Таблица Шульте — что это и зачем? Инструкция по использованию
Матрицы Шульте — квадраты с хаотично размещенными по ячейкам числами от 1 до 25 (наиболее популярный размер таблицы — 5×5) стали широко использоваться в целях улучшения внимания, концентрации и расширения периферического восприятия.
Виды таблиц Шульте
По размеру и уровню сложности условно выделяют:
- простые таблицы Шульте — 3х3, 4х4;
- средний уровень — 5х5;
- сложный — 6х6, 7х7 и т.д.
Классический вариант — черно-белый (черные числа на белом фоне). Более сложными считаются цветные таблицы Шульте и красно-черные, которые еще лучше тренируют концентрацию и избирательность внимания.
Помимо цифровой версии таблиц Шульте существует также буквенные вариант, прохождение которого осуществляется в алфавитном порядке.
Наибольшей популярностью таблицы Шульте пользуются в 2 областях:
- Тест для определения объема внимания (используется для диагностики уровня внимания у младших школьников и не только). Для диагностики переключаемости внимания (динамического внимания) используются красно-черные таблицы Шульте-Горбова. Успешное прохождение теста по таблицам Горбова-Шульте является обязательным условием допуска к управлению электропоездом для машиниста и помощника машиниста.
- Эффективное упражнение для развития периферического зрения — важнейший этап освоения техники быстрого чтения. Регулярные тренировки по таблицам Шульте расширяют охват зрения, то есть в поле видимости попадает значительно большее пространство с информацией, в нашем случае — это текст. Благодаря увеличению поля зрительного охвата и развитию скорости параллельного узнавания символов значительно увеличивается и скорость чтения.
Упражнения по таблицам Шульте не имеют возрастных ограничений. И для взрослых, и особенно для детей базовой ценностью тренировок с таблицами Шульте является развитие внимания.
Если для взрослых основной мотивацией является освоение техники быстрого чтения, то для детей таблицы Шульте — это отличное упражнение для:
- развития умения концентрировать внимание;
- развития кратковременной зрительной памяти;
- расширения узкого охвата зрения;
- улучшения навыков чтения и восприятия текстовой информации.
Как правильно пользоваться таблицами Шульте?
Чтобы получить максимальную отдачу от тренировок рекомендуем при выполнении упражнений руководствоваться следующей инструкцией:
- Классическая таблица Шульте представляет собой квадрат из 5 строк и 5 столбцов, в ячейках которого в произвольном порядке записаны числа от одного до двадцати пяти. Детям и взрослым мы рекомендуем сперва достичь совершенства в работе с матрицами 5×5. Большая таблица Шульте 9 на 9 и для многих взрослых может оказаться непосильной задачей (в плане качественного выполнения упражнения и достижения высоких показателей скорости).
- На первом этапе занятий не нужно стремиться установить скоростной рекорд прохождения таблицы. Для того, чтобы найти все числа по порядку, большинство нетренированных людей будут переводить взгляд с одной ячейки на другую, в корне неверно. Для начала приучите себя выполнять упражнение медленно, но правильно!
- Во время выполнения упражнения следите за тем, чтобы взгляд не бегал по ячейкам, а был “зафиксирован” в центральной части матрицы. Цель тренировок по таблицам Шульте — не просто отыскивание чисел по порядку на время, а развитие навыка концентрации внимания, улучшение кратковременной памяти, расширение угла зрительного охвата. Нужно сосредоточить взгляд на центральной части таблицы с цифрами и попытаться одновременно расширить свое поле зрения, чтобы в зоне периферии стали видны числа сверху слева и справа и снизу слева и справа. Пусть они не будут такими же четкими, как в центре, где работает наибольшая острота зрения, но небольшая туманность не помешает вам увидеть и запомнить значение и место расположения следующего числа, что позволит быстрее пройтись по всей таблице.
- Тренироваться следует регулярно, не реже 2 раз в неделю по 10-15 минут.
- При появлении неприятных ощущений в глазах тренировку необходимо немедленно прекратить и дать глазам отдохнуть. Вероятно, упражнение выполнялось не совсем верно.
- Занимаясь с таблицами Шульте онлайн, важно обеспечивать оптимальное расстояние между глазами и экраном (около 35 см), как и в случае с бумажным вариантом.
Источник
Как использовать таблицы Шульте для развития внимания младших школьников?
Непроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления. Педагоги начальной школы сетуют на то, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание, когда надо слушать учителя и одновременно писать, решать задачи и вспоминать правила. Вот поэтому надо помочь маленькому школьнику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение. Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием, для которого необходима постановка цели и прикладывание волевого усилия. Чтобы правильно обучить ребенка такому навыку, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка. Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте для детей. В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада.
Что надо знать родителям о методике Шульте?
Таблицы Шульте – классическая, проверенная временем, психодиагностическая методика, предназначенная для исследования устойчивости внимания, его объема, распределения между объектами. С ее помощью можно также определить эффективность самостоятельной работы детей и проводить тренировку периферического зрения, что очень важно для овладения быстрым чтением. Можно сказать, что таблицы служат материалом не только для обследования детей, но и тренажером необходимого свойства, например, внимания. Ученикам младших классов систематические и постоянные тренинги при помощи таблиц помогут:
- быстро и прочно освоить учебные задания;
- адекватно оценить приобретенные знания;
- продуктивно воспринимать учебный материал;
- концентрировать внимание на любом объекте или действии.
В стимульный материал методики включены пять карточек размером 60 на 60 см, которые изготовлены из плотного картона. Карточка расчерчена на 25 квадратов, в каждом располагаются числа от 1 до 25 (для разных таблиц индивидуальный вариант). Школьнику требуется прочитать все числа в прямом или обратном порядке. При нахождении чисел можно опираться на вспомогательные средства: показывать указкой, подчеркивать карандашом.
Уровень выполнения зависит от возраста и подготовленности школьника. Родители могут купить такие таблицы или начертить их сами, так как они довольно просты в изготовлении.
Важно: расположение цифр в таблицах нужно периодически менять, так как ребенок может довольно быстро выучить, где находится каждая из них.
Как использовать таблицы в работе с детьми?
Для того чтобы четко проводить проверку, а затем и тренировку внимания, необходимо правильно подготовить представленный выше стимульный материал. Психологи советуют расположить таблицы на расстоянии не более 35 см от обследуемого. Если это старший дошкольник или первоклассник, незнакомые с методикой, для первого тестирования нужно заготовить таблицы лишь из 16 клеток.
В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается, так как чем их больше, тем сложнее задание. Затем взрослый дает ребенку инструкцию:
- внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
- перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале;
- взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
- не раздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) по порядку;
- все числа нужно назвать вслух.
Важно: для тестирования необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми должен работать ребенок. Математические вычисления не требуются, поэтому тест выполняется быстро, и его результаты максимально объективны. Все показатели строго фиксируются.
Интерпретация результатов теста
Главное, при трактовке полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на выполнение теста, и количество допущенных ошибок. Даже не обладая специальными знаниями, любой родитель поймет, чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше допустит ошибок при нахождении чисел, тем хуже полученные результаты. Тем более интенсивной следует сделать работу на тренажерах. И, наоборот, быстрое и безошибочное решение теста – хороший знак того, что младший школьник положительно прошел тестирование.
Для родителя важно знать, как правильно интерпретировать результаты обследования. В методике разработан специальный инструментарий, который поможет это сделать. К нему относятся средние показатели: формула расчета эффективности работы ЭР и формула врабатываемости (включенности в тест) Вр.
ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5
т1…т5 ‒ количество времени на очередную карточку;
5 ‒ количество используемых таблиц.
Важно: в расчет берется общее время (в секундах), потраченное на работу со всеми таблицами.
Оценка эффективности работы ЭР соотносится с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл – хороший результат, низкий балл – плохой результат:
возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
6 лет | от 60 до 56 | 61-70 | 71-80 | 81-90 | больше 90 |
7 лет | от 55 до 51 | 56-65 | 66-75 | 76-85 | больше 86 |
8 лет | от 50 до 46 | 51-60 | 61-70 | 71-80 | больше 81 |
9 лет | от 46 до 41 | 46-55 | 56-65 | 66-75 | больше 76 |
10 лет | от 40 до 36 | 41-50 | 51-60 | 61-70 | больше 71 |
Высота уровня врабатываемости находится при помощи формулы:
Вр = т1 / ЭР
Важно: рассчитывается время именно по первой таблице.
Для того чтобы определить получившийся уровень Вр ребенка, надо рассмотреть показатель:
- если он меньше единицы – уровень высокий,
- больше единицы – уровень низкий, то есть младшему школьнику трудно будет включаться в работу.
Кроме указанных показателей, можно также рассмотреть устойчивость, способность школьника сконцентрироваться на задаче — ПУ, которая рассчитывается по формуле:
ПУ = т4 / ЭР
Важно: за отсчет берется время четвертой таблицы (т4). Показатель, характеризующий школьника с сильной устойчивостью психики, должен быть меньше единицы. Значительные данные говорят о низкой способности концентрировать свое внимание на поставленной задаче.
Таблицы в качестве тренажеров внимания
Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать, как тренажеры внимания в работе с младшими школьниками. Она также находка в домашнем обучении, так как ее стимульный материал прост в исполнении, для него не требуется специальная подготовка родителей. Однако необходимо знать о существенных моментах проведения таких тренингов.
Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать, как тренировочный материал, таблицу с частично выделенными цифрами, например, все нечетные выделены жирным. Когда младший школьник научится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимульный материал нужно усложнять. Например, увеличивать количество ячеек, делая квадрат большего размера.
Учитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.
Упражнение «Покажи и назови правильно»
Взрослый и ребенок совместно выполняют действия, но в разных направлениях. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а взрослый одновременно в обратном (по убыванию). Затем игроки меняются.
Упражнение «Чет-нечет»
Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия, один читает четные числа, другой – нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Это довольно сложно для ребенка, так как сосредоточенность и концентрация должна идти при внешних ярких помехах.
Упражнение«Красный-черный»
Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один — в красном цвете (например, от 1 до 25), другой — в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа, потом все черные.
Как вариант, называя все красные числа, использовать прямой счет, называя все черные, — обратный.
Поскольку игровых вариаций можно придумать множество, тренажеры не утомляют ребятишек. Родителя можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям на тренажерах.
Источник
Таблицы шульте интерпретация результатов для детей
Сайт психолога
Счастье на стороне того, кто доволен. (Аристотель)
Инструкция: Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее.
Обработка результатов и интерпретация: Основной показатель — время выполнения а также количество ошибок по каждой таблице отдельно. По каждой таблице может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)»,
отражающая не только устойчивость внимания, но и работоспособностьв динамике и представлена в виде графика.
В «норме» отыскивание чисел по каждой из таблиц составляет 40-50 сек. При этом, поиск чисел может идти равномерно, хотя иногда наблюдается ускорение темпа сенсомоторных реакций при работе с последующими таблицами. Если поиск чисел происходит явно неравномерно, это может являться признаком повышенной утомляемости и истощаемости или указывать на запоздалую врабатываемость.
«Кривая истощаемости» чаще всего может быть представлена двумя видами:
1. Гиперстенический вариант астении — высокий начальный уровень, далее идет резкий спад, и потом тенденция возврата к прежнему уровню.
2. Гипостенический вариант астении — невысокий исхлдный уровень и далее постепенное и неуклонное снижение показателей без заметных их колебаний к улучшению.
С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по методу А.Ю.Козыревой):
- эффективность работы (ЭР),
- степень врабатываемости (ВР),
- психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.
Возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
---|---|---|---|---|---|
10 лет | 45 и меньше | 46-55 | 56-65 | 66-75 | 76 и больше |
11 лет | 35 и меньше | 36-45 | 46-55 | 56-65 | 66 и больше |
12 лет | 30 и меньше | 31-35 | 36-45 | 46-55 | 56 и больше |
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:
Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
Источник
Методика таблиц Шульте — тестирование школьников на обучаемость
Сами таблицы выглядят как набор карточек, на которых изображены числа, расположенные вразброс. Задача тестируемого — найти все элементы в правильном порядке, указав на них, или, если ему так удобнее, обвести, подчеркнуть или зачеркнуть их карандашом.
В традиционном варианте это пять таблиц размером 60 на 60 сантиметров, каждая из которых поделена на 25 квадратов, содержащих числа от 1 до 25, расположенных вразброс.
Результаты тестирования с помощью таблиц Шульте максимально объективны, поскольку в ходе диагностической пробы нет необходимости выполнять арифметические действия.
Назначение
Данная методика предназначена для выявления у детей школьного возраста качеств, необходимых для успешного освоения школьной программы, таких как:
- внимательность;
- стабильность внимания;
- способность концентрировать внимание;
- способность эффективно работать самостоятельно;
- психическая устойчивость;
- способность анализировать информацию;
- темп ориентировочных поисковых движений взгляда и объем внимания.
Направлена данная методика на улучшение — обострение и расширение периферического зрения — очень важного параметра, имеющего решающее значение для темпа чтения, поскольку именно она позволяет сократить временной промежуток, затрачиваемый на поиск нужных частей текста.
Таким образом, таблицы Шульте имеют не только диагностическое значение, но и могут быть использованы в качестве тренажёра скорочтения.
Параметры, на которые воздействуют тренировки с помощью таблиц Шульте:
- скорость и прочность усвоения новой информации;
- обучение критической оценки полученных знаний;
- эффективность запоминания новой информации;
- способность концентрации внимание на конкретном действии.
Есть у методики Шульте ещё одно важное положительное качество: на прохождение теста школьником и интерпретацию результатов требуется совсем немного времени.
Методика в действии
Перед началом работы с числовыми карточками Шульте требуется подготовиться.
- Таблица должна быть расположена под небольшим углом на расстоянии около 30 сантиметров от глаз испытуемого.
- Следует объяснить ребёнку, что он должен зафиксировать взгляд на объектах, расположенных в центре и не отводить глаза.
Ход тестирования
- тестируемый получает карточку с числами, смотрит на неё в течение десяти секунд и переворачивает лицевой стороной вниз;
- ученику объясняют правила проведения теста, например: следует провести непрерывную линию карандашом или указкой, словно бы соединяя нужные цифры и произнося их вслух; причём последовательность нарушать недопустимо. То есть, если на картинке изображены цифры от 1 до 25, то ребёнок должен показать все цифры, начиная с единицы до 25, подряд, не «перескакивая»;
- по сигналу педагога, проводящего тест, ученик переворачивает картинку и начинает поиск цифр, а педагог засекает время при помощи секундомера;
- вся процедура тестирования повторяется столько раз, сколько таблиц запланировано обработать.
При использовании методики Шульте для тренировки внимания не следует обрабатывать более 10 таблиц в день, а по мере развития у школьника способности к ориентированию в изображённых цифрах, материал рекомендуется дополнять, увеличивая количество ячеек, делая тем самым квадрат крупнее; возможна работа с материалами, состоящими из квадратов 6 на 6 ячеек, 7 на 7, 8 на 8.
Оптимальный режим тренировок: 4 раза в неделю, по 30 — 40 минут, на протяжении трёх недель.
Особенности применения таблиц-тренажёров у учеников разных возрастных групп
- При работе с младшими школьниками тест должен иметь облегчённый характер и, прежде всего, это касается количества ячеек с цифрами; для тех кто только начинает учиться, вполне достаточно будет квадрата 3 на 3 ячейки, или прямоугольника 3 на 5 ячеек.
- Дети, учащиеся в классах с 5 по 11, могут указывать на цифры молча, тогда как для младшей возрастной группы обязательным является проговаривание каждой цифры.
- Для учеников начальных классов тестирование по методике Шульте рекомендуется проводить в несколько этапов:
- показать и произнести цифры по порядку;
- показать и назвать их же в порядке убывания;
- ребёнок показывает цифры по порядку, в порядке возрастания; а взрослый в это время проговаривает чётные или нечётные числа; этот пункт является для ребёнка самым сложным, поскольку требует концентрации внимания на восприятии дополнительной информации.
Модификация теста с чёрно-красной таблицей
Данный вариант теста применяется у детей среднего и старшего школьного возраста. Таблица состоит из 49 ячеек с цифрами (7 на 7), при этом одна часть цифр окрашена в чёрный цвет, а другая — в красный.
Задания формулируются следующие:
- назвать и показать все цифры красного цвета;
- назвать и показать все цифры чёрного цвета;
- показывая цифры красного цвета, использовать прямой счёт;
- показывая цифры чёрного цвета, использовать обратный счёт.
Интерпретация результатов тестирования
- Для определения эффективности работы используется следующая формула: сумма временных промежутков, затраченных на обработку пяти таблиц, делится на количество просмотренных материалов — пять. Чем выше будет полученный результат, тем выше эффективность.
- Степень врабатываемости, то есть показатель, помогающий оценить, насколько быстро тестируемой включается в работу: частное от деления времени, затраченного на работу с первой таблицей, на эффективность работы.
- Физическая устойчивость испытуемого. Этот параметр помогает оценить, насколько долго школьник способен концентрироваться на конкретной задаче. Определяется путём деления временного промежутка, затраченного на четвёртую таблицу, на эффективность работы.
Диагностика особенностей внимания при помощи методики Шульте позволяет определить способность к концентрации внимания у школьника, а также оценить уровень нервно-психической устойчивости. Правильно интерпретированные результаты позволят откорректировать педагогическую деятельность по развитию мышления и памяти у детей, осуществляя индивидуальный подход к ним, а, кроме того, обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.
Источник