Критерии оценки результатов методической деятельности педагогов в колледже

Критерии оценки результатов методической деятельности педагогов в колледже

Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
************************
Факультет **********************
Кафедра ***************************

По дисциплине: «Методика профессионального обучения»
Тема: «Критерии оценки результатов методической деятельности педагогов в колледже»

г. Москва
2013-2014 уч. Год
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В КОЛЛЕДЖЕ 5
1.1. Педагогическая деятельность и её виды 5
1.2. Методическая деятельность педагога профессионального обучения 6
1.3. Уровни и формы осуществления методической деятельности 9
1.4.Результаты методической деятельности и критерии их оценки 11
1.4.1 Методические разработки 13
1.4.2 Методические рекомендации 17
1.4.3 Учебно-мотодические комплексы 21
1.4.4 Рабочие программы 27
1.4.5 Педагогические технологии 30
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В ГАОУ СПО «КП № 11» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая деятельностьсложна и многогранна. Как нет ничего в мире постоянного, так и постоянно развивается, обогащается педагогическая наука, области знаний. В нашу жизнь уже прочно вошли новые информационные технологии. Меняется контингент учащихся. Всё это требует новых подходов к обучению и воспитанию, новых методик, постоянного поиска новых форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с учащимися.Педагог должен идти в ногу со временем, постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. Обязанностью преподавателя является участие его в методической работе, которая направлена на разработку и совершенствовании методики преподаваемой дисциплины.
Результатом методической работы является разработка дидактических материалов, комплексов задач и заданий по предмету, создание учебно-наглядныхпособий для использования на уроках. Результат методической работы может быть отражён в докладах и выступлениях на конференциях, методическом совете, методической комиссии, педагогическом совете; издан в периодической печати; использован в методических разработках и т.д.
Методическая работа охватывает широкий круг проблем. Это:
1. анализ профессиональной деятельности педагогов;
2. моделированиепрофессиональной деятельности специалиста в учебном процессе;
3. совершенствование форм и методов обучения;
4. разработка дидактических материалов и других средств обучения и т.д.
Вопрос оценки деятельности педагогов тоже довольно сложен и многогранен. До сих пор не сформированы конкретные критерии оценки всех видов педагогической деятельности. При этом существует ряд разновидностей методическойдеятельности педагогов, которые возможно оценить достаточно конкретно по четким критериям. Эта та часть методической деятельности педагогов, которая касается разработки документации. Критерии оценки данной деятельности изложены в основном в требованиях к конкретному виду документа.
Целью данной курсовой работы явилось рассмотрение такого вида методической деятельности педагогов СПО, как формированиеметодической документации и критериев их оценки.
Задачи:
рассмотреть теоретические основы методической деятельности педагогов СПО;
рассмотреть методическую деятельности касающуюся написания методической документации;
привести конкретные результаты данной деятельности (виды методической документации);
рассмотреть критерии оценки основных видов методической документации, заложенные в требованиях кней.
Одним из недавних нововведений в сфере среднего профессионального образования явилось введение тьюторской системы. Должность тьютора включена в категорию педагогических работников. Поэтому дополнительно в данной работе я решила отразить экспериментальные наработки Департамента образования в рамках критериев оценки деятельности тьюторов в учебном заведении СПО.

Источник

Критерии оценки результатов методической работы в школе

Методическая работа в образовательном учреждении осуществляется под руководством администрации, методическая служба создается ее решением и утверждается приказом по школе. Под методической работой, по словам В.М. Лизинского, понимается «всякая деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса».

По мере усиления научного потенциала учителей могут создаваться кафедры, руководимые учеными или учителями. Ученые могут привлекаться к методической работе школы в качестве консультантов.

Руководство образовательным учреждением при создании методического совета вырабатывает основные положения и содержание деятельности.

Важным в работе методического совета является выявление круга проблем, над которыми в течение учебного года будут работать методические объединения учителей-предметников, кафедры, службы. В.М. Лизинский показывает, как можно определить круг проблем и на этом основании составить так называемый «проблемник».

Все проблемы школы наших дней можно сгруппировать следующим образом:

  1. Все виды здоровья: физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, психическое, эстетическое.
  2. Социализация учащихся.
  3. Успеваемость и интерес к учебе.
  4. Созидательная составляющая досуга.
  5. Творчество по плечу и по душе.
  6. Психолого-педагогический климат в школе.
  7. Умение администрации школы создавать ситуацию успеха, управлять успехом.
  8. Уровень психологической, предметной, педагогической и общекультурной готовности педагогов.
  9. Связь школы со средой и родителями.
  10. Противоречие между нравственными ценностями и устоями современного общества, и деятельностью школы.

Методические объединения — самая распространенная форма совместной работы педагогов, объединяющая их по характеру преподаваемого учебного предмета либо по обслуживаемой возрастной группе учащихся. В каждом методическом объединении (МО) выбираются председатель и его заместитель; если это крупное объединение, то выбирается состав правления из 3-5 человек. Работа МО должна строиться так, чтобы большинство учителей могли проявить инициативу и показать свое творческое лицо. Структура плана методического объединения может быть самой разнообразной в зависимости от потребностей учебного заведения и интересов педагогического коллектива.

Методическое объединение учителей под руководством администрации образовательного учреждения организует научно-практические конференции, проводит семинары на базе своей школы.

На методических объединениях учителя могут вырабатывать различные формы взаимодействия с педагогами других образовательных учреждений для того, чтобы совместно найти оптимальные пути решения проблем, стоящих перед образованием.

К числу таких межшкольных проблем можно, например, отнести:

  • создание картотеки педагогических находок и приемов работы по предмету как в урочное, так и во внеурочное время;
  • выпуск совместных профессиональных журналов и альманахов;
  • проведение тематических межшкольных научно-практических конференций и дискуссий и др;
  • высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • овладение современными методами обучения и воспитания;
  • хорошо организованный процесс обучения и воспитания;
  • положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;
  • высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
  • своевременное распространение передового педагогического опыта;
  • постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
  • качественно организованная система повышения квалификации педагогов.
Читайте также:  Результат труда оценка деятельности дошкольников

Успешность работы образовательного учреждения связана не только с эффективностью работы методических объединений, но и с организационной, психолого-педагогической, воспитывающей и другими видами деятельности. Предлагается использовать следующие критерии для оценки методической работы в учебном заведении.

Критерии оценки результатов методической работы в школе (по В.М. Лизинскому)

Пользуясь критериями В.М. Лизинского, можно оценить степень успешности учебно-методической и воспитательной работы в школе. Приводимые ниже критерии оценки результативности методической работы нередко трудно отследить или вовсе невозможно измерить. Однако, косвенные или субъективные данные, а главное, общее состояние дел в ОУ являются самым убедительным показателем оптимальности, успешности, продуктивности функционирования методической службы в школе, ибо успешность методической работы не вычленяема из успешности учебно-воспитательного процесса вообще. Параметры, по которым целесообразно оценивать эффективность методической работы в ОУ (по положительной динамике в их проявлениях):

  • рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
  • положительный психолого-педагогический климат;
  • высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • овладение современными методами обучения и воспитания;
  • грамотно организованный процесс обучения и воспитания;
  • положительная динамика в проявлении качества обучения и воспитания учащихся;
  • высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
  • своевременное оперативное распространение актуального педагогического опыта (для данного педколлектива);
  • постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
  • оптимально организованная эффективная система повышения квалификации педагогов.

Если школа обеспечивает привлекательность процесса обучения для учащихся и достигает запланированных целей, то это и есть результат всех педагогических, в том числе и методических усилий всех педагогов школы, ее методической службы.

Таким образом, не числом, не деятельностью вообще, не единой (нередко формальной) методической темой, не запланированными и выполненными методическими мероприятиями ценна работа администрации, методслужбы и педагогов, а разумным сочетанием психолого-педагогической, методической, учебной, организационной и воспитывающей деятельности.

Психологические критерии:

  • высокий уровень удовлетворенности учащихся собственной учебной деятельностью;
  • высокая оценка, которую учащиеся ставят своей школе в связи с ее привлекательностью для них;
  • высокий профессиональный авторитет педагогов (особенно по тем предметам, которые учащиеся считают предпочтительными для себя);
  • общая положительная тональность отношений педагогов и учащихся в школе;
  • уважительное отношение к школе со стороны родителей;
  • готовность учащихся, выпускников и родителей помогать школе;
  • творческий настрой педагогов и учащихся;
  • желание педагогов достичь такого совершенства, которое позволило бы им стать любимыми педагогами в школе;
  • высокий уровень внимания, включенности, интереса к учебе со стороны учащихся.

Учебные критерии:

  • возможность для каждого ученика найти себе интересного учителя, интересные предметы, дело по душе, внимательное отношение к его проблемам;
  • умение использовать достоинства индивидуального, дифференцированного обучения;
  • органическая связь между урочной и внеурочной, классной и внеклассной предметной деятельностью;
  • умение педагогов применять различные современные методики преподавания;

Важнейший показатель научной, оптимальной, эффективной методической службы в образовательном учреждении – организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений.

Критерии эффективности методической работы

  1. Категорийный состав методического объединения. Количество педагогов, повысивших и подтвердивших свою категорию.
  2. Количество проведённых плановых и оперативных заседаний МО.
  3. Количественный и качественный анализ рассмотренных на заседаниях МО вопросов по:
  • изучению нормативно-правовой базы преподаваемых предметов;
  • методике преподавания предметов;
  • решению практических задач преподаваемых предметов.
  1. Количество педагогов, повысивших свою квалификацию в системе ИПК и ПРО, через систему семинарских занятий, проблемных курсов и т.п.
  2. Участие МО в педагогических советах, семинарах, конференциях (количество выступлений, их тематика, уровни: школьный, городской, областной и т.п.).
  3. Участие МО в методических неделях (количество проведённых открытых уроков, количество учителей, давших открытые уроки).
  4. Участие в предметных неделях (количество проведённых внеклассных мероприятий на уровне класса, школы; их тематика, результативность).
  5. Работа по изучению, обобщению и распространению опыта работы МО (открытые мероприятия МО: заседания, семинары и т.п.).
  6. Работа МО по обновлению содержания образования.
  7. Участие педагогов МО в инновационных процессах, в опытно- экспериментальной работе.
  8. Работа МО по освоению и внедрению в УП современных педагогических технологий.
  9. Работа МО по реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
  10. Работа МО с одарёнными детьми.
  • индивидуальная работа,
  • кружковая работа,
  • факультативы,
  • спецкурсы,
  • курсы по выбору,
  • элективные курсы.

б) Участие в предметных олимпиадах: школьных, городских, областных, региональных и т.д. (учитель, количество участников, победителей).

в) Участие в творческих конкурсах, играх, соревнованиях (название, количество участников, результаты).

  1. Работа по развитию учебно-методической базы кабинетов (количество, названия методических разработок, учебно-наглядных пособий, раздаточного дидактического материала).
  2. Работа со школьной документацией (оформление журналов, графиков, протоколов контрольных работ, отчётов о проделанной работе и др.: качество и своевременность сдачи).
  3. Участие МО в творческих отчётах.

Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты самоанализа

Читайте также:  Шарапова без шансов проиграла действующей чемпионке Уимблдона Кербер Стоило ли возвращаться

Уровни и показатели

Низкий/%

Средний/%

Высокий/%

Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции

Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений

Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик

Не владение навыками проведения диагностики

Умение определять проблему и причины их возникновения

Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения

Слабо выражена осознанность затруднений

Осознание результатов деятельности

Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей

Слабо развитые навыки самооценки

Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения

Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

Источник

Условия эффективности методической работы

Под методической работой принято понимать целостную систему взаимосвязанных мер, направленную на повышение профессионального мастерства педагогов, поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Очевидной потребностью в настоящее время выступает потребность в педагоге, способном модернизировать содержание свое деятельности.

Надо сказать, что методическая работа — выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, созданием в дошкольном отделении определенной инновационной среды.

Управление методической работой может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют себе не только директор, заместитель директора по дошкольному образованию и методист, но и воспитатели.

В общем виде задачи методической работыв нашем дошкольном отделении можно сформулировать следующим образом:

• повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки ;

• организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов планирования, изменений в образовательных государственных стандартах;

• обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

• оказание консультативной помощи воспитателям в организации педагогического самообразования;

• повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры;

На мой взгляд, очень важным является четко налаженное самообразование педагогов и профессиональное саморазвитие на протяжении всей педагогической карьеры, которое выступает условием и предпосылкой развития ребенка.

В свою очередь, использование нововведений методической системы способствуют профессиональному саморазвитию воспитателя, т. е поиску и обнаружению им смыслов профессиональной деятельности.

Для методической системы на сегодняшний день актуальны принципы рефлективности, интерактивности и проектности.

Я недавно работаю в должности заместителя по дошкольному образованию, но вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время предъявляются высокие требования со стороны родителей к работе педагога дошкольного отделения.

Родители хотят, чтобы воспитанием их детей занимались профессиональные мастера своего дела. И чтобы этому соответствовать, необходимо постоянно повышать свои знания и умения.

В организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей. Совершенствование методической работы и улучшение её в условиях новой системы обучения и воспитания состоит в построении целостной системы мер и действий, направленных на овладении педагогами технологией развивающего обучения. Методическая работа выступает как важный фактор управления учебно-воспитальным процессом, который в свою очередь работает не на уровне сиюминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки воспитателей в процессе методической работы.

В целях повышения профессионального мастерства воспитателей, при планировании методической работы во внимание берутся результаты изучения деятельности дошкольного отделения, традиции, особенности конкретной ситуации, наличие времени для осуществления намеченной работы, материальные условия и реальные возможности дошкольного отделения. Планирование является творчеством всего коллектива, а не только руководства.

В нашем дошкольном учреждении мы используем различные формы повышения профессионального мастерства педагогов:

методический совет;

методические объединения;

проблемные семинары и практикумы;

практические занятия (деловые игры, игры-практикумы, различного рода тренинги);

курсы повышения квалификации

различные смотры – конкурсы

создание творческой группы педагогов по внедрению инновационной деятельности.

Сама же инновационная деятельность является неотъемлемой частью современного дошкольного отделения, и поэтому я, как заместитель директора по дошкольному образованию, непосредственно играющий важную роль в продвижении инноваций, должна сама быть широко информирована обо всех инновациях в системе дошкольного образования, уметь настроить инновационную деятельность педагогического коллектива, знать палитру педагогического опыта в районе, городе, стране. Жизнь идет вперед, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями.

Какой должна быть методическая работа в новых условиях?

Методическая работа мне представляется оркестром, где дирижер чутко улавливает звуки всех инструментов, и искусно направляя, добивается гармоничного сочетания звуков.

Каким же должен быть– дирижер? Несомненно, творческий, знающий новинки педагогической науки, передовой педагогический опыт, играющий главную скрипку в педагогическом оркестре. Важно быть мастером своего дела, виртуозом –уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьем, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с легкостью, быть в нем простым, обычным, но нужным человеком.

Миссия дирижера (руководителя методического сопровождения педагогической деятельности) заключается в том, чтобы помочь педагогам в открытии самих себя, возможности проявить свои таланты, свое творчество, мастерство, помочь педагогу стать Мастером – неотъемлемой частью оркестра.

Жизненные принципы,которыми я руководствуюсь в профессиональной деятельности следующие:

Не оправдывай свое незнание чего – либо, сделай так, чтобы это знать;

Постарайся помочь, если тебя просят о помощи;

Читайте также:  ТЕМА 3 ЖАНРЫ НАУЧНОГО ДИСКУРСА НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Никогда не скрывай своих чувств, но умей их контролировать;

Уважай выбор и мнение другого человека;

Умей слышать, и будешь услышанным.

Однажды я услышала такую фразу: «Не бойся ошибиться, бойся бездействий!» Эти слова почему-то запомнились мне и стали путеводной нитью в жизни и профессиональной деятельности. Я хорошо понимаю и осознаю, что трудности в работе будь то методической или руководящей будут возникать всегда. А кто сказал, что будет легко? А как же иначе?

Эффективность методической работы дошкольного отделения будет зависеть от выбора оптимального содержания и эффективных форм организации работы с педагогическим коллективом в направлении реализации целей и задач.

Не нужно бояться применять инновационные технологии, бояться проводить рефлексию.

Это в сою очередь позволит преодолению пробелов в подготовке воспитателя, наоборот позволит педагогу выйти на новый уровень развития, творческого роста, способствующего качественному оказанию образовательных услуг.

Задачи руководителя — дирижера, т. е меня поддержать воспитателей в творческих начинаниях, направить их к повышению педагогического мастерства, научить четко видеть дальние, ближние цели своей работы, представлять образ будущего результата, выделять средства для достижения цели.

Если бы я на мгновение смогла стать волшебницей, то, наверное, постаралась бы сделать так, чтобы все люди стали счастливыми, никогда не болели, чтобы каждый в этом мире смог почувствовать свою значимость для других на нашей планете.

Но по сути, если разобраться, ведь чтобы стать счастливым, значимым для кого-либо вовсе не обязательно какое-либо волшебство. Просто нужно научиться любить себя, научиться ценить каждый прожитый день. А самое главное – верить в то, что жизнь прекрасна и удивительна!

Формы методической работы на современном этапе Современные требования к качеству дошкольного образования ведут к необходимости обновления методической работы в ДОУ. Методическая работа.

Анализ эффективности работы логопедической службы детского сада за 2013–2016 годыАнализ эффективности работы логопедической службы детского сада за 2013–2016 годы Анализ организации и результативности работы логопедической службы с детьми старшего дошкольного возраста «Детского сада №1 «Светлячок».

Описание опыта методической работы Описание опыта методической работы по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической.

Педагогический совет «Повышение эффективности работы педагогического коллектива в условиях перехода на профстандарт «Педагог» Цель: создание условий для перехода на профессиональный стандарт «Педагог». Задачи: 1. выявление уровня профессиональных компетенций; 2.

План методической работы с педагогами в период ЛОК Большая работа в период ЛОК возлагается на воспитателей ДОУ. В нашем детском саду педагогический состав сравнительно молодой, некоторые.

План методической работы старшего воспитателя в РЦ План методической работы старшего воспитателя в РЦ Цель: продолжить совершенствование процесса психолого-педагогической, социально-педагогической.

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС ДО Период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание.

Система методической работы в МБДОУ Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи.

Создание предметно-пространственной образовательной среды как условие эффективности музыкально-эстетической работы в ДОУ Создание развивающей предметно – пространственной среды ДОУ является одним из основных средств формирования личности ребенка, получение.

Эссе «Необходимость методической работы» Содержание 1. Введение 2. Сущность методической деятельности педагога 3. Уровни и формы осуществления методической деятельности 4. Вывод.

Источник



Критерии результатов методической деятельности

Успех методической деятельности педагога зависит от взаимодействия трех компонентов: знаний; умений и навыков; мотивации. На практике различают два уровня описания деятельности: теоретический и эмпирический.
Результатом методической деятельности теоретического уровня являются разработка теоретических основ построения и совершенствования методик обучения различным областям знаний, написание методических разработок и методических рекомендаций. Методическая разработка — документ, представленный в форме методического издания и содержащий конкретные материалы в помощь педагогу. Содержит примерное планирование СУИ по определенному курсу на полугодие, год, а также конкретные педагогические сценарии занятий. Помогает педагогу лучше понять теоретические и практические возможности, заложенные в учебниках и методических пособиях. Методические рекомендации — документ, представленный в форме методического издания и содержащий комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и организационных форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов или проведенного исследования. Кроме того, педагог на основе анализа накопленного педагогического опыта по данной области знаний может написать учебник, учебное пособие, хрестоматию и др.
Результатами методической деятельности педагога эмпирического уровня являются учебно-методические комплексы, содержащие: системы обучения (в том числе системы профессионального обучения); региональные стандарты; рабочие учебные программы по разнообразным учебным дисциплинам; комплексы средств обучения; методы обучения; методика обучения отдельным учебным дисциплинам; педагогические технологии и т.д. Результаты методической деятельности педагога используются обучающимися в учебное и внеучебное время.

Рис. 7. Взаимодействие участников процесса обучения

Рис. 7. Взаимодействие участников процесса обучения

Схему взаимодействия субъектов, выполняющих методическую деятельность разного уровня, представлена на рис.7.
Профессионал в сфере методической деятельности занимается моделированием, проектированием, конструированием и внедрением дидактического обеспечения процесса обучения, которое должно:
— удовлетворять целям и задачам системы требований общества и рынка труда;
— обеспечивать процесс обучения специально разработанным педагогом дидактического обеспечения.

Источник

Adblock
detector