Методические рекомендации для студентов и руководителей практики специальность 050144 Дошкольное образование

Методические рекомендации для студентов и руководителей практики (специальность 050144 Дошкольное образование)

Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).

Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).

В качестве непосредственных участников игры педагоги предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами — «Съедобное — несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).

Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.

Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).

II . Условия для развития общения между детьми в игре

Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).

Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).

III . Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре

Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.

Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).

Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).

Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).

Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

IV . Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей

Организуют игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задержками развития; повышающие самоконтроль у излишке расторможенных и агрессивных детей).

Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).

Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам — роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.

V . Сотрудники способствуют развитию разных видов игры

Организуют сюжетно-ролевую игру.

Организуют игры с правилами.

Способствуют возникновению режиссерской игры.

Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

Организуют подвижные спортивные игры.

Используют дидактические игры в педагогическом процессе.

Приобщают к играм разных народов.

по определению уровня развития игры детей

I . Содержание игры

1. Замысел игры появляется:

а) с помощью взрослого;

2. Разнообразие замыслов

3. Количество игровых задач

4. Разнообразие игровых задач

5. Самостоятельность при постановке задач:

а) вставит взрослый;

б) с помощью взрослого;

II . Способы решения игровых задач

6. Разнообразие игровых действий с игрушками

7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

8. Игровые действия с предметами-заместителями:

а) с помощью взрослого;

9. Игровые действия с воображаемыми предметами:

а) с помощью взрослого;

10. Принимает роль

11. Разнообразие ролевых действий

12. Выразительность ролевых высказываний

13. Наличие ролевых высказываний

14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:

15. Ролевая беседа возникает:

б) со сверстником

16. Ролевая беседа возникает по инициативе:

17. Содержательность ролевой беседы

III . Взаимодействие детей в игре

18. Вступает во взаимодействие:

б) со сверстником

19. Ставит игровые задачи:

20. Принимает игровые задачи:

б) от сверстника;

21. Длительность взаимодействия:

ИТОГО (уровень развития игры)

Порядок заполнения таблицы. Выявленный показатель развития ребенка отражается в диагностическом листе знаком « + »; отсутствие показателя – знаком «-». Например:

1а — « + » (замысел игры появляется с помощью взрослого).

1а — « — » (в появлении замысла игры взрослый не принимал участия).

16 — « + » (ребенок сам придумал, как будет играть).

16 — « — » (ребенку требуется помощь в появлении замысла игры).

2 — « + » (замыслы игр у ребенка разнообразные).

2 — « — » (замыслы игр у ребенка однообразные, изо дня в день повторяются).

Источник

Диагностика развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Охотно и успешно включается и играет со сверстниками в общие совместные игры.

Не всегда включается в игры сверстников, но проявляет к ним интерес (включается по приглашении или может наблюдать, но отказывается участвовать).

Не играет или мало играет со сверстниками, не проявляет к подобным играм выраженного интереса.

Проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие.

Стремится к общению со сверстниками в играх, конфликтует мало или в случае частых конфликтов самостоятельно находит способы их улаживания.

Стремится к общению со сверстниками в играх, но может часто конфликтовать. В случае конфликтов привлекает внимание взрослого, пытается решить проблему с помощью него. В результате более интенсивного обучения правильным способам взаимодействия (договориться, пользоваться чем-то по очереди, применять считалки и пр.) начинает постепенно их применять.

Не стремится к общению со сверстниками в игре, часто конфликтует, не пытается разрешать конфликты. обучения правильным способам взаимодействия неэффективны.

В совместных играх действует в соответствии с предложенными правилами.

В играх чётко следует предложенным правилам, может сам объяснить правила игры.

Не всегда может следовать игровым правилам полностью самостоятельно, могут требоваться напоминания. Не всегда может объяснить самостоятельно правила игры.

Правила игры объяснить не может. Не следует игровым правилам, из-за чего часто исключается детьми из общей игры.

С интересом встречает неожиданные повороты игрового сюжета, постановку новых игровых задач (сверстником или взрослым), активно включается в подобную игру, предлагает свои варианты разрешения игровых проблемных ситуаций.

Активно принимает неожиданные игровые ситуации, повороты сюжета, увлечённо включается в игру, предлагает свои варианты развития событий.

С интересом встречает неожиданные повороты сюжета, но ждёт развития событий от окружающих, проявляет интерес, но не проявляет активности; если ему предложить дальнейший вариант развития событий, может его принять.

Не любит играть или предпочитает знакомые, без «неожиданностей» сюжеты.

Отражает в играх сюжеты из разных областей действительности (бытовые, сказочные, профессиональные и т.п.)

Тематика игр разнообразна, включает сюжеты на бытовые, сказочные, профессиональные темы.

Тематика собственных игр однообразна, но по предложению других детей может включаться в разные игры.

Читайте также:  Как я зарабатываю на маркетинговых опросах

Тематика собственных игр однообразна, в другие игры не включается.

В свободное время в рамках самостоятельной деятельности обращается к соответствующим возрасту играм интеллектуального характера (настольно-печатным, конструкторам, пазлам, мозаикам и пр.)

Самостоятельно играет в игры интеллектуального характера, может привлекать других детей.

Самостоятельно редко выбирает игры интеллектуального характера, но с интересом относится, если эти игры совместно с ним организует взрослый.

Не играет в игры интеллектуального характера.

В играх действует в соответствии с определённой ролью, ведёт ролевые диалоги.

Соблюдает ролевое соподчинение, активно ведёт ролевые диалоги, предлагает новые роли, новые действия, сюжет.

Соблюдает ролевое соподчинение, активно ведёт ролевые диалоги, но не предлагает новые роли, действия, сюжеты.

Не любит играть в ролевые игры.

Развивает игру с сюжетными игрушками и предметами-заместителями в различных игровых средах.

Самостоятельно наделяет ролевым значением кукол, фигурки зверей, предметы-заместители и разыгрывает с их участием сюжет, регулируя отношения действующих лиц как режиссёр.

Под руководством взрослого наделяет ролевым значением кукол, фигурки зверей, предметы-заместители и разыгрывает с их участием сюжет.

Предпочитает наблюдать со стороны за игрой других детей.

Организует пространство для действий персонажей в виде особого «мира».

Самостоятельно обустраивает место для игры, используя макеты (города, цирка, космоса, дома, леса и т.п.), атрибуты, реквизит.

Обустраивает место для игры, используя макеты (города, цирка, космоса, дома, леса и т.п.), атрибуты, реквизит с помощью взрослого.

Не использует в игре дополнительных средств для организации игрового пространства.

Уровень развития игровой деятельности детейсредней группы

Всего показателей на Сентябрь 2019 года

Всего показателей на Май 2020 года

Общее количество баллов по всем показателям на Сентябрь 2019 года

Общее количество баллов по всем показателям на Май 2020 года

Сентябрь 2019 года

Сентябрь 2019 года

Сентябрь 2019 года

Сентябрь 2019 года

Сентябрь 2019 года

Сентябрь 2019 года

Сентябрь 2019 года

Сентябрь 2019 года

Сентябрь 2019 года

с низким уровнем

со средним уровнем

с высоким уровнем

с низким уровнем

со средним уровнем

с высоким уровнем

с высоким уровнем

со средним уровнем

с низким уровнем

Высокий уровень (выс.) – от 14 до 18 баллов

Средний уровень (ср.) – от 7 до 13 баллов

Низкий уровень (низ.) – от 0 до 6 баллов

Уровень развития игровой деятельности детейсредней группы

(в процентах)

Вся игровая деятельность в группе проводится в соответствии с основной образовательной программой, календарным планом, методическими, санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями ТБ.

По программе проводились занятия, развлечения, театрализованные игры.

В группе были созданы комфортные условия для работы с детьми. Игровые зоны содержат все необходимое для формирования у детей положительных взаимоотношений, нравственных качеств и привития интереса к игре и новым знаниям. Имеются такие игровые зоны, как: «Центр сюжетно-ролевых игр», «Центр строительно-конструктивных игр», «Центр музыкально-театрализованной деятельности», «Центр экспериментирования», «Центр литературы», «Центр песка и воды», «Центр настольных игр», «Центр движения» и многофункциональная ширма. Все игровые зоны иллюстрированы. Все это способствует созданию желания играть, общаться, расширять кругозор, пополнять жизненный опыт, воспитывать нравственные качества, помогает развивать у детей речь, мелкую моторику, бережное отношение к игрушкам, внимание, память, трудолюбие.

В период с сентября по январь обновлялась и пополнялась развивающая среда в группе: оформлены тематические папки «Правила дорожные знать и соблюдать каждому положено», «Все профессии важны», «Игрушки наших родителей». При активной помощи родителей была выполнена многофункциональная ширма. Обновился фонд игровых пособий и материалов: приобретены дидактические игры и детская мебель (кухня, диван), игрушки для мальчиков (машины, строительные наборы) и для девочек (коляски, куклы, наборы посуды), с помощью родителей пополнился гардероб для ряжения. Своими руками изготовлены игры: «Футбол», «Кто что ест?», «Волшебные прищепки», «Угадай-ка», коробка для игры «Наощупь», макет игры «Война», пошиты костюмы на военную тематику.

При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

В основе организации образовательного процесса определен комплексно–тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей на начало учебного года показали, что более половины группы детей (53%) имеют низкий уровень развития игровой деятельности. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца. Предпочитают играть в одиночестве. Причина этому – застенчивость, замкнутость, неумение организовать игру.

Средний уровень развития игровой деятельности показали 30% детей, и только 17% — высокий.

В результате проведенной работы по созданию оптимальных условий для развития детской игры и правильное руководство ею, на конец учебного года было отмечено, что 35% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы.

65% детей показали средний уровень развития игровой деятельности. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого. В своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

Детей с низким уровнем развития игровой деятельности на конец учебного года не выявлено.

Источник

Диагностика результатов игровой деятельности творческие игры

Статья

Аннотация: Изучение уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Статья:

В ходе наблюдения за игровой деятельностью детей по каждому критерию ребенку присваивается определенное количество баллов. Общая сумма баллов позволит определить общий уровень развития игровых умений:

— высокий уровень –13-15 баллов;

— средний уровень – 8-12 баллов;

— низкий уровень – 7 и меньше баллов.

Уровни развития:

1. Замысел игры:

Низкий уровень –1 балл (Отсутствие подготовительного этапа игры (игра «с ходу»). Толчок к игре – игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.)

Средний уровень – 2 балла (В структуре игры выделяется подготовительный период: дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используют предметы-заместители.)

Высокий уровень – 3 балла (В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстанов­ки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.)

2.Сюжет игры:

Низкий уровень –1 балл (Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку»). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудня­ется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета.)

Средний уровень – 2 балла (Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.)

Читайте также:  Определить критерии оценки результатов деятельности

Высокий уровень – 3 балла (Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандарт­ные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры — действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, свя­занных с выполнением роли.)

3.Роль:

Низкий уровень –1 балл (Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.)

Средний уровень – 2 балла (Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.)

Высокий уровень – 3 балла (Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.)

4. Ролевые действия:

Низкий уровень –1 балл (Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие дейст­вия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны де­тей.)

Средний уровень – 2 балла (Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа.)

Высокий уровень – 3 балла (Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изоб­ражаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается.)

5. Ролевая речь:

Низкий уровень –1 балл (Присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные вне ролевые диалоги с играющим рядом ребенком.)

Средний уровень – 2 балла (Специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и вне ролевая речь.)

Высокий уровень – 3 балла (Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью гово­рящего, и ролью того, к кому она обращена.)

Обработка данных:

Высокий уровень (13-15 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей.

У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстанов­ки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. Ребенок предлагает для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандарт­ные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.

Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, свя­занных с выполнением роли.

Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые действия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа), изображаемого ребенком в игре.

Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки). Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается.

Речь ребенка носит активный ролевой характер, определяемый и ролью гово­рящего, и ролью того, к кому она обращена.

Средний уровень (8-12 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета. Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью.

В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий.

У ребенка фиксируется наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и внеролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.

Низкий уровень (7 баллов и меньше) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку», шофер ездит на машине туда-сюда и т.п.).

Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудня­ется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.

Игровые действия ребенка однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие дейст­вия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны де­тей.

Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные внеролевые диалоги с детьми, играющими рядом с ребенком.

Изучение умения воспроизводить последовательность действий в игре (2-3 года)

Подготовка: игровое оборудование для кормления кукол.

Диагностика проводится индивидуально с детьми 2-3 лет. Серии проводятся с одними и теми же детьми с интервалом в 2-3 дня.

1 серия: воспитатель показывает ребенку куклу, говорит, что она хочет есть, предлагает ее накормить.

2 серия: воспитатель кормит куклу, а ребенку помогает накормить другую.

3 серия: воспитатель показывает ребенку развернутые игровые действия /готовит обед, раскладывет его по тарелкам и кормит куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим/. Затем предлагает ребенку покормить куклу.

4 серия: аналогична 3, но воспитатель подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку накормить куклу.

5 серия: воспитатель берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их накормить, т.е. он действует параллельно с ребенком.

Обработка данных: анализируют умение детей последовательно воспроизводить действия, использовать в игре игрушки и игровые предметы, называние их словом, наличие речи, обращенной к кукле, внесение в игру нового, обращение ко взрослому, умение использовать в игре отсутствующие предметы /в тарелке суп, в чашке компот.

Беседа «Изучение игровых предпочтений»

Проводится в форме индивидуальной беседы.

Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

В какие игры ты играешь? В какие игры ты больше всего любишь играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?

Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх? Почему? Что бы ты хотел делать в играх?

Кем ты бываешь в играх? Почему? Кем бы ты хотел быть в играх?

Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как бы ты с ними играл?

С кем ты чаще всего играешь и почему?

Обработка данных. Ответы детей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.

Читайте также:  21 Приспособления результат эволюции

Наблюдение особенностей самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей ( 2-7 лет)

Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет проводят в естественных условиях

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

— как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстников, возникает по инициативе самого ребенка);

— обсуждает ли замысел игры с партнером, учитывает ли их точку зрения;

— насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры;

— статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре;

— умеет лит сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложит ее другим детям.

— что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми);

— насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

— насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество;

— какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету;

— сколько событий ребенок объединяет в один сюжет;

— насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет;

— как проявляет умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры;

— каковы источники сюжетов игры.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре:

— обозначает ли выполняемую роль словом и когда /до игры или во время игры/;

— какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика);

— каковы отличительные особенности ролевого диалога /отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушкам, реальному или воображаемому партнеру/;

— передает ли и какие характерные особенности персонажа;

— как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные, второстепенные. Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли;

— что предпочитает: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость, характер взаимоотношений;

— есть ли любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

Игровые действия и игровые предметы:

— использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы заместители и преобразует их для использования в игре;

— дает ли словесное обозначение предметам заместителям, насколько легко это делает;

— кто является инициатором выбора предмета-заместителя;

— использует ли в игре образные предметы и игрушки. Как часто. Есть ли любимые игрушки?;

— характеристика игровых действий: степень обобщенности.

— выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознается ли правило ребенком;

— как соотносит ребенок выполнение правил со взятой на себя ролью;

— следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре;

— как относится к замечаниям партнера по поводу выполнения правил.

Достижение результата игры

Конфликты в игре:

— по поводу чего возникают;

— готовит игровую среду заранее или подбирает игрушки в ходе игры;

— использует ли предложенную игровую среду.

Роль взрослого в руководстве игрой:

— как часто обращается ребенок к взрослому;

— предлагает ли поиграть.

Эксперимент «Игровая комната» (5-7 лет)

Она направлена на выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности

Инструкция. «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры и игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней все, что хочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам».

Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?» (Важно уточнить имена детей, их возраст). После этого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?»

После ответа ребенка следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем экспериментатор продолжает: «Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это все надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?» Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать.

После того, как ребенок сделал третье предложение, ему говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?»

В заключение ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще пригласит его в свой замок.

При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры:

инициатива и позиция в общении,

развитие игровых навыков, способы разрешения конфликтной ситуации.

Необходимо помнить, что результаты, полученные с помощью любых проективных методов, не всегда прямо и однозначно соотносятся с особенностями общения и взаимодействия детей. Методика позволяет только выстроить гипотезы о таких особенностях, которые нуждаются в проверке с помощью других методик, и наблюдения за реальным поведением детей.

Источник



Диагностика игровой деятельности дошкольников
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ольга Николаевна Титова

Многочисленные игрушки, пирамидки, стрелялки . Мир практически каждого ребенка наполнен этими необходимыми предметами. Согласно периодизации детства, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая, «благодаря особым игровым приемам (принятию ребенком на себя роли взрослого и его общественно-трудовых функций, общественному изобразительному характеру воспроизводимых предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т.д.) ребенок моделирует в ней отношения между людьми». Именно в игровой деятельности формируются те новообразования, которые необходимы ребенку в школьные годы, такие, как воображение, память, речь, конкретно-образное мышление.

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_igrovoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx 2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРО.

«Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»

Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды.

Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»

Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности.

В литературе можно найти различные методики диагностики игровой деятельности дошкольников. Так, по Д. Б. Эльконину можно выделить следующие уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры.1. Изучение ос.

Педагогическая диагностика игровой деятельности

диагностика по развитию игровой деятельности с диаграмой.

Диагностика игровой деятельности дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится кажд.

Источник