Как правильно поставить цель урока

Постановка целей и задач урока

Каждый школьный урок подразумевает получение учениками какого-либо результата: усвоение новых знаний, приобретение навыков или формирование определённых компетенций. Важным звеном в его получении является постановка целей и задач урока.

Цель урока — понятийная или образная модель того результата, который должен быть получен в ходе учебной деятельности учащегося и под воздействием дидактической деятельности педагога.

У неё должны быть объект, предмет и действие. От того какими характеристиками они обладают, зависит содержание цели. Например, объект — это сами обучающиеся. Для учащихся начальной и старшей школ цели будут различаться. Предметом цели является то, что учитель хочет сформировать в ходе занятия.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Действий в современной методике несколько:

  • формировать;
  • развивать;
  • рассмотреть;
  • изучить;
  • представить;
  • воспитывать и другие.

В рамках ФГОС функция урока: создать условия для формирования у ученика определённых представлений или умений.

Задачи урока

Задача урока — это то, что необходимо выполнить или осуществить для достижения поставленной цели.

Задачи урока призваны помочь участникам образовательного процесса достичь поставленной цели. Они решаются поэтапно в ходе всего урока. В соответствии с целями задачи разделяют на:

  • образовательные;
  • воспитательные;
  • развивающие.

Как правильно поставить цель урока

Её можно формулировать как для одного урока, так и для нескольких, если они решают одну крупную проблему. Например, если тема объемна или требует тщательного изучения.

При постановке следует учитывать следующие нюансы:

  1. Время занятия. Учитель должен оценивать возможности учащихся в условиях ограниченного времени.
  2. Образовательные возможности учеников на данном уроке. Под возможностями учащихся следует понимать их возрастные особенности, степень подготовленности, уровень мотивации, технические и материальные условия.
  3. Возможности учителя. Педагог должен адекватно оценивать уровень своей компетентности, а так же технические возможности для проведения урока.
  4. Обоснованность. Цель должна быть понятна не только учителю, но и учащимся. Для активного включения учеников в образовательный процесс, часто целеполагание происходит непосредственно на уроке с участием учеников.

В ФГОС различают предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Алгоритм постановки цели может быть следующим:

  1. Определение нужного результата.
  2. Выбор средств достижения.
  3. Выбор способа достижения.

Критерии обоснования цели

Чтобы понять, обоснована ли цель, следует проверить ее по трем критериям:

  1. Первый критерий — подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Происходит на первом этапе урока и зависит от типа занятия. Если учащиеся не готовы к восприятию, то и цель будет для них чужда.
  2. Второй критерий — соответствие цели результатам, которые должны быть достигнуты. Они могут быть промежуточными и конечными. Промежуточные результаты достигаются в течение урока, конечные — в итоге.
  3. Третий критерий — конкретность. Цель должна быть чётко сформулирована и понята всеми участниками процесса одинаково. Разночтений быть не должно.

Цель можно ставить исходя из содержания урока, деятельности учителя или действий обучающихся.

Порядок постановки задачи урока

После постановки цели, необходимо определить задачи. Они должны помочь учителю и ученику прийти к намеченному результату. Поэтому задачи не должны противоречить цели.

Задачи ставятся к каждому этапу урока в соответствии с планируемым результатом, типом задачи (образовательная, воспитательная, развивающая), видом урока (урок усвоения нового, урок контроля, урок закрепления и др.).

Задачи — это действия. Они могут быть выражены глаголами или отглагольными существительными. Например, выбрать, написать, проиллюстрировать, формирование, развитие и т.д.

Примеры постановки цели и задачи в специальной школе

Специальные (коррекционные) школы работают с детьми с различными умственными и физическими нарушениями. Основные требования к проведению уроков в таких школах отличаются от стандартных. При постановке цели и задач урока в специальной школе, учитель должен предусматривать коррекционную работу. Среди задач должны присутствовать коррекционно-развивающие.

Примеры главных коррекционно-развивающих задач: корригировать внимание, коррекция памяти, устной и письменной речи, коррекция различных видов восприятия, коррекция мыслительной, эмоциональной, коммуникативной деятельности, коррекция мелкой и крупной моторики и т.д.

Источник



«Цели и задачи уроков разных типов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету.

Цель урока – это образная или понятийная модель результата взаимодействия учебной деятельности учащегося и дидактической деятельности педагога, это предвидение, прогнозирование итога.

Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.

Далее, согласно принятой методике, цель разбивается на задачи как её составные части – подцели, постепенно достигаемые участниками урока в ходе смены видов деятельности.

Так, есть свои задачи у организационного момента, у актуализации ранее изученных знаний и т.д. Каждая цель урока считается триединой и состоит из целей воспитания, обучения и развития учащихся.

Однако такая заданность педагогической структуры урока подвергается сомнению. Уральский педагог Трошкин считает, что постановку целей урока можно упростить. Он формирует одну единственную и главную цель, а цели воспитания, обучения и развития переводит в задачи урока, исходящие и подчинённые главной.

Главной же целью может, по его мнению, быть организация единого познавательного процесса учащихся и учителя. А далее задачи и их решение способствуют последовательному и направленному достижению цели.

Задачи развития, например, могли бы состоять в формировании интеллектуальных умений анализа, синтеза, моделирования и др.

Задачи воспитания – предусматривать использование познавательного процесса для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности.

Задачи обучения — освоение конкретного предметного материала, т.е. непосредственного формирования знаний и умений.

Словом, цели вполне могут быть заменены задачами.

Такой подход к целеполаганию упрощает сам процесс, делает его более понятным и правильным.

В массовой практике закрепились рекомендации о трёхцелевом уроке.

Этими целями могут быть: цели обучения по освоению определенного содержания учебного материала (изучение правил правописания безударных гласных в корне слова);

воспитательные, содержащие перечень личностных качеств учащихся, подлежащих воспитанию на уроке (воспитание усидчивости и аккуратности в процессе работы на уроке);

развивающие, состоящие из перечня психических свойств человека, как правило, познавательных (Развитие внимательности и наблюдательности в процессе изучения живой природы).

Конаржевский предлагает эти три цели считать за одну и именовать «триединой целью».

Однако этого перечня оказывается недостаточно для того, чтобы охватить все возможности урока. И тогда многие педагоги рекомендуют в качестве целей рассматривать качественные характеристики учебной деятельности учащихся ( формирование умения планировать свою учебную деятельность ); дидактическую деятельность самого учителя (раскрыть учащимся причины экономического кризиса).

Если учитель ставит сразу несколько целей урока, что вполне возможно, он видит их единым блоком, во взаимном дополнении и развитии и способен их достигать. Количество ведущих целей зависит все-таки от личных и профессиональных возможностей учителя.

Для того, чтобы каждую цель разбить на задачи, нужно знать её структуру. В цель входят объект, предмет и действие цели.

Объект – это сам учащийся, имеющий особые характеристики, начиная с возрастных. Он имеет свою позицию в классе, свой уровень умственного развития, мотивацию учения и т.д.

Предметом цели становится то, что мы хотим преобразовать в ходе урока, что изменить, какого результата достичь.

Действие цели показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту.

Например, в цели – формировать наблюдательность учащихся за естественными явлениями природы – объектом являются учащиеся определенного класса, предметом — наблюдательность за естественными явлениями природы, действие цели – формирование. Формирование процесс длительный, поэтапный, состоящий из более простых действий: составление плана наблюдений, выбор объекта наблюдения, выбор времени наблюдения и т.д.

Вот эти простые действия, входящие в целевое действие, и могут стать основанием для вычленения задач обучения на уроке.

Важно одно – выделяемые задачи в сумме своей должны соответствовать цели, решение каждой из них должно быть вкладом в её достижение.

Требования к постановке целей урока.

Реалистичность целей урока с точки зрения:

  • Достаточности времени для их достижения;
  • Их соответствия способностям и подготовленности учащихся;
  • Их соответствия возможностям учителя.
  • Обоснованность целей урока с точки зрения:
    • Необходимости подготовки обучающихся к усвоению материала на ближайших занятиях;
    • Достижения последующих (конечных)результатов обучения.
    • Конкретность постановки целей( формулировка должна дать ясное представление о результатах )

    Если цели урока были поставлены учителем верно, то следует определить степень их достижения. Для этого реальные результаты урока сопоставляются с идеальными, которые в данном случае совпадают с запланированными.

    Целесообразно использовать следующий

    алгоритм постановки целей:

    1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).
    2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).
    3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.
    4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.
    5. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.

    Способы постановки целей:

    1. Через содержание (нельзя определить результат, меру успеха)
    1. Через действия педагога (не видно воспитанника, не

    всегда можно определить меру успеха)

    3. Через действия воспитанника, через результат деятельности.

    Дидактическая цель урока определяется тем, что урок дал учащимся; чему ученики научились за этот урок: — получили новую(действительно новую) информацию; — повторили ранее усвоенный материал; — закрепили уже имеющиеся знания; — и т.д.

    Для реализации образовательных задач учителю необходимо осуществлять, опираясь на специальные дидактические принципы, руководство познавательной деятельностью умственно отсталых детей; стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку такой деятельности.

    Получаемые знания должны основываться на уже ранее усвоенных учащимися понятиях. Этим обеспечивается как лучшее усвоение новых знаний, так и закрепление пройденного материала.

    К числу образовательных задач обучения относится формирование у учащихся основ разносторонних общественных, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических и др. знаний; выработка умений, специальных для каждого учебного предмета.

    Проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…

    Обеспечить усвоение следующих основных задач…

    Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…

    Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…

    Воспитательные задачи – целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение воспитательных задач всемерно способствует реальной социально-трудовой адаптации учащихся.

    К воспитательным задачам обучения относится взаимосвязанное между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое, правовое, экологическое воспитание школьников.

    Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. Например, воспитание настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других – на уроках производственного труда, требующих совместной деятельности, и т.д.

    В свою очередь, воспитательные задачи урока оказывают существенное влияние на организацию и методы учебной работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательной активности как качеств личности требует больше внимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы.

    Воспитательная задача может быть ориентирована на решение проблемы – воспитание мотивации к учению, т.е. потребности, желания приобретать знания, зарабатывать оценку, а не получать её (для этого учителю всегда необходимо называть критерии, по которым будет выставлена та или иная оценка). Не надо из конспекта в конспект писать «воспитание бережного отношения к природе», «воспитание аккуратности… и т.п.». Урок – это форма организации учебного процесса; воспитывайте мотивацию к учению (делайте все уроки занимательными, разнообразными, интенсивными и т.п.).

    Мотивационное обеспечение урока:

    Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через:

    1.Работу в зоне ближайшего развития;

    2.Создание ситуации успеха;

    3.Обеспечение психического и физического здоровья учащихся на уроке, гигиены труда.

    Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

    При построении урока необходимо учитывать три вида мотивации:

    1. Социальную: поднять авторитет ребенка среди товарищей, похвалить за усердие в работе.

    2. Прагматическую: усилить внимание к предмету.

    3. Содержательную: применение знаний в нестандартной ситуации, познавательные споры, введение учащихся в проблемные ситуации Воспитательные задачи:

    В целях решения трудового воспитания…

    Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, гуманизм, этические нормы поведения…

    Формирование экологического воспитания…

    Коррекционно-развивающие задачи предполагают целенаправленное развитие мышления умственно отсталого ребенка (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности). Каждый урок должен иметь коррекционно-развивающую направленность, способствовать «запуску» компенсаторных механизмов. Для этого учителю необходимо уметь видеть индивидуальные характеристики развития ребенка, что обеспечит планирование и осуществление индивидуального подхода в коррекционной работе на всех этапах обучения.

    Реализация коррекционной задачи предполагает целенаправленное включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр.

    Каждый урок должен иметь коррекционно-развивающую направленность, способствовать «запуску» компенсаторных механизмов. Для этого учителю необходимо уметь видеть индивидуальные характеристики развития ребенка, что обеспечит планирование и осуществление индивидуального подхода в коррекционной работе на всех этапах обучения.

    Здесь очень важно помнить о том, что степень коррекционной направленности урока зависит от методов и приемов работы на уроке, от четко и конкретно спланированной коррекционной задачи.

    Нельзя ставить задачи: коррекция речи, памяти, внимания …, как это делается обычно. Невозможно в ходе одного урока реально заниматься коррекцией всех психических функций. Да! Учитель использует эти психические процессы, но как средство для усвоения учебной информации.

    Конкретная коррекционная задача может быть сформулирована следующим образом:

    Урок математики. «Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого» — в ходе урока дается задание собрать «осколочные» картинки.

    Урок чтения. «Коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов» — в ходе урока дается упражнение на развитие способности запомнить словесный ряд или пары слов.

    Урок истории. «Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении» — в ходе урока дается задание «прослушать слуховые сигналы» (звук горна, барабана, трубы, солдатского котелка…) и расставить предложенные предметы в той последовательности, в какой воспроизводятся эти сигналы. Определить, в ходе какой войны могли быть использованы эти предметы.

    Урок биологии. «Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений во внимании» — в ходе урока дается задание «запомнить последовательность животных, изображенных на картинках»

    Как мы видим, на каждом уроке может быть сформулирована конкретная коррекционная задача, которая реально работает на развитие у каждого ученика механизма компенсации.

    В ходе урока всегда можно четко определить, были ли коррекционные упражнения или учитель ограничился использованием лишь учебных методов и приемов ( беседы, работы по картинке, с текстом, рассказ учителя и пр.). Всё это – методы для усвоения учебной информации

    Таким образом, на уроке учитель решает многие задачи (цели).

    Дидактические цели урока определяются необходимостью продвижения учащихся в изучении темы.

    Коррекционно-развивающие – связаны с исправлением (по мере возможности) недостатков умственного и физического развития аномального ребенка достигаются они как общедидактическими средствами обучения, так и специальными приемами, оказывающими положительное воздействие на развитие речи школьников, процессов мышления и т.д.

    Воспитательные цели, которые ставит и реализует на уроке учитель, разнообразны как по своей значимости, так и по тем усилиям, продолжительности времени, которые затрачивает учитель на их достижение.

    В коррекционной школе VIII вида используется наиболее распространенная классификация уроков в зависимости от основной образовательной цели занятия:

    Осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках.

    Урок сообщения новых знаний.

    Весь ход работы на таком уроке подчиняется поставленной цели – формированию у учащихся первоначальных представлений о новом материале. Большая часть времени отводится на восприятие, осмысление и запоминание новых знаний и на их первичное закрепление.

    Урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков.

    Целью закрепления является запоминание учебного материала и умение использовать его в разнообразных ситуациях. Т.е. основное внимание уделяется практической деятельности.

    — уроки коррекции и закрепления нового материала

    (применение знаний в сходной ситуации)

    — уроки выработки практических умений

    (применение знаний в новой ситуации)

    Урок обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).

    Учебный материал, изученный по определенным темам и разделам систематизируется и обобщается. Повторение пройденного также имеет целью углубить этот материал, связать его с жизнью и практической деятельностью учащихся.

    Урок проверки и оценки ЗУН (контрольный урок).

    На таком уроке учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно.

    Является наиболее распространенным. Он включают в себя и повторение ранее изученных знаний, и сообщение новых знаний, и первичное их закрепление, и формирование умений и навыков, и учет знаний.

    Комбинированные уроки позволяют осуществить непрерывность повторения знаний, сформировать умения и навыки, использовать знания в новых ситуациях, изучать новый материал небольшими порциями, что является наиболее доступным для школьников с нарушением интеллекта.

    Источник

    Как сформулировать цели и задачи урока

    Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока. Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет. Ну не издаёт наше Правительство постановление на эту тему. Значит, остаётся надежда на наших учёных и методистов от педагогики. А здесь картина такая: сколько учёных, столько и мнений. Почти на каждых курсах и семинарах даются рекомендации по целям и задачам урока. То, что это очень важно, и что правильно поставленная цель и подобранные задачи — залог хорошего урока, знают и понимают все. И, в принципе, не важно, в какой форме они сформулированы, но ведь приходится сдавать конспекты уроков на различные конкурсы, парады, отчёты, аттестация, наконец. И вот тут приходится выслушивать критику о «неграмотности» и «методической некомпетентности». Но господа методисты, вы сначала сами договоритесь, а потом придирайтесь!

    Итак, есть такие рекомендации на данный момент, которые кажутся наиболее продуманными:

    цель урокаодна и выражена именем существительным,
    задачи — минимум 3 и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. У такой системы есть некоторые неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным, да и одна бывает не всегда.

    цель уроканесколько, выражены глаголами несовершенного вида (что делать?). Это так называемые «глобальные цели», некий идеал, ориентиры человеческой деятельности. (воспитывать сознательного гражданина России). Задачи — это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности, обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности.
    Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
    Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения (сформировать умение записи и чтения десятичных дробей).
    При этом также ставится 3 основных локальных целей (задач) урока:
    — цель обучения(предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний. Обучающая цель должна быть максимально конкретной;
    — цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определённых свойств личности и черт характера;
    — цель развития предполагает развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.).

    Ещё один интересный способ поставить реальные, рабочие цели и задачи, этакая подсказка на все случаи, когда нужно это сделать:
    какая есть проблема? её решение — цель
    какие причины этой проблемы? их преодоление — задачи.
    Например, дети не участвуют в конкурсах. Цель: повысить массовость участия в конкурсах. почему не участвуют? Плохо информированы, нет времени из-за перегрузки на уроках и больших домашних заданий, нет помощи от педагогов и т.д. Задачи: создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, проверить уровень домашних заданий и оптимизировать их, повысить материальное стимулирование учителей, чьи учащиеся принимают участие в конкурсах и т.д.

    Источник

    Как подвести обучающихся к формулировке темы и задач урока

    Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний. Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели.

    «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой). (Слайд 2)

    Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. (Слайд 3)

    Особый интерес в настоящее время к системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова связан, прежде всего, с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, стандартам второго поколения, цели и задачи которых соответствуют целям и задачам развивающего обучения.

    Цели должны быть:

    • Диагностируемые.
    • Конкретные.
    • Понятные.
    • Описывающие желаемый результат.
    • Реальные.
    • Побудительные (побуждать к действию).
    • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «почувствовать», « понять».
    • Личностно значимыми для учащихся.
    • Ориентировать на поиск нового способа действия.
    • Содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия. (Слайд 4)

    Учебная задача – это цель, личностно-значимая для ученика, мотивирующая на изучение нового материала (слайд 5).

    Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия: (Слайд 6)

    1. Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ребенка, что обеспечит ее принятие. (Слайд 7)
    2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т. е. знаково-символические средства. (Слайд 8)
    3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ». (Слайд 9)

    Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

    Целеполагание является проблемой современного урока.

    Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

    Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

    Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

    Каждый учитель имеет свою систему специальных вопросов и заданий, делающую процесс вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока наиболее оптимальным. Опираясь на тринадцатилетний опыт в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, сочла необходимым обобщить свои наработки в предлагаемом методическом продукте. Представленные мной приемы целеполагания дают возможность сделать урок деятельностным, создать условия для мотивации мыслительной деятельности школьника.

    • Мозговой штурм

    Прием “Brainstorming” способствует быстрому включению учащихся в урок, погружению их в иноязычную среду.

    Одним из вариантов приема может стать предложение учащимся заполнить кластер.

    Тема урока “Who is a successful person? What makes a successful person?” Учащимся необходимо ответить на вопрос “What do you think is most important for achieving success in life?”, внести свои предположения в кластер, обосновывая собственный выбор. (Слайд 10)

    Другим вариантом данного приема может быть «побуждающий» или «подводящий диалог».

    На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. (Слайд 11)

    Пример урока в 10 классе

    Тема: “Sharing a room”

    Brainstorming на тему “What should/shouldn’t a person do when sharing a room?” Уместным будет задать следующие вопросы:

    Have you ever had to share a room with an unpleasant person? Which of his/her habits was the most unpleasant? Is it easy to keep the room tidy if you share it with an untidy person?

    • Прием « Отсроченная отгадка».

    Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей. (Слайд 12)

    • Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову).

    Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

    • Самостоятельное решение
    • Коллективная проверка результатов
    • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
    • Постановка цели урока.

    Например, тема урока в 10 классе , “Talking on family matters” (Слайд 13)

    Учащиеся получают задание: Conflict resolution steps:

    1. Decide what the problem is.
    2. Let everyone suggest the idea about how to solve the problem.
    3. Together discuss what will happen with each idea.
    4. Choose the best idea.
    5. Put the idea into action.
    • Прием «Лови ошибку!»

    Этот прием позволяет учителю проверить знание фактического материала предыдущего урока, а ребенку осознать важность внимания.

    Например, тема “Home, sweet home” в 7 классе. (Слайд 14)

    • Прием «Незаконченные предложения»

    Прием “Unfinished sentences” способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, быстрому включению их в процесс формулировки целей и задач урока.

    Например, тема урока в 10 классе Civilisation and progress”

    Учащимся предлагается закончить следующие предложения:

    1. In order to be considered a civilization a society need to…
    2. A civilization should make up institutes and activities as…
    3. A civilization is a…
    • Прием «Исключение» или «Группировка»

    Первый вид. В этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Это и будет темой урока.

    Например, тема урока " Home, sweet home" в 7 классе. (Слайд 15)

    Второй вид. Ряд слов, предметов, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

    Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

    • Прием использования пословиц, поговорок, кроссвордов, загадок

    Данный прием можно использовать как вначале, так и в конце урока. Задания такого типа позволяют вырабатывать быстроту реакции, внимание и сосредоточенность. Особенно это актуально на уроках английского языка в начальной школе, учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения иностранным языком. (Слайд 16, 17)

    Обобщая материал на данную тему, необходимо отметить, что приемы целеполагания могут быть разными. Это зависит от ряда факторов: типа урока в цикле уроков по данной теме, возрастных особенностей учащихся и их уровня владения предметом и т.д. Но всегда нужно помнить, что:

    обязательными условиями использования приемов целеполагания являются:

    Источник

    Вопросы для постановки цели урока учащимися

    Трушина Светлана Юрьевна
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательнаяк казачья школа»
    Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка

    Цель и целеполагание на уроке ФГОС

    Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
    Цели должны быть:
    · Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
    · Конкретные.
    · Понятные.
    · Осознанные.
    · Описывающие желаемый результат.
    · Реальные.
    · Побудительные (побуждать к действию).
    · Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
    Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели

    Основные категории учебных целей Характеристика
    целей
    Ключевые слова для постановки задач
    Образовательная Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения. Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить,
    выполнить, систематизировать.
    Развивающая Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки. Обеспечить развитие, способствовать формированию умений,
    учить сравнивать,
    учить выделять главное,
    учить строить аналоги,
    развивать глазомер,
    развивать мелкую моторику рук,
    развивать умение ориентироваться на местности.
    Воспитательная Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­вание идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адек­ватного поведения в любом обществе. Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать,
    вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
    побудить учащихся к активности,
    выразить свое отношение…
    прививать, укреплять. навыки

    Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения.
    1. Визуальные:
    · Тема-вопрос
    · Работа над понятием
    · Ситуация яркого пятна
    · Исключение
    · Домысливание
    · Проблемная ситуация
    Группировка.
    2. Аудиальные:
    · Подводящий диалог
    · Собери слово
    · Исключение
    · Проблема предыдущего урока.

    Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
    Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
    Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
    Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
    – учет уровня знаний и опыта детей,
    – доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
    – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
    – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
    Некоторые приемы целеполагания
    Тема-вопрос
    Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

    Работа над понятием
    Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока » Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник».

    Подводящий диалог
    На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

    Домысливание
    Предлагается тема урока и слова «помощники»:
    Повторим
    Изучим
    Узнаем
    Проверим
    С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

    Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
    Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
    – Самостоятельное решение
    – Коллективная проверка результатов
    – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
    – Постановка цели урока.

    Проблема предыдущего урока
    В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
    «На запоминание и воспроизведение»:
    — Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников , композиторов.
    «На понимание и синтез»:
    -Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках музыки фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо персонажу любого произведения, сочинить письмо одного литературного или музыкального героя к другому и т. д.
    «На понимание и применение»:
    — Лови ошибку!
    Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей музыкального произведения и терминов, а ребенку осознать важность внимания
    Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия
    Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным

    Источник

    Читайте также:  В каких случаях и в каком порядке средства материнского капитала подлежат возврату в ПФР

Постановка целей и задач урока

Каждый школьный урок подразумевает получение учениками какого-либо результата: усвоение новых знаний, приобретение навыков или формирование определённых компетенций. Важным звеном в его получении является постановка целей и задач урока.

Цель урока — понятийная или образная модель того результата, который должен быть получен в ходе учебной деятельности учащегося и под воздействием дидактической деятельности педагога.

У неё должны быть объект, предмет и действие. От того какими характеристиками они обладают, зависит содержание цели. Например, объект — это сами обучающиеся. Для учащихся начальной и старшей школ цели будут различаться. Предметом цели является то, что учитель хочет сформировать в ходе занятия.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Действий в современной методике несколько:

  • формировать;
  • развивать;
  • рассмотреть;
  • изучить;
  • представить;
  • воспитывать и другие.

В рамках ФГОС функция урока: создать условия для формирования у ученика определённых представлений или умений.

Задачи урока

Задача урока — это то, что необходимо выполнить или осуществить для достижения поставленной цели.

Задачи урока призваны помочь участникам образовательного процесса достичь поставленной цели. Они решаются поэтапно в ходе всего урока. В соответствии с целями задачи разделяют на:

  • образовательные;
  • воспитательные;
  • развивающие.

Как правильно поставить цель урока

Её можно формулировать как для одного урока, так и для нескольких, если они решают одну крупную проблему. Например, если тема объемна или требует тщательного изучения.

При постановке следует учитывать следующие нюансы:

  1. Время занятия. Учитель должен оценивать возможности учащихся в условиях ограниченного времени.
  2. Образовательные возможности учеников на данном уроке. Под возможностями учащихся следует понимать их возрастные особенности, степень подготовленности, уровень мотивации, технические и материальные условия.
  3. Возможности учителя. Педагог должен адекватно оценивать уровень своей компетентности, а так же технические возможности для проведения урока.
  4. Обоснованность. Цель должна быть понятна не только учителю, но и учащимся. Для активного включения учеников в образовательный процесс, часто целеполагание происходит непосредственно на уроке с участием учеников.

В ФГОС различают предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Алгоритм постановки цели может быть следующим:

  1. Определение нужного результата.
  2. Выбор средств достижения.
  3. Выбор способа достижения.

Критерии обоснования цели

Чтобы понять, обоснована ли цель, следует проверить ее по трем критериям:

  1. Первый критерий — подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Происходит на первом этапе урока и зависит от типа занятия. Если учащиеся не готовы к восприятию, то и цель будет для них чужда.
  2. Второй критерий — соответствие цели результатам, которые должны быть достигнуты. Они могут быть промежуточными и конечными. Промежуточные результаты достигаются в течение урока, конечные — в итоге.
  3. Третий критерий — конкретность. Цель должна быть чётко сформулирована и понята всеми участниками процесса одинаково. Разночтений быть не должно.

Цель можно ставить исходя из содержания урока, деятельности учителя или действий обучающихся.

Порядок постановки задачи урока

После постановки цели, необходимо определить задачи. Они должны помочь учителю и ученику прийти к намеченному результату. Поэтому задачи не должны противоречить цели.

Задачи ставятся к каждому этапу урока в соответствии с планируемым результатом, типом задачи (образовательная, воспитательная, развивающая), видом урока (урок усвоения нового, урок контроля, урок закрепления и др.).

Задачи — это действия. Они могут быть выражены глаголами или отглагольными существительными. Например, выбрать, написать, проиллюстрировать, формирование, развитие и т.д.

Примеры постановки цели и задачи в специальной школе

Специальные (коррекционные) школы работают с детьми с различными умственными и физическими нарушениями. Основные требования к проведению уроков в таких школах отличаются от стандартных. При постановке цели и задач урока в специальной школе, учитель должен предусматривать коррекционную работу. Среди задач должны присутствовать коррекционно-развивающие.

Примеры главных коррекционно-развивающих задач: корригировать внимание, коррекция памяти, устной и письменной речи, коррекция различных видов восприятия, коррекция мыслительной, эмоциональной, коммуникативной деятельности, коррекция мелкой и крупной моторики и т.д.

Источник

Основные этапы урока по ФГОС

Урок является главной составной частью любого учебного процесса. Именно на нем сосредотачивается основное внимание не только учащегося, но и педагога. Поэтому качество подготовки учеников по тому или иному предмету во многом зависит от уровня проведения урока, его методологической и содержательной наполненности, а также от царящей в классе атмосферы.

Как же добиться высоких показателей учебного процесса? Для этого преподаватель должен тщательно подготовить все этапы современного урока по ФГОС. Эти стандарты содержат в себе рекомендации, позволяющие не только вооружить учащихся умениями и знаниями, но и подсказать педагогу, что сделать для того, чтобы все происходящее в классе вызывало у воспитанников подлинную увлеченность и искренний интерес.

Структура современного урока

Для обеспечения целенаправленной деятельности процесса обучения все его звенья разбиваются на отдельные элементы. Это и есть этапы урока. Они включают в себя не только изучение нового материала, сопровождающееся высокой мыслительной активностью учащихся, но и выполнение задачи по запоминанию и длительному сохранению в памяти всех полученных знаний.

Этапы урока по ФГОС в основной школе зависят от его целей и задач. Так, если учащимся предлагается закрепить и развить уже полученные знания, то в этапы урока включается:

  • сообщение школьникам цели занятия;
  • воспроизведение знаний, умений и навыков учащимися;
  • выполнение учениками предложенных учителем заданий, упражнений;
  • проверка уже выполненных работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их корректировка;
  • запись домашнего задания (при необходимости).

Этапы урока по ФГОС, образец которых приведен ниже, преследуют своей целью сформировать умения и навыки у учащихся. Подобная структура учебного процесса состоит:

  • из постановки целей;
  • повторения уже сформированных знаний и навыков;
  • решения проверочных задач;
  • знакомства с новыми умениями;
  • показа образца упражнения по полученным знаниям и выполнения задания по указанному алгоритму;
  • подведения итогов урока;
  • записи домашних заданий.

Этапы урока закрепления по ФГОС состоят:

  • в организации начала урока;
  • постановке воспитательных и образовательных задач;
  • проверке домашнего задания.
Читайте также:  Эллинистические государства история и интересные факты

На уроке по закреплению полученных знаний учитель должен создать спокойную и деловую обстановку. Детей не должны пугать контрольные и проверочные работы. Это вызовет их чрезмерное волнение и исказит результаты.

Этапы урока в начальной школе

Современное российское образование считает своей основной целью не обычную передачу навыков и умений от педагога к учащемуся, а формирование и дальнейшее развитие способностей детей к самостоятельной постановке учебной проблемы, к формулированию алгоритма ее решения, а также в последующем — контроль оценки полученного результата.

Современный урок по ФГОС – это действенный учебный процесс. Он имеет непосредственное отношение к интересам ребенка и его родителей, а также государства и общества в целом.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют свои особенности и состоят из следующих элементов:

  • организации класса;
  • актуализации (повторения) ранее усвоенных умений и знаний;
  • постановки задачи;
  • открытия новых знаний;
  • физкультминутки;
  • первичного закрепления материала;
  • выполнения самостоятельной работы с самопроверкой согласно предложенного эталона;
  • физкультминутки;
  • включения нового материала в систему знаний;
  • подведения итога урока.

Все этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют своей целью подготовить учащегося к саморазвитию. При этом предполагается, что младший школьник получит умение:

  • самостоятельно выбирать цели, адекватные имеющимся у него способностям;
  • ставить перед собой задачи и принимать решения;
  • самостоятельно находить пути решения нестандартных ситуаций;
  • осуществлять контроль над собственными действиями;
  • согласовывать свою точку зрения с другими людьми и общаться с ними.

Другими словами, этапы современного урока в условиях ФГОС ставят своей целью превратить ребенка из пассивного слушателя в исследователя, добывающего знания и работающего с другими детьми самостоятельно. При этом возрастает роль учителя. Он должен быть настоящим профессионалом и иметь желание раскрывать способности каждого ученика. Это главный ресурс учебного процесса, без которого становятся невозможными современные требования ФГОС, предполагающие организацию учебно-воспитательной деятельности в школе.

Основные этапы школьного урока

Важнейшая задача, которую ставит перед собой современная система образования, состоит не только в освоении детьми знаний по тому или иному предмету. Ее целью является и формирование учебных действий, предполагающих «научить учиться».

От современного школьника требуется умение управлять собственной образовательной деятельностью и владеть навыками самооценки и самоконтроля. При этом основные этапы урока по ФГОС – это:

  • целеполагание;
  • продуктивная самостоятельная деятельность;
  • рефлексия.

Рассмотрим их подробнее.

Целеполагание

В структуре традиционных уроков данный этап занимал ведущее место. Однако на сегодняшний день система образования рассматривает его с новой позиции. Все этапы урока по ФГОС претерпели определенные качественные изменения. Коснулись они и целеполагания. На данном этапе задача учителя состоит вовсе не в доведении до учеников своей цели. Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок сам осознал смысл учебной задачи и принял ее как особо для него значимую. Только в таком случае деятельность школьника станет целенаправленной и мотивированной. Ребенок будет стремиться найти, узнать и доказать.

Рассматривая цели этапов урока по ФГОС, можно сказать о том, что целеполагание особым образом проектирует образовательные действия школьников. При этом оно связано с уровнем развития детей, особенностями изучаемой темы, профессионализмом педагога и с внешним социальным заказом.

Организация первого этапа школьного урока

Нередко у учителей вызывает затруднение вопрос формулировки цели. Это может быть связано с тем, что первый этап урока, как полагают многие, необходимо просто преодолеть, а затем и забыть про него. Однако это не так. Целеполагание проходит через все этапы урока в соответствии ФГОС. При этом на него возлагаются функции мотивации обучающихся, а также стабилизации процесса получения знаний и диагностики выполненной работы. Иными словами, можно сказать так: «Как цель поставили, таким и будет полученный результат».

Организовать этап целеполагания не просто. Этот процесс потребует продумывания приемов и средств, которые бы мотивировали школьников на предстоящую деятельность.

Одним из вариантов решения данной технологической задачи может быть выбран следующий перечень действий:

  • проведение диагностики целей учащихся;
  • систематизация и поледующий анализ выявленных данных;
  • конструирование технологических линий получения знаний школьников и технологической линии подачи материала учителем.

Приемы целеполагания

Проходя последовательно этапы урока по ФГОС, преподаватель на самом первом из них должен назвать тему занятия и предложить классу сформулировать цель. Это можно сделать с использованием опорных глаголов. Среди них следующие: проанализировать, изучить и уметь, выяснить, доказать и обобщить, сравнить, закрепить и т. д.

Еще один прием целеполагания включает в себя работу над понятием. В этом случае преподаватель должен объяснить значения всех слов темы, отыскав ответы в толковом словаре.

Третий прием целеполагания предлагает учителю проводить беседы с детьми, направленные на конкретизацию и обобщение нового учебного материала. Такой диалог подводит детей к тому, о чем они не могут пока рассказать в силу своей некомпетентности. В возникшей ситуации от школьников потребуются дополнительные действия или исследования. Это и есть постановка цели урока.

Учитель также может предложить детям ту или иную проблемную ситуацию. Этот прием приводит к тому, что ребенок обнаруживает дефицит своих способностей и знаний. В таком случае цель воспримется им в качестве субъективной проблемы.

Самостоятельная работа

Каким образом можно повысить эффективность проводимого урока? Для этого педагог должен пойти по самому доступному пути, проверенному длительной практикой. При этом урок вступает в свой второй этап, который предполагает самостоятельную работу учащихся. В этом временном промежутке, занимающем особое место в любом школьном занятии, дети приобретают знания в процессе личной деятельности.

При этом педагогу необходимо только управлять самостоятельной работой своих подопечных. Данный этап урока становится весьма действенным средством обучения, которое:

  • в каждом конкретном случае соответствует поставленной дидактической цели и решаемым задачам;
  • ведет учащихся от незнания к знанию, формируя у них определенный объем и уровень умений и навыков;
  • вырабатывает у детей психологическую готовность к систематическому самостоятельному пополнению полученных знаний, а также умение ориентироваться в огромном потоке общественной и научной информации;
  • служит серьезным орудием педагогического управления и руководства над самостоятельной учебной деятельностью школьника.
Читайте также:  Получить ответы на интервью Вопросы о мотивации 2021

Организация второго этапа урока

ФГОС выдвигают определенные требования к содержанию самостоятельной работы, форме ее выполнения и назначению. Все эти указания позволяют правильно организовать данный этап урока, основной целью которого является не только получение новых знаний, но и выработка привычек и навыков к труду.

Самостоятельная работа может быть:

  • индивидуальной;
  • фронтальной;
  • групповой.

При этом подобные задания могут быть:

  1. Воспроизведены по образцу. Это позволит ученику запомнить определенный алгоритм действий в каждой конкретной ситуации и достаточно прочно усвоить их.
  2. Выполнены по реконструктивно-вариантному типу. Такая самостоятельная работа проводится на основе уже полученных знаний, предлагая поиск конкретного способа решения новых задач.
  3. Эвристическими. Подобные самостоятельные работы формируют у учащихся навыки и умения поиска решения вне известного им образца.
  4. Творческими. Такие работы позволяют школьникам получать новые знания, а также постоянно укреплять навыки их самостоятельного поиска.

На данном этапе урока детям могут быть предложены разнообразные виды работ с книгой, а также решение упражнений и задач.

Рефлексия

После того как будут пройдены первый и второй этапы урока (по ФГОС), новые государственные стандарты общего образования предлагают следующую ступеньку универсальных учебных действий. Она состоит в получении детьми рефлексивных умений. При этом ученики должны понять причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности.

В школе не должно быть неудачливых детей. Педагог обязан заметить даже самое незначительное продвижение ребенка вперед и вовремя поддержать его.

Рефлексия как этап современного урока (ФГОС) позволяет поддержать детскую активность и творчество. Она также оказывает непосредственное влияние на сознательность школьника.

Рефлексия – это обязательное условие для создания на уроке развивающей среды. Причем для учителя она вовсе не является самоцелью. Это процесс, готовящий детей к внутренней сознательной рефлексии. Что же включает в себя данное понятие? В переводе с латинского слово «рефлексия» означает не что иное, как «обращение назад».

Согласно словарю иностранных слов, это понятие обозначает «самопознание и размышление о внутреннем состоянии». Ударение в этом слове ставится на слог «ле».

Рассматривая этапы урока по ФГОС, невозможно обойти вниманием рефлексию. В современной педагогике это понятие означает самоанализ учебной деятельности, а также ее результатов. Рефлексия приучает ребенка к самооценке, самоконтролю и саморегулированию. Она формирует у него привычку к осмыслению событий и различных проблем. Психологи связывают рефлексию с развитием и становлением духовной жизни человека. Однако ребенку сложно научиться управлять собой без помощи учителя. Именно совместная работа педагога и ученика позволяет получить конкретные результаты, помогающие школьнику оценить свою деятельность на уроке.

Виды рефлексии

В начале и в конце урока огромное значение для педагога имеет установка эмоционального контакта с учениками. Для этого он может воспользоваться приемом рефлексии настроения. Самым простым вариантом при этом явится показ карточек с изображением смайликов. Причем изображенные на картинке лица должны быть веселыми, грустными и нейтральными. Кроме того, учитель может предложить ребятам остановить свой выбор на солнышке или на тучке. Первый рисунок будет означать хорошее настроение, а второй – плохое.

Еще одним приемом рефлексии настроения является выбор одной из двух картин. На одной из них изображен пейзаж, проникнутый печалью, а на второй – весельем и радостью. Ученики должны выбрать рисунок, соответствующий их настроению.

Следующий вид рефлексии – рефлексия деятельности. Она представляет собой осмысление приемов и способов работы, выполняемой над учебным материалом. Такой вид применяется, как правило, при проверке заданий в конце урока. В этом случае учащимся предлагается оценить результаты урока в виде окончания таких фраз, как:

Источник

Дидактическая цель урока: классификация, характеристика, особенности проведения, структура урока и поставленные задачи

Чтобы спланировать интересный, познавательный урок, учителю необходимо поставить перед собой четкие цели. Причем они должны быть реальными для школьников конкретного класса. Исходя из них, подбирается материал, наиболее целесообразные методы, средства. Таким образом, дидактическая цель урока становится отправной точкой при организации занятия и тем результатом, который должен быть получен на выходе.

Определение

В словаре Ушакова под целью понимается предел или то, к чему человек стремится. Дидактические цели и задачи урока ставятся в процессе предварительного прогнозирования. Это — желаемый результат, который не только необходимо, но и возможно достигнуть за отведенное на одно занятие время. Впрочем, иногда одна цель может ставиться на несколько уроков. Главное, чтобы она была конкретной и проверяемой.

Далее основная цель разбивается на более мелкие задачи. Они решаются через смену видов деятельности на различных этапах урока. Например, в начале занятия учитель проводит организационный момент, настраивая школьников на работу. Следующей задачей может стать актуализация опорных знаний через устный опрос или выполнение упражнений. Главное, чтобы структура урока была логичной и направленной на достижение запланированного результата.

Классификация целей

Традиционно в педагогике существовало представление о триединстве педагогической цели, в которой одновременно присутствуют образовательный, развивающий и воспитательный аспекты. Таким образом, каждый урок должен:

  • обучать детей, давая им систему теоретических знаний, а также практические умения и навыки;
  • развивать мыслительные способности школьников, их устную и письменную речь, память, воображение, навыки самоорганизации;
  • содействовать воспитанию нравственных или эстетических убеждений, чувств, волевых и социально-значимых качеств (ответственность, аккуратность, творческая активность, дисциплинированность и т. д.).

Однако в настоящее время предлагается другая классификация педагогических целей, приведенная ниже:

  • Предметно-дидактическая цель урока предусматривает глубокое освоение школьниками содержания конкретной учебной дисциплины в соответствии с программными требованиями.
  • Метапредметная цель направлена на формирование у детей универсальных учебных действий (умение работать с информацией, высказывать свое мнение, вести диалог, мыслить логически и творчески, самостоятельно планировать деятельность, оценивать ее результативность).
  • Личностная цель формирует мотивацию к обучению, индивидуальные и гражданские качества школьников, ценностно-смысловые установки.

Типы уроков по дидактической цели

Как мы видим, на каждом занятии педагог решает целый комплекс задач. Одна из выделенных целей становится для него основной, в то время как другие способствуют ее осуществлению. В традиционной педагогике ведущее место отводится достижению образовательных или предметных результатов. В зависимости от них разработана классификация уроков, которые делятся на:

  1. Урок первичного знакомства с новым учебным материалом.
  2. Занятие по закреплению изученной информации.
  3. Урок применения усвоенных знаний и умений.
  4. Занятие, на котором материал систематизируется и обобщается.
  5. Урок проверки, а также коррекции полученных знаний и навыков.
  6. Комбинированное занятие.
Читайте также:  Иногда лучше жить с вопросом

Изучение новой информации

Основной дидактической целью урока первого типа является овладение ранее не знакомым материалом. Это может быть правило или закон, свойства объекта или явления, новый способ действий.

Стандартная структура подобного занятия состоит из следующих этапов:

  • Объявление темы урока, мотивация на активную работу.
  • Повторение ранее изученной информации, имеющей отношение к изучаемому материалу.
  • Знакомство с новой темой. На этом этапе могут применяться разные методы: рассказ учителя, работа с учебником, эвристическая беседа, доклады учащихся, самостоятельная поисковая деятельность в группах и т. д.
  • Первичное закрепление. Детям предлагаются задания, которые выполняются коллективно.
  • Самостоятельная работа. Этот этап не является обязательным, но позволяют педагогу понять, в какой степени школьники усвоили информацию.
  • Подведение итогов, записывание домашнего задания для повторения изученного.

Занятие по закреплению материала

Продолжим изучать классификацию уроков по дидактической цели. После знакомства с новой темой знания нужно закрепить, формируя при этом практические умения. Наиболее удобной для достижения этой задачи оказывается следующая структура урока:

  • Проверка домашнего задания, во время которого дети вспоминают изученный материал.
  • Объявление темы, создание у учащихся положительной мотивации.
  • Воспроизведение материала при выполнении стандартных упражнений.
  • Создание проблемы, требующей применения знаний в измененных, необычных условиях.
  • Подведение итогов.
  • Объявление домашнего задания.

Урок практического применения изученного материала

Дидактической целью урока этого типа будет обучение школьников приемам самостоятельной работы, а также воспроизведение ими полученных знаний при решении задач повышенной сложности. Структура занятия строится следующим образом:

  • Проверка упражнений, заданных на дом.
  • Объявление темы занятия, объяснение ее практической пользы, создание положительного настроя на работу.
  • Беседа перед самостоятельным решением предложенных задач, во время которой дети осмысливают их содержание и примерную последовательность действий.
  • Учащиеся индивидуально или в группах выполняют задания, направленные на достижение цели (ответ на вопрос, построение графика, заполнение таблицы, выполнение расчетов, проведение опыта и т. п.).
  • Школьники вместе с педагогом обобщают и систематизируют полученные результаты.
  • Подведение итогов, предъявление домашнего задания.

Урок обобщения

Чтобы изучаемый материал не остался для детей набором разрозненных фактов, необходимо подвести их к осмыслению изучаемых закономерностей, выявлению причинно-следственных связей между объектами или явлениями. Дидактической целью уроков обобщения, таким образом, становится систематизация изученных знаний, проверка того, насколько они осознанны.

Источник



Дидактические задачи этапов урока

В связи с введением ФГОС НОО задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы создать условия практического овладения предметов, а в частности математикой для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя — активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения математике.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Для эффективной реализации урочной деятельности при проектировании уроков математики используются такие технологии, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий. Можно сделать вывод, что обучение с использованием технологической карты позволит организовать эффективный учебный процесс, обеспечит реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократит время на подготовку учителя к уроку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 152 с. : ил. — (Стандарты второго поколения). — Библиогр.: с. 148-150. — ISBN 978-5-09-022831-2.

2. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. — 2009. — № 12. — С. 9-11.

3. Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 3. — С. 19-23. — Библиогр.: с. 23.

4. Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 2. — С. 3-6.

5. Чиранова О.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики / О. И. Чиранова// Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 6. — С. 29-32. — Библиогр.: с. 32.

6. Шакина Г.В. Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 3. — С. 7-10. — Библиогр.: с. 10.

7. Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе: как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения? / Т. С. Ячменникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 1. — С. 25-31.

Источник

Adblock
detector