Литературное мастерство Кольцевая композиция

Литературное мастерство. Кольцевая композиция

Зинаида Дуванова Прозаические произведения отличаются большим разнообразием композиционных приёмов.

Один из любимых приёмов прозаиков — Кольцевая композиция, которую ещё называют Композицией обрамления.

Часто при таком приёме события начинаются и заканчиваются в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои, но при этом, это уже новый уровень и героев, и событий, и самого повествования.

Классическим примером кольцевой композиции является рассказ В. Набокова «Круг».Главный герой в этом рассказе – Иннокентий находится в эмиграции в Париже. Там по воле случая он встречает свою первую любовь Таню и ее семью. После встречи и короткого разговора он оказывается весь во власти воспоминаний. В этих полетах мысли читатель вместе с героем видит Россию, усадьбу, барина – отца Тани. Для Иннокентия Таня не только первое чувство, но и воплощение той жизни, которую он потерял. И после встречи с ней в нем проснулась «бешеная» тоска по той жизни, по России.

Получила известность структура этого произведения, представляющая собой кольцевую композицию. В начале рассказа герой в кафе рассуждает о причинах своего беспокойства, но об этом сказано и в конце рассказа, и я бы сказала, весьма оригинально. Рассказ начинается со слов «во-вторых», затем будет и «в-третьих», а вот с «во-первых» читатель познакомиться только в последнем предложении рассказа. Такой прием заставляет человека, уже дочитавшего рассказ до конца, вернуться назад и перечитать, те «во-вторых» и «в-третьих» еще раз.
И само название рассказа «Круг» подчёркивает эту закольцованность мыслей, событий, образов и всего рассказа.

Мне интересна также двойная кольцевая композиция в рассказе И.Бунина «Легкое дыхание». Повествование начинается с финала жизни Оли Мещерской, с описания ее могилы и заканчивается сценой там же, на кладбище, куда каждое воскресенье на могилу Оли приходит её классная дама, живущая в иллюзорном мире, заменяющем ей реальность.

Казалось бы, простая цепочка событий в рассказе:
— детство главной героини Оли Мещерской
; её юность красавицей, имеющей больше всех поклонников, лучше всех танцевавшей на балах
; эпизод с гимназистом Шеншиным
; разговор с подругой о лёгком дыхании
; гнусная связь с Малютиным, изложение впечатлений в дневнике
; последняя зима и каток в саду
; связь с безымянным казачьим офицером
; диалог с начальницей гимназии
; роковой выстрел на вокзале
; похороны
; признания офицера следователю
; могила

Однако, благодаря сложной композиции произведения всё искусно перемешивается и захватывает читателя.

И здесь в рассказе имеет весомую роль вторая кольцевая композиция: лёгкое дыхание. Сначала Оля говорит о лёгком дыхании со своей подругой, а в конце рассказа становится понятно, что»Легкое дыхание»не умерло вместе с героиней,а «снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном осеннем ветре».

Композиция обрамления или кольцевая композиция встречается во многих произведениях, например, в «Песне о Соколе», «Старухе Изергиль» М.Горького, в повести «Капитанская дочка» А. Пушкина, в «Вишнёвом саду» А.Чехова и др.
В своём рассказе «Комсомольская ударная» про Саяно-Шушенскую ГЭС я тоже использовала Кольцевую композицию.

Действие рассказа начинается с эпизода в самолёте ЯК-40, где главная героиня Ирина Полякова знакомится со строителем ГЭС Владимиром Игнатьевым. И заканчивается произведение тоже в самолёте словами: «Когда самолёт взмыл в воздух, Ира увидела, как Володя машет ей с земли широко расставленными руками. А позади девушки кто-то сказал:

— Смотри, какая мощь, а ведь Енисей покоряют люди.
Ирину от этих слов охватила гордость за Володю, за его друзей, за всех строителей Саяно-Шушенской ГЭС и Саяногорска. Глядя вниз, она тихо прошептала:
— Володя, — приезжай ко мне поскорее!».

А между этими закольцованными началом и концом столько новых открытий, столько событий! И никакой политики. Мощь и красота плотины и природы, люди, создающие своими руками уникальные сооружения, романтика, трудности и чистая, настоящая любовь!

Источник

Композиция в литературе

Композиция в литературе

Композиция в литературе – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.

Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Читайте также:  Задания по темам quot Обособленные определения и обстоятельства quot и quot Вводные слова quot материал дл

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогвартса, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волан-де-Мортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Источник

Рамочная композиция это какая?

Основная часть повествования (сюжет) произведения заключена в «рамку» — менее важную в событийном плане часть произведения. Обычно это рассказ в рассказе: повествование персонажа о значительном событии, интересной истории. Например: «Старуха Изергиль» М. Горького, «О любви» А. П. Чехова, «После бала» Л. Н. Толстого.

В произведениях рамочной композиции есть финал основной части (жизнь героя) и финал, в котором подводит итог повествователь.

Оценка: 3.9 ( 34 голоса)

  • 1. Зеркальная композиция это в литературе что?
  • 2. Особенности композиции это…?
  • 3. Композиция литературного произведения это что такое?
  • 4. Кольцевая композиция стихотворения и ее роль
  • 5. Виды композиции
  • 6. Линейная композиция в литературе это что такое?
  • 7. Композиция в литературе это что такое? Какие бывают виды, типы композиционные?

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. alt=»Катя Лобовикова» width=»32″ height=»32″/>Катя Лобовикова 483
  2. 2. Надя Боровая 300
  3. 3. Хуршида Касимова 282
  4. 4. alt=»Регина Чистова» width=»32″ height=»32″/>Регина Чистова 208
  5. 5. Амалия Саркисян 175
  6. 6. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″/>Игорь Проскуренко 165
  7. 7. Ирина Кравцова 153
  8. 8. alt=»Капитан Немо» width=»32″ height=»32″/>Капитан Немо 131
  9. 9. alt=»Elena» width=»32″ height=»32″/>Elena 121
  10. 10. Alina 105
  1. 1. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″/>Игорь Проскуренко 25,086
  2. 2. Кристина 1Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. EkaterinaEkaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth VaderDarth Vader 17,856
  6. 6. Алина СайбельАлина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария НиколаевнаМария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса СамодуроваЛариса Самодурова 15,735
  9. 9. LizaLiza 15,165
  10. 10. Дмитрий ПрошинTorkMen 14,876
Читайте также:  Тесты квалификационные по специальности Эпидемиология

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Эта задача – всесторонне исследовать быт и бытие русского народа, проникнуть в глубь его души во многом определяет жанровое своеобразие поэмы. Следует согласиться с Л.А. Евстигнеевой, которая определяет жанр «Кому на Руси жить хорошо» – как «эпопею-обозрение, монтаж разного рода событий, подчиненных развитию центральной мысли автора». «Последовательное осуществление сюжетной схемы, намеченной в «Прологе», – пишет исследователь, – Некрасов заменяет последовательностью аналитических суждений о народе, его настоящем положении, судьбах России и будущем революционного движения. Рождается новаторская сюжетика, названная впоследствии центробежной, что сближает Некрасова с литературным процессом конца XIX – начала ХХ в.».

Точные определения поэмы – «энциклопедия народной жизни» или «эпопея народной жизни» – предполагают не только умение писателя нарисовать обобщенный портрет всех сословий российского общества, но и дать своего рода «философию жизни» народа, воссоздать в поэме национальный характер. Этой задаче, избранной автором теме подчиняется ориентация автора на многоголосие. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» значительное место занимают диалоги часто неназванных, не описанных персонажей, полилоги, каждый из которых может быть развернут в отдельное повествование. Но предельная краткость диалогов и полилогов не мешает представить характер собеседников или даже их судьбы. Стремлением воссоздать быт и бытие народа определяется и многогеройность повествования: каждый герой входит в повествование со своей судьбой и со своей задушевной историей.

Особую роль выполняют в повествовании фольклорные жанры – загадки, пословицы, поговорки и – главное – песни. Известно, как Некрасов воспринимает песни: «народная поэзия для Некрасова была не только хранительницей поэтических представлений крестьянства, но и результатом жизни народных масс в целом, средоточием национального художественного мышления, лучшей выразительницей русского национального характера».

Народ в некрасовской поэме выплакивает свою боль, жалуется и печалится, открывает читателю свою душу и сам же пытается разобраться в тайнах своей души и своего сердца.

Этот вопрос также относится к дискуссионным. Прежде всего потому, что у исследователей нет единого мнения в решении вопроса: какого принципа придерживаться при формировании поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – брать ли за основу время создания частей или хронологию путешествия крестьян. Учитывая время написания частей, они должны идти в такой последовательности: Пролог; Первая часть; «Последыш»; «Крестьянка»; «Пир на весь мир». Но такой композиции противоречит авторская воля: согласно пометам Некрасова, «Последыш» и «Пир на весь мир» сюжетно связаны: поэт отнес обе эти главы ко второй части, а «Крестьянку» – к третьей части. Таким образом, композиция должна быть иной: Пролог, Первая часть, «Последыш», «Пир на весь мир», «Крестьянка».

Есть и иное обоснование именно такой композиции – время действия частей. Странствие мужиков должно было охватывать несколько месяцев, и время в главах, как показал В.В. Гиппиус, «расчислено по календарю». Действие Пролога относится к началу весны. «В главе «Поп», – отметил исследователь, – странники говорят: «а время уж не раннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая) происходит самая ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». Это значит, что время действия главы – 29 июня (по старому стилю). В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» – жатва и, как показал К.И. Чуковский, в черновых вариантах даже есть название месяца – август.

Читайте также:  Задания для викторины Незабытые страницы посвященной истории г Ярославля

Тем не менее, с такой композицией согласны далеко не все исследователи. Главное возражение: подобное расположение частей искажает пафос поэмы. Как писал в комментариях к поэме К.И. Чуковский, «требуя, чтобы мы закончили поэму «Крестьянкой», В.В. Гиппиус раньше всего игнорирует то обстоятельство, что в «Крестьянке» (в ее последней главе) зазвучали, наперекор всему содержанию поэмы, «нотки либерального угодничества» <. >. Глава эта зовется «Губернаторша». После всех проклятий ненавистному строю, причинившему столько страданий порабощенной крестьянке, в этой главе появляется благородная аристократка, жена губернатора, которая спасает крестьянку от всех ее мук. <. > Гимном доброжелательной барыне будет закончена вся поэма «Кому на Руси жить хорошо»<. >. И тогда на некрасовский вопрос: «Где ж ты, тайна довольства народного?» – будет единственный ответ: в барской ласке, в барской филантропии». К.И. Чуковским предложен другой вариант композиции: Пролог и первая часть; «Крестьянка»; «Последыш» и «Пир на весь мир». Эта композиция и принята в большинстве изданий, хотя при этом нарушена и авторская воля, и временной календарь, который лежит в основе частей.

Возражая Чуковскому, исследователи указывают на то, что «Крестьянка» заканчивается не гимном «губернаторше», а горькой «Бабьей притчей» – своего рода итогом в размышлениях о неизбежности трагедии в судьбе женщины. Кроме того, идеологические доводы, разумеется, не должны определять композицию. Руководствуясь, прежде всего, временем создания частей, авторской волей и логикой развития авторской мысли, некоторые исследователи предлагают печатать главу «Крестьянка» после «Последыша», но завершать поэму «Пиром на весь мир», указывая при этом, что «Пир» «непосредственно связан с главой «Последыш» и является его продолжением».

Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источник



ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

ЛИНЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, представляющая естественную временную последовательность: события разворачиваются в хронологическом порядке с постепенным открытием психологических мотивировок поступков героев.

Примеры произведений с линейной композицией: роман «Обыкновенная история» И. Гончарова, комедия «Горе от ума» А. Грибоедова, роман «Война и мир» Л. Толстого.

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, построенная на повторе начального момента в финале произведения: действие заканчивается там же, где оно началось.

Примеры произведений с кольцевой композицией: повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина, рассказ В. Набокова «Круг», стихотворение Н. Гумилёва «Жираф», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в которой начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот: в данном случае происходит объединение приемов повтора и противопоставления.

Примеры произведений с зеркальной композицией: поэма «Двенадцать» А. Блока, роман «Евгений Онегин» А. Пушкина

КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, представляющая собой сюжетную спираль: повторение аналогичных событий по ходу развития действия – каждый момент настоящего имеет корни в прошлом, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего, а сами события повторяются снова и снова.

Примеры произведений с концентрической композицией: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание», комедия Н. Гоголя «Ревизор». Концентрическая композиция особенно характерна для древнегреческих трагедий.

ОБРАТНАЯ (ИНВЕРСИОННАЯ) КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, которая построена на обратном хронологическом порядке событий: произведение начинается с последнего (завершающего) цепочку событий события, причины которого разъясняются далее.

Примеры произведений с обратной композицией: роман Н. Чернышевского «Что делать?», рассказ И. Бунина «Легкое дыхание».

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в рамках которой происходит периодическое возвращение действия в прошлое, она характеризуется значительной долей изображения событий «до основной истории».

Примеры произведений с ретроспективной композицией: повесть В. Набокова «Машенька», «19 октября 1825» А. Пушкина.

РАМОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (РАССКАЗ В РАССКАЗЕ) – события основного сюжета являются рамкой для рассказа или рассказов, вставленных в него.

Примеры произведений с рамочной композицией: «После бала» Л. Толстого, «Декамерон» Бокаччо, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Мастер и Маргарита» (роман, написанный Мастером). Большую популярность рамочная композиция имела в средневековой восточной литературе: «1001 ночь», «Калила и Димна», «Сказки мудрого попугая», или «Книга попугая», «Панчатантра» — эти произведения называют обрамленными повестями.

УМОЛЧАНИЕ – это композиция, построенная на том, что о событии, которое случилось раньше остальных, рассказывается в конце произведения.

Примеры произведений с композицией умолчания: повесть «Метель» А. Пушкина.

СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – это композиция, в которой соединяются сразу несколько видов композиции: зеркальная, ретроспективная, умолчание и прочее. Применяется для удержания внимания читателя и усиления художественной выразительности произведения.

Источник