Методические рекомендации по написанию программы развития образовательного учреждения
В 2012 году на основании распоряжения Юго-Восточного управления МОиН СО ГБОУ ДПО ЦПК «Нефтегорский РЦ» проводил экспертизу программ развития ОУ округа. Данная экспертиза проводилась с целью анализа и определения качества программы развития образовательных учреждений и выявления затруднений, возникающих у проектировщиков этих программ. В результате проведённой экспертизы было выяснено, что в большинстве случаев разработчики Программ имеют общее, недостаточное представление о том, как правильно разрабатывать Программу развития образовательного учреждения. Поэтому, возникла необходимость в составлении данных методических рекомендаций по написанию программы развития образовательного учреждения.
Методические рекомендации адресованы, в первую очередь, представителям администрации образовательного учреждения, а так же всем педагогическим работникам учреждения.
Программа развития — это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности, способный эффективно понижать неопределённость будущего развития для различных субъектов образовательного процесса.
Программа развития существенно отличается от традиционного плана работы школы. Эти отличия связаны, прежде всего, с ее ярко выраженной инновационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении. Итак, Программа развития образовательного учреждения – документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, сопровождающиеся программно-целевым управлением.
В начале разработки программы определим, в какой последовательности будем писать текст программы:
1.Констатация существующего положения дел (проблемно-ориентированный анализ)
2. Определение желаемого будущего (концепция)
3. Определение стратегии и тактики изменений (выражается в формулировке темы, описании проблем, цели, составления проектов и планов мероприятий)
Существует несколько подходов к структуре написания программы развития. Приведём здесь наиболее распространённые варианты авторитетных деятелей образования:
- Структура программы развития ОУ (В.Сериков)
- Аналитическая часть (анализ состояния образования, характеристика достижений, характеристика затруднений и нерешённых проблем, обобщённая справка о состоянии ОУ)
- Концептуально –прогностическая часть (концепция, планируемые нововведения, результаты, план действий)
- Ресурсное обеспечение программы развития
- Приложения (диагностический инструментарий)
- Структура программы развития ОУ (И.Сулима)
- Аналитическое обоснование
- Постановка целей
- Постановка задач
- Выбор средств достижения целей (методы)
- Содержание и последовательность важных действий по реализации программы
- Определение сроков действий и получения результатов
- Структура программы развития ОУ (М.Поташник)
- Актуальность темы
- Новшества в управляющей системе школы
- Партисипативность (вовлечение работников в решение проблем, управление)
- Анализ ресурсной базы
- Кадровые ресурсы
- Материальные ресурсы
- Финансовые ресурсы
- Научно-методические ресурсы
- Резервное время
- Структура программы развития ОУ (В.Лазарев)
- Проблемы, на решение которых ориентирована программа
- Новшества, за счёт которых решаются проблемы
- Проект желаемого будущего (совокупность новшеств)
- Стратегия осуществления изменений
- Цель программы
- План действий
- Инновационные проекты осуществления частных изменений
- Ресурсное обеспечение программы
- Кадровое обеспечение программы
- Экспертиза программы
При констатации существующего положения дел обычно начинают с информационной справке о школе, которая должна содержать данные, раскрывающие особенности территории, на которой школа действует, специфику контингента учащихся, родителей, формальные показатели результативности, описание структуры управления, специфика педагогического коллектива, внешние связи. Анализ результативности деятельности учреждения необходимо проводить не только в связке планировали – получили, а в контексте внешних вызовов и требований: выявление несоответствия между внешними требованиями и внутренним состоянием. Анализируется только та информация , которая позволяет выявить основные тенденции развития образовательного учреждения за последние три-четыре года.
При подготовке анализа должны быть выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема программы.
Противоречие – это несоответствие между желаемым и действительным состоянием учебно-воспитательного процесса школы. Требования к формулировке противоречий:
— реальность, т.е. брать для работы противоречия, которые можно решить педагогическими средствами и в рамках школьных возможностей;
— позитивность – разрешение противоречий должно способствовать положительному преобразованию практики.
Проблема – это требующий решения вопрос, который формулируется и выявляется из противоречия. Определить наличие проблемы можно по признакам:
- Затруднения педагогической практики
- Анализ педагогической практики на предмет выявления требуемых знаний
- Недостаток в результатах работы системы школьного обрпазования
- Неясность причин и способов устранения недостатков
Требования к формулировке проблемы: актуальность проблемы (возможность влияния на результаты учебно-воспитательного процесса, наличие объективных средств, условий для решения проблемы)
Проблема может формулироваться в виде
- Проблемной ситуации (описание ситуации конкретного образовательного учреждения, в которой обнаружены отрицательные признаки процесса, требующие решения).
- Проблемного вопроса (вопрос, поставленный относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания; выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования, часто начинается со слов «Каковы, Как, В какой мере» и т.п.)
- Проблемной задачи (обозначение предполагаемого результата исследования; проблема формулируется как обыкновенная цель, например «определение комплекса условий. »)
Наиболее распространенные ошибки при анализе проблем: произвольность выбора проблем, неполнота выявления проблем, отсутствие ранжирования проблем (какие являются приоритетными и требуют решения в первую очередь, какие реально решить в обозреваемом будущем, на решение каких проблем будет сосредоточена программа развития), ориентация проблем на требования сегодняшнего дня без учёта требований, идущих из будущего. Выявленные проблемы должны не просто констатироваться, но получать объяснение, позволяющее понять их причины, прогнозировать, что может произойти, если проблема не будет устранена в будущем.
Проблема определяет формулировку названия программы. Тема программы развития ОУ – это выраженное одним предложением содержание изменения. Требования к формулировке темы:
- Актуальность
- Значимость для ОУ
- Конкретность, точность. Широкая тема указывает на поверхностность программы, мешает определить цели.
- Проблемность.
- Прогностичность. При выборе темы нужно серьёзно думать о возможности её решения (о логике работы, диагностике и подтверждении результатов)
- Грамотность (осторожно пользоваться терминами-понятиями)
Типы формулировок тем: изменение качества А у В в условиях С ; условия изменения качества А у В (или факторы, принципы, подходы); А как В (в качестве А может быть любой педагогический феномен, а в качестве В лишь функция, средство, принцип, форма, фактор, результат).
Определившись с проблемами и темой можно приступать к разработке концепции, целей и задач программы, проектировании результатов.
Концепция – формулировка видения. Видение – сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях — образ наиболее совершенного состояния школы. Конечно, описание будущей педагогической системы школы не должно быть очень детальным, но все принципиальные моменты должны быть в нём отражены: в каких основных компонентах и как желаемая педагогическая система отличается от существующей. Здесь нужно определиться – что и какими способами хочется изменить.
Приступая к разработке стратегического планирования, необходимо, исходя из выявленных на аналитическом этапе проблем, грамотно определить цель.
Цель – это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы. Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, чётко сформулирована.
Требования к постановке целей:
- Реалистичность, посильность, достижимость
- Контролируемость
- Однозначность, представляет в обобщённом виде конечный продукт исследования
- Проверяемость, в отдельных случаях диагностируемость
- Определённость во времени
- Операциональность (распределение на задачи)
- Отсутствие неоднозначных выражений и понятий
- Отсутствие специальных (профессиональных) терминов
- Соответствие заявленной проблеме
Деление цели на задачи – неизбежный процесс, делается это для того, чтобы выделить более простые и доступные для выполнения операции, создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности и временит выполнения, смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы. Задачи – это конкретизированные или более частные цели; желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата.
Технология формирования задач состоит в расщеплении цели на составляющие, дающие представления о том, каким путём будет достигнута цель. Поэтому задачи формируются в виде перечисления: изучить, описать, выяснить, сформулировать, установить и т.д. как правило, задач не бывает более 4-5.
Требования к представлению задач программы:
- Формулировка в виде заданий по достижению определённых результатов к определённому сроку
- Результаты должны быть измеримы (как правило – в цифрах)
- Набор задач необходим и достаточен для достижения цели
- Задаче поставлен в соответствие набор мероприятий
- Набор мероприятий необходим и достаточен для решения задач
Критерием успешности разработки всей программы является её результат . Именно ожидаемый результат определяет цель программы, так как цель программы и её результат взаимосвязаны. Формулируя цель нужно сразу определить возможные результаты. Причём, чем конкретнее результаты (точнее сформулированные), тем понятнее становиться цель программы и тем легче она будет реализовываться. Необходимо понять, в чём конкретно они будут измеряться: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.
Основные ошибки разработчиков:
- ожидаемые результаты представлены не по всем выделенным направлениям, не соответствуют конкретным задачам
- описание ожидаемых результатов не содержит описание индикаторов, позволяющих оценить меру их реального достижения
- отсутствует порядок внутреннего мониторинга результатов реализации Программы
- ожидаемые результаты сводятся к описанию сути проводимых мероприятий, без указания их существенных количественных и качественных характеристик
Для того чтобы достичь результата, запланированного в программе развития образовательного учреждения, необходимо осуществлять мониторинг предпринимаемых стратегических инициатив на основе сбалансированной системы критериев, показателей и индикаторов .
Критерии задают лишь общее направление оценки (например, достижение целей, удовлетворение групп потребителей, приобретение и развитие ресурсов и т.д.) поэтому их требуется конкретизировать через показатели. Показатели бывают количественными (статистика, частота, коэффициенты и т. д.) и качественными (изменения в подходах, поведении, навыках, представлениях, свойствах, уровне понимания и т. д.). Показатели, в свою очередь, конкретизируются через индикаторы, которым присваиваются целевые значения (как правило, в динамике).
В ОУ индикаторы анализируется по итогам учебного года.Для фиксации и проведения анализа показателей и индикаторов рекомендуется заполнять специальную форму:
Источник
II. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016 — 2020 ГОДЫ | ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016 — 2020 ГОДЫ
II. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения
II. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы
ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей,
отражающих ход ее выполнения
Целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач:
задача 1 «Создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании»;
задача 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования»;
задача 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей»;
задача 4 «Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики»;
задача 5 «Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов».
В рамках решения задачи 1 будет осуществлена институциональная модернизация системы среднего профессионального и высшего образования, в том числе посредством разработки, апробации и внедрения новых моделей вузов, создания условий для профессионального развития, в том числе с использованием ранее созданных инфраструктурных элементов — межрегиональных отраслевых ресурсных центров, межрегиональных центров прикладных квалификаций, центров оценки сертификации квалификаций.
Реализация задачи 1 обеспечит совершенствование моделей обучения по программам аспирантуры и магистратуры, модернизацию образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса в среднем профессиональном и высшем образовании через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий, а также технологий проектного обучения. Не менее важным условием эффективного решения поставленной задачи станет успешная реализация мероприятий, направленных на развитие современной инфраструктуры образования, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача 2 предусматривает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это подразумевает создание условий для развития современной образовательной среды как средствами поддержки внедрения новых образовательных технологий и обновления содержания образования, так и через сопровождение совершенствования инфраструктуры образования, которое будет поддержано с помощью механизмов частно-государственного партнерства, распространение инновационного опыта посредством стимулирования создания инновационных методических сетей и консорциумов образовательных и научных организаций. Кроме того, важным элементом данной задачи станет поддержка инноваций в сфере образования по актуальным проблемам, в том числе в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Будет продолжена работа по поддержке органов управления образованием субъектов Российской Федерации в организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта также подразумевает комплекс мероприятий, направленных на сопровождение школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, с одной стороны, а также поддержку лидеров — школ с высокими результатами обучения, которые могут стать ресурсными центрами. Будет обеспечена реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а также концепций развития других предметных областей.
Необходимым условием внедрения нового содержания и технологий общего образования являются компетентные педагогические и руководящие кадры. Поэтому в рамках задачи 2 будут осуществлены меры по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе обеспечено сопровождение внедрения профессиональных стандартов педагога и руководителя, апробированы современные модели педагогического лидерства, эффективного преподавания, профессиональных сообществ обучающихся.
Задача 3 направлена на создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни.
В рамках задачи 3 будет реализован комплекс мер, направленных как на поддержку институтов дополнительного образования детей, в том числе региональных систем дополнительного образования, так и на распространение успешного опыта реализации современных востребованных образовательных программ дополнительного образования. Важным приоритетом в рамках данной задачи станет развитие и внедрение новых организационно-экономических и управленческих механизмов функционирования системы дополнительного образования детей. Будет обеспечено совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей. Будет реализован проект по созданию детских технопарков на территории субъектов Российской Федерации.
В рамках задачи 4 предполагается создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся, повышение конкурентоспособности российского образования, обновление кадрового потенциала преподавательского и административного состава, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах, социальную ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации.
В рамках задачи 5 будут осуществлены мероприятия по развитию независимой системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании, в том числе посредством создания новых механизмов системы оценки качества функционирования образовательных организаций посредством механизмов профессионально-общественной и общественной аккредитации образовательных программ. Будут поддержаны меры по развитию системы сертификации квалификаций.
При решении указанной задачи будет обеспечено формирование качественно нового отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и к получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки. В рамках Программы в этой связи будет создана национально-региональная система независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях. Под национально-региональной системой независимого мониторинга и оценки качества образования нужно понимать систему внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования. Предполагается обеспечить создание новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества образования) как в общем, так и в профессиональном образовании, а также развитие контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях образования.
Будут реализованы мероприятия по развитию национально-региональной системы независимой оценки качества общего и дополнительного образования посредством реализации региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества.
Будет поддержано участие Российской Федерации в международных исследованиях качества образования, в развитии национального мониторинга системы образования и совершенствовании механизмов масштабирования лучших результатов.
Перечень целевых индикаторов и показателей Программы приведен в приложении N 1. Методика сбора исходной информации и расчета целевых показателей (индикаторов) Программы приведена в приложении N 2.
Для оценки влияния мероприятий 1.2, 2.2, 4.1 Программы на социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Северного Кавказа, Республики Крым и г. Севастополя, а также Калининградской области в Программе предусмотрены целевые показатели (индикаторы) 3.1, 8.1 и 13.1.
Перечень указанных целевых индикаторов и показателей мероприятий Программы, реализуемых на приоритетных территориях, приведен в приложении N 1(1).
Программа будет реализована в 2016 — 2020 годах в 2 этапа.
Первый этап — 2016 — 2017 годы. В результате реализации этого этапа будут апробированы и внедрены модели и комплексы мер, начатые в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы. В ходе данного этапа необходимо обеспечить гибкое и эффективное обновление и корректировку внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом изменений нормативно-правовой базы в сфере образования и складывающейся правоприменительной практики, а также завершено строительство объектов, начатое ранее в рамках указанной федеральной целевой программы.
Второй этап — 2018 — 2020 годы. В результате реализации этого этапа произойдут принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе среднего профессионального и высшего образования и будут внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы экономического и социального развития Российской Федерации. Получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение новых содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения учащихся и студентов в социальную практику. Начнет эффективно функционировать общероссийская независимая система оценки качества образования и образовательных результатов, основанная на принципах профессионально-общественного участия. Будет обеспечено эффективное управление системой образования в ее новых качественных параметрах, достигнутых в ходе реализации мероприятий Программы, будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры.
По завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи Программы.
Досрочное прекращение реализации Программы может быть осуществлено в установленном порядке на основе оценки эффективности реализации Программы.
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
План мероприятия — это документ, который определяет цели, конкретные действия мероприятия, требования к его результату, сроки выполнения и исполнителей этих действий. Совокупность мероприятий может представлять собой:
проект – временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов, услуг или результатов,
программу – ряд связанных друг с другом проектов, управление которыми координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности.
Таким образом, план мероприятий – один из документов проекта или программы, который определяет ожидания относительно времени их выполнения, необходимых ресурсов и получаемых результатов. План мероприятий требует кропотливой и вдумчивой работы. Хорошо продуманный и структурированный план в значительной мере обеспечивает успех проекта [2].
Самая простая структура плана мероприятия выглядит следующим образом:
— цели и задачи мероприятия;
— временные сроки мероприятия;
— база проведения мероприятия;
— ожидаемые результаты (показатели);
Наименование мероприятия должно быть не длинным и замысловатым, более кратким и отражать всю сущность мероприятия. Также можно использовать простые слова, но с двойным смыслом.
Цель мероприятия должна быть одна, а задач может быть много. Ведь задачи являются механизмами с помощью, которых достигается цель. Для того, чтобы цель была достижима и реальная, существуют критерии при постановки цели. Примерные критерии при постановки целей:
— Конкретность (понятие «конкретность» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь);
— Измеримость (в постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы: когда будет считаться, что цель достигнута? какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута? какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?);
— Достижимый (цели по должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой — вероятность ее выполнения будет стремиться к 0);
— Значимый (для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач учреждения);
— Ограниченность во времени (цель должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым) [1].
Оптимальное количество задач для мероприятия от 3 до 5. Если более 5 задач, то это уже проект, а не одно мероприятие или задачи повторяются, просто по-разному сформулированы, а суть одна.
Целевая аудитория – это та возрастная и социальная категория людей, на которых направленно данное мероприятие. Успех мероприятия зависит от правильно выбранной целевой аудитории. Если данное мероприятие не подходит под возрастную категорию, или хуже того, под социальную, то насколько не была бы насыщенная программа и четко разработанный план, людям участвовать в нем будет не интересно.
Временные сроки нужны для того, чтобы контролировать и следить за, подготовкой и проведением мероприятия. Подготовка и проведение мероприятия не должны быть затянутыми, для этого и ставятся временные сроки.
Изначально планируя, проведение мероприятия, команда организаторов должна знать, на какой базе они будут его проводить. Если своей базы не имеется, то организаторы должны составить договоренность с администрацией учреждения, которая предоставляет базу.
Исполнители мероприятия – это команда организаторов, которая разрабатывает и проводит само мероприятия. Иерархия в команде может быть различной. Примеры иерархий в команде:
— Руководитель, информационный сектор, методический сектор, исполнительный сектор;
— Менеджер, супервайзер, тим-лидер, волонтеры [4].
Смета мероприятия разрабатывается заранее, т.к. нужно просчитать все позиции, которые понадобятся при организации мероприятия. Смета сначала разрабатывается исполнителями, затем отправляется на рассмотрение, если одобряется, то позиции закупаются. Это очень долгий и важный процесс, поэтому нужно подходить к этому вопросу серьезно.
Организация и проведение любого мероприятия должна иметь на выходе получение каких-либо позитивных изменений. Для того, чтобы отслеживать изменения, прописываются ожидаемые результаты и показатели, с помощью которых показываются эти результаты. Если показатели ожидаемого результата по факту ниже чем был запланирован, значит, мероприятие не эффективное и продуктивно [3].
В приложение добавляются различные сценарии конкурса, игр, интерактивных площадок, официальных частей, всё то, что будет проводиться в рамках мероприятия.
Соблюдая данную структуру плана мероприятия можно его точно и четко прописать.
Список литературы
Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами: Учеб.пособие. — М.: ИНФРА – М, 2005.
Кравченко В.П., Уткин Э.А. Проект – менеджмент. — М.: Теис, 2002.
Королев Д., Эффективное управление проектами. — М.: Олма-Пресс, 2003. -128 с.;
Мазур И. Л., Шапиро В.Д. Управление проектами. Справочное пособие. М: Высшая школа, 2001. -875 с.
Источник
Цели, задачи, ожидаемые результаты проекта. 4
Целью проекта является создание полной системы компании, отвечающей за Курсы Повышения Квалификации (далее по тексту КПК). Реализация проекта позволит:
· Создать стабильный штат сотрудников
· Создать условия для профессионального и личностного роста сотрудников
· Постоянное повышение качества услуг
Задачи проекта.
Для достижения целей проекта, в рамках его предполагается решить следующие задачи:
1. Определить ключевые показатели эффективности (KPI) для каждой из целей.
2. Определить пороговые значения ключевых показателей эффективности (KPI) с учетом их взаимосвязей.
3. Предложить варианты распределения зон ответственности между сотрудниками системы КПК.
4. Разработать процедуру контроля достижения целей и, при необходимости, процедуры корректировки целей и пороговых значений KPI.
5. Получить систему показателей эффективности проведения КПК;
6. Сформировать эффективную систему управления организацией КПК;
7. Разграничить ответственность и полномочия между сотрудниками в рамках КПК;
Для достижения целей проекта, в его рамках предлагается провести следующие работы:
Подготовительный этап.
· Набор сотрудник для формирования команды проекта.
· Ознакомление сотрудников с целями и задачами проекта.
· Оценка масштаба предполагаемых работ.
· Детальное планирование проводимых работ.
Анализ модели “As-Is”.
· Создание модели существующей структуры.
· Проверка работоспособности таких моделей.
Выбор системы показателей эффективности (KPI).
· Разработка критериев оценки эффективности (KPI).
· Определение путей повышения показателей эффективности (KPI).
· Определение пороговых значений показателей эффективности (KPI).
Анализ модели “To-Be”.
· Формирование совершенной модели КПК без ограничений на время выполнения проекта и ресурсов.
· Формирование нескольких моделей КПК с наложенными временными и ресурсными ограничениями и выбор самого оптимального варианта выполнения проекта среди предложенных на основе критериев KPI.
· Составление системы контроля достижения проектных целей.
Завершение проектной деятельности.
· Оптимизации системы контроля достижения проектных целей на основе показателей эффективности KPI.
· Набор штата сотрудников, отвечающего за КПК в соответствии с моделью КПК “To-Be” (приложение 1).
· Разграничение обязанностей в штате сотрудников и оформление документации.
Ожидаемые результаты проекта.
В результате выполнения проекта должен быть сформирован окончательный и стабильный штат, отвечающий за систему организации КПК в компании, выполняющий установленные в проекте обязанности.
Завершение проекта.
Принципы завершения проекта
Проект считается завершенным, если:
· Сформирован окончательный и стабильный штат, отвечающий за систему организации КПК.
· Сформированный штат способен самостоятельно функционировать.
· Все участники системы выполняют установленные в проекте обязанности.
· Подписан Акт о сдаче-приеме выполненных работ.
Критерии прекращения проекта
Проект может быть прекращен в связи с экономической невыгодностью. Решение о прекращении проекта утверждается директором ООО «Hermes Delivery» Шамановым Н. А.
Изменение проекта.
В ходе выполнения проекта допускается изменение и уточнение работ проекта. Это может привести к необходимости:
· изменения сроков исполнения работ по проекту;
· изменения бюджета проекта;
· привлечения дополнительных ресурсов.
Изменения в проект вносятся по согласованию с Техническим Советом проекта (Радченко Н., Казанкова Е.).
Организационная структура проекта и функциональные роли.
Географический и организационный объем проекта
В географический объем проекта входит головной офис ООО “Hermes Delivery” в Москве, при наличии филиалов на территории РФ в географический объём проекта входят и они.
В организационный объем проекта входят следующие подразделения и департаменты:
· Отдел по работе с персоналом
Участники проекта
Данный проект осуществляется под контролем директора ООО “Hermes Delivery” Шаманова Н. А.
Осуществление проекта контролируется разработчиками проекта (Технический совет проекта) Казанковой Е.О., Радченко Н. В. По согласованию с Техническим советом проекта могут быть привлечены внешние консультанты.
Организационная структура проекта.
Высшее руководство компании |
Куратор проекта |
Менеджер проекта |
Проектный офис |
ГИП (главный инженер проекта) |
Руководитель функц. области |
Исполнители |
Подрядчик |
Субподрядчик |
Команда управления проектом |
Команда проекта |
1. Высшее руководство.
2. Команда проекта.
2.1. Команда управления проектом:
· Куратор проекта (Шаманов Н.А.)
· Менеджер проекта (Радченко Н.)
· Главный инженер проекта (ГИП) (Казанкова Е.)
· Проектный офис (назначается во время осуществления проекта)
· Руководитель функциональной области (назначается во время осуществления проекта)
2.2. Исполнители (назначается во время осуществления проекта).
2.3. Подрядчики и субподрядчики (назначается во время осуществления проекта).
Состав участников и решаемые задачи.
Куратор проекта.
Куратором проекта является Шаманов Н.А. – представитель высшего руководства. Обязанности куратора проекта:
· Контролировать ход выполнения проекта.
· Следить, чтобы проект соответствовал стратегическим целям компании.
· В случае нехватки полномочий у менеджера проекта (Радченко Н.) помогает ему своим авторитетом.
При исполнении всех обязанностей куратор имеет право не вникать во все тонкости текущего положения дел.
Технический совет проекта.
Технический совет (далее по тексту ТС) проекта – главный управляющий и контролирующий орган, осуществляющий оперативное руководство проекта и несёт всю ответственность за успех проекта. Технический совет собирается не реже двух раз в неделю в полном составе.
В состав ТС входят: менеджер проекта (Радченко Н.) и главный инженер проекта (Казанкова Е.). Статус главного инженера проекта почти равен статусу менеджера проекта.
В обязанности ТС входит:
· Оперативное руководство проектом.
· Утверждение всей проектной документации.
· Контроль над ходом выполнения проекта.
· Ответственность за успех проекта.
· Принятие решений о внесении изменений в проект.
Проектный офис.
Сотрудники Проектного Офиса назначаются в начале выполнения проекта. Помимо того, что Проектный Офис выполняет обязанности секретариата, в котором хранится вся документация по проекту (количество сотрудников определится в зависимости от сложности проекта), Проектный Офис также играет роль методологического центра, осуществляющего контроль хода выполнения проекта в целях соответствия проектных решений всем требованиям.
Источник