Методические рекомендации по анализу современного урока

Анализ урока. Виды анализа урока. Памятка

Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка цели урока, соблюдение дидактических принципов, логика изложения учебного материала, логика процесса обучения, применение методов и средств обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы, реализация принципов образования и воспитания).

Психологический анализ предполагает изучение психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, отношений между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния на учеников, эмоционального настроя школьников.

Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся.

Методический анализ предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся, их взаимодействие в ходе урока.

Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степень оснащенности урока наглядными пособиями, эффективность использования ТСО на уроке, ведение учителями документации, рациональность использования времени на уроке, выполнение санитарно-гигиенического режима и т. д.

Поэтапный анализ урока

Поэтапный анализ — попутное комментирование хода урока в процессе наблюдения.

Самоанализ и анализ урока предлагаем осуществлять по одной схеме: начало урока, объяснение его целей, повторение, психологическая подготовка к усвоению нового материала, его изложение, закрепление, домашнее задание, оценка ответов учеников. Анализ урока следует завершать общей оценкой успехов и неудач, проведения отдельных элементов урока.

Дидактический анализ урока

1. Общая структура:

• принципы организации учебной деятельности;

• основная дидактическая цель и задачи;

• тип урока, его место в системе уроков;

• основные элементы (начало, основной этап, окончание);

• дозировка времени, эффективность его использования.

2. Реализация основной дидактической цели:

• выполнение требования программы;

• соотношение излагаемого материала и самостоятельной работы учащихся;

• организация первичного закрепления;

• проверка качества знаний, умений, навыков;

• охват учащихся учебной работой.

3. Развивающая функция:

• вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация);

• формирование учебных умений;

• развитие познавательной самостоятельности;

• развитие творческого мышления;

• сообщение информации для общего развития.

4. Воспитывающая функция:

• использование воспитательных возможностей содержания учебного материала;

• приобщение к общечеловеческим ценностям;

• практическая направленность, учет интересов учеников;

• воспитание добросовестного отношения к учебному труду;

• учет воспитательной функции отметки;

5. Методы и средства обучения:

• методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.);

• методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания);

• методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником и др.);

6. Работа с учениками:

• подготовленность учеников к уроку;

• активность учеников на разных этапах урока;

• культура труда, дисциплина;

• отношение к предмету, к учителю;

• динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины;

• привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключениям.

Комбинированная схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке:

• дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;

• обстановка в классе, чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;

• оборудование, подготовленность наглядных пособий, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовленность доски;

• организационное начало урока, приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;

• тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока);

• цель посещения урока.

2. Тип и структура урока:

• тип урока с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия, место урока в системе занятий по всему разделу;

• связь урока с предыдущим (как она осуществлялась?);

• структура урока, ее соответствие данному типу урока;

• последовательность отдельных этапов урока, обеспечение целостности и завершенности урока;

• особенности подведения итогов урока.

3. Содержание урока:

• соответствие содержания программе;

• связь учебного материала с современностью, местным окружением школы;

• установление межпредметных связей;

• методы и формы формирования трудолюбия, чувства уважения к людям труда;

• особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;

• использование дидактических материалов и оборудования кабинета; уровень роста или совершенствование знаний, умений и навыков на основе ранее усвоенного материала.

4. Методы и приемы обучения на уроке:

• используемая система методов и приемов, их сочетание;

• соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;

• соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;

• соблюдение основных требований к уроку;

• особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;

• виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;

• формирование у школьников умения учиться;

• использование для самостоятельной работы дидактических материалов и технических средств обучения;

• формирование у школьников навыков самоконтроля;

• способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей, их подготовки;

• обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, умений и навыков в ходе урока.

5. Домашнее задание:

• подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;

• дифференциация и индивидуализация домашних заданий;

• объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.

6. Поведение учащихся:

• заинтересованность, прилежность, дисциплинированность;

• методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;

• мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;

• отношение к учителю.

7. Поведение учителя:

• умение держать класс, организовывать его работу, повышать активность, интерес, поддерживать дисциплину; отношение учителя к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого;

• стиль и тон в работе, педагогический такт;

• наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;

• внешний вид учителя; культура речи, поза, мимика, жестикуляция;

8. Результаты урока:

• выводы и предложения, достижение цели, выполнение плана;

• уровень и качество знаний учащихся (осознанность, глубина, прочность);

• значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее);

• инновации данного урока, которые можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей;

• советы и пожелания учителю по преодолению недостатков.

Структурно-временной анализ урока

1. Рациональное распределение всего времени между отдельными элементами урока: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление материала или домашнее задание?

2. Рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно?

3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока: сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение?

Точно так же, анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание.

4. Качественное использование времени на отдельные элементы урока (рациональное и эффективное время, затраченное на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности класса при этом; сколько говорил учитель, учащиеся; сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т. д.).

5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т. д.?

6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

Критерии для самоанализа урока очень детальны и затрагивают, на мой взгляд, практически все аспекты урока. Особенно хороши они для начинающих учителей, так как помогают сориентироваться в правильности построения учебного процесса и во многом соответствуют требованиям ФГОС. В то же время, считаю необходимым добавить такой критерий, как формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Под этим подразумевается следующее:

• формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;

• вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности;

• обучение собственной деятельности по овладению знаниями;

• эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;

• воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;

• формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности;

• воспитание культуры чувств.

Виды анализа и самоанализа урока (по Ю.А. Конаржевскому )

Ю.А. Конаржевский выделяет десять видов анализа.

Краткий (оценочный) анализ — это общая оценка учебно- воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач.

Структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Системный анализ — это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока; обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения.

Полный анализ — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока; проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока.

Структурно-временной анализ — это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Читайте также:  Личный кабинет БелИРО алгоритм регистрации инструкция для входа в аккаунт

Комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Психологический анализ — это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. д.).

Аспектный анализ — это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Комплексный анализ — анализ урока в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации.

Наиболее распространенными типами анализа, по мнению Ю.А. Конаржевского, являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Функцию «педагогический анализ» Юрий Анатольевич складывает из таких видов анализа, как оперативный, тематический и итоговый.

Целью оперативного анализа является ежедневный разбор основных показателей учебно-воспитательного процесса, который помогает выявить причины нарушения его хода и рациональной организации урока и одновременно выработать рекомендации по устранению этих причин.

Тематический анализ позволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления учебного процесса и выявить причины их жизнедеятельности.

Итоговый анализ Юрий Анатольевич считает наиболее сложным. Он проводится после завершения какого-либо отчетного периода учебного года и направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влиявших на результаты работы учителя в отчетном периоде, а также на изучение причин, породивших эти факторы.

Источник

ПРИМЕР АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТА

Анализ результатов тестирования даже без компьютерной статистической обработки может дать педагогу разнообразную информацию о структуре знаний каждого ученика, об элементах содержания и видах умений, хорошо или плохо усвоенных группой в целом. На основании результатов тестирования учитель может скорректировать процесс обучения и выстроить рейтинг учащихся.

Ниже приведен пример анализа результатов тестирования по теме “Строение и свойства живых организмов” (тест 1). Тест содержит 15 заданий. Все задания оцениваются дихотомически, т. е. 1 балл (правильный ответ) и 0 баллов (неправильный ответ). Педагоги обычно предлагают считать тест выполненным, если ученик ответил на половину (50%) заданий. Более удобный вариант подсчета — использование нечетного количества заданий в тесте с дихотомической оценкой (0-1 балл). В этом случае отметку “3” получает ученик, выполнивший чуть больше половины заданий теста (в данном случае это 8 заданий из 15).

Перевод первичного тестового балла (количества набранных баллов) и тестового балла (процента выполнения теста) в школьные отметки осуществляется в соответствии с рекомендациями, указанными в п. 11 Пояснительной записки.

Результаты выполнения заданий теста группой из 10 учеников представлены в таблице 1.

Матрица ответов учащихся

Среднее значение по группе

Количество учащихся, не справившихся с ТЗ, %

В двух последних строках таблицы 1 отражены значения показателя трудности задания — процент учеников, верно выполнивших это задание (трудность задания), и процент учеников, не справившихся с заданием.

Если первое тестовое задание выполнили 5 человек из 10 участников, то его трудность составляет 50%, а десятое задание выполнили все, его трудность — 100%, т. е. десятое задание является самым легким. Самое трудное задание — седьмое, его выполнили только три ученика.

Для удобства определения структуры знаний учащихся по результатам тестирования составим таблицу 2 на основе данных плана теста 1 по теме “Строение и свойства живых организмов”.

План теста 1 по теме “Строение и свойства живых организмов”

Объект контроля (вид знаний и умений)

Ожидаемое количество правильных ответов (трудность задания), %

1.1.1. Основные свойства живых организмов

Химический состав клетки

1.3.1. Ядерные и безъядерные организмы

1.3.2. Строение и функции органоидов клетки

1.3.3. Сравнение растительной и животной клеток

1.4.1. Основные ткани животных и растений

1.4.2. Ткани растений (функции и свойства)

1.4.3. Ткани животных (функции и свойства)

1.5.1. Вегетативные и репродуктивные органы

1.5.2. Корневые системы

8. Работа с рисунком

1.5.5. Классы Однодольные и Двудольные

1.5.6. Системы органов животного

1.6.1. Организм как единое целое

Среднее значение трудности заданий

Анализируя данные выполнения теста каждым учащимся, можно:

• проставить отметки учащимся. Таким образом, в соответствии с критериями оценки выполнения теста отметку “5” получает Яна, отметку “2” — Нина и Петя, остальные ученики получают “3” или “4”;

• определить рейтинг учащихся для сравнения между собой и для последующего мониторинга. Использование тестового балла в процентах позволяет более точно оценить знания учеников и выстроить такой рейтинг. Например, видно, что, хотя отметку “4” получили Саша и Глеб, Саша несколько слабее;

• определить, сверяясь с планом теста, какие вопросы и темы вызвали затруднения у конкретного ученика, то есть выявить структуру знаний каждого учащегося на содержательном уровне. Так, ясно, что отличница Яна, видимо, пропустила первую тему и ей следует к ней вернуться;

• определить, сверяясь с планом теста, какие виды биологических знаний и какой уровень усвоения вызвали у каждого ученика затруднения, то есть выявить структуру знаний каждого учащегося на деятельностном уровне. Видно, что Аня, Маша и Нина недостаточно владеют классификационными знаниями (задания 3, 6,13), хотя задание 10 на классификационные знания они выполняют правильно. Поскольку заданий, контролирующих алгоритмический и творческий уровни усвоения знаний, в тесте нет, сделать вывод об этих уровнях усвоения нельзя;

• выявить, сверяясь с планом теста, какие познавательные универсальные учебные действия недостаточно (достаточно) сформированы у конкретного ученика. Дима, Коля, Маша, Нина, Оля, Петя не умеют работать с рисунками (задание 12). Девочки, за исключением Яны, недостаточно владеют операцией “сериация” (задания 6,13,14), хотя задание 4 на сериацию все выполняют правильно.

Анализируя данные выполнения теста группой, можно:

• определить степень усвоения материала группой. Средний тестовый балл выполнения теста составил 9,7 (64,7%) — отметка “3”, то есть группа усвоила материал на 50%-ном уровне, но результат всего лишь удовлетворительный, поскольку предполагаемая средняя трудность теста (70%) не достигнута;

• выявить, сверяясь с планом теста, недостаточно усвоенные группой подтемы и вопросы и оценить, вызвано ли это непонимание недостатками методики обучения или некорректной формулировкой тестового задания. Задание 7 должно привлечь к себе повышенное внимание педагога. Оно составлено абсолютно корректно, следовательно, наблюдается непонимание материала. Видимо, ученикам сложны для понимания данные термины и учителю при объяснении необходимо сделать на них упор;

• определить, сверяясь с планом теста, какие виды биологических знаний и какой уровень усвоения вызвали затруднения у всей группы, то есть выявить структуру знаний группы на деятельностном уровне. Задания 1, 5 и 9, помимо содержательной сложности, требуют умения совершать операцию “сравнение”. Видимо, это умение развито не очень хорошо. Задания на классификационные знания оказались легкими, если были представлены типичными закрытыми ТЗ (задание 10), и сложными, если требовалось установить соответствие (задания 3, 6 и 13). Видимо, сложность задания определялась именно непривычной для учеников формой ТЗ. Но задание 14, требовавшее не классификационных знаний, а умения совершать операцию “сериация”, выполнили почти все учащиеся;

• определить, сверяясь с планом теста, какие познавательные универсальные учебные действия недостаточно (достаточно) сформированы у группы. Мы выявили, что умение совершать операцию “сравнение” (задания 1, 5 и 9) сформировано у группы на 53,3%, а лучше всего сформирована операция “сериация” (задания 4, 6, 13, 14) — 72,5%. Кроме того, 60% учеников не умеет работать с рисунком (задание 12).

Анализируя данные о качестве самого теста как инструмента педагогического контроля, можно:

• определить корректность теста и полноту выполнения им своей задачи. Тест оказался труднее, чем рекомендовано для критериально ориентированного теста. Преобладают задания средней, а не малой сложности, два задания достаточно трудны. Тест разделил учащихся на успешных и неуспешных, но определить критериальную валидность теста (его способность служить той цели, для которой он создавался) можно, только сопоставляя данные тестирования с другими показателями успеваемости учащихся (опрос, контрольные работы). Если совпадение тестовых и нетестовых оценок имеется, то в целом тест достаточно валиден для данной группы учащихся и может применяться для контроля знаний аналогичных групп.

Таким образом, педагогический контроль в тестовой форме не только позволяет оценить индивидуальные достижения и недостатки каждого ученика, но и дает основания для внесения необходимых корректив в процесс обучения для совершенствования его содержания, методов, средств и форм управления, т. е. выполняет функцию обратной связи в системе “обучение — контроль”.

В локальных процедурах тестирования можно использовать в качестве показателя успешности выполнения количество набранных баллов (первичный тестовый балл), как в нашем примере. Но удобнее использовать в качестве показателя успешности каждого ученика тестовый балл — процент выполнения заданий теста. Так, в нашем примере тестовый балл Ани будет составлять 60%, а Яны — 93,3%. Использование первичных тестовых баллов в процентах позволяет не только более точно определить результат обучения каждого, но и сравнивать и складывать баллы учеников, накопленные при выполнении тестов разной длины, и тем самым выстроить в конце года более точный рейтинг успеваемости учеников. Такой анализ результатов значительно облегчается при компьютеризации тестирования и/или оценивания результатов.

Читайте также:  Программа развития стратегический документ школы

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Источник

Методика анализа урока. Самоанализ эффективности занятий.

Анализ урока — разбор и оценка учебного занятия в целом или отдельных его сторон.

а) в порядке руководства администрацией учреждения образования работой педагога (посещение занятий контролирующими лицами, осуществление проверки эффективности деятельности учреждения образования и т.п.);

б) как средство повышения квалификации педагогов, изучения и обобщения их опыта (взаимопосещения занятий педагогами, посещения занятий молодых педагогов в процессе наставничества, апробации опыта в процессе аттестационных процедур, проведения стажировки педагогических работников на базе учреждения образования и т.п.);

в) во время практики студентов педагогического профиля.

Объективное заключение по качеству занятия можно дать только по результатам его посещения. Проводиться может также предварительный анализ (до проведения занятия), который осуществляется на основе анализа подготовленной документации (плана занятия, учебной программы учебной дисциплины (учебного предмета), системы занятий (КТП, ТП), дидактического материала, УМК и т.п. Кроме этого, может проводиться анализ качества занятия по итогам его проведения не присутствовавшими на нем должностными лицами (мониторинг) по результатам его оценки участниками, анализу документации (УПД, журнал учета учебных занятий, анкеты, обращения граждан и т.п.).

При анализе урока учитывается деятельность педагога и учащихся.

Методика анализа занятия имеет две стороны:

1)содержательную, характеризующуюся подходом у занятию с точки зрения соответствия его установленным критериям эффективного занятия (как правило, описаны в документах системы менеджмента качества учреждения образования) и

2)процедурную, дающую алгоритм оценки этого соответствия (обнаружения, имеется ли это соответствие [84]).

Различают анализ урока, охватывающий все стороны урока (комплексный), и специальный, направленный на отдельную его сторону (например, психологический), а также самоанализ урока педагогом. Наиболее полным и всесторонним является анализ системы уроков по теме с характеристикой всех элементов педагогической системы.

В общем анализе урока обычно учитывается: содержание обучения (соответствие учебной программе, полнота, последовательность, методологический уровень преподавания и т.д.); структура урока (насколько она отвечает целям и содержанию урока, согласованность его отдельных частей и элементов, целесообразность использования времени и др. с опорой на дидактическую структуру); методы обучения (соответствие уровню прогнозируемых результатов обучения, содержанию урока, возрастным особенностям учащихся; как обеспечивается осознанность и прочность знаний, самостоятельность и инициативность учащихся, связь с практикой, осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении); поведение учащихся; стиль работы преподавателя; результаты урока (уровень достижений обучаемых, выполнение плана, экономичное использование времени, воспитательный и образовательный эффект урока).

Анализ по специальной программе проводится при изучении каких-либо элементов урока или отдельных достижений учителя в преподавании.

Замечания, адресуемые учителю во время анализа урока, высказываются в тактичной и доброжелательной форме. Во время посещения занятия, даже если занятие длится 2 часа и имеется перерыв между каждым часов в расписании, запрещается делать какие-либо замечания, уточнения, задавать вопросы педагогу, тем более в присутствии обучающихся.

Одним из путей повышения компетентности преподавателя является обобщение и распространение опыта творчески работающих коллег. Для этого могут использоваться разные пути. Один из них — посещение и проведение открытых уроков, предусматривающее их анализ.

Этапы проведения анализа открытого урока включают: анализ плана урока, наблюдение за ходом урока, обсуждение.

Этап анализа урока — Краткая характеристика этапа:

Анализ плана урока. Наличие обязательных компонентов плана урока в документе, оформление документа, наличие подписи преподавателя, составившего план, наличие утверждения плана соответствующим должностным лицом

Цели, поставленные педагогом. Пути их реализации на занятии. Соответствие планируемых результатов поставленным целям. Соответствие избранных методов, средств и форм обучения поставленным целям и запланированным результатам. Эффективность избранных способов обучения. Учет межпредметных связей, опора на предыдущие результаты занятий.

Может проводиться до проведения занятия. Традиционно — одновременно с проведением урока

Анализ наличия и ведения установленной документации.Наличие всего пакета учебно-программной документации, обязательной для преподавателя на занятии. Соответствие документов друг другу, соответствие содержания плана занятия другим учебно-программным документам. Системность планирования учебного процесса, его обеспечения. Ведение записей в журнале учета учебных занятий.

Может проводиться до посещения занятия

Наблюдение за ходом урока . Структура урока и его содержание, соответствие поставленным целям и задачам, разработанному плану. Используемые формы, методы, приемы и средства обучения. Эффективность взаимодействия преподавателя и обучающихся. Сравнение запланированных и полученных результатов

Обсуждение урока. Проводится в рамках заседания одного из коллегиальных органов учреждения образования (методической (цикловой) комиссии, методического совета и т.п.) по установленной процедуре

Обсуждение открытого занятия проводится, как правило, сразу же после его проведения. Организовывает обсуждение один из коллегиальных органов учреждения образования (цикловая, методическая, предметно-методическая комиссия и т.п.). Его председатель будет вести обсуждение, подводить их итоги, регистрировать документально их результаты. Процедура и порядок организации проведения открытых занятий, ведения документации и т.п., как правило, описывается в документах системы менеджмента качества конкретного учреждения образования.

Процедура обсуждения урока предусматривает следующие структурные компоненты:

• выступление автора открытого урока;

• вопросы присутствующих к автору урока с целью уточнения его позиции, элементов реализуемой методики;

• выступления присутствовавших на занятии в рамках обсуждения занятия, дискуссия, в которой автор занятия участия не принимает);

• подведение итогов обсуждения председательствующим;

• заключительное выступление автора открытого занятия с целью выражения благодарности коллегам за советы, предложения (ответы на замечания и дополнительные рассуждения после подведения итогов не допускаются).

Свое выступление преподаватель, проводивший открытое занятие, строит самостоятельно. Желательно в нем отразить важные элементы методики, указав место урока в системе занятий (в учебной программе, тематическом плане), теме программы; поставленные цели (обучающую, воспитательную, развивающую, методическую), результаты их достижения; методы, средства и форма обучения, которые были избраны для достижения поставленных целей; виды работ учащихся; результат деятельности учащихся на уроке (или по этапам урока и конечный результат); достоинства урока на взгляд автора; недостатки урока. Многие преподаватели не решаются обозначать не реализованные, не получившиеся элементы занятия. Однако идеальных уроков не бывает. Наш план — это прогноз занятия, который мы стремимся реализовать в совокупности возникающих условий. Чем более точно мы можем предсказать эти условия (подготовленность учащихся к занятию, бесперебойную работу всех механизмов и приспособлений и т.п.), тем более точным будет результат. Но в деятельности любого педагога наиболее важным является своевременная корректировка учебного процесса в зависимости от возникающих условий и достижение запланированных целей в связи с этим не всегда запланированными способами, иногда и с привлечением по времени последующих занятий. Завершается выступление предложением ответить на возникшие у коллег вопросы.

Эффективность урока определяют [83]: цели обучения; содержание урока (сложность и объем учебного материала, межпредметные и внутрипредметные связи, требуемый уровень усвоения и т.п.); формы, методы и средства реализации целей; учащиеся (уровень подготовленности, степень овладения навыками самостоятельной учебной деятельности, интересы и потребности и т.п.); преподаватель (степень овладения методикой обучения, умение устанавливать благоприятный микроклимат в ходе учебного процесса, умение гибко реагировать на возникающие на уроке непредвиденные ситуации и проблемы и т.п.).

Мы уже говорили, что существует несколько разновидностей анализа занятия. Открытое занятие, как правило, подвергается системному анализу. В этом случае основными критериями выступают все педагогические факторы, определяющие его эффективность. На вид анализа может оказывать влияние поставленная для него методическая цель. Например, если педагог апробирует введение в учебный процесс разработанное им средство обучения, то анализироваться могут только аспекты занятия, связанные с данной целью (целью приглашения коллег на занятие). В соответствии с ней дается заключение по результатам обсуждения.

Анализировать степень эффективности урока как на этапе его проектирования (в том числе проводить самоанализ), так и после его проведения позволяет построение диа-граммы «Профиль урока» (рис. 35.1) [95,129].

Диаграмма не зря называется профилем. Она символизирует или воспроизводит идеальный профиль круглого стального стержня (прутка) и реальный результат его среза в поперечном сечении. По аналогии диаграмма показывает реальность выполнения плана урока. Идеальный результат занятия — абсолютно точный, круглый профиль.

1– сложность учебного материала

2– уровень подготовленности учащихся

3–степень овладения учащихся навыками самостоятельной учебной деятельности

4– отношение учащихся к урокам данного преподавателя

5– возможность привлечения учащихся к проведению отдельных элементов урока

6– уровень работоспособности учащихся в течение занятия

7– методы и методические приемы, которые планируется использовать

8– уровень учебной активности учащихся

Рис. 35.1. Диаграмма «Профиль урока»

По этому профилю на равных расстояниях друг от друга нанесены деления, соединенные радиусом с центром окружности. Они символизируют факторы, условия, отрицательно влияющие на проведение занятия. Степень отрицательного воздействия фактора зависит от положения точки на радиусе (чем ближе точка к центру окружности, тем негативнее воздействие диагностируемого фактора). Каждый фактор продумывается, наносится на радиус. В итоге все полученные точки плавно соединяется между собой. Это получился «реальный» профиль урока. Чем он дальше от идеальной окружности, тем ниже его качество.

Читайте также:  Периодизация Великой Отечественной войны

По итогам диагностирования преподаватель предусматривает действия, направленные на снижение отрицательного влияния неблагоприятных факторов. Если после проведения урока сделать его анализ по тем же факторам и наложить соответствующий профиль на уже имеющуюся диаграмму, можно найти пути повышения эффективности конкретного урока, и, возможно, процесса преподавания в целом.

Оценка эффективности урока может проводиться по различным факторам, в соответствии с которыми будет получено их графическое отображение. Например, можно проводить анализ степени достижения запланированных результатов обучения как каждым учащимся, так и группой в целом. При анализе уровня достижений отдельного учащегося по этой схеме можно рекомендовать проведение обучающимся самоконтроля.

В настоящее время для самоанализа занятия привлекаются методики проведения рефлексии, описанные С.С.Кашлевым (например, [48, 96]). Использование рефлексии в педагогическом процессе позволяет фиксировать его участникам (субъектам – педагогам и обучающимся) состояния своего развития, саморазвития и причины этого и подвергать эти данные анализу. Рефлексия в педагогическом процессе включает следующие компоненты [96]:

• рефлексию педагогом деятельности обучающихся, обучающегося;

• рефлексию педагогом своей педагогической деятельности;

• рефлексию педагогом педагогического взаимодействия;

• рефлексию обучающимся своей деятельности;

• рефлексию обучающимся деятельности педагога;

• рефлексию обучающимся педагогического взаимодействия.

Разработано ряд методов рефлексии: «рефлексивный круг», «рефлексивная мишень», «мини-сочинение», «ключевое слово», «зарядка», «анкета-газета», «цепочка пожеланий», «заверши фразы», «острова», «рефлексивный ринг».

В основе метода рефлексивная мишень положена графическая анкета, заполнение которой по правилам (условиям применения метода) позволяет получить моментальный результат. Для реализации метода необходима заготовка в виде мишени со специфическими обозначениями (вопросами или утверждениями). Количество кругов мишени может быть различным, в зависимости от необходимости применения методов математической статистики или только визуальной (примерной) оценки результатов (см. рис. 35.2). В соответствии с этим выбором отдельным кругам мишени могут присваиваться условные баллы шкалы оценки или только даваться пояснения: «Галочка в середине обозначает выстрел в десятку», «Галочка за пределами кругов — «молоко», соответствует нулю баллов». Обучающиеся, отвечая на вопросы (утверждения) анкеты «Рефлексивная мишень», «стреляют» — ставят отметки (галочки) в соответствующих секторах мишени. После того, как все обучающиеся поставили отметки на графической анкете, педагог может проанализировать полученный результат. Вариант анкеты для этого метода приведен в прил. 37.

Элементы данных технологий (например, графическая анкета) могут использовать-ся и для осуществления процедур анализа занятия.

Рис. 35.2. Образец графической анкеты для реализации метода

Экзаменационный билет № 25

Экзаменационный билет № 25

Технологии обучения: развивающая, проблемная, программированная, личностно-ориентированная, модульная, технология активного обучения, проектного обучения и их краткая характеристика

Педагогическая технология – это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание школьника.

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Развивающее обучение – это способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Цель – развитие личности учащихся, творческого мышления, умение самостоятельно добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Это обучение имеет место, когда партнером учителя является не ученик, а учащийся. Миссия учителя заключается в том, чтобы помочь ему учить себя.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки и система методов построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения или научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций.

Программированное обучение – это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных сред­ств обучения (учебник, ЭВМ).

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ученика, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Модульное обучение – способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления информации. Его сущность состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и активны студенты.

Проектное обучение– это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Проектное обучение ориентированно на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1457 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник



Методические рекомендации по анализу современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации разработаны Управлением по надзору и контролю в сфере образования и ГКУ РК «Информационно-методический, аналитический центр».

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по анализу современного урока»

к письму МОНМ РК

от 22.01.16 № 01-14/179

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

АНАЛИЗУ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Методические рекомендации разработаны Управлением по надзору и контролю в сфере образования и ГКУ РК «Информационно-методический, аналитический центр».

Внутришкольный контроль — включает в себя систематические и глубокое изучение учебно-воспитательного процесса и труда учителя, оказание ему своевременной помощи. Осуществляется директором школы и его заместителем по учебно-воспитательной работе при широком участии опытных педагогов.

Задачи контроля:

создание благоприятных условий для развития ОУ;

обеспечение взаимодействия управляющей и управляемой систем;

создание информационного банка данных о работе каждого педагога, состояния УВП, уровня воспитанности, развития учащихся;

побуждение к устранению существующих недостатков и использова­нию новых возможностей;

мотивация педагогов на улучшение результатов труда.

Выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации, изучаются все направления его работы — учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.

С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число педагогов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок учителей.

Персональная форма контроля осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Контроль может быть тематическим и фронтальным. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.

Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются как администрация, так и представители методических объединений школы.

Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.

Комплексно-обобщающая форма контроля используется при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы и т.д. Для глубокой и объективной оценки объекта внутришкольного контроля необходимо использовать сочетание различных методов контроля, позволяющих получить необходимую объективную информацию. Одним из важных методов внутришкольного контроля является посещение и анализ урока.

Источник

Adblock
detector