Конструктивный и деструктивный конфликт

Конструктивный и деструктивный конфликт

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН. — Один из вариантов конструктивного исхода конфликта. Многие авторы определяют его через так называемый ценностный обмен. Так, Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская ценностным обменом называют обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.

Ценности– побудители и регуляторы поведения ((отвечают на вопрос: ради чего?, почему?).

Основные группы причин конфликта

· Структурные факторы (существуют объективно, независимо от нашего желания и возможностей и не могут быть изменены в рамках конфликта). Например, система законов, социальных норм, политическая система государства; возрастные различия, половые различия и т. п.

· Информационные факторы (информация, которая стала причиной конфликта, как правило, это ложная, искажённая, преждевременная информация).

· Ценности (мировоззрение, традиции, привычки).Важно, чтобы конфликтующие стороны нашли общую ценность, ради которой они будут готовы принять существующие противоречивые ценности друг друга. Например, супруги, имея разные взгляды на жизнь или мораль, из – за которых постоянно ссорятся, те не менее не разводятся ради детей; люди не воюют ради сохранения жизни и т. п.

· Отношения (установки, стереотипы) Например, все пожилые люди сварливы, вся молодёжь распущенная и т. п.

· Поведенческие реакции (поведение в момент конфликта).

Стадии развития конфликта

1. Напряжение. Эту стадию называют «предконфликт», так как возможно и нет причин для конфликта, просто возникло недоразумение во взаимопонимании сторон.

2. Инцидент – открытая эмоционально агрессивная стычка.

3. Конфликтные действия — действия по нанесению ущерба друг другу. В этот момент у каждой из конфликтующих сторон появляется группа поддержки, которая разделяет позицию сторон.

4. Эскалация — обезличивание участников конфликта, главной целью становиться борьба до победы любой ценой.

5. Кульминация – формируются результат или варианты разрешения конфликта.

6. Разрешение – наиболее часто встречаются следующие варианты: уничтожение одной из сторон, приспособление – подчинение одной стороне; поиск возможного разрешения, если стороны равны.

Вопросы для самоанализа

1. Как вы чувствовали себя в разных позициях?

2. При каких обстоятельствах люди, даже не склонные к этому выступают «миротворцами», «обвинителями»?

3. При каких обстоятельствах люди, даже не склонные к этому выступают «расчётливыми», «отстранёнными»?

4. Как вы думаете, в зависимости от направленности (агрессор, жертва, примиряющиеся с ситуаций), к каким коммуникациям станут прибегать люди?

5. На ваш взгляд, к каким коммуникациям чаще прибегают мужчины, а к каким женщины?

Коммуникативные нарушения в конфликте

У сторон, находящихся в конфликте, так же, как у влюблённых, резко сужается видение мира, сосредотачиваясь на определённой личности и ряде связанных с ней аспектов, причём под очень субъективным углом зрения.

К сожалению, вовлечённость в конфликт приводит к тому, что восприятие, мышление, целеполагание, поведение участников конфликтов подвергается значительному искажению, как правило, не осознаются самими участниками.

Восприятие и мышление в конфликте искажается следующим образом:

v Растёт избирательность восприятия, чётко воспринимаются только «полезные», приятные факты, говорящие о собственной правоте, благородстве и т. п. В отношении неприятных фактов происходит противоположное искажение, они либо не замечаются, либо оцениваются как незначительные.

v Делается акцент на угрозу. В действиях другой стороны видится только угроза. Данные, говорящие о добрых намерениях и конструктивных усилиях другой стороны игнорируются.

v Происходит несоразмерное увеличение раздражающих свойств личности оппонента, остальные качества его личности, напротив, уменьшаются.

v Нарушение восприятия причинности во времени. В результате – утрачивается способность прослеживать будущие последствия собственных поступков.

v Нарушается восприятие времени. В воспоминаниях искажается последовательность событий. Возникает стойкое впечатление, что он «первый начал», «именно он вынудил меня».

v Происходит упрощение восприятия и мышление. Всё видится в чёрно – белом свете. Причем, белоснежными воспринимаются свои действия.

v Происходит фиксация на определённых установках, сформированных на неполноценных данных восприятия и ложной интерпретации, через которые впоследствии фильтруются все события, усугубляется субъективность понимания происходящего.

Происходит искажение чувств, эмоций:

v Рост чувствительности, ранимости. Легко возникают обиды по самым незначительным поводам.

v Растёт неуверенность. Человек испытывает недостаток бесзопасно, пытается обрести её, зачастую, нападая.

v Растёт недоверие.

v Парадоксально растёт нечувствительность. Возникает эмоциональная тупость в отношении переживаний оппонента.

v Растёт поляризация положительных и отрицательных качеств. Положительные качества присваиваются себе, отрицательные оппоненту.

v Усиливается изоляция. Участники конфликта обрастают панцырем, изолируются друг от друга.

Искажение способности к формулированию целей и конструктивным действиям

v Усугубляется односторонность. Сужение видение ситуации порождает узкую постановку целей.

v Происходит застывание позиций и зацикливание на каких – либо вопросах, связанных с конфликтами.

v Развивается фанатизм. Победа над противником видится как единственно возможная и благородная цель.

v Углубление конфликта. Всё больше затрагиваются глубокие, бессознательные уровни личности.

Искажение в поведение участников конфликта

v Происходит обеднение поведенческого репертуара, действия приобретают односторонность.

v Огрубление поступков. Человек позволяет себе такие действия и высказывания, которых в нормальной жизни не допускает.

v Иррационализация поведения. – Участники склонны «сначала сделать, а потом думать».

v Возникает несоответствие результатов действий исходным намерениям участников. Неприятие ответственности за непреднамеренные действия по типу: «а что я такого сказал», «ну, кто ж знал, что он повесится».

v Демонизация. Поскольку результаты часто не совпадают с осознанными намерениями, то они часто и вовсе не замечаются, возникают, так называемые «демонические зоны», где события развиваются стихийно, словно без всякого участия самого человека, вовлеченного в конфликт.

Стили поведения в конфликте

· Соперничество – ориентация на достижение своих целей и реализация интересов без учёта целей интересов другой стороны.

Читайте также:  Срок действия анализов для госпитализации

· Сотрудничество – участники ориентированы на возможно полное обоюдное удовлетворение интересов.

· Избегание – уход от удовлетворения собственных интересов, что является одновременным препятствием удовлетворению интересов оппонента.

· Приспособление – отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого.

· Компромисс – частичный отказ от собственных интересов позволяет частично удовлетворить их.

Конструктивный и деструктивный конфликт

«Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».- Ч. Ликсон.

Признаки деструктивный конфликта Признаки конструктивного конфликта
отвлекает время и силы от решения более важных дел; способствует решению проблем;
вызывает поведение, противоречащее моральным нормам, ведёт к занижению самооценки; увеличивает степень вовлечённости в обсуждаемую проблему;
поляризует позиции людей в группе и препятствует внутригрупповому взаимодействию; обеспечивает эмоциональную разрядку;
усугубляет различия в ценностях; позволяет людям больше узнать друг о друге;
провоцирует неприемлемые способы действия и поведения способствует личностному росту, приобретению знаний и умений в профессиональном общении.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН. — Один из вариантов конструктивного исхода конфликта. Многие авторы определяют его через так называемый ценностный обмен. Так, Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская ценностным обменом называют обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.

Ценности– побудители и регуляторы поведения ((отвечают на вопрос: ради чего?, почему?).

Основные группы причин конфликта

· Структурные факторы (существуют объективно, независимо от нашего желания и возможностей и не могут быть изменены в рамках конфликта). Например, система законов, социальных норм, политическая система государства; возрастные различия, половые различия и т. п.

· Информационные факторы (информация, которая стала причиной конфликта, как правило, это ложная, искажённая, преждевременная информация).

· Ценности (мировоззрение, традиции, привычки).Важно, чтобы конфликтующие стороны нашли общую ценность, ради которой они будут готовы принять существующие противоречивые ценности друг друга. Например, супруги, имея разные взгляды на жизнь или мораль, из – за которых постоянно ссорятся, те не менее не разводятся ради детей; люди не воюют ради сохранения жизни и т. п.

· Отношения (установки, стереотипы) Например, все пожилые люди сварливы, вся молодёжь распущенная и т. п.

· Поведенческие реакции (поведение в момент конфликта).

Стадии развития конфликта

1. Напряжение. Эту стадию называют «предконфликт», так как возможно и нет причин для конфликта, просто возникло недоразумение во взаимопонимании сторон.

2. Инцидент – открытая эмоционально агрессивная стычка.

3. Конфликтные действия — действия по нанесению ущерба друг другу. В этот момент у каждой из конфликтующих сторон появляется группа поддержки, которая разделяет позицию сторон.

4. Эскалация — обезличивание участников конфликта, главной целью становиться борьба до победы любой ценой.

5. Кульминация – формируются результат или варианты разрешения конфликта.

6. Разрешение – наиболее часто встречаются следующие варианты: уничтожение одной из сторон, приспособление – подчинение одной стороне; поиск возможного разрешения, если стороны равны.

Источник

КОНФЛИКТ КОНСТРУКТИВНЫЙ

* * *
тип конфликтного Взаимодействия, в процессе и результате развертывания которого происходит устранение недостатков в Функционировании социальной системы, группы или организации, повышается эффективность выполняемых ею Функций, ее адаптация к изменяющимся условиям Внутренней и внешней среды, усиливается сплоченность ее членов и их единство.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «КОНФЛИКТ КОНСТРУКТИВНЫЙ» в других словарях:

конфликт продуктивный — (конфликт конструктивный) конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально психологических процессов, служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности. Исследования показали, что при некоих… … Большая психологическая энциклопедия

КОНФЛИКТ ПРОДУКТИВНЫЙ — – См. Конфликт конструктивный … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

конфликт — (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции… … Большая психологическая энциклопедия

конфликт продуктивный (конструктивный) — конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально психологических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности. Исследования Л. Козера, М. Дойча и др. показали, при определенных… … Большая психологическая энциклопедия

Конфликт продуктивный (конструктивный) — конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально психологических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности. Исследования Л. Козера, М. Дойча и др. показали, что при определенных … Психологический лексикон

Конфликт — Конфликты с участием человека разделяют на 2 типа: социальные и внутриличностные. К. социальный чаще деструктивный способ развития и разрешения значимых противоречий в социальном взаимодействии. К. внутриличностный выраженное негативное… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Конфликт — [лат. conflictus столкновение] столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по… … Психологический лексикон

Российско-грузинский конфликт — См. также Внешняя политика Грузии Российско грузинский шпионский скандал (2006) обострение отношений между Россией и Грузией в сентябре октябре 2006, вызванное задержанием грузинскими спецслужбами российских военнослужащих по подозрению в… … Википедия

Российско-грузинский конфликт (2006) — См. также Внешняя политика Грузии Российско грузинский шпионский скандал (2006) обострение отношений между Россией и Грузией в сентябре октябре 2006, вызванное задержанием грузинскими спецслужбами российских военнослужащих по подозрению в… … Википедия

Межличностный конфликт — ситуация разногласий, противоречий, столкновений между людьми, ситуация противостояния, переживаемая как психол. проблема, дискомфорт, к рый побуждает активность сторон, нацеленную на преодоление противоречий и разрешение ситуации в интересах… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Читайте также:  Тема 2 Совокупный спрос и совокупное предложение модель AD AS

Источник

Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов

Конструктивный и деструктивный конфликты: сущность и отличительные особенности

Конфликт – это противостояние двух или более сторон, возникающее вследствие противоречивости их желаний и интересов.

Противоречия могут возникнуть в результате разных взглядов на какие-то обстоятельства, ценности, информацию. Несмотря на то, что разногласия иногда можно спрогнозировать, чаще всего они непредвиденные и зависят не только от предмета спора, но и от личностей этого спора.

Специалисты, в соответствии с характером последствий, выделяют деструктивные и конструктивные конфликты, хотя нет четких критериев их различий. Значительная часть конфликтов имеет одновременно и деструктивные и конструктивные функции, причем независимо от той среды, в которой они возникают.

Помощь со студенческой работой на тему
Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов

Давая оценку конфликту важно учитывать его субъективную сторону, потому что с одной стороны он может носить конструктивный, а с другой стороны – деструктивный характер. Также важной является заинтересованность третьих лиц, возможных инициаторов противостояния.

Деструктивные конфликты, как правило, приводят к ссорам и натянутым отношениям, а иногда и к физическому насилию. Причиной их возникновения может быть предвзятость, личная неприязнь, желание получить выгоду.

Противоположную роль играют конструктивные конфликты, способствующие разрешению скрытых проблем, укреплению дружеских отношений. С самого начала конструктивные конфликты не имеют негативной составляющей, они помогают людям понять друг друга, притереться, заявить о своих правах и научиться уважать права другого человека.

Позитивные конфликты несложно урегулировать, а иногда они могут быть разрешены сами собой. В ходе конструктивного конфликта возможным становится повышение самооценки, самоуважения, зарождаются новые стили поведения и ценности. Если большой коллектив понимает, что старые установки и методы не работают, то необходимо творчески приспосабливаться и вырабатывать новые. Спор, проводимый в конструктивном русле, предотвращает серьезные и затяжные разногласия, которые могут иметь разрушительные последствия.

Отличительные особенности деструктивного и конструктивного конфликтов состоят в следующем:

  • не решает важных вопросов и уводит в сторону;
  • приводит к стрессу и вызывает низкую самооценку;
  • формирует негативный климат в коллективе;
  • делит участников конфликта на два лагеря;
  • вызывает агрессию.
  • раскрывает сложившуюся важную проблему;
  • вовлекает всех участников конфликта в решение обозначенной проблемы;
  • способствует выходу негативных эмоций;
  • способствует совершенствованию работников, получению и использованию ими знаний и опыта.

Последствия деструктивного конфликта

Латинское слово destructio означает разрушение, реструктуризацию чего-либо. В психологии деструктивность означает особенности личности, разрушительное влияние индивида не только на самого себя, но и на внешний мир. Как качество личности деструктивность развивается тогда, когда человек не сумел самореализоваться и его энергия не может найти себе выход.

Деструктивный конфликт возникает в том случае, если его участники переходят границы общественно дозволенного или усугубляют накаленную ситуацию.

Деструктивнй конфликт не приносит пользу, наоборот, он угрожает не только отношениям, но и здоровью и даже жизни человека. Несогласия в этом конфликте могут коснуться невинных людей, ставших случайными жертвами обстоятельств. В деструктивном конфликте не бывает победителей, жертвами становятся обе стороны, потерявшие контроль над собой и, желающие уничтожить друг друга морально и физически.

Этот вид конфликта вызывает депрессивное состояние, нежелание проявлять активность и принимать участие в общественной жизни коллектива. В прямом смысле слова, каждый участник может быть «ранен» в этом словесном бою, получить невроз.

Ужасным последствием этого конфликта может быть попытка суицида, в лучшем случае – напряжение и разочарование, которые со временем приводят к недоверию даже в отношении к близким людям, вызывают симптомы невроза и, в крайнем случае, ведут к деградации личности.

Деструктивные конфликты относятся к самым опасным видам с постоянным соперничеством и непродуктивным общением, с чувством обиды и неудовлетворенности работой. Они отрицательно сказываются на психологическом климате коллектива, на корпоративной культуре, мешают работать даже тем, кто в них не принимает участия, об этом говорит служба исследований HeadHunter. Она провела опрос среди 5200 сотрудников российских компаний и 40% опрошенных подтвердили факт подавленности из-за конфликтующих сторон.

Однако деструктивный конфликт по своей природе может иметь благоприятный исход и здесь специалисты называют конструктивные способы его разрешения. Прежде всего, это ограничение контакта сторон – в организации это может быть разграничение полномочий или кадровые перестановки, возможна постановка общей цели, которая принудит участников к поиску общего языка, введение системы санкций, действующей на тот случай, если спор не удастся исчерпать. Очень важно разрушающую силу спора преобразовать в конструктивную, чтобы было возможно услышать друг друга и прийти к обоюдному согласию и пониманию.

Последствия конструктивного конфликта

Конфликт может выполнять функции положительного значения, например, конструктивная сторона состоит в следующем:

  • возможность выявить противоречия тогда, когда они достигли зрелой стадии и необходимости их устранении;
  • возможность снятия напряжения и разрешения стрессовой ситуации;
  • поиск выхода из конфликта позволяет интегрироваться, проявляя взаимопомощь и взаимопонимание;
  • стабильность социальной системы в результате разрешения спорной ситуации;
  • предостережение от более серьезных противоречий и столкновений.

Таким образом, конструктивный конфликт направлен на разрешение проблемы, а не на разрушение, он обнаруживает подлинные черты характера оппонента, истинные мотивы его поведения, способствует укреплению характера и становлению личности.

Конструктивная функция состоит в сближении участников, снятии напряжения, предоставлении полной информации о противоположной стороне. Если такой конфликт происходит в семье, то после его разрешения партнеры становятся ближе друг к другу, улучшают процесс общения, повышают уровень удовлетворенности и взаимопонимания.

Читайте также:  Что такое атрофический тип мазка в гинекологии

Конструктивная функция объединяет участников спора, может сгруппировать их и направить энергию на творчество.

Для конструктивного развития конфликта важно соблюдать такие условия как признание наличия разногласий и желание понять их природу, признать право оппонента на отстаивание своей позиции. Очень важно исключить повышенный тон и взаимные оскорбления, при необходимости привлечь незаинтересованную третью сторону для объективной оценки.

Конструктивной частью является установление правил поведения во время общения. Одним из основных правил является ясность, при которой оппонент становится понятным, в результате человек услышан и сохраняет чувство собственного достоинства.

При обсуждении конкретного предмета спора не вспоминают прошлые случаи и не переходят на личности. Поскольку все участники вовлекаются в диалог, то их растрачиваемая энергия одинакова, они по очереди наносят и получают «удары». Но, здесь может возникнуть ситуация одностороннего нападения при отсутствии диалога – это треугольник насилия, из которого очень сложно выбраться. Суть этого треугольника в том, что кто-то должен, сменяя друг друга, исполнить роль жертвы, спасителя и тирана.

Причины, вызывающие конструктивный конфликт, чаще всего связаны с неблагоприятными условиями труда, несовершенной оплатой труда, перегрузками в работе, низким уровнем дисциплины, несоответствием прав и обязанностей работников. Его конструктивные последствия выражаются в поиске взаимоприемлемых решений, снятии враждебного отношения друг к другу, эмоциональной разрядке и психологическом обновлении отношений.

Источник



Деструктивные и конструктивные конфликты

Большинство людей считает конфликт сугубо негативным явлением, которое приводит лишь к ссорам, противоречиям и разрушениям. Тем не менее это ошибочное мнение. Помимо деструктивных, существуют также и конструктивные конфликты, которые приводят к разрешению многих скрытых проблем.

Определение понятий

Конфликт представляет собой определенное противоречие или противостояние, которое возникает ввиду несовместимости интересов сторон. Может возникать между отдельными людьми или их группами в процессе жизнедеятельности.

В соответствии с характером последствий, психологи выделяют деструктивные и конструктивные конфликты. В первом случае не будет ничего, кроме ссор, негатива и натянутых отношений. Порой деструктивные конфликты могут перейти в стадию физического насилия. Зачастую они возникают на почве личной неприязни, предвзятости, стремления к извлечению выгоды.

Абсолютно противоположным значением обладают конструктивные конфликты. Они способствуют разрешению явных и скрытых проблем, снятию напряженности в коллективе, укреплению дружеских отношений. Если речь идет о предприятиях, то менеджеры порой сознательно провоцируют конфликты, чтобы разрядить накаленную обстановку.

Конструктивный и деструктивный конфликт — сложности оценки

Стоит отметить, что противостояние между индивидами или их группами достаточно трудно поддается оценке. Определить разновидность не всегда возможно ввиду следующих объективных факторов:

  • Не существует четких критериев, в соответствии с которыми различают конструктивный и деструктивный конфликт. Чаще всего это можно сделать только после завершения противостояния, когда может быть дана оценка последствиям (и даже в этом случае ответ может не быть однозначным).
  • Большая часть конфликтов, независимо от среды, в которой они возникают, характеризуются как конструктивными, так и деструктивными функциями одновременно.
  • Характеристики противостояния могут существенно меняться в зависимости от того, на какой стадии оно находится. Конструктивный конфликт может стать таковым только после острой фазы или, наоборот, — перейти в область деструкции.
  • При оценке конфликта всегда стоит учитывать субъективную сторону. Так, одна сторона может считать его конструктивным, а для другой он будет носить деструктивный характер. Кроме того, важно учитывать заинтересованность третьих лиц, которые могут выступать инициаторами противостояния.

Конструктивные функции социального конфликта

Несмотря на общую негативную окраску такого явления, как конфликт, оно выполняет ряд функций положительного значения. Так, конструктивная сторона конфликтов состоит в следующем:

  • конфликт позволяет выявить противоречия и проблемы в тот самый момент, когда они достигли стадии зрелости и нуждаются в немедленном устранении;
  • может выступить в качестве механизма для снятия напряжения в обществе и разрешения ситуации, являющейся источником стресса;
  • в процессе поиска путей выхода из конфликта индивиды могут интегрироваться, проявляя взаимопомощь и взаимопонимание;
  • в результате разрешения спорной ситуации и устранения ее источника социальная система становится более стабильной;
  • вовремя возникший конфликт может предостеречь от более серьезных столкновений и противоречий.

Таким образом, нельзя однозначно говорить о негативной природе конфликта. Конструктивный социальный конфликт направлен не на обострение, а на разрешение проблем.

Конструктивные функции межличностного конфликта

Конструктивный межличностный конфликт выполняет следующие положительные функции:

  • позволяет обнаружить подлинные черты характера оппонента, а также выявить истинные мотивы его поведения;
  • конфликтные ситуации способствуют укреплению характера и становлению личности;
  • способствует адаптации личности в социуме, ее самореализации и самоутверждению.

Деструктивные функции конфликта

Для конфликтов характерны следующие деструктивные функции:

  • ввиду того, что противостояние может перейти из вербального в физическое, высок риск материальных потерь, а также человеческих жертв;
  • дезорганизация общества ввиду напряженности отношений;
  • замедление темпов социально-экономического развития ввиду нарушения межличностных и межгрупповых связей;
  • в процессе противостояния могут открыться новые конфликты, которые будут носить еще более деструктивный характер;
  • снижение уровня дисциплины и дезориентация;
  • ухудшение психологического климата в коллективе или обществе;
  • с точки зрения отдельно взятой личности, может развиться неуверенность в себе, наступить разочарование в убеждениях и ценностях;
  • отрицательная оценка окружающих;
  • в ходе конфликта могут сработать защитные механизмы психики, которые могут привести к деструктивному поведению или болезненным состояниям.

Типы конфликтных личностей

Конструктивное решение конфликта не всегда бывает возможным ввиду индивидуальных особенностей его участников. Психологи выделяют шесть типов личностей, которые наиболее часто вступают в противостояния с окружающими:

Источник