IV. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки
1. Программа спортивной подготовки по виду спорта футбол (далее — Программа) должна иметь следующую структуру и содержание:
— систему контроля и зачетные требования;
— перечень информационного обеспечения;
— план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
1.1. На титульном листе Программы указываются:
— наименование вида спорта;
— наименование организации, осуществляющей спортивную подготовку;
— название федерального стандарта спортивной подготовки, на основе которого разработана Программа;
— срок реализации Программы;
— год составления Программы.
1.2. В пояснительной записке Программы дается характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса, излагается структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, дисциплины).
1.3. нормативная часть Программы должна содержать:
— продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта футбол (приложение N 1 к настоящему ФССП);
— соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта футбол (приложение N 2 к настоящему ФССП);
— планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта футбол (приложение N 3 к настоящему ФССП);
— режимы тренировочной работы;
— медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку;
— предельные тренировочные нагрузки;
— минимальный и предельный объем соревновательной деятельности;
— требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию;
— требования к количественному и качественному составу групп подготовки;
— объем индивидуальной спортивной подготовки;
— структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов).
1.4. Методическая часть Программы должна содержать:
— рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований;
— рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок;
— рекомендации по планированию спортивных результатов;
— требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля;
— программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки;
— рекомендации по организации психологической подготовки;
— планы применения восстановительных средств;
— планы антидопинговых мероприятий;
— планы инструкторской и судейской практики.
1.5. Система контроля и зачетные требования Программы должны включать:
— конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта футбол (приложение N 4 к настоящему ФССП);
— требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку, на следующий этап спортивной подготовки;
— виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля;
— комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования.
1.6. Перечень информационного обеспечения Программы должен включать: список литературных источников, перечень аудиовизуальных средств, перечень интернет-ресурсов, необходимые для использования в работе лицами, осуществляющими спортивную подготовку, и при прохождении спортивной подготовки лицами, проходящими спортивную подготовку.
1.7. План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий формируется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
II. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта футбол (спортивных дисциплин)
2. Нормативы по видам спортивной подготовки и их соотношение на этапах спортивной подготовки в группах, занимающихся видом спорта футбол, включают в себя:
2.1. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки (приложение N 5 к настоящему ФССП).
2.2. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) (приложение N 6 к настоящему ФССП).
2.3. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства (приложение N 7 к настоящему ФССП).
2.4. Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства (приложение N 8 к настоящему ФССП).
2.5. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки (приложение N 9 к настоящему ФССП).
III. Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки
3. Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку:
— соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта футбол;
— соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта футбол;
— выполнение плана спортивной подготовки;
— прохождение предварительного соревновательного отбора;
— наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
— соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
4. Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с содержащимся в Программе планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.
IV. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки
5. Результатом реализации Программы являются:
5.1. На этапе начальной подготовки:
— формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
— формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
— освоение основ техники по виду спорта футбол;
— всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
— укрепление здоровья спортсменов;
— отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта футбол.
5.2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
— повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
— приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта футбол;
— формирование спортивной мотивации;
— укрепление здоровья спортсменов.
5.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
— повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
— совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
— стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
— поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
— сохранение здоровья спортсменов.
5.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
— достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;
— повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
6. Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.
Система спортивного отбора включает:
а) массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью ориентирования их на занятия спортом;
б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта футбол;
в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях.
7. Максимальный возраст лиц, проходящих спортивную подготовку по Программе на этапе высшего спортивного мастерства, не ограничивается.
8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы в области физической культуры и спорта для наиболее перспективных выпускников, могут предоставить возможность прохождения спортивной подготовки на своей базе сроком до четырех лет (до 10% от количества обучающихся).
Источник
Организация перехода учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки на примере ГБУ СШОР № 1 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Малинина, Е. М. Организация перехода учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки на примере ГБУ СШОР № 1 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга / Е. М. Малинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 367-370. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54494/ (дата обращения: 11.07.2021).
Подготовка спортивного резерва стала одним из приоритетных направлений политики Министерства спорта Российской Федерации. В 2013 году спортивным школам был дан инструментарий для реализации различных программ, в зависимости от целей и задач, которые ставит учредитель перед организацией. В статье рассматриваются программы в сфере физической культуры и спорта, а также их отличия. Представлены результаты анализа предварительных данных по переходу учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки в России.
Минспортом России утвержден и реализуется План по модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва и переводу действующих учреждений в организации нового типа — организации спортивной подготовки: спортивная школа (СШ), спортивная школа олимпийского резерва (СШОР).
В рамках реализации плана:
- формирование новой нормативной правовой и методической базы в целях обеспечения единых подходов к организации спортивной подготовки, и четкого определения роли и задач каждого участника процесса;
- включение мер социальной защиты работников сферы физической культуры и спорта в Отраслевое соглашение по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации;
- предложена «дорожная карта» мероприятий по преобразованию государственных (муниципальных) ДЮСШ и СДЮСШОР в организации спортивной подготовки (СШ и СШОР);
Разработан ряд подзаконных нормативно-правовых актов:
- порядок осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта;
- порядок аттестации тренеров (методические рекомендации).
Основной целью подготовки спортивного резерва в современных социально-экономических условиях является — вовлечение оптимального числа юношей и девушек в интенсивные регулярные занятия физической культурой и спортом, отбор и подготовка наиболее одаренных, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня для пополнения спортивных сборных команд России.
На данный момент программы в сфере ФК и С подразделяются на следующие:
- Профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- Интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта;
- Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта;
- Программы спортивной подготовки.
Основные отличия программ, реализуемых в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, по этапам подготовки мы можем рассмотреть в таблице 1.
Отличия программ, реализуемых ворганизациях спортивной подготовки
Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется осуществлять планирование деятельности организации с учетом перечисленных ниже компонентов системы спортивной подготовки:
– организационно-управленческий процесс построения спортивной подготовки по этапам и периодам спортивной подготовки на основе программы спортивной подготовки;
– процесс научно-методического сопровождения;
– система отбора и спортивной ориентации;
– процесс медико-биологического сопровождения;
– процесс ресурсного обеспечения.
В таблице 2 рассмотрим целесообразность открытия этапов спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку.
В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 170-ФЗ).
Федеральные стандарты спортивной подготовки— совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта.
В настоящее время в Российской Федерации (по данным федерального статистического наблюдения по форме № 5-ФК за 2017 год) 5020 организации участвуют в подготовке спортивного резерва:
– училища олимпийского резерва;
– специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;
– детско-юношеские спортивные школы;
– спортивные школы олимпийского резерва;
– центры олимпийской подготовки;
– центры спортивной подготовки;
– иные организации: ШВСМ, ЭШВСМ, ЦСП-ШВСМ, ЦСП-УОР, ЦСП-ДЮСШ, ЦФК, ЦОВС, ЦИВС, СК, ДЮКФП, ДСШ, ДЮЦСП, КСДЮСШОР, СДЮСШ, ДЮСАШ, ЦРСВД и др.
На рисунке 1 показан анализ по данным федерального статистического наблюдения (по форме № 5-ФК за 2017 год) структуры учреждений, осуществляющих спортивную подготовку.
Рис. 1. Структура учреждений, осуществляющих спортивную подготовку в 2017 г.
Сравнительный анализ организаций, осуществляющих спортивную подготовку за 2015–2017гг.
Источник
Особенности реализации образовательных программ физкультурно-спортивной направленности
Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:
1) образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее — интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта);
2) профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
3) дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
Особенности реализации интегрированных образовательных
программ физкультурно-спортивной направленности
Реализация интегрированных образовательных программв области физической культуры и спорта осуществляется:
— в общеобразовательных организациях, имеющих интернат, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (далее — школы-интернаты спортивного профиля);
— в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования при наличии специализированных структурных подразделений;
— в общеобразовательных организациях, имеющих специализированные спортивные классы.
Разработка интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется образовательными организациями, указанными выше, самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ соответствующего уровня и направленности, разработанных в соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Общеобразовательные организации самостоятельно либо на основе сетевой формы реализации образовательных программ формируют специализированные спортивные классы с продленным днем обучения и углубленным тренировочным процессом с учетом следующих особенностей:
— возможность проведения двух и более тренировочных занятий в день, совмещая образовательную и тренировочную деятельность;
— организации питания обучающихся;
— возможность переноса сроков проведения государственной итоговой аттестации обучающимся, участвующим в подготовке или находящимся на официальных спортивных соревнованиях.
Особенности реализации профессиональных
образовательных программ
физкультурно-спортивной направленности
Реализация профессиональных образовательных программв области физической культуры и спорта осуществляется:
— в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта;
— в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, имеющих интернат и реализующих программы спортивной подготовки, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (колледжи олимпийского резерва, колледжи-интернаты олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, далее — профессиональные образовательные организации, и (или) осуществляющих обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.
Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности
Реализация дополнительных общеобразовательных программв области физической культуры спорта осуществляется:
— детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (далее — спортивные школы);
— иных организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности (далее — иные организации дополнительного образования);
— общеобразовательных организациях при организации внеурочной деятельности обучающихся физической культурой и спортом, в том числе в рамках школьного спортивного клуба;
— дошкольных образовательных организациях при организации ими дополнительных занятий физической культурной и спортом и (или) реализации ими программ физического воспитания.
Общеобразовательные организации в случае реализации ими дополнительных общеобразовательных программв области физической культуры и спорта используют следующие возможности:
— организация деятельности школьного спортивного клуба;
— организация сетевой формы реализации образовательных программ совместно со спортивными школами, иными организациями дополнительного образования, организациями, осуществляющими спортивную подготовку, физкультурно-спортивными и иными организациями.
Необходимым условием реализации концепции развития физической культуры в условиях учреждений дополнительного образования является разработка и реализация вариативных и дифференцированных программ по оздоровлению подрастающего поколения. На сегодняшний день существует множество программ обучения здоровью детей, молодежи, взрослых, но не все из них отвечают элементарным требованиям к содержанию образовательных программ. Одним из часто встречающихся недостатков таких программ является информационная перегруженность, не учитывающая факта последующего практического использования полученных знаний обучающимися.
Типовой программой для разработки физкультурно-оздоровительных программ с целью формирования культуры здорового образа жизни явилась междисциплинарная программа «Здоровье», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации для средних образовательных учреждений. Программа разработана группой авторов под руководством доктора медицинских наук, профессора В. Н. Касаткина. Представленные, в предложенной к обсуждению и апробации программе,элементы содержания и требования к желательному уровню усвоения содержания раскрыты для трех возрастных групп: 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы. Каждая возрастная программа содержит 7 разделов. Так же данная программа содержит психологические рекомендации по усвоению программы, элементы тренингов, уроков и студий в профилактических занятиях по программе.
При разработке и реализации физкультурно-спортивных программ педагоги сталкиваются с довольно широким кругом проблем.
Одной из них является качественная и количественная характеристика двигательного режима, определенного программой. На сегодняшний день, до сих пор, не выведена общепринятая методика определения всего многообразия факторов, определяющих двигательный режим человека, в том числе и детей. Ведь дети очень разные, каждый из них в полной мере обладает биологической и психологической индивидуальностью, определяющей его потенциальные возможности, в том числе – физические.
Второй проблемой является выбор системы оценки исходного состояния организма и результатов использования какой-либо оздоровительной программы или методики.
Так же немаловажное значение для разработки физкультурно-спортивной программы имеет определение соответствия содержания и построения программы целям и задачам, поставленным в ней. Программы такого направлениядеятельности страдают рядом характерных недостатков: часто программы имеют либо слишком узкие и конкретные цели, сковывающие творческий потенциал всех участников данной программы, либо охватывают слишком большие, несвязанные между собой направления деятельности; используемые в программах оздоровительные методики либо не имеют достаточной степени апробации, чтобы использовать в детских учреждениях, либо не имеют достаточного объема методического обеспечения для их реализации, либо вообще не имеют научной основы. При составлении программ данной направленности следует обращаться к программам уже прошедшим этап экспериментальной работы или принявшим статус региональных или государственных стандартов.
Еще одной проблемой является использование информационных технологий в реализации программ физкультурно-спортивной направленности.
Не каждый педагог, работающий над реализацией программ физкультурно-спортивной направленности, имеет достаточного опыта, времени, готового набора методик для того, чтобы оценить эффективность процессов обучения и воспитания по данным программам. Использование современных информационных технологий (компьютерные экспертные системы) позволит педагогу дополнительного образования в полном объеме отслеживать динамику физического развития и двигательной подготовленности каждого ученика; получать объективную оценку выполнения двигательных заданий на основе специфических для каждого типа конституции требований (оценочных шкал, определять тип конституции каждого ребенка, разрабатывать для него индивидуальный план занятий; автоматизировать формирование типологических групп, занятия с которыми должны различаться методически; помогут в выборе адекватных двигательных режимов, ведения документации и оформлении результатов работы. Разработанные в настоящее время во Всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры компьютерные экспертные системы «ВИТА-КОМПЛЕКС» для взрослых и «ДЕТСАД» для детей 3-7 лет, «ШКОЛЬНИК» при грамотном использовании помогут решить многие проблемы реализации программ физкультурно-спортивной направленности.
Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.
Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 «Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией» (по результатам.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.
Методическое объединение воспитателей ДОУ в форме «Ярмарка рабочих программ педагога» Используемые ресурсы: • компьютер; • презентация «Нормативно – правовое обеспечение образовательной деятельности на ступени дошкольного.
Отчёт о работе секции спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Тренажёры для дошкольников» В нашем детском саду продолжает работу спортивная секция «Тренажеры для дошкольников». Цель программы: Способствовать формированию навыков.
Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.
Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.
Проект программы кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Ласковые ежики» Каждый день воспитателю приходиться придумывать, что — нибудь интересненькое для своих воспитанников. В нашем детском саду, я подменный.
Создание условий на участке ДОУ для организации и проведения игр спортивной направленности в старшей группе (отчет) Федеральные государственные образовательные стандарты и программа дошкольной образовательной организации ставят перед нами, воспитателями,.
Источник
Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса (18 стр.)
Праздничные дни, утвержденные Трудовым законодательством, могут являться основанием для уменьшения объема тренировочной нагрузки? Или мы эти дни должны перенести на другие рабочие дни? У нас действует Постановление об оплате труда, в котором прописано, что объем тренировочной нагрузки, начиная с тренировочного этапа, можно сокращать на 25 %. Все организации, которые перешли на ФССП, норматив максимального объема тренировочной нагрузки сокращают на 25 %. Это будет являться нарушением?
Федеральные стандарты спортивной подготовки, а также принимаемые на их основе программы спортивной подготовки, не регулируют трудовые отношения, возникающие между тренером (тренером-преподавателем) и организацией, осуществляющей спортивную подготовку. Праздничные дни не распространяются на лиц, проходящих спортивную подготовку, так как они не состоят в трудовых отношениях с указанной организацией. При привлечении тренерского состава к работе в праздничные и выходные дни необходимо руководствоваться Трудовым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами публично-правовых образований, отраслевыми соглашениями, коллективным договором, локальными нормативными актами организации, трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору).
Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по системе оплаты труда и принимаемые на его основе локальные нормативные акты учреждений (Положения об оплате труда) правомочны регулировать только основания к порядку и объему начисления и выплаты заработной платы работников, в том числе тренерского состава. Если указанными документами установлено, что за сокращение на 25 % программы спортивной подготовки за тренером (тренером-преподавателем) сохраняется в полном объеме заработная плата, установленная при тарификации, то это не означает, что и в отношении лиц, проходящих спортивную подготовку, данная программа не должна быть реализована в полном объеме, а не в сокращенном. Невыполнение программы, финансируемой из бюджета соответствующего уровня за счет средств, выделенных по государственному (муниципальному) заданию, может быть расценено как нецелевое использование денежных средств. То есть получается, что деньги на заработную плату работникам выдали полностью, а программу при этом реализовали в сокращенном варианте.
Таким образом, утвержденная программа спортивной подготовки должна быть выполнена в соответствии с установленными критериями ее результативности и установленными в ней объемами подготовки. При этом возможно привлечение нескольких тренеров (тренеров-преподавателей) и иных специалистов к реализации указанных программ, в том числе на условиях бригадного метода работы.
На практике возможность снижения на 25 % годового объема тренировочной нагрузки предусматривалась не действующими в настоящее время нормативными правовыми актами федерального уровня, до введения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям, предусматривающим конкретизированные показатели для его расчета, а не сметное финансирование.
Отпуск тренера-преподавателя, как правило, продолжительностью 6 недель в году, а также праздничные дни, в которые статистика по травматизму наводит на мысль о неэффективности проведения тренировочных занятий в эти дни, как раз и позволяли иметь законное право на снижение не более, чем на 25 % годового тренировочного объема.
Ряд субъектов Российской Федерации норму «годового» объема переводили в недельный объем, а заработную плату работникам при этом за меньшее количество отработанных часов рассчитывали по более «дорогостоящему» этапу. Изучив правоприменительную практику, было принято решение данную норму на федеральном уровне не устанавливать, позволив эти вопросы решать тем, кто финансируют деятельность учреждений (субъектам Российской Федерации и муниципалитетам).
Теперь же с введением нормативно-подушевого финансирования услуг по реализации программ придется за каждый час и каждого человека на определенном этапе спортивной подготовки отчитываться. Особой выгоды для учреждения что-то снижать теперь уже не просматривается.
Подробнее ответы на вопросы, связанные с особенностями режима труда и отдыха работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку, социальными льготами и гарантиями, а также касающиеся трудовых взаимоотношений, планируется обобщить в специальном сборнике.
ВОПРОС 45
Можно ли ввести изменения в федеральные стандарты по минимальному возрасту и начать пробовать эти стандарты в спортивных школах, находящихся в эксперименте?
В соответствии с определением федерального стандарта спортивной подготовки, содержащимся в пункте 24.1 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», данный стандарт содержит минимальные требования к спортивной подготовке, обязательные для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Таким образом, установленные минимальные требования к возрасту лиц, проходящих спортивную подготовку, являются обязательными даже для организаций, имеющих статус «экспериментальных».
Указанные организации (образовательные) могут реализовывать иные программы (например, дополнительные общеразвивающие на спортивно-оздоровительном этапе), а также оказывать услуги по проведению физкультурно-спортивных или физкультурно-оздоровительных занятий в области физической культуры и спорта, что не имеет прямого отношения к спортивной подготовке.
Важно учитывать, что государственное (муниципальное) задание организации в этом случае должно включать: реализацию программ спортивной подготовки, образовательных программ в области физической культуры и спорта и оказание услуг населению.
ВОПРОС 46
Программа спортивной подготовки в своей структуре должна содержать план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (пункт 1.7 федеральных стандартов спортивной подготовки). Календарный план утверждается ежегодно. Можно календарный план ежегодно оформлять приложением к Программе спортивной подготовки?
Федеральные стандарты спортивной подготовки устанавливают минимальные требования к программам спортивной подготовки. Каких-либо требований по форме программы (кроме требований к титульному листу) не установлено. Таким образом, правомерно использовать, в том числе, такие варианты:
• в самой программе как отдельный постоянный раздел прописать по каждому этапу спортивной подготовки, на какие конкретно спортивные соревнования и мероприятия и в какие сроки (например, квартал) необходимо будет направить группу лиц, проходящих спортивную подготовку, по разделам: контрольные, отборочные, основные – в объемах не менее, чем указано в табл. № 3 ФССП. При этом название спортивных мероприятий может носить либо точный характер (например, Первенство России такого-то возраста по виду спорта), либо обобщенный – Классификационные соревнования, пред-соревновательный тренировочный сбор и другое. В этом случае конкретизация и планирование участия в спортивных мероприятиях более подробно прописывается в годовом тренировочном плане;
• прописать в программе спортивной подготовки, что ежегодно утверждаемый календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий является приложением к данной программе.
В этом случае в годовом тренировочном плане делается ссылка на данный календарный план. Свободу творчества в спортивной деятельности не стремились ограничивать на федеральном уровне. Используйте любой приемлемый вариант.
ВОПРОС 47
Годовой план спортивной подготовки можно перевести в часы? Если мы переводим в часы, то они будут академическими? Например, этап НП – 312 академических часов в год? Каждый раздел содержит свое соотношение объемов в процентах, и мы за эти пределы выходить не можем?
Каких-либо обязательных требований по форме и содержанию ведения годового тренировочного плана и индивидуальных планов спортивной подготовки (далее – планы спортивной подготовки) федеральным законодательством не установлено.
Таким образом, планы спортивной подготовки могут рассчитываться как в академических часах, так и в астрономических часах в порядке, установленном организацией самостоятельно.
При составлении планов спортивной подготовки возможно по какому-либо разделу спортивной подготовки, предусмотренному в приложении № 2 ФССП, увеличение его объема в % к общему объему тренировочного процесса, при условии, что по остальным разделам спортивной подготовки будут соблюдены минимальные требования, предъявляемые ФССП, а также не превышены нормативы максимального объема тренировочной нагрузки, указанные в астрономических часах в приложении № 9 ФССП.
Для удобства составления расписания занятий в организации, реализующей различные программы (образовательные и спортивной подготовки), Минспортом в приказе № 1125 предложено перевести все в одну единицу измерения – академический час. Можете поступить таким образом в своей организации. В любом случае, этим ведомственным приказом установлены максимальные значения в минутах для продолжительности занятий лиц, находящихся на различных этапах. Данные требования лучше учитывать. Не забывайте, что, кроме финансовых органов, организации, работающие с детьми, находятся «в поле зрения» Роспотребнадзора.
Источник