просто отвечать на вопрос.

Ответьте и подкрепите свою главную мысль

После того, как вы выиграли время на раздумье, настал момент для ответа на вопрос. Отвечайте коротко. Когда вы пытались втиснуть информацию в выделенное время, вам пришлось выбросить немало интересного. Заданный вопрос не дает вам карт-бланш на то, чтобы вывалить на слушателей все, что раньше пришлось выкинуть! Достаточно нескольких предложений. Если это возможно и уместно, постарайтесь подкрепить главную мысль своего выступления. Главной мысли слишком много не бывает.

Если человек, задавший вопрос, — ключевая персона для принятия решения, можно спросить, не нужно ли ему еще больше информации. Если же это лишь один из массы слушающих, дайте лаконичный ответ и переходите к следующему вопросу.

Пригласите задавать следующий вопрос

Отвечая на вопросы после крупного выступления, вы ответственны как перед тем, кто задал вопрос, так и перед целым залом. Когда человек задает вопрос, смотрите непосредственно на него как во время «волшебных слов», тянущих время, так и во время первой трети или половины ответа. Если один слушатель задал вопрос, возможно, что он вызывает интерес и у других людей. Во время своего короткого ответа обратите свой взгляд к другому человеку в зале. И в конце ответа, обращаясь к нему, поднимите руку и скажите: «Есть ли еще вопросы?»

Когда вы заканчиваете ответ, глядя на другого человека, вы не только делитесь информацией с несколькими людьми, но и избегаете ситуации личной беседы с одним слушателем. Если вы все время обращаетесь к тому, кто задал вопрос, он может почувствовать себя обязанным задать еще один вопрос. Его второй вопрос всегда будет более сосредоточен на нуждах этого конкретного человека, нежели общая тема вашей беседы.

Отвечаем на эмоциональный вопрос

Время от времени какой-нибудь вопрос рождается больше из чувств, а не из рациональных соображений. Когда вы сталкиваетесь с эмоциональным вопросом, вам следует отвечать осторожно и продуманно. И обязательно соединитесь с этим человеком на уровне эмоций!

Когда вы имеете дело с чувствами, следуйте плану из трех шагов:

  • Признайте наличие эмоции.
  • Проявите эмпатию.
  • Перейдите к ответу и ответьте.

Признайте наличие эмоции

Начните с самого вопроса или утверждения.

  • Скажите: я (ценю, понимаю, разделяю).
  • Назовите эмоцию: ваши (сомнения, фрустрацию, беспокойство).
  • Будьте конкретны: по поводу (бюджета, сроков, персонала).

Важно назвать эмоцию, поскольку в профессиональной жизни чувства часто воспринимают как нечто неправомерное. Мы должны принимать решения, основанные на рациональном анализе, а не на эмоциональных реакциях. И в то же время люди постоянно испытывают эмоции на работе! Мы радуемся, заключив сделку. Мы переживаем, когда коллега увольняется. Мы беспокоимся, когда компания меняет политику. Называя некое чувство, мы позволяем человеку его испытывать. Если мы не вытащим на свет и не обсудим эту эмоцию, она останется на уровне подводного течения, и человек не услышит наших рациональных доводов.

Есть две эмоции, которые не следует называть.

«Я чувствую вашу боль».

Это может прозвучать как клише или побудить человека поспорить с вами — действительно ли вы понимаете его ситуацию.

«Я знаю, что вы злитесь».

Если человек злится и вы назовете эту эмоцию по имени, скорее всего, вы получите одну из двух реакций.

«Черт возьми, конечно, я злюсь! Я просто вне себя!»

Вместо того чтобы смягчить ситуацию, вы ее обострили.

«Я не злюсь. Я… не… злюсь!»

Некоторые люди отрицают свой гнев, поскольку боятся посмотреть ему в глаза. Теперь, когда человек не признался, что испытывает гнев, вы не можете поработать с этой эмоцией, что уменьшает возможность взаимодействия.

Когда вы чувствуете, что человек злится или испытывает другую глубоко враждебную эмоцию, назовите ее «беспокойство». Беспокойство — такое удобное «всеохватное» чувство.

«Я знаю, что вас беспокоит этот момент».

Беспокойство звучит более зрело, чем гнев, фрустрация или разочарование. Оно предполагает, что человек заботится не только о себе. В большинстве случаев люди с готовностью согласятся назвать то, что они испытывают, беспокойством.

Проявите эмпатию

Второй шаг — показать, что вы тоже бывали в подобной ситуации. Например:

  • «Я чувствовал то же, что и вы».
  • «Я тоже так себя чувствовал».
  • «На вашем месте я бы тоже хотел это знать».

Проявляйте эмпатию только тогда, когда можете сделать это искренне. В деловом контексте люди обычно расстраиваются из-за двух вещей. Либо они заплатили за что-то дороже, чем собирались, либо ждали чего-то дольше, чем планировали. Всем нам случалось превысить бюджет или ожидать чего-то слишком долго. Вы почти всегда можете прочувствовать, каково быть на месте человека, испытывающего фрустрацию на работе. Однако если вы не понимаете чувства человека, вы можете или спросить его, почему он себя так чувствует, или, что еще лучше, просто пропустить этот шаг.

Проявляя эмпатию, делайте это спокойно, с духом открытости и заботы. Следует сидеть в открытой позе, слегка подавшись вперед, или стоять в удобном положении, руки опущены по бокам. Сохраняйте зрительный контакт и говорите приглушенным, но сострадательным голосом. В некоторых ситуациях стоит попросить у задавшего вопрос позволения на ответ или предложить некий выбор.

Попросите позволения ответить

Обычно люди испытывают фрустрацию на работе из-за недостатка контроля над ситуацией. Мы переживаем, когда перестаем контролировать свое положение. Поэтому мы помогаем людям успокоиться, если предлагаем им хотя бы небольшую долю контроля, необязательно над ситуацией, но хотя бы над обсуждением. Спросите человека, с которым вы говорите, хочет ли он услышать ваши доводы. Этим вы перекладываете решение на его плечи, и напряжение уменьшается. Например:

  • «Вам бы помогло, если бы мы рассказали, что мы уже делаем в этой области?»
  • «Какую информацию вам бы хотелось получить?»
  • «Вам бы помогло, если мы…»

Если слушатель отвечает «нет» на все эти вопросы, вы можете спросить: «А что бы помогло?» Все эти вопросы создают впечатление, что вы — разумный человек, который пытается найти общий язык с собеседником.

Перейдите к ответу и ответьте

Получив разрешение на объяснение, можете отвечать.

Избегайте слов «но» и «однако».

Внимание: между шагами два и три избегайте слов «но» и «однако».

«Я знаю, что вас беспокоит этот момент, но…»

Как только вы сказали «но», вы разрушили все то позитивное взаимодействие, которое вам удалось построить в первых двух шагах — признанием и эмпатией. .Но. обычно звучит как «но мне все равно» или «но зря вы так себя чувствуете».

«Однако» имеет тот же самый эффект. Когда утром я собираюсь выходить из дома и жена говорит мне: «Милый, это прекрасный галстук. Однако…», я еще не знаю, что именно не так с моим галстуком, но я уже знаю, что придется его поменять перед тем, как сесть за руль.

Объясните и предложите выбор

Отвечайте просто. Объясняя, вы можете задавать другие вопросы, чтобы убедиться в понимании. Если объяснение человека не устраивает, вы можете предложить тому, кто испытывает сильное чувство, другие варианты. Например:

«Вы хотите посмотреть наш анализ ситуации в следующий вторник или в следующий четверг?»

И опять, когда вы предлагаете слушателю разные возможности, это дает ему чувство контроля над ситуацией и снижает враждебность. И помогает вам прийти к согласию.

Источник

Учимся правильно задавать вопросы: правила постановки вопросов

Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.

Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.

Правильный вопрос: какой он?

Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человекаСчитается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Почему так важно уметь задавать нужные вопросы?

Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.

Читайте также:  Психолог о конфликтах взрослых детей и их родителей

Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.

А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.

Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»

Чего можно добиться правильным вопросом?

Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:

  • пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
  • повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
  • управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
  • удерживать инициативу в общении.

Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общениеСам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Типы вопросов

Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.

Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!

Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.

Закрытый вопрос

Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».

С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».

Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».

Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.

Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)

Открытый вопрос

Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.

Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.

Особенность таких вопросов в следующем:

  • собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
  • у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
  • открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
  • партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.

Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.

Наводящие вопросы

Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.

Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».

В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:

  • разве,
  • конечно,
  • ведь,
  • тоже,
  • не правда ли.

Альтернативные вопросы

Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.

Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»

Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.

А вот для беседы с чрезмерно разговорчивым человеком рекомендуются закрытые вопросыНазвание

Риторический вопрос

На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.

Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»

Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.

Переломный вопрос

Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.

Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»

Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.

Вопрос для обдумывания

С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.

Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»

Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.

Зеркальный вопрос

Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.

Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.

Контрольный вопрос

Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.

Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).

Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.

Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:

  1. Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
  2. Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
  3. Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.

Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.

Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.

Источник

Типы вопросов. Вопросы закрытого и открытого типа. Примеры

Казалось бы, что может быть проще, чем задать вопрос? Однако существует немало правил и разновидностей вопросов как в английском, так и в русском языке. Кроме того, употребление их в разговоре всегда зависит от речевой ситуации. А как нам предстоит убедиться, ситуации как в английской, так и русской беседе очень схожи между собой. Разберем типы вопросов подробнее в этой статье.

Какие существуют вопросы в русском языке?

В данной работе мы рассмотрим 5 типов вопросов. Существует и ряд других классификаций, количество вопросов в которых может варьироваться, однако сегодня остановимся на этой.

Итак, согласно нашей классификации, существует пять видов вопросов: закрытые, открытые, переломные, риторические, вопросы для обдумывания. Отметим, что открытые и закрытые вопросы выделяются практически во всех типах классификаций. Данный факт делает их основными.

Теперь рассмотрим каждый вид подробнее, а также приведем примеры.

Открытый вопрос

Открытые вопросы – это такие вопросы, которые требуют развернутого ответа и каких-либо пояснений. На них невозможно ответить либо «да», либо «нет». Такие вопросы начинаются следующими вопросительными словами: «как», «кто», «что», «почему», «сколько», «какой» и т. п.

Такие вопросы позволяют вашему собеседнику выбирать информацию для ответа по своему усмотрению. С одной стороны, это может привести к тому, что собеседник скроет то, что не желает разглашать. Но с другой стороны, если задать вопрос в подходящей эмоциональной ситуации, собеседник может раскрыться и рассказать намного больше, чем требовал заданный вами вопрос.

Открытые вопросы позволяют превратить ваш монолог в беседу. Однако существует опасность того, что вы утратите контроль над разговором, и вновь вернуть управление будет непросто.

Приведем примеры подобных вопросов:

  • Почему вы хотите учиться в нашем вузе?
  • Когда вы решили согласиться на эту беседу?
  • Сколько вы зарабатываете в месяц?
  • Кто занимается уборкой в вашем доме?
  • Что вы обычно делаете по вечерам?

Закрытый вопрос

Вопросы закрытого типа – такие, при ответе на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Часто в закрытых вопросах используется частица «ли». Они максимально сужают свободу собеседника, подводя его к односложному ответу.

Читайте также:  Дай 5 школьные вопросы

Задавая такого рода вопросы, можно держать беседу под своим контролем. Однако при этом собеседник не может высказать свое мнение или поделиться идеями.

Кроме того, у закрытых вопросов есть ряд отрицательных черт:

  • полученная при ответах на них информация будет поверхностной;
  • два варианта ответа создают впечатление принуждения, поэтому собеседник постепенно будет чувствовать себя все более и более некомфортно, что в конечном счете привет к тому, что он захочет завершить беседу как можно скорее;
  • они приводят к нежеланию собеседника раскрыться и предоставить больше информации.

Закрытые вопросы рекомендуется использовать в тех случаях, когда необходимо в короткий срок собрать много информации. Например, при проведении различных исследований. Если же вы планируете лучше узнать собеседника и предполагаете, что ваше знакомство продолжится, закрытые вопросы обязательно нужно чередовать с открытыми, позволяя партнеру высказаться.

  • Нравиться ли вам бегать?
  • Хотели бы вы научиться плавать?
  • Вы играете на музыкальных инструментах?

Риторический вопрос

Продолжаем рассматривать типы вопросов. На очереди — риторический вопрос, который служит для глубокого и развернутого рассмотрения предмета разговора. На такие вопросы невозможно дать однозначный и непредвзятый ответ. Их цель заключается в том, чтобы указать нерешенные проблемы и вызвать новые вопросы либо вызвать поддержку вашего мнения участниками дискуссии путем молчаливого согласия. При составлении таких вопросов также часто используется частица «ли».

  • Мы ведь все придерживаемся одного мнения по данной проблеме?
  • Можем ли мы воспринимать нормально подобные поступки?

Переломный вопрос

Еще один основной тип вопроса – переломный. Это такие вопросы, которые способствуют удержанию дискуссии в определенном направлении. Также они могут служить для поднятия новых проблем. Задаются они в тех ситуациях, когда вы получили исчерпывающую информацию по рассматриваемой проблеме и желали бы переключить внимание аудитории на другую или же когда возникло сопротивление оппонента и вы желаете преодолеть его.

Ответы собеседника на подобные вопросы позволяют выяснить уязвимые моменты в его суждениях.

  • Скажите, как по-вашему, нужно ли.
  • Как на самом деле у вас проходит.
  • Как вам представляется.
  • Что вам видится в перспективе.

Вопрос для обдумывания

Такого рода вопросы способствуют тому, чтобы собеседник размышлял и тщательно обдумывал сказанное ранее и подготавливал комментарии. В такой речевой ситуации собеседник получает возможность внести свои изменения в уже изложенную кем-то позицию. Это позволяет посмотреть на проблему с нескольких сторон.

Примеры таких вопросов:

  • Думаете ли вы, что.
  • Правильно ли мы поняли ваше суждение о том, что.
  • Вы согласны с тем, что.

Таким образом, мы рассмотрели значение и примеры типов вопросов, используемых в русском языке.

Сколько видов вопросов в английском?

В английском языке также существует несколько типов вопросов. Всего их, как и в русском языке, пять. Употребления вопросов будет зависеть от ситуации, контекста и той цели, с которой вы их задаете. Итак, рассмотрим типы вопросов в английском языке с примерами.

Общий вопрос

Общие вопросы тождественны закрытым в русском языке, то есть предполагают односложный ответ: «да» или «нет». Служат для получения лишь общей информации.

Такие вопросы составляются без вопросительных слов, а начинаются со вспомогательных глаголов. А как вы помните, в английском языке для каждого времени предусмотрены определённые вспомогательные глаголы.

Порядок слов при составлении вопроса: вспомогательный глагол – подлежащее – смысловой глагол – дополнение – определение.

  • Is he a good driver?
  • Did he go to the disco today?
  • Do you play basketball every day?

Разделительный вопрос

Продолжаем рассматривать типы вопросов в английском языке с примерами. Разделительным этот тип называется потому, что состоит из двух частей, которые разделены запятой:

  • 1-я часть – это утверждение;
  • 2-я часть – «корешок», вопрос относительно данного утверждения.

«Корешок» обычно является противоположным утверждению. То есть цель вопроса – проверить подлинность высказанного утверждения.

Источник

Изучение частей речи: на какие вопросы отвечает наречие в русском языке и что оно означает

В русском языке грамматические отношения строятся с помощью изменяемых форм слов. Глагол изменяется по лицам и числам, существительное имеет три склонения и три рода, находится в тесной связи с прилагательным. К этим правилам примыкает и местоимение. Только наречие ведет себя своеобразно. Чем выражается его особенность? …

Своеобразное наречие

Огромный словесный арсенал языковеды разделяют на такие категории, как части речи, каждой из которых отведена своя роль. Существительные выполняют номинативно-предметную функцию, то есть называют предмет. Глаголы описывают действие, а прилагательные дают характеристику.

Особенность наречий в том, что, не находясь в зависимой связи с любым из имен или глаголом, они влияют на его значение: подчеркивают характеристику, видоизменяют, выделяют какое-либо качество. Без них речь не была бы такой насыщенной и эмоционально окрашенной.

Наречие в русском языке имеет отличительное свойство, это обозначение признаков:

  • действия,
  • предмета,
  • другого признака.

Внимание! Если глаголы и имена прилагательные, взаимодействуют с существительным, принимая во внимание его род и число, то наречия относятся к абсолютно самостоятельным лингвистическим образованиям. Они остаются неизменными по всем параметрам.

Разряды наречий схема.

Отличительные признаки и вопросы к ним

Признаки, означающие действия

В предложении наречия обычно находятся «в тандеме» с глаголом или такой глагольной формой, существующей в русском языке, как деепричастие. Чтобы лучше понять, какие слова классифицируются как наречие образа действия, рассмотрим примеры их употребления в тексте. Они дают понять, что такое, с лингвистической точки зрения, признак действия:

  • Прохожий шел медленно. Слово «медленно» характеризует глагол движения «ходить».
  • В ту ночь луна светила ярко. Характеристика степени освещения.
  • Гром гремел раскатисто. Характеристика шума, создаваемого природным явлением.
  • Мастер работал быстро и энергично. Характеристика действий.
  • Косяк журавлей летел низко. Характеристика полета.
  • Он молчал, поглядывая украдкой на посетителей. Характеристика поведения.

Важно! Чтобы закрепить понятие, нужно уяснить, какая часть речи отвечает на вопрос: каким образом? (как?) и относится к глаголу или деепричастию.

Признак предмета

Наречие, указывающее на признак какого-либо предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? Оно используется в предложении вместе с существительным. Примеры:

  • прогулка пешком, блузка навыпуск,
  • уход по-английски, шаг вперед,
  • движение назад, чтение вслух.

Когда те же слова применяются совместно с глаголами, то они характеризуют действия: гулять пешком, уйти по-английски, читать вслух и т.д.

Признак признака

Сочетаясь с прилагательными, наречия ярче выявляют, детально «обрисовывают» признак другого признака. Например:

  • очень ветвистое дерево,
  • чересчур высокий забор,
  • довольно скучное занятие,
  • слишком трудное задание,
  • предельно простая обстановка.

Рассматриваемой нами части речи отводится роль усиления степени характеристики предмета, при этом форма ее останется неизменной.

Часто такие формы употребляют в художественных произведениях.

Четыре группы наречий и вопросы

Время

Внимательно рассмотрев, на какие вопросы отвечает наречие, его относят к различным группам. Легко определить, что наречие, которое отвечает на вопрос: как долго? когда? с каких пор/до каких пор? – относится к группе, обозначающей время или временной промежуток:

  • Традиции в деревне сохранялись издавна.
  • В пору жатвы крестьяне работали в поле дотемна.
  • Делать что-то новое всегда трудно.
  • Он никогда больше не возвращался в этот город.

Место

На вопрос где, куда, откуда дают ответ данные части речи, обозначающие место, где происходит указанное действие:

  • свернуть направо,
  • располагаться посередине,
  • впереди показалась река,
  • шум доносился издалека.

Характеризующее цель наречие отвечает на вопросы зачем? для чего?:

  • Он сделал это по-глупости.
  • Экскурсанты специально пришли пораньше.
  • Он понял, что объяснять цель прихода было незачем.

Эти наречия чаще всего употребляются в разговорной речи.

Причины

Данные части речи, указывающие на причины, дают ответ на вопрос: по какой причине? почему?:

  • Сослепу он не мог разобрать написанное мелким почерком.
  • Поняв, что нет смысла продолжать спор, Петр замолчал, чтобы сгоряча не наговорить лишнего.

Внимание! Чтобы выяснить, на какие вопросы дает ответы, и к какому разряду относится данная часть речи в русском языке, нужно обратиться к контексту. То есть внимательно прочитать фразу или выражение и задать правильный вопрос.

Смысловые группы наречий.

Спорные вопросы

Вскоре и вдруг

Часто вызывает сомнение слово вдруг – это наречие, указывающее на конкретный образ действия или нет? Неизменяемое слово вдруг наречие, которое означает внезапность, непредвиденность совершения какого-либо поступка, явления. Например: Вдруг он заметил у канала девичью фигуру. Вдруг небо потемнело, и послышались первые раскаты грома. Сомнения пришли не вдруг, до этого он долго размышлял об этом странном предложении.

Вскоре и скоро к каким частям речи имеют отношение и какие у них отличительные признаки? Вскоре часть речи, которая как и слово скоро, отвечает на вопрос как? и не изменяется. Оба наречия обозначают признак действия с временным оттенком. Однако скоро употребляется для выражения будущего, а вскоре прошедшего действия. Сравните: Он появился вскоре./ Он появится скоро.

Как отличить

Спрашивая, какая часть речи в русском языке отвечает на вопрос куда, где, откуда, учащиеся часто не могут определиться: это части речи или члены предложения. Если имеется в виду первый вариант, то это наречие. А если на вопрос где отвечает обстоятельство, то им может быть как наречие, так и существительное совместно с предлогом.

Сравните: В самом низу лестничной клетки показался силуэт человека.(предлог вместе с именем существительным). Внизу послышался легкий шум.(наречие).

Как отличить похожие слова

Нередко наречие образа действия путают с именами прилагательными. Чтобы избежать этого, достаточно вспомнить, какие слова отвечают на вопрос как? и имеют отношение к наречию, а какие – на вопрос какой? и являются именами прилагательными. Например, в фразе: Хороший стимул заставляет работать хорошо. – хороший прилагательное, а хорошо – это наречие, которое образовалось от имени прилагательного.

Источник