Исследование психических особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Исследование психических особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Актуальность в том, что внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание подчиняется распорядку учебной деятельности, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как для ученика.

Поэтому развитию внимания в дошкольном возрасте должно уделяться большое внимание.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми в течение определенного периода времени.

Внимание и все другие психические процессы в дошкольный период претерпевают существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Суть вопроса в том, что в старшем дошкольном возрасте происходит развитие произвольного внимания, что является особенно актуальным в связи с поступлением ребенка в школу, ведь внимание является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Различные свойства внимания – его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом.

Задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Если говорить о том, какие же вообще недостатки психического развития наблюдаются у детей рассматриваемой категории, то надо сказать, что они отстают в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти и других функций. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны, резко страдает способность к распределению внимания.

Учитывая актуальность, была поставлена цель.

Цель: исследовать психические особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объектом исследования является внимание.

Предметом исследования являются особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза: предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития продуктивность, устойчивость и произвольность внимания, ниже, чем у нормативно развивающихся детей.

  1. Рассмотреть психические особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Проанализировать особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3. Организовать исследование основных свойств внимания дошкольников с задержкой психического развития и нормативно развивающихся детей. Подвести итоги проведенного исследования.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы практикующими психологами в работе с детьми с задержкой психического развития.

База исследования: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормативные дети детского сада № 63 города Нижнекамска РТ.

Эмпирическое исследование внимания
у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе детского сада № 63 города Нижнекамска РТ. В исследовании участвовало по 20 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормативно развивающихся дошкольников. Возраст испытуемых 5–7 лет. Из них по 12 мальчиков и 8 – девочек.

Для диагностики внимания были использованы методики:

1. Методика “Найди и вычеркни” из книги Р.С.Немова, с помощью которой проводится исследование продуктивности и устойчивости внимания.

Детям предлагаются бланки с изображенными на них разнообразными предметами, и дается инструкция: “По сигналу “Начинай” ты будешь искать, и зачеркивать кружки и треугольники до тех пор, пока я не скажу “Стоп”.

Ребенок работает 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки, и ребенок показывает взрослому, на каком месте он остановился.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество предметов, просмотренных ребенком за каждые полминуты работы и за все 2,5 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой полминуты, с 0,5 по 2,5, и в целом за все 2,5 минут (приложение 1).

2. Методика “Домик” Р.Р.Калининой, с помощью которой определяется уровень развития произвольного зрительного внимания.

Детям предлагается нарисовать такой же домик, как у воспитателя.

После выполнения задания выявляются допущенные ошибки, интерпретация которых приводится в приложении 2.

Анализ результатов исследования внимания

Для изучения продуктивности и устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста была использована методика “Найди и вычеркни”. Индивидуальные значения представлены в приложении 3, приложении 4.

Результаты исследования уровня развития продуктивности и устойчивости внимания у детей с ЗПР и НПР представлены в таблице 1.

Уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у детей

Уровни Показатель устойчивости и продуктивности внимания
ЗПР НПР
низкий 40% 10%
средний 60% 80%
высокий 10%

Из таблицы видно, что 40% детей с ЗПР имеет низкий и 60% — средний уровень устойчивости и продуктивности внимания, высокий уровень не имеет никто. В то же время 10% нормативно развивающихся детей имеет низкий, 80% — средний и 10% — высокий уровень устойчивости и продуктивности внимания.

Наглядно результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнительный анализ устойчивости и продуктивности внимания у детей с ЗПР и НПР

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что устойчивость и продуктивность внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее.

Для определения уровня развития произвольного зрительного внимания использовали методику Р.Р.Калининой “Домик”. Индивидуальные результаты представлены в приложении 5, приложении 6.

Результаты исследования уровня развития произвольного зрительного внимания у детей с НПР представлены в таблице 2.

Уровень развития произвольного зрительного внимания у детей

Уровни Показатель произвольности внимания
ЗПР НПР
низкий 50% 10%
средний 50% 70%
высокий 20%

Из таблицы видно, что у 50% детей с ЗПР низкий, и у 50% — средний уровень развития произвольного зрительного внимания, в то время как у 10% детей с НПР наблюдается низкий уровень, у 70% — средний и у 20% — высокий уровень развития произвольного зрительного внимания.

Наглядно результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительный анализ развития произвольного зрительного внимания у детей с ЗПР и НПР

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что произвольность зрительного внимания у детей с ЗПР также ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее. При выполнении задания дети много отвлекались, допускали много искажений в копировании образца.

Для проверки выявленных различий нами был использован метод математической статистики t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 3.

Сравнительные результаты исследования по t-критерию Стьюдента

Продуктивность и устойчивость внимания Производительность зрительного Внимания (количество ошибок)
Дошкольники с ЗПР (средние значение) 3,9 7,25
Дошкольники с НПР (средние значение) 5,95 4,4
t-эмпирич. -4,38917 3,902354
Достоверность различий 0,001 0,001

Таким образом, при помощи t-критерия Стьюдента мы подтвердили достоверность различий между группами. Следовательно, уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников с ЗПР ниже, чем у детей с нормативным развитием, а количество ошибок, допущенных при выполнении заданий на диагностику производительности зрительного внимания больше.

Профилактика нарушения внимания

Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Устойчивость внимания зависит особенно от интереса детей. Если детям интересно, — они внимательны, если нет, — никакие упреки воспитателя, ни его замечания и “призывы”, вроде: “Дети, будьте внимательны” — не помогают.

Изменяющийся в старшей и особенно в подготовительной группах режим жизни детей, увеличивающийся “вес” занятий, постепенно принимающих характер учебной деятельности, предъявляет новые и при этом повышенные требования к вниманию детей.

Проводимые занятия с 6-7-летними детьми более длительны, чем в средних и младших группах, и более серьезны.

Воспитатели старшей и подготовительной групп, пытаясь поддержать неустойчивое детское внимание, проявляют большую изобретательность в том, чтобы сделать каждое занятие интересным. Широко используются разные виды наглядности, детям даются для работы индивидуальные наборы разных дидактических материалов: геометрических фигур, предметов, картинок, карточек с цифрами и др. Конечно, такое оснащение занятий повышает интерес к нему детей, и они охотно выполняют предъявляемые руководителем требования, сохраняя длительно устойчивость внимания.

Но ведь в школе далеко не все элементы урока будут столь же интересными детям, им надо будет произвольно направлять свое внимание и заниматься порой совсем неинтересным делом, требующим, однако, длительного сосредоточения, например при писании букв и цифр, усвоении грамоты, слушании ответов товарищей, многократно повторяющих одно и то же правило, и др.

К этому детей надо готовить. Наблюдая занятия с детьми 6-7 лет и точно отмечая, когда их внимание привлекается воспитателем и когда эта сосредоточенность падает, выяснилось следующее:

1. Внимание 6-7-летнего ребенка может быть устойчивым в течение 25-30 минут и даже дольше, если он занят таким делом, которое требует его активного действия: рисование, конструирование, составление орнаментов, подбор множеств, счет и др. Труднее поддерживается устойчивость внимания при умственном действии без практической работы. Однако, слушая читаемый им рассказ, смотря фильм, дети могут также долго сосредоточиваться на воспринимаемом содержании.

2. Особо важную роль играет такое занятие, где дети должны быть активными в решении каких-то задач. Рассматривание картины может вызвать отвлечение внимания через 5-7 минут после начала занятия, если воспитатель удовлетворяется простым называнием детьми изображенных предметов. Но если он ставит более трудные задачи, которые требуют от ребят поисков, изучения, сопоставления разных частей картины, установления связи между элементами, обобщения, выводов, такая работа поддерживает внимание детей – оно приобретает устойчивость и силу сосредоточения.

3. Отрицательно действует на внимание детей чрезмерный объем даваемого им материала. Если воспитатель на одном занятии использовал 3-4 картины, или разучивал 2 новых стихотворения, или требовал вспомнить и зарисовать 2-3 сценки из просмотренного фильма, внимание детей рассеивается. Полученные впечатления сливаются в какой-то общий смутный образ.

4. Также легко нарушится хрупкое детское внимание из-за организационных и методических ошибок, нередко допускаемых воспитателями.

5. Одной из наиболее частых причин отвлечения внимания детей, их рассеянности является их утомление. Длительное coxpaнение одной позы, однообразие выполняемых действий, скучные и ненужные повторения уже хорошо известного, вынужденное бездействие – все утомляет ребенка, и тем больше, чем он слабее, чем он менее привык к такой работе. Ho утомляют ребенка и многие обстоятельства его жизни дома. Борьба за сохранение семьей нужного режима жизни ребенка – непременное условиe успешного воспитания его внимании.

Вместе с тем повышенные возможности и интересы детей позволяют воспитателю поднять и уровень требований к работе детей на занятиях. Обратим внимание на то, что внимание ребенка поддерживается его мышлением, его умственной строго направленной работой. Если внимание малышей привлекается ярким, необычным, подвижным предметом (внимание нeпроизвольное), то наиболее продуктивным вниманием у всех старших (в том числе и у взрослых людей) является внимание, основанное на познавательном интересе (непроизвольное вторичное). Желание узнать, открыть, понять, решить, поиск нужных путей, проверка найденного решения, отбор доказательств и пp. – все эти виды умственной деятельности держат внимание, обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения. Увлеченные такой интересной (не развлекательной) работой дети 6-7 лет уже могут по требованию воспитателя заниматься в отдельные моменты неинтересной работой, но нужной, обязательной, Она требует от них волевого внимания.

Так педагог ведет постепенную тренировку произволъного внимания, которое детям понадобится в школе. Они должны быть к нему подготовлены.

Таким образом, важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата.

1. Исходя из данных, полученных в результате проведенного исследования по методике “Найди и вычеркни” из книги Р.С.Немова, можно сделать вывод, что устойчивость и продуктивность внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее.

2. В результате исследования, проведенного по методике Р.Р.Калининой “Домик”, установлено, что произвольность зрительного внимания у детей с ЗПР также ниже, чем у детей с НПР.

3. При помощи t-критерия Стьюдента мы подтвердили достоверность различий между группами. Следовательно, уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников с ЗПР ниже, чем у детей с нормативным развитием, а количество ошибок, допущенных при выполнении заданий на диагностику производительности зрительного внимания больше.

Таким образом, гипотеза, поставленная перед исследователем подтвердилась.

В результате проведенного исследования подтверждена гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития продуктивность, устойчивость и произвольность внимания и ниже чем у детей с нормативным развитием.

В процессе изучения теоретического материала установлено, что внимание – это сложный психический процесс, который выполняет в жизни и деятельности человека много различных функций.

В дошкольном возрасте значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, появляются элементы послепроизвольного внимания.

Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.

Для эмпирического проведения разных положений нами было организовано исследование на базе ДОУ № 63, участие в котором приняли 20 дошкольников с ЗПР и 20 – с НПР.

Исходя из данных, полученных в результате проведенного исследования по методике “Найди и вычеркни”, можно сделать вывод, что устойчивость и продуктивность внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее.

В результате исследования, проведенного по методике Р.Р.Калининой “Домик”, установлено, что произвольность зрительного внимания у детей с ЗПР также ниже, чем у детей с НПР, а количество ошибок, допущенных при выполнении заданий на диагностику производительности зрительного внимания больше.

Достоверность различий была подтверждена при помощи критерия Стьюдента.

В силу важности и значимости внимания для ребенка необходимо всячески помогать его развитию. Развитием внимания должны заниматься и педагоги и, безусловно, родители.

Работа над этой проблемой открыла нам много нового в изучении свойств внимания, позволила лучше разбираться в методах изучения и развития внимания.

Полученные результаты окажут помощь психологам и педагогам в проведении работы по развитию внимания у детей.

Источник



Методика «Найди и вычеркни»

Инструкция
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится»

Описание
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды

Рис.1 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей 3-4 лет

Рис.2 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте 5-6 лет

Рис.3 Матрица с кольцами Ландольта к заданию «Найди и вычеркни» для детей старше 6 лет

Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин (150 секунд), т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S = (0,5 * N – 2,8 n)/120,

где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N — количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы;
t — время работы, в секундах;
n — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график (Рис.4), на основе анализа, которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

Количество баллов Показатель S
10 баллов выше 1,25
8-9 баллов от 1,00 до 1,25
6-7 баллов от 0,75 до 1,00
4-5 баллов от 0,50 до 0,75
2-3 балла от 0,24 до 0,50
0-1 балл от 0,00 до 0,2

Рис. 4 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

Количество баллов Устойчивость внимания
10 баллов все точки графика не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1
8-9 баллов все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2
6-7 баллов все точки графика расположены в трех зонах наподобие кривой 3
4-5 баллов все точки графика расположены в четырех зонах наподобие кривой 4
3 балла все точки графика расположены в пяти зонах наподобие кривой 5

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике

Выводы об уровне развития

Количество баллов Продуктивность и устойчивость внимания
10 баллов Очень высокая
8-9 баллов Высокая
4-7 баллов Средняя
2-3 баллов Низкая
0-1 балл Очень низкая

ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ

  1. Методика "Обведи контур"
  2. Методика "Воспроизведи рисунки"

Методика "Обведи контур"

Цель
Оценить наглядно-действенное мышление

Оборудование
Рисунки 1,2,3, карандаш для ребенка, ручка для психолога, секундомер

Инструкция
Детям показывают рисунки и говорят: «Как можно быстрее и как можно точнее соедини прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части»

Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценка результатов
Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания

10 баллов — ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек.
Причем все линии на рисунках прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

8-9 баллов — на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек.
При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков:

  • одна или две линии не являются вполне прямыми
  • в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур
  • от двух до четырех линий выходят за пределы контура
  • от четырех до пяти углов соединены неточно

6-7 баллов — на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек.
При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов:

  • три или четыре линии непрямые
  • от четырех до шести углов соединены не вполне точно
  • от пяти до шести линий выходят за пределы контура
  • от шести до семи углов соединены не вполне точно

4-5 баллов — на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек.
Имеется хотя бы один из следующих недочетов:

  • пять или шесть линий не являются вполне прямыми
  • от семи до десяти углов соединены не вполне правильно
  • есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми
  • имеется от восьми до десяти углов
  • которые соединены не вполне точно

2-3 балла — на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек.
Отмечен хотя бы один из следующих недостатков:

  • от семи до десяти линий непрямые
  • от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно
  • от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура
  • от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно

0-1 балл — на выполнение задания ушло более 150 сек.

  • Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми
  • почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно

Выводы об уровне развития мышления
10 баллов — очень высокий, 8-9 баллов — высокий, 4-7 баллов — средний, 2-3 балла — низкий, 0-1 балл — очень низкий

Источник: Р.С. Немов Психология — Кн.3: Психодиагностика

Методика "Воспроизведи рисунки"

Цель
Определение наглядно-действенного мышления
Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет

Оборудование
Рисунок для ребенка, фломастер, секундомер

Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис.1, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева

Инструкция
Ребёнку дает фломастер темного цвета, рис. 1 и говорят: «Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура»

На выполнение задания отводится 5 мин.

Оценка результатов
10 баллов — ребенок за 5 мин выполнил все задание.
Нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, незаштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.

8-9 баллов — ребенок справился с заданием за 5 мин.
При этом в каждой фигуре остались не заштрихованными не более одного — двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.

5-7 баллов — ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.

4-6 баллов — ребенок за 5 мин смог заштриховать 4 — 5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

2-3 балла — ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2 — 3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

0-1 балл — ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.

Источник: Р.С. Немов Психология — Кн.3: Психодиагностика

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

  1. Методика "Какой Я?"
  2. Методика "Рене Жиля"
  3. Тест на развитие самоконтроля

Методика "Какой Я?"

Цель
Определение самооценки ребёнка-дошкольника

Оборудование
Протокол методики

Инструкция
Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом, спрашивает у ребёнка: «Как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам?»

Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы

Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл.
Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов.
Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла

Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности

Выводы об уровне самооценки ребенка
10 баллов очень высокий, 8 — 9 баллов — высокий, 4 — 7 баллов — средний, 2 — 3 балла — низкий, 0 — 1 балл — очень низкий

Источник

Методика: «Найди и вычеркни»

Цель: оценка переключения и распределения внимания ребенка.

Проведение обследования:ребенку показывается бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звезда, половинка круга.

Инструкция: « Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных фигурок. Когда я скажу тебе «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те фигурки, которые я назову. Искать и зачеркивать их надо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». Ты должен сразу остановиться и показать, какую фигуру увидел последней. После этого я отмечу это место и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое – искать и вычеркивать фигуры. Так будет несколько раз, пока я не скажу «конец». На этом игра закончится».

Ребенок работает 2,5 минуты, в течении которых 5 раз через каждые 30 секунд ему говорят «стоп».

Для проведения этой методики необходим бланк, секундомер, карандаш для ребенка и ручка для экспериментатора.

Инструкция обработки:

При обработке определяется количество фигур, просмотренных ребенком в течение 2,5 минут, а также отдельно за каждый 30-сек интервал. По формуле определяется общий показатель развитости продуктивности и устойчивости внимания: S=(0.5N-2.8n)/t;

Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания

N – количество изображений, просмотренных ребенком за время работы

t – время работы

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

По показателям строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка.

Рисунок 1. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На рисунке № 1 представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике.

• 10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

• 8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла

• 6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

• 4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

• 2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

• 0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

• 10 баллов – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

• 8-9 баллов – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

• 6-7 баллов – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

• 4-5 баллов – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4

• 3 балла – все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания

• 10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

• 8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

• 4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

• 2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

• 0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

Фамилия, имя __________________________________________ Возраст _____________

Дата обследования _________________________

Просмотрено изображений N Количество ошибок n Продуктивность и устойчивость S=(0.5N-2.8n)/t; (t=30 и 150)
Общее


Методика: «Цветные коврики»

Цель:Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.

Проведение обследования:Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. 6 цветных карточек: красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая.

Инструкция обработки: Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3х. карточек. Для детей 4 — х. лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно выбирает все основные цвета и называет 4-6 цветов

Образец стимульного материала.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Методика «Найди и вычеркни»

Методика "Найди и вычеркни"

Цель : диагностика объема, устойчивости и продуктивности внимания.

Стимульный материал и оснащение: лист с изображением различных Контурных предметов (геометрических фигур), протокол для фиксации параметров.

Форма исследования : индивидуальная.

Процедура исследования 1-й вариант: перед началом выполнения задания ребенку показывают лист со значками и объясняют, как с ним работать.

Инструкция 1: «Внимательно посмотри на верхнюю строку, ты должен будешь в каждом круге ставить – крестик, в треугольнике – круг, в прямоугольнике – черточку. Приступай к работе».

Процедура исследования 2-й вариант: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружочек – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.

Инструкция 2 : «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу тебе «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной предметы. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

Обработка и анализ данных: фиксируемые параметры – время выполнения задания, S – показатель переключения и распределения внимания; N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут (или все время работы, а также отдельно за каждые 30-секундный интервал); n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.

Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле: S = (0,5 N – 2,8 n ) / 120.

Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. непомеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

10 баллов – S > 1,00 – очень высокий уровень,

8-9 баллов – 0,75 < S > 1,00 – высокий результат;

6-7 балов – 0,50 < S > 0,75 – средний уровень;

4-5 баллов – 0,25 < S > 0,50 – низкий уровень;

0-3 балла – 0,00 < S > 0,25 – очень низкий уровень.

Для каждого 30-секундного интервала определяется отдельный показатель S , по которым строится график, анализ которого дает возможность судить о динамике изменения продуктивности и устойчивости внимания ребенка во времени. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости оцениваются (каждый в отдельности) по 10-балльной системе.

Источник

Всё о методике «Найди и вычеркни»

Пишущий мальчик

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Содержание Свернуть

Методика «Найди и вычеркни»: автор, суть, предназначение

В период обучения ребёнка (это касается не только школьного возраста детей) очень важный показатель восприятия информации — внимание. Именно от этой категории зависит умственная и физическая деятельность малыша, вычленение и усвоение полезных знаний.

Тестирование по методике «Найди и вычеркни» даёт возможность проанализировать умение ребёнка длительно удерживать интерес на каком-либо предмете или понятии — устойчивость внимания. Также диагностика позволяет сделать вывод о продуктивности этого состояния сознания, сосредоточенности, его объёме.

Устойчивость внимания находится в непосредственной связи с состоянием здоровья девочки или мальчика, а также нервной системой. На этот показатель могут влиять любые посторонние отвлекающие моменты: внешний шум, свет, общение взрослых или детей, запахи и так далее.

Доктор психологических наук Марцинковская Татьяна Давидовна стоит у истоков создания и применения этого исследования. Сначала методика предназначалась для определения переживаний деток в период социализации (дошкольников 5–6 лет и младших школьников). В дальнейшем тестирование было адаптировано под малышей 3–4 лет. Сделал это доктор наук в области психологии Доценко Евгений Леонидович при изучении психологического состояния личности в период взросления.

Суть диагностики заключается в вычёркивании определённых фигур, представленных на бумажном листе. Рисунки простые и не вызывают у детей трудностей в восприятии: домики, грибочки, мячи, флажки, ведёрки.

Т.Д. Марцинковская и коллеги

Татьяна Давидовна Марцинковская — автор методики

Порядок проведения теста среди детей разного возраста

Для дошкольников

Время, отведённое на выполнение задания, составляет две с половиной минуты. Этот период делится на пять отрезков по тридцать секунд, в течение которых испытуемому требуется вычёркивать по 2 предмета, названных экспериментатором. Делать это ему нужно предложенным организатором способом. Например, грибок помечать горизонтальной линией, а ведёрко — вертикальной.

Инструкция, которая даётся ребёнку перед началом проведения теста, такова: «Я приглашаю тебя сыграть в игру. Предлагаю посмотреть карточки с картинками знакомых предметов. Как только дам команду «Начинай», ты будешь внимательно проглядывать ряды, искать те фигурки, которые я назову, и вычёркивать их. Всё это тебе нужно делать до следующей моей команды — «Стоп». Когда услышишь её, сразу же прекрати рассматривание и вычёркивание и укажи на изображение, которое ты обнаружил последним. В это время я обозначу место, где произошла остановка, и снова скажу «Начинай!» После этой команды необходимо будет продолжить находить и зачёркивать предметы, которые я назову. Так будем играть до моей команды «Конец»».

Исследователь выделяет на карточках места подачи команд самостоятельно.

При тестировании детей-дошкольников методика используется в двух вариантах:

  • Для испытуемых 3–4 лет используются следующие изображения: ёлочки, звёздочки, грибки, домики и так далее.
  • Малыши 5–6лет получают бланк с простейшими геометрическими фигурами (кругами, прямоугольниками, половинками круга), а также рисунки, изображающие флажки, звёздочки.

Для младших школьников

Расстроенный школьник

Если у ребёнка что-то не получается, исследование лучше отложить

В младшем школьном возрасте ребятам предлагают корректурную пробу Ландольта. Она представляет собой бланк с нанесёнными разрывными полукольцами, причём направление этих разрывов абсолютно разное.

Один из вариантов инструкции: «Давай поиграем с тобой в интересную игру. Для победы в ней нужно быть очень внимательным и быстрым. Постарайся просматривать ряды с кольцами с наибольшим вниманием. Все колечки отличаются лишь местом расположения разрыва. Ищи те фигуры, в которых линии прерываются только вверху и внизу, и зачёркивай их». Затем исследователь объясняет ребёнку его действия в момент, когда организатор подаст команду «Черта!» и «Стоп!» (по аналогии с инструкцией к тестированию дошкольников).

На выполнение такого задания отводится времени вдвое больше — пять минут. Команда «Черта!» подаётся исследователем через каждые шестьдесят секунд. В это время ребёнок ставит отметку на бланке там, где его «застало» слово организатора, после чего диагностика продолжается. По истечении пяти минут взрослый даёт команду «Стоп!», и школьник ставит двойную вертикальную черту на бланке, означающую окончание теста.

Файлы: Стимульный материал

Обработка и анализ результатов

После окончания теста оцениваются такие показатели:

  • общее количество просмотренных картинок за 2,5 минут (или колец — за 5 минут для школьников);
  • объём изображений, отсмотренных во время интервала за 30 секунд для дошкольников (за шестьдесят секунд — для младших школьников);
  • количество ошибок, допущенных за короткий временной интервал (30 секунд или минуту);
  • общее число неправильных ответов за всё время проведения теста.

Для оценки результатов организатору нужно воспользоваться специальной формулой:

S = (1/2N—2,8n)/t, где S — общее значение показателей внимания, N — количество просмотренных ребёнком фигур, n — количество ошибок, допущенных испытуемым (пропуски нужных фигур, неправильное зачёркивание), t — время, потраченное на работу.
По приведённой формуле тестируемый проводит вычисления для шести категорий:

  • всего временного периода теста (2,5 или 5 минут);
  • коротких отрезков (по 30 секунд или 1 минуте) – 5 интервалов.

Соответственно, значение t будет меняться: для дошкольников это будет 150 и 30 секунд, для школьников — 300 и 60 секунд.

Соответствие баллов и показателя S продемонстрировано в таблице:

Значение показателя S Количество присваиваемых баллов
˃ 1,25 10
1,00 — 1, 25 8–9
0,75 – 1,00 6–7
0,50 — 0,75 4–5
0,24 – 0,50 2–3
0,00 – 0,20 0–1

Исходя из данных, полученных при исследовании, можно сделать вывод об общем развитии дошкольника или школьника:

  • ребёнок, набравший 10 баллов, характеризуется высоким уровнем устойчивости и продуктивности внимания;
  • если испытуемый заработал 8–9 очков, то это свидетельствует о том, что показатели внимания находятся на приемлемом уровне;
  • о средней продуктивности и средней устойчивости внимания можно говорить при 4–7 баллах;
  • низкий уровень характеризуется 2–3 очками, набранными испытуемым;
  • об очень низком уровне устойчивости и продуктивности внимания говорят 0–1 баллов.

После вычислений исследователь выстраивает график, наглядно показывающий изменения в продуктивности и устойчивости внимания ребёнка в разные временные отрезки. Для его создания используются не прямые результаты подсчётов, а баллы, в которые переводят итоги применения формулы. Получившийся график следует сравнить с образцом:

График для анализа теста «Найди и вычеркни»

С графиком-образцом нужно сравнить получившуюся по результатам теста кривую

Ориентируясь на нижеприведённую таблицу, можно дать анализ важных показателей внимания ребёнка:

Номер типичной кривой Устойчивость Продуктивность
1 В В
2 В Н
3 С С
4 Н С
5 ОН С

Условные обозначения:

  • В — высокая
  • С — средняя
  • Н — низкая
  • ОН — очень низкая

Использование методики «Найди и вычеркни» поможет специалистам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, просто и эффективно определить уровень устойчивости и продуктивности внимания. Это необходимо для определения готовности ребёнка к школе (в случае с дошкольниками) и умения правильно отбирать и усваивать информацию (для школьников).

Источник

Читайте также:  Как подать заявление на регистрацию договора