Системы классификации языков
Классификация языков – это систематизация языков, которая проводится на основе конкретных признаков (свойств) языков для достижения определённой (как правило, лингвистической) цели.
Основными научными дисциплинами, которые непосредственно занимаются классификацией языков, являются:
- лингвистика (языкознание) – это наука, которая занимается всесторонним изучением объекта данной классификации – языка;
- таксономия – это наука, которая занимается изучением принципов и практики классификации и систематизации вообще.
Проблема классификации языков имеет место быть при изучении языков компаративным (сравнительным) методом. Иногда классификация языков выступает в качестве конечной цели этого изучения. А чтобы эта цель была достигнута, осуществляется рассмотрение всех аспектов сравниваемых языков, результатом которого должно быть обнаружение их наиболее существенных характеристик. В итоге именно они будут положены в основу классификации и станут её параметрами.
Готовые работы на аналогичную тему
С точки зрения таксономии, прежде, чем осуществить классификацию языков, необходимо выделить таксономический универсум, в качестве которого в лингвистике выступает совокупность идиолектов, то есть используемых людьми вариантов языка.
Следующим шагом является деление этого универсума на таксоны – группы дискретных объектов, которые были объединены на основании общих свойств и признаков. Дискретными объектами выступают отдельные языки. Общепринятыми и наиболее распространёнными таксонами в языкознании являются макросемья, семья, группа, подгруппа, язык. В рамках классификации языков также предполагается дальнейшее их деление на наречия, диалекты и говоры.
В зависимости от выбранного параметра выделяют следующие основные системы классификации языков:
- генетическая классификация языков;
- типологическая классификация языков;
- ареальная классификация языков.
История научной классификации языков
Впервые научное рассмотрение вопросов классификации языков было осуществлено в начале XIX века. Одной из главных работ того времени стал фундаментальный труд немецкого филолога И. К. Аделунга «Митридат, или Всеобщее языкознание». Он представляет собой почти 500 вариантов молитвы «Отче наш», которые написаны на различных языках. Таким образом, по мнению Аделунга, этот труд позволит облегчить сравнение разных языков и установить степень их родства.
Теоретические принципы выделения систем классификации языков стали интенсивно обсуждаться с середины ХХ века. Кроме того, внимание лингвистов на себя обратили языки, которые ещё не нашли места в генетической классификации языка (особенно в Африке и Океании).
В то же время появляются первые исследования на тему мета-генеалогической классификации и более глубокого языкового родства. В частности, выдвигаются первые гипотезы насчёт существования языковых макросемейств (например, ностратического).
Во второй половине ХХ века активно изучались вопросы типологической и ареальной классификации языков, благодаря чему они обогатилась новыми идеями и методами.
Системы классификации языков
Генетическая (генеалогическая) классификация языка базируется на языковом родстве. Последнее понятие означает происхождение языков от общего для них языка-предка (праязыка, протоязыка). В данном случае эти языки считаются родственными, а встречающиеся в них соответствия объясняются не случайным совпадением или процессами заимствования, а общностью происхождения.
Для того, чтобы подтвердить языковое родство, лингвисты осуществляют реконструкцию праязыка, а затем пытаются проследить его поэтапное развитие и разделение на существующие ныне языки.
Основным таксоном генетической классификации языков является языковая семья. В настоящее время выделяют более 140 языковых семей. Считается, что самыми крупными и распространёнными языковыми семьями являются:
- индоевропейская семья (английский, немецкий, русский, французский, испанский языки и др.);
- сино-тибетская семья (китайский язык и языки тибетского региона);
- нигеро-конголезская семья (языки народов Южной и Центральной Африки);
- алтайская семья (японский, корейский, монгольский, узбекский, турецкий языки и др.);
- афро-азиатская семья (арабский язык и иврит);
- дравидийская семья (языки народов Южно-азиатского субконтинента);
- уральская семья (финский, венгерский, мордовский языки и др.);
- малайско-полинезийская семья (языки народов-островитян: малайский, гавайский, индонезийский языки и др.);
- австроазиатская семья (языки южно-восточных народов: вьетнамский, кхмерский языки и др.).
Типологическая (также называемая морфологической) классификация языков основана на выявленных наиболее общих закономерностях языков. В данном случае лингвисты и таксономисты абстрагируются от генетической и пространственной близости языков и опираются исключительно на морфологические признаки (свойства форм и структур языка).
Параметром типологической классификации выступает тип языка, который представляет собой характеристику основополагающих свойств его структуры. Однако реализация языка в типе является неабсолютным: один язык может представлять несколько типов. В соответствии с этим в последнее время пытаются количественно выразить степень наличия в языке того или иного типа.
Типологическая классификация языков многообразна. Однако можно выделить такие основные типы языка, как изолирующий (аморфный), агглютинативный и флективный типы.
Ареальная классификация языков является географической, поскольку она подразумевает распределение языков на основе общих признаков, обусловленных территориальной их близостью.
Ареальная классификация позволяет определить ареалы языков и установить их границы, благодаря чему становиться возможным дать странам языковую характеристику.
Объединение языков этого ареала представляет собой языковой союз. В качестве примера можно привести балканский, кавказский и поволжский (волжско-камский) языковые союзы.
Источник
Основные понятия общей типологии и их применение в лингвистике
В лингвистике понятие типологии конкретизируется как сопоставительное изучение структурных свойств языков независимо от степени их родства. Кроме того, типология понимается как выделение разновидностей (типов) какого-либо языкового явления.
Содержание
Философский энциклопедический словарь трактует типологию как метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Этот термин употребляется и в значении «результат типологического описания и сопоставления» [Огурцов 1989, 656]. По способу построения типологии делятся на
- эмпирические (основанные на обобщении опытных данных);
- теоретические (основанные на создании идеальной модели объекта).
В лингвистике понятие типологии конкретизируется как сопоставительное изучение структурных свойств языков независимо от степени их родства. Кроме того, типология понимается как выделение разновидностей (типов) какого-либо языкового явления.
С типологией тесно связана таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, которая занимается разработкой системы таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов. Термином таксономия называется и сама классификация.
В строгом смысле таксономия предполагает классификацию, отражающую иерархическую организацию системы объектов. В структуре самой классификации это выражается в иерархии таксономических рангов (например, макросемья – семья – группа – подгруппа в генеалогической классификации языков).
В лингвистике таксономия представляет собой совокупность принципов и правил классификации языков и языковых единиц. При этом различаются качественная и количественная таксономия, т.е. группировка объектов по наличию признаков и во втором случае по степени обладания признаками.
Различные науки создают классификации своих объектов, т.е. системы соподчиненных понятий (классов) в определенной области знания. Так, химия создает классификации химических элементов, органических и неорганических веществ; ботаника классифицирует растения, зоология – животных.
Лингвистика занимается классификацией языков и языковых единиц. Языки могут быть классифицированы по общности их материала и происхождения – это дает генеалогическую (генетическую) классификацию языков. Типологическая (структурная) классификация языков строится на основании общности строя языков. Поскольку в центре грамматической системы языка находится морфология, то морфологическая классификация языков, разработанная ранее других негенетических классификаций, именуется также типологической классификацией языков. Морфологическая классификация остается основной типологической классификацией языков, вопрос о создании фонологической и синтаксической классификации языков такого же универсального порядка как морфологическая классификация остается в науке в стадии разработки. Впрочем, и морфологическую классификацию нельзя считать окончательно разработанной.
Создание классификаций языков по внешним признакам (например, классификация по территориальному признаку или по социолингвистическому статусу) также возможно, но имеет для языковедения вспомогательное значение. Такие классификации позволяют рационально расположить информацию о языках для практических целей, но не раскрывают внутренней структуры языка. Поэтому говоря о лингвистической типологии, традиционно имеют ввиду структурную (морфологическую) классификацию. Генеалогическая классификация исследуется в сравнительно-историческом языкознании и не является предметом типологической лингвистики. Функционально-социологическая классификация языков изучается в социолингвистике.
Наряду с таксономией (понимаемой как теория классификации) и классификацией (понимаемой как результат типологического исследования) выделяют систематику – изучение разновидностей объектов и связей между группами объектов.
Несколько классификаций одного и того же множества объектов могут составить единый комплекс классификаций. Для краткости его называют многосторонней, или многоаспектной классификацией.
По мнению Э.Бенвениста, языки представляют собой такое сложное явление, что классифицировать их можно, используя только несколько самых разных принципов. При этом полная и всеобъемлющая типология должна выстроить иерархию морфологических признаков [Бенвенист 1963, 51]. Наиболее разработанной Бенвенист считал классификацию Э.Сепира, но уже А.А.Реформатский разъяснил, что она далеко не полно отражает свойства языков.
В научной классификации свойства объекта поставлены в функциональную связь с его положением в определенной системе. Развитие науки связано с переходом от описательных классификаций, упорядочивающих в удобной форме накопленные опытные результаты, к структурным, позволяющим раскрыть сущность классифицируемых объектов.
В отдельных разделах языкознания созданы свои, специальные классификации, например, классификация фонем, морфем, грамматических способов, типов предложений, антонимов, синонимов и т.п.
Основные термины типологии тип и класс.
Под словом класс обычно понимают совокупность, разряд или группу предметов или явлений, обладающих общими признаками [СИС 1989, 234].
В типологии класс – это таксономическая категория, т.е. некоторое множество предметов, выделенное по определенному признаку [СЭС 1990, 592].
Под словом тип в обыденном языке понимается форма, разновидность чего-либо. Это связано с этимологией слова тип – в греческом это слово обозначает «отпечаток, форма, образец». Именно как образец, модель для группы предметов и форму чего-либо разъясняет слово тип Словарь иностранных слов [СИС 1989, 508], указывая, что в лингвистике тип – это характеристика основных структурных черт языка. Значение термина тип в языке науки раскрывает Советский энциклопедический словарь: «тип – единица расчленения изучаемой реальности в типологии» [СЭС 1990, 1344]. Наиболее существенный признак понятия тип указывается в Малой советской энциклопедии: «тип – основная форма, объединяющая в себе признаки всей группы предметов» [МСЭ 1940, 729]. Именно такое понимание типа прослеживается и во многих работах по лингвистической типологии. Последнее определение раскрывает различие типа и класса: тип не просто группа предметов, а основная форма, соединяющая в нечто цельное различные структурные признаки предметов данного класса.
Абстрактные свойства классов изучаются в специальном разделе логики – логике классов и в математической теории множеств, конкретные свойства классов изучаются соответствующими науками.
В лингвистике выделяются два основных понимания типа:
q Тип языка – наиболее общее понятие, позволяющее дать краткую характеристику строя данного языка, оно базируется не на всех свойствах данного языка, а на его основополагающих чертах. Именно в таком значении говорят об агглютинативном, флективном и других типах.
q Тип в языке – обычно отмеченное в нескольких языках качество языковой структуры, как, например, наличие и степень аналитизма, сингармонизм, наличие/отсутствие определенных групп фонем, тип ударения по месту, качество ударения, наличие/отсутствие изменений на стыке морфем, преобладание суффиксации или префиксации и т.п. [Журинская 1972, 517].
М.И.Журинская предлагает назвать первое понимание типа – общим типом, а второе частным типом [Журинская 1972, 518]. Частные типы определяют общий тип языка. Сопоставление описаний языков по частным типам дает основание для составления классификации, основанной на типологических характеристиках, причем выделяются группы языков, по структуре отличающиеся некоторыми общими закономерностями, и каждая такая группа обозначается как тип.
В связи с этим возникает необходимость разграничения двух видов классификаций, т.е. основанных на типе в языке (частных) и основанных на типе языка (общих). В рамках частных классификаций язык может по разным признакам относиться к разным классам, в общих классификациях – каждый язык должен быть отнесен только к одному типу.
Во 2-ой половине ХХ века был выдвинут тезис о том, что тип языка должен пониматься не как простая совокупность отдельных структурных свойств (типов в языке), а как иерархический комплекс характеристик, одна из которых является типообразующим признаком. В концепции Г.П.Мельникова такой типообразующий признак называется доминантой языка.
В настоящее время тип часто понимается как идеальная модель объекта, служащая обобщенным выражением его типологически существенных признаков [Шмелев 1990, 11].
Таким образом, тип можно рассматривать и как систему признаков, и как образец (эталон) для класса однотипных объектов.
28.08.2016, 5207 просмотров.
Источник
КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ – структуризация, соподчинение различных языков мира по нескольким принципам – генеалогическим, географическим, социолингвистическим или иным.
Генеалогический принцип
Наиболее распространенной и широко известной является генетическая, или генеалогическая классификация, которая основана на понятии языкового родства и метафоре родословного древа. Эта метафора трактует родство языков как их происхождение из некоторого общего праязыка. Внешне языковое родство проявляется материально – в подобии звучания значимых элементов (морфем, слов) с близким значением (такие элементы признаются этимологически тождественными, т.е. имеющими общее происхождение, см. ЭТИМОЛОГИЯ). Материальное сходство близкородственных языков (например, русского и белорусского) может быть настолько значительным, что делает их в высокой степени взаимопонимаемыми. Однако одного лишь материального сходства для признания языков родственными недостаточно, оно может объясняться интенсивными заимствованиями: существуют языки, в которых число заимствований превосходит половину словарного состава. Для признания родства необходимо, чтобы материальное сходство носило систематический характер, т.е. различия между этимологически тождественными элементами должны быть регулярными и подчиняться фонетическим законам. Материальному сходству иногда сопутствует структурное сходство, т.е. подобие в грамматическом строе языков. Так, генетически близкие русский и болгарский языки грамматически сильно различаются, тогда как между вовсе не родственными языками может иметься значительное структурное сходство. Французский языковед Э.Бенвенист в свое время демонстрировал структурную близость между языками индоевропейской языковой семьи и индейским языком такелма, распространенным в американском штате Орегон и не имеющим материального сходства с индоевропейскими языками.
Признаваемое строго научным обоснование языкового родства осуществляется с помощью так называемого сравнительно-исторического, или компаративного метода. Он устанавливает регулярные соответствия между языками и тем самым описывает переход от некоторого исходного общего состояния (реконструируемого праязыка) к реально существующим языкам. На практике, однако, генеалогические группировки первоначально выделяются на основании поверхностной интуитивной оценки материального сходства, и лишь потом под гипотезы о генеалогическом родстве подводится фундамент и осуществляется поиск праязыка. Один из крупнейших практиков генеалогической классификации, Дж.Гринберг, предпринял попытку методологического обоснования такого подхода, который он назвал методом массового, или многостороннего сравнения. Однако для многих вполне общепризнанных языковых групп сравнительно-историческая реконструкция не осуществлена и поныне, и даже не во всех случаях имеется уверенность в том, что ее в принципе можно осуществить (это в особенности касается языковых группировок, в которых нет ни одного языка с долгой письменной традицией). Методом, занимающим промежуточное место между сравнительно-исторической реконструкцией и импрессионистическим сравнением, является особая разновидность лексикостатистического метода, именуемого глоттохронологическим (см. ГЛОТТОХРОНОЛОГИЯ) и предложенного в середине 20 в. американским лингвистом М.Сводешем.
При сравнении устанавливаются иерархические родственные отношения языков, объединяющие два или более языка в некоторую группировку; они впоследствии могут быть объединены в более крупные группировки и так далее. Термины, обозначающие иерархически упорядоченные генетические группы, поныне употребляются не слишком последовательно. Наиболее распространенной в отечественной номенклатуре является следующая иерархия: диалект – язык – (подгруппа) – группа – (подсемья/ветвь) – семья – (макросемья). В зарубежной терминологии иногда используются также введенные Сводешем термин «фила» и его производные; эпизодически встречаются и другие термины. На практике одна и та же генетическая группировка может одним автором называться группой, а другим (или даже тем же самым в другом месте) – семьей. Термин «макросемья» стал употребляться существенно позднее других перечисленных обозначений; его появление связано прежде всего с попытками углубления лингвистической реконструкции, а также с осознанием того факта, что традиционно выделяемые семьи сильно различаются по степени расхождения входящих в них языков (и по предположительному времени распада соответствующего той или иной семье праязыка). Время распада, например, афразийского праязыка датируется по современным оценкам IX–VIII тысячелетием до н.э. или даже еще более ранним временем, тюркского – концом I тыс. до н.э., а монгольского так и вовсе 16–17 в. н.э. При этом традиционно имелась в виду семито-хамитская (= афразийская), тюркская и монгольская языковые семьи. В настоящее время утвердилось обозначение афразийских языков как макросемьи, а монгольские часто определяются как группа.
Представление о развитии языков как исключительно дивергентном процессе распада единого праязыка на все более удаляющиеся друг от друга языки-потомки, окончательно утвердившееся в младограмматизме, неоднократно подвергались критике. Одной из основных позиций ее было указание на то, что в развитии языков имеют место не только дивергентные (расхождение), но и конвергентные (схождение, обусловленное параллельным развитием и особенно языковыми контактами) развитие, существенно усложняющее простую схему. Тем не менее, перечни языков мира в справочных изданиях всегда упорядочиваются в соответствии именно с генеалогической классификацией, тогда как все остальные классификации имеют вспомогательный характер и используются сугубо в исследовательских, а не в «справочно-презентационных» целях.
Типологический принцип
К числу таковых относятся прежде всего классификации, предполагающие объединение языков в те или иные группы на основании сходств и различий в их грамматической структуре. Такие классификации, называющиеся (структурно-)типологическими, известны с начала 19 в. Поскольку грамматика языка сложна и многопланова, различных типологических классификаций может быть построено много. Наиболее известны классификации:
– на основании используемой техники сочетания в слове значимых единиц (различаются флективные, агглютинативные, изолирующие и инкорпорирующие, или полисинтетические языки);
– на основании способов кодирования в предложении семантических ролей и их объединения в различные гиперроли (различаются языки аккузативно-номинативного, эргативного и активного строя);
– на основании того, в главном или зависимом элементе синтаксически связной конструкции маркируется эта связь (языки с вершинным и зависимостным кодированием);
– на основании закономерностей порядка слов, соотношения слога и морфемы и т.д. Подробнее о разнообразных типологических классификациях см. ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ.
Географический принцип
Языки могут классифицироваться также и по географическому принципу. Например, на основании географических критериев выделяются кавказские или африканские языки, а в названиях более дробных группировок сплошь и рядом присутствуют определения типа «северный», «западный» или «центральный». Очевидно, что такие классификации являются внешними по отношению к собственно лингвистическим фактам. Существуют языковые семьи (например, австронезийская) и даже отдельные языки (например, английский, испанский или французский), распространенные на огромных и часто не граничащих друг с другом территориях. С другой стороны, в мире имеется много мест, где на компактной территории проживают носители языков, не связанные близким языковым родством. Таков Кавказ, где говорят на языках различных ветвей индоевропейской семьи, на картвельских, абхазо-адыгских, нахско-дагестанских и тюркских языках и даже и на принадлежащем монгольской семье калмыцком языке. Таковы восток Индии, многие районы Африки, остров Новая Гвинея.
В то же время лингвистически значимое содержание в географических классификациях есть. Во-первых, живущие по соседству народы и их языки все-таки чаще бывают, чем не бывают связанными и по происхождению Например, на основании данных исторической географии и исторической этнологии предполагается родство всех или почти всех австралийских языков, хотя строгого доказательства такого родства методами лингвистической реконструкции не существует, и неизвестно, может ли оно вообще быть получено; аналогично обстоит дело с многочисленными аборигенными языками Америки. Во-вторых, не родственные или, во всяком случае, не близкородственные языки живущих по соседству и тесно контактирующих народов часто приобретают общие черты в силу конвергентного развития. Например, в некоторых географических областях все или многие языки обнаруживают сходство фонологических систем. Так, в Европе большинство языков проводят разницу между главным (основным) ударением и одним или более второстепенными ударениями и почти все отличают глухие смычные (типа p, t, k) от звонких (типа b, d, g). В восточной и юго-восточной Азии многие языки используют высоту тона или движение слогового тона для различения слов; на западе Северной Америки довольно большое количество географически смежных языков обладают особым классом звуков, называемых глоттализованными. Соседствующие языки часто обнаруживают сходство тенденций развития синтаксиса. На западе Европы как романские, так и германские языки развили глагольные словосочетания со вспомогательными глаголами (have gone, is done и т.п.).
Когда подобного рода сходств оказывается много, образуются так называемые языковые союзы. Классический пример языкового союза – балканский, в него входят языки различных ветвей индоевропейской семьи: славянские болгарский и македонский, восточно-романские, изолированные новогреческий и албанский. Все они имеют многочисленные общие черты в фонетике и грамматике, могущие отсутствовать в других близкородственных языках; например, в них имеется постпозитивный (стоящий после существительного) артикль. Однако в других романских языках артикль препозитивен, а в других славянских языках артиклей нет вообще (за исключением некоторых северных русских диалектов). Описаны также волжско-камский языковой союз, в который входят некоторые тюркские и некоторые уральские языки; гималайский языковой союз, в которые входят языки иранской и индоарийской ветвей индоевропейских языков, а также сино-тибетские языки; малый узбекско-таджикский и обширный центрально-азиатский языковые союзы и некоторые другие Черты сходства, имеющиеся у соседствующих генетически не родственных языков, называют ареальными и говорят при этом, развивая «родословную» метафору, о языковом сродстве в противоположность языковому родству. Классификация языков на основании фактов языкового сродства обычно называется ареальной классификацией. См. также ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.
Социолингвистический принцип
Еще один классификационный принцип принимает во внимание различие выполняемых языками культурных и социальных функций. Говорить о существовании особой социолингвистической или социокультурной классификации языков, аналогичной генеалогической, типологическим и ареальной, в лингвистике не принято. Однако ясно, что такая классификация может быть построена и в ней будут противопоставляться, например, бесписьменные, младописьменные и старописьменные языки, государственные/официальные языки и языки, не имеющие официального статуса, общенациональные, местные и племенные языки и т.д. См. также СОЦИОЛИНГВИСТИКА.
О статусе различных классификаций
Говоря не о внутреннем содержании, а о логическом устройстве трех основных классификаций, необходимо отметить как минимум два важных отличия, имеющихся между ними. Это, во-первых, различие между «естественными» классификациями (генеалогической и ареальной) и «искусственными» типологическими классификациями. Последние строятся в соответствии с выбираемыми исследователем критериями и поэтому являются принципиально множественными; первые же две классификации стремятся отображать природный порядок вещей, их полагается не накладывать на множество языков, а «открывать» в данном множестве. Поэтому наличие нескольких различных генеалогических или типологических классификаций языкового материала рассматривается не как различная интерпретация материала,основанная на его неоднородности, а как свидетельство несовершенства наших знаний.
Во-вторых, генеалогическая и типологическая классификации разбивают все множество языков, тогда как ареальная классификация лишь выделяет в нем отдельные сближения на основании языкового сродства. Конечно, при любой классификации чего бы то ни было обычно образуется некоторый «остаток», а также имеются спорные случаи, однако в ареальной классификации в такой остаток попадает основная часть языков мира, и это особенно остро не переживается. В то же время в рамках генеалогической классификации наличие не поддающихся классификации языков, образующих одноэлементные группы (типа изолированных в составе индоевропейской семьи греческого, армянского и албанского языков или вовсе не попадающих ни в какой из разделов классификации баскского языка или языка бурушаски в Кашмире), а также большое количество таксонов наивысшего ранга (обычно они называются языковыми семьями) рассматривается как вызов принципу генеалогической классификации. Что же касается типологической классификации, то ей при соответствующем выборе классификационных параметров вполне можно придать характер безостаточного разбиения.
С учетом этих двух обстоятельств в определенном смысле «главной» из трех перечисленных классификаций (естественной и в идеале исчерпывающей) оказывается генеалогическая. Ее особый статус на практике проявляется в том, что при характеристике любого идиоэтнического языка обязательно указывается его генетическая принадлежность, т.е. вхождение в ту или иную группировку родственных языков. Если же такие сведения отсутствуют, то об этом специально сообщается как об одной из важнейших особенностей данного языка.
Источник
ЯЗЫКОВАЯ (ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ) КЛАССИФИКАЦИЯ
Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. Во всех сколько-нибудь полных этнических обзорах земного шара народы, как правило, группируются в соответствии с принципом лингвистической принадлежности.
Языковая панорама современного мира отличается богатством и сложностью. Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. Причем только в редких странах люди разговаривают на одном языке, зато есть страны, где существует более 100 языков. В настоящее время некоторые языки распространились далеко за пределы территории своего происхождения. Среди многих этнических общно-стей только часть разговаривает на языке, который считается родным. А на общем языке могут говорить и те народы, которые имеют разное происхождение. Но в целом языковой принцип классификации все же сохранил свое ведущее значение. Таким образом, языковая принадлежность и этническое происхождение -не одно и то же.
Исторически языковая и этническая принадлежность часто совпадают, что делает эту классификацию необходимой основой для идентификации-этносов и этнических общностей, для изучении этнической картины мира. При ее использовании в процессе исследования этнических проблем необходимо учитывать тот факт, что за время своего существования этнос мог неоднократно поменять язык, что, естественно, снижает научные возможности языковой классификации.
В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека.
Исследования лингвистов в области родства тех или иных языков важны для этнологии как показатели близости культур и со-
ответственно народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их генетического родства используются следующие основные разряды (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков языковая семья. При этом родство языков может означать и родство по происхождению.
Сравнительное языкознание, основываясь на данных фонетики, грамматики, словарного состава (лексики), устанавливает наличие или отсутствие родства между языками. Это позволяет объединять их в языковые семьи, являющиеся основными единицами лингвистической классификации. Такого рода языковые семьи появились в процессе развития из языка-основы. Но язык — это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, поэтому родственные по происхождению языки в наше время могут не только сильно отличаться один от другого, но и также не иметь многих признаков, характеризующих их языковую семью в целом. Поэтому языки классифицируются не по современному состоянию, а по принципу исторического генетического родства.
Язык — общественное явление и может существовать только в обществе. Возникновение общества и языка как средства передачи социальной информации было неразрывно связано с развитием трудового процесса. Языки подвержены самым различным изменениям: спонтанным, а также обусловленных заимствованиями из чужого языка, вследствие чего наличие общих слов вовсе не обязательно свидетельствует о родстве языков. Таким образом, языки проходят столь же сложные пути исторического развития, как и этнические общности. И так как этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.
Этнология в языковой классификации исходит из представления о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Наряду со взаимопониманием этнология учитывает также осознание людьми своей культурно-языковой близости с другими народами и этническими группами. В лингвистической классификации это описывается понятием «группа родственных языков». Например, все народы, говорящие на языках славянской группы индоевропейской языковой семьи, осознают исходное родство своих языков, даже если в общении они не понимают друг друга. Наконец, этнология учитывает родство между языками и культурами более отдаленного типа, обозначаемого лингвистами понятием «языковая семья». Ученые-лингвисты выделяют 12 таких языковых семей, охватывающих около 96% языков мира. В свою очередь, каждая из семей подразделяется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков, более
близких друг другу, чем языкам других подразделений. Почти каждый язык имеет варианты, обусловленные социальными и географическими факторами. Такие варианты получили название диалектов. Так, например, существует много вариантов арабского языка.
Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.
Одной из самых распространенных языковых семей, представленной на всех континентах Земли, является индоевропейская, время формирования которой ученые относят к эпохе бронзы. Она включает в себя все славянские языки, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки, что говорит о родстве и единстве происхождения этих народов. Объединение в одну финно-угорскую группу языков говорит о родстве таких народов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты, манси.
Кроме языков, объединенных в группы и семьи, есть ряд языков, не причисленных ни к какой группе или семье: баскский, кет-ский, нивский, айнский и др.
Сейчас, конечно, родство этих, кажущихся такими разными, языков уловить сложно. Даже русские, украинцы и белорусы, являющиеся самыми близкими народами, с трудом могут понять речь друг друга. Русскому, поляку или сербу уже нужен переводчик. Обойтись без него мы могли бы 12 веков назад, когда южные, западные и восточные славяне были куда ближе друг к другу, чем сейчас.
Три тысячи лет назад на одном языке говорили славяне, латыши и литовцы, а еще раньше — славяне и немцы.
Праславянский и прагерманский языки были братьями, оба они отделились (вместе с языками кельтов, италиков и др.) от древнеев-ропейского языка. А тот, в свою очередь, вместе с индоиранскими языками вышел из лона общего индоевропейского языка.
Разумеется, заметить сходство недавно разделившихся языков легче, чем тех, которые разделились уже давно. Но все же это было сделано. Так, еще 400 лет назад итальянец Филипп Сассетти, побывав в Индии, первым заметил сходство итальянских и латинских слов с индийскими. Г.Лейбниц в XVIII веке обратил внимание на сходство между финским и венгерским языками. М.В.Ломоносов писал о родстве греческого, латинского, русского и немецкого языков. Именно работы лингвистов в очень большой степени заставили европейцев осознать свое родство с другими народами мира.
Пирамида индоевропейских языков, которую мы только наметили, в свою очередь, только одна из составных частей еще более
грандиозной языковой пирамиды так называемых ностратических языков. Ностратическими (от лат. поз&а — наша) их называл финский, ученый Х.Пендерсен.
Сегодня доказано родство больших языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвельской, индоевропейской, дравидийской, уральской, алтайской.
Также есть серьезные гипотезы, обосновывающие родство языков аборигенов Австралии с языками народов Южной Индии.
В самое последнее время появилась серьезная гипотеза, согласно которой северокавказские языки не только состоят в родстве между собой, но и составляют вместе с сино-тибетскими языками (в их число входит и китайский) надсемью того же уровня, что и ностратическая.
Но есть и еще более интересная гипотеза, утверждающая, что все люди мира говорят на одном языке.
Конечно, разные языки очень сильно отличаются друг от друга. Так, в английском, немецком и французском языках есть артикли, которых нет в русском, а в русском — шесть падежей имени существительного. Тем не менее эти языки принадлежат к одной языковой семье, и, значит, различия между ними сравнительно невелики. Значительно больше разнятся далекие друг от друга языки. В речи эскимосов очень трудно разбить фразы на слова. В тюркских словах основа слова и его суффикс могут оказаться в разных местах предложения. У китайцев почти все слова очень короткие, односложные и не меняют своей формы, значение же слов и смысл фраз зависят от музыкального тона.
Однако, несмотря на все эти различия, у всех языков народов мира есть некоторые общие черты. Ученые говорят о языковых универсалиях — правилах, действующих с одинаковой силой во всех наречиях и диалектах планеты.
Пока что нам известны далеко не все такие универсалии. И есть только предположения о причинах их появления. Скорее всего, они зависят от устройства голосового аппарата человека, а также от глубинных законов нашего мышления. Именно так выделяется так называемый базисный словарь — слова, обозначающие понятия, не зависящие от времени. Это слова, называющие части человеческого тела, личные местоимения, числительные и т.д. Обычно в этот словарь входит около 200 слов. Но базисный словарь тоже меняется, исчезают одни слова, им на смену приходят другие. И сегодня ученые установили, с какой скоростью происходят эти изменения. Считается, что за тысячу лет из 200 главных слов меняются 39.
Обладая этими данными, можно по количеству общих слов в родственных языках проследить, как давно они разделились,
сколько времени прошло с тех пор, как эти народы составляли единый этнос.
Как мы видим, лингвистические исследования играют очень важную роль в этнологии. Тем не менее лингвистическая классификация народов мира не полностью совпадает с этнологической, так как понятия «этнос» и «язык» не идентичны. Поэтому помимо языковой классификации по генеалогическому принципу язык может стать основой классификации и в своем реально бытующем виде. По данному основанию ученые выделяют моноязычные, двуязычные (например, мордва с языками эрзя и мокша) и перешедшие на язык более крупного этноса (уэльсцы) народы. И наоборот, разные народы могут говорить на одном языке или его диалектах: немцы и австрийцы; французы и франко-бельгийцы и т.д. Это дает основания для выделения монолитных в языковом отношении народов и народов с сильными диалектальными различиями. Иными словами, этническая дифференциация человечества носит комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.
6. ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Современная этническая картина мира, как мы уже отмечали, представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этническом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству. Это обстоятельство послужило основанием для еще одного вида классификации народов мира, получившего название хозяйственно-культурной классификации.
Хозяйственно-культурная классификация базируется на этнологических методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами культурных и исторических отношений между народами. Методологической основой такой типо-логизации является выделение хозяйственно-культурных типов.
Авторы хозяйственно-культурной классификации рассматривали факты одинаковых способов хозяйственной деятельности и типологически близких явлений культуры в сходных условиях географической среды как одинаковый ответ этнических групп на эти условия. Такой ответ они и назвали хозяйственно-культурным
типом (ХКТ). В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды.
Основы хозяйственно-культурной классификации народов мира начали разрабатываться задолго до того, как этнология выделилась в качестве самостоятельной науки. Еще в античности предпринимались попытки связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие. Это соответствовало переходу от дикости к варварству и цивилизации. Очевидно, что такой подход фиксировал все более высокую производительность труда: 1) тип с преобладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболовства; 2) тип мотыжного (ручного) земледелия и пастушеского животноводства; 3) тип плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных.
Сама концепция ХКТ была разработана в нашей стране и используется сейчас для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющие признаки хозяйственно-культурного типа -характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но нерешающее значение. Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не идет дальше средних веков.
В первобытно-общинной эпохе мы выделяем группу присваивающих хозяйственно-культурных типов — это бродячие охотники и собиратели: специализированная охота и собирательство в тропиках; охота, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя, охота на оленя; охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.
Затем выделяется группа производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов, в которых постепенно ведущее место занимают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.
Эта классификация хороша для ранних этапов развития общества, но даже при этом она имеет границы применения. Так, многие этносы окажутся расчлененными: например, среди чукчей выделяются оленеводы и охотники на морского зверя.
Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительной зависимости хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. В то же время вопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план. Поэтому ряд ученых предлагает дополнить хозяйственные критерии классификации определенными культурными критериями.
В развитие этих идей была разработана концепция историко-этнографических (или историко-культурных) областей, под которыми понимаются части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые, или этнографические, особенности. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.
С позиций такого методологического подхода выделяются ис-торико-этнографические области разного уровня — историко-этнографические провинции, области, подобласти и местные ис-торико-этнографические районы. Так, например, в пределах бывшего СССР существовали четыре крупные историко-этнографические провинции: Европейская часть, Кавказ, Средняя Азия и Казахстан, Сибирь. Обычно каждая крупная историко-этнографическая провинция имеет более мелкие области. В Сибири, например, выделяются такие области, как ямало-таймырская, западно-сибирская, восточно-сибирская, камчатско-чукотская, амуро-сахалинская. Структура историко-этнографических областей используется обычно для выделения групп народов при их описании: народы Поволжья и Прикамья, народы Северного Кавказа, народы Сибири и Дальнего Востока и т.д.
Использование хозяйственно-культурной классификации народов оправдано в этнологии при изучении культуры и быта на синхронном уровне и редко применяется в исследованиях по этногенезу. В процессе использования такой классификации неизбежны случаи объединения в одну группу народов заведомо разного происхождения. Правда, на заключительных этапах этноге-Нетического исследования хозяйственно-культурная классификация приобретает важное значение, так как она отражает один из
аспектов исторической и географической дифференциации человечества.
Прочие классификации.В дополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общно-стей. Из них следует отметить прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство: католицизм, протестантизм, православие; ислам: суннизм, шиизм и др.); тип культуры; форму семьи; вид орудий труда и оружия; форму жилищ и поселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблем этнологической науки и могут выполнять вспомогательную роль при рассмотрении общей этнической картины мира. Каждый отдельный вид классификации не в состоянии отразить все этническое многообразие мира, и поэтому все они должны использоваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретных исследовательских задач.
План семинарского занятия
1. Основные подходы к классификации этносов.
2. Этнос и раса. Расовые признаки и их проявления у разных народов. Расизм.
Источник