Изучение и формирование общественного мнения

Изучение и формирование общественного мнения

Социология общественного мнения – раздел социологии, ее предмет — структура, закономерности и механизмы, каналы функционирования и формирования общественного мнения. Социология общественного мнения изучает отношение социальных групп, народа в целом к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес.

В социологической теории одним из важных моментов является выделение объекта и субъекта общественного мнения. Под объектом общественного мнения обычно подразумевается конкретная часть окружающей действительности, по поводу которой возникают коллективные оценочные суждения.

Под субъектом общественного мнения понимается общественная группа (народ, класс), которая порождает коллективное оценочное суждение по определенным проблемам. При этом признается право и небольших сообщностей иметь и выражать свое общественное мнение. Выявление субъектов, то есть носителей общественного мнения – одна из важных задач социологии. Это группы населения по поселениям и организациям, социально-демографическим, этническим и другим признакам. Они порой не слышат друг друга.

Социологию общественного мнения отличает: 1) изучение воздействия различных субъективных и объективных факторов на формирование общественного мнения, 2) анализ воздействия уже самого общественного мнения на жизнь общества на различных уровнях, 3) она сугубо критическая наука, как и социология вообще. Она в оппозиции к власти, к институтам, нормам и принципам, так как стремится их пересматривать и приводить в соответствие с меняющимися общественными потребностями и условиями; 4) она должна быть на защите меньшинства. Его надо найти. Это небольшие и чаще всего молчащие группы. Мнение меньшинства не защищено. Например, открытые вопросы в анкетах отражают индивидуальное мнение. Завтра оно может стать групповым; 5) задача социологии общественного мнения раскрыть механизм социальной активности, выявляя потребности, интересы, мотивы деятельности личности и общностей, воздействовать на ориентации, установки, цели, то есть на поведение; 6) изучение соотношения мнений, позиций разных социальных категорий; 7) часто изучение общественного мнения отождествляют с опросами, но не каждый опрос есть изучение общественного мнения. Опрос – это прежде всего сбор информации о состоянии массового сознания по проблемам. Изучение общественного мнения – это проблема его интерпретации. Не следует отождествлять изучение общественного мнения и социологические исследования. Изучение общественного мнения отличается значительно меньшей глубиной, но более широким охватом самых разных проблем. Исключительная особенность опросов общественного мнения в оперативности.

Изучение общественного мнения решает следующие задачи:

1) обеспечивает обратную связь от объекта управления к субъекту;

2) обнаруживает реакцию на принятые решения;

3) заблаговременно выявляет болевые точки;

4) устанавливает мнение о путях решения, разные точки зрения;

5) позволяет управлять общественным мнением, формировать его.

Дает возможность прогнозировать как пойдет дело, если ситуация будет развиваться так, или иначе.

Сложились два направления в изучении общественного мнения: собственно изучение общественного мнения, что дает информацию о состоянии массового сознания, и фундаментальные исследования в области методологии и методики изучения общественного мнения.

Есть проблема добротности изучения общественного мнения. Критериями такой добротности следует считать:

1) наличие сведений о составе опрошенных (выборке) и ее соответствии генеральной совокупности, которую эта выборка представляет. Главное – качество отбора опрашиваемых, а не число даже их;

2) полная формулировка вопроса и распределение всех ответов, что позволяет составить собственное мнение;

3) должно быть указание организаций и лиц, проводивших опрос.

Общественное мнение существует всегда независимо от того, изучаем мы его или нет. Но изучения общественного мнения недостаточно. Это дает лишь больше информации. Изучать надо для того, чтобы воздействовать на массы. Кто будет овладевать общественным мнением, тот будет влиять на настроения, разум, чувства и поведение людей.

В развитом демократическом обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: межличностное общение; выборы органов власти; прямое участие масс в управлении (собрания, митинги, манифестации); пресса, радио, телевидение; письма, обращения к депутатам, руководителям; устная пропаганда; опросы общественного мнения.

Анализ общественного мнения, его места в общественной жизни показывает:

1) социальная значимость общественного мнения прямо пропорциональна степени его воздействия на ход развития общества;

2) само общественное мнение как фактор управления общественными процессами нуждается в руководстве, формировании.

Принципы формирования общественного мнения:

1) правильный выбор объекта общественного мнения. Исключать такие вещи и процессы, которые не могут быть объективно оценены. Есть так называемый порог доступности. Например, лечение рака не может быть объектом общественного мнения. Объект должен иметь жизненно важное значение, должен быть общий интерес к нему;

2) подготовка субъекта к правильной оценке, учет его компетентности, экономической, организационной, идеологической зрелости, учет стереотипов, мифов;

3) постоянный контроль за его действенностью, содержанием общественного мнения и его влиянием.

Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и сознательно. Основные методы формирования общественного мнения: внушение, убеждение, подражание и т.п.

В современных условиях в формировании и выражении общественного мнения огромную роль играют СМИ (печать, кино, радио, телевидение, книги).

Основные этапы формирования общественного мнения:

1) возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания, ознакомление человека с проблемой на уровне общей информированности, то есть зарождение индивидуальных мнений;

2) столкновение мнений, обработка одних мнений другими, обмен, обсуждение информации и выделение общей точки зрения;

3) распространение сложившегося мнения в определенном социальном ареале с использованием средств информации;

4) воздействие общественного мнения на поведение людей, социальную практику, что проявляется в деятельности социальных групп.

Влияние общественного мнения на жизнь людей неоднозначно и не просто по своему механизму. Оно зависит от уровня образования, от экономической основы (собственности, профессии), от независимости мышления или, наоборот, конформизма.

Людей с ложным чувством собственного достоинства, тщеславных общественное мнение беспокоит больше всего. Но встречается и отрицательное отношение к общественному мнению у тех, кто считает, что он не как все. Это называется нонконформизмом. Такая попытка уйти от общественного мнения – тоже своеобразное общественное мнение.

В годы господства КПСС общественное мнение было официальным и неофициальным, формальным и неформальным. Бюрократически ориентированных людей, чиновников больше всего беспокоило официальное общественное мнение. Но за кулисами партийно-государственной жизни шла другая жизнь и существовало другое (неофициальное, неформальное) общественное мнение. Сегодня лицемерие и ложь преодолеваются и это создает иные условия для функционирования общественного мнения, его формирования и отношения к нему индивидов и общностей.

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте общественное мнение как совокупное суждение и социальный институт.

2. В чем разница между общим и общественным мнением?

3. Назовите критерии надежности результатов изучения общественного мнения?

4. Как проявляет себя общественное мнение в тоталитарном и демократическом обществе?

Источник

Тема пятая. Изучение общественного мнения

Актуальность изучения общественного мнения обусловлена тем, что это регулятор отношений между людьми, инструмент социального управления, фактор воспитания.

Специализированная деятельность по сбору информации об отношениях, мнениях, вкусах, пристрастиях, оценках, приоритетах решение социальных проблем, информированности членов общества о персоналиях в сфере политики, предпочтениях в этой области стала одним из признаков демократического общества. Данные общественного мнения превратилась в социальную информированность, с помощью которой общество узнаёт о себе самом.

В демократическом обществе роль общественного мнения значительна.

1) Возрастают возможности общества влиять на политику правительства (выборы, референдумы, давление в парламенте, гражданское неповиновение).

2) Разветвлённая система СМИ с альтернативными точками зрения. Больше информации о различных событиях. Формирование устойчивой позиции относительно событий и решений.

3) Выдвижение лидера способствует общественному мнению.

Общественное мнение — это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к социальным событиям, к деятельности групп, организаций, отдельных личностей.Необходимо учитывать, что общественное мнение – это один из самостоятельных структурных элементов общественного сознания, которое включает в себя совокупность разнообразных идей, взглядов, суждений и т. д. и разные формы (нравственность, правосознание, религию, науку и т. д.).

Признаки общественного мнения: публичность высказывания мнения, широкая распространенность в массах, подвижность, динамичность; оно выступает продуктом взаимодействия людей, затрагивает общие интересы и формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мнений.

Субъектами (носителями)общественного мнения выступа­ют устойчивые общности людей, которым принадлежит мнение, чьи интересы оно выражает, с позиций которых оно оценивает то или иное явление социальной действительности, определяет отношение к нему. Выразителямиобщественного мнения могут быть любые объединения людей, организации, пресса и даже отдельный человек. Общественное мнение— это точка зрения большинства, но не обязательно всех (хотя бывают и единодушные мнения).

Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и сознательно. Основные способы (методы) его формирования – внушение, убеждение, подражание и т.д.

Основные факторы формирования общественного мнения:экономическое и политическое состояние в обществе, уровень культурного развития, образовательной уровень населения, утвердившийся образ жизни и т.д. Ясно, что в формировании общественного мнения важную роль играют все институты общества, прежде всего политические.

Сформировавшемуся общественному мнению присущи следующие качественные характеристики:его направленность, интенсивность, стабильность, динамизм, распространенность, зрелость.

Выделяют три вида направленности общественного мне­ния:позитивную, негативную и нейтральную. Интенсивность – сила и твёрдость общественного мнения (скорее согласен, чем не согласен). Ин­тенсивность ОМ выражает: 1) определенную степень внимания людей к объекту высказывания, заинтересованности в нем;2) силу убежденности людей в правильности, значимости и прак­тической полезности своих суждений; 3) определенную степень настойчивости людей в отстаивании своих требований при разрешении обсуждаемой проблемы.

Методы социологического изучения общественного мнения.

Наиболее распространенными источниками получения информации об общественном мненииявляются: письма в управленческие органы, газеты, журналы; вопросы, задаваемые лекторам,пропагандистам, докладчикам; непосредственные контакты вруководителей с населением; решения и другие материалы собраний, совещаний, конференций и других форумов; социологи­ческие исследования.

Социологическое изучение общественного мнения предполагает количественный анализ сторонников конкретного мнения, выявление его источников, шкал категоричности и эмоциональности оценок, наличие альтернативного мнения, динамику оце­нок и суждений, уровень их вербальности, категоричности, ус­тановление типичных ошибок.

При изучении общественного мнения, как показывают последние годы, чаще всего используется метод опроса. В этом случае надежность результатов исследования обеспечивается, с одной стороны, систематическим проведением опросов, с другой — анализом объективных данных и прежде всего различных документов.

Используется специальный вопросник. Требования: полный учёт всех возможных ответов представителей общественности на вопросы, касающиеся аспектов проявления общественного мнения. Учёт ранговых и номинальных параметров представителей социальных групп: социальные классы, этнические принадлежности, различные территориальные принадлежности, профессиональные группы, пол, возраст.

Читайте также:  Конспект урока по обществознанию 8 класс quot Главные вопросы экономики quot

Опрос может служить для поддержания уверенности, так как массовому сознанию свойственно ориентироваться на распространённые модели поведения. Известны случаи намеренной фальсификации результатов опросов с учётом этого обстоятельства. Гарантия против фальсификации – имидж, репутация служб, занимающихся замерами.

Источник

Шаг № 1. Изучение общественного мнения

В этом разделе изложено содержание первых шагов, которые необходимо предпринять для того, чтобы качественно подготовить социальный проект, предусмотреть все основные моменты, включая источники получения материальных и финансовых ресурсов, а также подготовку персонала молодежной команды, силами которой будет осуществляться задуманное.

Шаг № 1. Изучение общественного мнения

Действительно жить — это значит жить,

распола­гая правильной информацией.

Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Изучить социальную ситуацию в местном сообществе Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе
2. Составить подробный отчет о проведенном исследовании Систематизированные материалы отчета
3. Сформулировать выводы на основе изучения полученного материала Конкретные выводы по изменению ситуации

Об этом подробно рассказано в брошюре А.С. Прутченкова, Л.Ю. Ивановой «Как изучить общественное мнение (практикум)».

Кратко повторим, что социологическое исследование (изучение обществен­ного мнения) включает в себя несколько этапов:

1. Подготовка исследования. Составление программы исследования, включающей его цели, задачи, гипотезы, а также текста анкеты. Если исследование будет проводиться в каком-либо коллективе, то уста­навливаются контакты с его руководителем. Если планируется масштабное исследование с охватом большого количества опрашиваемых, например, нескольких сотен жителей города, то формируется рабочая группа, которая будет этим заниматься. На этом же этапе решаются другие организационные вопросы.

2. Сбор первичной социологической информации. Сбор материалов о той проблеме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: от­веты на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследова­теля в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др.). Массив этой информации зависит от масштаба проводимого исследования.

3. Обработка материала. Полученный материал обрабаты­вается вручную или на компьютере в соответствии с разработанной программой исследо­вания. Если предполагается ручная обработка полученных материалов, то заранее готовятся вспомогательные таблицы (матрицы и другой инструментарий, облегчающий процесс обработки материалов). Если для обработки материалов будет использован компьютер, нужна специальная программа, в соответствии с которой оформляются как первичные документы (тексты анкет), так и промежуточные — с помощью которых информация кодируется для ввода в компьютерную программу или базу данных.

4. Анализ данных и оформление выводов. После обрабо­тки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые могут быть оформлены в виде статьи в периодическую печать, доклад­ной записки в соответствующее ведомство, научного отчета и т. д. Выводы не должны быть самоцелью, главное — практические действия, которые вытекают из проведенного исследования. Это и есть социальный проект, реализуемый Молодежным Клубом «Новая цивилизация».

Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, то есть материал, полученный на ранее проведенном этапе, является основой для проведения последующего.

Таким образом, первый шаг позволит вам изучить состояние местного сообщества и приступить к формулировке социальной проблемы, которая может стать объектом вашего пристального внимания и практический действий.

Мудрые мысли великих людей

Недостаточно владеть истиной, нужно чтобы она завладела нами.

Морис Метерлинк, Нобелевский лауреат

Стремление ста­вить на первое место интересы других людей есть самое высшее, какое мы только можем иметь.

П. Рутт, психолог

Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою оставшуюся жизнь.

Чарльз Ф. Кеттерлинг

Мысли, как человек действующий и действуй, как человек мыслящий.

Принцип жизни великих людей

Если хочешь, чтобы твое дело было сделано, иди сам.

Тот, кто решился на какое-нибудь великое дело, этой самой решимостью преодолел первое крупное пре­пятствие к выполнению его.

Шаг № 2. Формулировка актуальной социальной проблемы

В начале пути отклонишься

на шаг — скоро будешь на чужой дороге.

П. Рутт, психолог

Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которой может принять участие Молодежный Клуб «Новая цивилизация» Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)
2. Определить причины существования данной социальной проблемы Перечень причин появления проблемы

1. Очень важно на данном этапе не путать понятие «социальная проблема» и ее видимые последствия. Например, увидев неубранный мусор в населенном пункте, не следует формулировать социальную проблему как проблему мусора. Это лишь следствие. В самом деле, проблема может состоять в следующем:

а) отсутствие экологической культуры чиновников, отвечающих за этот участок работы;

б) низкий уровень профессионализма представителей местных органов власти;

в) отсутствие программ экологического воспитания в системе школьного и внешкольного образования;

г) низкий уровень общей культуры населения данного населенного пункта и т.д.

Справка: «Проблема (от греч. problema — задача, задание) — осознание субъектом невозможности разрешать трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами имеющихся знаний и ранее полученного опыта (Психологический словарь).

Проблема — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения (Краткий энциклопедический словарь).

Для решения проблемы она должна быть превращена в творческую задачу, позволяющую использовать различные модели ее решения.

Исходя из такого определения социальной проблемы, следует и разрабатывать социальный проект, с помощью которого возможно решение самой проблемы, что позволит устранить такие последствия, как неубранный мусор в населенном пункте, то есть устранить последствия, но с таким расчетом, чтобы они впредь не появлялись. Иначе «борьба» с мусором превратится в замкнутый круг, поскольку причины не будут устранены.

Определение самой социальной проблемы позволяет устранить саму «болезнь» (то есть причины), а не ее внешние проявления. Обратите на это особое внимание, иначе вся последующая работа может не иметь социального эффекта, и вызовет разочарование членов вашей команды, а главное — вы не сможете принести реальной пользы местному сообществу.

2. Для более глубокого понимания сути социальных проблем, в том числе и вашего сообщества, того населенного пункта, в котором вы живете, поработайте в библиотеке, просмотрите местные газеты, различные справочники, проанализируйте содержание документальных фильмов и телепередач и т.п. Это поможет вам составить более полное представление о том, какие вообще социальные проблемы есть в мире, в стране, в вашем регионе и, наконец, в вашем городе. Такой подход поможет вам избежать ошибки при определении социальной проблемы, которая будет в центре вашего проекта, и ее масштаба.

Во-первых, вы не возьметесь за слишком узкий вопрос, хотя если вы поможете даже одному человеку решить его жизненную проблему, это будет определенным вкладом в изменение ситуации. И все же, следует подумать над масштабным проектом, разумеется с учетом возможностей вашей команды и организации в целом.

Во-вторых, вы не замахнетесь на слишком большой проект, который окажется вам не по силам. Иначе ваш первый социальный опыт окажется неудачным, принесет только разочарования.

3. Организуйте всестороннее обсуждение тех вариантов социальных проблем, которые могут стать объектом вашего проекта. В ходе обсуждения выслушайте всех желающих поделиться своим представлением о современных социальных проблемах разного уровня, начиная от глобальных и общегосударственных до местных, то есть присущих вашему городу, поселку, селу.

Все высказывания и мнения участников тщательно записывайте, не упуская ни одного предложения для дальнейшего анализа всей поступившей информации.

Используйте возможности такого обсуждения для того, чтобы еще раз проверить правильность своих выводов, которые вы сделали после изучения общественного мнения, убедиться в необходимости работы именно в этом направлении, получить поддержку граждан местного сообщества, что в значительной мере обеспечит успешность дальнейшей работы над избранной проблемой.

4. Проанализируйте социальные проблемы по ряду критериев:

а) важность данной социальной проблемы для региона (города, поселка, села), с точки зрения жителей, т.е. по результатам социологического опроса;

б) масштабность данной проблемы, т.е. ответ на вопрос «Какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы?»;

в) возможность практической решения проблемы силами вашей общественной организации.

4. Отберите 1-2 наиболее актуальных проблемы, в решение которых ваш Молодежный клуб может внести свою весомую лепту. Это необходимо для того, чтобы вы смогли сосредоточиться на конкретном деле, не распыляя свои силы и имеющиеся средства.

5. Четко сформулируйте социальную проблему, над которой вам предстоит работать. Это необходимо для того, чтобы:

составить четкую программу подготовки и реализации социального проекта, основной целью которого будет решение данной социальной проблемы;

объяснить общественности и всем, от кого в той или иной мере зависит решение данной социальной проблемы, необходимость работы в этом направлении, свои замыслы.

Таким образом, второй шаг позволит вам выбрать из нескольких социальных проблем одну или две наиболее значимые для вашего сообщества и сформулировать ее (их) таким образом, чтобы это было понятно не только вам, но тем людям, с которыми и ради которых вы будете работать над социальным проектом.

Мудрые мысли великих людей

У кого нет идей, тот не видит и фактов.

Зор­кие глаза везде увидят благоприятные случаи для со­вершения добра; чуткие уши не затруднятся различить крики тех, кто погибает из-за отсутствия помощи.

П. Рутт, психолог

Считать какую-нибудь вещь невозмож­ной — значит сделать ее таковою.

А. Сергеев, афорист

Для человека, который умеет хотеть, нет ничего невозможного.

Под влиянием великой мысли слабый делается сильным, робкий — храбрым, непостоянный — решительным.

Что мы думаем, тем мы и делаемся.

Не найдется человека, настолько незначительного, чтобы он не мог сделать свою жизнь великой при помощи возвышенных стремлений.

Источник

Изучение общественного мнения, формы методы, цели и задачи

Общественное мнение – совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. формированное общ. мнение изменить очень трудно, кроме того оно имеет тенденцию преувеличивать значения происходящего. среди многочисленных факторов, формирующих общ. мнение а первый план выступают следующие: 1) личностные факторы (возраст, род занятий, проф.ориентации т.д.) 2) социальные факторы (позиция в об-ве, уровень соц. обеспеченности изащищнности) 3) культ-ные факторы(национальность, религия, интересы) 4) психолог. факторы (уровень и кач-во образование семья, мотивы и т.д.) 5) научно-технич. Факторы (уровень научно –тех. прогресса). общественное мнение изуч. контент-анализом, позволяет выявит скрытые значения и определить настрой того или иного СМИ. Инструментами контент-анализа явл. явл смысловые, качественные ед анализа или количественные ед. Все исследования делятся на качественные и количественные ис-ния. Наиболее часто используют опросы, бывают 2х видов:. 1)анкетирование 2)интервьюирование. Анкета представляет собой определ. кол-во вопросов, объединенные одной целью. Анкетные вопросы классифицируются по содержанию и заданной конструкции. Используют открытые и закрытые вопросы. В качестве анкетирования в ПР применяют зондажный или экспресс-опрос (4-7?по основной инф\ции и 2-3? по уточняющей). Опрос по почте отличается лишь способом получения опроса. Более дорогостоящий. Интервьюирование осущ. в различных формах. 1)по содержанию выделяют докум-ное интервью и интервью мнений, где уточняются факты, замеряются отношение к этим фактам и отслеживается изменения отношения. выявляются оценки, взгляды, суждения экспертов в оценке объекта. 2) по технике проведения интервью разделяется н свободные беседы по определенной теме и формализованные интервью, т.е. наличие ряда вопросов с минимум отклонения от них. Интервью можно разделить на интенсивные(направлены на исследование инстинктов и мотивов) и фокусированные (изучают как будет реагировать респондент) 3)по способу организации интервью разделяют на групповые и индивидуальные. Не менее важен в сборе информации – процесс наблюдения, т.е. систематизированное и направленное изучение восприятие какого-либо факта. Бывает включенное(исследователь имитирует вхождение исследоваемую среду) и наблюдение со стороны.

Читайте также:  Вопросительный знак белого цвета примеры использования

После сбора информации, ее аналитической обработки решающее значение приобретает оценочная функция общественного мнения, кот. позволяет подготовить и реализовать заключительную конструктивную функцию формирования общественного мнения. в рез-те на базе анализа собранных данных руководство фирмы разрабатывает систему мер, позволяющие увеличить популярность фирмы, успешно реализовать маркетинговые идеи, опередить конкурентов. Формирование общественного мнения может быть успешным только при создании доброжелательной, доверительной атмосферы рыночного взаимодействия.

Исследования в области ПР

Исследования – комплекс взглядов, идей и представлений, направленных на объяснение какого-либо явления и дающих целостное представление о закономерностях и связях в какой-либо области деятельности.Всю группу исследования ПР можно поделить на 3 составляющих: 1)соц. исследования 2)маркетинговые исследования ;3)изучение общественного мнения.

Любые соц. исследования состоят из программы. Кот. призвании ответить на 2 основных вопроса: как выбрать оптимальный тип исследования и как в соответствии с теоретическим обобщенности точно и направленно спланировать ПР-компанию, поэтому вырабатывается единый понятийный аппарат. Т.е. для того чтобы была единая трактовка для исследователей и респондентов. Соц. исследования начинаются с процесса целеполагания, если цели сформулированы, размыто и трактуются по-разному, то увеличивается погрешность и возникают разногласия по итоговым выводам. Чтобы этого избежать разрабатывается система основных (соответствует базовым целям исследования) и второстепенных (направлены на проверку побочных гипотез и на тестирование альтернативных планов действия) задач. Цели исследования определяют тип и способ выборки(часть генеральной совокупности).Объектом исследования необходимо исследовать с двух. Одной это часть целого, а с другой стороны – некое целое., кот. так же можно поделить на части. Гипотеза в исследованиях представляет собой обоснованные фактами предположения о струк-ре объектов, механизме функционирования и развития. В зависимости от целей и задач разрабатывается стратегич. план. Он может быть 1)поисковым, когда аудитория размыта и целевые группы не выделены четко. Такой план включает 3 этапа: 1)постановка проблемы 2)изучение документов, экспертизы вопроса 3ведение дневниковых наблюдений 2)описательный план направлен на деятельное освещение состояния объекта и выделения существующих взаимосвязей его структурных элементов. 3)экспериментальный план – направлен на формулировку объяснительной гипотезы. Все исследования в соц. разделяют на первичные и вторичные. Первичные направлены на сбор первоначальной информации и применяются на этапе планирования компании и прогнозирования ее результата. Вторичные исследования используются на этапе проведения ПР-компании и ориентированы на подтверждение правильности или применения альтернативных планов. Наиболее применяемым методом сбора первичной информации явл опрос. В исследованиях сущ. 2 разновидности опроса. 1)анкетирование 2)интервьюирование. Анкета представляет собой определ. кол-во вопросов, объединенные одной целью. Анкетные вопросы классифицируются по содержанию и заданной конструкции. Используют открытые и закрытые вопросы. В качестве анкетирования в ПР применяют зондажный или экспресс-опрос (4-7?по основной инф\ции и 2-3? по уточняющей). Опрос по почте отличается лишь способом получения опроса. Более дорогостоящий. Интервьюирование осущ. в различных формах. 1)по содержанию выделяют докум-ное интервью и интервью мнений, где уточняются факты, замеряются отношение к этим фактам и отслеживается изменения отношения. выявляются оценки, взгляды, суждения экспертов в оценке объекта. 2) по технике проведения интервью разделяется н свободные беседы по определенной теме и формализованные интервью, т.е. наличие ряда вопросов с минимум отклонения от них. Интервью можно разделить на интенсивные(направлены на исследование инстинктов и мотивов) и фокусированные (изучают как будет реагировать респондент) 3)по способу организации интервью разделяют на групповые и индивидуальные. Не менее важен в сборе информации – процесс наблюдения, т.е. систематизированное и направленное изучение восприятие какого-либо факта. Бывает включенное(исследователь имитирует вхождение исследоваемую среду) и наблюдение со стороны. Ещеодин метод соц. исследования – мониторинг – систематич. сопоставление реально существующих положений с желаемыми. Наиболее часто используемым явл Контент-анализ, позволяет выявит скрытые значения и определить настрой того или иного СМИ. инструментами контент-анализа явл. явл смысловые, качественные ед анализа или количественные ед. Все исследования делятся на качественные и количественные ис-ния. 2)маркетинговые исследования могут структурироваться так: 1)по целям исслед. – практические и научнопрактические. 2)по исл-нию ресурсов – ресурсоёмкие(затратные) и малобюджетные 3) по времени проведения — долгосрочные и краткосрочные 4)по методу проведения и кол-ву респондентов. Процесс марке. ис-ния включает в себя 6 основных этапов. 1) выяснение проблемы и выявление целей исследования, здесь же определяется погрешность. кроме того цель и проблемы должны иметь количественную форму и алгоритмическое св-во. 2)установление объекта исследования. при ис-нии следует учитывать совмещение профиля инф. канала или информ. носителя с профилем цел. аудитории. 3)разработка концепции ис-ния. на этом этапе уточняется проблемное поле и формулируется гипотеза 4)сбор информации, кот осуществллибо собственными сотрудниками, спец.группой либо спец. организац. 5)анализ полученных данных, кот преобразуются спец. программными прогами. 6)оценка результатов.

Источник



Методы изучения общественного мнения

Одним из основных методов получения первичной информации в социогуманитарном знании является опрос. В сознании большинства обывателей социолог и интервьюер (специалист, проводящий опрос) – одно и то же лицо, а социология, в принципе, и есть наука об общественном мнении, что на самом деле не так. Опрос является одним из самых распространенных методов в социологии, однако он, безусловно, не является основным и тем более единственным методом. Вслед за американской традицией, среди специалистов происходит разделение между социологами и полстерами. Первые являются учеными или исследователями в области социологического знания, вторые представляют собой сообщество исследователей-практиков в области изучения общественного мнения, сотрудников профессиональных организаций и служб, занимающихся изучением общественного мнения. В 2014 г. В. Федоров – генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предложил разделить современное социологическое сообщество на полстеров и социологов ввиду разной специфики профессиональной деятельности. Опрос общественного мнения представляет собой сложный метод исследования, который не может быть полностью и подробно освещен в данном издании, однако схематично отразить последовательность действий исследователя нам кажется необходимым.

Социологический опрос – метод получения первичной социологической информации включающий в себя устное или письменное обращение с вопросами к респонденту, последующую статистическую обработку полученной информации и ее теоретическую интерпретацию. Существует два вида опроса: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование – метод, который предполагает прямой контакт между анкетой и респондентом (опрашиваемым). Например, почтовый опрос, онлайн-опрос или раздаточное анкетирование. Интервьюирование – метод, который предполагает наличие посредника (интервьюера) между анкетой и респондентом. Например, телефонный опрос или глубинное интервью. Интервьюер задает вопросы респонденту, а потом специальным образом фиксирует их. Как правило, для респондента анкетирование проходит письменно, интервью устно.

Любой опрос начинается с написания исследователем программы социологического исследования. Программа включает в себя два раздела: методологический и методический. В первом исследователь описывает проблему, цель, задачи, предмет и объект исследования, гипотезу, характеризует генеральную совокупность и выборочный метод, проводит операционализацию/интерпретацию основных понятий исследования. В методическом разделе исследователь прилагает план-график исследования, программные документы (такие как анкету, инструкцию интервьюеру, кодировочный бланк, инструкцию кодировщику и т. п.).

После составления программы исследования и окончания всех подготовительных работ социолог начинает пилотажное исследование, т. е. опрос по разработанной программе, но на малом объеме выборочной совокупности. Например, опрашивается не вся запланированная в исследовании выборочная совокупность населения Санкт-Петербурга в размере 2500 человек, а только 25 или 100 человек с целью проверки анкеты, ее валидности. Исследователь может посмотреть, как реагируют на те или иные вопросы респонденты. После этого вносятся изменения в измерительные инструменты и программу исследования. Затем начинается полевой этап исследования, когда опрашивается весь объем выборочной совокупности.

На следующем этапе производится визуальный и телефонный или любой другой вид контроля собранных данных, после чего анкеты передаются кодировщику, который вводит данные в специально созданные шаблоны компьютерных программ (в российской практике это чаще всего пакет SPSS). После ввода данных проходит статистическая проверка и обработка, подсчет различных типов распределений с использованием методов статистического анализа. По окончании этого этапа исследователь приступает к социологическому анализу и теоретической интерпретации полученных данных и написанию исследовательского отчета с комментариями, выводами и предложениями.

Даже такой краткий обзор этапов социологического исследования показывает его трудоемкость. Проведение репрезентативного опроса – это всегда значительные финансовые, временные и людские трудозатраты, поэтому исследователи в области международных отношений, как правило, используют вторичные данные социологических исследований. В России это – данные таких полстеровских компаний как ВЦИОМ, ФОМ (Фонд «Общественное мнение»), Левада-центр и др. Исследовательские компании, как правило, публикуют на своих сайтах данные проведенных ими опросов по значимым социально-экономическим и политическим вопросам, рейтинги политических партий и лидеров, индикаторы электорального поведения. Основной проблемой для специалиста в области международных отношений при использовании данных социологических исследований является проведение межстрановых сравнений, так как измерительный инструментарий, чувствительность шкал и проч. во многом определяет язык. В связи с этим удобнее использовать базы данных по различным международным исследованиям. Среди наиболее значимых и интересных можно выделить Европейскую комиссию, Европейское социальное исследование, Евразийский мониторинг и др.

Читайте также:  Вопросы начальнику управления образования от родителей

Развитие общества способствует развитию коммуникационных технологий, ввиду этого изменяются и трансформируются методы, методики и процедуры социологических исследований. Если несколько лет назад «бумажные анкеты» были единственным инструментом массовых опросов, то сегодня постепенно набирают силу «безбумажные технологии», которые позволяют экономить время при кодировке и проверке данных. Также пользуются определенным успехом методы анализа социальных медиа, когда социолог не задает вопросы респондентам, а изучает их активность в социальных сетях. Интересный пример использования данного метода можно найти у Фонда содействия изучению общественного мнения «Vox populi», который таким образом предсказал победу Николасу Мадуро над Энрике Каприлесом в выборах президента Венесуэлы в 2013 г.

Прогноз результатов выборов является своеобразной проверкой достоверности данных социологических опросов. Как только социологи ошибаются в своих прогнозах, так сразу же общество ставит на повестку дня вопрос о целесообразности существования социологии как науки и востребованности социологических данных. Последний скандал в нашей стране произошел на выборах мэра Москвы, когда в 2013 г. ведущие социологические компании неверно предсказали результаты голосования, предписав А. Навальному меньшее количество голосов избирателей, чем он набрал на самом деле. При этом «партизанские опросы» штаба А. Навального предсказали правильное распределение голосов. Хрестоматийным примером социологической ошибки предсказания выборов является «Фиаско 1948», когда на выборах президента США в 1948 г. три ведущих полстера Америки (Дж. Гэллап, А. Кроссли, Б. Роупер) предсказывали победу Томасу Дьюи, а выиграл президентскую гонку Гарри Трумэн. Это произошло из-за того, что полстеры закончили зондаж мнений за две недели до выборов, полагая, что мнение избирателей за это время не изменится. Но Г. Трумэн продолжал бороться, и за эти две недели те респонденты, которые «затруднились ответить», сделали свой выбор в пользу Трумэна. Этот кейс показал скорость изменения общественного мнения.

Говоря о противоречивости общественного мнения, с одной стороны, можно выделить устойчивые социальные группы, неизменно выступающие в поддержку тех или иных внешнеполитических действий (классическим примером здесь является афро-американское сообщество США, которое неизменно выступает в поддержку любых программ американского правительства, предусматривающих помощь странам Африки), с другой стороны, общественное мнение противоречиво (в качестве классического примера здесь можно опять-таки назвать общественное мнение в США, где на президентских выборах 2004 г. победил Джордж Буш-младший, начавший за полтора года до того войну в Ираке, а на президентских выборах 2008 г. победил Барак Обама, обещавший завершить войну в Ираке в кратчайшие сроки. За период между 2004 и 2008 гг. общественное мнение в США изменилось: если сначала большинство населения этой страны выступало за войну в Ираке, то в конце – против).

Соответственно, можно выделить два методологических подхода к изучению роли общественного мнения во внешней политике отдельных стран, а через него – и в международных отношениях в целом. Первый подход концентрируется на особенностях общественного мнения по вопросам внешней политики в отдельных группах населения. В качестве примера здесь можно назвать фундаментальное исследование Питера Фивера и Кристофера Гелпи об особенностях мнения американских «силовиков» по такому важному вопросу международных отношений как использование вооруженных сил США за рубежом. Эти исследователи обратили внимание на резкое увеличение числа бывших военных в американской политике во второй половине ХХ в. Также они обратили внимание на то, что мнение людей, относящихся к этой группе, по вопросу о зарубежных интервенциях существенно отличается от мнения большинства населения.

В ситуации, когда правительство США начинает обсуждать возможность военной интервенции в ту или иную страну, например, когда возникают подозрения о том, что эта страна пытается создавать оружие массового поражения (вне зависимости от того, насколько эти подозрения являются обоснованными), среди основной части населения растет поддержка возможной интервенции. Среди бывших военных поддержка возможной интервенции также растет, но гораздо более медленными темпами. Фивер и Гелпи настаивают, что это ни в коем случае не трусость. Полученные ими данные показывают, что так происходит не потому, что бывшие военные опасаются многочисленных жертв среди нынешних военных, а потому что многие из них продолжают выступать против возможной интервенции даже тогда, когда большинство людей без военного опыта (так называемых гражданских) поддерживают возможную интервенцию. Скорее, утверждают Фивер и Гелпи, бывшие военные опасаются нестабильности общественного мнения гражданских по вопросу о зарубежных интервенциях. Ведь когда интервенция (при поддержке общественного мнения) начинается, с фронта поступают новости не только о победах, но и о нарушениях правил ведения войны, о массовой гибели представителей мирного населения, а иногда, как это случилось в годы иракской войны 2003–2011 гг., и о случаях использования пыток в отношении военнопленных и лиц, подозреваемых в правонарушениях. Общественное мнение гражданских меняется на диаметрально противоположное. Общественность начинает требовать скорейшего завершения интервенции и вывода войск. В результате интервенция может быть прекращена, а войска могут быть выведены до завершения военной операции, и тогда получится, что жертвы среди военных с обеих сторон, а также среди мирного населения на начальной фазе военной операции, были напрасны.

В другой книге Фивер, Гелпи и Джейсон Райфлер также исследовали причины изменения общественного мнения среди американского населения по вопросу о зарубежных интервенциях. Они попытались ответить на вопрос, почему большинство населения, поддерживающее зарубежную интервенцию на начальном этапе военной операции, перестают ее поддерживать в дальнейшем, и как это связано с получением новостей о жертвах среди американских военных в ходе интервенции. Выяснилось, что колебания общественного мнения в США по этому вопросу никак не связаны с количеством жертв среди американских военных на театре военных действий. Более того, рост числа жертв среди американских военных иногда вызывает у американского населения чувство мести, что приводит к временному росту поддержки интервенции среди населения.

Напротив, поддержка интервенции среди населения снижается, когда в обществе падает оптимизм относительно перспектив успешного завершения военной интервенции. Иными словами, когда большинство населения начинает думать, что эту войну невозможно выиграть, оно начинает требовать от правительства завершить ее как можно скорее. Опыт войны во Вьетнаме, где американские военные присутствовали на протяжении более десятилетия, однако так и не смогли переломить ход военных действий, до сих пор оказывает значительное влияние на общественное мнение в США. И если в середине 1960-х гг. большинство населения США оправдывало интервенцию во Вьетнам, то пять лет спустя большинство из них полагали, что, отправив войска во Вьетнам, США совершили ошибку. Аналогичным образом менялось общественное мнение в США по вопросам об интервенциях в Сомали 1993–1995 гг., об уже упомянутой Иракской войне, а также об интервенции в Афганистан 2001–2014 гг.

Важной теоретической работой по проблематике общественного мнения по вопросам внешней политики является монография Джона Цаллера, в которой собран также огромный объем эмпирических данных, позволяющих охарактеризовать общественное мнение в США. В ней он опровергает вывод, сделанный Уолтером Липпманом еще в 1922 г., что общественное мнение не может оказывать существенного влияния на внешнюю политику, поскольку большая часть общественности имеет весьма смутные представления о международной политике. Действительно, утверждает Цаллер, в силу низкой международной мобильности американцев на протяжении всего ХХ в. большинство из них имеют довольно ограниченные знания об актуальных тенденциях современной международной политики. Однако это не означает, что большинство из них во время опросов общественного мнения затрудняются с ответами на соответствующие вопросы. Напротив, как показывают данные опросов, у большинства из них имеется по этим вопросам собственное мнение.

Другое дело, что из-за ограниченных знаний большинства американцев о международной политике общественное мнение по соответствующим вопросам подвержено существенным колебаниям. Один и тот же человек, опрашиваемый, например, в январе, может высказать одно мнение, а в апреле – диаметрально противоположное. Причина здесь, по мнению Цаллера, в том, что в условиях ограниченных знаний любая дополнительная информация приводит к резкому изменению мнения по данному вопросу. Например, если накануне в средствах массовой информации сообщалось о массовых нарушениях прав человека никарагуанским режимом Анастасио Сомоса Гарсия, то большинство опрошенных выскажутся в поддержку возможных американских санкций против Никарагуа. Если же накануне в средствах массовой информации Никарагуа называется союзником США в Карибском регионе, то большинство опрошенных выскажутся против таких санкций.

Представляется, что подобные колебания общественного мнения по вопросам внешней политики из-за слабой информированности большинства населения об этих вопросах характерны не только для общественного мнения США, но и для общественного мнения других стран, где международная мобильность населения находится на низком уровне. Именно поэтому рекомендуется обращать внимание не на данные об общественном мнении в той или иной стране по тому или иному вопросу в конкретный момент времени, но на динамику общественного мнения в этой стране по данному вопросу. Если в течение длительного времени общественное мнение в этой стране по данному вопросу остается стабильным, можно говорить об устойчивом общественном мнении, способном оказать влияние на внешнюю политику этой страны. Если же общественное мнение по данному вопросу существенно колеблется от месяца к месяцу, то оно едва ли способно оказать существенное влияние на внешнюю политику страны; в этом случае соответствующее внешнеполитической решение будет принято представителями элиты без оглядки на общественное мнение.

Источник