Оптика физика 11 класс вопросы
Бассейн глубиной 4 м заполнен водой, относительный показатель преломления на границе воздух-вода 1,33. Какой кажется глубина бассейна наблюдателю, смотрящему в воду вертикально вниз?
Рассмотрим ход лучей из одной точки А на дне бассейна. Вертикальный луч АВ не изменяет своего направления после прохождения границы раздела, остальные лучи испытывают преломление. При наблюдении из разных точек кажущаяся глубина имеет различные значения. В любом случае отношение действительной глубины h к кажущейся глубине h’ определяется одной и той же формулой:
При наблюдении по вертикали вниз углы и очень малы, они определяются расстоянием до поверхности воды и расстоянием между зрачками глаз. Для малых углов можно воспользоваться приблизительным равенством синусов углов тангенсам углов:
Можно ли просто считать, что длина волны света в среде меньше длины света в вакууме, и так как свет падает перпендикулярно, не рассматривать первые два пункта, а использовать только последнюю формулу.
В данной задаче, на мой взгляд, самой существенной частью является как раз вывод формулы из пункта 2, с последующим ее упрощением для случая малых углов в пункте 3. Совсем не понимаю, как Вы собираетесь вывести необходимую формулу, не сделав пояснения в решении, отраженные в первых двух пунктах. Данная формула не является общеизвестным законом, так что ее необходимо доказать, прежде, чем использовать.
Важно понимать, что глаз имеет конечные размеры, и любой предмет он видит при помощи расходящегося от предмета пучка света. По одному вертикальному лучу невозможно судить о положении дна. Видимое положение дна формируется в голове в результате обработки информации от всех близких друг к другу лучей. Так как тут смотрят вертикально, то для решения задачи достаточно рассмотреть вертикальный луч и луч с малым углом преломления, что и делается в решении.
Источник
Контрольная работа по физике Оптика 11 класс
Контрольная работа по физике Оптика для учащихся 11 класса с ответами. Контрольная работа включает 5 вариантов, в каждом варианте по 8 заданий.
1 вариант
A1. Луч света падает на плоское зеркало. Угол отражения равен 24°. Угол между падающим лучом и зеркалом
А2. Если расстояние от плоского зеркала до предмета равно 10 см, то расстояние от этого предмета до его изображения в зеркале равно
1) 5 см
2) 10 см
3) 20 см
4) 30 см
А3. Если предмет находится от собирающей линзы на расстоянии, равном двойному фокусному расстоянию, то его изображение будет
1) действительным, перевёрнутым и увеличенным
2) действительным, прямым и увеличенным
3) мнимым, перевёрнутым и уменьшенным
4) действительным, перевёрнутым, равным по размеру предмету
А4. Какое оптическое явление объясняет радужную окраску крыльев стрекозы?
1) Дисперсия
2) Дифракция
3) Интерференция
4) Поляризация
А5. В основу специальной теории относительности были положены
1) эксперименты, доказывающие независимость скорости света от скорости движения источника и приёмника света
2) эксперименты по измерению скорости света в воде
3) представления о том, что свет является колебанием невидимого эфира
4) гипотезы о взаимосвязи массы и энергии, энергии и импульса
В1. К потолку комнаты высотой 4 м прикреплена люминесцентная лампа длиной 2 м. На высоте 2 м от пола параллельно ему расположен круглый непрозрачный диск диаметром 2 м. Центр лампы и центр диска лежат на одной вертикали. Найдите максимальное расстояние между крайними точками полутени на полу.
В2. Расстояние от предмета до экрана, где получается четкое изображение предмета, 4 м. Изображения в 3 раза больше самого предмета. Найдите фокусное расстояние линзы.
C1. В дно водоёма глубиной 2 м вбита свая, на 50 см выступающая из воды. Найдите длину тени сваи на дне водоёма, если угол падения лучей 30°, показатель преломления воды 1,33.
2 вариант
А1. Луч света падает на плоское зеркало. Угол отражения равен 12°. Угол между падающим лучом и зеркалом
А2. Изображением источника света S в зеркале М является точка
А3. Если предмет находится от собирающей линзы на расстоянии больше двойного фокусного расстояния, то его изображение будет
1) действительным, перевёрнутым и увеличенным
2) действительным, прямым и увеличенным
3) мнимым, перевёрнутым и уменьшенным
4) действительным, перевёрнутым и уменьшенным
А4. В какой цвет окрашена верхняя дуга радуги?
1) Фиолетовый
2) Синий
3) Красный
4) Оранжевый
А5. Для каких физических явлений был сформулирован принцип относительности Галилея?
1) Только для механических явлений
2) Для механических и тепловых
3) Для механических, тепловых и электромагнитных явлений
4) Для любых физических явлений
В1. К потолку комнаты высотой 4 м прикреплено светящееся панно — лампа в виде квадрата со стороной 2 м. На высоте 2 м от пола параллельно ему расположен непрозрачный квадрат со стороной 2 м. Центр панно и центр квадрата лежат на одной вертикали. Найдите суммарную площадь тени и полутени на полу.
В2. С помощью собирающей линзы получено увеличенное в 5 раз изображение предмета. Расстояние от предмета до экрана 3 м. Определите оптическую силу линзы.
C1. На дно водоёма, наполненного водой до высоты 10 см, помещён точечный источник света. На поверхности воды плавает круглая непрозрачная пластинка таким образом, что её центр находится над источником света. Какой наименьший радиус должна иметь пластинка, чтобы ни один луч не мог выйти из воды? Абсолютный показатель преломления воды 1,33.
3 вариант
A1. Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения равен 30°. Угол между падающим и отраженным лучами равен
А2. Отражение карандаша в плоском зеркале правильно показано на рисунке
А3. Каким будет изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится между фокусом и оптическим центром линзы?
1) Действительным, перевёрнутым и увеличенным
2) Мнимым, прямым и увеличенным
3) Мнимым, перевёрнутым и уменьшенным
4) Действительным, перевёрнутым и уменьшенным
А4. Какое оптическое явление объясняет появление цветных радужных пятен на поверхности воды, покрытой тонкой бензиновой пленкой?
1) Дисперсия света
2) Фотоэффект
3) Дифракция света
4) Интерференция света
А5. Принцип относительности Эйнштейна справедлив
1) только для механических явлений
2) только для оптических явлений
3) только для электрических явлений
4) для всех физических явлений
B1. К потолку комнаты высотой 4 м прикреплена светящееся панно — лампа в виде круга диаметром 2 м. На высоте 2 м от пола параллельно ему расположен круглый непрозрачный диск диаметром 2 м. Центр панно и центр диска лежат на одной вертикали. Какова площадь тени на полу?
В2. Расстояние от предмета до его изображения, полученное с помощью собирающей линзы, 280 см. Коэффициент увеличения линзы равен 3. Найдите оптическую силу линзы.
C1. Солнце составляет с горизонтом угол, синус которого 0,6. Шест высотой 170 см вбит в дно водоёма глубиной 80 см. Найдите длину тени на дне водоёма, если показатель преломления воды равен 4/3.
4 вариант
A1. Луч света падает на плоское зеркало. Угол отражения равен 35°. Угол между падающим и отраженным лучами равен
А2. На шахматной доске на расстоянии трёх клеток от вертикального плоского зеркала стоит ферзь. Как изменится расстояние между изображением ферзя и зеркалом, если его на одну клетку придвинуть к зеркалу?
1) Уменьшится на 1 клетку
2) Увеличится на 1 клетку
3) Уменьшится на 2 клетки
4) Не изменится
АЗ. Каким будет изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом линзы?
1) Действительным, перевёрнутым и увеличенным
2) Действительным, прямым и увеличенным
3) Мнимым, перевёрнутым и уменьшенным
4) Действительным, перевёрнутым и уменьшенным
А4. Какое оптическое явление объясняет радужную окраску мыльных пузырей?
1) Дисперсия
2) Дифракция
3) Интерференция
4) Поляризация
А5. Какое из приведённых ниже утверждений является постулатом специальной теории относительности?
А. Механические явления во всех инерциальных системах отсчета протекают одинаково (при одинаковых начальных условиях).
Б. Все явления во всех инерциальных системах отсчёта протекают одинаково (при одинаковых начальных условиях).
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
B1. К потолку комнаты высотой 4 м прикреплено светящееся панно — лампа в виде круга диаметром 2 м. На высоте 2 мот пола параллельно ему расположен круглый непрозрачный диск диаметром 2 м. Центр панно и центр диска лежат на одной вертикали. Какова общая площадь тени и полутени на полу?
В2. Высота изображения человека ростом 160 см на фото плёнке 2 см. Найдите оптическую силу объектива фотоаппарата, если человек сфотографирован с расстояния 9 м.
C1. В жидкости с показателем преломления 1,8 помещён точечный источник света. На каком максимальном расстоянии над источником надо поместить диск диаметром 2 см, чтобы свет не вышел из жидкости в воздух?
5 вариант
A1. Луч света падает на плоское зеркало. Угол между падающим лучом и отражённым лучами равен 150°. Угол между отражённым лучом и зеркалом равен
А2. Расстояние от карандаша до его изображения в плоском зеркале было равно 50 см. Карандаш отодвинули от зеркала на 10 см. Расстояние между карандашом и его изображением стало равно
1) 40 см
2) 50 см
3) 60 см
4) 70 см
А3. Каким будет изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится в фокусе собирающей линзы?
1) Действительным, перевёрнутым и увеличенным
2) Действительным, прямым и увеличенным
3) Изображения не будет
4) Действительным, перевёрнутым и уменьшенным
А4. Какое явление доказывает, что свет — это поперечная волна?
1) Дисперсия
2) Дифракция
3) Интерференция
4) Поляризация
А5. Для описания физических процессов
А. Все системы отсчета являются равноправными
Б. Все инерциальные системы отсчёта являются равноправными
Какое из этих утверждений справедливо согласно специальной теории относительности?
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
B1. К потолку комнаты высотой 4 м прикреплено светящееся панно — лампа в виде круга диаметром 2 м. На высоте 2 мот пола параллельно ему расположен круглый непрозрачный диск диаметром 2 м. Центр панно и центр диска лежат на одной вертикали. Какова площадь полутени на полу?
В2. Расстояние от собирающей линзы до изображения больше расстояния от предмета до линзы на 0,5 м. Увеличение линзы 3. Определите фокусное расстояние линзы.
C1. На дне водоёма глубиной 2 м лежит зеркало. Луч света, пройдя через воду, отражаетcя от зеркала и выходит из воды. Найдите расстояние между точкой входа луча в воду и точкой выхода луча из воды, если показатель преломления воды 1,33, а угол падения входящего луча 30°.
Ответы на контрольную работу по физике Оптика 11 класс
1 вариант
1-4
2-3
3-4
4-2
5-1
6. 6 м
7. 75 см
8. 1,09 м
2 вариант
1-4
2-4
3-4
4-3
5-1
6. 36 м 2
7. 2,4 дптр
8. 11,4 см
3 вариант
1-3
2-4
3-2
4-4
5-4
6. 3,14 м 2
7. 1,9 дптр
8. 1,8 м
4 вариант
1-3
2-1
3-1
4-3
5-2
6. 28,26 м 2
7. 9 дптр
8. 1,5 см
5 вариант
1-4
2-4
3-3
4-4
5-2
6. 25,12 м 2
7. 18,75 см
8. 1,62 м
Источник
Тест с ответами на тему оптика
2. В чем состоит значение света в нашей жизни?
а) под действием света и тепла на Земле возникла жизнь;+
б) свет – средство видения;
в) свет – важнейшее средство познания природы;
г) свет – активный участник различных физических явлений;
д) деятельность человека зависима от света.
3. Какие крупные научные открытия обязаны свету?
а) открытие законов движения планет;
б) открытие строения клетки живых организмов;+
в) определение структуры металлов;
г) определение химического состава Солнца и других небесных тел.
4. Геометрической оптикой называется раздел оптики, в котором…
а) изучаются законы распространения в прозрачных средах световой энергии на основе представления о световом луче;+
б) глубоко рассматриваются свойства света и его взаимодействие с веществом.
5. Основоположником корпускулярной теории света был…
а) Ремер;
б) Ньютон;+
в) Максвелл;
г) Аристотель;
д) Гюйгенс.
6. Двойственность свойств (корпускулярно-волновой дуализм) присуща…
а) только свету;+
б) только микроскопическим телам;
в) любой форме материи.
7. Кто впервые определил скорость света?
а) Майкельсон;
б) Галилей;
в) Ремер;+
г) Физо.
8. Чем объяснялся успех астрономического метода измерения скорости тела?
а) движением Юпитера вокруг Солнца;+
б) проходимые светом расстояния были очень велики;
в) тем, что свет любые расстояния преодолевает мгновенно.
9. В чем сущность метода определения скорости света в опыте Физо?
а) для измерения времени распространения света использовалось вращающееся зеркало;+
б) для измерения времени распространения света использовался “прерыватель” – вращающееся зубчатое колесо.
10. Что называется световым лучом?
а) геометрическое место точек, имеющих одинаковые фазы в момент времени;
б) линия, указывающая направление распространения световой энергии;+
в) воображаемая линия, параллельная фронту распространения световой волны.
11. Тень, отброшенная предметом, освещенным протяженным источником…
а) имеет резкие очертания, подобные очертаниям предмета;
б) окружена полутенью.+
12. Если луч переходит из оптически менее плотной среды в оптически более плотную, то…
а) угол падения больше угла преломления;+
б) угол падения меньше угла преломления;
в) угол падения равен углу преломления.
13. Почему луч света при переходе из одной среды в другую преломляется?
а) изменяется скорость света в среде;+
б) изменяется направление светового пучка.
14. В каком случае угол падения равен углу преломления?
а) если угол падения близок к 90 градусам;
б) если угол падения равен нулю;
в) если скорости света в двух средах равны.+
15. Определяя глубину водоема “на глаз”…
а) мы точно определяем глубину;
б) дно кажется нам глубже;
в) дно кажется всегда ближе к нам, т.е. мельче.+
16. С какой физической характеристикой связано различие в цвете?
а) с длиной волны;
б) с интенсивностью света;
в) с показателем преломления среды;
г) с частотой.+
17. От чего не зависит показатель преломления вещества?
а) от свойства вещества;+
б) от длины волны;
в) от частоты;
г) от угла преломления;
д) от скорости света.
18. Предмет кажется нам белым, если он…
а) частично отражает все лучи;
б) частично поглощает все лучи;
в) одинаково отражает все лучи;+
г) одинаково поглощает все лучи.
19. В чем заключается явление интерференции света?
а) в усилении одного светового пучка другим;
б) в получении спектра белого света;
в) в огибании светом препятствий;
г) в наложении световых волн.+
20. В чем заключается просветление оптики?
а) в увеличении входного зрачка оптической системы;
б) в уменьшении отражения света от поверхности оптического стекла;+
в) в интерференции света на поверхности оптического стекла;
г) в повышении прозрачности оптического стекла;
д) в применении светофильтров.
II вариант.
1. Выберите верный ответ. Если фокусное расстояние одной линзы длиннее, чем другой, то какая из них даст большее увеличение?
а) Длиннофокусная+
б) Короткофокусная
в) Обе дадут одно и то же увеличение
2. Отметьте, какая из линз, которые имеют фокусные расстояния 15 см, 20 см и 25 см, обладает наибольшей оптической силой?
а) С F = 15 см+
б) С F = 20 см
в) С F = 25 см
3. Выберите формулу, по которой рассчитывают оптическую силу линзы:
а) ? = 1/T
б) D = 1/F+
в) R = U/I
г) q = Q/m
4. В каких единицах измеряют оптическую силу линзы?
а) Омах
б) Вольтах
в) Калориях
г) Диоптриях+
5. Найдите оптические силы линз, фокусные расстояния которых 25 см и 50 см.
а) 0,04 дптр и 0,02 дптр
б) 4 дптр и 2 дптр+
в) 1 дптр и 2 дптр
г) 4 дптр и 1 дптр
6. Оптические силы линз равны 5 дптр и 8 дптр. Каковы их фокусные расстояния?
а) 2 м и 1,25 м
б) 20 см и 12,5 см+
в) 2 см и 1,25 см
г) 20 м и 12,5 м
7. Для того чтобы отраженный луч составлял с падающим угол 40°, угол падения светового луча должен быть следующим:
а) 20°+
б) 50°
в) 40°
г) 25°
8. Определите, каким будет относительный показатель преломления двух сред, если угол падения равен 60°, а угол между отраженным и преломленным лучами равен 90°?
а) 1,5
б) v2
в) v3+
г) 1,2
9. Выберите, каким будет показатель преломления второй среды относительно первой, если при переходе света из первой среды во вторую угол преломления равен 30°, а угол падения в 2 раза больше?
а) 1/v3
б) v2
в) 1,5
г) v3+
10. Выясните, чему будет равен угол падения при переходе светового луча в оптически менее плотную среду из оптической более плотной?
а) угол падения равен углу преломления
б) свет проходит без преломления
в) угол падения больше угла преломления
г) угол падения меньше угла преломления+
11. Световой луч переходит из воды (n = 1,5) в воздух. Какое из приведенных соотношений имеет место для угла преломления В, если угол падения равен Б?
а) В<Б
б) В>Б+
в) В=Б
г) В>>Б
12. Угол между зеркалом и падающим лучом равен 50°. Определите, чему равен угол (град.) отражения луча:
а) 55
б) 70
в) 35
г) 40+
13. Линза это:
а) прозрачное тело, имеющее с двух сторон гладкие поверхности
б) тело, стороны которого отполированы и округлены
в) прозрачное тело, ограниченное сторонами, которые представляют собой сферические поверхности+
г) любое тело с гладкими изогнутыми поверхностями
14. Вспомните, когда линзы называют вогнутыми, когда — выпуклыми?
а) Вогнутыми — те, у которых края толще, чем середина, выпуклыми — у которых края тоньше, чем середина+
б) Вогнутыми — у которых края тоньше, чем середина, выпуклыми — у которых края толще, чем середина+
в) Вогнутыми — тела с поверхностями, обращенными внутрь, выпуклыми — с поверхностями, обращенными наружу
15. Что интересного в точке на оптической оси выпуклой линзы, которая называется фокусом?
а) Тем, что в ней собираются все преломляемые линзой лучи
б) Тем, что в ней пересекаются преломленные линзой лучи, направленные на нее параллельно оптической оси+
в) Тем, что в этой точке пересекаются все лучи, прошедшие сквозь середину линзы
г) Тем, что в ней пересекаются все лучи, прошедшие сквозь края линзы
16. Тень, отброшенная предметом, освещенным протяженным источником…
а) имеет резкие очертания, подобные очертаниям предмета;
б) окружена полутенью.+
17. Если луч переходит из оптически менее плотной среды в оптически более плотную, то…
а) угол падения больше угла преломления;+
б) угол падения меньше угла преломления;
в) угол падения равен углу преломления.
18. Почему луч света при переходе из одной среды в другую преломляется?
а) изменяется скорость света в среде;+
б) изменяется направление светового пучка.
19. В каком случае угол падения равен углу преломления?
а) если угол падения близок к 90 градусам;
б) если угол падения равен нулю;
в) если скорости света в двух средах равны.+
20. Определяя глубину водоема “на глаз”…
а) мы точно определяем глубину;
б) дно кажется нам глубже;
в) дно кажется всегда ближе к нам, т.е. мельче.+
Источник
Обобщение материала по теме "Оптика". 11-й класс
Тема. Обобщение материала по теме «Оптика».
Цели:
- Общеобразовательные:
- обобщить и закрепить полученные знания по данной теме.
- научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни и нестандартных ситуациях.
- закрепить умения и навыки решения качественных и расчетных задач.
- развитие внимания, воображения, логического мышления, формирование способности к анализу, обобщению, умений делать выводы.
- воспитание сознательного отношения к учению и развитие коммуникативных способностей учащихся.
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.
Оборудование: компьютер, таблица, электронное учебное издание CD ROM «Оптика», стакан с водой, линейка ученическая, толченое стекло.
1. Организационный момент
2. Повторение и систематизация теоретических знаний Работа с опорой (дерево).
Класс делится на группы дифференцированно. Каждая группа работает над систематизацией материала законов геометрической оптики и волновой. На стволе учитель делает надпись, обозначающая название темы. Ученики должны написать на ветвях название основных входящих в неё понятий и «повесить на ветки» соответствующие им ёлочные игрушки – это значит нарисовать ёлочные шарики, украшенные относящимися к ветвям законами, явлениями, формулами, кроме того, требуется обозначить нужным образом в связи с логикой темы «Корни дерева».
- Закон прямолинейного распространения света (образование тени и полутени).
- Закон независимости световых пучков. Законы отражения (зеркальное и диффузное).
- Законы преломления (радуга, миражи, оптические приборы, глаз).
- Волновые свойства света (интерференция, дифракция). Явление поляризации света.
(При ответах учащиеся используют презентацию Power Point, модели явлений электронного учебного издания CD ROM «Оптика», используется компьютерное моделирование явления полного отражения света с помощью программы Физикон.)
3. Проверочный тест на закрепление теории
1. Перед вертикально поставленным плоским зеркалом стоит человек. Как изменится расстояние между человеком и его изображением, если человек приблизится
к плоскости зеркала на 1 м?А. Увеличится на 1 м.
Б. Уменьшится на 1 м.
В. Уменьшится на 2 м.2. При переходе луча света из первой среды во вторую угол падения равен 60°, а угол преломления 30°. Каков относительный показатель преломления второй среды по
отношению к первой?3. Показатели преломления воды, стекла и алмаза относительно воздуха равны: 1,33; 1,5; 2,42. В каком из этих веществ предельный угол полного внутреннего отражения имеет минимальное значение?
4. Какое изображение предмета АВ получится в линзе (рис. 60)?
А. Действительное, уменьшенное.
Б. Мнимое, уменьшенное.
В. Мнимое, увеличенное.5. Две когерентные волны красного света = 760 нм достигают некоторой точки с разностью хода d = 2 мкм. Что произойдет в этой точке — усиление или ослабление волн?
А. Усиление волн.
Б. Ослабление волн.
В. Определенного ответа дать нельзя.6. Найдите наибольший порядок спектра для желтой линии натрия с длиной волны 589 нм, если период дифракционной решетки 2 мкм.
1. Предмет находится от плоского зеркала на расстоянии 10 см. На каком расстоянии от предмета окажется его изображение, если предмет отодвинуть от зеркала еще на 15 см?
2. При переходе луча света из первой среды во вторую угол падения равен 30°, а угол преломления 60°. Каков относительный показатель преломления второй среды по
отношению к первой?3. Показатели преломления воды, стекла и алмаза относительно воздуха равны: 1,33; 1,5; 2,42. В каком из этих веществ, предельный угол полного внутреннего отражения имеет максимальное значение?
4. На рисунке 62 показано положение линзы, ее главной оптической оси, главных фокусов и предмета АВ. Укажите, где находится изображение предмета, создаваемое линзой.
5. Две когерентные волны желтого света = 600 нм достигают некоторой точки с разностью хода d = 2 мкм. Что произойдет в этой точке — усиление или ослабление волн?
А. Усиление волн.
Б. Ослабление волн.
В. Определенного ответа дать нельзя.6.Определите период дифракционной решетки, если при ее освещении светом с длиной волны 656 нм второй спектр виден под углом 15°.
4. Решение качественных и расчетных задач
Найти ошибку на картине. Ответ: Лунный серп обращен своей выпуклой стороной не к солнцу, а от солнца. Ведь луна освещается солнцем, значит, она никак не может быть обращена к нему своей неосвещенной стороной.
Домашний вопрос
Решение задач по группам (дифференцированно).
1. Царевна-лягушка хочет выйти замуж за Ивана Царевича. Каким должен быть диаметр листа кувшинки, под которым лягушка может спрятаться на дне от других женихов? Глубина воды в болоте 50 см.
2. «По собственной тени рост не меряй» (Узбекская пословица).
Можно ли измерить свой рост по собственной тени, если у вас имеется метровая линейка с сантиметровыми делениями?3. Кощей Бессмертный, приговаривая: «Глаз-алмаз!» изготовил себе алмазный глаз, имеющий геометрические размеры человеческого глаза. Как изменилось зрение Кощея, вполне нормальное до операции?
4. Емеля пытается бадьей поймать щуку, которую он видит под углом ? ? 900 к поверхности воды, чтобы загадывать ей желания и решать все жизненные проблемы. Почему каждый раз он вытаскивает, пустую бадью, и какие ему надо внести коррективы в свои действия, чтобы оставшуюся жизнь кататься на печи.
5. Сказка по теме «Оптика» (собственную сказку по теме читают двое учащихся)
6. Мечта о шапке – невидимке.
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». (Учитель читает отрывок из стихотворения). Седой древностью оставлена нам легенда о чудесной шапке, которая делает невидимым каждого, кто ее наденет. Пушкин, ожививший в «Руслане и Людмиле» преданья старины глубокой, дал классическое описание волшебных свойств шапки-невидимки:
И девице пришло на ум,
В волненьи своенравных дум,
Примерить шапку Черномора.
Людмила шапкой завертела;
На брови, прямо, набекрень,
И задом наперед надела
И что ж? О, чудо старых дней!
Людмила в зеркале пропала;
Перевернула – перед ней
Людмила прежняя предстала;
Назад надела – снова нет;
Сняла – и в зеркале! «Прекрасно!
Добро, колдун! Добро, мой свет!
Теперь мне здесь уж безопасно.Способность становиться невидимой была единственной защитой для пленной Людмилы. Под надежным покровом невидимости она ускользала от пристальных взоров своих стражей. О присутствии незримой пленницы могли догадываться только по ее действиям.
Нельзя ли изобрести и «шапку-невидимку», т. е. найти средство сделать себя совершенно невидимым? Об этом мы сейчас побеседуем.Проблемный вопрос: «Нельзя ли ее изобрести? То есть найти средство, чтобы сделать себя невидимым».
Напоминаем правила «мозговой атаки» (работа в группах).
Доказательства видимости и невидимости (сообщения учащихся):
Защитный цвет.
Охранная окраска.
Опыты Шпальтегольца.7. Практическая работа
Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаз
Приборы и материалы: линейка, рейка, таблицы Брадиса или калькулятор.
Теория. Поле зрения глаза – это угол максимального видения . Поле зрения у человека по вертикали и горизонтали отличается. Каждый глаз видит в горизонтальном направлении примерно в пределах 120 – 130 o , оба угла почти перекрываются. Поле зрения неподвижного глаза около 600 по горизонтали и около 130 o по вертикали.
Для определения поля зрения на линейке длиной а = 50 см нанесите три метки – одну в центре и две в крайних точках. Приближая линейку к глазу, измерьте минимальное расстояние b, когда глаз видит обе крайние метки. Рассчитайте по формуле:
tg = a/2b; = 21. Установите перед правым глазом линейку в горизонтальном положении и, приближая её, наблюдайте центральную и крайние метки. Определите минимальное расстояние b, на котором ещё видны обе метки. Повторите опыт 2-3 раза и рассчитайте среднее значение.
2. Повторите опыт для левого глаза.
3. Рассчитайте поле зрения каждого глаза.
4. Результаты занесите в таблицу. Сделайте вывод о горизонтальном поле зрения.5-8. Аналогично п. 1-4, но линейку устанавливайте в вертикальном положении.
(Данные всех групп записываются на доске, делают выводы.)
8. Сообщения учащихся:
Почему заяц косой?
Глаз под водой.9. Связь данной темы с профессиями, искусством
- Физика в профессии врача.
- Физика в профессии фотографа.
- Физика и искусство.
Гениальную картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» чуть не погубил сумасшедший. Он забрел в Третьяковскую галерею и ударом ножа вспорол холст. Картину спасали лучшие реставраторы России. Нитка за ниткой склеивали они драгоценный холст и добились чуда: рваные края разреза срослись как живое тело. Восстанавливать живопись должен был сам Репин. Когда Репину сообщили о ненастье, престарелый художник, говорят, обрадовался. Год от году она нравилась ему все меньше и меньше. Он укорял себя за пренебрежение к фиолетовым оттенкам и убеждался в том, что лицо Ивана Грозного пережелтил. Он стал писать лицо заново, налегая на холодные фиолетовые тона. Картина была погублена бесповоротно. Почитатели умоляли художника вернуться к старым краскам, но Репин только смеялся и махал руками. Тогда решили смыть, и другой художник по репродукциям восстановил картину.
Много лет назад над странностями Репина призадумался один физиолог «Почему от многих картин художника, написанных в старости, веет холодом лиловых тонов?» Он проследил, как меняются глаза пожилых людей, и нашел, что под старость хрустально – прозрачная среда глаза понемногу желтеет. А это значит, что человек начинает глядеть, как сквозь слабое желтое стекло. А желтое стекло легко пропускает желтые и красные лучи, а фиолетовые и синие поглощает. Смотрит художник на картину пожелтевшими глазами. Сверкают синие краски на полотне, рвутся с холста и не могут пробиться сквозь желтую среду глаза.Источник
Зачет по теме "Оптика" 11 класс
Зачет по теме "Оптика" для профильного уровня к учебнику Мякишева Г.Я.
Просмотр содержимого документа
«Зачет по теме «Оптика» 11 класс»Вопросы к зачету по теме «Оптика», 11 класс, вариант 1
В чем суть астрономического способа определения скорости света?
Что называют преломлением света? По какому закону происходит преломление света?
Проиллюстрируйте рисунком преломление света при переходе из воздуха в стекло. Отметьте на нем преломляющую поверхность, падающий и преломленный лучи, угол падения и преломления, сравните эти углы.
Перечислите оптические устройства, в которых применяется закон преломления света.
Какова причина разложения белого света в спектр при прохождении через призму?
Какое световое излучение называется монохроматическим?
Что называют дифракцией света? При каких условиях ее наблюдают?
В каких устройствах применяют дифракцию света и для чего?
Что называют спектром излучения? Какими они бывают?
Что такое спектральный анализ?
Вопросы к зачету по теме «Оптика», 11 класс, вариант 2
Опишите любой лабораторный метод определения скорости света.
Что называют отражением света? По какому закону происходит отражение света?
Проиллюстрируйте рисунком отражение света от плоской поверхности. Отметьте на нем отражающую поверхность, падающий и отраженный лучи, угол падения и отражения, сравните эти углы.
Перечислите оптические устройства, в которых применяется закон отражения света.
Каким способом получают когерентные световые волны?
Что называют интерференцией света? При каких условиях ее наблюдают?
Что представляет собой естественный свет?
В чем состоит сущность явления поляризации волн? Каким волнам оно свойственно?
Какие виды спектров поглощения вы знаете? В каких состояниях находятся вещества, дающие эти спектры?
Какое излучение называют ультрафиолетовым излучением? Где оно применяется?
Задачи к зачету по теме «Оптика», 11 класс, вариант 1
Длина волны красного света в вакууме 656,3 нм, а в стекле – 410 нм. Каков показатель преломления стекла для этого света?
Почему любой водоем, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче, чем в действительности? Объясните это построением.
В некоторую точку пространства проникает излучение с оптической разностью хода 1,8 мкм. Определите, усилится или ослабнет свет в этой точке, если длина волны 600 нм.
Постройте изображение в линзе и опишите его свойства. Где применяется такое изображение?
Луч переходит из воды в стекло. Найти угол падения, если угол преломления равен 28,5 0 . Показатель преломления воды 1,33, стекла 1,8.
6. Перед собирающей линзой с фокусным расстоянием 10 см помещен предмет. На каком расстоянии надо поставить предмет, чтобы его действительное изображение было в 4 раза больше самого предмета?
7.Расстояние между экраном и дифракционной решеткой, имеющей 125 штрихов на 1 миллиметр, равно 2,5 м. при освещении решетки светом с длиной волны 420 нм на экране видны синие линии. Определите расстояние от центральной линии до первой линии на экране.
8.Имеются две пленки из одинакового прозрачного материала. При освещении этих пленок белым светом, падающим перпендикулярно к их поверхности, обе пленки в отраженном свете кажутся зелеными. Можно ли утверждать, что толщина пленок одинакова?
Задачи к зачету по теме «Оптика», 11 класс, вариант 2
1.На поверхность воды падает пучок красного света, длина волны которого 760 нм. Какова длина волны этого света в воде? Показатель преломления воды 1,33.
2.Почему в темной комнате видны только те предметы, на которые в данный момент направлен свет фонарика?
3. В некоторую точку пространства проникают когерентные лучи с оптической разностью хода 2 мкм. Определите, усилится или ослабнет свет в этой точке, если длина волны 760 нм.
4. Постройте изображение в линзе и опишите его свойства. Где применяется такое изображение?
5. Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред под углом 50 0 . Угол между отраженным и преломленным лучами 100 0 . Чему равен угол преломления?
6. Предмет высотой 60 см помещен на расстоянии 60 см от собирающей линзы с фокусным расстоянием 12 см Определите, на каком расстоянии от линзы получилось изображение и размер полученного изображения.
7. Спектр получен с помощью дифракционной решетки с периодом 0,0025 мм. Дифракционное изображение второго порядка находится на расстоянии 5 см от центрального и на расстоянии 1м от решетки. Определите длину световой волны.
8. Имеются две пленки из одинакового прозрачного материала. При освещении этих пленок белым светом, падающим перпендикулярно к их поверхности, одна из них в отраженном свете кажется красной, другая -синей. Можно ли сказать, какая из пленок толще?
Источник