Морфологический разбор деепричастия. 7-й класс
Оборудование: учебник «Русский язык 7 класс», карточка для закрепления изученного материала, карточки со схемами предложений с прямой речью, ребусы, компьютер, проецируемые на экран слайды, таблица с суффиксами деепричастий.
Методические приёмы: повторение изученного материала, объяснение учителя, игра «Угадай слово», самостоятельная работа.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (упр. 186).
- Объяснить пропущенные буквы.
- Назвать слова с чередующимися гласными в корне (прикасаясь, растирая, нарастающий, разгоревшаяся), доказать, какой частью речи они являются.
3. Фронтальный опрос
– На какие вопросы отвечает деепричастие?
– Что оно обозначает?
– Каким членом предложения является деепричастие?
– Какие суффиксы деепричастий вы знаете?
– Есть ли у деепричастий окончание? Почему?
4. Выборочный диктант (выписать только деепричастия, выделить в них суффикс).
Встречался, встречаясь, встреченный, блестящую, взять, взяв, применяющий, применив, выполнит, выполнив, одевшись, одеваясь, зацепится, зацепившись, выделяю, выделяя, наклоняющийся, наклоняясь, имею, имея.
- Запись предложения под диктовку.
По реке пробегала, сверкая на солнце, лёгкая зыбь.
I. (Пробегала) сверкая (что делая?) – деепричастие.
Н.ф.– сверкая – сверкать.
II. Морф. пр.: неизмен. форма, несов. в., невозвр.
III. Пробегала (как?)
6. Игровой момент «Угадай слово» (Приложение 1, слайды 1-8)
7. Закрепление нового материала
1) Морфологический разбор деепричастия самостоятельно (весь класс), 1 ученик работает по карточке.
Слайд 9 с заданием I.(Любовались) примолкнув ( ) –
1. Раскрыть скобки.
(Не)убежав, (не)здоровится, (не)прочитанная книга, (не)написанное мамой письмо, (не)доумевая, (не)засмеявшись, (не)посеяно, (не)было, (не)щадя, (не)умолкая.
2. Выделить суффиксы деепричастий, определить их вид.
3. Морфологический разбор деепричастия.
I. (Замирает) растянувшись ( ) –
2) Проверка самостоятельной работы класса с помощью слайда 10 (Приложение 1).
I. (Любовались) примолкнув (что сделав?) – деепричастие.
Н.ф.– примолкнув – примолкнуть.
II. Морф.пр.: неизмен. форма, сов.в., невозвр.
III. Любовались (как?)
8. Повторение
1) Составить предложение по схеме, используя следующий материал:
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий. (В.Г.Белинский.)
2) Расставить знаки препинания.
Соседи увидев его обрадовались. Сидел он сложив руки на коленях. Очутившись позади холма я взобрался к развалинам беседки. Евгений Павлович прибавил шагу и добравшись до своего подъезда облегчённо вздохнул.
3) Написать схему однородных членов в последнем предложении.
9. Подведение итогов урока
– Что нового узнали на уроке?
– Какие орфограммы повторили? (Правописание собственных имён существительных, проверяемых безударных гласных корня, корней с чередующимися гласными, не с разными частями речи).
– Какие пунктограммы повторили? (Выделение запятыми деепричастного оборота).
10. Домашнее задание
1) Вопросы с.89.
2) Упр. 189 (выписать все слова с пропущенными буквами и со скобками, объяснить их правописание).
3) Морфологический разбор 1 деепричастия.
Источник
Морфологический разбор деепричастия
Морфологический разбор деепричастия — это определение грамматических признаков особой глагольной формы, обладающей признаками глагола и наречия.
Укажем план морфологического разбора деепричастия. Приведем образцы разбора деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Прежде чем узнать, как выполняется морфологический разбор деепричастия, напомним, что называется деепричастием в русском языке.
- (что делая?) прогуливаясь, рассматривая;
- (что сделав?) узнав, поощрив.
Грамматические признаки деепричастия
Деепричастие имеет грамматические признаки двух самостоятельных частей речи — глагола и наречия. Деепричастия образуются от глаголов, поэтому сохранили их некоторые признаки:
- вид (совершенный или несовершенный);
- переходность (способность управлять существительным в форме в.п. без предлога);
- возвратность (наличие или отсутствие постфикса -ся /-сь).
Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, которое совершается одновременно с основным действием, обозначенным сказуемым.
Мы идем по шатким мосткам, хватаясь за перила.
Идем и хватаемся одновременно.
Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие, которое происходит до начала основного действия, одновременно с ним либо после основного действия.
Прищурившись, он посмотрел на солнце.
Прищурился, потом посмотрел.
Несовершенного вида
Совершенного вида
Вид, переходность и возвратность деепричастия определяем по глаголу, от которого была образована эта особая форма.
К примеру, деепричастие «прищурившись» образовано от глагола «прищуриться», который имеет совершенный вид (что сделать?), является возвратным (постфикс -сь) и непереходным, так как все возвратные глаголы непереходные.
С наречием эту особую глагольную форму роднит неизменяемость и синтаксическая функция обстоятельства в предложении.
Так как деепричастие неизменяемое слово, у него нет и не может быть непостоянных грамматических признаков.
Выяснив эти грамматические особенности, составим план морфологического разбора деепричастия.
План морфологического разбора деепричастия
I. Часть речи. Общее значение (вопрос; глагол, от которого деепричастие образовано)
II . Морфологические признаки:
- вид
- переходность
- возвратность
- неизменяемость
III . Синтаксическая роль
В соответствии с этим планом приведем примеры морфологического разбора деепричастия.
Образцы морфологического разбора деепричастий
Улыбнувшись, отец одобрительно похлопал сына по плечу.
I. Слово «улыбнувшись» — это особая форма глагола — деепричастие, обозначает добавочное действие,, отвечает на вопрос что сделав? Образовано от глагола «улыбнуться».
II . Морфологические признаки:
- совершенный вид
- непереходное
- возвратное
- неизменяемое
III . Синтаксическая роль — обстоятельство
Вороны и сороки, галдя, сидят в густых кронах деревьев.
I. Слово «галдя» — это особая глагольная форма — деепричастие, которое обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос что делая? Образовано от глагола «галдеть».
II . Морфологические признаки:
- несовершенный вид
- непереходное
- невозвратное
- неизменяемое
III . Синтаксическая роль — обстоятельство
Над окрестностями встает круглая луна, заливая все бледным светом.
I. Слово «заливая» — это особая глагольная форма — деепричастие с зависимыми словами (деепричастный оборот), обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что делая? Образовано от глагола «заливать».
II . Морфологические признаки:
- несовершенный вид
- переходное
- невозвратное
- неизменяемое
III . Синтаксическая роль — обстоятельство
Свернув вправо, тропинка вывела нас к реке.
I. Слово «свернув» — это особая глагольная форма — деепричастие, обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что сделав? Образовано от глагола «свернуть»
II . Морфологические признаки:
- совершенный вид
- непереходное
- невозвратное
- неизменяемое
III . Синтаксическая роль — обстоятельство.
Видеоурок «Морфологический разбор деепричастия (7 класс)»
Источник
Морфологический разбор деепричастий
Деепричастие — неизменяемая самостоятельная часть речи, особая форма глагола. При морфологическом разборе учитывают постоянные морфологические признаки деепричастий — вид, переходность. В предложении деепричастия выступают в качестве обстоятельства.
Перечислим характеристики деепричастий для составления морфологического разбора.
- Общее значение: означает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
- Вопрос: что делая? что сделав?
- Начальная форма: неопределённая форма глагола.
- Морфологические признаки:
Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид, переходное или непереходное*, возвратное или невозвратное*.
Непостоянные признаки: нет, так как неизменяемая часть речи. - Синтаксическая роль:
Член предложения — обстоятельство.
* В отдельных школьных программах признаки переходное/непереходное, возвратное/невозвратное не рассматриваются.
План разбора
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма.
- Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность.
- Неизменяемость.
- Синтаксическая роль.
Пример разбора
Даны предложения: «Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть лёгкий след раскаяния. Я стал на углу площадки, крепко упёршись левой ногой в камень. » (М. Лермонтов).
Задание: разобрать слова стараясь .
- Стараясь — деепричастие, обозначает добавочное действие. Смотрел (с какой целью?) стараясь.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма — стараться.
- Несовершенный вид.
- Неизменяемая форма.
- В предложении является обстоятельством цели (смотрел с какой целью?): стараясь заметить раскаяние .
Наш сайт делает морфологический разбор деепричастий. Введите слово в текстовое поле и нажмите кнопку.
Слова с буквой ё пишите через букву ё (не через е!). Пчелы и пчёлы или слезы и слёзы — разные слова, имеющие разные морфологические разборы.
Источник
Морфологический анализ деепричастия по плану
Деепричастие – это особая глагольная форма, которая не изменяется и обладает признаками глагола и наречия. Образуется от основы глагола при помощи суффиксов -а/я, ‑в/-вши/-ши.
Как выделить деепричастие в речи? Самый простой способ – задать соответствующий вопрос: Что делая? Что сделав? А дальше сделать морфологический разбор по схеме.
План разбора деепричастия
Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.
План морфологического разбора деепричастия:
I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).
Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).
II. Морфологические признаки:
Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);
б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись (возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая (невозвратный);
в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море! непереходные: придя в гости, позвонив по телефону);
г) неизменяемая форма глагола (непостоянных признаков не имеет).
III. Синтаксическая роль (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).
Примеры морфологического разбора
Вот что заявил он, вернувшись.
- Вернувшись — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «вернуться».
- Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).
Я уже частенько, гуляя один в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
- Гуляя — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола гуля(ют).
- Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Дима слушал, широко раскрыв глаза.
- Раскрыв — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «раскрыть».
- Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное, переходное. Н.п.: неизменяемое.
- Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Быстро спросил я, спеша воспользоваться такой подходящей минутой.
- Спеша — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «спеш(ат)».
- Морфологические признаки:П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.
- Улыбаясь — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «улыба(ют)ся».
- Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Морфемный анализ деепричастия
В некоторых учебниках в морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор.
Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются – -а/-я, ‑в/-вши/-ши.
- Назвавшись другом. На-зв-а-вши-сь – производное от глагола «назваться»; основа – назвавшись, приставка – на‑, корень – ‑зв‑, суффиксы – ‑а-, ‑вши‑, постфикс – –сь.
- Читая книгу. Чит-а‑я – производное от глагола «читать»; основа – читая, корень – ‑чит‑, суффиксы – ‑а-, ‑я.
- Подбросив мяч. Под-брос-и‑в – производное от глагола «подбросить»; основа – подбросив, приставка – под‑, корень – ‑брос‑, суффиксы – ‑и-, ‑в-.
Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи используйте подробный план действий с наглядными примерами из данной статьи.
Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.
Источник
Упражнения по теме «Деепричастие»
Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то желтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.
И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.
Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.
1) Какова тема и главная мысль текста?
2) Определите его стиль, докажите. 3) Какие типы речи характерны для текста? 4) Какой образ создает автор, описывая грибы? 5) Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу? 6) Найдите предложение с деепричастием, запишите его. 7) Определите, какого вида деепричастие и как оно образовано. 8) Сделайте морфемный разбор деепричастия.
Упражнение 2.
Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Упражнение 3.
От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.
Упражнение 4.
От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.
Построить, услышать, завить, растаять.
Упражнение 5.
Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
Тест по теме «Деепричастие»
1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.
3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А ) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А ) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?
Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.
А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.
Источник