Как задавать правильные вопросы
Никто не в силах знать всё на свете. Задать вопрос — один из самых древних и самых эффективных способов получить информацию. Тем не менее не все умеют им пользоваться. В этой статье мы собрали пять типичных ошибок спрашивающих и пять полезных советов, которые помогут не наступить на те же грабли.
Качество ответа зависит не только от того, кому мы задаём вопрос, но и от того, как мы его задаём. Неверно задав вопрос, вы почти гарантированно получите неверный ответ. Правильные вопросы существенно увеличивают шансы на дельный совет, консультацию, полезную информацию. Попробуем разобраться, что для этого нужно делать.
В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!
5 ошибок спрашивающего
1. Задать вопрос, в котором уже содержится ответ
Очень часто у спрашивающего есть какой-то свой вариант ответа, и он хочет проверить его. В этом случае важно, чтобы вопрос не содержал указаний на «правильный» ответ. Примеры таких вопросов: «Нам ведь нужно взяться за этот заказ?», «Я думаю, что выдержит, ты тоже так считаешь?», «Ты ведь согласен, что сработает?» и так далее. Когда вопрос обращён от начальника к подчинённому, вероятность получить желательный ответ возрастает многократно. Если вы действительно хотите знать мнение собеседника, а не просто решили разделить с ним ответственность, не давайте понять, что ждёте только его одобрения.
2. Задать закрытый вопрос
Закрытыми называют вопросы, предполагающие ограниченное число вариантов ответа. Как правило, два или три. Самый известный пример — шекспировское «быть или не быть». Если вы не Шекспир, не стоит загонять отвечающего в рамки. Вполне возможно, что за пределами существует ещё множество возможностей. Простой пример: начальство нагружает вас дополнительной работой. «Согласиться или отказаться?» — спрашиваете вы у друга, упуская тем самым вариант «Согласиться, но за прибавку к зарплате».
3. Сделать вид, что поняли ответ, хотя это не так
Не все ответы одинаково понятны. Непонятный ответ бесполезен. Если вы не уверены, что поняли собеседника, не стоит скрывать этот факт. Часто руководители боятся просить разъяснений, так как это якобы демонстрирует их некомпетентность. Между тем бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч (Jack Welch) в книге Winning утверждает, что именно руководители должны задавать вопросы чаще других и их вопросы должны быть лучшими.
4. Давить на отвечающего
«Какого чёрта у тебя там творится с проектом?» «Ты вообще собираешься работать?», «Что за ерунду ты мне показываешь?» — во всех этих случаях спрашивающий получит в ответ только оправдания. Если ваша цель — заставить сотрудника признать вину, то вы всё делаете правильно. Если же стоит цель разобраться в проблеме, то давление на отвечающего только повредит. Бизнес-консультант Майкл Маркуардт (Michael Marquardt) пишет, что, защищаясь, человек склонен рассматривать себя как часть возникшей проблемы, а не как источник возможных решений.
5. Задать целую серию вопросов
Этот способ настолько хорош, что его используют намеренно, когда не хотят услышать ответ. Просто задайте собеседнику множество вопросов подряд, желательно перебивая его. И всё. Его мозг перегружен, и ни на один из вопросов ответа вы не получите.
Умение задавать правильные вопросы избавляет от необходимости знать все ответы.
Дональд Питерсон (Donald Peterson) генеральный директор Ford (1985–1989)
5 хороших идей для правильных вопросов
1. Подготовьтесь
Если вам предстоит разговор, где вы будете задавать важные вопросы, имеет смысл подготовиться заранее: определить суть проблемы и цель беседы, набросать список вопросов.
2. Формулируйте вопрос в одном предложении
Бизнес-консультант Джефф Хаден (Jeff Haden) предлагает использовать этот приём, чтобы избавиться от «подсказок» в вопросах. К тому же короткие вопросы, как правило, более понятны. Пытаясь уложиться в одно предложение, вы сами лучше поймёте суть проблемы.
3. Сформулируйте несколько вариантов вопроса
В процессе подготовки целесообразно подобрать несколько вариантов одного и того же вопроса. Это позволит взглянуть на проблему с разных сторон. Полезным бывает задать один и тот же вопрос применительно к разным временным промежуткам. Например, не «Что можно сделать для увеличения продаж?», а «Что можно сделать для увеличения продаж в ближайший месяц?».
4. Начинайте вопросы со слова «почему»
Такие вопросы направлены на выявление причины. «Почему» очень хорошо смягчает директивные вопросы. Например, вместо «Ты до сих пор не сдал проект. Что происходит?» лучше спросить «Почему не получается сдать проект вовремя?». Есть даже специальная техника выявления скрытых причин — техника «5 почему».
5. Задавайте уточняющие вопросы
Среди важных вопросов мало таких, что предполагают короткий, ясный и единственный ответ. Намного чаще мы сталкиваемся с проблемами, у которых есть много вариантов решения, а последствия сложно оценить. Несколько последовательно заданных вопросов, каждый из которых развивает и уточняет предыдущий, позволяют получить более глубокие и полезные ответы. Если вопрос становится поводом к диалогу, дискуссии, обсуждению, это хороший вопрос.
Для большинства людей задавать вопросы так же естественно, как ходить или есть. Они не задумываются, хорошо или плохо это у них получается. Но если от правильного ответа зависит принятие важных решений, имеет смысл поработать над качеством вопросов. А вы используете какие-то специальные приёмы, чтобы задавать хорошие вопросы?
Источник
Как правильно задавать вопросы: разбор эффективных техник
Вопрос – это не только неотъемлемая часть коммуникации, но и способ познания мира. Задаваясь вопросами, мы формируем внутреннее побуждение к познанию и направляем мозг на поиск ответов. Давайте вместе разбираться, как правильно задавать вопросы, чтобы получать на них исчерпывающие ответы, расширять кругозор и добиваться своих целей.
Для чего нужно уметь правильно спрашивать
В информатике есть принцип, который звучит так: “Мусор на входе – мусор на выходе”. Он означает, что если исходные данные некорректны, то и результат будет бессмысленным и бесполезным, даже если алгоритм решения верный. К человеческой коммуникации этот принцип тоже относится. Если вы спрашиваете неправильно, то и ответ получите неудовлетворительный.
Казалось бы, что сложного в том, чтобы сформулировать вопрос? На самом деле это целое искусство, которым виртуозно владеют лишь единицы. Ведь с помощью вопроса можно не только получить интересующую вас информацию. Спрашивая, можно косвенно выразить отношение к чему-либо, натолкнуть собеседника на определенную мысль так, что он даже не заметит, вежливо и тактично поставить обидчика на место и многое другое.
Мы с вами попробуем освоить азы этого искусства, чтобы успешно применять их в жизни. В дальнейшем вы сможете учиться дальше и совершенствовать свои навыки, если вам понравится эффект и появится желание развиваться в этой области.
Виды вопросов
Существует несколько техник постановки вопросов. Выбор подходящей определяется конкретной ситуацией.
Закрытые
Закрытые вопросы направлены на получение конкретного лаконичного ответа. Чаще всего “да” или “нет”. Применяются они, когда нужно быстро получить ответ без лишних подробностей. Популярны в различных анкетах и опросниках.
Закрытые вопросы не имеют цели разговорить собеседника. С помощью них вы ничего не узнаете про его эмоции, чувства, мотивы поступков. Бывает, правда, что человек даже в ответ на закрытый вопрос пускается в пространные объяснения. Это значит, что он в принципе любит поговорить и расположен к вам.
- Ты живешь в Москве?
- В каком году ты родился?
- Есть ли у тебя домашние животные?
- Какая у тебя группа крови?
- С кем ты вчера ходил на концерт?
В каких случаях они наиболее уместны:
- собеседник закрыт и не настроен откровенничать;
- у вас мало времени, нужно получить информацию быстро;
- вам нужно убедиться, что вы правильно поняли собеседника.
Личное общение не должно состоять только из закрытых вопросов, иначе оно будет похоже на формальное интервью.
Открытые
Открытые вопросы задают с целью получить развернутый ответ. Они чаще всего применяются в личном общении. Придя на консультацию к психологу или психотерапевту, вы также услышите много открытых вопросов.
С помощью них можно узнать точку зрения человека по поводу какой-то проблемы, ход его мыслей, особенности мировосприятия и т. п. Иногда они формулируются в виде побудительных предложений, а не вопросительных. Например: “Расскажи мне про свое детство”.
- Почему ты выбрал именно этот отель?
- Как ты решил возникшую проблему?
- Что, по-твоему, мы должны сделать, чтобы повысить эффективность работы?
- Как прошла встреча на прошлой неделе?
- Что ты думаешь по поводу введения ограничений?
Эта техника лучше всего подойдет для ведения откровенного разговора по душам. Она демонстрирует вашу заинтересованность в собеседнике и закладывает фундамент доверия.
Уточняющие
Суть уточняющих вопросов в том, что они позволяют глубже погрузиться в проблему и восполнить упущенные детали повествования. С помощью них можно контролировать диалог и направлять его нужное вам русло.
- Что именно ты имел в виду, говоря про недопустимость насилия?
- Ты сказал, что вас было трое. Кто эти два человека, что были вместе с тобой?
- Уточни, пожалуйста, какого цвета была машина, про которую ты говорил.
- Я правильно поняла, что ты не придешь завтра?
Наводящие
Наводящие вопросы задаются с целью склонить собеседника к вашей точке зрения. Они часто употребляются менеджерами по продажам и другими людьми, которые работают с клиентами. Грамотно задать их можно несколькими способами:
- С помощью вводных слов, выражающих согласие. Например: “Эта машина великолепна, не правда ли?” или “Очень важно иметь финансовую подушку безопасности, не так ли?”
- С помощью предположения. К примеру, вопрос “Как считаешь, на сколько дней мы опоздаем со сдачей проекта?” предполагает, что сроки точно не будут соблюдены.
- С помощью формулировок, на которые проще ответить “да”, чем “нет”.
С наводящими вопросами стоит быть аккуратнее, потому как это навязывание своей воли человеку, хоть и в мягкой форме. Они подходят для следующих ситуаций:
- подведение итогов и резюмирование обсуждаемых тем;
- возвращение к основной теме разговора, когда собеседник отвлекся;
- при общении с нерешительным сомневающимся человеком.
Воронкообразные
Эта техника часто применяется следователями при допросах. Суть ее в том, что сначала человеку задаются общие вопросы, а затем они сужаются и конкретизируются.
– Что вы делали вчера вечером?
– Где конкретно вы гуляли и в какое время?
– На набережной с 19:00 до 21:00.
– Кто был с вами во время прогулки?
– Мой друг Н. и его девушка.
– Заходили ли вы по пути в какие-то заведения или магазины?
– Да, зашли в кафе “Сказка”.
Они подойдут для ситуаций, когда нужно составить как можно более четкую картину происходящего. В неформальном личном общении будут неуместны.
Альтернативные
Альтернативные вопросы предполагают наличие нескольких вариантов ответов, из которых человек должен выбирать. Часто в них встречается союз “или”. Они помогают собеседнику быстрее принять решение в условиях, когда он сомневается. Кроме того, они могут содержать скрытую манипуляцию. Вы сознательно предлагаете только те варианты, которые выгодны вам, ограничивая выбор человека.
- Ты будешь клубничное или вишневое мороженое?
- Тебе удобнее встретиться в пятницу, субботу или воскресенье?
Пользуясь этой техникой, нужно быть готовым к тому, что собеседник не пойдет у вас на поводу. Он может предложить свои варианты, и теперь уже вам придется подстраиваться под его интересы. А это заведомо невыгодная позиция.
В каких случаях будут уместны:
- при подведении итогов;
- при обсуждении совместных планов;
- с целью мотивировать нерешительных и сомневающихся собеседников к принятию решения.
Риторические
Это особые вопросы, которые не предполагают ответов. Их произносят, чтобы вовлечь слушателя в свой рассказ, выразить яркие эмоции, поделиться впечатлениями, сделать повествование более живым. К этой категории также относятся извечные вопросы психологии и философии, затронутые в трудах великих писателей и ученых: “Быть или не быть”, “Кто виноват”, “Кому на Руси жить хорошо” и т. д.
- Ну разве эта картина не прекрасна?
- Какое безобразие! Куда смотрят сотрудники правоохранительных органов?
Правила задавания вопросов
Теперь вы разбираетесь в различных техниках спрашивания и можете выбрать наиболее подходящую к ситуации. Но нужно знать еще кое-что. Ловите 5 советов от психолога, которые помогут вам преуспеть в этом искусстве.
- Готовьтесь заранее
Если вам предстоит серьезный разговор или интервью, заранее подумайте, что будете спрашивать. Так вы избежите неловких пауз и будете чувствовать себя более уверенно. Естественно, к дружеской беседе этот совет не относится. Там важна спонтанность и искренние эмоции.
- Формулируйте проще
Избегайте сложных развернутых оборотов при составлении вопроса. Иначе собеседник может просто-напросто запутаться в ваших формулировках. Лучше всего спрашивать одним простым предложением.
Неправильно: “Вчера, когда ты был на концерте и к тебе подошла одноклассница, что на тебе было надето?”
Правильно: “Во что ты был одет вчера вечером?”
- Придумайте несколько вариантов вопроса
Это поможет вам выбрать наилучший вариант, который яснее всего отразит суть. Возможно, целесообразно применить один и тот же вопрос к различным промежуткам времени. Например: “Какие техники тайм-менеджмента вы собираетесь внедрить в ближайшую неделю/месяц/год?”
- Учитывайте контекст
Прежде чем задавать вопрос, всегда тестируйте его на уместность в данной конкретной ситуации. Лучше промолчать и остаться без ответа, чем поставить собеседника в неловкое положение.
Например, не стоит спрашивать на деловой встрече, каким способом человек сажает огурцы в огороде, или интересоваться, как прошел отпуск, на похоронах.
Советую также прочитать о методе QBQ. Это искусство правильно задавать вопросы. Вы узнаете, как использовать вопросы в качестве инструмента самоуправления и переформатирования мышления.
Распространенные ошибки
Давайте заодно пробежимся по самым распространенным ошибкам, которые совершают люди, спрашивая что-то.
- Задавать вопрос, содержащий готовый ответ
Часто люди совершают эту ошибку, когда не уверены в чем-то и хотят получить подтверждение со стороны. Такие вопросы не просто бессмысленны, они еще и вредны. Задавая их, человек выдает в себе неуверенность и нежелание опираться на себя.
- Мне ведь идет эта кофточка?
- Ты согласен, что это лучшее предложение?
- Я думаю, нам стоит отложить поездку, ты ведь тоже так считаешь?
Во всех этих вариантах человек пытается переложить часть ответственности за принятие решения на собеседника. Причем мнение самого человека не берется в расчет, ему прямым текстом сообщается, что он должен ответить. Многих людей раздражает такое штурманство. Если вы действительно хотите получить непредвзятый взгляд на проблему, спрашивайте по-другому.
- Давить на собеседника
Вопросы могут быть также способом давления на собеседника. Я настоятельно не рекомендую вам применять их с такой целью. Вы лишитесь доверия человека и потеряете шанс получить нужную вам информацию.
- Какого черта ты еще не помыл посуду?
- По-твоему, нормально так разговаривать со мной?
- Ничего, что я жду тебя уже 10 минут?
Свое негодование лучше выражать утвердительным предложением. Это более конструктивно.
- Задавать новый вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий
Действуя таким образом, вы рискуете остаться без важных ответов. Человек не может удерживать в памяти сразу несколько вопросов. Вероятнее всего, он ответит только на последний. Вам придется или несколько раз повторить, или довольствоваться неполной информацией.
- Имитировать понимание
Если вам что-то непонятно в ответе собеседника, не стесняйтесь переспросить или уточнить отдельные моменты. Непонятный ответ бесполезен, вы никак не сможете применить его в жизни. Более того, человек будет считать, что вы его поняли, и ждать соответствующей реакции.
Не бойтесь показаться глупым и вызвать раздражение собеседника, переспрашивая. Он, наоборот, отметит ваше ответственное отношение к его словам и проникнется уважением.
Заключение
Как сказал Иммануил Кант: “Умение ставить разумные вопросы – необходимый признак ума и проницательности”. Если вы хотите получить грамотный ответ по существу, то должны позаботиться о красоте и правильности вопроса.
И запомните главное правило – не бойтесь спрашивать. Не знать что-то – это нормально. А вот считать, что знаешь все, и закрываться от новой информации – это непродуктивно.
Если у вас остались какие-то вопросы по теме, смело задавайте их в комментариях. Заодно и проверим, как вы усвоили материал.
Источник
Как задавать вопросы, чтобы получать на них ответы
Умение задавать вопросы — очень полезный навык. Уместный вопрос преподавателю в вузе поможет получить знания, вовремя заданный вопрос руководству может привести к карьерному росту, верно сформулированный вопрос врачу поможет поправить здоровье. Задавать вопросы полезно и самому себе — чтобы разобраться со своими желаниями и переживаниями. Вместе с Яндекс.Кью — сервисом вопросов и ответов для любознательных людей — мы подготовили инструкцию о том, как правильно задавать вопросы.
Формулируйте вопрос кратко
Когда вопрос умещается в одном предложении, у собеседника не будет лишних подсказок. К тому же короткие вопросы обычно более понятны, а еще они делают суть проблемы яснее и для самого автора вопроса. Формулируя вопрос, старайтесь сконцентрировать смысл в короткой фразе и начинайте с вопросительного слова. Например, «С каких книг и авторов начать чтение современной американской литературы?» или «Как ощущать себя значимым без внимания других?».
Учитывайте контекст
Вопросы могут быть открытыми и закрытыми: в зависимости от цели или ситуации вы можете выбрать первый или второй тип. Открытые вопросы (например, «Как приготовить японский омлет?») уместно задавать, если вам нужен развернутый ответ. А закрытые (вроде «Кто сильнее: кит или медведь?») — когда нужно узнать позицию собеседника или проверить какое-то предположение. Кроме того, вопросы могут быть дивергентными и конвергентными. Конвергентные, как правило, не имеют однозначного ответа и чаще всего начинаются с «Зачем…», «Каковы причины…» и «Почему…» (например, «Почему люди делят животных на тех, кого жалко убивать, и тех, кого не очень?»). Их стоит задавать, если вы хотите объяснить сложившуюся ситуацию. А дивергентные работают на предсказание будущего — для этого описывается условная ситуация.
Проявляйте любознательность. Как дети!
Маленькие дети неугомонны: по данным психолога Пола Харриса, за время от трех до пяти лет ребенок задает около 40 тысяч вопросов. Темы за это время меняются: от самого простого дети переходят к чему-то посерьезнее. При этом они стараются докопаться до самой сути. Порой на бесконечные вопросы из серии «Почему небо голубое?», «Из-за чего снег белый?», «Почему Земля не падает?» родители не могут найти подходящие ответы. А в какой-то момент вопросы становятся более сложными и даже философскими (например, «Что такое смерть?» или «Что такое мораль?»). Такое детское любопытство стоит не подавлять, а развивать и поощрять.
Будьте последовательны
Если выстроить правильную последовательность вопросов, можно докопаться до самой сути вещей. Эта идея лежит в основе техники «пяти почему» японского автомобильного магната Сакити Тойоды. Он считал, что за пять вопросов можно и узнать первопричину любой проблемы, и в итоге ее устранить. Например, последовательность может быть такой: «Почему машина не заводится?» («Не работает двигатель») => «Почему не работает двигатель?» («Сел аккумулятор») => «Почему сел аккумулятор?» («Проблема с генератором») => «Почему возникла проблема с генератором?» («Ремень генератора никогда не менялся») => «Почему ремень генератора никогда не менялся?» («Машина не проходила технический осмотр, когда это было нужно»).
В силу наводящих вопросов также верил древнегреческий философ Сократ. Он использовал их, чтобы лучше понять мысли другого человека. В основе его метода поддержания дискуссии лежат три типа вопросов. Начальный должен породить обсуждение (например, «Изменение климата — миф?»). Далее должны последовать направляющие вопросы, которые углубят и дополнят основной вопрос («Каковы главные научные доказательства глобального потепления?»), а заключительные — помочь подвести итоги дискуссии («В чем причина поступления углекислого газа в атмосферу Земли?»). Для поддержания активного обсуждения Сократ предлагал заранее продумывать основополагающие вопросы, внимательно следить за ответами и периодически обобщать все сказанное — все это, по мнению философа, должно позволить участникам беседы самостоятельно раскрыть новые знания.
Постарайтесь услышать собеседника
Помимо правильной формулировки вопроса, важно слышать собеседника. Один из самых известных психологических экспериментов — эксперимент Аша — подтверждает, что люди сильно зависят от мнения группы и редко ему противостоят, даже если оно противоречит здравому смыслу. Поэтому, если вы адресовали вопрос большой аудитории, учтите, что, даже если большинство сошлось в едином мнении, этот ответ нельзя воспринимать как самый правдивый. Будьте готовы принять и не самую популярную точку зрения.
Не задавайте вопросы-лозунги
Если вы хотите высказаться на какую-то тему, не стоит облекать свое мнение в вопрос. Во-первых, обычно такие вопросы не требуют ответа, а во-вторых, даже если вам ответят, вы все равно, скорее всего, не согласитесь с собеседником. Например, если вы видите вопрос в духе «Почему моему коту не дали первый приз на выставке? Из-за подкупленного жюри?», очевидно, что его автор не хочет услышать позицию других людей, а просто манифестирует свое мнение.
Изучите знаменитые опросники
Известных опросников масса — и они подходят для разных ситуаций. Например, опросник Марселя Пруста, который использует в интервью Владимир Познер, помогает раскрыть собеседника с новой стороны. В этот список входят вопросы вроде «Какая ваша самая характерная черта?», «Кто ваши любимые герои в реальной жизни?» и «К чему вы испытываете отвращение?».
Обратите внимание на «36 вопросов, которые заставят влюбиться» — анкету из вопросов личного характера. Среди них — «Если бы вы хотели стать знаменитым, то в какой сфере?», «Что вы больше всего цените в дружбе?» и «Над чем, по вашему мнению, нельзя смеяться?». По задумке автора опросника, психолога Артура Арона, ответы на эти вопросы могут помочь незнакомым людям хорошо узнать друг друга уже на первом свидании.
Еще есть айсбрекеры — короткие вопросы, позволяющие лучше узнать собеседника, наладить с ним отношения или просто повернуть разговор в дружеское русло. Темы таких вопросов могут касаться школы, работы или личных отношений (например, «Какой была самая тупая причина, по которой вас уволили с работы?» или «Кем стал самый тихий и неразговорчивый человек из вашего класса?»).
Источник
Искусство задавать вопросы мини-тренинг мышления
Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми. 5 типов вопросов.
Искусство задавать вопросы — одно из базовых умений как для учебы, так и для профессиональной деятельности. Продвижение в освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек. Многие профессии строятся на умении задавать правильные вопросы, т. е. вопросы эффективные для сбора информации. Врачей, менеджеров, педагогов, юристов, психологов специально учат задавать вопросы. Вопросы, которые человек задает, когда ему не хватает информации, показывают уровень понимания проблемы и способность задающего строить предположения. Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми.
Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Умение выделить ключевые слова, на которые «поисковик» даст содержательные ссылки основывается на том же искусстве задавать вопросы — просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова из предполагаемого ответа.
Попробуйте выполнить следующие задания (можно выбрать один из трех вариантов, но лучше выполнить все).
Задание 1. Представьте, что вы преподаете иностранную литературу и хотите выяснить, насколько ваши ученики освоили трагедию В. Шекспира «Гамлет». Какие 10 вопросов вы задали бы для выяснения глубины познаний ваших учеников? Вопросы запишите.
Задание 2. Представьте, что вы руководитель, и один из ваших подчиненных опоздал со сроками выполнения важного задания. Придумайте 5-6 вопросов, которые вы задали бы, чтобы понять причину происшедшего и определить справедливую меру взыскания. Подумайте, кому вы могли бы их задать.
Задание 3. Представьте, что вы критик-искусствовед. Вы отбираете фильмы для фестиваля. Перед вами стоит задача выбрать 3 фильма из 5 представленных на конкурс. Придумайте 3-4 вопроса тем, кто уже видел эти фильмы, которые помогли бы сделать вам выбор до просмотра.
Какими вопросами вы «пользовались» — открытыми, т.е. требующими развернутого ответа (например, «Когда ты пользовался этой вещью в последний раз?») или закрытыми, на которые можно ответить «да» или «нет» («Ты давно ищешь эту вещь?»). Заметьте, что открытый вопрос дает собеседнику больше шансов высказаться, а вам — получить больше информации. Еще одна проблема закрытых вопросов — представление задающего вопрос о том, что такое давно, далеко, хорошо, могут существенно отличаться от представлений отвечающего (именно так рождается непонимание). Для вас «давно» — это неделю назад, а для другого — вчера. Попробуйте переформулировать вопросы, которые оказались в вашем списке закрытыми так, чтобы они стали открытыми.
Исследователи выделяют 5 типов вопросов.
I. Фактические вопросы (или вопросы на знание)
Такие вопросы направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко наблюдать. Ответы на фактические вопросы часто можно оценить как правильные или неправильные. Хотя фактические вопросы обычно простые, их тоже нужно уметь задавать.
Фактические вопросы направлены на определение следующих характеристик:
- кто (кто автор, кто мог помешать, кто выполнял эту работу и т.д.);
- когда (как часто, какова периодичность, как давно это было, сколько времени назад, когда это может случиться. );
- где (как далеко это находится от. как туда добраться. );
- как (как это произошло, как это могло случиться, какими качествами нужно обладать. )
Для Задания 1 примером фактического вопроса может служить такой вопрос: «Как называется пьеса Шекспира о принце Датском?». Менее примитивно выглядят вопросы, которые затрагивают сюжетные линии: «Когда и при каких обстоятельствах был убит Полоний? Какие последствия имело это убийство?». Для Задания 2 такими вопросами становятся: «К кому вы обращались за помощью, когда поняли, что не успеваете?», «На сколько времени вы опоздали с выполнением задания?», «Какими средствами для решения поставленной задачи вы обладали?», «Каковы последствия опоздания с выполнением задания?». Для Задания 3 фактическими вопросами будут: «Кто режиссер фильма?», «Какой опыт участия в конкурсах и фестивалях есть у создателей фильма?», «Сколько денег собрал фильм в прокате?».
Посчитайте, сколько фактических вопросов в вашем списке, в каком задании доля этих вопросов больше. Фактические вопросы очень важны для ситуации, предложенной в Задании 2 — чтобы понять ситуацию, предварительно следует выяснить историю вопроса, а затем последствия случившегося. Для ситуации Задания 1 фактические вопросы имеют наименьшее значение — фактическая сторона произведения известна и мало интересна. Ситуация Задания 3 предполагает, что фактические вопросы создают основу для принятия решения и должны быть дополнены другими вопросами.
II. Конвергентные вопросы
Эти вопросы не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Чаще всего эти вопросы формулируются как «Зачем. », «Каковы причины. », «Почему. » (С какими целями действовал человек? Каковы причины происшедшего? Из-за чего не случилось?).
Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той ситуации или текста, относительно которых задаются вопросы.
Например, для «Гамлета» такими вопросами будут: «Каковы основные причины безумия Офелии, что толкнуло ее на самоубийство?», «Чем объясняется мстительность Гамлета, что заставляет его преследовать мать и дядю?». Для Задания 2 такими вопросами могут быть: «Почему вы обращались (или не обращались) за помощью?», «Чего вам не хватало для выполнения задания?». Для Задания 3 такими вопросами будут: «В чем преимущества этого фильма перед другими?», «Как лучше выстроить последовательность фильмов в программе фестиваля?».
Просмотрите свой список вопросов — сколько из них направлены на выяснение причин и объяснение?
III. Дивергентные вопросы
Суть такого вопроса состоит в обуславливании ситуации: «Что будет (не будет), если. ». Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы. Умение задавать такие вопросы важно для многих специалистов: принятие решения о лечении, мере наказания или поощрения обязательно должно основываться на оценке последствий принятого решения. Если конвергентный вопрос обращен на объяснение уже случившегося, то дивергентный — на предсказание будущего.
Анализ «Гамлета» мог бы включить, например, следующие вопросы: «Как бы развивались отношения Гамлета и Офелии, если бы отец Гамлета не умер?», «Что произошло бы с Гамлетом, если бы он остался в живых и покарал обидчиков?». Для второй ситуации можно было бы задать вопросы: «Что могло бы вам помочь выполнить задание в срок?», «Если бы вы использовали такое-то средство, как бы это повлияло на ситуацию?». Для третьей ситуации возможны вопросы: «Как включение этого фильма в программу фестиваля отразится на популярности фестиваля?», «Кто должен представлять фильм, чтобы он был замечен зрителями?», «Каков будет общественный резонанс, если этот фильм не будет включен в программу?».
Внимательно изучите список ваших вопросов — можно ли выделить «сильные» вопросы, значимые для решения проблемы, и «слабые», те, которые можно было бы исключить из списка. «Сильный» вопрос дает понимание ситуации, часто это вопрос на альтернативу: «Кто мог бы сделать это, при условии. », «Когда это может произойти, если. », «Где это могло бы происходить. » и т.д. И ситуация 2, и ситуация 3 требуют вопросов на возможность. Такие вопросы не совсем корректны для ситуации 1, поскольку в рамках художественного произведения трудно рассуждать в условном наклонении.
IV. Вопрос-оценка (вопрос на суждение и сравнение)
Эти вопросы соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию, книге, фильму и т.д. Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и понимает неоднозначность того, о чем идет речь.
Вопросы на оценку и сравнение незаменимы, когда нужно оценить понимание исторического факта или произведения искусства. В ситуации 1 возможны вопросы: «Сравните гибель Офелии и Джульеты, в чем сходство и различие этих героинь Шекспира», «На каких других литературных героев похож Гамлет», «Чем пьеса „Гамлет“ отличается от других пьес Шекспира». Для ситуации 2 такими вопросами могут быть: «В чем ответственны вы, а в чем другие?», «Оцените свои действия: где вы принимали верное решение, а где ошибочное?». Для третьей ситуации вопрос на оценку может быть направлен, например, на сравнение разных фильмов по разным основаниям.
Вопросы на суждение и сравнение желательны во всех трех предлагаемых заданиях — важно, чтобы эти вопросы располагали к обоснованию точки зрения.
V. Комбинированный вопрос (комплексный вопрос, ответ на который может быть очень длинным)
На самом деле вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение.
Например в ситуации 1 вы можете задать такие вопросы: «Не все герои пьесы Шекспира одинаково активно взаимодействуют друг с другом. Подтвердите это положение и найдите ему объяснение. Как могла бы выглядеть сцена диалога между Полонием и отцом Гамлета?». В ситуации 2 можно задать такие комбинированные вопросы: «Когда стало ясно, что вы не успеваете, почему вы не сообщили об этом сразу?», «Кто мог бы сделать это задание за вас, кому бы вы поручили его на моем месте и почему?». В ситуации 3 комбинированный вопрос может быть направлен на выяснение художественной ценности фильма: «Какие новые художественные приемы есть в фильме, как они соотносятся с приоритетами фестиваля?»
Посмотрите, много ли среди придуманных вами вопросов комбинированных. Подумайте, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос. Степень взаимосвязи заданных вами вопросов определяется тем, есть ли у вас направленность в сборе информации, выделяете ли вы предварительные гипотезы, и насколько выдвинутые вами гипотезы вариативны. Комбинированные вопросы позволяют связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку» изучаемой ситуации.
Умение задавать вопросы помогает человеку научиться отвечать на вопросы других вдумчиво и без спешки; отвечать, рассуждая и развивая свою точку зрения. Составление плана ответа на вопрос есть не что иное, как разбиение одного большого вопроса на более «узкие» вопросы. Не случайно многие психологи предпочитают говорить об искусстве, а не умении задавать вопросы: ведь вопрос показывает не только уровень осведомленности, но и способность человека подходить к предмету изучения нестандартно. Если в вашем списке много комбинированных вопросов, вопросов на объяснение, предсказание или оценку — вы, скорее всего, без труда включаете ваши творческие способности в изучение ситуации. Если вам было трудно задавать «сильные» вопросы, это не значит, что у вас таких способностей немного. Попробуйте переделать ваши вопросы в более сложные, а для этого «включите» интерес к заданию.
Источник
Как развить умение задавать правильные вопросы
Существует принцип в информатике, который гласит: «Мусор на входе — мусор на выходе». Он значит, что при неверных входящих данных будут получены неверные результаты, даже если сам алгоритм правильный. Этот же принцип можно применить и в коммуникации: неверные вопросы дают неправильные ответы. Умение задать правильный вопрос является целым искусством и может многократно увеличить понимание какой-либо темы или улучшить взаимоотношения с другими людьми. Главная функция правильной постановки вопросов в том, чтобы собрать нужную информацию, чему-нибудь научиться и сделать правильный логический вывод.
Рассмотрим несколько техник задавания вопросов, а также то, в каких ситуациях нужно их использовать.
Открытые и закрытые вопросы
Закрытый вопрос предполагает короткий, четкий и понятный ответ. Он не способен разговорить собеседника, потому что похож скорее на вопрос из собеседования или интервью. Например, «Ты голоден?» или «Где ты живешь?» предполагают простой ответ. Впрочем, если ваш собеседник на закрытый вопрос ответил историей и эмоциями, значит он заинтересован в дальнейшем общении и это хороший знак.
Открытые вопросы направлены на то, чтобы получить развернутые ответы. Обычно они начинаются со слов «что», «почему», «зачем» и «как». Открытый вопрос имеет своей целью узнать точку зрения собеседника и вызвать у него эмоции. К вопросам такого типа также относят и фразы типа: «Расскажи мне…», «Опиши мне…». Вот примеры открытых вопросов:
- Что случилось на встрече?
- Почему ты так отреагировал?
- Как прошла вечеринка?
- Расскажи мне, что потом случилось.
- Опиши мне все в деталях.
Открытые вопросы хороши для:
- Начала откровенного разговора.
- Выяснения деталей.
- Выяснения причин проблемы или мнения собеседника.
Закрытые вопросы хороши для:
- Тестирования понимания того, что хотел сказать человек: «То есть если я повышу квалификацию, то получу прибавку?».
- Принятия решения: «Теперь, когда у нас есть все факты, все согласны, что мы выбрали правильный курс действий?».
- Понимания: «Вы довольны нашим сервисом?».
Если вы хотите разговорить человека и используете только закрытые вопросы, это приведет к неловким паузам и может уничтожить любые позитивные намерения.
Воронкообразные вопросы
Эта техника достаточно проста и эффективна: вы начинаете с общих вопросов, а затем с каждым последующим сужаете тему и переходите на новый уровень детализации. Этот метод часто используют детективы при допросе свидетеля:
- Сколько человек было вовлечено в драку?
- Около десяти.
- Это были дети или взрослые?
- В основном дети.
- Сколько им примерно лет?
- От четырнадцати до шестнадцати.
- Они были одеты как-то по-особенному?
- Да, на некоторых из них были надеты красные бейсболки.
- Можете ли вы припомнить, что за логотип был на бейсболках?
- Да, кажется припоминаю большую букву N.
Вы можете комбинировать эту технику с закрытыми и открытыми вопросами. Начинайте с закрытых вопросов и общей картины, а когда дело дойдет до деталей, подключайте открытые вопросы и начинайте вызывать эмоции.
Уточняющие вопросы
Это еще один способ получения деталей. Иногда достаточно попросить собеседника привести пример, чтобы понять, что он хотел сказать своим утверждением. Или вам может понадобиться дополнительная информация для понимания: «Когда вам нужен мой отчет и хотите ли вы увидеть черновой набросок перед финальной версией?». Также вы можете попросить привести доказательства: «На каком основании вы считаете, что новый продукт не получит спроса? Можно подробнее?».
При использовании этой техники чаще используйте слово «именно»: «Что именно ты хочешь этим сказать?».
Уточняющие вопросы хороши для:
- Получения пояснений для того, чтобы понять общую картину.
- Вытаскивания информации из человека, который избегает рассказа.
Также можете использовать метод «Почему?» для личной эффективности.
Наводящие вопросы
Наводящие вопросы стараются привести точку зрения собеседника к вашей. Их можно задавать несколькими способами:
- С предположением: «Как думаешь, насколько поздно мы сдадим этот проект?». Такой вопрос предполагает, что проект точно не будет сдан вовремя.
- С добавлением персонального призыва или согласия: «Он работает очень эффективно, не так ли?» или «Второй вариант лучше, правда?».
- Формулировать вопрос так, чтобы собеседнику было проще сказать «да». Вопрос «Должны ли мы одобрить второй вариант?» с большей вероятностью получит позитивный ответ, чем: «Ты хочешь одобрить второй вариант?».
- Давать человеку выбрать между двумя приемлемыми для вас вариантами лучше, чем давать выбор между нужным для вас действием и отсутствием действия.
Наводящие вопросы хороши в таких случаях:
- Дать человеку выбрать между нужными вам вариантами, оставляя у него ощущение, что он имел выбор. Данный способ является манипуляцией и его следует использовать только в том случае, если хотите сделать, как лучше.
- При закрытии продажи или сделки: «Если это все ваши вопросы, давайте перейдем к обсуждению цены?».
Кстати, обратите внимание на то, что наводящие вопросы являются по большей части закрытыми.
Риторические вопросы
Риторические вопросы по своей природе не требуют ответа. На самом деле это утверждения, выраженные в вопросительной форме: «Ну разве этот фильм не великолепен?». Люди используют риторические вопросы для вовлечения слушателя, а также для того, чтобы он с ними согласился.
Также они хороши, когда идут один за одним: «Разве этот монитор не хорош? Разве вам не понравится смотреть на нем фильмы и наслаждаться качеством картинки?».
Использование техники задавания вопросов
Вероятно, вы уже использовали все эти техники в разных сферах своей жизни, однако осознанное их применение может помочь добиться намного больших целей.
Вопросы хороши для таких сфер жизни:
- Обучение: чаще задавайте открытые, закрытые и уточняющие вопросы.
- Взаимоотношения: обычно люди реагируют позитивно на просьбу высказать свое мнение или рассказать, что они делают. Простой вопрос «Что ты об этом думаешь?» способен разговорить почти любого человека.
- Лидерство: в управлении людьми подходят риторические и наводящие вопросы.
- Избежание недопониманий: используйте уточняющие вопросы для того, чтобы прояснить ситуацию. Также прочтите статью «Лестница умозаключений», которая поможет не делать поспешных решений.
- Разрядка обстановки: воронкообразные вопросы помогают выяснить причину недовольства и убрать негативные эмоции человека.
- Убеждение людей: никто не любит поучения, поэтому открытые вопросы помогут выяснить точку зрения другого человека и убедить его в чем-то.
Помните, что человеку нужно дать время на то, чтобы ответить на ваш вопрос. Не делайте вывод о паузе, как о несогласии.
Развивайте навык слушателя, потому что именно это позволит вам овладеть искусством задавать правильные вопросы. Также помните о своем языке тела, что тоже имеет значение для вашего собеседника.
Также рекомендуем вам наш курс по повышению грамотности, который определит именно ваши типовые ошибки и даст вам специальные упражнения на их исправление.
Источник