Лекция ЗУН как результат процесса учения docx

Знания, умения и навыки как результат процесса учения

Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания (постижения) действительности и адекватное отражение ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий (Российская педагогическая энциклопедия).

Работа содержит 1 файл

Лекция ЗУН как результат процесса учения.docx

ТЕМА: Знания, умения и навыки как результат процесса учения

Источник О.В. Нестерова

Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания (постижения) действительности и адекватное отражение ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий (Российская педагогическая энциклопедия).

Знание – это продукт познавательной деятельности (Л.М. Фридман).

Знания составляют ядро содержания обучения (Б.Б. Айсмонтас). На их основе формируются умения и навыки.

Знание как результат познания может быть:

— обыденным, формируемым в повседневном опыте, отражающим внешние стороны и связи окружающей действительности;

— научным, представляющим собою систематизированные, обобщенные ряды знаний, формирование которых основано на эмпирических (опытных) и теоретических формах отражения действительности (мира, закономерностях его развития);

— учебным, производным от научного знания и реорганизованным с учетом психологических особенностей и возможностей обучающихся.

Основной целью научного знания является создание или описание моделей мира, а основной целью учебного – приобретение уровня общей или профессиональной квалификации.

Научное знание возникает в результате познавательной деятельности, осуществляемой с привлечением особых исследовательских методов в решении различных поисковых задач. Научные знания могут быть переданы путем организованного целенаправленного обучения.

Учебное знание возникает в результате познавательной деятельности, осуществляемой при помощи учебных приемов, умений и действий в решении различных учебных задач.

Адаптированная форма научного знания образует учебную дисциплину, включающую саму предметную форму научного знания и учитывающую закономерности познавательной деятельности учащихся.

Учебное знание существует в трех формах (В.И. Гинецинский):

— в форме учебной дисциплины,

— в форме учебного текста,

— в форме учебной задачи.

Языковая форма учебного знания – есть текст. Тексты бывают письменные (алфавитные, формульные, пиктографические), устные и технотронные (звуковые).

Форма учебного знания – учебная задача определяется как некий этап учебно-познавательной деятельности, как упрощенная форма проблемной ситуации, а также как учебный текст.

Знание – это результат познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно, со слов или в результате чтения текста, прослушивания аудиозаписи или просмотра видеозаписи.

Знания обладают разными свойствами: системностью, обобщенностью, осознанностью, гибкостью, действенностью, полнотою и прочностью. (И.Я. Лернер, В.М. Полонский). Организованное обучение требует четкого определения глубины и широты знаний. Осознанность, осмысленность, умение объяснить, обосновать, указать взаимосвязь – есть содержательное знание (в отличие от формализованного).

Выделяют следующие этапы учебного познания и рождения учебного знания: восприятие, запоминание, активное воспроизведение (воспринятых и понятых существенных связей и отношений предметов), включение в структуру прошлого опыта и применение в постижении нового.

А.К Маркова: знание как результат познания проходит определенный путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, оцениванию и применению. Этот путь – усвоение. Усвоение является основным понятием всех теорий обучения. Основой усвоения знаний является мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем.

Усвоение – механизм, путь формирования индивидуального опыта через приобретение общественно-исторического опыта как совокупности знаний, обобщенных способов действий, умений и навыков, нравственных норм и этических правил поведения. (А.Н. Леонтьев).

Усвоение – сложная интеллектуальная деятельность, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение.

Усвоение – результат учения, учебной деятельности. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, центральной части процесса обучения (С. Л. Рубинштейн).

Усвоение научных знаний и соответствующих им умений — основная цель и главный результат деятельности (В. В. Давыдов).

Характеристики усвоения знаний: прочность, управляемость, личностная обусловленность усвоения, особенности характера усвоения для разных возрастных периодов, обобщение, готовность (легкость) актуализации, полнота и системность.

Знания могут усваиваться на ре продуктивном (воспроизведение по образцу, по инструкции) и продуктивном (поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия) уровнях.

В.П. Беспалько, разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности, выделяет уровни усвоения учебной информации:

1. понимание (отсутствие опыта, но наличие обучаемости как восприимчивости к усвоению);

2. узнавание (выполнение действия с опорой, помощью — репродуктивное действие);

3. воспроизведение (самостоятельное выполнение действия – воспроизведение и применение информации – репродуктивное действие)

4. применение (использование знаний и умений в нетиповых ситуациях – продуктивное действие);

5. творчество (в известной сфере деятельности в нетипичных ситуациях — новые алгоритмы действия, новая информация, новые правила – творчество).

В.И. Гинецинский: Понимание – новое видение уже известного знания, поэтому перенос знания в новые условия – признак понимания.

Структурная организация, компоненты усвоения.

И.А. Зимняя связывает понимание (в частности текста) с адекватностью воссоздания, воспроизведения смысла содержания.

С. Л. Рубинштейн, Н. Д. Левитов:

1. Положительное отношение учащихся.

  1. Процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом.
  2. Мышление как процесс активной переработки полученного материала.
  3. Процесс запоминания и сохранения полученного и обработанного материала.

И. И. Ильясов на основе системного анализа основных теорий обучения выделяет следующие компоненты:

  1. Получение усваиваемых знаний об объекте и действиях с ним.
  2. Отработка, освоение знаний и действий.

С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основных этапа усвоения, характеризующиеся взаимообусловленностью: каждый из них определяет конечный результат усвоения.

Этапы усвоения знаний:

1. ознакомление — включение активного сознательного отношения личности к воспринимаемому материалу. Весь процесс восприятия опосредован мыслительной деятельностью.

2. — осмысление. (Входя в первый, второй этап является основой третьего).

3. запоминание учебного материала. (По мнению С. Л. Рубинштейна, запоминание — это постоянное осмысление и переосмысление материала, включение его в новые смысловые связи, поэтому очень важно при организации процесса усвоения собственное изложение, свободное воспроизведение учебного материала).

4. применение на практике. (Есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков).

П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина в рамках теории поэтапного формирования умственных действий выделили следующие этапы усвоения:

1. Мотивационный этап. (Познавательная мотивация — это эффективный путь побудить человека к учению).

2. Этап составления схемы ориентировочной основы действия (ООД). (Учащиеся знакомятся с новой деятельностью и входящими в нее знаниями. Важно не только рассказать ученикам, как надо решать соответствующие задачи, но показать сам процесс решения. Важно зафиксировать выделенное содержание деятельности. Ученики должны не только понять содержание вводимой деятельности, но и научиться ее правильно выполнять).

3. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися. Процесс активного выполнения новых действий. Он, в свою очередь, включает четыре этапа:

1 — выполнение действия в материализованной (материальной) форме;

2. — выполнение внешнеречевого действия;

3. — выполнение действия «про себя»;

4. — выполнение умственного действия.

Главная закономерность процесса усвоения состоит в том, что познавательная деятельность и введенные в нее знания приобретают умственную форму, становятся обобщенными не сразу, а поочередно, проходя через ряд этапов.

(См. Айсмонтас: Этапы формирования умственных действий 7.3.2. (по Н.Ф. Талызиной)).

1. Форма действия характеризует уровень его присвоенности, меру интеоризации. Различают следующие формы: материальную (материализованную), перцептивную, внешнеречевую и умственную.

Материальное действие – это реальное преобразование объекта с целью установления его свойств. Оно осуществляется с помощью знаково- символических средств: схем, диаграмм, чертежей. Материализованная форма действия – самостоятельный объект усвоения.

Перцептивное действие – это идеальное преобразование реальных или знаково-символических объектов в плане восприятия.

Речевое действие – это громкая речь или внешняя речь про себя.

Умственное действие – это действие во внутреннем плане без опоры на внешние средства.

Критерием отнесенности действия к той или иной форме служит как исполнительная, так и ориентировочная часть.

К числу характеристик действия, помимо формы, относятся: обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстрота и т.д.).

2. Обобщенность действия характеризует меру выделения существенных для его выполнения свойств предмета из других, несущественных.

3. Развернутость действия показывает, все ли операции, входившие первоначально в состав действия, выполнены. По мере формирования действия состав выполняемых операций уменьшается, действие становится свернутым, сокращенным. Происходит свертывание умственных действий.

4. Освоенность действия – это быстрота легкость выполнения, степень автоматизированности.

Кроме этих характеристик, действие имеет ряд вторичных свойств: разумность, сознательность, абстрактность, прочность

Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык – способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Читайте также:  Гормональные изменения во время беременности

Формирование и развитие навыков в процессе усвоения

И. А. Зимняя. Навык — упроченное, доведенное в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения действия. Оно характеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством.

Н. А. Бернштейн: формирование навыка — это сложный процесс его построения, в котором выделяются два периода.

Первый период — установление навыка, включающий следующие фазы: 1. установление ведущего сенсомоторного уровня; 2. определение двигательного состава движений; 3. выявление адекватных коррекций, как «самоощущение этих движений изнутри»; 4. фоновые коррекции, вносимые в автоматизмы.

Второй период — стабилизация навыка также распадается на фазы: 1.срабатывание разных уровней вместе (синергетический); 2. стандартизация; 3. обеспечивающая устойчивость к помехам, т. е. «несбиваемость».

В схеме Л. Б. Ительсона рассматривается собственно психологическая, деятельностная сторона развития навыка в терминах цели, действия, способа, контроля, а также в плане внутренней стороны этой деятельности (мыслительные, аналитико-синтетические операции) (см. О.В. Нестерова табл. на с. 66).

Факторы формирования навыков:

1. Правильное распределение упражнений во времени.

2. Понимание, осмысление принципа, основного плана выполнения действия.

3. Знание результатов выполненного действия.

4. Влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на данный момент.

5. Рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности.

Закономерности и особенности формирования навыков:

2. Внутренняя мотивация и внешняя инструкция, создающая установку.

3. Правильное распределение упражнений во времени обучения.

4. Включение тренируемого умения в имеющую значимость учебную ситуацию.

5. Необходимость постоянного знания результатов выполнения действия.

6. Понимание общего принципа, схемы действия, в которое включено тренируемое действие.

7. Учет влияния переноса и интерференции ранее выработанных навыков.

Критерии сформированности навыка:

1. правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок); 2. скорость выполнения отдельных операций или их последовательности.

Источник



Основы формирования и усвоения знаний, навыков, умений

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

  • Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
  • Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
  • Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
  • Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
  • Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

  • 1 группа – условия мотивации действий учащихся;
  • 2 группа – условия обеспечения корректного выполнения действий;
  • 3 группа – условия отработки, воспитания желаемых свойств;
  • 4 группа – условия превращения и поэтапной отработки действия.
Читайте также:  Структура целей и анализ целевых показателей

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет ).

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

Источник

Знания, умения, навыки

Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешностьнаходятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.

Знанияо той области действительности, в которой она осуществляется или будет осуществляться, необходимы че­ловеку. Но знания не существуют ради знания. Они тес­нейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирова­ния умения важно понимать, что требуется, и знать спо­соб действия.

В одних случаях умения могут предшествовать форми­рованию навыков, в других — являются результатом даль­нейшего развития деятельности. Например, нередко уче­ник, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Уме­ния основаны на знаниях и навыках.

Умение— это успешный способ выполнения деятельно­сти в новых условиях, сознательное применение имею­щихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.

Умение образуется только в деятельности. Для того что­бы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тре­нироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.

Навыки— это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необ­ходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать луч­ших результатов с минимальными затратами энергии.

Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился пи­сать, старательно выводил каждый элемент буквы.

Навык — это способ выполнения действий. Автоматизи­рованный характер навыков означает, что не все внима-ние человека принимает участие в выполнении деятель­ности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный спе­циалист лучше работает и меньше устает, чем начинаю­щий работник.

К. Чуковский вспоминал о И.Е. Репине: «И тут меня в сотый раз поразила одна особенность его мастерства: он смешивал краски, даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: при­стально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, — и было похоже, что руки художника, независимо от его созна­ния, сами делают все, что надо» 1 .

Навык — это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.

Навыки не только облегчают труд, но и открывают воз­можности для творческой работы. Например, ученик пи­шет сочинение, — он думает о содержании, а не следит за техникой написания каждого слова.

Выделяют следующие виды навыков: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.; мыслительные (интел­лектуальные) — чтение, вычисление, доказательство тео­рем, чтение чертежей, заучивание и пр.; сенсорные, свя­занные с восприятием (различения оттенков цветов, слу­ховые различения и пр.); навыки поведения.

Навыки образуются посредством упражнений, обуче­ния, причем в процессе упражнений, обучения они не просто закрепляются, но и совершенствуются. В выработке навыка существенную роль играют индивидуальные раз­личия — у одних навыки формируются значительно ско­рее, чем у других. Поэтому не существует единой универ­сальной кривой обучения.

Следует учитывать, особенно при работе с детьми, что процесс формирования навыков происходит неравномер­но. Утомление, ослабление внимания, временное падение интереса к деятельности, желание или нежелание учиться могут стать причиной задержки развития навыка. Но за периодом спада может последовать новый подъем, кото­рый во многом зависит от внимания и поведения взрос­лых по отношению к детям.

1 Чуковский К. Из воспоминаний. — М., 1959. — С. 104Навыки в процессе выполнения деятельности взаимо­действуют между собой. Иногда уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых или снижают их эффек­тивность. Например, навык беглого чтения мешает прове­рять свои ошибки ученику или чужие — учителю.

Очень важное свойство навыков перенос — распростра­нение положительного эффекта от упражнения одного навыка на другой. Например, учитель решает с учениками задачу, а затем говорит: «Эту задачу решите сами». Чем сознательнее будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься.

От навыков следует отличать привычки.Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык -это умение, возможность произвести то или иное дей­ствие без особого контроля сознания, то привычка — это потребность произвести соответствующее действие. На­вык позволяет успешно выполнять какую-либо деятель­ность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а не­возможность делать то, к чему мы привыкли, сопровож­дается неприятными чувствами. Привычки так же много­образны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, куль­турного поведения и другие привычки бывают как полез­ные, так и вредные.

Читайте также:  Свои результаты егэ за 2006

Источник

Знания, умения, навыки (ЗУН)

То, что мы знаем, – ограниченно, а то, что мы не знаем, – бесконечно.

Знания и их классификация. Знания – проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Существует много различных классификаций ЗУН. Для анализа педагогических процессов имеют значение следующие (рис. 5).

Рис. 5. Знания, умения, навыки.

По локализации выделяют следующие группы знаний (ЗУН):

· индивидуальные знания (сознание) – совокупность запечатленных памятью чувственных (образных) и умственных (знаковых) образов и их связей, возникавших при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт познания, общения, способов деятельности;

· общественные знания – продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.

По форме отражения:

· образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

· знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;

· вещественные, существующие в предметах труда, искусства – овеществленные результаты деятельности;

· процедурные – те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.

По области и предмету познания: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство, литература.

По психологическому уровню выделяют: знание – узнавание, – воспроизведение, – понимание, – применение, – убеждение – потребность.

По степени обобщенности: факты, связи-ассоциации, понятия, категории, законы, теории, методологические знания, оценочные знания.

Современный обязательный минимум требований к уровню подготовки выпускников (проект В.В. Фирсова, 2001 г.) предполагает, что за время учебы в начальной школеученик должен:

· усвоить около 200 новых понятий;

· выучить более 150 правил по математике и русскому языку;

· выполнить более 3500 заданий по математике;

· около 2000 упражнений по русскому языку;

· прочитать более 500 произведений, не считая внеклассное чтение.

В основной школеученики должны изучить:

· по биологии – 1624 понятия, 656 фактов, запомнить около 350 определений;

· по географии – изучить около 600 понятий и почти 700 географических объек­тов;

· по математике – изучить 270 понятий, около 100 теорем (из них 45 с доказа­тельством), более 100 правил и свойств, запомнить около 100 приемов решения задач и прорешать 9000 упражнений;

· по физике – знать 97 различных физи­ческих величин и единиц их измерения, запомнить названия 54 физических приборов;

· по химии – 190 понятий, физические свойства 17 веществ, химические свойства 73 веществ.

Пример. Шестиклассник на одном уроке биоло­гии по теме «Строение цветка» должен изучить 22 понятия и 15 примеров. А на уроке географии по теме «Река» – позна­комиться с 16 понятиями, 15 географическими объектами и раскрыть 4 причинно-следственные связи.

Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности – умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности.

Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки. Навыки – это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык – это автоматизированное умение.

Сложное умение включает и использует и знания, и относящиеся сюда навыки личности.

Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).

ЗУНы определяют так называемую «обученность» личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности – способам умственных действий.

Обученность – уровень и качество знаний, прочных умений и навыков учащихся; состояние и сформированность реальной учебной деятельности – «умения учиться», приемов самостоятельного поиска знаний и самообразования.

Следует заметить, что из триединства «знания – умения – навыки» (ЗУН) в школе почти исчезли умения – навыки (УН), которые, по сути, являются прямым мостом к компетентностям.

Способы умственных действий (СУД)

Ребенок — не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь.

Средневековые гуманисты

Все живые организмы стремятся решить задачи существования, удовлетворения первичных потребностей в пище, продолжении рода, безопасности. Человек преуспел в решении этих задач, создав уникальную цивилизацию – синтез науки, техники, культуры, искусства.

Психологический индивидуальный процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации – это мышление.

Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление – это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы – хранящиеся в памяти эмоциональные и знаковые образы и их связи – являются базой, средством для мышления.

Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим образом:

1) по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;

2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципция, гипотеза, эксперимент и др.;

3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;

4) по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классически-логические) и разумно-теоретические (диалектико-логические, по В.В. Давыдову).

Кроме термина «способы умственных деятельности (действий)» (СУД), в педагогических технологиях применяется и близкий к нему термин «способы учебной работы» (Якиманская И.С.), которым обозначается область процессуальных умений, играющих исключительно важную роль для успешного научения.

Важнейшими общеучебными способами работы (общеучебными умениями и навыками) являются:

I. Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.

II. Умения и навыки организациисвоей учебной деятельности: организаций рабочего места в классе — наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.

III. Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.

IV. Общелогические умения и навыки: осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция – дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений; решение задач, проблем.

V. Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической, этической; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.

Таким образом, СУД входят важнейшей составной частью в способы учебной работы как более широкое понятие, включающее и внешние действия учащегося (в дальнейшем понятие СУД будет употребляться также в расширительном значении, включающем и внутреннюю работу мозга, и общеучебные умения, включающие некоторые внешние действия).

На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так называемую «обучаемость» ребенка, т.е. его способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.

Обучаемость – восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле). Обучаемость – индивидуальная способность к усвоению человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Источник

Adblock
detector