Концептуальный подход: определение, методология и особенности
В процессе обучения деятельность имеет учебно-познавательный характер. Именно потому эффективность данного процесса зависит от владения педагогами основными закономерностями учебно-познавательной деятельности школьников. С их учетом создаются концептуальные подходы к управлению образованием.
Теоретические вопросы
Под концепцией обучения подразумевают сумму обобщенных положений либо систему взглядов на понимание сущности, методики, содержания и организации образовательного процесса.
Концептуальный подход предполагает продумывание деятельности учителей и школьников в рамках урока (внеурочной деятельности).
Варианты концепций
В практике используют следующие виды:
- теорию поэтапного развития умственных понятий и действий;
- рефлекторную концепцию;
- развивающее обучение (Д. Б. Эльконина);
- теорию проблемно-деятельностного обучения;
- контекстное обучение;
- обучение на основе нейролингвистического программирования;
- теорию программированного обучения.
Рассмотрим подробнее некоторые концептуальные подходы к организации образования и воспитания.
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
Согласно данной теории были сформулированы дидактические принципы, создано множество методов обучения. Концептуальный подход основывается на условно-рефлекторной деятельности человеческого мозга, выявленной И. П. Павловым и И. М. Сеченовым. По их учению, в процессе жизнедеятельности человека в его мозгу осуществляется процесс формирования ассоциаций – условно-рефлекторных связей. Они являются опытом, жизненным багажом человека. От того, насколько устойчивыми они будут, зависит индивидуальность отдельной личности.
На базе учения о физиологии умственной деятельности известными учеными, психологами, педагогами А. А. Смирновым, С. Л. Рубинштейном, Ю. А. Самариным был разработан ассоциативно-рефлекторный концептуальный подход к обучению и воспитанию. Краткий смысл данной теории можно отразить следующими положениями:
- формирование умений и навыков, усвоение знаний, развитие личностных качеств – это процесс образования в сознании простых и сложных ассоциаций;
- он обладает определенной логической последовательностью.
Среди этапов, которые характерны для данной концепции, выделяют:
- восприятие материала;
- осмысление информации;
- сохранение его в памяти;
- использование усвоенных знаний в реальной практике.
Этот концептуальный подход выделяет в качестве основного этапа процесса обучения активную мыслительную деятельность школьника по решению практических и теоретических учебных задач.
Максимальный результат в обучении достигается в случае соблюдения некоторых условий:
- формирование со стороны школьников позитивного отношения к обучению;
- предоставление материала в четкой последовательности;
- закрепление его с помощью практической и умственной деятельности;
- использование знаний в служебных и учебных целях.
Важные аспекты
Концептуальный подход к образованию предполагает овладение учебным материалом. Для повышения уровня ее восприятия задействуются разные анализаторы: зрительные, слуховые, двигательные.
Чем большее количество органов чувств ребенка принимает участие в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается.
Концептуальные подходы к воспитанию – это база, на основе которой работают педагоги. Необходимо учитывать, что в процессе восприятия учебного материала ребенок способен удерживать в памяти около 6-9 разных элементов либо информационных блоков.
Иное является фоном, который часто затрудняет восприятие конкретной информации.
Концептуальные методические подходы предполагают разделение материала на блоки, чтобы можно было выделять главное, применять подчеркивание, обращать внимание на какие-нибудь детали.
Деятельность по осмыслению материала предполагает определенную сложность. Мышление «функционирует» в том случае, когда в сознании есть определенный материал в форме примеров, фактов, понятий, представлений.
Для активизации осмысления учебной информации важно, чтобы он был логичным, доступным, актуализированным, понятным. Именно поэтому педагоги применяют четкие формулировки, рисунки, схемы, сравнения, примеры. Они обеспечивают не только восприятие, но и осмысление учебного материала, а также его закрепление в памяти. Для этого используют и произвольное, и непроизвольное запоминание.
Так как процесс забывания полученной информации у ребенка идет по нисходящей линии, преподаватель должен предотвращать забывание материала после его сообщения. Педагог понимает, что применение на практике знаний эффект дает только в том случае, когда оно осуществляется осознанно. В ином случае учащиеся не смогут обнаружить собственные ошибки, осознать разные способы использования знаний.
Специфика ассоциативно-рефлекторной теории
Концептуальные подходы к исследованию предполагают направленность на умственное развитие школьников, совершенствование у ребят творческого самостоятельного мышления.
Это реализуется с помощью игровых форм обучения, которые позволяют накапливать у ребят разные профессиональные ассоциации, совершенствовать интеллектуальные способности.
Теория поэтапного формирования умственных понятий и действий
Результативное усвоение умений, навыков, знаний, развитие интеллектуальных качеств связано не только с познавательной активностью школьников, но и с накоплением ими способов и приемов профессиональной деятельности. В данном плане максимальный эффект дает обучение на базе теории поэтапного формирования понятий и умственных действий. Ее создателями стали Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, а также другие психологи и педагоги.
Выделим основные идеи данной теории:
- Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности человека. Предполагается, что умственное развитие является процессом усвоения навыков, знаний, умений путем поэтапного перехода с «материального» (внешнего) на умственный, внутренний план. Они сокращаются, вербализуются, обобщаются.
- Любое действие является сложной системой, которая состоит из составных частей: управляющей, рабочей, контрольной.
Какова их безопасность? Концептуальные подходы предполагают отражение условий, которые нужны для успешного осуществления всех действий.
У каждого из них есть определенные параметры: форма, мера обобщенности, развернутости, освоения.
Качество приобретаемых умений, навыков, знаний, их развитие зависят от рациональности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). Она представляет собой графически либо текстуально выполненную модель анализируемого действия, а также систему его эффективного исполнения. Какими параметрами характеризуется в этом контексте концептуальный подход? Определение его предлагается в разных трактовках, но их суть сводится к поиску эффективных методов и средств обучения, способствующих достижению желаемого результата.
Простой ОДД можно считать инструкцию по использованию прибора, в которой четко указывается алгоритм действий пользователя.
Типы ориентировочной основы
В повседневном процессе обучения применяют несколько типов ОДД. Проанализируем некоторые из них, выявим их отличительные особенности.
Первый тип отличается неполной ООД. При этом указывается только исполнительная часть предполагаемого решения и пример конечного итога действия. К примеру, нужно выполнить лабораторную работу по физике, связанную с определением тока и напряжения в цепи. Школьник сам определяет последовательность сборки электрической цепи, используя предлагаемые ему приборы и вспомогательные материалы. Методом проб и ошибок он проводит измерения, оформляет полученные результаты в тетради, проводит необходимые расчеты. Усвоение алгоритма сбора электрической цепи, правильности включения в нее амперметра и вольтметра помогает школьнику освоить тему, приобрести устойчивые знания.
ООД с ориентирами
Второй вариант предполагает указание ребенку каких-то конкретных ориентиров, применение которых поможет ему справиться с поставленной задачей. К примеру, в рамках выполнения практической работы по химии сначала педагог оговаривает те реактивы, которые может применять школьник, затем ребенок приступает к самостоятельной работе. Подобный подход способствует существенному сокращению времени, затрачиваемого ребенком на достижение необходимого результата.
Третий вариант ООД характеризуется предоставлением основных ориентиров в общем виде. Он является инвариантным, оптимально подходящим для личностно-ориентированного подхода, применяемого в настоящее время в отечественной педагогике.
При его применении обучающийся самостоятельно продумывает и формирует последовательность действий, приобретая при этом общие навыки учебной деятельности. Инвариантная ООД активно применяется педагогами естественных предметов.
Заключение
При обучении подрастающего поколения новым теоретическим знаниям, практическим навыкам, важно осуществлять поэтапное формирование умственной деятельности. На первой ступени предполагается мотивация. В ее рамках у школьников развивается нужная познавательная мотивация, которая помогает им овладевать конкретным действием.
Далее выполняется предварительное знакомство с самим действием, чтобы в сознании школьников образовалась ориентировочная основа. От качества этого этапа зависит конечный результат обучения.
На третьем этапе школьники осуществляют действия согласно учебным планам, применяемым педагогами в рамках конкретной учебной дисциплины. Педагог осуществляет контроль и корректировку действий. Завершающим действием является анализ своей успешности, проведение которого — условие ФГОС нового поколения.
Источник
Языковая студия Welcome
Заявка на запись в группу и расчёт стоимости годового абонемента на 21/22 учебный год
* Если хотите получить Расписание и расчет стоимости для 2го ребенка, заполните форму еще раз
Заявка на перерасчет занятий в абонементе по медсправке
Спасибо!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Спасибо за вашу заявку!
Скоро мы с вами свяжемся и подробно расскажем о нашей Акции.
От каких факторов зависит результат обучения?
В первую очередь на результат обучение влияет деятельность самих учеников. Результаты будут расти, если ученик и его родители ответственно подходят к обучению – ученик не пропускает занятия, выполняет домашнее задание, активно работает в классе и участвует в учебных проектах.
Огромное влияние на результат обучения оказывают преподаватели и выбранная методика обучения. У каждого преподавателя студии имеется высшее педагогическое/лингвистическое образование и опыт работы. Все преподаватели постоянно повышают квалификацию, посещая различные обучающие программы, семинары, вебинары, участвуют в конференциях. Каждую неделю преподаватели встречаются на методических встречах, где делятся опытом и решают рабочие вопросы. Каждый преподаватель Языковой Студии Welcome руководствуется индивидуальным подходом, оттачивая программу под каждого ученика.
Одним из важнейших факторов является материально-техническая база. В студии Welcome все аудитории имеют удобные рабочие места для учеников и преподавателей, а также они оборудованы компьютерами, интерактивными досками и проекторами.
Наличие учебных материалов также влияет на результат обучения. В студии имеются полные комплекты учебников, книги для учителей, плакаты, карточки, интерактивные DVD-диски, фильмы и мультфильмы в оригинале, дополнительная и справочная литература, аутентичные игры – мы используем всё, что может помочь нашим ученикам получить отличный результат в обучении.
Источник
Результаты обучения
Результаты обучения (learning outcomes) — усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения.
Термин «результат обучения» официально впервые был использован в документах Болонского процесса в 2003 году в коммюнике Берлинской конференции министров образования 1 . Болонский процесс — запущенный в 1999 года процесс создания единой общеевропейской системы высшего образования, в нем участвует 48 стран, включая Россию.
Одна из его целей — «создание системы зачетных единиц как надлежащего инструмента стимулирования наиширочайшей студенческой мобильности». Была запущена ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) — Европейская система перевода и накопления зачетных единиц. Это ориентированная на обучающегося система накопления и перевода зачетных единиц, основанная на прозрачности результатов обучения и процессов обучения, используется, например, при переходе из одного учебного заведения в другое.
Цель системы — способствовать процессам планирования, реализации, оценки, признания и легализации:
В системе, ориентированной на обучающегося, образовательные организации:
► способствуют и поддерживают обучающихся в формировании их индивидуальных образовательных траекторий и помогают им выстраивать собственный стиль обучения;
►дают обучающимся больший выбор в содержании, способах, скорости и месте обучения;
►используют «результаты обучения» и «трудоемкость для обучающегося» для оценки результатов обучения.
Результаты обучения, включая компетенции, в Европейской системе перевода и накопления зачетных единиц рассматриваются как общие итоги обучения.
Результаты обучения должны:
►отражать связь преподавания, обучения и оценки;
► включать базу для оценки трудоемкости и распределения зачетных единиц;
►содержать четкие критерии оценки, включая как минимальные требования, так и ожидаемый уровень;
►оценивать как теоретические концептуальные знания, так и полученные профессиональные и общие навыки их использования;
►отражать желаемые результаты по окончании обучения, а не средства или процесс.
Основные показатели достижения результата обучения
Знания (knowledge) — это результат процесса познания реальности, обобщающий и систематизирующий полученную информацию, понятия, суждения, теории, представления о предметах и явлениях.
Характеристики знаний
►Глубина — уровень усвоения сущности и взаимосвязей изучаемых предметов и явлений;
►Гибкость — возможности применения знаний в различных условиях;
►Прочность — длительность сохранения знаний;
►Действенность — возможность применять знания в практических целях.
Умения (skills) — усвоенные способы выполнения действий, способность применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности в меняющихся условиях.
Навыки (habits, skills) — принимаемые, применяемые, а в ряде случаев и доведенные до автоматизма модели действий сотрудника как совокупность знаний, умений и мотивации применять их в своей деятельности.
Группы навыков
►перцептивные (чувственные) — навыки, направленные на сенсорное восприятие окружающего мира и анализ полученной информации. Например, распознавание лиц и голосов;
►умственные (мыслительные) — способности и методы осуществления мыслительной деятельности, включая концентрацию и распределение внимания, наблюдение, запоминание, целеполагание, образное представление, воображение,саморефлексию. Например, счет в уме;
►двигательные (моторные) — крупная и мелкая моторика и в целом автоматизированное механическое воздействие на среду или предмет с целью его преобразования. Например, игра на музыкальном инструменте;
►поведенческие (социальные) — модели поведения в определенных ситуациях, включая коммуникабельность, обучаемость, взаимодействие. Например, пользование столовыми приборами в заведениях общественного питания.
Сформированные компетенции
►способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;
►совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающая в себя применение знаний, умений и навыков в качественной продуктивной деятельности.
«Таксономия образовательных целей» Бенджамина Блума (Benjamin Bloom) (1956) 2
Позволяет выразить результаты обучения через когнитивные навыки. Согласно этой классификации, существует шесть уровней (от простейших до сложных когнитивных навыков):
Уровень
результатов обучения
Описание уровня
результатов обучения
Примеры глаголов, описывающих
уровень результатов обучения
1. Фактические
знания (знать)
Помнить и уметь
воспроизводить фактическую
информацию
Знать: определять, перечислять,
указывать, помечать, называть
Демонстрировать понимание
идей и понятий
Понимать: описать, объяснить,
суммировать, интерпретировать,
иллюстрировать
Применять знания
в незнакомых ситуациях
Применять: демонстрировать,
использовать, вычислять, решать,
предсказывать, конструировать,
модифицировать
Структурировать и разделять
на части идеи и понятия
Анализировать: сравнивать,
классифицировать, различать,
идентифицировать, сопоставлять
5. Синтез, создание
Изменять и комбинировать
идеи для создания нового>
Создавать: развивать,
предлагать, формулировать,
проектировать, изобретать
Демонстрировать критическое
мышление и отстаивать свою
точку зрения
Оценивать: судить,
рекомендовать, оправдывать,
защищать, критиковать, определять
Наряду с когнитивными навыками Блума психолог Роберт Ганье (Robert Gagne) выделяет пять типов приобретаемых способностей как результатов обучения: интеллектуальные способности, вербальная информация, отношение, моторные навыки и когнитивные стратегии.
Результаты обучения по Ганье как педагогические цели и соответствующие им педагогические рекомендации 3
Результаты обучения
Педагогическая цель
Соответствующие
условия обучения
1. Интеллектуальные
способности:
►Правила высокого
порядка
Учащийся может вычислить
площадь трапеции
Объяснение правил:
вербальные инструкции
в отношении запоминания
правил и их применения
Учащийся выявляет
характеристики, общие для всех
млекопитающих
Учащийся должен представлять
желаемый результат;
рассматриваются основные
понятия по теме;
рассматриваются конкретные
примеры
Учащийся способен
классифицировать объекты
по цвету и размеру
Даются примеры:
учащийся сам приводит
примеры; подкрепление
Учащийся способен
различить печатные
буквы
Стимулы для различения
даются одновременно;
подкрепление; повторение
►Простейшие типы
обучения (сигнальное,
стимул-реактивное)
Позитивное отношение
к обучению
Подкрепление; модели;
позитивный опыт в
различных контекстах
2. Вербальная
информация
Учащийся перечисляет
пять областей
обучения Ганье
Информация организована
по содержанию; смысловой
контекст; мотивирование
3. Когнитивные
стратегии
Учащийся вырабатывает
собственную стратегию
запоминания
Частое решение задач;
обсуждение и непосредственное
обучение стратегическому
мышлению
Учащийся предпочитает
учебник по психологии,
а не художественную литературу
Модели; подкрепление;
вербальное руководство
5. Моторные навыки
Учащийся собственноручно
печатает резюме текста
Модели; вербальные
инструкции; подкрепление
(знание результатов); практика
Навыки, развивающиеся за счет приобретения релевантных знаний и умений, при наличии мотивации применять эти знания и умения в практической деятельности формируют новую, более эффективную модель поведения руководителя.
В результате навыкового обучения формируются первичные навыки, закрепляемые далее в практической деятельности руководителя. При навыковом обучении знания и умения, включаемые в программу, должны быть релевантны и достаточны формируемым навыкам.
При этом мотивация или желание применять их на практике формируются за счет создания соответствующего опыта и установок: до начала программы, во время программы и по окончании программы обучения.
Формирование навыков связано с компетентностным подходом в обучении. Для каждого уровня менеджмента определяется целевой уровень развития компетенций, которому соответствуют определенные навыки.
Два основных подхода к пониманию компетенций в менеджменте:
►Американский подход рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция — это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе.
►Европейский подход рассматривает компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Компетенция — способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации.
Необходимо разделять понятия «компетенции» и «результаты обучения» с точки зрения различных ролей участников образовательного процесса. Компетенции — это динамическая комбинация знания, понимания, умений, навыков и способностей. Компетенции сфокусированы на результат, в качестве которого выступает как получение знаний, навыков и умений, так и способность применять их на практике в изменчивой среде. Результаты обучения отражают достигнутый обучающимся уровень компетенций и направлены на процесс.
Виды контроля результатов обучения
►Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения, обычно проводится на первых этапах обучения.
►Периодический и/или тематический контроль — проверка усвоения программного материала по каждому этапу / каждой теме курса.
►Итоговый контроль — оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток учебного времени, либо по итогам прохождения всего курса.
Методы контроля 4
Выделяют следующие методы контроля: устный контроль, письменный контроль, практический контроль, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Г.И. Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю.К. Бабанский).
Схема навыкового образования
►Во взаимодействии со своими коллегами, партнером, детьми я постоянно говорю им о своей точке зрения и никогда не выслушиваю их мнение.
►Я неэффективен во взаимодействии. Как поменять модель поведения?
Источники
Российское образование для иностранных граждан — Коммюнике Конференции министров высшего образования «Формирование общеевропейского пространства высшего образования», 2003
Bloom B. S. — ‘’Taxonomy of educational objectives: The classiication of educational goals: Handbook I, cognitive domain’’, 1956
Лефрансуа Г. — «Психология для учителя: учебное пособие» — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России,1998
Источник
Концептуальный подход: определение, методология и особенности
В процессе обучения деятельность имеет учебно-познавательный характер. Именно потому эффективность данного процесса зависит от владения педагогами основными закономерностями учебно-познавательной деятельности школьников. С их учетом создаются концептуальные подходы к управлению образованием.
Теоретические вопросы
Под концепцией обучения подразумевают сумму обобщенных положений либо систему взглядов на понимание сущности, методики, содержания и организации образовательного процесса.
Концептуальный подход предполагает продумывание деятельности учителей и школьников в рамках урока (внеурочной деятельности).
Варианты концепций
В практике используют следующие виды:
- теорию поэтапного развития умственных понятий и действий;
- рефлекторную концепцию;
- развивающее обучение (Д. Б. Эльконина);
- теорию проблемно-деятельностного обучения;
- контекстное обучение;
- обучение на основе нейролингвистического программирования;
- теорию программированного обучения.
Рассмотрим подробнее некоторые концептуальные подходы к организации образования и воспитания.
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
Согласно данной теории были сформулированы дидактические принципы, создано множество методов обучения. Концептуальный подход основывается на условно-рефлекторной деятельности человеческого мозга, выявленной И. П. Павловым и И. М. Сеченовым. По их учению, в процессе жизнедеятельности человека в его мозгу осуществляется процесс формирования ассоциаций – условно-рефлекторных связей. Они являются опытом, жизненным багажом человека. От того, насколько устойчивыми они будут, зависит индивидуальность отдельной личности.
На базе учения о физиологии умственной деятельности известными учеными, психологами, педагогами А. А. Смирновым, С. Л. Рубинштейном, Ю. А. Самариным был разработан ассоциативно-рефлекторный концептуальный подход к обучению и воспитанию. Краткий смысл данной теории можно отразить следующими положениями:
- формирование умений и навыков, усвоение знаний, развитие личностных качеств – это процесс образования в сознании простых и сложных ассоциаций;
- он обладает определенной логической последовательностью.
Среди этапов, которые характерны для данной концепции, выделяют:
- восприятие материала;
- осмысление информации;
- сохранение его в памяти;
- использование усвоенных знаний в реальной практике.
Этот концептуальный подход выделяет в качестве основного этапа процесса обучения активную мыслительную деятельность школьника по решению практических и теоретических учебных задач.
Максимальный результат в обучении достигается в случае соблюдения некоторых условий:
- формирование со стороны школьников позитивного отношения к обучению;
- предоставление материала в четкой последовательности;
- закрепление его с помощью практической и умственной деятельности;
- использование знаний в служебных и учебных целях.
Важные аспекты
Концептуальный подход к образованию предполагает овладение учебным материалом. Для повышения уровня ее восприятия задействуются разные анализаторы: зрительные, слуховые, двигательные.
Чем большее количество органов чувств ребенка принимает участие в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается.
Концептуальные подходы к воспитанию – это база, на основе которой работают педагоги. Необходимо учитывать, что в процессе восприятия учебного материала ребенок способен удерживать в памяти около 6-9 разных элементов либо информационных блоков.
Иное является фоном, который часто затрудняет восприятие конкретной информации.
Концептуальные методические подходы предполагают разделение материала на блоки, чтобы можно было выделять главное, применять подчеркивание, обращать внимание на какие-нибудь детали.
Деятельность по осмыслению материала предполагает определенную сложность. Мышление «функционирует» в том случае, когда в сознании есть определенный материал в форме примеров, фактов, понятий, представлений.
Для активизации осмысления учебной информации важно, чтобы он был логичным, доступным, актуализированным, понятным. Именно поэтому педагоги применяют четкие формулировки, рисунки, схемы, сравнения, примеры. Они обеспечивают не только восприятие, но и осмысление учебного материала, а также его закрепление в памяти. Для этого используют и произвольное, и непроизвольное запоминание.
Так как процесс забывания полученной информации у ребенка идет по нисходящей линии, преподаватель должен предотвращать забывание материала после его сообщения. Педагог понимает, что применение на практике знаний эффект дает только в том случае, когда оно осуществляется осознанно. В ином случае учащиеся не смогут обнаружить собственные ошибки, осознать разные способы использования знаний.
Специфика ассоциативно-рефлекторной теории
Концептуальные подходы к исследованию предполагают направленность на умственное развитие школьников, совершенствование у ребят творческого самостоятельного мышления.
Это реализуется с помощью игровых форм обучения, которые позволяют накапливать у ребят разные профессиональные ассоциации, совершенствовать интеллектуальные способности.
Теория поэтапного формирования умственных понятий и действий
Результативное усвоение умений, навыков, знаний, развитие интеллектуальных качеств связано не только с познавательной активностью школьников, но и с накоплением ими способов и приемов профессиональной деятельности. В данном плане максимальный эффект дает обучение на базе теории поэтапного формирования понятий и умственных действий. Ее создателями стали Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, а также другие психологи и педагоги.
Выделим основные идеи данной теории:
- Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности человека. Предполагается, что умственное развитие является процессом усвоения навыков, знаний, умений путем поэтапного перехода с «материального» (внешнего) на умственный, внутренний план. Они сокращаются, вербализуются, обобщаются.
- Любое действие является сложной системой, которая состоит из составных частей: управляющей, рабочей, контрольной.
Какова их безопасность? Концептуальные подходы предполагают отражение условий, которые нужны для успешного осуществления всех действий.
У каждого из них есть определенные параметры: форма, мера обобщенности, развернутости, освоения.
Качество приобретаемых умений, навыков, знаний, их развитие зависят от рациональности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). Она представляет собой графически либо текстуально выполненную модель анализируемого действия, а также систему его эффективного исполнения. Какими параметрами характеризуется в этом контексте концептуальный подход? Определение его предлагается в разных трактовках, но их суть сводится к поиску эффективных методов и средств обучения, способствующих достижению желаемого результата.
Простой ОДД можно считать инструкцию по использованию прибора, в которой четко указывается алгоритм действий пользователя.
Типы ориентировочной основы
В повседневном процессе обучения применяют несколько типов ОДД. Проанализируем некоторые из них, выявим их отличительные особенности.
Первый тип отличается неполной ООД. При этом указывается только исполнительная часть предполагаемого решения и пример конечного итога действия. К примеру, нужно выполнить лабораторную работу по физике, связанную с определением тока и напряжения в цепи. Школьник сам определяет последовательность сборки электрической цепи, используя предлагаемые ему приборы и вспомогательные материалы. Методом проб и ошибок он проводит измерения, оформляет полученные результаты в тетради, проводит необходимые расчеты. Усвоение алгоритма сбора электрической цепи, правильности включения в нее амперметра и вольтметра помогает школьнику освоить тему, приобрести устойчивые знания.
ООД с ориентирами
Второй вариант предполагает указание ребенку каких-то конкретных ориентиров, применение которых поможет ему справиться с поставленной задачей. К примеру, в рамках выполнения практической работы по химии сначала педагог оговаривает те реактивы, которые может применять школьник, затем ребенок приступает к самостоятельной работе. Подобный подход способствует существенному сокращению времени, затрачиваемого ребенком на достижение необходимого результата.
Третий вариант ООД характеризуется предоставлением основных ориентиров в общем виде. Он является инвариантным, оптимально подходящим для личностно-ориентированного подхода, применяемого в настоящее время в отечественной педагогике.
При его применении обучающийся самостоятельно продумывает и формирует последовательность действий, приобретая при этом общие навыки учебной деятельности. Инвариантная ООД активно применяется педагогами естественных предметов.
Заключение
При обучении подрастающего поколения новым теоретическим знаниям, практическим навыкам, важно осуществлять поэтапное формирование умственной деятельности. На первой ступени предполагается мотивация. В ее рамках у школьников развивается нужная познавательная мотивация, которая помогает им овладевать конкретным действием.
Далее выполняется предварительное знакомство с самим действием, чтобы в сознании школьников образовалась ориентировочная основа. От качества этого этапа зависит конечный результат обучения.
На третьем этапе школьники осуществляют действия согласно учебным планам, применяемым педагогами в рамках конкретной учебной дисциплины. Педагог осуществляет контроль и корректировку действий. Завершающим действием является анализ своей успешности, проведение которого — условие ФГОС нового поколения.
Источник