Как коучинг помогает в воспитании детей
Воспитание в стиле коучинг – это одна из наиболее действенных практик. Многочисленные исследования и эксперименты доказывают эффективность методики, позволяя свести распространенные проблемы с детьми к минимуму. Как выглядит такое воспитание и что оно дает ребенку в итоге? Об этом следует рассказать во всех деталях.
Понятие воспитания известно каждому человеку, однако каким оно должно быть на самом деле? Большая часть современных родителей вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос быстро и без раздумий – и полученные таким образом ответы будут существенно отличаться, и в некоторых воспитательных нюансах их мнение будет диаметрально противоположным.
Что такое воспитание?
Для начала следует дать конкретное определение понятию воспитания. У кого-то это слово ассоциируется с букварем и тетрадью, у кого-то – с ремнем. На самом деле, воспитательный процесс подразумевает воздействие на сознание ребенка, производимое родителями в ходе взаимодействия с ним.
Как работает воспитание и что оно может ему дать (или не дать)? Об этих тонкостях следует рассказать отдельно.
Пассивное и активное воспитание
Необходимо отметить, что любое воздействие может быть как активным, так и пассивным, и воспитание не является исключением. Если вы рассказываете ребенку о том, что выбрасывать мусор на улице – это плохо, это – воспитание. Если вы сами бросаете при ребенке мусор мимо урны – это тоже воспитание.
Секрет заключается в том, что пассивное воспитание, как правило, значительно сильнее влияет на ребенка. В пассивном формате вы воспитываете детей в любое время, просто находясь с ними рядом, когда как активной воспитательной работе требуется уделять время и внимание.
В ваших интересах сделать так, чтобы то, что вы говорите ребенку, не расходилось с вашими делами. Дети берут пример с родителей, перенимая и их сильные, и их слабые стороны. Запрещая ребенку ругаться матом, мусорить на улицах и совершать другие не красящие его поступки, но продолжая совершать их самостоятельно, вы просто потратите время впустую. Поэтому иногда для воспитания родителям важнее стать лучше самим, а не пытаться сделать хорошего человека из своего ребенка.
Детализация целей
Воспитание, как и любой другой долгосрочный процесс, должен производиться вдумчиво и структурно. Детализация целей, которых родители хотят добиться в воспитании – это одна из первоначальных необходимостей, если они хотят добиться по-настоящему заметного результата.
Если понимание конечного результата – каким бы вы хотели видеть своего ребенка – слишком размыто, то некоторые воспитательные моменты будут противоречить другим, вызывая диссонанс в психике ребенка. Данный аспект очень тесно переплетается с понятием активного и пассивного воспитания, но его следует воспринимать отдельно, относя скорее к активной части процесса.
К примеру, если родители будут говорить ребенку, что школьные оценки – не главное, но при этом требовать от него высокой успеваемости по всем предметам, ребенок не будет понимать, чему конкретно ему верить.
Понятие хорошего человека
Очень распространенная ошибка родителей – попытки воспитать абстрактного хорошего человека. Разумеется, эта цель весьма благая – но она очень субъективна.
Понятие хорошего человека нуждается в детализации. Какие конкретно качества вы приписываете хорошему человеку? Кто-то может полагать, что хороший человек не ругается матом, не курит и не пьет, а кто-то поставит первыми пунктами добродетельность, честность и открытость. Некоторые родители будут ратовать за то, что хороший человек – это тот, кто способен добиваться поставленных целей, еще часть не преминет добавить в портрет хорошего человека определенные религиозные и политические взгляды.
Также стоит учитывать, что хороший человек – это бесполая абстракция. Хорошие мужчины и хорошие женщины даже в понимании одного конкретного опрошенного родителя будут обладать разными качествами. Будет ли ваш сын хорошим мужчиной, если воспитывать его, как хорошую женщину? В особенности этот момент должен взволновать матерей-одиночек, которые растят сыновей без доли мужского воспитания.
Хорошее воспитание должно преследовать конкретные цели. Вы сможете привить своему ребенку моральные качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать хороший человек, только если будете понимать, какого результата хотите добиться.
Воспитание с учетом личностных ценностей ребенка
Нельзя не отметить и тот факт, что ребенок с некоторого возраста начинает развиваться и самостоятельно, без участия родителей. У него появляются свои интересы – еще с детского сада, в возрасте около трех лет, когда начинает просыпаться самостоятельность. Вас не должно удивлять то, что у вашего ребенка есть свои личные интересы, свои стремления и свои цели (какими бы глупыми и детскими они вам не казались).
Ни в коем случае не следует ломать ребенка, пытаясь внедрять в воспитание элементы, противоположные его интересам либо запрещающие их. Такие случаи очень часто бывают в семьях с жестким патриархатом (или матриархатом). Если внезапно окажется, что сыну излучающего маскулинную мужественность отца хочется заниматься балетом или музыкой – разумеется, родителю это очень не понравится. Точно так же ортодоксальная мать не оценит стремление дочери записаться на боевые искусства, а предложит более подходящие девочке варианты.
Не провоцируйте подобные конфликты просто из-за того, что интересы ребенка не совпадают с вашими. Возможно, он не добьется на выбранном пути успеха и бросит через полгода – но это будет его выбор и его решение, принятое самостоятельно. Возможно, вы похороните в своей семье гения, закрыв ему дорогу к тому, что ему действительно нравится, что могло бы стать всей его жизнью. В любом случае, подобный запрет создаст в отношениях между ребенком и родителями трещину – и чем старше ребенок, тем сильнее будет его обида и неприязнь.
Поддержание самостоятельности
Существует еще один момент, который, увы, понятен далеко не всем родителям. Очень часто он проявляется в семьях, в которых воспитывается только один ребенок, а также – в распространенных случаях матерей-одиночек, уделяющих ребенку все свое время, все свои силы и внимание.
Взрослая жизнь требует от человека самостоятельности, которая предполагает наличие умения принимать решения и воплощать их действием. По мнению многих людей, настоящая взрослая жизнь начинается с наступлением совершеннолетия (либо, для юнош, после службы в армии). Однако этот факт не должен означать, что вплоть до этого момента ребенок не должен предпринимать никаких активных действий.
Самостоятельность – это одно из тех качеств, которое необходимо поддерживать и поощрять. Если даже вы уверены, что у вашего ребенка ничего не получится – ему нужно дать возможность совершить ошибку. Об этом весьма интересно пишет Памела Друкерман в книге «Французские дети не плюются едой» — и, что самое печальное, существует немало родителей, которые в вопросах воспитания ведут себя едва ли не хуже описанных в этой книге американцев.
Ошибки – это лучшие учителя, так как только они дают наглядный результат неправильных действий. Ребенок никогда не поймет, почему нельзя бегать по скользким поверхностям, если постоянно ловить его, удерживать за руку или наказывать за естественные проявления. Ребенок не поймет вас, если вы будете рассказывать ему это словами – он все равно будет забываться и пытаться бежать по скользкому. Но стоит ему один раз поскользнуться и упасть – понимание нецелесообразности предшествовавших падению действий надежно укоренится в его сознании.
Следует понимать, что большинство детских ошибок – это всего лишь ссадины на коленках, двойки в дневниках и пригоревшая яичница в сковороде. Взрослые ошибки гораздо опаснее и страшнее. Если вы будете оберегать своего ребенка от падений, каждый день проверять его домашнюю работу, контролировать каждое его действие и не позволять делать то, чего он еще не умеет – он ничему не научится. Во взрослой жизни он точно так же будет ожидать указательных знаков и помощи – которых уже не будет. Подстилая солому своему ребенку в детстве, вы лишь сделаете его неподготовленным к жизни во взрослом социуме. Непривыкший к неудачам, не умеющий переживать их человек, неспособный поставить перед собой цели и добиться их – вы вряд ли хотите, чтобы ваш ребенок вырос таким. Именно по этой причине поддержание детской самостоятельности – это один из важнейших элементов воспитания, на котором акцентируется система коучинга.
Разумеется, это не значит, что нужно позволять ребенку засовывать руку в мясорубку или кастрюлю с кипятком. От действительно травмоопасных факторов его следует оберегать – однако доводить свою заботу до абсурда тоже не следует.
Что такое коучинг?
Что такое коучинг? В последнее время в русском языке появляется все больше новомодных терминов, заимствованных из английского языка. Звучат они красиво и непонятно – а значит, нуждаются в полноценном объяснении.
Коучинг – это система правильной постановки вопросов. Родитель в этом случае задает вопросы, а ребенок на них отвечает. Выглядит крайне просто – простым и является. Однако существуют некоторые нюансы.
Первое, что необходимо отметить. Сразу приходящий в голову пример с проверкой устных домашних заданий коучингом не является. Вопросы, задаваемые в рамках коучинга, должны обращаться не к уровню познаний ответчика, а к его личным чувствам, мотивам действий, настроениям и эмоциям.
Второе – коучинг невозможен без доверия. Если ребенок испытывает к родителю страх, неприязнь и недоверие (а такое случается в семьях, практикующих физические наказания в виде ремня) – он не будет даже пытаться отвечать честно. Он будет давать те ответы, которые родитель, по его мнению, хочет услышать.
Третье – данная система может применяться с любого возраста, когда ребенок уже умеет говорить. Вопросы, задаваемые ребенку, крайне просты, и он всегда сможет дать на них ответ. На основе ответов вы сможете выстроить психологический портрет своего ребенка, выявить проблемы и подумать над их решением.
Как коучинг помогает в воспитании детей?
Каким образом коучинг помогает в воспитании детей, будет интересно узнать каждому взрослому. Основные требования – это умение ребенка говорить и отсутствие причин врать.
Процедура выглядит следующим образом. Родитель, заметив нетипичное (или неприемлемое) поведение ребенка, спокойно задает ему вопросы из разряда «а зачем ты это сделал?», после чего выслушивает ответ и задает, по мере необходимости, наводящие вопросы.
Основной плюс такой системы заключается в том, что ребенок с раннего возраста начинает оценивать свои действия, думать над причинно-следственными связями и оценивать их последствия.
К примеру, ребенок из шалости разбил любимую вазу мамы, доставшуюся ей еще от бабушки. В большинстве случаев ребенок будет обруган или даже наказан. Родитель, выбравший методику коучинга, даже не повысит голос – а просто начнет задавать вопросы, на которые ребенок будет отвечать, думая над своим поведением.
Таким образом, нашкодивший ребенок поймет, что он поступил неверно, даже без необходимости повышения голоса, без манипуляций со страхом перед родительским криком и болью от ремня. В идеале ход мыслей будет выглядеть так: да, я разбил вазу, потому что мне было интересно. Нет, я не знал, что она может разбиться. Нет, я не хотел разбить эту вазу. Да, я понимаю, что мама расстроилась. Да, я понимаю, что нужно быть аккуратнее.
Появляется критическое мышление, склонность к анализу собственных поступков. Дети, воспитанные в условиях опекающей гиперзаботы, на это зачастую неспособны даже на момент приближения к совершеннолетию. Кроме того, ребенок понимает свои ошибки в ходе диалога с родителем, что делает любые наказания бессмысленными.
Со временем ребенок учится задавать себе вопросы самостоятельно, уже без родителя. При этом он начинает гораздо раньше думать о совершаемых действиях до того, как их совершить. Такой подход позволяет воспитать по-настоящему разумную личность в самом раннем возрасте.
Кроме того, между родителем и ребенком, воспитываемым по системе коучинга, возникает устойчивая обратная связь, благодаря чему родитель гораздо лучше понимает поступки ребенка с точки зрения его мотивов. Ведь вазу можно было разбить со злости, из какого-то иррационального страха, из желания привлечь к себе внимание – а не по распространенному мнению, что у ребенка руки растут не из нужного места. Благодаря коучингу, родитель лучше видит, что переживает его ребенок – и может дать более дельные советы и рекомендации.
Коучинг развивает самостоятельность. Ребенок привыкает иметь свое мнение – и за него не приходится думать в более взрослом возрасте. Отсутствие наказаний позволяет не смешивать уважение к авторитету со страхом, благодаря чему такие дети очень часто становятся авторами смелых и дерзких решений.
Необходимое послесловие
Разумеется, коучинг сработает только при комплексном внедрении и вдумчивом подходе. От родителей потребуется наличие по-настоящему крепких нервов, чтобы не срываться на устоявшиеся способы наказаний.
Основным в данном вопросе должно оставаться именно воспитание, а не коучинг – ваше общение с ребенком ни в коем случае не должно сводиться к вопросам и ответам. Разговоры на отвлеченные темы, ваши рассказы о своем детстве и своей молодости тоже не будут лишними.
Коучинг – это, в первую очередь, пассивная поддержка. Задавая вопросы, вы не подсказываете ребенку ответы, так как ответы он знает сам. Это – максимально допустимая разумная помощь, которую родитель может дать своему ребенку без просьб о ней. Такая система воспитания развивает и детей, и их родителей – первые учатся мыслить и оценивать, вторые – не навязывать излишнюю помощь своим детям.
Источник
7 шагов в развитии способностей вашего ребенка: коучинговый подход и вопросы родителям (Наталья Суслова)
Очень часто нам, родителям, приходится сопровождать ребенка в развитии каких-то способностей или качеств личности. Как лучше всего это сделать, используя коучинговый подход?
Почему мы говорим здесь о коучинговом подходе, а не о коучинге как для взрослых? Как известно, коучинг – это развитие потенциала человека, партнерство на равных, мотивация, действия и ответственность. Родители и дети – не равны, родители отвечают за детей и постепенно передают детям ответственность. Поэтому мы говорим о коучинговом подходе, который можно применять для развития способностей у детей с 6-7 лет.
Коучинговый подход в отношениях с детьми — это когда мы выстраиваем позитивный диалог с ребенком и даем позитивную обратную связь, задаем вопросы, намечаем действия, усиливаем мотивацию и создаем поддерживающее окружение.
Особенно полезен этот алгоритм для развития способностей у детей в возрасте от 11 до 16 лет, потому что именно в этом возрасте наступает время максимального развития новых навыков, того что мы называем компетентностью. И мы можем сделать развитие важных компетенций осознанно. Итак, начнем?
1. Способность
Определите способности (качества личности), которые хотите развивать у ребенка! Ответьте на вопросы ниже.
Вопросы родителям:
• Какие способности я хочу развить у ребенка, если посмотреть на ситуацию с точки зрения возможностей?
• Чему важно научиться ребенку, чтобы справляться с задачами? К какому срок вы хотите этого достичь?
• Какие качества личности я хочу развить у ребенка?
• Насколько создана договоренность и единство со всеми взрослыми, общающимися с ребенком в семье, школе и т.д. об этом?
2. Согласие и доверие
Перед тем как начать действовать проясните, что об этом думает ребенок, создайте совместную договоренность с ребенком, также с другими взрослыми (учителя, тренер, родственники), принимающими в этом участие.
Вопросы родителям:
• Насколько ребенок согласен с развитием именно этой способности?
• Что мне поможет получить 100% договоренность с ребенком?
• Насколько сильны между нами доверительные отношения? Что я могу сделать, чтобы их усилить?
• Как я могу создать договоренности со взрослыми?
3. Ценность
Покажите ребенку для чего необходимо развивать эти способности, что при этом для него станет по-другому. Создайте через вопросы диалог, в котором ребенок сам ответит на этот вопрос: А зачем именно эти способности стоит развивать?
Вопросы родителям:
• А зачем именно эти способности стоит развивать?
• Почему важно именно эти качества характера усиливать?
• Насколько ребенок это понимает и поддерживает? Что я могу сделать еще? А еще?
• Как я могу усилить приверженность ребенка в развитии именно этих способностей ежедневно?
4. Картина будущего
Создайте с ребенком картину будущего! Спросите: « Представь себе, что ты уже такой, как ты тогда действуешь/ общаешься? Что становиться возможным для тебя тогда?» Важно помочь ребенку увидеть картинку будущего ярко и в деталях.
Попросите ребенка придумать название той способности, которую будите развивать, а также символ. Например, символом слушания может быть чебурашка-магнит на холодильнике, а символом танцев – кукла – балерина, которая вместе с ребенком ходит на занятия.
Вопросы родителям:
• Какие самые эффективные вопросы помогут вам создать с ребенком его картину будущего?
• Как еще вы можете его поддержать в этом?
• Насколько вы готовы дать ребенку свободу творчества?
5. Поддерживающее окружение
Создайте поддерживающее окружение, которое может включать:
• поддержку близких и родительское благословение: У тебя получится! Ты сможешь! Я верю в тебя! Я так люблю смотреть , когда ты …играешь на гитаре/рисуешь/поешь..
• картины и фото
• музыка
• книги
• одежда и аксессуары
• творчество
• время
Вопросы родителям:
• Какое вы можете создать самое наилучшее поддерживающее окружение своему ребенку для развития способностей?
• Что от вас потребуется?
• С чего вы начнете?
6. Тренировка, приверженность и позитивная обратная связь
Начните тренировать нужные способности, показывая применение и пользу, а также давайте позитивную обратную связь через вопросы:
• Что произошло?
• Чему тебя это научило?
• Что теперь будешь делать по – другому?
Никогда не спрашивайте: «Почему не получилось?» или «Почему не сделал?». Обращайте внимание на то, что УЖЕ получилось!
Вопросы родителям:
• Как вы сможете вовлечь ребенка в деятельность для тренировки способностей? Какую совместную игру вы придумаете для этого?
• Как вы поддержите ребенка, когда потребуется приверженность тренировке?
• Как вы сможете поддержать ребенка в случае неудачи?
• Что вам самим поможет вести позитивный диалог в этом случае?
7. Радостный праздник и А что дальше?
Создайте радостный праздник по завершению, поблагодарите друг друга и всех участников, наметьте следующие шаги.
Вопросы родителям:
• Как вы отпразднуете успех и ваши достижения?
• Какие слова благодарности скажите друг другу?
• Как вы создадите договоренность о следующих шагах?
Мы приглашаем делиться своими успехами с нами и другими родителями!
Напишите нам, что у вас уже получилось и каким были ваши 7 шагов в развитии способностей вашего ребенка!
Тренинг «Коучинг для родителей» >>>
c 26 Мая 2018 по 27 Мая 2018, Город: Москва
Познакомьтесь с КОУЧИНГОМ как эффективным направлением развития и воспитания детей в семье и в различных образовательных учреждениях.
Наталья Суслова
профессиональный коуч, ведущий тренер МЭУк, мама, кандидат педагогических наук.
Источник
Коуч-родители. Волшебство открытого вопроса
Как часто вы предоставляете ребенку выбор? Как часто задаете вопросы, и как часто дети на них отвечают?
В многообразии психологических методик и подходов подчас разобраться довольно сложно. Но чаще всего и не нужно, весь наша бытовая жизнь – это смесь всего – эмоций, парадигм, опыта и устремлений. В воспитательном процессе вы можете выбрать одну теорию или один подход, одного уважаемого вами автора и растить свое чадо по его рекомендациям (например, «по Споку»). Или можете искать ответ на каждый вопрос в себе – такой ответ, который подходит вам, вашему отдельно взятому ребенку и вашей семье. Именно этому учит коучинговый подход.
Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.
Как, по сути, выглядит коучинг? Вы приходите к специалисту с задачей (но чаще всего с проблемой) и в процессе работы превращаете проблему в задачу и сами ищите решение. Задача коуча – задавать правильные вопросы.
Конечно, коучинг можно выделить как направление психологической работы. А можно встроить в свою жизнь, стать в какой-то степени коуч-родителем, а заодно коучем самому себе, потому что самим нам тоже приходится регулярно честно отвечать на вопросы и ставить себе задачи.
Итак, как же это работает?
В отличие от многих методик психоанализа коучинг не ищет ответы за пределами человека. Коуч-родитель в воспитательном процессе опирается на принципы позитивного родительства и принципы Милтона Эриксона. Принять первые принципы помогут наладить отношения в семье. Принятие вторых – немного иначе посмотреть на себя в мире, на детей в мире, а еще помогут занять коуч-позицию.
Принципы позитивного родительства:
Первый принцип — «ты можешь быть другим».
Даже растущий в вашей семье ребенок может быть другим – не таким, как принято у вас, не таким как принято в родительских семьях его мамы и папы. При воспитании детей очень важно давать место индивидуальности каждого человека, не только ребенка. В первую очередь, мы показываем своим примером – «я могу отличаться от других людей». Мы учим ребенка уважать свои нравы, свои особенности, какой сферы жизни они бы ни касались. Это может быть работа вахтовым методом или любовь к кошкам, да что угодно!
Второй принцип — «ты можешь ошибаться».
Все ошибаются. Особенно часто люди ошибаются в детстве. И от того, как родители реагируют на ошибки ребенка, сильно зависит формирование огромного спектра решений, принимаемых на всю жизнь. Например, из этой области растут жизненные парадигмы «у меня все равно ничего не получится» или « если я не сделала с первого раза, то все, пробовать больше не имеет смысла». Знакомо? Дайте детям возможность ошибаться и видеть результаты принятых решений и совершенных поступков. Не старайтесь тут же исправить ошибку, пусть ребенок сделает это сам, пусть он по крайней мере попробует найти правильное решение.
Третий принцип — «Ты можешь проявлять негативные эмоции».
Классика жанра «не стучи ногами», «не кричи», «не плачь», «не расстраивайся – все хорошо». Ну как хорошо? Если больно, обидно, плохо….Оказывается, каждый человек имеет право на негативные эмоции. Но на что он не имеет права, так это — заставлять страдать других из-за своих негативных эмоций.
Четвертый принцип — «Ты можешь хотеть больше».
Мудрецы говорят, что желания – это главный признак жизни. Пока человек хочет – он жив. Поэтому большое количество желаний, логично, характерно для детей. Не мешайте детям желать и мечтать. Вы не обязаны выполнять их желания «по щучьему велению», но и ограничивать само желание желать – неправильно. Мечты и желания двигают нашими детьми, они заставляют их искать варианты, учиться, просить помощи и побеждая, гордиться собой.
Пятый принцип — «Ты можешь сказать нет».
Ребенок может быть не согласен, он может бунтовать, он может предлагать варианты, но последнее слово всегда за родителем. Родитель может согласиться с «нет»- позицией ребенка, ведь важно давать маленькому человеку пути для отхода или маневра. Важно уметь грамотно удовлетворять это «нет», но не менее важно иметь свое родительское «нет».
Принципы Милтона Эриксона:
1. С людьми/детьми все ОК. Пожалуй, это один из самых удивительных принципов, с которыми мы сталкиваемся в психологии. Мы уже привыкли искать изъяны в себе, в других людях, в маленьких и больших детях. Мы возводим стены отчуждения от планов и детей, потому что вот….. А если взять и принять, что с нами, с нашими детьми и всеми остальными людьми все в порядке, что каждый ребенок наделен огромным талантом? Все изменится.
2. Люди/дети уже обладают всеми внутренними ресурсами, которые им нужны. Это тоже противоречит нашей обычной логике, весь всегда чего-то не хватает, всегда находятся отговорки, что вот если бы… тогда бы. Об этом принципе коучи говорят «В этом сила трансформационной беседы: она позволяет людям заглянуть в себя и собрать все их ресурсы для сознательной осведомленности, и сделать наилучший выбор. Таким образом, люди начинают успокаиваться, доверять, доказывают себе, что они уже обладают всеми внутренними ресурсами для своего успеха, они перестают нуждаться в советах или одобрении других».
3. Люди/дети всегда делают наилучший выбор, который могут в данный момент. Мы должны принять, что наши супруги и дети здесь и сейчас делают лучшее из того, что могут. Их выбор продиктован лучшими намерениями для них, даже если вам это здесь и сейчас не понятно. Но мы привыкли ожидать и сравнивать поступки наших близких со своими ожиданиями, поэтому так много разочарований в семейных и детско-родительских отношений. Посмотрите с другой стороны – почему ребенок так поступил? Чего он хотел добиться? Об этом и следующий Эриксоновский принцип:
4. Каждое поведение имеет положительное намерение. Когда Вы верите, что положительное намерение сопровождает каждое поведение, это позволяет выйти на новый уровень понимания. Это создает возможность обрести осознанность, которая приведет к полезному изменению. Даже за разрисованными обоями стоит желание изменить мир, украсить его. За вырванными цветами стоит желание узнать «как это устроено». И наш выбор – отругать или показать достойный способ удовлетворения истинных потребностей.
5. Изменение неизбежно. Хоть иногда и хочется сказать «остановить мгновенье, ты прекрасно», но мы вынуждены принимать перемены. Дети открыты переменам, а мы должны быть открыты переменам в наших детях и в своей жизни. Дети растут очень быстро и изменения в них, порой молниеносны. И задача родителей – использовать каждый период роста ребенка с максимальной пользой.
Многие психологи, ознакомившись с действием коучингового подхода, были поражены, насколько великим может быть правильный и правильно заданный вопрос. Как, отвечая на него, раскрываются дети – малыши или подростки, как они сами включаются в свою историю и перестают ее байкотировать. В этом и заключается волшебство вопроса. Другое дело, что, задавая вопросы, мы должны кое-что знать о ребенке, об устройстве его мозга.
К сожалению, большинство родителей мало знакомы с возрастными особенностями развития детей. С одной стороны мы взращиваем ответственность в трехлетнем человеке, отправляя его убираться в комнате, с другой – карпим над уроками вместе с третьеклассником и звоним по пять раз в день, чтобы удостовериться, что подросток добрался из школы домой.
Итак, немного о том, что, как и когда развивается у наших детей.
И чем мы можем им в это время не навредить.
От рождения до 1 года. Первое, чему учится ребенок – доверять. Согласитесь, эта способность одна из важнейших в жизни. Человек, который умеет доверять лишен множества проблем, даже если он ошибается порой в своем доверии. Доверие формирует безусловная родительская любовь. Дети, растущие в любви, что бы ни случилось далее в их жизни, могут верить в лучшее.
1-3 года. В возрасте трех лет дети нередко становятся капризны, склонны настаивать на своем. И неудивительно: в это время формируется важнейшее качество человека — воля. При благоприятных условиях из этого кризиса в маленьком человечке закладывается фундамент самостоятельности и уверенности в себе. Только родители должны правильно понимать эту самостоятельность и ставить перед ребенком посильные задачи.
3-5 лет. В этот период дети начинают активно интересоваться обществом взрослых и сверстников, происходит постижение социальных законов. В это время формируются инициативность, активность, целеустремленность ребенка, его готовность к общению. Если родители были чрезмерно "заботливы" и не позволяли ребенку активно познавать мир, ограждая его от всевозможных "опасностей", из этого кризиса может выйти весьма "ленивая" личность.
5-11 лет. Начало продуктивной учебы — самого первого труда ребенка. В это время человек начинает понимать ценность жизненных достижений, необходимость прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое, в том числе и уважение окружающих. Здесь очень важно предоставить ребенку возможность ошибаться и получать опыт. Важно развивать вариативность мышления – у тебя не получилось так? – сделай по-другому, придумай. Учеба – это не проглатывание готового и пережеванного. Учеба – это опыт, и тем он ценнее, чем более прожит.
11-20 лет. В это время формируется представление о собственной уникальности. Человек ищет себя, задает себе важные вопросы, определяется с жизненным направлением. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, картина мира становится осознанной и яркой. Здесь уже мы не учим доверять, здесь мы, родители, доверяем, уважаем их границы и иногда вежливо интересуемся….
Итак, мы вооружились принципами позитивного родительства и принципами Эриксона, как теперь стать коуч-родителями?
Сначала мы переучиваем свой мозг разговаривать с детьми в позитивном ключе:
- ориентируемся не на проблему, а на решение
- ориентируемся на то, что «можно» вместо «нельзя»
- ищем позитивное намерение и стараемся удовлетворить его мирным способом
- и вообще во всем ищем плюсы.
Далее мы включаем «активное слушание».
Про это чудодейственное средство много и хорошо написано у Ю.Б. Гипперейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?».
По сути, включая «активное слушание» родитель выключает себя. Мы опускаем свои ожидания, свои переживания и реакции и возвращаем ребенку его эмоции, его чувства, чтобы он мог их переварить и сделать ценными для себя.
Например, ребенок рассказывает, что с ним произошло в детском саду. Он подрался с Мишей из-за машинки. Мы разделяем его эмоции, ребенку становится проще, он учится проговаривать, прочувствовать. Если вы в этот момент будете просто слушать и «поддакивать», то, возможно, он полностью сам разберет ситуацию – почему это произошло, как можно было поступить иначе, как можно повести себя завтра в аналогичной ситуации и т.д.
И вот теперь мы подходим к волшебным коучинговым вопросам. Какие они? Они открытые, развивающие, преобразующие. Такие вопросы дают ребенку мотивацию к исследованию, они направляют его вширь и в будущее, они побуждают искать наилучший вариант решения задачи, проявлять инициативу, фантазировать, искать в себе скрытые ресурсы.
Правила волшебных вопросов:
- Они всегда подразумевают развернутый ответ. На такой вопрос нельзя ответить «да»/ «нет».
- Открытые вопросы начинаются с вопросительных слов и обращены в будущее, на поиск решения: когда, что, насколько, какие и т.д. Слово «почему» используется только в связке «почему важно?» иначе оно превращается в обвинение. Примеры таких вопросов: «Почему тебе сейчас важно пойти на улицу?», «Что могло бы помочь тебе выполнить это задание?», «Насколько тебе ясно, как выполнять это упражнение?», «Какие варианты отдыха на выходные ты можешь предложить?».
- Задавая вопросы, употребляйте во множественном числе варианты и превосходную степень. Например: «Какие самые веселые способы запомнить эти английские слова ты можешь предложить?», «Какие самые удивительные книги ты прочитал за это лето?», «Какие самые легкие шаги ты можешь сделать для достижения этой цели?»
- Расширяйте видение, представление о ситуации при помощи простого «А еще?», «Что еще?», «Что тогда?» и т.д.
- Задавайте чудесные вопросы (после 9 – 10 лет). Пусть ребенок представляет себя в лице любимого героя – как бы он поступил? Или спросите «если ты выиграешь эти соревнования, что ты почувствуешь, как это будет?».
Когда вы задаете вопросы, делайте это с энтузиазмом. Верьте в многообразие ответов, верьте в то, что все ресурсы в ребенке уже есть, что он может сам найти ответ. Иногда подсказывайте варианты, но ребенок тоже должен отвечать. Ищите нестандартные способы подобраться к молчунам. Хотя, даже общительные дети, когда речь заходит о нелюбимых уроках или каких-то конфликтах на самый веселый вопрос ответят вам «бу». Ну и ладно, «бу», «а что еще?» — спросите вы. Какого цвета твое «бу»? А если сделать его фиолетовым, как оно будет звучать? И вот вы уже играете, а значит, проблема превратилась в задачу и можно начинать выстраивать дорожку к ее решению.
Cо временем у вас накопится приличный арсенал открытых вопросов для себя и своих детей. Ведь мы так редко ищем варианты, хотя прекрасно знаем, что они всегда есть. И для родителя большая честь – научить ребенка вариативности мышления, умению брать несколько вариантов, выбирать самые лучшие, удачные, начинать с легких, заканчивать интересными, да как угодно. Еще один огромный бонус, который дают открытые вопросы – вы узнаете своего ребенка. Вы никогда его так не узнаете, если будете довольствоваться «да» и «нет». Ведь даже подавая на завтрак кашу, можно узнать о ней много интересного, а значит – стать ближе. А значит – обеспечить ребенку счастливое детство!
Источник
Детский коучинг — миф или реальность?
На просторах Интернета много противоречивой информации относительно детского коучинга.
Одни статьи дают советы о том, как родителям проводить коучинг со своими детьми и называют это «детским коучингом», другие – красочно в своих заголовках заявляют «Осторожно, детский коучинг!» и остерегают от применения коучинговых технологий с детьми.
Наша команда из Международного института коучинга для родителей, детей и подростков, имея большой опыт коучинговой работы с детьми разных возрастов и их родителями, представляет свой взгляд на детский коучинг.
Давайте для начала разберемся с терминологией.
Очевидно, что детский коучинг – это коучинг с детьми.
Вопрос: с детьми какого возраста? Начиная с младенцев, заканчивая совершеннолетними?
И еще важный вопрос: что мы подразумеваем под коучингом вообще?
Часто коучингом называют консалтинг, тренерство или наставничество.
Поэтому мы сразу уточним, что в нашем понимании коучинг – это метод позитивной психологии, в процессе которого коуч способствует раскрытию потенциала человека, помогает ему достичь некой жизненной или профессиональной цели.
При этом коуч:
1. не дает советов;
2. не предлагает готовых решений;
3. заинтересован в раскрытии внутренних ресурсов человека;
4. сопровождает человека, стимулируя преодолевать возникающие препятствия и внутренние барьеры.
Возвращаясь к вопросу о детском коучинге, уточним, что основной целью детского коучинга является раскрытие потенциала ребенка.
Итак, с какого возраста
можно проводить коучинг?
Коучинговые техники ориентированы только на людей старше 18 лет?
В одной из статей про детский коучинг из Интернета мы встретили такую цитату: «Прежде всего, надо понимать, что коучинговые техники ориентированы только на людей старше 18 лет. Мозг ребенка полностью не сформирован, поэтому при работе с детьми обязательно учитываются особенности их мыслительных процессов».
Это утверждение полностью справедливо, с той оговоркой, что коучинговые технологии, созданные для взрослых, то есть взрослый коучинг можно применять только с людьми старше 18 лет. Именно из-за того, что коучинговые технологии изначально были созданы для взрослых, мозг которых уже полностью сформирован, они НЕ ПОДХОДЯТ для детей и подростков.
Это подтверждает и опыт профессиональных коучей, которые пытались применить взрослые коуч-технологии на детях. Вот выдержка из одной такой истории:
«Были сессии с подростками. Одна из них — с 12-летним мальчиком, которого направила ко мне мама, обеспокоенная его отчужденностью со сверстниками и некой пассивностью в жизни. Сессия прошла по всем канонам — с форматом конечного результата, со шкалой и будущим состоянием, инсайтом и благодарностью. А под конец мальчик выдал, что все было очень интересно, только он ничего не понял – для него это было как анкетирование, опросник».
И все же детский коучинг есть!
Давайте рассмотрим особенности детского коучинга, которые существенно отличают его от взрослого.
1. Детский коучинг основан на нейробиологии
Поэтому все инструменты детского коучинга созданы с учетом развития головного мозга ребенка и подходят для детей.
Весь инструментарий по работе с детьми условно делится на пять главных направлений: ценности, самоощущение, эмоциональная компетентность, мышление, мотивация и цели. И в зависимости от запроса коуч выбирает подходящие инструменты.
2. Детский коуч тесно взаимодействует с родителями
Как правило, именно родители приходят с запросом (то есть у ребенка запроса может и не быть), и коучинговая работа проводится параллельно с родителем и ребенком.
При этом коуч использует совершенно разные подходы: методики коучингового взаимодействия с детьми отличаются игровой составляющей, легкостью в применении и требуют от коуча навыка креативности и спонтанности, умения найти подход к любому ребенку.
Что касается коучинга с родителями, здесь используются специальные инструменты именно для родителей. Хотя многие коучи «детские» методики эффективно применяют и с родителями.
3. Включение в коуч-сессии с родителями элемента наставничества
Еще одна особенность детского коучинга в том, что помимо непосредственно коучинга, коуч может включать в сессии с родителями повышение осознанности (не более 5 минут от длительности всей сессии).
Повышение осознанности – важный инструмент детского коуча, так как позволяет донести информацию до родителя об особенностях развития головного мозга ребенка, вопросах эмоциональной компетентности, передать инструменты детского коуча, чтобы родитель мог самостоятельно взаимодействовать со своим ребенком в коучинговом формате.
4. Детский коуч умеет работать со всеми членами семьи
Детский коучинг может состоять из работы не только с ребенком и родителем, но и с окружением ребенка – например, со вторым родителем, с бабушкой, с тренером или с няней. Это связано с тем, что для эффективного достижения поставленных целей важно включить значимых людей из окружения ребенка, которые сильно влияют на его воспитание.
Теперь давайте разберемся, с какого возраста можно проводить детский коучинг?
Коучинг с детьми старше 6 лет
Если мы говорим о полноценном коучинге, то коучинг применим с детьми старше 6 лет. Это связано с особенностями развития головного мозга ребенка – как правило, к 6-7 годам ребенок уже готов к самостоятельным выводам, размышлениям и осознает себя как личность.
Конечно, сам способ взаимодействия коуча с ребенком будет отличаться в зависимости от возраста ребенка: чем младше ребенок, тем больше игровых методик будет использовать коуч.
Коучинг с дошкольниками
Как правило, если родитель приходит с запросом в отношении ребенка младше 6 лет, то коуч будет проводить сессии только с родителем (без ребенка), и через изменения самого родителя способствовать изменению поведения ребенка.
Если мы говорим о применении коучинга со стороны родителей, педагогов или гувернеров, то с дошкольниками эффективно применять коучинговый подход, который включает следующее:
1. безграничная вера в ребенка, его способности и потенциал
2. умение увидеть мир глазами ребенка, понять его чувства и эмоции
3. умение найти подход к любому ребенку
4. удержание инициативы на стороне ребенка
5. отсутствие советов ребенку
6. уважение личности ребенка, безоценочное отношение к нему
Как обучиться на детского коуча?
Схема процесса детско-родительского коучинга (Система ШАГ)
Международный институт коучинга для родителей, детей и подростков проводит Сертификационную программу «Детский и подростковый коучинг», в результате которой участники получают навык проведения коучинга в системе родитель-ребенок.
Это четкая пошаговая схема взаимодействия с родителями и детьми.
Метод ШАГ был создан в Испании нейробиологом и коучем Натальей Ефименко.
ШАГ — это перевод с испанского слова «PASO», где
«P» — «Problema» (ситуация)
«А» — «Аnálisis» (анализ ситуации)
«S» — «Solución» (решение и поддержка)
«O» — «Observación» (оценка результата)
О Программе
«Детский и подростковый коучинг»
Международный институт коучинга для родителей, детей и подростков имеет лицензию РФ на образовательную деятельность и проводит обучение по Программе «Детский и подростковый коучинг».
Чтобы лучше познакомиться с Программой, мы приглашаем всех желающих пройти бесплатные Подготовительные курсы.
По окончании подготовительных курсов Вы будете понимать всю структуру Программы «Детский и подростковый коучинг», найдете ответы на вопросы по обучению, познакомитесь с практикующими коучами и тренерами.
Подготовительные курсы открыты для всех желающих. Мы не берем плату за обучение на курсах, НО необходимо Ваше активное участие!
Все студенты подготовительных курсов будут знакомиться с присылаемым материалом, участвовать в обсуждениях, задавать вопросы, комментировать темы и высказывать свое мнение по разным вопросам и даже… выполнять домашние задания.
По завершении подготовительных курсов
Вас ждет подарок!
Если у Вас есть желание:
1. на себе «примерить» шапку детско-подросткового коуча
2. познакомиться поближе с программой и тренерами
3. получить ответы на свои вопросы по сертификационной программе
4. подготовиться к поступлению на сертификационную программу
Источник