Педагогическое прогнозирование
Понимается нами как предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; определение путей совершенствования личности; проектирование хода развития педагогического процесса.
Для того, чтобы составить прогноз, необходимо исходить из информации о прошлом и настоящем; кроме того, надо знать законы, тенденции развития того или иного педагогического явления. Важное значение для педагогики играет активность предвидения, т.е., предвидя будущее, педагоги готовы активно вмешаться, изменить ход событий в благоприятную сторону. Пассивность, созерцательность не характерны для педагогического прогноза.
Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремится предвидеть поведение, поступки, действия ученика, прогнозирует развитие и формирование его личности, осуществляет управление педагогическим процессом.
Прогнозирование как функция педагогического мониторинга завершает цикл изучение – диагноз – прогноз. Однако эта логическая структура в практике работы чаще всего относится лишь к начальному периоду, ибо продуктивность педагогического процесса определяется прежде всего целью (задачами). Без цели не может быть самого педагогического процесса. Прогноз и содержит цель, на реализацию которой направлен педагогический процесс.
Цель определяет деятельность и общение, в процессе которых изучается личность школьника. Таким образом, в практике работы чаще всего выступает такая логическая формула:
Создание возможностей получения каждым обучающимся и педагогом необходимой информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для своевременной его корректировки — важнейшая задача педагогической диагностики.
Оценочнаяфункция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов: ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через педагогическую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект педагогической оценки заключается в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.
Стимулирующее значение педагогической оценки особенно высоко тогда, когда она совпадает с реальным развитием и поведением ученика. Как только воспитанник осознает объективность оценки, он начинает развивать свои положительные стороны или преодолевать недостатки. Измерительный характер педагогической оценки тоже оказывает влияние на ученика тем, что она побуждает к самообразованию. Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с достижениями других и тем самым устанавливает свой социальный статус. Благодаря оценке коллектива и учителя он получает сведения о себе.
Управленческаяфункция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Начальная диагностика — планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый — когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком учащимся; второй — когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом; третий — когда коллектив и педагог уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором — педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
Педагогу, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, ему обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности.
Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.
Текущая (корректирующая) диагностика — проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Обобщающая диагностика — дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Метод наблюдение как основной метод педагогической диагностики
Наблюдение — целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов.
Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.
Существенными недостатками метода наблюдения являются: 1) его длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; 3) невозможность статистической обработки результатов.
Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов фактов.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Педагог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).
Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное; условий организации — открытое и скрытое; места проведения — полевое и лабораторное; регулярности проведения — систематическое и случайное.
Контролируемое наблюдение — наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.
Неконтролируемое наблюдение — наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.
Открытое наблюдение — оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. Прискрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.
Включенное наблюдение — непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.
Невключенное наблюдение — осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым.
При невключенном наблюдении наблюдающий регистрирует явление «снаружи». Он сам не участвует в процессах, которые наблюдает.
Полевое наблюдение — наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, парке и т.д.).
Лабораторное наблюдение — создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности.
Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.
Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.
Важнейшим в наблюдении является «непосредственное понимание ребенка, невольное проникновение в наблюдаемого ребенка, одновременное сопереживание ему и письменная фиксация всех этих моментов наблюдателем».
Таким образом, в практике педагогической диагностики метод наблюдения рационально использовать посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных особенностей и их количественной оценки.
Источник
Педагогическое прогнозирование
Педагогическое прогнозирование один из сложнейших элементов педагогического мониторинга. В переводе с греческого языка слово «прогнозирование» (prognosis) означает предвидение, предсказание. В основе прогноза лежит вероятностное суждение о состоянии изучаемого объекта или явления в будущем. Прогнозировать можно как деятельность школы в целом, так и развитие коллектива, группы или отдельного конкретного школьника. А.С.Макаренко называл подобные действия педагогическим проектированием и придавал им огромное значение в деятельности педагога. Мы же рассматриваем прогноз как постановку, выявление определенных перспектив развития личности школьника или качества образовательного процесса.
Раскроим сущность педагогического прогнозирования с помощью структурной схемы:
прогнозирование в учебной деятельности |
прогнозирование в изменении личностных кач-в |
определение входной информации |
Педагогическое прогнозирование (выявление перспектив) |
Схема 8. Педагогическое прогнозирование
Прогнозируя развитие личности школьника, можно выделить два направления прогноза:
¨ прогноз в учебной деятельности
¨ прогноз в изменении личностных качеств
Предвидение изменений знаний, умений и навыков определяет способность личности к обучению. Прогноз в учебной деятельности очень важен как для ученика, так и для учителя. «Обученность» школьника включает наличие знаний в виде определенной информации и наличие умений и навыков при их воспроизводстве. В прогнозировании можно выделить управленческие начала. Дело в том, что общество в виде социального заказа предъявляет школе требования обеспечения прочных знаний ее выпускников. Задача школы состоит в том, чтобы сформировать у школьников современную картину мира в диалектической взаимосвязи ее компонентов. Именно получая знания, ребенок вместе с ними получает представление о мире, о своих возможностях в его освоении. Кроме того роль знаний велика в выборе человеком способа действий в той или иной ситуации. Зная законы развития мира, тенденции изменений в нем происходящих, личность способна выбрать правильные ориентиры, определяющие ее способность к действиям. И, наконец, знания определяют отношение личности к событиям, фактам, явлениям. Совокупность учебных предметов, определяемая государственным стандартом, предоставляет каждому школьнику возможность получить знания по каждому из них. На основе полученных знаний формируются умения. Умения обеспечивает система приобретенных школьником знаний. Оно развивается путем упражнений и в развитом виде определяет поведение школьника не только в привычной для него среде, но и в новых условиях жизнедеятельности. В ходе прогнозирования учитель может предвидеть то, как полученные вначале школьником знания могут воспроизводиться в последующем их практическом использовании.
Структура деятельности учащихся по овладению умениями может включать следующие компоненты:
· Осознание школьником значимости умения, которым он овладевает; · Установка школьника на овладение конкретным умением; · Понимание школьником обобщенного знания, лежащего в основе · формируемого умения; · Раскрытие содержания каждого умения, представляющего систему, · состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных · компонентов (действий и операций); · Контроль уровня сформированности умений. |
При овладении умением путем постоянной тренировки появляется возможность перевести его в навык. Процесс выполнения действия протекает в форме неосознаваемого психического регулирования. При этом если практические действия выполняются в новых условиях, происходит изменение регуляционной ориентировочной основы выполняемых школьником действий, а само оно выполняется правильно и оснований обращаться школьнику к знаниям, нет.
Пришла пора ответить на вопрос «Что дает прогнозирование конкретному школьнику?» Прежде всего, возможность более качественно овладеть знаниями, умениями и навыками индивидуально. Поскольку учитель, прогнозируя этот процесс, может управлять овладением системой знаний, умений и навыков, соответственно выявленным особенностям школьника. Это и дифференцированная учебная работа, и сопровождение каждого ребенка индивидуально в образовательном пространстве, и педагогическая поддержка при получении недостаточно высоких результатов обученности в ходе проведенной диагностики.
Не менее важен в школьной жизни ребенка и прогноз в изменении его личностных качеств. Здесь предвидение педагога «тоньше» и гораздо труднее, чем в учебном процессе, поскольку речь идет о воспитании. Изменение в ребенке необходимо «закладывать» в воспитательное взаимодействие с ним. Известный педагог современности А.С.Макаренко предложил «принцип педагогического оптимизма», реализующий глубокую веру педагога в возможности каждого ребенка. Учителю важно предусмотреть изменения, происходящие в оценочных суждениях, эмоциональных проявлениях, в поступках ребенка. Но это внешние параметры, указывающие на изменение или прирост личностных качеств. Есть и внутренние показатели, которые демонстрируют изменения, происходящие с ребенком. Это – мотивы и убеждения.
Умения прогнозировать перспективы развития личности школьника обеспечивают учителю успешность его взаимодействия с ним. Попытаемся выстроить систему умений прогностического характера:
¨ Умения планировать деятельность школьников с учетом данных полученных в ходе диагностики;
¨ Умения выделять перспективы развития школьников
(в учебной деятельности и в плане личностного становления);
¨ Умения использовать перспективы прогноза в организации взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса;
¨ Умения самоанализа собственных возможностей предвидения;
¨ Умения гибко изменять прогноз в соответствии с новыми данными.
Система представленных умений характеризует современного педагога как исследователя. Ее наличие позволяет учителю гибко и вариативно проектировать собственную профессиональную деятельность, направляя ее на единственно важное звено его деятельности – личность школьника.
Успешность прогностической деятельности учителя определяется системой его действий, составленной с учетом прогноза. По форме – это программа действий педагога. Содержание же подобной системы зависит от цели учебно-воспитательного процесса, данных педагогической диагностики и «материалов» прогнозирования. Ясно одно, что продвижение ребенка по лестнице успеха во многом определено, в том числе и умением учителя правильно осуществлять педагогический прогноз. Более того, прогнозирование выполняет и функцию профилактики. Оно помогает предупредить в работе учителя негативные проявления, способные повлиять на личностное становление ребенка или коллектива детей.
Прогнозируемые личностные изменения позволяют выявить их ожидаемую динамику, проанализировать полученные достижения и соотнести с запланированными результатами. Это помогает определить качество предпринимаемых действий педагогического коллектива. В совокупности же можно говорить о прогнозировании результатов всего учебно-воспитательного процесса. В ходе проведенного диагностического исследования педагогический коллектив получает данные, характеризующие индивидуальные особенности школьников, развитие их познавательных процессов, эмоционально-волевой сфер, интеллекта и т.д. Часть данных определяет учебные возможности школьника, часть поведенческие реакции, часть – степень эмоциональных проявлений. Это дает возможность предсказать степень трудности в учебной деятельности и решении нравственно-практических задач, с которыми может справиться ребенок, находящийся на определенном уровне своего развития. Педагогический прогноз является оценкой перспектив развития школьника, группы детей, всего ученического коллектива.
Качества образовательного процесса.Влияние оценки перспектив развития каждого школьника на качество образования очевидно: «Соотнесение потенциальных возможностей ребенка и реально показываемых результатов позволяет оценить эффективность работы педагогов с этим ребенком. Это и есть соотношение цели и результата, то есть качество образования», так оценивается использование прогнозирования в образовательном процессе авторами книги «Управление качеством образования» /Под ред. М.М.Поташника. Там же предлагается и структура прогностических действий в блоке прогнозирования качества образования. Авторы предлагают систему, состоящую из пяти взаимосвязанных блоков (21, С.311-313):
определение входной информации – общие рекомендации – долгосрочный прогноз – среднесрочный прогноз – краткосрочный прогноз |
Рассмотрим предлагаемые блоки, значительно расширяя их в соответствии с темой изложения:
1.Определение входной информации. В этом блоке находят отражение данные педагогической диагностики. Получение достоверной информации в соответствии с поставленными целями прогноза очень важно для комплектования системы прогнозирования. Это касается прогноза отдельных школьников, или отдельных групп школьников, или всего коллектива. Здесь важно так же отметить, что для точного прогноза важны не только данные о состоянии диагностируемых объектов как позитивные, так и негативные, но и данные об условиях организации учебно-воспитательного процесса. Это позволяет с максимальной точностью корректировать действия педагогического коллектива и обеспечивает обратную связь.
По каждому ученику на основании результатов педагогического мониторинга, учителя могут иметь сведения, позволяющие им изменять ситуацию, «предрешать» ее. Такой «пакет» данных, по мнению авторов, может включать следующие траектории:
· траекториюизменения интеллектуального развития ученика за предыдущие годы (по каждому параметру интеллекта);
· траекториюизменения личностного развития ученика за предыдущие годы (по каждому параметру личности);
· траекторию изменения индивидуального учебного времени ученика за предыдущие годы по предметам.
2.Общие рекомендации. Результаты педагогического мониторинга представляются в виде оценок. Оценивание важный аспект прогнозирования. Оценивание – это установление степени изменения педагогического объекта, на который составляется прогноз. И неважно, что оценивается. Это может быть качество обучения; уровень развития отдельных качеств личности; уровень развития коллектива и т.п. Важно определить, насколько продвинулся в своем движении тот или иной объект прогнозирования. С помощью оценивания появляется возможность увидеть результативность деятельности, как отдельного учителя, так и педагогического коллектива в целом.
На основании анализа оценок составляются примерные схемы работы, наполненные конкретным содержанием.
3.Долгосрочный прогноз на весь период обучения. Это самый сложный блок системы прогнозирования, поскольку прогнозируемые результаты достаточно удалены. Составляются индивидуальные программы для каждого учащегося с вероятностью индивидуальных достижений по каждой из них. Результаты этих достижений позволяют педагогическому коллективу построить набор возможных траекторий движения ученика в различных образовательных пространствах. Успешность деятельности ребенка закладывается в основные критерии оценивания, которые могут быть выражены в довольно распространенных показателях: низкой, средней и высокой результативности. Долгосрочный прогноз не может быть абсолютно достоверным, поскольку большой период времени некоторым образом «разжижает» предсказания педагогов, основанные на педагогической диагностике того периода, когда совершался прогноз. Диалектика развития личности и общества, динамичность процессов говорит о том, что изменения, происходящие с личностью, могут входить в противоречия с предсказаниями, основанными на «старых» данных об объекте или явлении. Для уточнения существует следующий блок программы – среднесрочный прогноз.
4.Среднесрочный прогноз. Этот блок строится для каждого ученика и для коллектива учащихся одного класса. Он может быть составлен на учебный год, а может и на полугодие. Стратегия действий педагогического коллектива определяется по каждой теме. В соответствии с этим построение маршрутов происходит по линиям ученик – предмет и ученики (группа или класс) – предмет. Действия педагогического коллектива могут выглядеть следующим образом:
· на основании данных об ученике строится индивидуальная траектория по каждому предмету;
· строится набор возможных траекторий по разным предметам с помощью метода ассоциаций;
· строятся аналогичные траектории с помощью экстраполяционного метода.
5.Краткосрочный прогноз. Этот вид прогноза предназначен для глубокой индивидуализации действий учителей школы. Особенно он актуален для учащихся, не справляющихся с программой и нуждающихся в дополнительном внимании педагога. Данные педагогической диагностики могут быть использованы для создания многочисленных траекторий для каждого школьника. Распределяется время на овладение темой, время на закрепление полученных знаний. Многообразие траекторий дает возможность выбора той, которая может быть реализована с использованием потенциальных возможностей школьника. Краткосрочных прогноз реализуется в системе действий педагогов:
· на основании полученных данных на каждого ученика строится траектория по овладению каждым параграфом темы. Прогнозируются ожидаемые затраты времени на это овладение;
· с помощью метода ассоциаций строится набор возможных траекторий по овладению параграфами;
· построение аналогичных траекторий с помощью экстраполяционного метода.
Прогнозировать можно также и профессиональную деятельность учителя. Здесь можно пойти тремя путями. Давать оценку его деятельности могут дети посредством ответов на вопросы в предложенных анкетах или тестах. Можно оценивать с помощью внутришкольного контроля с использованием контрольного инструментария оценки; можно привлечь учителей к самооценке как высшей форме оценивания. Результаты, полученные в ходе подобного оценивания, дают возможность руководителям школы вести пропедевтику в работе с учителями, предотвращая возможные негативные последствия их деятельности.
Таким образом, для составления прогноза необходимо владеть информацией об индивидуальных особенностях школьников, о степени их проявлений в разные отрезки времени. Надо знать основные тенденции развития ребенка, группы, коллектива, а также педагогических явлений. Немаловажное значение в прогнозирование имеет и владение педагогами технологиями прогнозирования, включающими наличие определенных прогностических умений, способствующих качественному предвидению результатов педагогического взаимодействия.
Собирая данные, анализируя и прогнозируя педагогические процессы, исследователь нуждается в фиксации полученных данных. Это может происходить как в свободной форме, так и путем заполнения различных форм, создания «портфолио достижений» ученика, группы или коллектива, в форме картотеки или диагностических карт. Собственно, каждый исследователь может воспользоваться удобной для него формой. Важно, чтобы все было зафиксировано и наглядно показывало изменения, происходящие в личности или в педагогических явлениях и процессах. Это во многом определяет стратегию и тактику организации индивидуальных образовательных маршрутов для каждого школьника. И что немаловажно, место учителя в организованном маршруте.
Обобщая наши рассуждения о педагогическом мониторинге, в качестве выводов хочется отметить, что все компоненты педагогического мониторинга связаны между собой и представляют целостную систему, способствуя обеспечению непрерывного слежения за состоянием образовательного процесса в школе, педагогическому прогнозированию и, соответственно, развитию школы как современной образовательной системы.
Источник
Прогнозирование в педагогике
Сущность и разновидности педагогического прогнозирования
Педагогическое прогнозирование – это мероприятия, ориентированные на получение предварительных данных и опережающее информирование о том или ином объекте, процессе или явлении педагогической системы, базирующиеся на научных концепциях и методиках.
Педагогическое прогнозирование является важнейшим процессом в образовательной сфере, что обусловлено ее нацеленностью на будущее развитие. Благодаря прогнозам удается сформировать стратегические и тактические планы будущей педагогической деятельности, спроектировать учебный процесс и составить программы оптимального педагогического взаимодействия.
На основе проведенных прогностических мероприятий составляются планы организации учебно-воспитательной деятельности, как в отдельном образовательном заведении, так в системе образования в целом. Процесс прогнозирования в педагогике основывается на выявлении текущих тенденций развития образовательной сферы, а также социальных и экономических процессов, оказывающих воздействие на нее.
Помощь со студенческой работой на тему
Прогнозирование в педагогике
Педагогическое прогнозирование, по сути, является научным исследованием специального назначения, определяющим перспективы последующего развития объектов в сфере образования и воспитания, достижения определенных педагогических результатов деятельности и развития образовательной сферы в конкретном направлении.
Существует несколько разновидностей педагогического прогнозирования. Они отличаются по направлению деятельности прогнозов, конструированию педагогического процесса, целевым назначением обучения, его стратегией и тактикой.
Вот основные разновидности педагогических прогнозов:
- Поисковое прогнозирование – выявление перспективного состояния объекта, с учетом логики его развития и воздействия внешних факторов.
- Нормативное прогнозирование – выявление путей развития объекта, достижения конкретного состояния, исходя из заданных параметров и показателей.
- Прогнозирование учебно-воспитательной деятельности – выявлении изменений в развитии учащегося, коллектива, получением определенных знаний и навыков, формирование личностных качеств, исходя из анализа способностей личности к интеллектуальному развитию. Прогнозирование помогает определить влияние усвоенной теоретической информации на практическую сферу деятельности личности.
- Прогнозирование преобразования личностных качеств – выявление изменений, которые будут происходить в системе ценностей личности, ее оценочных суждениях, эмоциональных характеристиках, действиях и поступках. Выявляя возможные изменения в личностном развитии ребенка, можно оптимальным образом спланировать построение системы взаимоотношений с отдельным учащимся и коллективом, составить программу гибкого обучения и проводить самоанализ собственных возможностей и способностей педагогической деятельности.
- Краткосрочное прогнозирование- выявление параметров развития тех или иных процессов в течение одного учебного года.
- Среднесрочное прогнозирование – определяет развитие и его предполагаемое направление, особенности и параметры в течение трехлетнего периода.
- Долгосрочное прогнозирование – составление прогнозов развития образовательной системы на длительный временной период, достигающий пятнадцати лет.
- Стратегическое прогнозирование – ориентировано на построение стратегии развития отдельного объекта, процесса или системы образования в целом.
- Тактическое прогнозирование – осуществляет выявление текущих направлений реализации стратегии.
- Оперативное прогнозирование – составляет предположения по развитию в ближайший временной момент, параметры реализации тех или иных задач прохождения обучения и воспитания. Сюда входит составление прогнозов прохождения предстоящего урока, проведения контрольной проверки знаний, итоги завершения учебной четверти, полугодия и т.д.
Педагогическое прогнозирование напрямую зависит от целеполагания. Оно ориентируется на определение целей в учебно-воспитательной области и их преобразования в педагогические задачи. Такие задачи осуществляют синтез содержательной, стимулирующей и операционной стороны деятельности педагога и учащегося.
Методы педагогического прогнозирования
Педагогическое прогнозирование может быть реализовано путем применения следующих методов:
Источник
Педагогическое прогнозирование
Понимается нами как предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; определение путей совершенствования личности; проектирование хода развития педагогического процесса.
Для того, чтобы составить прогноз, необходимо исходить из информации о прошлом и настоящем; кроме того, надо знать законы, тенденции развития того или иного педагогического явления. Важное значение для педагогики играет активность предвидения, т.е., предвидя будущее, педагоги готовы активно вмешаться, изменить ход событий в благоприятную сторону. Пассивность, созерцательность не характерны для педагогического прогноза.
Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремится предвидеть поведение, поступки, действия ученика, прогнозирует развитие и формирование его личности, осуществляет управление педагогическим процессом.
Прогнозирование как функция педагогического мониторинга завершает цикл изучение – диагноз – прогноз. Однако эта логическая структура в практике работы чаще всего относится лишь к начальному периоду, ибо продуктивность педагогического процесса определяется прежде всего целью (задачами). Без цели не может быть самого педагогического процесса. Прогноз и содержит цель, на реализацию которой направлен педагогический процесс.
Цель определяет деятельность и общение, в процессе которых изучается личность школьника. Таким образом, в практике работы чаще всего выступает такая логическая формула:
Создание возможностей получения каждым обучающимся и педагогом необходимой информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для своевременной его корректировки — важнейшая задача педагогической диагностики.
Оценочнаяфункция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов: ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через педагогическую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект педагогической оценки заключается в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.
Стимулирующее значение педагогической оценки особенно высоко тогда, когда она совпадает с реальным развитием и поведением ученика. Как только воспитанник осознает объективность оценки, он начинает развивать свои положительные стороны или преодолевать недостатки. Измерительный характер педагогической оценки тоже оказывает влияние на ученика тем, что она побуждает к самообразованию. Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с достижениями других и тем самым устанавливает свой социальный статус. Благодаря оценке коллектива и учителя он получает сведения о себе.
Управленческаяфункция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Начальная диагностика — планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый — когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком учащимся; второй — когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом; третий — когда коллектив и педагог уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором — педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
Педагогу, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, ему обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности.
Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.
Текущая (корректирующая) диагностика — проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Обобщающая диагностика — дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Метод наблюдение как основной метод педагогической диагностики
Наблюдение — целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов.
Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.
Существенными недостатками метода наблюдения являются: 1) его длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; 3) невозможность статистической обработки результатов.
Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов фактов.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Педагог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).
Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное; условий организации — открытое и скрытое; места проведения — полевое и лабораторное; регулярности проведения — систематическое и случайное.
Контролируемое наблюдение — наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.
Неконтролируемое наблюдение — наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.
Открытое наблюдение — оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. Прискрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.
Включенное наблюдение — непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.
Невключенное наблюдение — осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым.
При невключенном наблюдении наблюдающий регистрирует явление «снаружи». Он сам не участвует в процессах, которые наблюдает.
Полевое наблюдение — наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, парке и т.д.).
Лабораторное наблюдение — создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности.
Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.
Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.
Важнейшим в наблюдении является «непосредственное понимание ребенка, невольное проникновение в наблюдаемого ребенка, одновременное сопереживание ему и письменная фиксация всех этих моментов наблюдателем».
Таким образом, в практике педагогической диагностики метод наблюдения рационально использовать посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных особенностей и их количественной оценки.
Источник