Материалистическое понимание исторического процесса

Материалистическое понимание исторического процесса

Подход, который считает движущими силами исторического развития объективные материальные факторы.

Отражением материалистического понимание исторического процесса является т.н. теория общественно-экономических формаций. Материалистическое понимание исторического процесса было разработано К. Марксом, развито Ф. Энгельсом и В.И. Лениным, а в последующем – советскими историками и философами. В настоящее время оно также имеет своих сторонников. Многие прежние сторонники марксистского (материалистического) понимания исторического процесса отказались от своих прежних взглядов (например, Л.С. Васильев, И.М. Дьяконов и др.)

Постулаты материалистического понимания исторического процесса

Основой материалистического понимания исторического процесса являются 6 главных положений.

  1. Главное условие бытия человеческого общества – производство материальных благ.
  2. Производство материальных благ имеет социальный характер и происходит в определенной общественной форме – в системе общественно-экономических отношений.
  3. Имеется несколько видов общественно-экономических отношений, следовательно, производство материальных благ происходит в разных социальных формах, именуемых «способами производства» и являющихся этапами его эволюции (рабовладение, феодализм, капитализм)
  4. Изменения общественно-экономических отношений в социуме и изменение способов производства детерминируется уровнем эволюции производительных сил
  5. Материальность общественно-экономических отношений. Общественно-экономические отношений первичны по отношению к общественному сознанию.
  6. Общественно-экономические отношения выступают в качестве базиса (основы) каждого отдельного социума. В качестве основания классификации социумов, их разделения на виды применяется характер экономической структуры данных обществ. Виды социумов с одинаковой системой общественно-экономических отношений и одинаковым способом производства именуются «социально-экономической формацией». Способы производства являются этапами эволюции социального производства, следовательно социально-экономические формации выступают в качестве последовательных этапов исторического процесса.

Материалистическое понимание исторического процесса И.А. Гобозов обобщает так:

  1. Материалистическое понимание исторического процесса исходит из главной (основной) роли материального производства.
  2. Материалистическое понимание исторического процесса демонстрирует как появляются разные виды социального сознания: религия, философия, мораль, право и др. — и как они определяются материальным производством.
  3. Материалистическое понимание исторического процесса основывается на базе реальной истории, оно объясняет не практику из теории, а теорию (идеи) из практики (материальной жизни).
  4. Материалистическое понимание исторического процесса предполагает, что каждый этап эволюции социума застает определенный материальный итог, определенную ступень рахзвития производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы.

Положение материалистического понимания в настоящее время

Каково же положение материалистического понимания исторического процесса на настоящем этапе развития философской и исторической науки?

Бывший сторонник марксистского понимания всемирно-исторического развития Т.И. Ойзерман полагает, что материалистическое понимание исторического процесса представляет собой больше абрис (образ) идеи, чем сформировавшуюся и оформленную концепцию. Достоинством и сильной стороной материалистического понимания исторического процесса Т.И. Ойзерман называет то обстоятельство, что материалистическое понимание исторического процесса связало исторический процесс с эволюцией социального производства.

Как полагает В.С. Кржевов, несомненным плюсом материалистического понимания исторического процесса является единство методологии, т.е. идея материального единства мироздания и идея естественного происхождения Homo sapiens как итога развития предшествующих видов жизни.

Данная теория позволяет, не выходя за границы единого принципа, то есть не прибегая ни к эклектике, ни к специальным допущениям для каждого конкретного случая, определять и ставить цели, производить анализ и разрабатывать варианты решений применительно к каждой проблемной сфере общественных (философских и исторических) дисциплин. Разговор идет не об априорных решениях, под которые просто нужно найти примеры в истории. Мы имеем дело именно с методологией как способом эвристического конструирования проблемной области научного знания о социуме, выявления и объяснения фактов, построения предположений и концепций, позволяющих объяснить наблюдаемые процессы всемирно-исторического развития. Ко всем данным процессам применимы постулаты теоретического анализа, они должны каждый раз выдерживать проверку на соответствие общим критериям научности. Что-то будет изменяться, что-то выбрасываться, что-то радикально переосмысливаться. Но общий объяснительный постулат в этих изменениях сохранится – до тех пор, пока будет сохранять свой эвристический потенциал предложенное К. Марксом понимание человека как общественно-деятельного существа, воспроизводящего жизнь посредством переработки материала природы и превращения его в элементы системы более высокого, надорганического порядка – в формы общества.

Наиболее ярым приверженцем материалистического понимания исторического процесса в настоящее время является Ю.И. Семенов. Исходя из изучения его научных трудов можно сделать вывод, что он искренне верит в возможность установления в будущем коммунистического строя на всей планете Земля. На основе материалистического понимания исторического процесса Ю.И. Семенов разработал теорию т.н. унитарно-эстафетно-стадиального (унитарно-эстафетно-формационного) подхода к историческому процессу. Впрочем, анализ данной теории выходит не столько за тему, сколько за ограниченный объем нашего исследования.

Источник

ИСТОРИЯ КАК НАУКА О ПРОШЛОМ: ПОЧЕМУ МЫ ЕЕ ИЗУЧАЕМ И ЧТО ОНА НАМ ДАЁТ

История актуальна во все времена. Сегодня изучение своего прошлого является неотъемлемой частью любого образовательного курса, не важно юрист вы или специалист технических наук, чувство патриотизма и духовные скрепы вряд ли вам привьёшь без науки о прошлом. Причем это не просто процесс зазубривания рубежных дат, а скорее искусство «погрузить» человека в свое великое имперское прошлое, которое сегодня является таким же предметом гордости как автомат Калашникова, новейшие ядерные боеголовки или разработки в области космических технологий. История как наука о прошлом нас интересует в контексте того, что она нам дает сегодня.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

1)Сравнительно-исторический — этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2)Статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3)Структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4)Ретроспективный — данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Зачем нужна история

Смысл и актуальность истории как науки раскрывается в ее базовых функциях, которые обнажают потребность общества знать свое прошлое. Так, познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XXI в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

С другой стороны, история выполняет воспитательную функцию изучения прошлого, которая выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера. Кстати говоря, политическая функция истории отлично дополняется другой функцией – мировоззренческой — которая определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

История как наука

Современная историческая наука сложна и многогранна. Она тесно связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика (печати), геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика (анализ официальных данных).

Читайте также:  Как отобразить диаграмму в процентах

В древности исторические знания ценились очень высоко, – не случайно римляне называли историю «наставницей жизни». Интерес к описанию прошлого не ослабевал и в последующие столетия. Однако в большинстве случаев исторические сочинения тех времен носили чисто описательный характер, призваны были восхвалять, назидать, а то и просто развлекать. Так, в античности история рассматривалась как одно из искусств, тесно связанное с литературой, философией, географией.

Покровительницей истории считалась одна из девяти муз – Клио, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Само имя Клио произошло от греческого слова «прославляю», что прямо указывало на основную ее задачу. Кроме того, восприятие истории в древности находилось под сильнейшим влиянием мифологии и религии. Ярким примером этого могут служить западноевропейские средневековые хроники, буквально пронизанные идеей божественного предопределения. Вполне очевидно, что в таких случаях говорить об исследованиях в современном смысле этого слова не приходится.

Лишь в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) Европейские историописатели – такие как Леонардо Бруни (1370/74–1444), Никколо Макиавелли (1469–1527), Франческо Гвиччардини (1483–1540) – впервые попытались, опираясь на критику источников и рациональное истолкование фактов, определить внутренние закономерности хода истории. Настоящий же переворот в историческом знании, с которым можно связывать рождение истории-науки, произошёл в XIX столетии, когда с появлением и развитием социологии были предприняты первые попытки выявления структуры человеческого общества и рассмотрения человеческой истории, как единого закономерного процесса.

Дальнейшее накопление и систематизация конкретно-исторического материала, выработка чётких правил исторического исследования и постепенное расширение прежде сравнительно узких рамок изучаемого предмета привели к тому, что со второй половины XIX в. историческая наука шаг за шагом превращается во всё более сложную и обширную область знаний. В настоящее время количество отраслей и направлений истории с трудом поддается подсчету.

Концепции истории

Вопрос, по каким законам и благодаря чему развивается мировой исторический процесс, волновал историков всех времен. Существует множество суждений на этот счет, и все они в той или иной степени уязвимы и несовершенны. Можно выделить несколько основных подходов к пониманию истории.

Наиболее древними являются мифологические и религиозные концепции. В их рамках история рассматривается как результат действия сверхъестественных сил, как их каприз или упорядоченный замысел. Например, в христианской церковной историографии сутью и смыслом исторического процесса считается движение человечества к спасению, приближение к богу, духовный прогресс, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, божий промысел, провидение. К религиозным концепциям примыкают объективно-идеалистические философские концепции. Их приверженцы отводят главную роль в историческом процессе объективным надчеловеческим силам – Абсолютному Духу (Г.В.Ф. Гегель), Мировой Воле (А.Шопенгауэр) и т.п.

Субъективистские концепции представляют историю, как чреду деяний выдающихся личностей, сосредотачивают внимание на внутреннем мире подобных людей. Зародившись в античности, воспрянув с гуманизмом Ренессанса, этот подход остается актуальным до сих пор («психоистория», историко-биографический жанр), а вопрос о роли личности в истории остается открытым.

В рамках материалистического подхода наибольшую известность получила теория исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно ей, мировая история представляет собой объективный, поступательный процесс развития и подчиняется общим законам, а движущей силой истории является прогресс средств и способов производства материальных благ. Способ производства («базис») обусловливает социальную, политическую и духовную жизнь человеческих сообществ («надстройку»), формирует облик так называемой социально-экономической формации.

Все человеческие сообщества проходят в своей эволюции через пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Хотя марксистская концепция сильна своей цельностью, четкостью модели исторического развития, подробной разработкой экономических вопросов, ей присущ и ряд недостатков: жесткая привязка всех исторических явлений к экономике, внеличностным факторам, абсолютизация роли конфликтных отношений (классовой борьбы), социальный утопизм (неизбежный коммунизм в конце развития).

Марксистский подход можно охарактеризовать как всемирно-исторический (универсалистский) или линейный – он исходит из того, что все человечество последовательно проходит одинаковые, обязательные для всех, этапы развития (хотя допускается, что какие-то регионы или народы отстают в своем развитии). Альтернативой подобному взгляду на историю является культурно-историческая концепция, основанная на идее локальных цивилизаций, многовариантного (плюралистического) исторического развития.

Согласно этой концепции, история человечества представляет собой совокупность историй различных цивилизаций (культурно-исторических типов) – исторически сложившихся общностей, занимающих определенную территорию и имеющих характерные особенности культурного и социального развития. Каждая такая общность самобытна и неповторима. Она рождается, развивается и погибает, подобно живому организму, причем развитие разных цивилизаций не синхронизировано во времени.

Одним из основоположников культурно-исторического подхода стал русский историк и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885; 1871 – книга «Россия и Европа»), а наиболее яркими представителями концепции являются Освальд Шпенглер (1880–1936; 1918–1922 – книга «Закат Запада») и Арнольд Тойнби (1889–1975; 1934–1961 – книга «Постижение истории»).

Очевидными плюсами подобного взгляда на историю представляется то, что вместо абсолютной иерархии стран (деления на передовые, догоняющие, отстающие) появляется относительная (каждая цивилизация самобытна), что учитывается региональная специфика, уделяется должное внимание духовным и интеллектуальным факторам (религии, культуре, ментальности). К недостаткам концепции можно отнести то, что остаются непонятными движущие силы исторического процесса, общечеловеческой истории. Своеобразное решение этой проблемы предложил Лев Николаевич Гумилев (1912–1992), связавший историческое поведение народов с пассионарностью – особой биопсихической энергией, всплеск которой зависит от космического излучения, приводящего к мутации той или иной части человеческой популяции.

Наконец, существует подход, являющийся недостижимым идеалом для историков – так называемая тотальная или глобальная история (Ф. Бродель и др.). Она мыслится как синтез всемирно-исторического и культурно-исторического подходов, сочетание их лучших качеств при устранении недостатков, как изучение всевозможных факторов и мельчайших деталей наряду с выявлением самых общих исторических закономерностей.

Принципы и методы истории

Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);

– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

Читайте также:  Гистология после замершей беременности расшифровка результатов таблица

– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический метод, который предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.

Источник статьи: Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. М.: Дрофа, 2004. 288 с.

Источник

СМЫСЛ ИСТОРИИ

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «СМЫСЛ ИСТОРИИ» в других словарях:

СМЫСЛ — СМЫСЛ, идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего либо (смысл жизни, смысл истории и т.д.); целостное содержание какого либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но… … Современная энциклопедия

СМЫСЛ — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само… … Большой Энциклопедический словарь

Смысл — СМЫСЛ, идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего–либо (смысл жизни, смысл истории и т.д.); целостное содержание какого–либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

смысл — а ( у); м. 1. Общее логическое содержание, несводимое к значениям составляющих его частей; основная мысль, суть, сущность чего л. С. статьи. С. событий. С. слова. С. выступления ясен. Прямой и переносный с. Понять с. чего л. Разъяснить с. чего л … Энциклопедический словарь

СМЫСЛ — внутреннее содержание, значение ч. л., то, что может быть понято. В семантике логической общее значение языковых выражений расщепляют на две части: предметное значение и С. Предметным значением (объемом, денотатом, экстенсионалом) некоторого… … Философская энциклопедия

смысл — СМЫСЛ (англ. sense, meaning; нем. Sinn, Bedeutung) понятие, обозначающее отнесенность знака, явления, события к человеку или некоторому высшему существу (широкое употребление); понятие, характеризующее содержание языковых выражений (узкое … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ — ’СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ’ (‘Vom Ursprung und Ziel der Geschichte’, 1949) произведение Ясперса. Ясперс выдвигает концепцию всемирно исторического процесса, ориентированную на обнаружение его единства. Данное единство трактуется не как результат … История Философии: Энциклопедия

Смысл любви (Соловьёв) — Смысл любви  цикл из пяти статей Владимира Соловьева, опубликованный в журналах 1892 1893 годах. Н. А. Бердяев считал, что « Смысл любви Вл. Соловьева самое замечательное, что было написано о любви»[1]. Как пишет А.Ф.Лосев в своей… … Википедия

Смысл жизни — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия

СМЫСЛ — – 1. Суть, главное, основное содержание (иногда скрытое) в явлении, сообщении или поведении. 2. Личностная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Можно выделить несколько основных подходов к пониманию истории

Слово «история» происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов . С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».

термин «история» используется в первую очередь для обозначения одной из гуманитарных дисциплин. История в этом случае – особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческого общества во всем его многообразии. Исходя из этого, предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени. Соответственно, главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.

в исторической науке имеет место специализация по нескольким принципам:

– по временному (хронологическому) охвату; в историческом процессе выделяются основные эпохи (традиционно – первобытность, античность, средневековье, новое/новейшее время) и отдельные их периоды;

– по пространственному (географическому) охвату; всемирная история может быть представлена как история отдельных континентов (история Африки, Латинской Америки), регионов (балканистика, история Ближнего Востока), стран (китаистика), народов или групп народов (славяноведение);

– по различным сферам человеческой деятельности (политической, правовой, экономической, военной, научной и т.д.).

Кроме того, историческая наука включает в себя несколько особых отраслей : археологию, изучающую прошлое по вещественным источникам; этнографию, изучающую ныне живущие народы и этнические общности, их быт и культуру; источниковедение, разрабатывающее теорию и методику изучения и использования исторических источников; историографию, изучающую становление и развитие исторической науки (историю истории). Существует также ряд специальных (вспомогательных) исторических дисциплин, исследующих определенные формы и виды исторических источников. К ним относятся археография, генеалогия, геральдика, историческая метрология, нумизматика, палеография, хронология, сфрагистика и др.

Можно выделить несколько основных подходов к пониманию истории.

Наиболее древними являются мифологические и религиозные концепции . В их рамках история рассматривается как результат действия сверхъестественных сил, как их каприз или упорядоченный замысел. Например, в христианской церковной историографии сутью и смыслом исторического процесса считается движение человечества к спасению, приближение к богу, духовный прогресс, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, божий промысел, провидение (лат. providentia, отсюда и название данного историко-философского подхода – провиденциализм). К религиозным концепциям примыкают объективно-идеалистические философские концепции. Их приверженцы отводят главную роль в историческом процессе объективным надчеловеческим силам – Абсолютному Духу (Г.В.Ф. Гегель), Мировой Воле (А.Шопенгауэр) и т.п.

Субъективистские концепции представляют историю , как чреду деяний выдающихся личностей, сосредотачивают внимание на внутреннем мире подобных людей. Зародившись в античности, воспрянув с гуманизмом Ренессанса, этот подход остается актуальным до сих пор («психоистория», историко-биографический жанр), а вопрос о роли личности в истории остается открытым.

В рамках материалистического подхода наибольшую известность получила теория исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно ей, мировая история представляет собой объективный, поступательный процесс развития и подчиняется общим законам, а движущей силой истории является прогресс средств и способов производства материальных благ. Способ производства («базис») обусловливает социальную, политическую и духовную жизнь человечества («надстройку»), формирует облик так называемой социально-экономической формации. Все человеческие сообщества проходят в своей эволюции через пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Хотя марксистская концепция сильна своей цельностью, четкостью модели исторического развития, подробной разработкой экономических вопросов, ей присущ и ряд недостатков: жесткая привязка всех исторических явлений к экономике, внеличностным факторам, абсолютизация роли конфликтных отношений (классовой борьбы), социальный утопизм (неизбежный коммунизм в конце развития).

Читайте также:  Русско японская война 1904 1905 причины события итоги

Наконец, существует подход, являющийся недостижимым идеалом для историков – так называемая тотальная или глобальная история (Ф. Бродель и др.). Она мыслится как синтез всемирно-исторического и культурно-исторического подходов, сочетание их лучших качеств при устранении недостатков, как изучение всевозможных факторов и мельчайших деталей наряду с выявлением самых общих исторических закономерностей.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

принцип объективности , который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

принцип историзма , требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);

– принцип социального подхода , подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

– принцип альтернативности , допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

Методы, используемые в историческом исследовании , можно разделить на две группы: общенаучные и специальные . Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся :

– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.

Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение.

Функции истории . История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

– описательная (нарративная) фунция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;

– прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;

– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.

Источник

Материалистическое понимание истории

В середине 19 века появилось совершенно новое философское учение, созданное Карлом Марксом и впоследствии получившее имя «марксизм». Суть учения по-разному интерпретировалась различными политическими движениями и партиями.

В течение долгого времени марксизм являлся ведущей идеологией в Советском Союзе и определял мировоззрение миллионов людей.

Материалистическое понимание истории, как и вся философия Маркса, основано на идее материального понимания мира, которое заключается в том, что мир — это материя и законы, управляющие ее движением.

С этой точки зрения рассматривается исторический процесс и его влияние на жизнь людей.

В рамках своего подхода Маркс доказывает, что главным условием, определяющим большинство исторических процессов, является материальное производство. Главной идеей, на которой строится философия Карла Маркса, в том числе, его понимание истории, является утверждение, что человечество в целом само создает исторические условия, являющиеся источником его развития. Никакие другие факторы, включая особенности географического положения и климата, не могут быть причиной исторического развития народов.

Главную роль в развитии человечества Маркс отводил производительным силам.

Материалистическое понимание истории основано на том, что человек, в понимании Маркса, имеет материальную природу и развивается, осваивая новые средства для удовлетворения своих потребностей.

Общественное бытие, согласно Марксу, является единственной реальностью человеческой жизни. В основе общественного бытия лежат экономические отношения. Человек, с этой точки зрения, воплощает собой общественные отношения. Они заложены в основу формирования общественного и индивидуального сознания.

Именно поэтому развитие человека в историческом понимании происходит за счет борьбы противоположностей. Классовая борьба представляет собой определенный двигатель, направляющий развитие.

В ходе исторического развития Маркс выделяет несколько периодов (или формаций), на основе понятия об уровне развития производительных сил, которые становятся более совершенными, чем производственные отношения, в результате чего возникают революции, и происходит смена формаций.

Маркс видел коммунистическую революцию как средство освобождения от классов и выход на новый уровень существования человека.

Марксизм в экономике и в истории особое внимание уделяет средствам производства. Одним из наиболее важных понятий в философии Маркса является понятие производительных сил. Они определяют отношение человека к природе, к обществу, а также являются источником развития.

Производительные силы каждой формации обладают новыми свойствами. Так раб отличается от крепостного крестьянина, а наемный рабочий от трудящегося социалистического общества.

В ходе производства люди вступают в особый род отношений, которые определяют все остальные, и являются причиной возникновения кризисов, ведущих к переходу на следующий уровень развития.

Таким образом, материалистическое понимание истории было основано на таких понятиях, как производственные отношения и производительные силы. Маркс, в отличие от идеалистов, рассматривал историю, исходя из экономической основы общества, из поиска людьми новых более удобных или выгодных способов удовлетворения потребностей.

Философия Маркса представляет собой огромную и четко выстроенную систему научных знаний о политике, экономике и человеке. Материалистическое понимание истории и в настоящее время является определяющим для понимания сути исторического развития, так как существует мало теорий, которые могли бы столь же подробно и основательно объяснить ход истории.

Философия К. Маркса – целостная система, которая во многом определила развитие нашей страны и ее нынешнее положение в мире.

Бытие намного шире физического измерения и действующих в нем законов. До тех пор, пока человек будет цепляться за физический (материальный) мир, до тех пор он … Читать ещё

Бытие намного шире физического измерения и действующих в нем законов. До тех пор, пока человек будет цепляться за физический (материальный) мир, до тех пор он не способен будет увидеть большее.

Источник