Краеведческая викторина «Люблю тебя мой край родной» для школьников с ответами
Краеведческая викторина для школьников 8-9 класс с ответами «Знаешь ли ты свой край»
Цель: повысить интерес к предмету, углубить и расширить знания об истории и природе родного края, формировать гражданские и патриотические чувства.
В викторине могут принимать участие учащиеся 8-9 классов. Она может проводиться как внутри класса на отдельном уроке, так и между разными классами во внеурочной работе.
Учитель. Сегодня мы проводим викторину о нашем крае. Каждая команда может отличиться своими знаниями и эрудицией.
Ход викторины
I. Вступительная часть.
Есть много других, кроме этого края,
И он для меня на равнине твоей
Не хуже, не лучше, а только милей.
Ученик. Природа наша действительно прекрасна! Чего стоит красавица Волга! Как замечательно сказал о ней поэт К. Случевский:
Одним из тех великих чудодействий,
Которыми ты, Родина, полна,
В степях песчаных и солончаковых
Струится Волги мутная волна.
Запасом жизни, взятым на дорогу
Из недр глубоких северных болот,
По странам жгучим засухи и зноя
Она в себе громады сил несет.
II. Вопросы викторины.
1. На какой крупной тектонической структуре расположена наша область? (На Русской платформе.)
2. На какой возвышенности лежит наш город? (На Приволжской возвышенности.)
3. Самая большая в мире низменность, расположенная ниже нулевой отметки, северо-западная часть которой заходит на территорию области. (Прикаспийская.)
4. В какую геологическую эру область находилась в экваториальной зоне с жарким и влажным климатом? (В Палеозойскую.)
5. В какую геологическую эру наша область представляла собой горную страну? (В Докембрийскую эру, 1,5-2,5 млрд лет.)
6. Назовите первый исток реки Волги. (Горы Урал.)
7. Определите, в какое время это было: появились первые хвойные деревья, господствовали рептилии, среди обитателей моря были головоногие моллюски-аммониты. (В Мезозойскую эру.)
8. Первая обнаруженная в области древняя стоянка человека. (В балке Сухая Мечетка.)
9. Назовите ископаемые, которые служат основой для развития энергетической и химической промышленности нашей области. (Нефть и горючие газы.)
10. Где находится в области Ергенинский минеральный источник, обладающий целебными свойствами? (На южной окраине города Волгограда, в Веселой Балке.)
11. Назовите наиболее крупные реки области. (Волга, Дон, Хопер, Медведица, Аксай, Чир, Иловля, Балыклей.)
12. Кто в конце XVI века, разгромив Золотую Орду, присоединил степи Нижнего Поволжья к Руси? (Иван Грозный.)
13. Дата рождения Царицына. (1589 год.)
14. Какие два русских монарха приняли участие в становлении Царицына? (Петр I создал проект самой крупной крепости, а Екатерина Вторая впервые представила льготы для заселения Нижней Волги немецкими колонистами.)
15. Как расшифровать название реки Хспер? (Притон диких гусей. По Хопру проходит маршрут весеннего и осеннего перелета гусей и уток, где они задерживаются на обильных кормах затонов и плессах реки.)
16. Какому донскому полковнику Указом Императора 3 от 24 мая 1762 г. была пожалована земля и присвоено его имя этому городку? (Михайловка. Михаилу Себрякову.)
17. Определите, о каком городе области записано: старейшее казачье поселение на Хопре. В названии есть несколько значений — неряха, рева, плакса, разгильдяй, замарашка, нюня, рева. С 1857 года — столица Хоперского округа. (Урюпинск.)
18. Назовите дату оформления области. (10 января 1934 года.)
19. Сколько районов входит в состав Волгоградской области? (33.)
20. Какой район области самый большой, какой самый маленький? (Самый большой — Палассовский — 12361,1 кв. км, самый маленький — Руднянский — 1944,9 кв. км.)
21. Какова протяженность нашей области и с кем она граничит? (2184 км. Граничит с областями: Астраханской, Воронежской, Саратовской, республикой Калмыкия, государством Казахстан.)
22. Эти животные обитают в полупустынной зоне нашей области. У них короткие ноги, горбатая морда, на голове самца — изящные рога. Живут стадами, быстро бегают. (Сайгаки.)
23. Как называются леса, расположенные по оврагам и балкам нашего края? (Байрачные.)
24. Какие рыбы области имеют промысловое значение? (Стерлядь, судак, сазан, сом, белуга, осетр, берш, окунь, сельдь.)
25. Самое крупное животное области. (Лось.)
26. Назовите хищных животных области. (Волк, лисица, барсук, хорек.)
27. «Степь да степь кругом. Путь далек лежит. » Как делится зона степей нашего края? (На черноземах области — разнотравно- типчаково-ковыльная, а на каштановых почвах — типчаково-ковыльная.)
28. Как называется город, который возник в связи со строительством ГЭС на реке Волге? (Волжский.)
29. Как называется гидротехническое сооружение на реках Волге и Доне, которое проложило водный путь к Азовскому и Черному морям? (Волго-Донской канал, протянувшийся на 101 км, имеет 3 водохранилища и 13 шлюзов.)
30. Назовите атмосферные стихийные явления, характерные для нашей области. (Смерч, пыльные бури, ураганы, гололед и гололедица, засухи, заморозки и морозы, шквальный ветер.)
Источник
Разработка викторины по краеведению «Самый умный краевед»
14-03-2015, 22:49
Предлагаю вам разработку викторины по краеведению для детей 13-14 лет (учащихся 7-8 классов) «Самый умный краевед». Данная работа будет полезной учителям истории и краеведения и педагогам дополнительного образования, организаторам. Данная работа для тех ребят, кто интересуется вопросами краеведения. Она поможет проверить, систематизировать и пополнить свои знания по родному краю. Викторина проводится в форме игры по станциям.
Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание».
Цель: повторить, обобщить и расширить ранее полученные знания по краеведению Чесменского муниципального района.
Задачи:
- Образовательная: формирование у школьников системы знаний об истории развития края.
- Развивающая: развитие умений и навыков, необходимых для активной, творческой жизнедеятельности в современных условиях для успешной социализации молодёжи.
- Воспитательная: воспитание чувства сопричастности к событиям и процессам, происходящим в районе, области, стране.
Оборудование: 7 кабинетов с названиями станций.
Раздаточный материал:
- путеводные листы,
- журнал команды,
- тесты,
- контурные карты Чесменского муниципального района,
- ребусы,
- фотографии,
- кроссворды.
Викторина «Самый умный краевед»
Все ребята делятся на небольшие группы по 3-4 человека и получают путеводные листы с указанной последовательностью прохождения станций и журнал команды: Вступительное слово:
Здравствуйте уважаемые участники викторины по краеведению «Самый умный краевед» — 2015 года! Она пройдет в форме игры по станциям. Это своеобразное закрепление полученных знаний и умений на занятиях по краеведению. Викторина проводится в семь этапов:
1-я станция «Географическая», 2-я станция «История в ребусах», 3-я станция «История в фотографиях», 4-я станция «История в лицах», 5-я станция «Историческая», 6-я станция «Военные страницы истории», 7-я станция «Архитекторы».
Внимание, условия викторины: Каждой команде выдается путеводный лист, в котором по порядку прописаны станции, которые необходимо пройти. Порядок прохождения станций строго соблюдается членами команды. Также каждой команде выдается журнал, в котором фиксируются все их набранные баллы за каждую пройденную станцию. По завершению прохождения всех станций в журнале команды должны быть заполнены все строки документа. В противном случае журнал не рассматривается. Время выполнение задания на каждой станции ограниченно.
Общее количество балов _________________ Оно составляет строго 10 минут. В них входят: до 1 минуты объяснение задания, 8 минут на выполнение задания и 1 минута на обработку результатов и выставления баллов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов. У вас есть ко мне вопросы? (вопросы детей). Если ко мне больше не имеется вопросов, то команды могут пройти на свои станции. Желаю всем удачи!
Задания:
1 станция. Географическая. (Работа с контурной картой муниципального района)
На контурной карте обозначьте: — место расположения юга, севера, запада, востока — районы, с которыми граничит Чесменский муниципальный район — населенные пункты, расположенные на территории Чесменского муниципального района.
2 станция. История в ребусах.
(Работа с зашифрованными терминами по краеведению) — дайте определение следующим терминам (курган, тогузак, кочевники, правила о переселении)
3 станция. История в фотографиях. (Работа с фотографиями) — Назови, что изображено на фотографии (красный угол, рушник, кочерга, сундук, прялка, маслобойка, женская рубаха, чугунок, шашка).
4 станция. История в лицах. (Работа с кроссвордом) — Разгадай кроссворд (Беликов, Анищенко, Кривенко, Волков, Брябрин, Бекеев, Уржумов).
1. Назовите фамилию заслуженного учителя школы РСФСР, краеведа, почетного гражданина Чесменского района, основавшего Чесменский историко-краеведческий музей.
2. Назовите фамилию участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, именем которого названа улица в с.Чесма.
3. Назовите фамилию поэта, члена Союза писателей России, уроженца Чесменского района, автора нескольких сборников стихов и прозы «Всяк по всякому», «Закваска», «Черный бор» и др. Его брату принадлежит авторство таких книг как «Златовласка», «Вечерний свет».
4. Назовите фамилию участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза имя, которого присвоено школе в пос.Новоукраинском Чесменского района (2005) и улице в районном центре.
5. Назовите фамилию отличника физической культуры, почетного гражданина Чесменского района, имя которого по решению совета депутатов Чесменского муниципального района, присвоено муниципальному учреждению «Физкультурно-оздоровительный комплекс».
6. Назовите фамилию хорунжия, уроженца станицы Алексеевской, руководящего строительством военного поселения №27 на Новой пограничной линии (Новолинейный район) в 1843 году.
7. Назовите фамилию механизатора, уроженца пос. Черноречье, хозяйственного руководителя, почетного гражданина Чесменского района, который в 1950 г. за 35 рабочих дней намолотил 7 тыс. ц. зерна, за что и был удостоен звания Герой Социалистического Труда.
8. Назовите фамилию уроженца пос. Березинский, воина-интернационалиста, погибшего при взятии президентского дворца в г. Грозном (Чеченская республика), награжденным орденом Мужества (посмертно). На доме в котором он жил установлена мемориальная доска.
9. Назовите фамилию отличника здравоохранения, почетного гражданина Чесменского района, врача-отоларинголога, ушедшего из жизни от остановки сердца на работе.
5 станция. Историческая. (Работа с тестами)
— Ответьте на 19 вопросов по краеведению. (каждый правильный ответ – 1 балл)
Тестовые задания по курсу «Краеведение»
1. Древнейший человек на Земле появился около 3 млн. лет назад. Когда появились первые люди на Урале?
А) 1 млн. лет назад; Б) 300 тыс. лет назад; В) около 150 тыс. лет назад.
2. Коренным населением Южного Урала являются:
А) русские; Б) башкиры; В) монголы-татары.
3. Что изображено на гербе Челябинской области:
А) Серп и молот; Б) Верблюд; В) Сноп зерна
4. В 2003 и 2006 годах Чесменский район был признан:
А) Лучшим аграрным районом в Челябинской области
Б) Лучшим сельскохозяйственным районом в Челябинской области
В) Лучшим промышленным районом в Челябинской области
5. Назовите первые станицы, появившиеся на территории Новолинейного района:
А) Чесменская, Наталинская
Б) Чесменская, Беловская
В) Березинская, Новоукраинская.
6. Назовите Героев Советского Союза, уроженцев Чесменского муниципального района:
А) Волошин М.Е., Карташов А.Е., Ситников В.И.
Б) Беликов А.Н., Волошин М.Е., Ситников В.И.
В) Волошин М.Е., Кривенко Ф.П., Ситников В.И.
7. Сколько Героев Социалистического Труда, уроженцев Чесменского муниципального района, трудилось на его полях?
А) 3; Б) 5; В) 6
8. «Почетный гражданин Чесменского муниципального района» — это:
А) заслуженное звание, жителя Чесменского муниципального района за личный вклад в развитии сельского хозяйства района
Б) заслуженное звание, жителя Чесменского муниципального района за личный вклад в развитии животноводства района
В) заслуженное звание, жителя Чесменского муниципального района за личный вклад в развитии Чесменского муниципального района.
9. В каком году был образован Чесменский муниципальный район?
А) 1843; Б) 1935; В) 1940
10. Что изображено на гербе Чесменского муниципального района?
А) Серп и молот; Б) Верблюд; В) Сноп зерна
11. Какое название носило территориальное объединение в границах Чесменского муниципального района в конце ХIХ века?
А) Троицкий район
Б) Варненский район
В) Новолинейный район
12. Назовите сословие, основавшее станицы в территориальных границах Чесменского муниципального района в конце ХIХ века
А) Украинцы; Б) Казаки; В) Холопы
13. Назовите национальный поселок в Чесменском муниципальном районе:
А) Новоеткульский; Б) Редутово; В) Беловка
14. Назовите Героя Советского Союза имя, которого носит улица и школа в селе Чесма
А) Кривенко Ф.П.; Б) Ситников В.И.; В) Волошин М.Е.
15. В честь какого исторического события была названа станица Чесменская?
А) Чесменское морское сражение 1770г.
Б) Основание села Чешма в Болгарии
В) Не имеет связи с историческим событием
16. Что такое «генеалогия»?
А) перечень поколений одного рода
Б) перечень членов своей семьи, живущих на одной территории
В) наука о родственных связях.
17. Что такое «поколение»?
А) совокупность близких родственников, живущих вместе
Б) совокупность родственников всех родов
В) группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью.
18. Кто такие «потомки»?
А) люди будущих поколений
Б) Совокупность родственников всех поколений
В) группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью
19. Кто такие «предки»? А) люди будущих поколений
Б) люди, которые жили на нашей земле много веков назад
В) группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью.
6 станция. Военные страницы истории. (Работа с научной литературой)
— Приготовьте сообщение по заданной теме.
Примерные варианты сообщений:
1. Охарактеризуйте материально-бытовое положение жителей Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 2. Охарактеризуйте работу системы образования Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 3. Охарактеризуйте работу системы здравоохранения Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 4. Охарактеризуйте деятельность правоохранительных органов Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 5. В чем заключалась помощь сельских тружеников Чесменского района фронту. 6. Охарактеризуйте деятельность районных органов власти Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 7. Как повлияла эвакуация населения на жизнь местных жителей Чесменского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Источник
Краеведческая викторина "Своя игра"
Изучение регионального компонента предусматривается в содержании многих школьных дисциплин. Однако с переходом на концентрическую систему из-за большого объема учебного материала не всегда на уроке можно использовать дополнительные сведения при изучении тех или иных вопросов.
Данная викторина предназначена для внеклассной работы с учащимися 8–9-х классов. Викторина предполагает одновременно и получение школьниками новой информации, и актуализацию уже имеющихся знаний. Она может быть использована для проведения классных часов, общественного смотра знаний, методических недель, школьных вечеров туристско-краеведческой направленности.
Подготовительная работа к данному мероприятию незатруднительна и не требует больших затрат времени. Необходимо подготовить ведущих для информационной части, за одну-две недели до проведения викторины объявить ребятам о ее проведении, порекомендовать:
– дополнительную литературу для чтения;
– организовать фотовыставку “Удивительные жители Земли”, “Красота природы нашего края”, “Полезные ископаемые”;
– устроить выставку книг по теме викторины;
– если в школе есть музей, то провести экскурсию по теме “Люди земли Кузнецкой”.
При проведении викторины можно использовать карту Кемеровской области, на которой болельщики или участники команд могут показать реки, населенные пункты, месторождения полезных ископаемых Кемеровской области.
Для проведения викторины необходимо приготовить сводную ведомость для оценки ответов команд. Для подведения итогов викторины можно также на доске вывесить или нарисовать мелом сводную ведомость результатов участия команд в викторине.
1. В викторине принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
Удивительные животные | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Удивительные растения | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Мир минералов | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Другими словами | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Реки | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Горы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Люди Земли Кузнецкой | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
2. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, та же сумма снимается со счета команды, и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам.
3. В игре встречаются следующие сектора:
– “Кот в мешке”: вопрос должен быть передан любой другой команде;
– “Своя игра”: стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут «выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идет “ва-банк”, то есть ставит на кон всю имеющуюся на ее счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим “ва-банком”, если сумма баллов у них больше. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остается ноль баллов, а при правильном – сумма баллов удваивается.
4. Игру завершает раунд “Своя игра”. Команды делают ставки, исходя из имеющихся баллов на своем счету. Ведущий зачитывает задание. После минуты обсуждения команды дают ответы. При правильном ответе сумма ставки поступает на счет команды, при неправильном – списывается со счета. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
5. По окончанию викторины команда, показавшая лучшие результаты, награждается призами и грамотами.
– развитие познавательного интереса к истории и природе родного края;
– расширение кругозора учащихся;
– развитие навыков работы в группах, коммуникативных способностей;
– развитие памяти, образного и логического мышления учащихся.
Тема “Удивительные животные”.
10 баллов. Это небольшое животное очень ценится за вещество, небольшое количество которого на международном рынке стоит больше, чем новенький автомобиль. И поэтому ни в чем неповинный зверек нещадно истребляется браконьерами. (Кабарга.)
20 баллов. За проворство и умение быстро передвигаться по деревьям этого зверька называют “северной обезьяной”. Они хорошо приспособлены к древесному образу жизни – в этом им помогают коготки, расположенные на лапках, и длинный пышный хвост, служащий рулем и парашютом. Время от времени они предпринимают длительные путешествия, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути: водоемы, безлесные пространства и даже населенные пункты. Причина таких массовых переселений – неурожаи основных кормов. В старину в народе говорили, что один леший другому их в карты проиграл, вот они и перекочевывают во владения своего нового хозяина. (Белки.)
30 баллов. С самого детства эта птица питается кедровыми орехами. А если выпадают неурожайные годы, то птицам приходится объединяться в стаи и лететь, куда глаза глядят. По сути, она выполняет роль садовника, так как часть запасов, сделанных ею, прорастает. Тем самым она способствует расселению кедра на новые территории. Также запасами этой птицы охотно пользуются бурундуки, соболь. (Кедровка.)
40 баллов. В мировых масштабах эта птица встречается еще довольно часто, в Европе же ее численность заметно сократилась. Она является настоящим гурманом, питается исключительно рыбой и не может перестроиться на другие источники питания. Эта редкая птица представляет интерес для коллекционеров, которые разоряют ее кладки.
(Скопа питается исключительно рыбой: не более 2–3 кг в сутки. Численность скопы стала восстанавливаться, благодаря созданию заповедника “ Кузнецкий Алатау”, восстановлению запасов хариуса, ленка и тайменя в горных реках.)
50 баллов. В Красную книгу Кемеровской области занесено три вида птиц, носящих название гриба. (Поганки: черношейная, красношейная и большая поганка (чомга).)
Тема “Удивительные растения”.
10 баллов. Это дерево растет не только у нас, оно очень популярно в Средиземноморье, где его нередко называют деревом Аполлона в честь древнегреческого бога красоты. Это растение также называют деревом троянского коня.
По легенде из древесины именно этого дерева был построен знаменитый троянский конь. Из коры этого дерева получают смолу – живицу – сырье для производства “бальзама”. Из ветвей добывают эфирное масло. (Пихта.)
20 баллов. В России это дерево издавна считалось символом счастья и мира в семье. По народной традиции, молодожены в начале семейной жизни должны были посадить это дерево перед своим домом. Оно было частью многих обрядов и обычаев.
Также считали, что если ветви дерева прикрепить к дому и воротам, злые духи обойдут жилище стороной. Позднее на Руси распространился обычай выносить под это дерево больных. Считалось, что аромат дерева способен изгнать болезнь.
С древности пришел также обычай бросать в воду ветки этого дерева. Тогда качество питьевой воды сохранялось на долгое время. (Рябина.)
30 баллов. Этот цветок активно выделяет нектар, что привлекает к нему жучков. Научное название цветка происходит от греческого: “врачующий, целебный”. Древняя греческая легенда объясняет происхождение этого слова так: врач Пэон исцелил от ран бога подземного царства Плутона, раненного Геркулесом. В знак благодарности боги спасли Пэона от смерти и превратили его в цветок. А еще это растение известно своими бактерицидными свойствами, а также тем, что из него изготавливают лекарственные препараты. (Марьин корень.)
40 баллов. Давно возникло красивое сказание, что это растение или, как его еще называли, перунов огнецвет, жар-цвет, кочедыжник цветет только в ночь на Ивана Купалу – старинный славянский праздник в честь бога плодов, отмечавшийся в старину 23 июня. В этот день устраивали игры, жгли костры, водили хороводы, выкрикивая при этом имя Купалы, от которого зависел урожай. А ночью накануне праздника, особо удачливые якобы видели в лесу волшебный цветок кочедыжника. И происходило это будто бы так. Между листьями, похожими на листья орла, поднимался светящийся цветок, озарявший все вокруг, и при этом раздавался гром, и сотрясалась земля. Человеку, овладевшему цветком кочедыжника, были подвластны все тайны и чары. (Папоротник.)
50 баллов. “Кот в мешке”. Согласно древней легенде, гномы лишились своих жилищ в лесах, так как люди, в поисках накопленных сказочным народом сокровищ, потревожили вечный покой лесного храма. Несчастные гномы нашли приют под небольшим кустом, который и приютил их. В знак своей благодарности к нему, гномы расселили этот кустарник по всему свету.
Исследования ученых показали, что у больных, которым в рацион включали ягоды этого растения, улучшилось зрение. Иногда клоны этого кустарника занимают территорию до 2 км в поперечнике, а их возраст достигает от 100 до 300 лет. (Черника.)
Тема “Мир минералов”.
10 баллов. В переводе с греческого название этого минерала означает “черный янтарь”. Он был известен римлянам со времен захвата Британии. Черный цвет камня – цвет печали – явился причиной того, что из камня изготавливали похоронные ювелирные изделия и разнообразные атрибуты. По поверьям, минерал укрепляет зрение, оберегает от сглаза. Ожерелья из этого минерала надевали на детей, чтобы уберечь их от плохих людей. Данный минерал был и остается самым дешевым и красивым из поделочных камней. (Гагат.)
20 баллов. В переводе с латинского название этого минерала означает зерно. Данный минерал использовали в качестве строительного минерала еще во времена до нашей эры. Так, древние египтяне и греки применяли его при сооружении статуй и гробниц. Благодаря способности минерала не разрушаться на протяжении очень долгого времени, его использовали для изготовления надгробий, могильный плит и памятников. (Гранит.)
30 баллов. В названии этого минерала – металла наши предки отразили сияние солнечного света. В переводе с латинского название этого минерала означает “солнечный восход”. Поклонники Солнца инки, жившие на территории Перу, считали этот минерал священным воплощением солнца на Земле. Они построили при храме символ минерала – Солнца – … сад, в котором были рассажены кустарники, деревья, цветы, птицы, изготовленные из чистого минерала. Одним из самых важных свойств минерала является его исключительная высокая химическая стойкость. Его способна растворить только “царская водка” – смесь соляной и азотной кислот. Из одного килограмма минерала можно вытянуть нить длиной более 3 километров. (Золото.)
40 баллов. Данный минерал известен очень давно, однако большой популярностью он никогда не пользовался. Горняки считали его “пустой породой”, поскольку из него невозможно было извлечь металлы. За ним даже закрепилось презрительная кличка “кошкино золото”, потому что чешуйки минерала сверкали и серебрились, но не имели никакой ценности. В 10–13 веках минерал был настолько дорог, что позволить себе купить его могли только богатые люди.
Большие листы минерала помещали в оконницы храмов, а небольшие четырехугольные кусочки вставляли в окна боярских усадьб. (Слюда, разновидности: флогопиты, мусковиты.)
50 баллов. Этот камень носили как талисман, который имел способность спасать от ядов, в том числе змеиных, защищать от сглаза, прогонять нечистую силу. Минерал некрасивого серого или красноватого цвета называли ласточкин камень, его как будто находили в ласточкиных гнездах, и он считался целебным. Знахари пользовались им при лечении разных болезней.
До сих пор в Нормандии живо поверье о минерале, возвращающем зрение, который ласточки таинственным образом находят за морем. Чтобы добыть его, необходимо разостлать под гнездом ласточки красный платок, на который она, приняв его за огонь, бросит камень. В Англии этот минерал считается символом долговечности, в Индии – процветания и благополучия. (Агат.)
Тема “Другими словами”.
10 баллов. Растение, издающее сильный аромат в вечерние и ночные часы, иногда называют ночной фиалкой. Оно занесено в Красную книгу Кемеровской области, В его названии можно прочитать женское имя. (Любка двулистная.)
20 баллов. Этот минерал находит самое широкое распространение. Уже древние римляне и греки использовали эту горную породу в строительстве и скульптуре. Особенно ценились среди скульпторов белые, слегка просвечивающие сорта минерала, способные имитировать цвет человеческого тела. Из него высечено огромное количество памятников и скульптур всех эпох. Название данного камня является этимоном латинского слова “калкем”, которое означает “известь”. (Мрамор.)
30 баллов. Населенный пункт на территории Тисульского района, основанный в 18 веке крестьянами из Европейской России, предки основателей должны были связаны с ювелирным ремеслом. (Серебряково.)
40 баллов. Этот цветок получил название по форме губы, напоминающей женскую обувь. (Венерин башмачок.)
50 баллов. “Кот в мешке”. Это небольшое животное проживает и в высокогорье, и на равнинах. Роет норы или использует для укрытия ниши между камнями. Свое название получила за громкий писк и за привычку запасать на зиму разные травы, складывая их в виде стожков, за что получила название сеноставка. Причем общее количество заготовленных на семейном участке кормов может составлять несколько десятков килограммов. Эти запасы с удовольствием поедают лоси и другие животные. (Пищуха.)
10 баллов. Левый приток Чулыма. Протекает по границе Кемеровской области с Хакасией и Красноярским краем. Название образовано от кетско-ассанского УР – “река”. Протяженность реки – около 200 км. (Урюп.)
20 баллов. Одна из главных водных магистралей Кемеровской области, имеет титул “сильно загрязненной реки”. (Томь.)
30 баллов. Самая порожистая река нашего края. (Мрассу.)
40 баллов. Река, которая говорит о себе только в первом лице. (Яя.)
50 баллов. Река, протекающая по территории Кемеровской области всего 25 км, но по длине больше, чем Томь. (Чулым.)
Тема “Горы”10 баллов. Гора, расположенная в северной части главного хребта Кузнецкого Алатау, получившая название за выветренные временем сооружения, напоминающие своим силуэтом соборы. (Церковная гора.)
20 баллов. Гора в Прокопьеском районе, переводится как “гора ветров” (Тырган.)
30 баллов. Что означает следующее географическое название: хребет Тигиртиш в центре Кузнецкого Алатау (Небесные горы.)
40 баллов. Гора в Салаирском кряже, носящая имя животного. (Барсук.)
50 баллов. Что означает название горы Карадаг в Тисульском районе, в окрестностях которой расположены живописные скалы?
(Черная гора.)
Тема “Люди Земли Кузнецкой”.
10 баллов. Наш земляк из села Воскресенка принимал участие в составе 28 танковой бригады в боях на Волоколамском направлении. Зимой 1942 года воевал на новом танке “Т-34” под Сталинградом. Участвовал в одном из самых ожесточенных боев – танковом сражении под Прохоровкой на Курской дуге – в качестве наводчика тяжелой самоходной установки. Освобождал Белоруссию и Польшу. (Назаров Роман Никитич.)
20 баллов. Кандидат биологических наук, автор известных книг “Птицы Кемеровской области” и “Птицы Байкала”, сотрудник заповедника “Кузнецкий Алатау”. (Васильченко Андрей Андреевич.)
30 баллов. Наш земляк из Тисуля, воевал в составе третьей роты 696 Севастопольского стрелкового полка. Проявил храбрость при форсировании реки Одер в районе г.Фюрстенбнрг, первым бросился в ледяную воду, достиг противоположного берега, с ходу ворвался во вражескую траншею и уничтожил пятнадцать гитлеровцев. Был ранен, оказался в окружении, но продолжал удерживать захваченный плацдарм. За этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза. (Михаил Дмитриевич Сметанин.)
40 баллов. Известный российский прозаик, Лауреат Государственных премий СССР, РСФСР, Ленинского Комсомола, уроженец города Мариинска, проведший детство и юность в городе Тайге (Владимир Алексеевич Чивилихин.)
50 баллов. Действительный член, академик Международной инженерной академии; академик Академии информатизации, Почетный железнодорожник, видный политический деятель России (Аман Гумирович Тулеев.)
Раунд “Своя игра”.
Они бывают “прямыми”, “верными”, “кедровыми”, “скалистыми”, “новыми”, “солеными”. О чем идет речь? (Реки Кемеровской области: Подобас – прямая, Китат – новая река, Кия – скалистая, Тяжин – соленая, Пызас – кедровая, Тисуль – верная река.)
Источник
Краеведческая викторина «А я люблю места родные» для детей подготовительной группы
Цель: выявить знания детей о своей малой Родине, ее истории.
— расширять представление о родном крае;
— продолжить ознакомление детей с достопримечательностями города, в котором они живут, с символикой города и региона, с заслуженными людьми нашего края;
— воспитывать любовь к своей малой Родине.
Материал: флаг и герб г. Красного Холма и Тверской области, портреты известных земляков, фотографии и иллюстрации памятников и иных достопримечательностей города, электронная презентация «А я люблю места родные».
Ход викторины:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня необыкновенный день. В нашем детском саду проходит краеведческая викторина «А я люблю места родные…».
Я хочу представить участников викторины, наших юных краеведов — воспитанников подготовительной группы.
Команда мальчиков — «Краеведы»,
Команда девочек – «Нелединки».
Давайте поддержим наших конкурсантов громкими аплодисментами. Спасибо!
А сейчас разрешите мне представить уважаемое жюри, которое будет оценивать участников викторины.
У каждого из нас, есть своя малая Родина, т. е. то место, где человек родился и вырос. Наша с вами Малая Родина – это город Красный Холм.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
В нашем родном городе Красный Холм.
И сейчас мы поговорим о нашем городе, проведем викторину, где я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. В конце викторины мы подведем итоги и узнаем, кто из вас лучше знает наш родной город.
1 задание: Блиц-опрос «Знаешь ли ты свою малую Родину?»
1. Что такое малая Родина? (это место, где мы родились и живем. Для нас малая Родина — город Красный Холм)
2. Как в старину называлось село, которое стало нашим городом Красный Холм? (Спас на Холму)
3. Кто был основателем села Спас на Холму? (старец Антоний)
4. Сколько лет исполняется нашему городу в этом году? (500 лет)
5. Какая река протекают в нашем городе?» (Неледина)
6. В нашем городе живет много людей. Все мы называемся жителями города. Жителей разных городов называют по-разному, например, в Москве – москвичи, в Твери — тверичане). Как называют жителей г. Красный Холм? (краснохолмцы);
7. На какой улице находится наш детский сад? (улица Калинина);
8. Какие еще улицы есть в нашем городе? (Ленина, Красноармейская, Пролетарская, Советская, Садовая, Мясникова, Льва Толстого и т. д.)
9. Какие известные здания есть в нашем городе? (Торговые ряды, краеведческий музей – дом Мясниковых, детская школа искусств – дом купца Кичигина)
Ведущая: Над аллей Победы
Рано солнце встает.
Здесь стоит в карауле
Здесь весенней порою
10. В нашем городе есть такие места, где каждый год, 9 Мая, собираются люди, чтобы почтить память павших в Великой Отечественной войне.
Какие памятники вы видели в нашем городе, в чью честь они установлены? (Аллея героев, Памятник Ленину, Героям ВОВ, погибшим летчикам, могила неизвестного солдата на кладбище)
11. Назовите главную площадь нашего города? (Советская);
12. Назовите символ нашего города Красный Холм? (Колокольня);
13. У нас с вами много знаменитых земляков. Сможете ли вы назвать их и рассказать, чем они знамениты, какой вклад они внесли в историю нашего города? (художник Виктор Цветков, династия врачей Мясниковых,
14. Назовите места в нашем городе, куда можно сходить детям? (дети называют места, куда они ходят с родителями)
15. Куда бы вы повели своих друзей, приехавших из другого города, о чем бы вы им рассказали, и какие места и достопримечательности хотели бы показать?
16. Для чего нам необходимо знать о том месте, где мы родились и живем? (чтобы рассказать о нем своим детям, друзьям или родственникам из других городов и т. д.)
(выполняют участники игры и зрители)
Мы по улице шагаем, (шагаем)
Выше ноги поднимаем, (высоко колени)
По сугробам не пойдем, (рукой)
Мы его перешагнем. (шаг в сторону)
На скамейку мы присели, (присесть)
Там конфет кулечек съели. (имитация)
А когда друзей встречали (встали)
Мы руками им махали. (машем руками)
Вот как славно погуляли
Друг за другом мы шагали.
Подойдите все сюда. (встаем в круг)
Это город, как высок он, (руки вверх)
Сколько крыш, и сколько окон. (показывают)
Город наш такой большой, (руки в стороны)
Он уютный и живой. (обнять себя)
Он сверкает и цветет, (руками фонарики)
Город улыбается. (улыбаться другу)
Посмотрите все вокруг.
Он нам очень нравится. (класс)
2. задание «Узнай по фотографии»
У каждого из нас есть своё любимое место в городе.У кого-то: парк или стадион, а у кого-то родная улица.
Участникам викторины я буду показывать фотографии известных зданий нашего города, его достопримечательности.Ваша задача: узнать, какое это здание, где находится это здание, что вы о нем знаете?
3. Игра «Четвертый лишний»
а) какого здания нет в нашем городе? (3 фотографии нашего города, 1 фотография г. Твери)
б) какого транспорта нет в нашем городе? (автобус, трамвай, такси, поезд)
4 задание — Народная мудрость
Русский народ сложил много пословиц и поговорок о родной земле и родном крае. Сейчас вы мне будете помогать.
Я начинаю, а вы продолжаете.
Пословицы о Родине.
Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Всякому мила родная сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Дома и стены помогают.
Если народ един, он непобедим.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Народы нашей страны дружбой сильны.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Человек без Родины — что соловей без песни.
5. А сейчас мы отдохнем и поиграем.
Игра в стихах ДА-НЕТ
Праздник мы сейчас откроем,
Чудо — игры здесь устроим.
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: «Ура! «
Игры начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте
Только «Да» и только «Нет»
Дружно дайте мне ответ:
Если «»нет»» вы говорите,
То ногами постучите,
Если говорите «»Да»»-
В ладоши хлопайте тогда.
В школу ходит старый дед.
Это правда, дети? (Нет – дети и родители стучат ногами).
Внука водит он туда?
Отвечайте дружно. (Да — хлопают в ладоши).
Лед — замерзшая вода?
Отвечаем дружно… (Да).
После пятницы — среда?
Дружно мы ответим. (Нет).
Ель зеленая всегда?
Отвечаем, дети. (Да).
День Рожденья — день веселый? (Да)
Ждут вас игры и приколы? (Да)
С юмором у вас в порядке? (Да)
Сейчас мы делаем зарядку? (Нет)
Рыбки спят на дне пруда.
Это правда, дети? (Да)
Быстро дайте мне ответ,
Снег зимой бывает? (Да)
Понедельник и среда-
Это дни недели? (Да)
Солнце дарит людям свет?
Отвечаем вместе! (Да)
«Вискас» — Кошкина еда.
Что вы скажете мне? (Да)
Я предвижу ваш ответ:
Мышь боится кошки (Да)
Может человек в 5 лет
Дедом стареньким быть? (Нет)
Волк меняет шубу? (Нет)
Вам понравилась игра?
6. Игра «Мой адрес»
Участники команд вспоминают и называют полностью адрес своего места жительства.
Ведущая: Люблю свой город утром, ясным днём,
И в холод, и в жару, и в непогоду.
Люблю в нём каждый уголок и дом,
Люблю неповторимую природу.
Люблю свой город с детства всей душой,
Не требуя взамен любви взаимной.
За что? За то, что этот город мой.
И для меня он самый-самый дивный!
Давайте же друзья любить свой город!
Ценить, беречь его и украшать.
Чтоб был он и красив, и молод,
Писать стихи о нём и песни сочинять!
6 задание «Стихи о родном городе»
Каждая команда представляет свое стихотворение о родном городе.
7. задание «Символика Красного Холма»
а) Каждая территория имеет свой флаг и герб. Сможете ли вы узнать герб и флаг Красного Холма? Опишите их.
б) Найдите флаг и герб Тверской области, опишите их.
в) Собрать герб Краснохолмского района из разрезанной картинки.
г) Собрать колокольню — символ Красного Холма из разрезанной картинки.
Для России наш город-частица,
А для нас он — родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться,
Малой Родиной, где мы живем.
Малая родина — самое красивое и дорогое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые красивые и добрые люди.
Малая родина — здесь все свое, такое родное и любимое. Где бы ни был человек, в какой уголок земли он бы не забрел, он всегда будет вспоминать свой родной уголок нашей необъятной России, такой красивый и любимый.
А в родимом краю и березки другие.
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле, только в нашей России.
Может каждый по сердцу найти уголок.
Все задания викторины мы выполнили. Приглашаю всех участников исполнить песню о нашем городе.
Песня «Красный Холм»
Подводятся итоги викторины. Вручение дипломов и подарков.
«Угадай-ка!» Математическая викторина для детей подготовительной к школе группы Задачи: 1. Закреплять счётные умения. 2. Закреплять знание числового ряда, чисел (последующего и предыдущего) в пределах 20. 3. Закреплять.
Интеллектуальная викторина для детей подготовительной группы Интеллектуальная викторина для детей подготовительной группы Конкурсы для двух соревнующихся команд. I. Разминка или отгадай загадки. 1.
Итоговая викторина для детей подготовительной группы «Эти удивительные животные» Итоговая викторина для детей подготовительной группы «Эти удивительные животные».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей подготовительной к школе группы Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами,.
Литературная викторина для детей подготовительной группы «По сказкам А. С. Пушкина» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему: «Викторина.
Литературная викторина для детей подготовительной группы «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Ромодановского муниципального.
Литературно-краеведческий проект по развитию речи для детей средней группы «Родные книги» Проект «Родные книги» Автор проекта: воспитатель Гурова Н. А. Вид проекта: групповой, информационно-познавательный, творческий. Участники.
Викторина по формированию ОБЖ для детей подготовительной группы Знатоки правил безопасности Образовательные области: познавательная, социально-коммуникативная, физическое развитие. Цели: Закрепить.
Игра-викторина для детей подготовительной группы «Овощи и фрукты» Игра- викторина для детей подготовительной группы «Овощи и фрукты». Задачи: — активизировать словарный запас детей, — развивать умение.
Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы» Цели. Закреплять знания детей о природе, развивать познавательную активность. Обобщить знания детей о растениях, животных, временах года.
Источник
Викторина по краеведению
Изучение различных сторон жизни родного края, района, села, расширение исторических знаний учащихся. Воспитание патриотизма и гражданственности.
Содержимое разработки
Цели: Изучение различных сторон жизни родного края, района, села, расширение исторических знаний учащихся. Воспитание патриотизма и гражданственности.
Оборудование: бумага для записей и рисунков, фломастеры.
Ход мероприятия.
Приветствие команд и представление жюри.
Команды готовят название, девиз и эмблему. Представляются
Круговой опрос. Правильный ответ — 1 балл.
В каком году образовался Ставропольский край? (1934г.)
Когда состоялись выборы в ГД Ставропольского края? (1.03.1994г.)
Когда ГД края были утверждены герб и флаг Ставрополья? (29.12.1994г.)
Какой город в нашем крае расположен на 45 параллели? (Ставрополь)
Кто был инициатором открытия в 1898г. «родиноведческой» выставки, ставшей прообразом будущего Ставропольского краеведческого музея? (писатель И.Д. Сургучев.)
Когда было основано село Новоселицкое? (1786г.)
Где находится исток реки Томузловки? (в с. Александровском)
Когда был построен Спасо-Преображенский храм в с. Новоселицком? (1820г.)
Чьи дома, сохранившиеся в селе Новоселицком, стоят более 100 лет? (Белова, Луткова, Литвинова, Немова)
10)Где и когда проводилась новоселицкая ярмарка. (в районе РЭС, с 20 сентября по 6 октября)
Конкурс «Занимательная география»
Какие животные на Кавказе были уничтожены, а потом завезены? (Зубр)
Где в нашем крае находится вечная мерзлота? (На горе Развалка)
Как называется основной тип крестьянских поселений в Ставропольском крае? (Село)
Какое озеро дает лечебную грязь для курортов Кавминвод? (Тамбукан)
Назовите самое большое по площади водохранилище в Ставропольском крае? (Чаграйское)
Назовите господствующиевысоты Новоселицкого района? (Горы Жуковская, Бабкина, Золотая)
Назовите притоки реки Томузловка? (Дубовка, Малая Томузловка, Журавка)
Назовите самый северный населенный пункт нашего района? (Поселок Щелкан)
Какие полезные богатства нашего района вы знаете? ( Строительный песок, красная глина, строительный камень)
Какие рыбы населяют водоемы Новоселицкого района? (Карп, карась, лещ, толстолобик, окунь, судак, щука)
Конкурс «Великая Отечественная война»
Укажите хронологические рамки битвы за Кавказ? (25 июля 1942г. – 9 октября 1943г.)
Сколько ставропольцев было призвано в армию в годы Великой Отечественной войны? (320 тысяч человек.)
Когда в годы войны в селе Величаевском возникла молодежная подпольная организация? (В августе 1942года.)
Сколько наших земляков были удостоены звания Героя Советского Союза? ( Более 200 человек)
Какая дивизия была сформирована в нашем крае? (53-я кавалерийская, входившая в корпус генерала Л.М.Доватора)
Назовите имена новосельчан Героев Советского Союза? (Нарган Михаил Николаевич, Байрамов Исмаил Халилович, Обликов Иван Сергеевич, Петров Василий Иванович)
Назовите имя нашего земляка — полного кавалера ордена Славы? (Клоков Иван Ильич)
Назовите имена девушек комсомолок с.Новоселицкогог, расстрелянных оккупантами? (Лариса Гамаюнова, Роза Филина, Мария Кучерявенко)
Когда село Новоселицкон было освобождено от немецко-фашистских захватчиков? (13 января 1943года)
Кто из наших земляков освобождал родной район от фашистов? (В.А. Бабешко, В.И. Белогорцев, Ф.Ф. Дудкин, Г.А. Одинцов, Ф.Г. Синицын, П.В. Ткаченко)
Где в Новоселицком районе находятся горы:
а) Маркин пуп (с. Падинское)
б) Шавронская (х. Жуковский)
в) Каменка (с. Журавское)
г) Золотая гора (с. Чернолесское)
д) Бабкина гора (с. Китаевское)
2) Как прежде назывались улицы в селе Новоселицком?
а) ул. Ставропольская (ул. Малова)
б) ул. Пролетарская (ул. Бульварная)
в) ул. Ленина (ул. Почтовая)
г) ул. Новоселицкая (ул. Камышова)
д) ул. Кооперативная (ул. Комарова)
е) ул. Нориковых (ул. Церковная)
Конкурс болельщиков «Суеверия и приметы»
Почему нельзя грызть семечки, оставленные на семена? (Девушка не выйдет замуж)
Почему нельзя выбрасывать крошки со стола? (Это ведет к безденежью)
Крестьяне верили, что дуб приносит счастье в семью. Что должны были сделать молодожены? (3 раза обойти вокруг дуба)
Почему молодым девушкам нельзя было садиться на угол стола? ( Она рисковала не выйти замуж)
Что значит по поверью казаков, рубить что-либо на пороге комнаты? (Желать болезни самому себе)
Что нужно было сделать крестьянину, чтобы продать корову по хорошей цене? (При выходе ее со двора завязать ей глаза платком)
Почему замужние женщины не мыли голову по пятницам? (Боялись потерять мужа)
Что нужно было делать казачке, чтобы не стать бедной? (Не стирать белье по понедельникам)
Что означала найденная старая подкова? (Удачу)
В ночь на Ивана Купалу девушки выходят к водоему и опускают венки в воду. Что ожидает хозяйку, если венок утонет? (Большое горе)
Жюри подводят итоги викторине. Ведущий называет победившую команду. Производится награждение команд.
-82%
Источник